СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Набор диагностических методик для определения вида перенесенного детьми и подростками насилия

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наиболее важным инструментом диагностического обследования ребенка является интервью: оно определяет проблемы, с  которыми необходимо справиться, жизненный контекст этих проблем и перспективы их решения.

Просмотр содержимого документа
«Набор диагностических методик для определения вида перенесенного детьми и подростками насилия»

Набор диагностических методик для определения вида перенесенного насилия


ИНТЕРВЬЮ ДЛЯ ОЦЕНКИ ПРОБЛЕМЫ ДЕТЕЙ1


Наиболее важным инструментом диагностического обследования ребенка является интервью: оно определяет проблемы, с которыми необходимо справиться, жизненный контекст этих проблем и перспективы их решения. Можно выделить 3 главных функции интервью:

  1. сбор данных о самой проблеме, с которой ребенок обратился;

  2. развитие взаимоотношений и реагирование на эмоции ребенка;

  3. информирование ребенка (или его родителей, если он мал) о его проблемах и мотивация на дальнейшую работу.

Интервьюирование детей должно происходить в отдельной, специально оборудованной комнате, без родителей, других родственников или вовлеченных в обследование специалистов из других учреждений. Исключение составляют очень маленькие дети и дети, привязанные к родителям. Но и здесь есть выход: поместить мать в соседнее помещение, объяснить ребенку, что в любое время он может к ней зайти. Цель – способствовать созданию у ребенка чувства безопасности и исключить влияние родственников. С детьми дошкольного возраста, испытывающими трудности общения, иногда приходится играть в течение довольно продолжительного времени, чтобы установить контакт.

Очень важно наблюдать за ребенком во время интервью и фиксировать его невербальное поведение как индикатор эмоционального состояния: выражение лица, позу тела, движения, тон голоса, интонации, физические манифестации нервной системы (покраснение лица, учащенное дыхание, мокрые ладони, у некоторых детей появляется заикание). Как правило, подобная реакция наблюдается, когда речь заходит о кризисной ситуации, которую ребенок переживал: связанную с насилием, разводом родителей и пр.

Интервьюер, заинтересованный в понимании эмоционального состоянии ребенка, должен приглядываться к этим ключевым признакам и развивать взаимодействие с ним путем одобрения и поддержки.

Беседу с ребенком лучше начать с открытых - закрытых вопросов, касающихся его обыденной жизни, от которых может протянуться мостик к специфической проблеме, по поводу которой обратились. Можно спросить ребенка о том, как прошел его день. С самыми маленькими детьми, которым трудно понять такого типа вопросы, следует быть более конкретными: «Кто живет в твоем доме?», «Кто укладывает тебя спать, кто моет тебя?», «Что ты ел сегодня на завтрак?» и т.д. Ответы на такие вопросы дают ключи к пониманию о качестве заботы о ребенке, уходе за ним.

Переходя к вопросам о жестоком обращении, можно спросить о дисциплинарных методах воспитания в доме. Большинство абузивных (то есть допускающих дурное обращение с ребенком) родителей расценивают свои насильственные действия по отношению к ребенку как физическую дисциплину, как необходимую составляющую воспитания ребенка.

Спросить, каким правилам подчиняется ребенок, какие обязанности он выполняет дома. Ответы дают возможность понять, хаотично ли ведется дом (никаких правил, рутинных дел), нереалистические ожидания (6-летний ребенок заботится о 2-летнем, в то время как родители уходят из дома). Специалист может понять, учитываются ли в данной семье нужды ребенка или на первом плане нужды родителей. (Например, мальчик, не желая огорчать мать, не говорит ей о домогательствах отчима). Обсуждая домашние правила и обязанности, естественно будет спросить, а что произойдет, если ребенок не выполнит свои обязанности. Если ребенок упомянет физическое наказание как последствие непослушания, то следует спросить, в каком виде: шлепки, удары веревкой, ремнем и так далее, и по каким частям тела били.

Особую трудность представляет интервью с детьми, пострадавшими от сексуального насилия, хотя сведения, полученные от самого ребенка, представляют большую ценность.

Необходимо хорошо подготовиться к интервью: у родителей или других взрослых узнать подробности сексуального насилия над ребенком, во время интервью не употреблять юридических терминов, не называть произошедшее с ребенком сексуальным насилием.


Интервью рекомендуется проводить в 3 фазы (G.S. Goodman, B.L. Bottom) [58]:

1 фаза начинается с деятельности, способствующей развитию взаимоотношения с ребенком, например, с рисунка или обсуждения нейтральных тем. Во время этой фазы проверяется способность ребенка вспоминать события и верно их воспроизводить. Например, интервьюер просит ребенка описать 2 специфических, запоминающихся события, которые имели место не так давно: день рождения, посещение какого-то мероприятия (заранее у родителей расспросить детали). При обсуждении этого события желательно задавать вопросы ребенку, развивая рассказанное им. Таким образом, во время этой фазы не только выстраиваются отношения доверия, но и сама беседа может служить моделью интервью о сексуальном насилии.

2 фаза – вначале необходимо установить, различает ли ребенок правду и ложь, и, если он понимает различия, то нужно получить его согласие рассказывать только правду.

Можно начать со свободного изложения: попросить ребенка рассказать о том, что с ним произошло плохого, что вызывает у него смущение. Если ребенок молчит, можно стимулировать: «Твоя мама сказала, что ты боишься вечером ложиться спать, не можешь ли ты сказать, что тебя беспокоит?» Если ребенок начинает рассказывать, то не следует его перебивать, не давить на него, а подбадривать и поощрять: «А что было дальше?» Задавать вопросы следует только после того, как ребенок рассказал все, что мог. Цель вопросов – прояснить детали: где и когда это случилось, как часто повторялось, что говорил, во что был одет насильник (называть его так, как назвал ребенок).

Можно попросить ребенка нарисовать картинку, как это происходило, или на фигуре человека показать места, к которым прикасался насильник и, где ребенку было больно или приятно.

Поскольку интервью болезненно и утомительно для ребенка, по ходу дела можно переводить разговор на нейтральные темы и дать ему отдохнуть, но лучше интервью не растягивать на несколько раз.

Заключительная фаза – провести релаксационные упражнения, поблагодарить ребенка за честность и мужество, пригласить на следующую встречу, в которую, наряду с диагностическими процедурами, включить релаксационные.

Более старшие дети, как правило, охотнее рассказывают о пережитом насилии. С теми, кому трудно прямо об этом говорить, используются проективные методики.

Если интервью хорошо проведено, то, помимо удовлетворения, специалист получает информацию для планирования дальнейшей работы с ребенком и семьей. Ребенок чувствует себя спокойно, не устает, родители готовы к дальнейшей совместной работе. Таким образом, интервью является частью терапевтического процесса.














АНКЕТА (СКРИНИНГ) НА ВЫЯВЛЕНИЕ ХАРАКТЕРА ТРАВМАТИЧЕСКОГО СОБЫТИЯ (для ребенка)2

Анкета позволяет собрать сведения о видах насилия – физическом, сексуальном, эмоциональном, данные о разлуке, похищении, несчастном случае, смерти.

Предназначена для анкетирования мальчиков и девочек любого возраста. В зависимости от возраста и владением информацией анкету может заполнять как сам обследуемый, так и психолог (социальный работник).


* Параллельно анкету о ребенке заполняет родитель (законный представитель ребенка).


БЛАНК анкеты



Фамилия, имя ребенка



Пол: М

Ж

Возраст

лет месяцев

Образование

Дата заполнения



ИНСТРУКЦИЯ: Ниже помещены вопросы о том, что иногда случается с детьми и подростками.

Ты можешь выбрать подходящий ответ исходя из своей жизни.

Обведи в каждом номере цифру и букву ответа.

Напиши конкретные пояснения, которые необходимы в некоторых случаях.

