17
Выпускная квалификационная работа по программе «Образование и педагогика» (направление «Педагогическая деятельность в образовательной организации общего образования»)
Народная песня и её роль в патриотическом воспитании.
Выполнила: Алексахина Тамара Федоровна
Содержание
1.Введение-------------------------------------------------------------------------3
2. История и теория вопроса---------------------------------------------------5
3.Уровень разработанности проблемы в теории и практике-----------12
4.Требования к материалам---------------------------------------------------14
5.Требования к применению----------------------------------------------------18
6.Заключение-----------------------------------------------------------------------19
7.Список литературы--------------------------------------------------------------20
Введение
Актуальность выбора темы исследования продиктована требованиями времени. За последние десятилетия явления социальной патологии в молодежной среде, деградация человеческого духа, разрушение человеческой нравственности стали приобретать массовый характер. Сместились акценты
в нравственных ориентирах молодежи в сторону прагматизма, конъюнктуры, усилились проявления эгоистичного, антисоциального и антигуманного характера. Это подавляюще отразилось на патриотических настроениях в обществе, национальном самосознании россиян.
В настоящее время наблюдается процесс переосмысления сущности патриотического воспитания, которое приобретает все большее значение, становится задачей государственной важности.
Правящая элита России встала на путь преобразований, которые отражают ценности идеологии «просвещенного патриотизма», выдвинутой В.В. Путиным еще в 1999 г. в статье «Россия на рубеже веков» Актуальность проблемы воспитания патриотизма подтверждается государственной программой и разработанной на ее основе концепцией «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 гг.» и новой программой «Концепция патриотического воспитания на 2016-2020 гг.», основной целью которой является определение места и роли воспитания патриотизма у российских граждан как важнейшего направления деятельности общества и государства.
Не вызывает сомнения тот факт, что общество не может полноценно функционировать без отлаженной системы патриотического воспитания и дальнейшего изучения этой проблемы. В этой ситуации особую значимость приобретает вся система воспитательной работы, которая должна быть направлена на формирование у молодёжи преемственности поколений, национальной гордости и, прежде всего, патриотизма. Наше подрастающее поколение на фоне обилия информации, безнравственности, подмены истинных ценностей на ложные нуждается в помощи взрослых, ищет поддержку и хочет приобрести те моральные ориентиры, которые позволили бы ему быть уверенным в несокрушимости идеалов добра, духовности, патриотизма, веры в себя и желание принести пользу Отечеству.
Целью работы является отбор содержания обучения и воспитания учащихся в духе патриотизма на уроках музыки при изучении народных песен.
Объектом исследования является педагогический процесс, в результате которого можно наблюдать положительную динамику мировоззрения как лично каждого ученика, как объекта учебно-воспитательного процесса, так и классных коллективов в целом.
Предметом исследования является народная песня, которая является душой народа, выражением мыслей и чаяний всех и каждого, кого вскормила мать- земля Русская.
Задачи исследования:
Обосновать необходимость патриотического воспитания на уроках музыки с помощью русских народных песен.
Разработать методы работы по изучению народных песен и отобрать материал.
Проанализировать результаты применения выбранных методов работы.
Практическая значимость исследования.
Работа будет полезна для педагогов и студентов с целью приобретения положительного опыта, необходимого для воспитания детей в духе патриотизма и любви к Родине.
