СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Музыкальная культура XX века

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья посвящённая музыкальной культуре Тулы XX века

Просмотр содержимого документа
«Музыкальная культура XX века»

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Тульской области

«Тульский педагогический колледж»



СТАТЬЯ на тему:

«музыкальная культура Тулы ХХ века».

(для студентов Тульского педагогического колледжа)





Дата проведения:19 апреля 2021 г.

Место проведения: ТГПОУ ТО «Тульский

педагогический колледж», 1 корпус, аудитория №122.

Время проведения:14.00 час.

Продолжительность: 45 мин.

Автор статьи: Клеймёнова Н.И.

педагог дополнительного образования,

Заслуженный Работник Культуры РФ









г. Тула, 2021г.

Тульская область и её культура многообразна и самобытна. Её истоки начинаются от истоков Дона (Ефремовский район) и охватывает всю территорию Одоевского, Белёвского, Суворовского, Дубенского районов. Белёвская плата составляет более 3000 лет.

Тульская музыкальная фольклорная культура имеет самобытный песенный строй. Культура тульского края ассимилирует особую мелодическую звуковысотность, где присутствует гармонический наигрыш (Т – S – D).

В тульской музыкальной культуре прослеживаются обрядовые черты на стыках кризисного периода. Например:

• девичество – замужество;

• жизнь – похороны (смерть) и т. д.

Здесь происходит разрушение старой культуры и попытки узнать будущее. Появляются механизмы мышления на исследовании обрядовой культуры (архитипы).

Обряды тульской музыкальной культуры существуют в комплексе, т.е. «накладываются» на календарные периоды. Календарные периоды состоят из двух сезонов: 1) зимнее солнцестояние;

2) летнее солнцестояние.

Тульская область отмечала календарные музыкальные периоды от Петрова дня до зимы (14 сентября – «Похороны мух»). Православные праздники сопровождались исполнением хороводов, пением частушек.

Весна – это начало аграрного периода года. Первая весна длилась до Пасхи (начало сева). В этот период исполнялись плясовые наигрыши, водились хороводы, пелись частушки и попевки, прославляющие будущий урожай. Весной игрались свадьбы и, следовательно, исполнялись «зазывные», весёлые хороводные песни.

Начиналась Первая весна с праздника Великомученицы Евдокии.

18 марта прилетают грачи. Это время Великого поста.

22 марта – праздник Сороки. Хозяйки пекут из теста «жаворонков».

Благовещенье – пекут просвирки;

Вербное Воскресенье – шарики;

«Грачевники» - пекут «птичек».

В Тульской области считалось, что петь на «голый лес», т.е. лес без листьев нельзя. Это может привести к беде.

В Благовещенье принято по тульскому обычаю не зажигать огонь во второй половине дня. Женщины не расчёсывали волосы, а дети в этот праздник угощались пряниками и подкидывали их вверх.

В Вербное Воскресенье веточки вербы использовались при первом выгоне скота на пастбища.

В «Чистый четверг» полагалось до восхода солнца чистить, мыть, убирать в доме. При этом разрешалось проводить хороводы, игры только детям. Исполнялись детские «выкрикушки».

Вторая весна начиналась от Пасхи Христовой и длилась до Троицы.

В Пасху происходили выкрики и прославление Иисуса Христа - «Христос воскресе!» В этот праздник и ещё сорок дней разрешалось исполнение хороводов, плясовых песен. После Пасхальной службы люди обходили дома и раздавали подарки в первой половине дня. Принято было в этот день устилать дорогу к дому соломой, а хозяевам встречать гостей с полотенцем и крестом. После угощения и ухода гостей полотенце забрасывали на крышу дома (Белёвский район).

Во время Пасхальных праздников исполнялись каждодневные весёлые хороводы, а по воскресеньям происходили народные гуляния, сопровождающиеся качанием на качелях.

На Красную Горку играли свадьбы, где исполнялись плясовые, частушки, хороводы.

На праздник Жён – Мироносец выходили в лес, водили хороводы, жарили яичницу.

На Егорьев день (6 мая) выгоняли скот на пастбища. Егорьев день считался в Тульской области чисто мужским праздником.