Если у тебя возникнут затруднения при заполнении анкеты, обращайся к специалисту.

Если то, что спрашивается в вопросе, с тобой случилось, отметь 1 «ДА»; если с тобой этого не было, отметь 2 «НЕТ»; если не уверен (-а), то отметь 3 «НЕ ЗНАЮ»; если эти три ответа для тебя не подходят, отметь 4 «НЕТ ОТВЕТА».


Если ты отметил № 2, 3 или 4, то переходи к следующему номеру.

Если ты отметил ответ №1, то нужно дать (сообщить) дополнительные сведения.



1. Происходил ли с тобой когда-нибудь несчастный случай, например,

автомобильная авария?

1

да

2

нет

3

4


А) Что случилось? (напиши)


Б) Сколько тебе было лет?

В) Пострадал ли ты?

Г) Кто-нибудь еще пострадал или только ты? Кто пострадал?

Д) Обращался ли ты (или твои родители) к врачу или в больницу?


2. Был ли у тебя близкий человек, который умер?

1

да

2

нет

3

4


А) Кто умер? (подчеркни) мать/мачеха; отец/отчим; брат/сестра; другие родственники; взрослый, которого ты знал, но не член семьи; сверстник.

Б) Как он умер?

В) Сколько тебе было лет, когда это случилось?


3. Случались ли в твоей семье ссоры, когда члены семьи ссорились и кричали друг на друга?

1

да

2

нет

3

4


А) Что случилось? (напиши)

Б) Кто кричал?

В) Как часто происходили эти ссоры? (подчеркни) (однажды, редко, 2 раза в месяц, раз в неделю, несколько раз в неделю или ежедневно).

Г) Когда это случилось в последний раз?

Д) Кто больше всех кричал?

Е) Какие при этом употреблялись слова? Ругательства, обзывания, угрозы нанести побои, угрозы сделать что-нибудь плохое, другое.


4. Было ли у тебя когда-нибудь домашнее животное, которое убили?

1

да

2

нет

3

4


А) Что случилось? (напиши)


Б) Сколько тебе было лет, когда это случилось?


5. Был ли у тебя когда-нибудь период, когда ты не мог жить вместе с родителями (опекунами)?

1

да

2

нет

3

4


А) Что случилось? (напиши)


Б) С кем ты не мог жить, (если это не ясно из пункта А)?

В) Как произошло, что ты не мог жить вместе с ними?



6. Видел ли ты, как кто-нибудь сильно избил или ранили другого человека или даже убил его?

1

да

2

нет

3

4


А) Что случилось? (напиши)


Б) Сколько тебе было лет, когда это случилось?

В) Кто был избит, ранен (убит)? (подчеркнуть) мать/мачеха; отец/отчим; брат/сестра; дедушка/бабушка; другой родственник, которого ты знал; родственник, которого ты не знал; взрослый, которого ты знал; другие.


7. Похищал ли кто-нибудь тебя (или забирал тебя, несмотря на то, что не должен был это делать)?

1

да

2

нет

3

4


А) Кто это был?

Б) Куда тебя забирали?

В) Как долго ты там находился?

Г) Сколько тебе было лет?

Д) Что происходило с тобой в то время, когда тебя похитили (забрали)? (напиши)



8. Бил или пинал тебя кто-нибудь из взрослых?

1

да

2

нет

3

4


А) Кто бил или пинал тебя? Мать/мачеха; отец/отчим; брат/сестра; дедушка/бабушка; другие родственники; другие (кто?) (подчеркни).

Б) Что случилось? (напиши)

В) Сколько тебе было лет, когда это случилось? (напиши)

Г) Были ли у тебя когда-нибудь порезы, синяки, переломы костей из-за того, что кто-то бил тебя? (напиши)

Д) На какой части тела были эти повреждения?

Е) Обращался ли ты (или твои родители) когда-нибудь в больницу или травмпункт, когда у тебя были повреждения после избиения?


9. Лежал ли ты когда-нибудь в больнице?

1

да

2

нет

3

4


А) Почему ты находился в больнице? (напиши)


Б) Сколько тебе было тогда лет?

В) Сколько раз ты лежал в больнице?

Г) Как долго ты там находился?

Д) Кто-нибудь оставался с тобой в больнице или регулярно тебя навещал? (подчеркни) мать/мачеха; отец/отчим; брат/сестра; дедушка/бабушка другие родственники; знакомый взрослый, но не член семьи; другой.


10. Был ли ты когда-нибудь свидетелем несчастного случая?

1

да

2

нет

3

4


А) Что случилось? (напиши)


Б) Сколько тебе было лет, когда это случилось?

В) Кто был с тобой, когда ты это увидел?

Г) Пострадал ли кто-нибудь?

Д) Кто пострадал? (подчеркни) мать/мачеха; отец/ отчим; брат/сестра; бабушка/дедушка; знакомый взрослый, но не член семьи; незнакомый взрослый; знакомый ровесник; незнакомый ровесник; другой.


11. Видел ли ты когда-нибудь, как члены твоей семьи били друг друга или кидались бы друг в друга вещами (предметами)?

1

да

2

нет

3

4


А) Что случилось? (напиши)

Б) Кто-нибудь пострадал?

В) Кто участвовал в ссоре?

Г) Когда это случилось в последний раз?

Д) Сколько тебе было лет, когда это случилось в первый раз?

Е) Как часто это происходило? (подчеркни) (один раз, два раза в месяц, один раз в неделю, несколько раз в неделю или каждый день).


12. Есть ли у тебя человек (особенно близкий тебе), который получил травму или заболел?

1

да

2

нет

3

4


А) Кто заболел или получил травму? (подчеркни) мать/мачеха; отец/отчим; брат/сестра; бабушка/дедушка; другие родственники; знакомый взрослый, но не член семьи; ровесник; другие.

Б) Что случилось? (напиши)


В) Сколько тебе было лет, когда это случилось?


13. Пытался ли кто-нибудь преднамеренно задушить тебя, укусить, нанести другие травмы или ожоги?

1

да

2

нет

3

4


А) Что случилось? (напиши)


Б) Сколько тебе было лет, когда это случилось?

В) Кто нанес тебе травму? (подчеркни) мать/мачеха; отец/отчим; брат/сестра; бабушка/дедушка; родственник, которого ты знаешь; знакомый взрослый, но не член семьи; взрослый, которого ты не знаешь; другие.

Г) Как часто это происходило? (только один раз, дважды, два раза в месяц, раз в неделю, несколько раз в неделю, каждый день) (подчеркни).

Д) Была ли передана информация в отделение милиции, органам опеки и попечительства и др.?


14. Попадал ли ты когда-нибудь в сильный шторм, ураган, переживал ли пожар, наводнение, землетрясение, ударяла ли тебя когда-нибудь молния?

1

да

2

нет

3

4


А) Что случилось? (напиши)


Б) Сколько тебе было лет, когда это случилось?


В) Боялся ли ты, что кто-нибудь или ты сам пострадаешь, погибнешь?

Г) Кто был с тобой?


15. Трогал ли тебя кто-нибудь против твоего желания или таким образом, что ты чувствовал себя неловко?

1

да

2

нет

3

4


А) Что случилось? (напиши)


Б) Кто трогал тебя? (подчеркни) мать/мачеха; отец/отчим; брат/сестра; дедушка/бабушка; другие родственники; знакомый взрослый, но не член семьи; незнакомый взрослый; знакомый сверстник; незнакомый сверстник; другие.

В) Опиши, каким образом он трогал тебя?


Г) Как часто это происходило? (только один раз, дважды, 2 раза в месяц, один раз в неделю или ежедневно)

Д) Сколько тебе было лет, когда это случилось впервые?

Е) Сколько тебе было лет, когда это было в последний раз?

Ж) Рассказывал ли ты кому-нибудь о том, что случилось? Кому?

