Фрагмент урока по окружающему миру по теме: " На что похожа наша планета? Глобус – модель Земли."
Тип урока: знакомство с новым знанием
Цель: сформировать представление о том, что планета Земля имеет шарообразную форму.
Задачи:
Обучать логическим приемам доказательства выдвигаемых предположений о форме Земли.
Формировать навыки моделирования собственных представлений.
Развивать речевые навыки и наблюдательность.
Воспитывать бережное отношение к нашей планете.
Планируемый результат:
Предметные:
Обучающийся узнает, что Земля имеет шарообразную форму и постоянно движется, что глобус-модель Земли.
Ученик научится приводить простейшие доказательства шарообразности нашей планеты
Ученик получит возможность использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты
Метапредметные:
Регулятивные УУД: понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить;
Коммуникативные УУД: выдвигать предположения и доказывать их.
Познавательные УУД: рассматривать рисунки-схемы и объяснять особенности движения Земли.
Форма урока: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, мультимедийная презентация, учебный мультфильм, глобус, мяч, иллюстрации по теме урока.
У обучающихся: макеты, пластилин, принадлежности для лепки.
Ход урока
Организационный момент
Долгожданный дан звонок-
Начинается урок
- Здравствуйте дорогие ребята. Сегодня у нас необычный урок. У меня в руках непростое письмо и мне кажется в нем просьба о помощи. Внимание на экран.
2. Мотивация учащихся и постановка проблемы видео письмо 1
Текст письма
Привет, Земляне! Пишут вам Лунатики, жители соседней галактики. Мы очень хотим с вами подружиться, но никогда не были на вашей планете, и даже не знаем, как она выглядит. Опишите нам, как выглядит ваша планета и расскажите нам о ней. А лучше, сделайте и пришлите нам модель вашей планеты. Тогда возможно, мы найдём её и сможем прилететь к вам в гости.
- Поможем Лунатикам? Для этого нам необходимо совершит путешествие в космос и посмотреть на нашу планету из космоса. Теперь мы вами – одна команда, экипаж космического корабля. Наш девиз: «Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому!»
Итак, отправляемся в полёт. Впереди нас ждут остановки – звезды. На каждой звезде -интересное задание. Вперёд к звёздам!
А сейчас мы с вами дети
Улетаем на ракете.
На носочки поднимись,
А потом руки вниз.
Раз, два, три, четыре.
Вот летит ракета ввысь!
Просмотр видео «Планета Земля. Вид из космоса» видео -2
- Наша планета называется Земля. Какой она формы? (круглая). Какие предметы имеют такую же форму? (яблоко, апельсин, мяч).
- Какого цвета наша планета? Какой цвет преобладает? (голубой). Почему? (потому что её большая часть покрыта водой)
1.Мы у первой звезды. И на ней наше первое задание: Объясните, как движется планета Земля?
Просмотр видео «Движение Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси» видео -3
- Планета Земля вертится вокруг себя и вокруг Солнца одновременно, как волчок на полу. Пол – это орбита Земли, а стержень, вокруг которого вертится волчок – это земная ось. Ось эта слегка наклонена под углом. Ось соединяет два полюса Земли – северный и южный. Земля подставляет Солнцу то одну сторону, то другую. Пока она совершает оборот вокруг своей оси, проходят 24 часа, т.е. сутки – день и ночь.
Отправляемся ко второй звезде? На ней следующее задание: Расскажите, какие большие участки суши есть на планете Земля? Сколько их, как они называются?
2.Просмотр видео «Материки» видео-4
Большие участки суши называются материки. Их шесть. Евразия – самый большой материк. В Евразии проживает больше половины населения планеты. Африка – второй по величине и заселённости материк после Евразии. Это самый жаркий материк. Больше половины его занимают саванны и пустыни. Пустыня Сахара, расположенная на этом материке самая большая в мире. Австралия – самый маленький и малонаселённый материк. Это ещё и самый сухой континент в мире. Здесь выпадает очень мало дождей. Антарктида самый холодный (Е материк на планете. Круглый год почти вся его поверхность покрыта толстым слоем льда. Здесь не живут люди и совсем нет растений, только иногда сюда приезжают учёные для различных исследований. Южная Америка расположена в южном полушарии. Здесь протекает самая полноводная река Амазонка и самая длинная высокогорная цепь в мире Анды. Северная Америка находится в северном полушарии.
- Кто сможет повторить названия всех материков?
Летим дальше, к следующей звезде. Впереди у нас музыкальная звезда, которая дарит нам замечательную песенку.
3.Физминутка «Зелёненькие Лунатики»
4. От музыкальной звезды мы отправляемся к следующей звезде, чтобы выполнить ещё одно задание: Изучите модель планеты Земля – глобус. В чём сходство и различие глобуса и планеты земля?
Учитель вместе с детьми рассматривает глобус.
- Глобус является уменьшенной копией планеты Земля. Как вы думаете, в чём сходство глобуса и планеты Земля? (он круглый, имеет ось, северный и южный полюса, наклонена под углом, на нём нанесены материки и океаны). А различие? (он меньше и сделан искусственно).
Учитель вместе с детьми рассматривает изображения и модели различных глобусов (физический, политический)
Первый глобус изготовил в 1492 году германский астроном М.Бехайм. Он назывался «Земное яблоко».
Самостоятельная работа в группах.
5.Впереди у нас последняя звёздочка и самое интересное задание: Сделать модель планеты Земля.
Дети изготавливают модель планеты земля из пенопластовых шаров и пластилина.
Молодцы ребята! Мы отправим ваши модели Лунатикам и они обязательно прилетят к нам в гости.
3.. Рефлексия.
Как нужно обращаться с Землей?(Дети: Землю нужно беречь и охранять, заботиться о ней и т.д.)
-Что вы нового узнали ?( удивило, впечатлило)
Ребята, вы все молодцы!!! Всем спасибо за внимание.
Использованные технологии
- игровая ( Д.Б. Эльконина )
-видеофрагмет
Название на глобус
Евразия
Африка
Австралия
Антарктида
Южная Америка
Северная Америка