СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Накануне II Мировой войны

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка по теме

Просмотр содержимого документа
«Накануне II Мировой войны»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«Новороссийский социально – педагогический колледж»















Методическая разработка

по истории

на тему

«Накануне II Мировой войны»











Автор: Исалова Анжела Абдурашидовна,

преподаватель истории







Новороссийск, 2022

Пояснительная записка.

Данная методическая разработка предназначена для студентов средних специальных образовательных учреждений.

Разработка содержит теоретический материал и упражнения, которые способствуют развитию и совершенствованию самостоятельного анализа исторических событий.

Методическая разработка может быть использована для самостоятельного изучения темы и проверки уровня сформированности знаний и умений, а также общих и профессиональных компетенций обучающихся по теме.





Тема: «Накануне мировой войны».


Специальность: 43.01.09 Повар- кондитер Учебная дисциплина: История


Раздел 13. Вторая мировая война. Великая Отечественная война.  Накануне мировой войны.

Тип учебного занятия: Урок изучение и первичное закрепление новых знаний.


Цель учебного занятия: систематизация знаний по истории международных отношений накануне второй войны.

Продолжить формирование умений работать с исторической картой;

Закреплять умения самостоятельно формулировать и записывать в тетрадь главное из рассказа учителя.


Обучающий компонент: выяснить политическую и экономическую ситуацию в СССР накануне Второй мировой войны, показать причины, условия и значение заключения пакта Молотова-Риббентропа, выяснить роль Советского Союза и Германии в развязывании войны;


Развивающий компонент: продолжить формировать умение анализировать исторические документы, аргументировано отстаивать свою точку зрения, умение организовывать свою работу в группе,


Воспитательный компонент: воспитывать чувство патриотизма, неприятия тоталитарных режимов.


Методы обучения: изучение нового материала, обзорное повествование преподавателя с элементами самостоятельной работы обучающихся с текстом учебника, документами.


Педагогические технологии: личностно-ориентированного обучения, исследовательские.


Формы работы: беседа, учебный диалог, выполнение, анализ информации, работа с текстом, работа с документами, составление беседа, логические рассуждения, работа с терминами.


Ресурсное обеспечение учебного занятия:

  • Артемов В.В, Лубченков В.В. История часть 2 (для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей). - М.:ИЦ «Академия», 2015. -304 с.

  • Технические средства: компьютер, мультимидийная установка,

  • Раздаточный материал: учебник, карточки. (Приложение 1).

План

1.Мир в конце 30-х годов XX века..

2. Германо- советский договор.

3.Военно – политические планы сторон.

4.Закрепление темы.


Ход учебного занятия


    1. Организационный момент

- приветствие

-проверка готовности к учебному занятию

-целеполагание


    1. Повторение изученного материала.

Преподаватель предлагает проверить полученные знания на прошлом занятии с помощью карточек. Приложение 1


    1. Изучение нового материала.

Актуализация субъектного опыта обучающихся.

Преподаватель организует работу обучающихся с терминами в рамках изучаемой темы, используя прием «Ассоциативный ряд»

?!Что такое «блицкриг»?

?!Какие ассоциации у вас возникают с понятием «пакт о ненаподении»?


1.Мир в конце 30 годов XX века.

!! Под диктовку преподавателя обучающиеся записывают в тетрадь.

Еще при заключении Версальского договора наиболее дальновидные политики говорили, что это не мир, а перемирие. Германия не могла смириться с условиями договора и сохраняла потенциал для попыток его пересмотра. Были и другие силы, готовые развязать войну. В период экономического кризиса 1929-1933 гг. попытки решить проблемы с помощью войн и захватов чужих земель усилились. В 1931 г. Япония оккупировала Маньчжурию, в 1935 г. Италия - Эфиопию. После прихода к власти в Германии Гитлера в 1933 г. эта страна стала главным источником военной опасности. Гитлер не скрывал своих намерений завоевать «жизненное пространство» на Востоке.

!!! Самостоятельно с помощью учебника стр.192-193 выписать в тетрадь Агрессивные государства блоки.

Агрессивные государства - Германия, Италия и Япония с зависимыми от них странами составляли первый центр силы. Вторым центром силы являлись демократические страны Великобритания, Франция и США. Они стремились сохранить свое господствующее положение в мире, удержать власть над колониями, противодействовать усилению агрессивных стран. Однако они не желали открыто портить отношения со странами-агрессорами и по существу потворствовали им. При этом Великобритания, Фран­ция и США надеялись направить агрессоров на другие страны ­СССР, Китай.

