СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Начало Великой Отечественной Войны

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Начало Великой Отечественной Войны»

Дата:

Класс: 10

Учитель:

Предмет: История



Тема: «Начало Великой Отечественной войны»



  1. Контролируемые элементы содержания



  • Начало Великой Отечественной войны



  1. Контролируемые умения



  • Развитие способностей определять и аргументировать своё отношение к информации о событиях прошлого и настоящего

  • Овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах

  • Развитие умений анализировать и сопоставлять содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего



  1. Предметные умения



  • Определять на основе информации, представленной в письменном историческом источнике, характерные признаки описываемых событий (явлений, процессов)

  • Различать в исторической информации события, явления, процессы; факты и мнения

  • Определять в тексте источника основную и второстепенную информацию



  1. Личностные результаты



  • Осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России

  • Уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране



  1. Функциональная грамотность



  • Понимать фактологическую информацию (сюжет, последовательность событий и т.п.)

  • Выявлять связь между прочитанным и современной реальностью

  • Понимать значение неизвестного слова или выражения на основе контекста

  • Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста

  • Формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста

  • Находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста

Тип урока: Комбинированный урок

Библиотека ЦОК:





БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА

  1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала



    1. Актуализация опорных знаний



1. Когда и какими действиями началась вторая мировая война?

( 1 сентября 1939 года. Нападением на Польшу.)

2. Как вы думаете, являлись ли планы Германии по захвату СССР тайной для советского руководства?

( Небольшое сообщение о Рихарде Зорге . Сталинское руководство игнорировало неоднократные предупреждения разведчиков о готовившемся вторжении германских войск и начале войны против СССР.)

Рассказ учителя: Весной 1941 года приближение войны ощущалось всеми. Советская разведка докладывала не только о перебросках немецких войск, но и о сроках нападения Германии. Но Сталин считал, что война начнется не раньше 1942 года. Сталин не исключал возможности превентивного (упреждающего) удара по Германии. Но советское руководство ясно осознавало, что Красная Армия не готова к наступательной войне:

-3/4 танков требовало списания;

-90 % танкового парка составляли лёгкие танки;

-50 % общего числа танков были выпущены до 1935 года;

-танков новейшей конструкции было не более 1,5 тыс., а подготовленных экипажей к ним – всего 208;

-отсутствовала система противовоздушной обороны.

Такой была обстановка накануне Великой Отечественной войны.



    1. Целеполагание



Учитель: Я продолжу свой рассказ, а вы сформулируйте тему нашего урока.

Лето…ярко светило солнце, люди занимались привычными делами, выпускники школ наряжались к выпускным балам, кто-то поступал в институт, кто-то создавал семью.

- Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?

«Начало Великой Отечественной войны».

-Запишите число и тему нашего урока в тетрадь.





  1. Освоение нового материала



    1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

 На рассвете 22 июня 1941 года без объявления войны Германская армия всей своей мощью обрушилась на советскую землю. Тысячи немецких орудий открыли ураганный огонь по заранее разведанным целям: пограничным заставам, штабам, пунктам управления и расположения советских войск. Гитлеровская авиация вторглась в воздушное пространство СССР на глубину 250-300 км и обрушила бомбовые удары по аэродромам, ж/дорожным узлам, военно-морским базам, промышленным объектам и городам.

- Вот так вероломно, неожиданно Германия напала на Советский Союз.

 Оборвалась мирная жизнь советских граждан, началась Велика Отечественная война, которая длилась четыре страшных года, 1418 дней и ночей.



-23 июня 1941 года были созданы фронты: Северный, Северо-Западный , Западный, Юго-Западный, Южный. Для управления ими была создана Ставка главного командования . В неё вошли: Молотов, Будённый, Ворошилов, Жуков, Тимошенко, Шапошников .

Верховным главнокомандующим с 8 августа 1941 года был назначен Иосиф Виссарионович Сталин, он же возглавил и ГКО-государственный комитет обороны, созданный 30 июня.

Словарная работа.

-Блицкриг-молниеносная война (6-8 недель);

-мобилизация- перевод вооруженных сил из мирного состояния в полную боевую готовность.

План «Барбаросса»

-План «Барбаросса» предполагал «блицкриг», т.е. был рассчитан на «молниеносную войну» в течение нескольких месяцев.

-Три мощные группы германских армий двинулись на восток.. Группа «Север» - на Ленинград,; группа «Юг» - должна была наступать на южном, украинском направлении, на Киев. Но самая сильная группировка войск противника группа армий «Центр» - развертывала свои операции в середине этого огромного фронта, там, где, начинаясь у пограничного города Бреста, широкая лента асфальтированного шоссе уходит в восточном направлении - через столицу Белоруссии Минск, через древний русский город Смоленск, через Вязьму и Можайск к сердцу нашей Родины - Москве.

Соотношение сил.

Вы видите таблицу «Соотношение сил СССР и Германии в начале войны».(Таблица и дополнительная информация на слайде).


Германия, её союзники

СССР

Солдаты и офицеры

190 дивизий

170 дивизий

Танки

4,3 тыс.

9,2 тыс.

Самолеты

5 тыс.

8,5 тыс.

Орудия и минометы

48 тыс.

47 тыс.