З) Как ты думаешь, что случилось бы, если бы ты рассказал?

И) Кто-нибудь в семье знает о том, что случилось? Кто?

К) Была ли передана информация в милицию, органы опеки и попечительства и др.?


16. Причинял ли кто-нибудь, включая членов семьи, тебе боль или бил тебя палкой, ремнем или другим предметом?

1

да

2

нет

3

4


А) Что случилось? (напиши)

Б) Кто причинил тебе боль или ударил? (подчеркни) мать/мачеха; отец/отчим; брат/сестра; бабушка/дедушка; другой родственник; знакомый взрослый, но не член семьи; незнакомый взрослый; знакомый сверстник; незнакомый сверстник; другой.

В) Как часто это происходило? (только раз, дважды, 2 раза в месяц, один раз в неделю, несколько раз в неделю, каждый день)

Г) Сколько тебе было лет, когда это случилось впервые?

Д) Сколько тебе было лет, когда это случилось в последний раз?

Е) Была ли передана информация в отделение милиции, органы опеки и попечительства и др.?


17. Пытался ли кто-то, гораздо старше тебя, украсть у тебя что-нибудь?

1

да

2

нет

3

4


А) Что случилось? (напиши)


Б) Кто украл у тебя? (подчеркни) мать/мачеха; отец/отчим; брат/сестра; бабушка/дедушка; другие родственники; знакомый взрослый, но не член семьи; незнакомый взрослый; знакомый сверстник; незнакомый сверстник; другие.

В) Как часто это случалось? (всего один раз, два раза, два раза в месяц, один раз в неделю, несколько раз в неделю, каждый день).

Г) Сколько тебе было лет, когда это случилось впервые?

Д) Сколько тебе было лет, когда это случилось в последний раз?


18. Был ли с тобой случай, когда ты сильно испугался?

1

да

2

нет

3

4


А) Что случилось? (напиши)


Б) Сколько тебе было лет?




Этот лист обследуемому на руки не дается!


КЛЮЧ к анкете TESI-C.


Если на вопрос № 15, ответили ДА, то собираются следующие дополнительные сведения:

1) трогали гениталии ребенка;

2) орально-генитальный контакт насильника по отношению к ребенку;

3) орально-генитальный контакт ребенка по отношению к насильнику;

4) проникновение пальцем во влагалище (анус);

5) интеркоитус (точно определите – анальный, вагинальный).



СПЕЦИАЛИСТУ:

* Если анкету заполняет специалист, то он должен описывать (записывать) события словами детей дословно!


КЛИНИЧЕСКОЕ РЕЗЮМЕ:

Фамилия, имя

Пол М

Ж

Возраст:

лет

месяцев

Образование

Дата

заполнения

Фамилия и.о. специалиста



Отметьте в этом бланке номера из опросника, если на них получены ответы ДА.


ВИДЫ НАСИЛИЯ

ДАННЫЕ ЗА НАСИЛИЕ


1. Данные за физическое насилие - №№ 8, 13, 16

ДА

НЕТ

нет уверенности

2. Данные за сексуальное насилие - № 15

ДА

НЕТ

нет уверенности

3. Данные за эмоциональное насилие - №№ 3, 4, 6, 10, 11,

12, 17, 18

ДА

НЕТ

нет уверенности

4. Данные о разлуке, похищении - №№ 5, 7, 9

ДА

НЕТ

нет уверенности

5. Данные о смерти, несчастном случае - №№ 1, 2, 14

ДА

НЕТ

нет уверенности


6. Требуется ли сообщать в службу защиты ребенка?

ДА

НЕТ

нет уверенности


Если ДА, то кто будет звонить в службу защиты ребенка?





Если НЕТ, то почему?






7. Если не уверены, то с кем будут обсуждаться дальнейшие действия?





ОПРОСНИК НА ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ПРИ НАСИЛИИ


Опросник направлен на выявление посттравматического стрессового состояния. Предназначается для обследования мальчиков и девочек любого возраста (если возраст не позволяет самостоятельно заполнять тест, это делает психолог).

Методику можно применять в течение всего курса психокоррекции (психотерапии), отмечая изменения в состоянии ребенка.


БЛАНК


Фамилия, имя

Пол: М

Ж

Возраст

лет

месяцев

Образование

Дата

заполнения


Запиши событие, которое с тобой случилось, и ты из-за него переживал(-а) –



Запиши, когда это событие произошло: число месяц год


ИНСТРУКЦИЯ: охарактеризуй свое состояние в связи с этим событием.

Отметь (перечеркни) “ДА”, если ты можешь утвердительно ответить на вопрос, и перечеркни “НЕТ”, если не согласен с вопросом.


1

Ты расстраиваешься, когда вспоминаешь об этом событии?

ДА НЕТ


1

2

У тебя есть страх (опасение) повторения события?

ДА НЕТ


2

3

Часто ты испытываешь страх, когда думаешь об этом событии?

ДА НЕТ


3

4

Ты стремишься избегать воспоминаний, связанных с событием?

ДА НЕТ


4

5

При воспоминании содержания события, ты становишься нервным и возбужденным?

ДА НЕТ

5

6

Ты избегаешь чувств, эмоций связанных с событием?

ДА НЕТ


6

7

Ты постоянно мысленно возвращаешься к содержанию события?

ДА НЕТ


7

8

У тебя “тяжёлые”, страшные сновидения?

ДА НЕТ


8

9

Ты считаешь, что у тебя нарушен сон?

ДА НЕТ


9

10

Тебя преследуют зрительные и звуковые картины события?

ДА НЕТ


10

11

Из-за этого события у тебя потерян интерес к деятельности (учебе, занятиям, играм, развлечениям)?

ДА НЕТ

11

12

Тебе трудно сконцентрировать внимание на чем-либо?

ДА НЕТ


12

13

В связи с событием ты испытываешь отчужденность (никого не хочешь видеть)?

ДА НЕТ

13

14

Мысли о событии влияют на твои текущие жизненные дела?

ДА НЕТ


14

15

Ты испытываешь чувство вины?

ДА НЕТ


15




С = х 6, 67% =



Укажи сколько времени ты находишься (находился) в таком состоянии:

Дней

Недель

Месяцев

Лет


КЛЮЧ

Подсчитывается количество ответов «ДА».

Методику можно применять во время всего курса терапии, подбирая промежутки времени, изменения состояния в начале и при окончании оказания помощи.

Можно перевести сырой результат в процентное выражение. Один сырой балл (ответ «да») равен 6,67 %.

Например: в бланке для ответов отмечено 7 раз «ДА». 7 х 6, 67 % = 50 %, означает, что посттравматическое состояние выражено на среднем уровне. Чем больше ответов «ДА», тем выраженнее состояние посттравматического стрессового состояния.

При анализе результата опроса можно обращать внимание на содержание отмеченных утверждений, которые можно использовать в психотерапии.

МЕТОДИКА «РОЗОВЫЙ КУСТ»


Методика предназначена для определения возможного жестокого обращения с ребенком с использованием стратегии розового куста. Помогает выявить эмоциональное неблагополучие у детей любого пола и возраста.

Исследование проводится в 3 этапа:

А 1. Представь, что ты превратился в розовый куст (см. вопросы на бланке)

2. Релаксация

Б 1. Ребенку дается лист бумаги А 4, простой карандаш, цветные карандаши

2. Рисование

В 1. Опрос после рисования

2. Опрос (см. бланк):

- ответы записываются на бланке

- обратить внимание на поведение детей, отмечать место на бумаге, с которого начал рисовать ребенок.


БЛАНК для рисования задания, лист А4


Фамилия, имя


Пол: М

Ж

Возраст

лет месяцев

Образование

Дата

заполнения



А4





ИНСТРУКЦИЯ 1:

Закрой глаза и вообрази себя кустом роз.

Когда ты достаточно хорошо им себя представишь, нарисуй его.