История и теория вопроса
Патриотизм - моральная позиция, выражающаяся в любви к Родине, гордости за ее успехи и достижения, в уважении к ее историческому прошлому, культурным традициям, в готовности прийти на помощь в трудные времена, отстоять ее независимость перед лицом завоевателей, пожертвовать жизнью за ее независимость и свободу.Патриотизм выражается и в критическом отношении к существующей социальной несправедливости, в желании отдать свои силы для ее ликвидации и для процветания и благополучия отечества. Вместе с тем патриотизм предполагает и уважительное отношение к другим народам и их культурам, исключающее высокомерие, чувство превосходства над ними, признание прав народов на свою независимость и самостоятельность. Чувство патриотизма помогает человеку осознать свою принадлежность к той или иной культуре, усвоить ее богатства, без чего он не может состояться как личность. «Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит человечеству» (В. Г. Белинский).1
Патриотизм определяется, как нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя (особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям) с другими людьми из народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа. Само понятие имело различное наполнение и понималось по разному. В античности термин patria («родина») применялся к родному городу-государству, но не к более широким общностям (таким как «Эллада», «Италия»). При этом всегда были люди с другими взглядами: в Илладе можно услышать мотивы италийского патриотизма, а некоторые древнегреческие философы (такие, как киник Диоген) считали себя космополитами, то есть "гражданами мира".2 В Римской империи патриотизм существовал в виде местного «полисного» патриотизма и имперского патриотизма. Христианство своей проповедью подрывало основы местных религиозных культов и тем самым ослабляли позиции полисного патриотизма. Впрочем, после принятия христианства Римской империей империя начала использовать христианство для укрепления единства империи, противодействии местному национализму и
_______________________
1. Национальная философская энциклопедия 2.Y.Burlan.ru
местному язычеству, формируя представления о христианской империи как о земной родине всех христиан. Больше всего для славы и подлинного величия страны делают не политики, а люди культуры и науки. Лучшее, что мир получил от России и за что он ей благодарен, это Толстой, Достоевский, Чехов, Чайковский, Рахманинов, Менделеев. Насколько мне известно, никто из них о любви к России и правительству во все горло не кричал.(Борис Акунин)
Патриарх Алексий II
«Патриотизм, несомненно, актуален. Это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны. Если я не думаю о своем народе, то у меня нет дома, нет корней. Потому что дом — это не только комфорт, это еще и ответственность за порядок в нем, это ответственность за детей, которые живут в этом доме. Человек без патриотизма, по сути, не имеет своей страны.»1
Воспитание патриотизма начинается с детства. Ребёнок приходит в этот мир с заданными ему от природы свойствами — векторами, которые изначально находятся на базовом уровне развития своих свойств. Такой маленький зверёныш с архитипичным поведением. На животном уровне патриотизм — это охрана и защита своей территории, обеспечивающей твоё выживание. В процессе становления человека человеком в полном смысле этого слова — с помощью приобщения к культуре, развития социальных навыков, чувств — понятие патриотизма наполняется новым содержанием.2
Патриотическое воспитание – вечная проблема педагогики. Каждая эпоха, каждая историческая ситуация по-своему отражается на патриотическом мировоспитании. Сегодня это чувство каждого из нас подвергается серьезным испытаниям. Изменилось Отечество, пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и серьезно настораживает своей неопределенностью будущее. Произошла потеря общественного идеала. Средства массовой информации распространяют тотальную пошлость, антиколлективизм, антипатриотизм, вседозволенность, культ силы и жестокости, отказ от ценностей образования, познания, отечественной культуры. Назрела необходимость остановиться и пересмотреть, как, с помощью каких средств, методов и приемов привить современному ребенку чувство патриотизма. Единственной собирательной идеей может и должно стать чувство любви к своему Отечеству, гордости за свою Родину, а также за так называемую малую Родину ( то место, где он родился, живет, учится).
« Поэтом можешь ты не быть,
но гражданином быть обязан…»
(А. С. Пушкин)
_________________________
1. Национальная философская энциклопедия.
2.Y.Burlan.ru
Важность патриотического воспитания в современных условиях подчеркнута в законодательных документах РФ.
Закон РФ “Об образовании” в качестве первостепенных принципов обучения и воспитания подрастающего поколения определяет: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, свободное развитие личности, единство культурного и образовательного процесса. Подпрограмма Министерства Образования Российской Федерации государственной программы “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы” ориентирована на повышение общественного статуса патриотического воспитания в учреждениях образования на основе отечественных традиций и современного опыта.
Очень часто ребенок не может соотнести сухие факты истории, о которых сообщается ему в общеобразовательном учреждении, со своими внутренними потребностями, потребностями в личном подвиге, в сознании своей личности и своей роли в развитии государства.