За 3 недели немцы оккупировали Литву, Латвию, Белоруссию, большую часть Украины, Молдавии, Эстонии. Красная Армия потеряла 100 дивизий, 3,5 тыс.самолетов, 6 тыс. танков. Западный фронт оказался в окружении. В тоже время фашисты столкнулись с отчаянным сопротивлением. Враг потерял 100000 человек, 40% танков, 1000самолетов. Германия продолжала сохранять решающий перевес, но по мере продвижения вглубь страны, наступление постепенно замедлялось.

- Какие можно сделать выводы на основании этой таблицы и данных?

(Преимущество явно на стороне Германии. СССР был не готов к войне).

Битва за Москву.

- Захвату Москвы Гитлер придавал решающее значение. В своей директиве от 8 октября 1941 года Гитлер приказал после завершения окружения Москвы стереть ее с лица земли и затопить. На месте Москвы фашисты планировали устроить огромное озеро.

Крупная наступательная операция вермахта получила кодовое название «Тайфун». Она предусматривала разгром советских войск, охранявших московское направление.

30 сентября и 2 октября 1941 года на брянском и вяземском направлениях началось наступление фашистов под командованием генерала фон Бока на Москву. Не только москвичи – вся страна встала на защиту столицы.

В первых числах ноября наступление немцев было остановлено. Однако в середине ноября немецкое наступление возобновилось с новой силой. Особо отличилась 316-я стрелковая дивизия Панфилова. На разъезде 28 бойцов приняли на себя удар 50-ти вражеских танков противника. Из 28 человек на поле боя погибли 23.Всем им было присвоено звание Героев Советского Союза. Бессмертными стали слова политрука Василия Клочкова «Велика Россия, а отступать некуда: позади Москва». Советское командование готовило силы для контрнаступления. С 5 декабря 1941 года началось контрнаступление Красной Армии. К середине января 1942 года нашими войсками было освобождено 11 тысяч населенных пунктов, ликвидирована опасность окружения Тулы, враг отброшен на 100-250 км от Москвы. Фашистам не удалось взять Москву. Немецкий «Тайфун» потерпел крах. Был окончательно развеян миф о непобедимости германской армии.


Запишите в тетради основные события битвы за Москву

30 сентября 1941 года – генеральное наступление на Москву группы армий «Центр»

30 сентября 1941 года – 05 декабря 1941 года – оборонительный этап

5 декабря 1941 года – 20 апреля 1942 года – наступательный этап



Блокада Ленинграда

- В августе германские войска начали мощное наступление на Ленинград. Гитлер заявлял: «Ленинград теперь сам поднимет руки: он неминуемо падет, раньше или позже. Никто оттуда не освободиться, никто не прорвется через наши линии. Ленинграду суждено умереть голодной смертью».

В сентябре 1941 года город оказался в «клещах» окружения. Группа армий «Север» стремилась прорваться к Ленинграду. Ценой неимоверных потерь и напряжений всех сил советские войска сдерживали натиск противника. Началась героическая эпопея борьбы армии, флота и жителей города с врагом в тяжелейших условиях блокады.

Все дальше уходят годы Великой Отечественной. Они не должны и не могут раствориться в нашей памяти и памяти наших потомков. Это война принесла неизмеримое горе в каждую семью, принесла колоссальные страдания людям и неисчислимые разрушения. Война.... При одном упоминании этого слова становится страшно. Войны были всегда, но такой жестокой и разрушительной, какой была Великая Отечественная, еще не было. Поэтому мы ее не должны забывать.

 Впереди у нас уроки изучения основным событиям ВОВ, поэтому хотелось обратить ваше внимание на то , что нас в библиотеке очень много книг о ВОВ и вы можете поработать с дополнительной литературой, где можете найти достаточно материала, особенно при подготовке к ЕГЭ.

Почему война называлась Великой Отечественной

 

Война коснулась всего нашего народа, представители всех национальностей Советского Союза плечом к плечу встали на защиту нашей Родины!



  1. Применение изученного материала.



    1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

- В чем причины поражений Красной Армии в начале войны?

- Какова цена первых поражений СССР в войне?

-Что вы можете сказать о потерях врага в первые недели войны?



  1. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

4.1 Диагностика/самодиагностика

1. Когда началась Великая Отечественная война:

а) 1 сентября 1939 г.; б) 22 июня 1939 г; в) 22 июля 1941 г; г) 22 июня 1941 .

2. Как назывался план нападения фашистской Германии на СССР:

а) Барбаросса; б) Ост; в) Тайфун; г) Блицкриг.

3. «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами» - в обращении к советскому народу обратился в первые дни войны:

а) И.В. Сталин; б) В.М. Молотов; в) Г.К. Жуков; г) К.Е. Ворошилов.

4. Верховным главнокомандующим советских войск 8 августа 1941 г. был назначен:

а) Г.К. Жуков; б) И.В. Сталин; в) С.К. Тимошенко; г) С.И. Буденный.



  1. Подведение итогов, домашнее задание



    1. Рефлексия

  • сегодня я узнал…

  • было интересно…

  • было трудно…

  • я выполнял задания…

  • я понял, что…

5.2 Домашнее задание. Подготовить сообщение «Моя семья в годы Великой Отечественной войны».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!