СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Народная песня в доме

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Народная песня в доме»



Народная песня в доме



Цель урока: показать развитие музыкальной культуры ; значение музыки в жизни человека; расширять кругозор учащихся, прививать любовь к своей Родине, к ее традициям.

Задачи:

Показать роль древнерусских песнопений, связанных со сменой времен года.

Развивать интерес к древнерусским песнопениям.

Помогать учащимся в понимании фольклорных песен.

Развивать интерес к концертам местных исполнителей русской народной песни.

Развивать чувство патриотизма и гордости за талант русского народа и отечественной музыкальной культуры.

Воспитывать умение вслушиваться в русские народные песни.

Воспитывать желание изучать развитие русского народного творчества.

Обращать внимание на нравственность, заложенную в русской народной песне.

Ход урока

Беседа учителя.

ФОЛЬКЛОР (англ. folklore- народная мудрость) – это обозначение художественной деятельности народных масс, или устного народного творчества возникшего еще в до письменный период. Этот термин впервые был введен в научный обиход английским археологом У. Дж. Томсом в 1846 г. И понимался широко, как совокупность духовной и материальной культуры народа, его обычаев, верований, обрядов, различных форм искусств. С течением времени содержание термина суживалось. Существует несколько точек зрения, трактующих фольклор как народную художественную культуру, как устное поэтическое творчество и как совокупность словесных, музыкальных, игровых видов народного творчества. При всем многообразии региональных и локальных форм фольклору присущи общие черты, такие, как анонимность, коллективность творчества, традиционность, тесная связь с трудовой деятельностью, бытом, передача произведений из поколения в поколение в устной традиции.

Коллективная жизнь определяла появление у различных народов однотипных жанров, сюжетов, таких средств художественной выразительности, как гипербола, параллелизм, различные виды повторов, постоянный и сложный эпитет, сравнения. Роль фольклора была особенно сильна в период преобладания мифопоэтического сознания. С появлением письменности многие виды фольклора развивались параллельно с художественной литературой, взаимодействуя с ней, оказывая на нее и на другие формы художественного творчества влияние и испытывая обратное воздействие.

Народное музыкальное искусство зародилось задолго до возникновения профессиональной музыки православного храма. В общественной жизни древней

На Руси фольклор играл гораздо большую роль, нежели в последующие времена. В отличие от средневековой Европы, Древняя Русь не имела светского профессионального искусства. В ее музыкальной культуре развивались только две основные сферы – храмовое пение и народное творчество устной традиции, включающее различные, в том числе и «полупрофессиональные» жанры (искусство сказителей, скоморохов и др.).

Фольклор имел многовековую историю, сложившуюся систему жанров и средств музыкальной выразительности.

Народная музыка прочно вошла в быт людей, отражая самые разнообразные грани социальной, семейной, личной жизни. Исследователи полагают, что до государственный период (то есть до того как сложилась Киевская Русь) восточные славяне имели достаточно развитый календарный и семейно-бытовой обрядовый фольклор, героический эпос и инструментальную музыку.

С принятием христианства языческие верования постепенно теряют свое значение. Смысл магических действ, породивших тот или иной вид народной музыки, постепенно забывался. Однако чисто внешние формы древних праздников оказались необычайно устойчивы, и обрядовый фольклор продолжал жить как бы вне связи с породившим его язычеством.

Христианская церковь (не только на Руси, но и в Европе) весьма негативно относилась к традиционным народным песням и пляскам, считая их проявлением греховности, дьявольского прельщения. Эта оценка зафиксирована во многих летописных источниках и в канонических церковных постановлениях. Известны, например, ответы киевского митрополита Иоанна II писателю XI в. Якову Черноризцу, где говорится по поводу священников: «Тем лицам иерейского сана, которые ходят на мирские пиры и пьют, святые отцы повелевают соблюдать благообразие и принимать предложенное с благословением; когда же войдут с игрой, плясками и музыкой, то надлежит, как повелевают отцы, встать (из-за стола), дабы не осквернить чувства тем, что могут увидеть и услышать, либо совсем отказаться от тех пиров или уходить в то время, когда будет большой соблазн».

Негативную реакцию православной церкви вызывала совершенно определенная область фольклора, рожденная в недрах так называемой «смеховой», или «карнавальной» культуры Древней Руси. Шумные народные гульбища с элементами театрального действа и с непременным участием музыки, истоки которых следует искать в древних языческих обрядах, принципиально отличались от храмовых праздников. «Смеховая» культура всегда была «кривым зеркалом» действительности, абсурдной жизнью, где все было наоборот, все менялось местами – добро и зло, низ и верх, реальность и фантазия. Для этих праздников характерно выворачивание наизнанку одежды, использование для ряжения рогожи, мочала, соломы, бересты, лыка и другой карнавальной атрибутики.

Самую обширную область народного музыкального творчества Древней Руси составляют обрядовый фольклор, свидетельствующий о высокой художественной одаренности русского народа. Обряд был нормативным, строго регламентированным религиозным действом, подчинялся сложившемуся в течение столетий канону. Он родился в недрах языческой картины мира, обожествления природных стихий. Наиболее древние считаются календарно-обрядовые песни. Их содержание связано с представлениями о круговороте природы, с земледельческим календарем. Эти песни отражают различные этапы жизни крестьян-земледельцев. Они входили в зимние, весенние, летние.









Слушание календарно- обрядовых песен


Существует детский фольклор, который особенно богат разнообразными жанрами. К ним относятся колыбельные песни, пестушки и потешки, прибаутки и детские заклички. Колыбельные песни носят заговорно-заклинательный характер: мать просит «дрему» (сон) прийти и убаюкать ребенка. В колыбельных песнях часто встречаются сюжеты, связанные с котом. Считалось, что мурлыканье кота усыпляет детей, поэтому матери в песнях старались умилостивить кота, задобрить его молоком или пирогом, чтобы ребенок хорошо спал. Да и сама колыбельная исполнялась нараспев, под покачивание люльки. Пестушками назывались короткие стишки, которые рассказывали в первые месяцы жизни младенца, потешки и прибаутки – веселые песенки, сопровождающие детские игры. Детские заклички были обращены к силам природы. Они пришли в детский фольклор из взрослого и произносились с надеждой на урожай, спасительный дождик, солнце.

Слушание колыбельных песен







В 19 веке на основе народной лирической песни возник новый жанр фольклора – частушка. Термин частушка был введен писателем, публицистом Г.И. Успенским. До него частушки называли прибасками, побасками, припевками. Частушки – это небольшие песенки обычно юмористического содержания из 4–12 строк. Частушки первоначально исполняли исключительно молодые парни на деревенских беседах. Не удивительно, что первые частушки были любовного характера. Частушки в краткой, афористичной форме выражают отношение народа к определенным событиям исторической действительности. Тематика частушек очень разнообразна: о крепостном праве, о революции, о любви, о войне, о перестройке, о политике и т.д В настоящее время в России частушка является активно бытующим и интенсивно развивающимся жанром фольклора. Частушки исполняют обычно под аккомпанемент гармоники.

Кроме указанных жанров, в России активно бытуют малые жанры фольклора: загадка, анекдот, а также жанры студенческого фольклора.



Подведение итого урока

- Может ли человек жить без музыки; назовите обряды где звучат песни?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!