Фамилия, имя

Пол: М

Ж

Возраст

Образование


Дата заполнения



БЛАНК ОПРОСА ПОСЛЕ РИСОВАНИЯ ПО МЕТОДИКЕ «РОЗОВЫЙ КУСТ»


АТРИБУТЫ РОЗОВОГО КУСТА

ОПИСАНИЕ


Розовый куст

- Каким кустом роз ты являешься и как ты выглядишь?


Цветы

-Расскажи мне о своих цветах.

- Расскажи мне о своих листьях.

- Расскажи мне о своих стеблях и ветвях.




Шипы

- У тебя есть шипы? Если да, то расскажи мне о них. Если нет, тогда расскажи, как ты защищаешься.

-Ты добрый или злой куст?






Окружающая среда

- Расскажи мне, где ты живешь.

- Какие предметы окружают тебя?

- Тебе нравится жить в том месте, где ты находишься?






Садовники

- Кто ухаживает за тобой?

- Тебе это нравится?

- Каким образом они ухаживают за тобой?






- Как ты чувствуешь себя в роли розового куста?

- Как тебе живется в роли куста?





ВЫВОД:


ВОПРОСЫ для методики « Розовый куст»


Фамилия, имя


Пол: М

Ж

Возраст

лет месяцев

Образование

Дата

заполнения


ИНСТРУКЦИЯ 2:

После того как ты нарисовал(-а) куст роз, ответь (устно/письменно) на вопросы.



1) Какой ты куст роз?


2) Ты очень маленький?


3) Ты большой?


4) Ты пышный?


5) Ты высокий?


6) На тебе есть цветы?


7) Если есть, то, какие?


8) Какого цвета твои цветы?


9) Много ли их у тебя или у тебя только бутоны?


10) Есть ли у тебя листья?


11) Какие они?


12) Как выглядят твои стебли и ветки?


13) Как выглядят твои корни?


14) Или, может быть, у тебя, их нет?


15) Если есть, какие они: длинные и прямые или извилистые?


16) Глубокие ли они?


17) Есть ли у тебя шипы?


18) Где ты находишься?


19) Во дворе?


20) В парке?


21) В пустыне?


22) В городе?


23) За городом?


24) Среди океана?


25) Находишься ли ты в каком-то сосуде или растешь в земле, или пробиваешься сквозь асфальт?


26) Ты снаружи или внутри чего-либо?


27) Что окружает тебя?


28) Есть ли там другие цветы или ты в одиночестве?


29) Есть ли там деревья?


30) Животные?


31) Люди?


32) Птицы?


33) Есть ли вокруг тебя что-нибудь наподобие изгороди?


34) Если да, то на что это похоже?


35) Или ты находишься на открытом месте?


36) На что это похоже - быть кустом роз?


37) Как ты поддерживаешь свое существование?


38) Кто-нибудь ухаживает за тобой?


39) Какая погода сейчас: благоприятная или нет?


40)


41)


42)


43)


44)


45)




ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ НА ПЕРВИЧНЫЕ ВОПРОСЫ.



Фамилия, имя


Пол: М

Ж

Возраст

лет месяцев

Образование

Дата

заполнения


ИНСТРУКЦИЯ 3:

Дополнительные ответы на первичные вопросы.



1)

2)

и т.д.




КЛЮЧ

Классификация и анализ рисунков и высказываний.

Разделить на 2 стопки: благополучные и неблагополучные дети.


Анализ рисунков по Элкишу методом противопоставления пар позитивных и негативных характеристик:

Позитивные

Негативные

РИТМ

ПРАВИЛО (ригидность)

СЛОЖНОСТЬ

ПРОСТОТА

РАСШИРЕНИЕ

СЖАТИЕ

ИНТЕГРАЦИЯ

ДЕЗИНТЕГРАЦИЯ (небрежность)


«РИТМ» - применение гибких штриховых линий для изображения указывает на свободное движение руки и приятное распределение пропорций предмета изображения.

«ПРАВИЛО» - указывает на скованное неровное движение руки, которое нередко осуществляется чисто механически.

«СЛОЖНОСТЬ» - относится к полному или подробному рисунку.

«ПРОСТОТА» - отсутствие деталей и скудная дифференциация, которые свидетельствуют о наличии регрессии и фиксации на ранних стадиях психологического развития.

«РАСШИРЕНИЕ» - отражает ощущение распахнутости в рисунках.

«СЖАТИЕ» – отражает ощущение скрупулезной мелочности и тесноты.

«ИНТЕГРАЦИЯ» - передает ощущение целого, в котором все предметы занимают свое место. Свидетельствует о наличии способности устанавливать взаимосвязи, комбинировать и организовывать.

«ДЕЗИНТЕГРАЦИЯ» - свидетельствует о небрежности и использовании разобщенных, не связанных друг с другом предметов, нет единства.

Анализ высказываний: позитивные, нейтральные, негативные


РЕЗУЛЬТАТЫ


Благополучные дети

(позитивные характеристики)

Неблагополучные дети

(негативные характеристики)

1. Подход к рисованию

-не испытывает колебаний, без промедления приступает к рисованию

-стремится хорошо выполнить порученное дело, тщательно подбирает цвет

- не проявляет интереса к рисованию, ведет себя отчужденно, замкнуто

2. Первоначальное размещение предмета

- начал рисовать с середины листа

- начал рисовать с нижней части листа

3. Перспективное изображение розового куста

Отметить отличие между размером розового куста и остальной частью рисунка:

- соблюдает перспективу

- не соблюдает перспективу

4. Цветовой анализ (см. расшифровку)

- использует цветные карандаши

- не использует цветные карандаши

5. Анализ высказываний

Проектирует уверенное представление о себе, взаимосвязь между позитивными ассоциациями и трогательными переживаниями, способность постоять за себя, тенденцию рассматривать свое окружение как приятное, дружелюбное.

Использует слова для описания негативных представлений о себе, взаимосвязи между болезненными ассоциациями и переживаниями, а также агрессивное, враждебное окружение (деструктивные попечители – садовники).

При сексуальных. травмах доминируют темы:

1) сексуальные образы (на листьях много личинок гусениц)

2) насилие над самостью (рука хватает цветок; цветок не хочет, чтобы к нему прикасались)

3)защита (наличие заборов, кто-то хочет сломать, сорвать, спилить куст)

При физических травмах:

разбитая дорога, дом с разбитыми окнами, дверь заперта на засов, большие шипы, отсутствие на рисунке других предметов.



КЛЮЧ к методике «Розовый куст».


ДЕТСКАЯ СИМВОЛИКА В КОНСУЛЬТИРОВАНИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ


Цвет

Цветовые предпочтения изменяются в зависимости от возраста. Дети младшего возраста отдают предпочтение тонам красного и желтого цвета, дети старшего возраста тяготеют к использованию прохладных тонов - синего и зеленого, меньше используя желтый.

Имеют значение не цвета как таковые, а контекст, в котором они используются на рисунке.

Обычное использование цвета.

Красный – изображение дымовых труб, губ, волос, вишен и яблок.

Оранжевый – изображение свитеров и апельсинов.

Желтый – цветы и солнце.

Синий – небо, одежда, глаза и занавески.

Зеленый – женская одежда, свитера, крыши, трава, деревья.

Пурпурный – изображение женской одежды.

Черный цвет – используется для изображения дыма, прорисовки основных деталей, волос, обуви.

Коричневый – изображение волос, одежды, глаз, стволов деревьев и ветвей.

Белый – изображение оград и облаков.


Необычное использование цвета.

Самым эмоциональным считается красный цвет - импульсивность и спонтанность выражения, указывает на потребность в одобрении со стороны важного лица, или на агрессивность и ненависть, когда на рисунке преобладает красный цвет.

