Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия на уроке | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность. Ты дружбу не купишь за деньги, Её не найдешь просто так, Ведь дружба, как золото, ценна, А так же не всем по зубам. Она – это то, что не каждый За жизнь себе сможет сыскать, Но если нашел, береги же, Не дай никому отобрать! И скоро поймешь ты, как важно Найти тот единственный свет, Что выслушать сможет тебя же И дать тебе нужный совет! В. Ватулко | Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку | Фронтальная, индивидуальная | Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; умеют оформлять свои мысли в устной форме, вступать в диалог, обмениваться мнениями. Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, осознают его важность | Устные ответы, наблюдения учителя |
II. Актуализация знаний | 1. Проверка домашнего задания. 2. Речевая разминка. | В. Берестов «Гляжу с высоты», В. Лунин «Я и Вовка». Урок 92: ДВОЯШКИ Мы друзья – два Яшки, Прозвали нас «двояшки». – Какие непохожие! – Говорят прохожие. И должен объяснять я, Что мы совсем не братья, Мы друзья – два Якова, Зовут нас одинаково. А. Барто Урок 93: ПОДАРОК Пришла ко мне подружка, И мы играли с ней. И вот одна игрушка Вдруг приглянулась ей: Лягушка заводная, Весёлая, смешная. Мне скучно без игрушки – Любимая была! Но всё же я подружке Игрушку отдала. Е. Благинина – Прочитайте быстро, медленно, радостно, грустно | Читают стихотворение выразительно. Выполняют задание | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: осуществляют смысловое чтение, структурирование знаний, анализ, синтез, сравнение, обобщение, извлечение необходимой информации из текстов, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, подведение под понятие. Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки. Коммуникативные: умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса. Личностные: выказывают своё отношение к героям, выражают свои эмоции | Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания |
III. Постановка темы, цели урока | Мозговой штурм | – Закончите фразу «Друг – это тот, кто...» ••готов помочь в беде; ••умеет хранить тайну; ••является добрым, чутким человеком; ••посочувствует; ••верен и предан; ••честен. – Важно не только «вырастить» в себе эти качества, но и сохранить в течение всей жизни, а это не всегда удаётся. – Как вы думаете, по названию можно предположить, о чём будет рассказ? | Выполняют задание. Отвечают на вопрос | Фронтальная | Регулятивные: принимают и сохраняют учебные задачи. Личностные: проявляют чувства доброжелательности, морально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания | Устные ответы |
IV. Работа по теме урока | 1. Рассказ учителя о Н. Булга- кове. 2. Словарная работа | Читает с прогнозированием. – Почему прогноз оказался неточным? – Какое чувство вызвало это произведение? – Что понравилось? Чем? Что не понравилось? – Прежде чем мы начнем читать рассказ, необходимо научиться произносить трудные слова. Прочитайте (по ходу чтения уточняется значение непонятных слов). Спе-ци-аль-ная – специальная. Про-ко-ря-бал – прокорябал. Полу-ле-жа-ла – полулежала. Встре-пе-ну-лась – встрепенулась. Не-за-кра-шен-ную – незакрашенную. Трол-лей-бус – троллейбус. За-пла-кан-ное – заплаканное | Внимательно слушают. Отвечают на вопросы. Сначала читают слова по слогам, затем целым словом | Фронтальная | Познавательные: осуществляют логические действия. Регулятивные: принимают и сохраняют учебные задачи. Коммуникативные: активно используют речевые средства для решения познавательных задач; проявляют готовность слушать, вести диалог, излагать и аргументировать свою точку зрения | Устные ответы, выполненные задания |
V. Закрепление знаний и способов действий | 1. Перечитывание текста учащимися по цепочке. 2. Анализ художественного произведения. Беседа по содержанию. 3. Работа с иллюстрацией. Работа в парах. 4. Работа в группах | Проводит необходимую словарную работу по ходу прочитывания и комментирование текста. – Как вы думаете, почему произошло это несчастье с Катей? – Почему больницу называют особой, строгой? – Почему автор обращает наше внимание, что Катя была в сереньком халате? – Почему Катя стала счастливая? – Подберите синонимы к слову «печальная». – Почему Аня заплакала, увидев Катю? – Как девочки разговаривали через стекло? – Какой мы видим Катю в начале рассказа и в конце? – Чему радовалась Катя, лёжа в больнице? – А почему Аня оставалась печальной? – Как вы считаете, в каких словах выражена главная мысль рассказа? – Какая пословица на с. 84 подходит к этому рассказу? – Всё ли так нарисовал художник, как было в рассказе? 1. Без хорошего друга человек не знает своих ошибок. 2. Врагу не кланяйся, для друга жизни не жалей. 3. Не бойся умного врага, бойся глупого друга. 4. Друга узнать – вместе пуд соли съесть. 5. Кто дружбу водит, тот счастье находит. 6. Когда нет друга, и свет не мил. 7. Зло забывай, а дружбу помни. 8. В беде легче с хорошим товарищем | Читают «по цепочке» с остановками, отвечают на вопросы. Отвечают на вопросы. Обсуждают в парах. Составляют из слов предложения-пословицы | Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая | Познавательные: осуществляют смысловое чтение, структурирование знаний, анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, выдвижение гипотез и их обоснование, поиск необходимой информации, построение логической цепи рассуждений, доказательство. Регулятивные: осуществляют контроль; коррекцию; волевую саморегуляцию в ситуации затруднения. Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; учитывают разные мнения; координируют в сотрудничестве разные позиции; высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Личностные: осуществляют смыслообразование; нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания | Устные ответы, выполненные задания |
VI. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | – Что нового вы узнали о Н. Булгакове? – С каким произведением мы познакомились? – Какие эмоции вызвал у вас этот рассказ? – Закончите предложения: ••Я сегодня узнал… ••Я научился… ••Мне было… ••На этом уроке я похвалил бы себя… ••Сегодня я сумел… | Отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: ориентируются в системе знаний. Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке. Личностные: проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний | Устные ответы |
Домашнее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания | Урок 92: пересказать от имени Кати. Урок 93: придумать продолжение рассказа | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Регулятивные: принимают и сохраняют учебные задачи, осуществляют поиск средств их решения | Выполненные задания |