22 мая – Никола – люди ходили в лес, водили хороводы. Мужчин в этот день не трогают. На Николу пекут караваи, варят на костре любую кашу.

«Крещение кукушки» - этот праздник опоясывают берёзку, жарят яичницу, слушают кукушку – сколько лет отмерено прожить.

На Троицу считалось, что зелень имеет магическую целительную силу. Веточки берёзки клали на могилы усопших родственников, вешались они на памятники и ограды родных. Музыкальные жанры этого периода – песни, хороводы, частушки, «гуления». По музыкальному строю они похожи на музыкальные наигрыши, построенные на трихордах (три ноты в различном порядке).

Троица – завершение Второй весны.

Иван Купала (7 июля). Присутствует обряд гадания. Рассказывается много баек про колдунов, русалок, Лешиев, кукушек и т.д. В этот день праздник рекомендовалось ходить по росе босиком. Считалось, что в этот день приобретается здоровье. Необходимо было в этот день собрать 99 различных трав и связать их в пучок. На этом празднике люди водили хороводы, исполнялись частушки и плясовые, прыгали через костёр.

Петров день (12 июля) – вторая половина года. После Петрова Дня начиналась жатва

Из праздников следует отметить 2 августа – Ильин День (Илья Пророк). Считалось, что на Ильин День в первой половине – лето, а во второй половине дня – осень. Завершалось купание в реках. В жатву (по поверьям) русалки зажинают рожь, т.е. мнут её и делают круги на полях. Поэтому жатву начинает женщина с «лёгкой» рукой. Отмечали первый и последний сноп.

14 сентября - Похороны мух.

27 сентября – Воздвиженье Креста Господня.

В этот праздник нельзя ходить в лес, т.к. есть опасность быть ужаленным змеями, покусанным мухами. Этот день должен быть проведён в молитвах и церковных песнопениях спокойно. В этот праздник происходит последний сбор урожая, в частности орехов. Здесь используется свято – обрядовый комплекс: церковные песнопения, «заклички» урожая, водятся спокойные хороводы.

В Покров Пресвятой Богородицы всегда назначаются свадьбы, а в Пристольные праздники отмечаются «буйно», т.е. с плясками и частушками на злободневную тему.

Свято – обрядовый комплекс.

  1. Посиделки идут каждый день. Поются колядки, исполняются святочные игры, люди гадают.

  2. С 31 декабря по 19 января – Святки.

  3. В Рождество люди колядуют, славят Христа (Христославление), одаривают близких подарками. Празднуют весёлыми песнями, плясками, хороводами, частушками.

  4. Завершаются СвяткиКрещением Господним. На Крещение окропляют святой водой помещение (дом).

  5. В Масленицу (идёт после Мясоеда) определяются со свадьбами. В этот праздник делают куклы и прикрепляют их в доме и на крыше. Их (кукол) величали, как в свадьбу: Она – Масленка, Он – Пост. В это время исполнялись величальные песни, хороводы, пляски.

  6. В Прощённое Воскресенье рекомендовалось купаться в проруби.

  7. В «горький» понедельник происходили кулачные бои, женщин валяли в снегу.

Вклад Тульского края в отечественную музыкальную культуру велик и многообразен. На тульской земле родились, трудились и прославляли свой родной край много известных России композиторов, поэтов, артистов.

Продолжателями музыкального наследия Тульского края после Александра Сергеевича Даргомыжского, Модеста Петровича Мусоргского, Родиона Константиновича Щедрина смело можно назвать имена многих известных и прекрасных композиторов г. Тулы, таких как:

Иосиф Александрович Михайловский, Генрих Самойлович Гиндес, Владимир Михайлович Фоменко, Анатолий Ашерович Кролл, Игорь Тальков, Елена Киргизова, Аркадий Хоралов, Виктор Синьковский (народный инструментальный оркестр «Ясная Поляна»), Юрий Максимов, Владимир Пашутин, Владимир Смирнов и др.

На Тульской земле прошли своё творческое становление известные музыканты и певцы, такие как Валентина Легкоступова, Владимир Цветаев, Михаил Михайлов, Сергей Крылов, Ирина Салтыкова, Владимир Макаров, Аркадий Хоралов, Игорь Тальков, Алексей Воробьёв, Вячеслав Невинный (актёр) и многие другие.