Оранжевый – эмоционально сдержанный красный цвет. Он свидетельствует о сочувствии и дружелюбии или агрессивном противодействии попыткам поставить данного человека в зависимое положение.

Желтый – спонтанность самовыражения, или агрессивность и враждебность. Желтый цвет амбивалентен. Золотистые и светлые оттенки желтого цвета олицетворяют интеллект, интуицию, веру и доброту. Темно-желтый - вероломство, зависть, скрытность и неверие.

Зеленый – указывает на ощущение управляемого поведения, возвращение к девственной природе.

Синий – истина, интеллект, мудрость, постоянство, спокойствие, а также женский принцип, символизируемый водой.

Багряный цвет – сильное, граничащее с паранойей стремление к власти.

Черный и коричневые цвета – торможение, подавление, а также депрессия, если эти цвета небрежно нанесены на рисунок.

Белый цвет – два противоположны символических значения: белый цвет указывает на антиобщественные установки; белый цвет символизирует простоту, совершенство и чистоту.


Интерпретация рисунков детей, испытавших сексуальное насилие (дополнение)

ДЕТИ, ИСПЫТАВШИЕ СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ:

- рисуют картинки, на которых отчетливо виден повседневный интерес к сексуальным темам и повышенное восприятие сексуальности (грудь у себя самой, пенис у животных);

- рисуют людей во время сексуальных действий;

- часто особое внимание уделяют нижней части тела (очень подробно рисуют молнию на брюках);

- на рисунке изображают чувства, которые являются реакцией на то, что они испытывали (гнев, страх, беспомощность);

- на рисунках иногда дети специально уклоняются от сексуального содержания;

- эмоциональное состояние ребенка передается посредством нарисованной им мимики;

- слезы и нахмуренные брови – печаль или депрессия;

- нарисованный большой рот в виде круга может свидетельствовать (или навести на подозрение) об имевшем место оральном сексе;

- чересчур выделенные и в изобилии нарисованные волосы на рисунке или полное их отсутствие говорят о наличии сексуальной тревожности;

- отсутствие рук на рисунке свидетельствует о потере контроля над событиями или о наличии чувства вины, связанного с какими-либо действиями руками. Преувеличенные руки могут говорить о тревоге или вине в отношении мастурбации, сексуальной агрессии.

- отсутствие на рисунке нижней части тела говорит об отрицании как механизме защиты в ситуации насилия;

- наиболее закрашенные части тела, в частности гениталии или рот, отражают высокую степень тревожности жертвы насилия;

- выделенные на рисунке фаллические символы (дымовые трубы, деревья, телефонные трубки) или, наоборот, отсутствие их там, где им следовало бы быть, является индикатором тревожности, связанной с мужской сексуальностью или отношениям к мужчинам.




МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ РЕБЕНКА О НАСИЛИИ (Незаконченные предложения)


С помощью данной методики можно диагностировать: представление ребенка о насилии как о явлении; эмоции с которыми столкнулся ребенок, с чем связаны эти эмоции; какое подкрепление является приемлемым для ребенка в ситуациях насилия.


БЛАНК методики


Фамилия, имя

Пол М

Ж

Возраст:

лет

месяцев

Образование

Дата

заполнения


ИНСТРУКЦИЯ: перед тобой несколько незаконченных предложений. Напиши окончание к каждому предложению. Пиши тот ответ, который первым возник у тебя в голове.


1. Если тебя разозлили, то нужно

2. Воспитывать детей нужно с помощью

3. Ребенок в семье

4. Мои близкие думают обо мне, что я

5 . Ребенок с опаской относится к окружающим, потому что

6. Наша семья была бы идеальной, если бы не

7. Приемлемое наказание – это


8. Если бы все ребята знали, что я боюсь

9. Я боюсь идти домой, когда

10. Когда я вижу, что кого-то бьют, мне

11. Родители кричат на детей, когда

12. Я хочу, чтобы меня

13. Я убежал(-а) бы из дома, если бы


14. Я весь трясусь, когда

15. Я лучше побуду один, чем с

16. Бить другого можно, когда

17. Применение физической силы к более слабому

18. Когда у меня будут дети, я никогда

19. Я хочу побыть один, после

20. Больше всего я не люблю, когда мои родители



КЛЮЧ.


Методика предназначена для диагностики когнитивного, эмоционального и поведенческого аспекта представлений ребенка о насилии. С помощью данной методики можно диагностировать три важнейших параметра, а именно: какое представление ребенок имеет о насилии как о явлении; с какими эмоциями приходится сталкиваться ребенку, с чем они связаны; какое подкрепление является приемлемым для ребенка в ситуациях насилия.

Используется для подростков и раннего юношеского возраста. Методика может проводиться как индивидуально, так и в группе. Каждому ребенку дается текст-бланк с незаконченными предложениями, которые ему нужно закончить.

Номера ответов незаконченных предложений № 1-7 — характеризуют когнитивный аспект представлений ребенка о насилии; № 8-13 — эмоциональный аспект; № 14-20 — поведенческий аспект.

Проводится качественно-смысловая оценка полученных ответов. Ответы могут быть как прямо указывающие на насилие, так и скрыто указывающие на него. Чем больше негативных по смыслу ответов, тем более выражены признаки пережитого насилия.

ИНТЕРВЬЮ С РОДИТЕЛЯМИ3


Интервью с родителями не является одномоментным мероприятием, потому что кроме вопросов, связанных с насилием в отношении ребенка, для достижения позитивных результатов помощи ребенку, необходимо получить сведения о функционировании семьи в целом, так как ребенок будет продолжать жить в семье. При первичном интервью с родителями необходимо выяснить причины обращения, получить максимально возможную информацию о совершенном в отношении ребенка насилии. Это важно и для беседы с ребенком.

При последующих беседах проводится оценка родителей, как допускающих насилие, так и родителей – не насильников. Для родителей, допускающих жестокое обращение со своими детьми или пренебрежение их основными нуждами, нет единого психологического профиля, поэтому значительная часть интервью должна касаться их характеристик родителей, на которые будут направлены терапевтические и другие мероприятия.

*Примечание: при проведении интервью и обследования специалист должен удерживаться от проявления своих эмоций.


Цели оценки:

1. Понять, как родители истолковывают обследование, их чувства и фантазии по этому поводу.

Испытывают ли стресс? Как они управляют гневом? Если они сами насильники, не перекладывают ли вину на других, в первую очередь на самого потерпевшего ребенка или они способны признать часть собственной вины. Есть ли у них родственники или друзья, которые могут их поддержать в данной ситуации (иногда они приходят в Центр с такими людьми).

Поддерживают ли они ребенка после того, как раскрылось насилие?


2. Получить как можно более подробную информацию о семье самих родителей.

Часто родители, перенесшие сексуальное насилие в детстве, или бывшие свидетелями этого, или не получившие адекватного сексуального воспитания, допускают физическое насилие по отношению к собственным детям.

Могут ли они идентифицировать себя с тем ребенком – самим собой, которого тоже обижали, или те их эмоции полностью ’’испарились’’, и они не в состоянии испытывать эмпатию к собственным детям. Считают ли они, что были правы их родители, наказывая их самих, переняли ли они этот опыт.

Были ли у них в детстве лица, которые их поддерживали (если да, то шанс, что родители получат пользу от терапии, повышается).

Пережили ли родители в детстве социальное сиротство, или они были оторваны от родителей в течение многих лет, и их воспитывала бабушка.


3. Получить информацию об истории жизни и развитии каждого родителя, обращая внимание на проблемы импульсивного контроля, употребления алкоголя, наркотиков, как они решают свои собственные проблемы.

Оценить, насколько могут родители контролировать импульсы очень важно для того, чтобы решить, насколько безопасно ребенку дома. Известно, что родители, допускающие физическое и сексуальное насилие, не способны контролировать свои импульсы. Это гораздо опасней для ребенка, чем другие родительские проблемы, так как в приступе ярости они могут даже убить ребенка.