Третьим центром силы являлся Советский Союз. СССР стремился в 30-е гг. ХХ в. сблизиться с Францией и Англией для со­вместного противодействия Германии. Однако западные державы рассматривали Германию в качестве противовеса СССР и коммунистическому движению, которое считали для себя опасностью номер один. Так, заместитель премьер-министра Великобритании Э. Галифакс в беседе с Гитлером в ноябре 1937 г. назвал Германию «бастионом Запада против большевизма».

В этих условиях Германия в 1938 г. перешла к решительным действиям, захватив Австрию и Судейскую область Чехословакии. Вскоре Германия предъявила Польше требования о передаче ей Данцига и путей через Польский коридор

?! Что такое «Польский коридор»?

(земли между основной частью Германии и Восточной Пруссией).

2.Германо-советский договор.

В 1939 г. правительства Великобритании и Франции начали в Москве переговоры с Советским Союзом о заключении договора о взаимопомощи в случае германской агрессии. Но достигнуть соглашения не удалось. На перегово­ры западные державы послали второстепенных чиновников, не имевших полномочий для заключения договора. Главным препятствием, однако, стала позиция Польши: советские войска могли вступить в борьбу с германской армией, лишь пройдя через территорию Польши, на что польское правительство категорически не соглашалось, а западные страны не предприняли ничего. Для изменения этой позиции. Переговоры были сорваны.

В этих условиях СССР принял предложение Германии о переговорах. 22 августа 1939 г. в Москву прилетел министр иностранных дел Германии И. Риббентроп. Он в кратчайший срок согласовал с наркомом иностранных дел В. М. Молотовым все детали соглашения. 23 августа договор, получивший неофициальное название «пакт Молотова - Риббентропа», был подписан.

!! Сообщение на тему: «Пакт Молотова- Риббентропа».

Обе стороны обязывались воздерживаться от нападения друг на друга и не поддерживать ни в какой форме третью державу, напавшую на страну, подписавшую соглашение. Согласно секретному протоколу к договору стороны разграничивали сферы своих интересов в Европе. К сфере интересов СССР относились Финляндия, Эстония, Латвия, часть Польши, Бессарабия, к сфере интересов Германии - часть Польши и Литва. Позже Литва была отнесена к сфере интересов СССР, а Финляндия - Германии.

3.Военно-политические возможности и планы сторон.

Руководство Германии еще в 1937 -1938 гг. взяло курс на развязывание большой войны. Однако представители генералитета и промышленников не имели единства по вопросу военной стратегии. Одни считали необходимым напасть на Советский Союз, заблаговременно заручившись поддержкой Запада. Другие считали ближайшей целью полную отмену положений Версальского договора, для чего нужно было нанести удар на Западе. Нацисты понимали, что для Германии война на два фронта неизбежно закончится поражением. Было необходимо как можно быстрее разбить противника на одном направлении. Эта необходимость, а также нехватка ресурсов породили идею блицкрига - молниеносной войны. Гитлер принял решение готовиться вначале к ревизии Версальского мира. Однако в своей пропаганде гитлеровцы выдвинули на первый план лозунг («Дранг нах Остен» «Натиск на Восток»), учитывая стремление западных держав направить германскую агрессию против СССР.

К началу Второй мировой войны Германия приобрела мощ­ный военно-экономический потенциал. По уровню промышленного производства Германия в 1938 г. вышла на первое место в Европе и второе в мире, уступая лишь США. С 1935 по 1939 г. в Германии было подготовлено 5,5 млн. солдат. Ее сухопутная армия достигла численности более 2,5 млн. человек. Были созданы ВВС. Летний состав прошел подготовку в Испании.

!!! Работа с документами по группам.


    1. Закрепление:

Преподаватель предлагает закрепить полученные знания с помощью устного опроса:

1.Какова была расстановка сил на кануне мировой войны?

2.Что препятствовало обузданию стран – агрессоров?

3. Как был заключен советско – германский договор?

4. Каковы были его условия?

5. Каковы были его последствия?

6. Охарактеризуйте военно – политические планы сторон на кануне войны.

7. историки спорят о том, какая сторона больше выиграла от заключения советско – германского договора 23 августа 1939г


Тестирование.


  1. Аргументированно выскажите свою точку зрения.

    Событие

    Дата

    А) Договор о дружбе и границе между СССР и Германией

    Б) столкновение Японии и СССР в Маньчжурии на озере Хасан

    В) пакт Риббентропа - Молотова и секретный протокол о разделе сфер влияния в Европе.