В нынешних непростых условиях, во времена антипатриотических настроений, потери нравственных и культурных основ в воспитании младших школьников именно обращение к искусству может вызвать в ребенке те душевные качества, которые определяют его как личность, как гражданина, как человека, формирует нравственные идеалы, воплощенные в духовном облике человека.
Нравственно-эстетическое воспитание ребенка – одна из ведущих задач современного начального образования. Обобщая различные взгляды теоретиков педагогики можно выделить три задачи нравственного воспитания. Это:
а) формирование нравственного сознания, основными категориями которого являются: нравственный идеал, этические ценности и нормы, моральная мотивация, этическая оценка;
б) развитие нравственных качеств таких как: гуманизм, совесть, честь, достоинство, долг, принципиальность, ответственность, товарищество, коллективизм, доброта, стыд, уважение к людям, милосердие и др.;
в) формирование опыта поведения, соответствующего принятым этическим нормам и традициям; выработка нравственных привычек (говорить правду, не делать зла, защищать добро и т.д.).
Представленные задачи можно решить в ходе учебного школьного процесса, особенно при преподавании гуманитарных дисциплин. В начальных классах этими дисциплинами являются изобразительное искусство, литературное чтение, краеведение, ритмика, музыка.
Изучение музыки на ступени начального общего образования направлено на воспитание музыкального вкуса; нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных стран мира; эмоционально-ценностного отношения к искусству.
Важной гранью воспитания и развития личности на уроках музыки в начальной школе является воспитание патриотизма через эмоционально-чувственное воспитание младших школьников. Чувства и переживания, которые вызывают произведения музыкального и изобразительного искусства, отношение к ним ребенка являются основой приобретения таких качеств как: благородство, порядочность, уважение к старшим. Они раскрывают способность личности к любви – к матери, к Матери – Родине, к родному Отечеству, к труду; приобщают к великим ценностям, к сохранению народных традиций, духовности.
Это залог дальнейшего развития интереса к внутреннему миру человека, способности сопереживания и внимательного отношения к окружающим людям. Упущенные возможности на этапе обучения в начальной школе уже нельзя будет компенсировать в основной школе.
В настоящее время существует множество программ, в основе которых лежит концепция Д.Б.Кабалевского. Данная концепция дала не только яркий образ урока музыки, но и образ учителя. Идеи программы – приоритет общечеловеческих ценностей, устремленность к сохранению и воспитанию духовной культуры – актуальны и сегодня.
Урок музыки в данных программах трактуется как урок искусства, нравственно-эстетическим содержанием которого, является художественно-педагогическая идея. В ней раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребенка “вечные темы” искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества.
Своеобразие предлагаемых программ предоставляет учителю возможность сделать выбор того варианта программы, который позволит ему реализовать свои возможности и учесть уровень подготовки детей.
Патриотическое воспитание на уроках музыки в школе осуществляется через:
постижение основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, и духовной музыки, произведений композиторов-классиков;
введение ребенка в мир музыки посредством интонаций, образов русской музыкальной культуры “от родного порога”;
знакомство с народной музыкой, историей народа, его традициями и обычаями;
знакомство с историей Отечества, символикой, историческим наследием;
изучение основных жанров фольклорных сочинений;
знакомство с культурой малых народов Севера, их традициями, обычаями, музыкой.
Работая над развитием и воспитанием патриотических чувств у школьников посредством приобщения их к прекрасному, истинному искусству, урок музыки становится уроком искусства, нравственно-эстетическим стержнем, которого является художественно-педагогическая идея, что позволяет учителю и ребенку осмысливать музыку сквозь призму общечеловеческих ценностей. Очень важно так спланировать урок, чтобы он являл собою некую художественную целостность, а не последовательность видов деятельности.
Чувство патриотизма нельзя привить в принудительном порядке. В связи с этим мастерство педагога заключается в тонком искусстве преподавания. Для этого он сам должен быть творческой личностью. Если уроки, которые создает учитель, действительно являются результатом его творчества, если его действительно влечет творческое общение с учениками, если он чувствует, что так он может проявить себя как педагог и художник, то дети ему поверят и будут всегда готовы к сотворчеству.