Если один из родителей употребляет алкоголь, спросить его о поведении в состоянии опьянения и его поведении по отношению к ребенку.

Необходимо спросить о наличии различных стрессоров в жизни семьи – бедность, отсутствие жилья, безработица, психические или хронические больные в семье, как они решают эти проблемы, обращаются ли куда-нибудь за помощью. Для родителей, допускающих жестокость по отношению к детям, характерна низкая способность решать проблемы семьи, факт наличия семейной проблемы служит для них оправданием насилия в отношении детей и других членов семьи.


4. Выяснить точку зрения родителей на их ребенка и их отношение к воспитанию и социализации ребенка (забота о еде, одежде, гигиене, безопасности; эмоциональная близость, эмпатия, радость общения; забота об интеллектуальном развитии). Важным является понимание, как формировалась привязанность к ребенку. Например, одна мать, чрезмерно обеспокоенная соблюдением экологически чистой атмосферы в окружении ребенка, так объясняла, почему она недокармливала ребенка: «Когда я просыпалась, он спал, а когда он просыпался, я спала».

Спросить, к кому привязан ребенок? С кем он чувствует себя в безопасности? Какие функции у ребенка в семье, может, не родители заботятся о нем, а он о родителях (ролевая подмена)?

Для ребенка школьного возраста важно посещение образовательного учреждения, общение со сверстниками.

Родители, избивающие своих детей, глухи к их эмоциональным нуждам. Они сами создают множество негативных ситуаций между членами семьи, создают в доме неблагоприятную в психологическом плане ситуацию. Часто у них неправильные представления о намерениях детей, а вкупе с отсутствием родительских навыков это ведет к насилию.

Родители, допускающие инцестуозные отношения в семье, пренебрегают заботой и воспитанием, как основными функциями родителя, используя физическую близость и сексуальные отношения с ребенком для удовлетворения собственных нужд (секс как подмена любви и заботы).


5.Определить степень социализации семьи. Семья – первичная ячейка социализации, которая начинается с научения гигиеническим навыкам, поведению за столом, навыкам самобезопасности. С возрастом для адаптации в обществе детям необходимо контролировать свои импульсы, понимать и разделять чувства других людей, выражать свои чувства словами, а не действиями, понимать правила общежития и выполнять их и многое другое. Различия между семьями, пренебрегающими интересами детей и допускающими насилие по отношению к ним, заключаются в том, что, первые не эффективны в социализации детей, не прилагают для этого никаких усилий, вторые, напротив, прилагают гипертрофированные усилия, требуя от ребенка выполнения функций, несовместимых с его возрастом и возможностями. Это относится и к сексуальным насильникам: свои действия они оправдывают заботой о дочери, чтобы «первый сексуальный опыт был хорошим» или «прививают любовь к своему телу».


6.Оценить эффективность родительства.

Начать с беременности – желанная или нет, наблюдалась ли мать у врача во время беременности, как часто обращаются с ребенком к врачу, и по какому поводу. Представления родителей о ребенке, оправдал ли он их ожидания. Если в семье несколько детей, то важно выяснить отношение к каждому из них. Дисциплинарные методы. При сексуальном насилии (инцест) выяснить, кого защищает или поддерживает мать – насильника или ребенка, какие эмоциональные связи преобладают.

7. Выявить наличие расстройств, связанных с плохим прогнозом для адекватного родительства.

Сюда относятся:

  • Антисоциальные расстройства личности (социопаты)

  • Психические заболевания в семье

  • Родители - мигранты

  • Сектантство

Эта оценка проводится на основании расспросов родителей или других близких, данных в медицинской документации ребенка или из других источников.





АНКЕТА (СКРИНИНГ) НА ВЫЯВЛЕНИЕ ХАРАКТЕРА ТРАВМАТИЧЕСКОГО СОБЫТИЯ4 (ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ)

Анкета позволяет собрать сведения о насилии – физическом, сексуальном, эмоциональном, данные о разлуке, похищении, несчастном случае, смерти.

Эту форму анкеты заполняют родители (законные представители ребенка).


Фамилия, имя родителя


Пол: М

Ж

Возраст


Образование

Кем приходитесь ребенку?


Фамилия, имя ребенка



Пол: М

Ж

Возраст

лет месяцев

Образование

Дата заполнения



ИНСТРУКЦИЯ (как выполнять задание): Ниже помещены вопросы о том, что иногда случается с детьми и подростками.

Вы можете выбрать подходящий ответ исходя из жизни своего ребенка.

Обведите в каждом номере цифру и букву ответа.

Напишите конкретные пояснения, которые необходимы в некоторых случаях.

Если у Вас возникнут затруднения при заполнении анкеты, обращайтесь к специалисту.

Если то, что спрашивается в вопросе, случилось с Вашим ребенком, отметьте 1 «ДА»; если этого не было, отметьте 2 «НЕТ»; если не уверены, то отметьте 3 «НЕ ЗНАЮ»; если эти три ответа не подходят, отметьте 4 «НЕТ ОТВЕТА».

Если Вы отметили ответы № 2, 3 или 4, то переходите к следующему номеру.



Если Вы отметили ответ №1, то нужно дать (сообщить) дополнительные сведения.


1. Происходил ли с Вашим ребенком когда-нибудь несчастный случай, например, автомобильная авария?

1

да

2

нет

3

4


А) Что случилось? (напишите)


Б) Сколько ему было лет?

В) Пострадал ли он?

Г) Кто-нибудь еще пострадал или только ребенок? Кто пострадал?

Д) Обращались ли Вы с ребенком к врачу или в больницу?


2. Был ли у ребенка близкий человек, который умер?

1

да

2

нет

3

4


А) Кто умер? (подчеркнуть) мать/мачеха; отец/отчим; брат/сестра; другие родственники; взрослый, которого он знал, но не член семьи; его сверстник.

Б) Как он умер?

В) Сколько ребенку было лет, когда это случилось?


3. Случались ли в семье ребенка ссоры, когда члены семьи ссорились и кричали друг на друга?

1

да

2

нет

3

4


А) Что случилось? (напишите)

Б) Кто кричал?

В) Как часто происходили эти ссоры? (подчеркнуть) (однажды, редко, 2 раза в месяц, раз в неделю, несколько раз в неделю или ежедневно).

Г) Когда это случилось в последний раз?

Д) Кто больше всех кричал?

Е) Какие при этом употреблялись слова? (подчеркнуть) ругательства; обзывания; угрозы нанести побои; угрозы сделать что-нибудь плохое; другое (что?).


4. Было ли у ребенка когда-нибудь домашнее животное, которое убили?

1

да

2

нет

3

4


А) Что случилось? (напишите)


Б) Сколько ребенку было лет, когда это случилось?


5. Был ли когда-нибудь период, когда ребенок не мог жить вместе с родителями (опекунами)?

1

да

2

нет

3

4


А) Что случилось? (напишите)


Б) С кем ребенок не мог жить, (если это не ясно из пункта А)?

В) Как произошло, что он не мог жить вместе с ними?



6. Видел ли ребенок, как кто-нибудь сильно избил или ранил другого человека или даже убил его?

1

да

2

нет

3

4


А) Что случилось? (напишите)


Б) Сколько ребенку было лет, когда это случилось?

В) Кто был избит, ранен, убит? (подчеркнуть) мать/мачеха; отец/отчим; брат/сестра; дедушка/бабушка; другой родственник; которого он знал; родственник, которого он не знал; взрослый, которого он знал, но не член семьи; другие.


7. Похищал ли кто-нибудь ребенка (или забирал, несмотря на то, что не должен был это делать)?

1

да

2

нет

3

4


А) Кто это был?

Б) Куда его забирали?

В) Как долго он там находился?

Г) Сколько ребенку было лет?

