Класс: 3
Тема: Музыкальный размер
Цели урока:
Формировать потребность в общении с музыкой.
Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.
Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.
Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.
Обучение основам музыкальной грамоты.
Музыкальный материал урока:
П. Чайковский. Вальс. Из балета «Спящая красавица». Фрагмент (слушание).
Г. Струве, стихи В. Викторова. Я стараюсь (пение).
Г. Струве, стихи М. Садовского. Хор, хор, хор! (пение).
Дополнительный материал:
Ход урока:
Организационный момент.
Сообщение темы урока.
Тема урока: Для чего нужен музыкальный размер?
Запись на доске:
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РАЗМЕР ТАКТ * АКЦЕНТ |
Работа по теме урока.
Чтобы понять, что такое музыкальный размер, нужно хорошо знать… математику. Да, математику. Потому что музыкант должен уметь правильно считать.
Разме́р та́кта — число, обозначающее ёмкость такта, то есть количество и относительную длительность долей, которые он способен содержать. В нотах обозначается в виде дроби, располагающейся в начале произведения, сразу после ключа и «ключевых» знаков, на каждом нотоносце отдельно, и сохраняет значение до конца произведения или до установления нового размера. Числитель этой доли показывает число основных долей в такте, а знаменатель — их относительную длительность.
Основные музыкальные размеры
Примеры:
Размер 2/2 состоит из двух долей величиной равных половинной длительности;
Размер 3/4 состоит из трёх долей величиной равных четвертной длительности;
Размер 4/4 состоит из четырёх долей величиной равных четвертной длительности;
Размер 7/8 состоит из семи долей величиной равных восьмой длительности;
Размер C эквивалентен 4/4;
Размер ( ) эквивалентен 2/2 (Alla Breve)
Музыкальный (тактовый) размер определяется чередованием сильных, слабых и относительно сильных долей (так называемой «пульсацией») музыки, которые, как правило, легко услышать.
Простых размеров всего два — двухдольный и трёхдольный; из них образуются сложные (в том числе размер 4/4) и смешанные (5/4, 7/4 и пр.) размеры.
Метр определяет рисунок равномерного чередования сильных и слабых долей во времени.
Доля — это один, как бы, удар невидимого метронома — метр. Доли бывают сильные, относительно сильные и слабые. На сильные доли, как правило, делается акцент, часто, громкостной — выделение повышенной громкостью относительно слабых.
Акцент — выделение определенной доли или ноты. Обычно акцент делается на сильные доли. Ударение в музыке.
Первая доля в такте всегда сильная, на нее делается самый большой акцент, остальные доли более слабые. Поэтому можно сказать, что такт — промежуток между двумя соседними сильными (имеющими наибольший акцент) долями.
Сильная доля и акцент — не одно и то же. Если этого требует характер музыкального произведения, акцент (ударение) может сместиться с сильной доли на слабую. Но из-за этого ее нельзя не называть «сильной» — сильная доля всегда первая в такте.
Слово вальс в переводе с немецкого языка обозначает «кружиться». Это плавный кружащийся танец, который исполняется парами. Все вальсы имеют размер ¾.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РАЗМЕР ¾ ВАЛЬС ТОРЖЕСТВЕННЫЙ ПРАЗДНИЧНЫЙ БЛАГОРОДНЫЙ |
Прочитайте стихотворение из «Вальса собачек». Правильно выполните ударения: сильный хлопок на первую долю и два лёгких хлопка на слабые доли.
Мишка, Трезор, и Полкан, и Армишка
Затеяли вместе все вальс танцевать, -
Но не в лад, невпопад закружились, упали
И начали лапки друг другу кусать!
Почему в «Вальсе собачек» «артисты» закружились невпопад?
Как звучит «Вальс» из балета П. Чайковского «Спящая красавица»?
П. Чайковский. Вальс. Из балета «Спящая красавица». Фрагмент (слушание).
Вокально-хоровая работа
Г. Струве, стихи В. Викторова. Я стараюсь (пение).
Г. Струве, стихи М. Садовского. Хор, хор, хор! (пение).
Итог урока.
На уроке вы узнали много нового. Постарайтесь сохранить эти знания, они вам ещё пригодятся.