В построении уроков музыки традиционно применяются два подхода.
Первый. Словесные пояснения, беседы с учащимися, направленные на то, чтобы заинтересовать их произведением, историческими событиями периода, в котором жил композитор, содержанием произведения. Прививая детям любовь к Отечеству, педагог должен избегать высказываний искаженного характера, содержащих примеси шовинизма, нездорового национализма, превосходства своей нации над другими. Сам педагог должен стремиться к нравственности, стараться быть примером для детей.
Второй. Сам процесс восприятия или исполнения произведения, развитие эмоциональной отзывчивости учащихся на любой момент урока. Роль учителя на этом этапе также имеет значение. Дети должны видеть, что педагог любит музыку как живое искусство, ему самому приносящее радость, относится к музыке с волнением.
Только собственным примером, “горением души”, проявляя уважение к людям и к родной земле, взаимопонимание и уважение к воспитаннику, можно приобщить ребенка к общечеловеческим, морально-нравственным ценностям.
Основные методические принципы и методы, которыми я руководствуюсь в своей работе, предложены авторами программы “Музыка” Е.Д. Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С..Шмагиной. Это увлеченность, триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя, сходство и контраст, интонационность, а также:
метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
метод эмоциональной драматургии;
метод “забегания и возвращения”
метод сопоставления музыкального материала;
метод обобщения.
Процесс обучения и воспитания строится с использованием нетрадиционных уроков: уроков-путешествий, музыкального творчества, уроки с использованием видео материалов. Особый акцент делается на приобщение к народной музыке, фольклору, народному творчеству вообще, на изучение народных традиций, на знакомство с духовной музыкой.
С первого урока дети входят в многообразный мир музыкальной культуры:
через доступные интонации песен, танцев, маршей, простейших народных
попевок, песен, колыбельных песен – кладезя нравственных ценностей (“колыбель” – это Родина, место происхождения самого народа.);
через первоначальное знакомство с духовной музыкой (молитва, кант), которое дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности;
через творческую деятельность в процессе игры на народных инструментах, вокальную импровизацию, художественно-музыкальное творчество, певческую деятельность.
Особое внимание уделяется знакомству с историей, культурой народа. Начиная с первого урока, в детях закладываются основы патриотизма, нравственности и доброты.
На своих уроках я стараюсь пробудить в детях интерес к родной музыке, к музыкальным занятиям. Развить уже имеющийся у них жизненно-музыкальный опыт, увлечь, используя доступный материал, знакомясь с народными традициями, обычаями, праздниками, приобщить к ценностям народного творчества, т.к. в нем воплощение не просто прошлого культуры, но и нравственные свойства и способности человеческой души.
С различными жанрами народной музыки дети начинают знакомиться на уроках уже в первом классе. Фольклор рассматривается как отдельная, богатая, многообразная область культуры, куда вплетены устное, прикладное, музыкальное народное творчество.
Народная музыка воспитывает активную жизненную позицию современного молодого человека, дает ему высокие ориентиры в жизни.
Большое значение в воспитании патриотизма имеет знакомство с историей Отечества, его историческим наследием. Великие события в истории, славные деяния предков всегда были в числе важных социализирующих факторов. Дети разучивают исторические, военные песни, слушают легенды, былины и предания о славных сынах и героях Отечества, знакомятся с крупными музыкальными произведениями композиторов-классиков, отражающих различные исторические события родного Отечества. Огромное удовольствие получают дети от просмотра фрагментов из отечественных кинофильмов о войне, о становлении Российского Флота, о подвигах героев, о жизни народа в прошлом, которые, к сожалению не так часто можно увидеть на экранах телевидения.
Богатство и красота родной природы, запечатленные в произведениях искусства, - прекрасное средство воспитания детской души. Уроки музыкально-художественного творчества направлены на творческое саморазвитие детей, независимо от уровня их художественной подготовки и способностей. Это попытка установить живую связь между стихами, музыкой, иллюстрациями, картинами художников и душой ребенка без навязывания ему взрослых мыслей.