Д) Что происходило с ребенком в то время, когда его похитили (забрали)? (напишите)



8. Бил или пинал ребенка кто-нибудь из взрослых?

1

да

2

нет

3

4


А) Кто бил или пинал? (подчеркните) мать/мачеха; отец/отчим; брат/сестра; дедушка/бабушка; другие родственники; другие (кто?).

Б) Что случилось? (напишите)


В) Сколько ребенку было лет, когда это случилось? (напишите)


Г) Были ли у ребенка когда-нибудь порезы, синяки, переломы костей из-за того, что кто-то его бил? (напишите)

Д) На какой части тела были эти повреждения?


Е) Обращались ли Вы с ребенком когда-нибудь в больницу или травмпункт, когда у него были повреждения после избиения?


9. Лежал ли ребенок когда-нибудь в больнице?

1

да

2

нет

3

4


А) Почему он находился в больнице? (напишите)


Б) Сколько ребенку было тогда лет?

В) Сколько раз он лежал в больнице?

Г) Как долго он там находился?

Д) Кто-нибудь оставался в больнице с ним или регулярно навещал его? (подчеркните) мать/мачеха; отец/отчим; брат/сестра; дедушка/бабушка; другие родственники; знакомый взрослый, но не член семьи; другой.


10. Был ли ребенок когда-нибудь свидетелем несчастного случая?

1

да

2

нет

3

4


А) Что случилось? (напишите)

Б) Сколько ему было лет, когда это случилось?

В) Кто был с ним, когда он это увидел?

Г) Пострадал ли кто-нибудь?

Д) Кто пострадал? (подчеркните) мать/мачеха; отец/ отчим; брат/сестра; бабушка/дедушка; знакомый взрослый, но не член семьи; незнакомый взрослый; знакомый ровесник; незнакомый ровесник; другой.


11. Видел ли ребенок когда-нибудь, как члены его семьи били друг друга или кидались бы друг в друга вещами (предметами)?

1

да

2

нет

3

4


А) Что случилось? (напишите)

Б) Кто-нибудь пострадал?

В) Кто участвовал в ссоре?

Г) Когда это случилось в последний раз?

Д) Сколько ему было лет, когда это случилось в первый раз?

Е) Как часто это происходило? (подчеркнуть) один раз, два раза в месяц, один раз в неделю, несколько раз в неделю или каждый день.


12. Есть ли у ребенка человек (особенно близкий ему), который получил травму или заболел?

1

да

2

нет

3

4


А) Кто заболел или получил травму? (подчеркните) мать/мачеха; отец/отчим; брат/сестра; бабушка/дедушка; другие родственники; знакомый взрослый, но не член семьи; ровесник; другие.

Б) Что случилось? (напишите)

В) Сколько ребенку было лет, когда это случилось?


13. Пытался ли кто-нибудь преднамеренно задушить ребенка, укусить, нанести другие травмы или ожоги?

1

да

2

нет

3

4


А) Что случилось? (напишите)


Б) Сколько ему было лет, когда это случилось?

В) Кто нанес ему травму? (подчеркните) мать/мачеха; отец/отчим; брат/сестра; бабушка/дедушка; родственник, которого он не знает; знакомый взрослый, но не член семьи; взрослый, которого он не знает; другие.

Г) Как часто это происходило? (подчеркните) только один раз, дважды, два раза в месяц, раз в неделю, несколько раз в неделю, каждый день.

Д) Была ли передана информация в отделение милиции, органам опеки и попечительства и др.?


14. Попадал ли ребенок когда-нибудь в сильный шторм, ураган, переживал ли пожар, наводнение, землетрясение, ударяла ли его когда-нибудь молния?

1

да

2

нет

3

4


А) Что случилось? (напишите)


Б) Сколько ему было лет, когда это случилось?


В) Боялся ли он, что кто-нибудь или он сам пострадает, погибнет?

Г) Кто был с ребенком?


15. Трогал ли ребенка кто-нибудь против его желания или таким образом, что он чувствовал себя неловко?

1

да

2

нет

3

4


А) Что случилось? (напишите)


Б) Кто трогал его? (подчеркните) мать/мачеха; отец/отчим; брат/сестра; дедушка/бабушка; другие родственники; знакомый взрослый, но не член семьи; незнакомый взрослый; знакомый сверстник; незнакомый сверстник; другие.

В) Опишите, каким образом трогали его?

Г) Как часто это происходило? (подчеркните) только один раз, дважды, 2 раза в месяц, один раз в неделю или ежедневно.

Д) Сколько ему было лет, когда это случилось впервые?

Е) Сколько ему было лет, когда это было в последний раз?

Ж) Рассказывал ли ребенок кому-нибудь о том, что случилось? Кому?

З) Как Вы думаете, что случилось бы, если бы он об этом рассказал?

И) Кто-нибудь в семье знает о том, что случилось? Кто?

К) Была ли передана информация в органы милиции, органы опеки и попечительства и др.?


16. Причинял ли кто-нибудь, включая членов семьи, ребенку боль или бил его палкой, ремнем или другим предметом?

1

да

2

нет

3

4


А) Что случилось? (напишите)

Б) Кто причинил ему боль или ударил его? (подчеркните) мать/мачеха; отец/отчим; брат/сестра; бабушка/дедушка; другой родственник; знакомый взрослый, но не член семьи; незнакомый взрослый; знакомый сверстник; незнакомый сверстник; другой.

В) Как часто это происходило? (подчеркните) только раз, дважды, 2 раза в месяц, один раз в неделю, несколько раз в неделю, каждый день.

Г) Сколько ребенку было лет, когда это случилось впервые?

Д) Сколько ребенку было лет, когда это случилось в последний раз?

Е) Была ли передана информация в отделение милиции, органы опеки и попечительства и др.?


17. Пытался ли кто-то, гораздо старше ребенка, украсть у него что-нибудь?

1

да

2

нет

3

4


А) Что случилось? (напишите)

Б) Кто украл? (подчеркните) мать/мачеха; отец/отчим; брат/сестра; бабушка/дедушка; другие родственники; знакомый взрослый, но не член семьи; незнакомый взрослый; знакомый сверстник; незнакомый сверстник; другие.

В) Как часто это случалось? (подчеркните) всего один раз, два раза, два раза в месяц, один раз в неделю, несколько раз в неделю, каждый день.

Г) Сколько ребенку было лет, когда это случилось впервые?

Д) Сколько ребенку было лет, когда это случилось в последний раз?


18. Был ли с ребенком случай, когда он сильно испугался?

1

да

2

нет

3

4


А) Что случилось? (напишите)

Б) Сколько ему было лет?


Этот лист обследуемому на руки не дается!



КЛЮЧ к анкете TESI-C.


К № 15, если на этот вопрос ответили ДА, то собираются следующие дополнительные сведения:

1) трогали гениталии ребенка;

2) орально-генитальный контакт насильника по отношению к ребенку;

3) орально-генитальный контакт ребенка по отношению к насильнику;

4) проникновение пальцем во влагалище/анус;

5) интеркоитус (точно определите – анальный или вагинальный).



СПЕЦИАЛИСТУ:

*Если анкету заполняет специалист, то он должен описывать события словами детей дословно!


КЛИНИЧЕСКОЕ РЕЗЮМЕ:


Фамилия, имя

Пол М

Ж

Возраст:

лет

месяцев

Образование

Дата

заполнения

Фамилия и.о. специалиста



Отметьте в этом бланке номера из опросника, если на них получены ответы ДА.


ВИДЫ НАСИЛИЯ

ДАННЫЕ ЗА НАСИЛИЕ


1. Данные за физическое насилие - № 8, 13, 16

ДА

НЕТ

нет уверенности

2. Данные за сексуальное насилие - № 15

ДА

НЕТ

нет уверенности

3. Данные за эмоциональное насилие - № 3, 4, 6, 10, 11,

12, 17, 18

ДА

НЕТ

нет уверенности

4. Данные о разлуке, похищении - № 5, 7, 9

ДА

НЕТ

нет уверенности

5. Данные о смерти, несчастном случае - № 1, 2, 14

ДА

НЕТ

нет уверенности


6. Требуется ли сообщать в службу защиты ребенка?