В стихах и прозе прославляли тульскую землю наши земляки – поэты, такие как Валерий Ходулин, Юрий Щёлоков Сергей Белозёров, Владимир Лазарев и др.

Большой вклад в развитие музыкальной культуры Тулы внёс руководитель тульского академического хора, директор Тульской филармонии, композитор, дирижёр, народный артист СССР, Лауреат Ленинской премии Иосиф Александрович Михайловский. В его честь и память о нём наша областная филармония носит имя И.А. Михайловского.

И.А. Михайловский написал большое количество песен о Туле. Среди них – «Есть город в России» на стихи известного тульского поэта – фронтовика Юрия Михайловича Щёлокова, «Зареченский вальс» на стихи Владимира Лазарева и многие другие.

Много можно говорить о музыкальной культуре Тулы и области. Стоит только перечесть известных и легендарных людей 20 века. Это – В.В. Вересаев (Дом – музей Вересаева – Смидовича в г. Туле); Н.П. Макаров – лексикограф и музыкант (романс «Однозвучно звенит колокольчик»), И.С. Тургенев – писатель, Л.Н. Толстой – великий русский писатель, романы которого («Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресенье») положены на музыку и экранизированы.

Наша страна, как и любая славянская этническая традиция, исстари славилась богатым развитием музыкального творчества. Тульский джаз имеет этно – национальные слагаемые и музыкально – культурных предшественников. 20 век – век джаза. Создан первый джазовый оркестр под управлением Анатолия Кролла и джаз – трио Владимира Васильева (тульский период деятельности) Международный джаз – фестиваль «Джаз – юниор» - впервые в мире – в Туле: организаторы, участники, лауреаты.

Рок – панорама Тулы и области.

Социально – психологическая сущность рок – культуры: рок и джаз; европейская рок – музыка. Летопись тульского рок – движения – современная Internet продукция и рок – записи.

Интерес к родной истории и музыкально – художественной культуре на тульской земле проявился в ряде исследований, в том числе, современных авторов (см. работы О.Н. Прокопец «Художественная культура тульского края», О.И. Филатовой «Музыкальное краеведение», Э.А. Андреевой «Музыка Льва Толстого» и других современных авторов.

Создание модели развития информационной компетентности студентов в области народного творчества и музыкальной культуры тульского региона является новым подходом в музыкально – педагогических исследованиях. Информация о подобных моделях отсутствует как в отечественной, так и иностранной литературе. Именно развитие информационной компетентности в XXI веке обеспечит студентам процессы самообразования в будущем.









Литература.

Основные источники:

  1. Асафьев, Б.В. Об организации музыкально – исторического музея: Докладная записка Б.В. Асафьева в правление Ленинградской государственной консерватории // Указ. Соч. – С.228 – 231.

  2. Первые музыкально – краеведческие чтения, посвящённые 200– летию со дня рождения Н.И. Белобородова: Сборник тезисов докладов / ГУК ТО «Объединение «Тульский областной историко – архитектурный и литературный музей»; Сост. Е.В. Васильева. – Тула: ГУИ – ПП «Тульский полиграфист», 2020. – 45с.

  3. Соколова, В.К. Календарные обряды и поэзия у восточнославянских народов в начале ХХ века / В.К. Соколова. // История, культура, этнография и фольклор славянских народов: Международный съезд славистов (Загреб – Любляна, сентябрь 2002.): доклады советской делегации / Отделение истории АН СССР, Советский комитет славистов; От ред. Н.И. Костюшко. – М.: Наука, 2019. – 620с. – С.385 – 400.

Дополнительные источники:

1.Рыжикова, Г.П. Рок – музыка в лучших традициях города Щёкино / Г.П. Рыжикова // Указ. изд. – Том 3.- 163 с.- С.15 – 18.

2.Седунова, Л.М. Развитие информационной компетентности учащихся в области народного творчества и музыкальной культуры Тульского региона. [Текст ] / Л.М. Седунова, О.И. Филатова - Тула.: Издательство ТГПУ им. Л.Н.Толстого,2020. – С.240.





4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!