Вся работа по развитию и воспитанию патриотических качеств на уроках музыки дает хорошие результаты:
дети с интересом воспринимают материал урока;
у учащихся появляется устойчивый интерес к народной музыке и к истории народа, чувство гордости за свое Отечество.
Работа в этом направлении ориентирует детей на самостоятельное добывание знаний об истории и культуре народа.
Воспитание патриотических качеств школьников на уроках музыки ведется в соответствии с подпрограммой воспитательной программы школы по патриотическому воспитанию.
Приобщение школьника к народной музыке позволяет включать его в эмоционально более насыщенную среду, чем на обычных уроках. Поэтому возникновение в этот период образных представлений в большей степени связано с предметно-рациональными сопоставлениями.
Народная музыка способна вызывать чувство патриотизма с исключительной яркостью и достоверностью. Все, что пробуждает в человеке любовь к Отечеству: картины родной природы, пейзаж, родные напевы, картины истории и образы современности - находит свое воплощение в музыкальных произведениях. Богатство народной песни в том и заключается, что она побуждает внутренне занять определенную позицию и в соответствии с ней смотреть на мир, оценивать поступки и отношения окружающих и свои собственные.
Глубоко воздействуя на чувственный мир, музыка заключает в себе художественное содержание, которое влияет на формирование взглядов и убеждений. Это обстоятельство в определении воспитательной роли музыки имеет принципиальное значение: недостаточно воспитывать у школьников лишь патриотическое чувство, необходимо, чтобы оно стало устойчивым, переросло в патриотическое сознание.1
_____________________________
1.Санина Н.А. Патриотическое воспитание на уроках музыки в начальной школе oткрытыйурок.рф
Уровень разработанности проблемы в теории и практике
Роль музыкального искусства в патриотическом и нравственном воспитании изучались специалистами в области музыкального воспитания: Ю.Б.Алиевым, О.А.Апраксиной, Д.Б.Кабалевским. Основополагающим для нас является положение Д.Б.Кабалевского, в соответствии с которым задачей музыкального воспитания в общеобразовательной школе, а также в учреждениях дополнительного образования является «не столько обучение музыке само по себе, сколько воздействие через музыку на духовный мир учащихся, прежде всего на их нравственность».
Для педагогики принципиально понимание особенностей психологии восприятия искусства. Здесь мы опираемся на труды отечественных психологов в области искусства Л.С.Выготского, Г.П.Кечхуашвили, П.И.Петрушина, Б.М.Теплова. Известно, что при восприятии музыкального произведения в сознании слушателя нередко возникают различного рода представления (зрительные, двигательные, осязательные, слуховые). Восприятие музыкального произведения порождает наглядные представления обусловленные объективным содержанием музыки. В этом специфика отражения действительности в музыке и источник ее воздействия на слушателя.
Реалии сегодняшнего дня требуют предлагать школьнику не только пути ориентации в культуре, но и бытия в ней. Влияние музыки зависит от того, что из нее черпает человек, как он к ней относится. Воздействие музыки как воспитательного средства в большей степени зависит от воспитуемой личности, чем от самой музыки, а поведение личности определяется теми ценностями, которые являются для этой личности приоритетными. Им нельзя научить, равно как и заставить ребенка принять чужие взгляды, чужой образ жизни, но учитель может показать на собственном примере отношение к ценностям, к своему делу. Задача педагога научить ребенка переживать, испытывать эмоции, уметь прочувствовать их и осмысливать.
Народной музыке как уникальному средству воспитания должное внимание уделяли видные деятели школьной музыкальной педагогики -Н.Я.Брюсова, Н.А.Ветлутина, Г.С.Виноградов, Н.П.Грозденская, В.А.Дышлевская, М.А.Румер, В.Н.Шацкая.
Отдельные аспекты, близкие нашей теме, нашли отражение в исследованиях, посвященных проблеме традиций народной педагогики (Б.Ф.Афанасьев, К.Ш.Ахияров, Г.Н.Волков, В.И.Баймурзина, Н.Х.Халитова, Я.И.Ханбиков).