ДА

НЕТ

нет уверенности


Если ДА, то кто будет звонить в службу защиты ребенка?





Если НЕТ, то почему?






7. Если не уверены, то с кем будут обсуждаться дальнейшие действия?





ОПРОСНИК ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ О СЕКСУАЛЬНОМ ПОВЕДЕНИИ ИХ ДЕТЕЙ, ПРИЗНАКАХ СЕКСУАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ5



ТЕКСТ методики


ИНСТРУКЦИЯ: Отметьте (перечеркните) в бланке вариант ответа, показывающий, как часто в поведении ребенка (в настоящее время или в течение последних 6 месяцев) проявляется следующее:


никогда

реже, чем 1 раз в месяц

1 – 3 раза в месяц

4 раза в месяц и более

0

1

2

3



  1. Надевает одежду противоположного пола.

  2. Слишком близко стоит рядом с другими людьми.

  3. Говорит о своем желании иметь другой пол.

  4. В общественных местах касается интимных частей своего тела.

  5. Мастурбирует рукой.

  6. При изображении людей рисует интимные части тела.

  7. Касается или пытается коснуться груди матери или других женщин.

  8. Мастурбирует, используя какие-либо предметы.

  9. Касается интимных частей тела других людей.

  10. Имитирует половой акт.

  11. Прикасается ртом к интимным частям тела детей или взрослых.

  12. Дотрагивается до своих половых органов, когда находится дома.

  13. Использует слова, которые описывают сексуальные действия.

  14. Трогает половые органы животных.

  15. Имитирует звуки, характерные для полового акта (вздохи, стоны, тяжелое дыхание).

  16. Предлагает другим совершить с ним сексуальные действия.

  17. Трется телом о мебель и/или других людей.

  18. Вводит или пытается ввести предметы во влагалище и/или анус.

  19. Подглядывает за другими, когда они обнажены или раздеваются.

  20. Имитирует сексуальные действия с куклами и мягкими игрушками.

  21. Демонстрирует интимные части своего тела взрослым.

  22. Рассматривает картинки, рисунки, фотографии обнаженных людей в книгах и журналах.

  23. Ведет разговоры о сексуальных действиях.

  24. Целует посторонних взрослых, не являющихся членами семьи.

  25. Сидит, раздвинув ноги, так, что видно нижнее белье.

  26. Чрезмерно общителен(-а) с незнакомыми мужчинами.

  27. Целует чужих детей.

  28. Словесно флиртует.

  29. Пытается раздевать других детей или взрослых против их желания (расстегивает брюки, рубашки и т.д.)

  30. Выражает желание смотреть эротические программы по телевизору.

  31. Целуясь, старается просунуть язык в рот другого.

  32. Прижимается к малознакомым или незнакомым людям.

  33. Демонстрирует интимные части своего тела детям.

  34. Девочка чрезмерно агрессивна, а мальчик чрезмерно пассивен.

  35. Проявляет чрезмерный интерес к лицам противоположного пола.

  36. Пытается сосать грудь матери или других женщин.


  1. Другое (назовите (запишите), что именно).



БЛАНК методики

Фамилия, имя родителя


Пол: М

Ж

Возраст


Образование

Кем приходитесь ребенку?


Фамилия, имя ребенка



Пол: М

Ж

Возраст

лет месяцев

Образование

Дата заполнения



Частота проявлений поведения у ребенка в месяц

1

0 - никогда

реже 1 раза

1 - 3 раза

4 и более

2

0 - никогда

реже 1 раза

1 - 3 раза

4 и более

3

0 - никогда

реже 1 раза

1 - 3 раза

4 и более

4

0 - никогда

реже 1 раза

1 - 3 раза

4 и более

5

0 - никогда

реже 1 раза

1 - 3 раза

4 и более

6

0 - никогда

реже 1 раза

1 - 3 раза

4 и более

7

0 - никогда

реже 1 раза

1 - 3 раза

4 и более

8

0 - никогда

реже 1 раза

1 - 3 раза

4 и более

9

0 - никогда

реже 1 раза

1 - 3 раза

4 и более

10

0 - никогда

реже 1 раза

1 - 3 раза

4 и более

11

0 - никогда

реже 1 раза

1 - 3 раза

4 и более

12

0 - никогда

реже 1 раза

1 - 3 раза

4 и более

13

0 - никогда

реже 1 раза

1 - 3 раза

4 и более

14

0 - никогда

реже 1 раза

1 - 3 раза

4 и более

15

0 - никогда

реже 1 раза

1 - 3 раза

4 и более

16

0 - никогда

реже 1 раза

1 - 3 раза

4 и более

17

0 - никогда

реже 1 раза

1 - 3 раза

4 и более

18

0 - никогда

реже 1 раза

1 - 3 раза

4 и более

19

0 - никогда

реже 1 раза

1 - 3 раза

4 и более

20

0 – никогда

реже 1 раза

1 - 3 раза

4 и более

21

0 – никогда

реже 1 раза

1 - 3 раза

4 и более

22

0 – никогда

реже 1 раза

1 - 3 раза

4 и более

23

0 – никогда

реже 1 раза

1 - 3 раза

4 и более

24

0 – никогда

реже 1 раза

1 - 3 раза

4 и более

25

0 – никогда

реже 1 раза

1 - 3 раза

4 и более

26

0 – никогда

реже 1 раза

1 - 3 раза

4 и более

27

0 – никогда

реже 1 раза

1 - 3 раза

4 и более

28

0 – никогда

реже 1 раза

1 - 3 раза

4 и более

29

0 – никогда

реже 1 раза

1 - 3 раза

4 и более

30

0 – никогда

реже 1 раза

1 - 3 раза

4 и более

31

0 – никогда

реже 1 раза

1 - 3 раза

4 и более

32

0 – никогда

реже 1 раза

1 - 3 раза

4 и более

33

0 – никогда

реже 1 раза

1 - 3 раза

4 и более

34

0 – никогда

реже 1 раза

1 - 3 раза

4 и более

35

0 – никогда

реже 1 раза

1 - 3 раза

4 и более

36

0 – никогда

реже 1 раза

1 - 3 раза

4 и более


0

1

2

3


37. Назовите (запишите) что-то дополнительное, что не перечислено в списке, но наблюдается у Вашего ребенка.

А)

Б)

В)


Абсолютная частота

0 х =

1х =

2х =

3х =


Частота в процентах (%)

% =

% =

% =

% =



Суммарная частота = (максимально 108 баллов, 1 балл = 0.93%) х 0.93 % = %



ЗАКЛЮЧЕНИЕ:



КЛЮЧ.


Выясняются признаки сексуального поведения у ребенка и их частота. Методику заполняет специалист со слов родителей или методику выполняет самостоятельно один из родителей.

Максимальное число баллов 108, 1 балл = 0.93%.

В сумме должно быть 36 номеров (ответов): 0 + 1 + 2 + 3.

Пример подсчета результата:


0 х 18 = 0

6 = 6

8 = 16

4 = 12


Суммарная частота = 34 (максимально 108 баллов, 1 балл = 0.93%) х 0,93 % = 31.62 %



При анализе результата обследования обращается внимание не только на количественный частотный показатель, но и на конкретные признаки, особенно те, которые отмечены максимальной частотой.




1 Текст интервью подготовлен Т.Я. Сафоновой.

2 Перевод Т.Я Сафоновой.



3 Текст подготовлен Т.Я. Сафоновой

4 Перевод Т.Я Сафоновой.

5 Перевод Т.Я Сафоновой.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!