    Г) нападение Японии на Китай

    Д) участие СССР в Гражданской войне в Испании против фашистского режима генерала Франко

    Е) договор СССР о взаимопомощи с Францией и Чехословакией

    1) 1935

    2) 1936

    3) 23 августа 1939

    4) лето 1938

    5) лето 1937

    6) 28 сентября 1939

  2. Назовите документ о котором идет речь в отрывке. Когда был подписан?

Сталин заключил пакт с Германией для того, чтобы подтолкнуть Гитлера к нападению на Польшу, хорошо зная, что Англия и Франция выступят на ее стороне. После предположительной победы Германии над Польшей Россия… будет спокойно глядеть, как Германия, воюя с западными державами, исчерпает свои силы, чтобы затем в подходящий момент бросить всю мощь Красной Армии на дальнейшую большевизацию Европы.

1. в 1933 г.

2. в 1937 г.

3. в 1939 г.

4. в 1941 г.

  1. «Блицкриг» - это:

а) нанесение «упреждающего» удара по СССР,

б) идея мирового господства Германии,

в) название операции по захвату Ленинграда,

г) тактика «молниеносной» войны

  1. Укажите, какие страны входили в антигитлеровскую коалицию:

а) США; б) Италия; в) Великобритания; г) СССР; д) Япония.

Работа с документами:

Первая группа должна привести доказательства того, что нападение Германии было превентивной (упреждающей) мерой.

Документ 1.

с февраля 1941 г. началось сосредоточение и развертывание вермахта у границ СССР... Всего с февраля по 21 июня на Восток было переброшено 89 дивизий. К 18 июня завершилось сосредоточение большей части ВВС, которые дислоцировались в 200-километровой приграничной полосе. Всего для войны с Советским Союзом Германия выделила из имевшихся 209 дивизий 155 (74.5%) , которые насчитывали 4 миллиона человек, 43.8 тыс. орудий и минометов, 4.2 тыс. танков и штурмовых орудий и 3.9 тыс. самолетов. Кроме того, союзники Германии развернули у границ СССР 37 дивизий, в которых насчитывалось 715 тыс., человек, 5.5 тыс. орудий и минометов, 262 танка и 937 самолетов... СССР для войны с Германией из имевшихся в Красной Армии 303 дивизий было выделено 247 (81.5%) , которые после мобилизации насчитывали бы свыше 6 миллионов человек, 62 тыс. орудий и минометов, 14.2 тыс. танков и 9.9 тыс. самолетов”. Кроме того, “с апреля 1940 г. началась разработка мобилизационного плана, который 12 февраля 1941 г. был утвержден правительством...


Вторая группа должна привести доказательства того, что Германия внезапно нарушила пакт о ненападении.

Документ 2.

Начиная с октября 1939 г. Генеральный штаб Красной Армии начал планировать боевые действия против Германии,” - пишет кандидат исторических наук, полковник в отставке Валерий Данилов. Для Сталина не был секретом ни план “Барбаросса” (28 декабря 1940 г., на десятый день после его утверждения основные положения этого документа уже находились в руках советской разведки), ни систематически проводимые вермахтом мероприятия по наращиванию сил и средств в полосе советской западной границы. В последней предвоенной разведывательной сводке по Западу от 5 июня говорилось: “Общее количество германских войск на нашей западной границе с Германией и Румынией на 1 июня достигает 120-122 дивизий...” (В. Данилов “Сталин опоздал...” (Ж. “Родина”, 1995-N7, с. 70) .


Третья группа находит выгоду СССР в подписанном пакте Молотова-Риббентропа.

Документ 3.

Документ составлен заместителем начальника Оперативного управления Генштаба генерал-майором А.М. Василевским. Рукопись уточнена и исправлена первым заместителем начальника Генштаба генерал-лейтенантом Н.Ф. Ватутиным. Документ адресован Председателю Совета Народных Комиссаров СССР И.В. Сталину. Работа над "Соображениями" была завершена между 7 и 15 мая 1941 г. К документу прилагаются: план стратегического развертывания вооруженных сил СССР; план боевых действий на случай войны с Германией; схемы развертывания на карте; схемы развертывания на прикрытие на трех картах; схема соотношения сил; три карты базирования ВВС на западе.


    1. Домашнее задание.

  • Написать эссе на тему: «молниеносная война».

  • Индивидуальное задание подготовить информацию «План Барбаросса».

    1. Подведение итогов.

-оценивание учебных способов деятельности обучающихся.

-выставление оценок.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!