В решении вопроса национального музыкального воспитания школьников музыковедов, этнографов, фольклористов Л.П.Атановой, Н.В.Ахметжановой, Д.Ж.Валеева, Л.Н.Лебединского, Л.М.Кашаповой, Р.С.Сулейманова.
Л.И.Божович считает младший школьный возраст как началом общественного бытия человека как субъекта деятельности, в данном случае учебной, которая является фактором становления новообразований личности. Психологи Д.Б.Эльконин и В.В.Давыдов разработали теорию развивающего обучения по которой средством развития субъективности личности младшего школьника в учебной деятельности служит теоретическое мышление.
Музыка как искусство основано на символических средствах, которые являются оптимальными для формирования теоретического мышления. Педагогический потенциал музыки как средства патриотического воспитания заключен в символической природе искусства в целом. Пути достижения развивающего эффекта символических средств подробно исследованы психологами в экспериментах с детьми дошкольного возраста (Л.А.Венгер, В.С.Мухина, О.М.Дьяченко) и в меньшей степени в исследованиях по младшим школьникам для развития теоретического мышления.
Исходя из этого мы рассматриваем символическую природу средств народной музыки как фактор личностного развития младшего школьника.
На каждой ступени воспитания есть свой круг образов, эмоций, представлений, привычек. Они передаются ребенку, усваиваются им и становятся близкими. В образах, звуках, красках, в чувствованиях предстает перед ним Родина, и чем ярче и живее эти образы, тем большее влияние они оказывают на ребенка. Музыкально-образовательная среда постоянно окружает школьника, оказывает на него разностороннее воздействие, являясь основанием и для общего его развития.
Требования к материалам
Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский считал музыку важным средством нравственного, патриотического и умственного воспитания человека: «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека» – говорил он.
Песни русского народа необыкновенно поучительны и несут слушателю правду жизни по совести.
Формирование патриотизма на уроках музыки осуществляется в процессе подбора репертуара, поэтому к нему подхожу с особой тщательностью, ведь истоки патриотического воспитания берут своё начало из традиционной народной культуры. При составлении репертуара я ставлю перед собой следующие цели:
Воспитание вкуса;
Формирование нравственных и эстетических чувств ( любви к ближнему, к своему народу, к Родине);
Воспитание уважения к истории, традициям музыкальной культуры разных стран мира;
Особый акцент делается на:
Изучение народной музыки, знакомство с историей народа. Его традициями и обычаями;
Изучение произведений связанных с историей Отечества;
Постижение основных пластов мирового музыкального искусства: призведений композиторов классиков.
Основу репертуара на протяжении всего курса обучения составляет народная музыка, начиная с простейших напевок, потешек, прибауток, частушек («Ладушки», «Андрей – воробей»), заканчивая современными народными обработками («Уж мы сеяли, сеяли ленок» в обработке А.Сударикова, «Ой по над Волгой» в обработке С.Булатова).
Именно народная песня с её поэтичным и удивительным миром, эмоциональной выразительностью и мелодичностью формирует у детей бережное отношение к истории и культуре своего народа, усиливает связь и преемственность поколений.
Существует целая классификация русских народных песен: рекрутские, обрядовые, лирические, военные, хороводные, трудовые колыбельные, прибаутки, заклички и если проанализировать сюжет этих песен, то можно увидеть, что большинство песен поются и играются о человеке, о родине, о любви, о труде. Песня всегда отражает окружающий мир, в котором она была создана и в жизни народа имеет огромное значение. В процессе разучивания песни обязательно знакомлю ученика с её содержанием, героями, персонажами. Это помогает формировать у учащегося такие черты характера как : («Сама садик я садила», «Савка и Гришка», «Уж мы сеяли ленок») – трудолюбие;
(«Коровушка») - любовь к животным;
(«Как пойду я на быструю речку», «Среди долины ровные» )- красота родного края;
(«Блины») – гостеприимство;
(«Птичка», «Как пошли наши подружки») - сопереживание;
(«Частушки») – веселье.
Дети с огромным желанием и удовольствием любят исполнять частушки, ведь частушка занимает в жизни народа очень значимое место. Частушка оперативно и активно откликается на все события жизни. Частушка – это и бодрость, оптимизм, юмор, озорство.
Народная музыка, сказки, былины легли в основу многих произведений великих русских композиторов, прославивших Россию: М.И.Глинки(«Иван Сусанин», «Руслан и Людмила»), П.И.Чайковского («Времена года»), Н.А.Римского – Корсакова («Снегурочка»,»Садко»), М.П.Мусоргского («Борис Годунов»), А.П.Бородина («Князь Игорь»), А.Лядова («Баба- яга», «Кикимора»).
Формирование патриотических качеств ребёнка идёт через знакомство с историей Отечества. Учащиеся разучивают исторические, военные произведения, пьесы о Родине, о героях Отечества, знакомятся с произведениями композиторов классиков, отражающих различные исторические события родного Отечества («Катюша»,» «Священная война», «В землянке», «Тёмная ночь»,Л.Книппер «Полюшко- поле», Д.Кабалевский « Наш край», М.Глинка «Славься»).
Изучая эти произведения, мы говорим с учениками о подвигах советского народа, героизме, о смелости, храбрости, любви к Родине, о переживаниях, о мыслях, чувствах народа. А в итоге подвожу к мысли, что Родина у человека одна и её надо любить. Очень важно раскрыть перед детьми взаимосвязь между музыкальным наследием прошлого и современной музыкой, научить понимать истинные ценности.
Совместная коллективная деятельность детей создаёт общее эмоциональное переживание, ребята оказывают помощь друг другу при выполнении задания, сострадают, переживают неудачи и радуются успеху. Они становятся терпимее, добрее, справедливее в оценке своих действий и поступков.
Безусловно, школа помогает раскрытию наилучших сторон личности, подрастающего человека посредством музыки, но это будет более эффективным при поддержке родителей, если в доме ученика царит дух любви и уважения к музыке. Только совместно с семьёй педагог может привить детям любовь к музыке и формировать их как высококультурных членов общества.
Большое внимание при воспитании своих учеников я уделяю внеклассной работе по нескольким направлениям:
Историко-краеведческое: посещение музеев, выставок народного творчества, встречи с участниками Великой Отечественной войны, со знаменитыми людьми города.
Литературно-музыкальное направление: участие в народных праздниках, в «Рождественских чтениях». Исследования доказали, что младший школьный возраст - наиболее подходящий период для воспитания положительных черт личности, в том числе и патриотизма. Податливость, доверчивость детей, склонность к подражанию и огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для всестороннего развития личности.
Эффективность формирования патриотических чувств, в процессе общения с музыкой во многом определяется профессионализмом и личной увлечённостью преподавателя. Только собственным примером «горением души», проявляя уважение к людям и к родной земле, взаимопониманием и уважением ученика, можно приблизить ребёнка к общечеловеческим морально-нравственным ценностям. Учащиеся должны видеть, что педагог любит свой предмет- музыку, приносящую ему самому радость.
Наблюдая за учащимися, я заметила, что дети обучающиеся музыке с патриотическим уклоном сочувственны, терпеливы, мягкосердечны и одновременно мужественны. Одним из действенных средств патриотического воспитания детей являются народные праздники, которые пропагандировали всегда подлинно нравственные ценности. Поэтому при целенаправленном процессе и отборе содержания музыкальных народных праздников педагог сможет успешно решать задачи патриотического воспитания, так как атмосфера праздника положительно воздействует на эмоциональную сферу школьников, позволяет получить представление о жизни своего народа и его обычаях. А это в свою очередь способствует зарождению чувства любви к Родине, родному краю, родной природе. Младшие школьники должны знать народные песни, танцы, которые тесно связаны с языком, традициями, обычаями, духовной культурой их предков, их края, их Родины. Чувство патриотизма нельзя привить в принудительном порядке. В связи с этим мастерство педагога заключается в тонком искусстве преподавания. Для этого он сам должен быть творческой личностью. Если уроки, которые создает учитель, действительно являются результатом его творчества, если его действительно влечет творческое общение с учениками, если он чувствует, что так он может проявить себя как педагог и художник, то дети ему поверят . В построении уроков музыки традиционно применяются два подхода.
Первый. Словесные пояснения, беседы с учащимися, направленные на то, чтобы заинтересовать их произведением, историческими событиями периода, в котором жил композитор, содержанием произведения. Прививая детям любовь к Отечеству, педагог должен избегать высказываний искаженного характера, содержащих примеси шовинизма, нездорового национализма, превосходства своей нации над другими. Сам педагог должен стремиться к нравственности, стараться быть примером для детей.
Второй. Сам процесс восприятия или исполнения произведения, развитие эмоциональной отзывчивости учащихся на любой момент урока. Роль учителя на этом этапе также имеет значение. Дети должны видеть, что педагог любит музыку как живое искусство, ему самому приносящее радость1. ___________________________
1.И В Лаврухина Патриотическое воспитание
Творческое начало может проявляться у младших школьников в пении простейших мотивов, часто возникающих непроизвольно, по собственной инициативе, в сочинении мелодии на предложенный текст, в воспроизведении несложных мотивов разного характера (в жанре марша, польки, вальса); в выразительных движениях под музыку, передающих различные настроения произведений, в создании ритмического сопровождения к пьесам для слушания музыки, в оценочных суждениях об услышанной музыке, в осмыслении песен с элементами собственной интерпретации.
Требования к применению
Патриотическое воспитание учащихся школы средствами народной музыки будет эффективным если:
-выявлены научно-теоретические подходы и научно-методические положения, лежащие в основе патриотического воспитания младших школьников средствами народной музыки и определяющие его успешность;
-педагогические условия патриотического воспитания школьников средствами народной музыки реализуются с учетом возрастных, индивидуальных и психологических особенностей данной категории учащихся;
-в музыкально-образовательной среде школьника активизируются мотивационный, интеллектуальный, поведенческий аспекты, способствующие формированию патриотической личности учащихся.
- только собственным примером, “горением души”, проявляя уважение к людям и к родной земле, взаимопонимание и уважение к воспитаннику, можно приобщить ребенка к общечеловеческим, морально-нравственным ценностям.
Заключение
-В наше время необходимость патриотического воспитания школьников средствами народной музыки неоспорима.
-Школьный возраст является особенно перспективным в развитии музыкальной восприимчивости, следовательно необходимо максимально загружать память детей, создавать запас впечатлений и знаний, нужных для дальнейшего формирования интереса к народной музыке;
- Детей увлекает только урок, насыщенный разнообразным учебным материалом, проводимый в оптимальном темпе, на эмоциональном подъеме;
-Широкое использование народной музыки в обучении детей повышает уровень их музыкального восприятия, которое становится эмоциональным и осмысленным, что проявляется в устойчивом внимании детей к уроку, в желании больше узнать о творчестве того или иного композитора, чаще слушать родную музыку;
-Познавательный интерес школьников при изучении народных песен отличается яркой эмоциональной окраской и влияет на конкретный практический результат. Учащиеся , познакомившись с народными песнями , становятся серьёзнее, ответственнее, осведомлённее, горят желанием узнавать всё больше и больше, уважительно относятся к истории своего родного края, к ветеранам, часто и с удовольствием поют народные песни.
Возможность внедрения результатов и дальнейшие перспективы исследования темы. У патриотического воспитания при изучении народных песен неисчерпаемые горизонты, так как народных песен очень-очень много и каждый, прикоснувшись к народной песне, найдёт в ней все оттенки чувств здравомыслящего человека, и в первую очередь патриотических.
Список использованных источников
1. Национальная философская энциклопедия.
2.Y.Burlan.ru
3.Санина Н А Патриотическое воспитание на уроках музыки в начальной школе.
.4. И В Лаврухина Патриотическое воспитание.