СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Народное искусство и культурное наследие. Информационо - библиографическое пособие

Нажмите, чтобы узнать подробности

Народное искусство - исторически сложившаяся область художественной культуры того или иного народа, изначально связанная с его трудовой деятельностью и представляющая его материальную и духовную культуру. Неотъемлемыми элементами народного искусства являются изобразительное и декоративно-прикладное искусство, музыкальное творчество, бытовое и культовое строительство. Термин «народное искусство» синонимичен термину «народное творчество».

Просмотр содержимого документа
«Народное искусство и культурное наследие. Информационо - библиографическое пособие»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №18» Библиотечно – информационный центр


заметку»











информационно-библиографическое пособие




Старый Оскол 2022





Наш адрес: 309511 Белгородская область, г. Старый Оскол, Олимпийский, 8



Режим работы


08.00 – 17.00

Выходные дни: суббота и воскресенье

Санитарный день - последний день месяца




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №18» Библиотечно – информационный центр



серия: «Специалистам на заметку»





Народное искусство и культурное наследие:

хранить и умножать

Году народного искусства и нематериального культурного наследия народов России)




информационно-библиографическое пособие








Старый Оскол 2022

ББК 63.5(2Рос)я1 Н 30







Народное искусство и культурное наследие: хранить и умножать: к Году народного искусства и нематериального культурного наследия народов России: информационно- библиографическое пособие / Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №18»; библиотечно – информационный центр; [составитель Л.И. Чиркова]. – г. Старый Оскол, 2022. - 20 с. - (Специалистам на заметку).


ББК 63.5(2Рос)я1



Информационно-библиографическое пособие содержит список документов, в которых раскрывается тема народного искусства и нематериального культурного наследия народов России.

В помощь работе сотрудников библиотек в издании были подобраны материалы по данному направлению.




© Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №18», библиотечно - информационный центр, 2022.


Содержание

От составителя 4

Веков связующая нить

(особенности работы библиотек) 5


Опыт работы библиотек

(рекомендательный список из периодических изданий) 11



В копилку библиотекаря

(рекомендательный список сценарного материала) 12



Приложение

(русские потешки, загадки) 17

От составителя


Совет по межнациональным отношениям предложил привлечь внимание к изучению народных культур и наследия регионов Российской Федерации. Президент России Владимир Владимирович Путин поддержал идею объявить 2022 год годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов РФ.

Такое решение направлено на поддержание и развитие самобытных традиций, ремесел и искусств народов России. Популяризация оригинальной народной культуры жителей разных регионов страны, формирование уважения к религиозным и национальным ценностям станут основой мира и согласия в многонациональном государстве.

В 2022 году наша задача помочь открыть своим читателям прекрасный ларец народной мудрости. Познакомить с искусством народа, песнями, сказками, потешками.

Главная задача настоящего издания – помощь коллегам-библиотекарям раскрыть тему народного искусства России, и разнообразить работу библиотеки.

Веков связующая нить

(особенности работы библиотек)


Мы, живущие в 21 веке, имеем богатейшее культурное наследие, оставленное нам, нашими предками, хранящееся веками. Издревле Россия славилась своими традициями, праздниками, обычаями, обрядами.

Народное искусство - исторически сложившаяся область художественной культуры того или иного народа, изначально связанная с его трудовой деятельностью и представляющая его материальную и духовную культуру. Неотъемлемыми элементами народного искусства являются изобразительное и декоративно-прикладное искусство, музыкальное творчество, бытовое и культовое строительство. Термин «народное искусство» синонимичен термину «народное творчество».

Произведения народного искусства имеют духовную и материальную ценность, отличаются красотой и пользой. Мастера народного декоративно-прикладного искусства создают свои произведения из разнообразных материалов. Наиболее распространены художественная керамика, ткачество, кружевоплетение, вышивка, роспись, резьба по дереву или камню, ковка, литье, гравирование, чеканка и др. Расписной посудой, кружевными салфетками, деревянными резными досками, вышитыми полотенцами и многими другими произведениями народного искусства мы можем пользоваться в быту.

Материальное культурное наследие - это культурные достижения общества, его исторический опыт, выраженный в рукотворных объектах и предметах, представляющих общечеловеческую ценность.

К материальному культурному наследию относятся:
  • памятники: произведения архитектуры, монументальной скульптуры и живописи, элементы или структуры археологического характера, надписи, пещерные жилища и группы элементов, которые имеют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки;

  • ансамбли: группы изолированных или объединенных строений, архитектура, единство или связь с пейзажем которых представляют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки;

  • достопримечательные места: дело рук человека или совместные творения человека и природы, а также зоны, включая археологические достопримечательные места, представляющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, эстетики, этнологии или антропологии.

Термин «нематериальное культурное наследие» впервые появился в документах ЮНЕСКО в 2003г., когда 17 октября 2003 г. была принята Международная конвенция об охране

«нематериального культурного наследия».

В качестве основных видов объектов и форм проявления нематериального культурного наследия разработчики Конвенции выделили следующие:

  • Устное народное творчество: сказки, эпические песни, эпические сказания, былины, фольклорная проза.

  • Исполнительские искусства: песенное искусство, танцевальное искусство, музыкально-инструментальное искусство, театральное искусство (народный театр, народный цирк и т. п.), сказительство.

  • Празднично-обрядовая культура: праздники, обряды, ритуалы.

  • Техники и технологии связанные: с традиционными ремеслами; с народными музыкальными инструментами; с традиционным народным костюмом; с традиционной хозяйственной и бытовой культурой.

Такое культурное наследие, передаваемое от поколения к поколению, постоянно воссоздается сообществами, группами в зависимости от окружающей среды, их взаимодействия с природой и историей. Оно формирует у сообщества чувство самобытности и преемственности, содействуя тем самым уважению культурного разнообразия и творчеству человека, этноса.

Основные направления работы:

- знакомство с народным бытом. Окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств у подрастающего поколения – развивает любознательность, воспитывает чувство прекрасного. Это позволяет детям с раннего возраста ощутить себя частью великого народа.

- знакомство с народно-прикладным творчеством. Народ проявлял свои творческие устремления и способности лишь в создании предметов, необходимых в труде и быту. Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные обряды. Так рождались сказочно прекрасные росписи на прялках и посуде, узоры в кружеве и вышивке, причудливые игрушки. Рассматривая народное искусство как основу национальной культуры, очень важно знакомить с ним детей и подростков. Дети с удовольствием рассматривают узоры с изображением сказочных птиц, животных.

- знакомство с особенностями народных игр. Народные игры привлекают внимание не только как жанр устного народного творчества, они заключают в себе огромный потенциал для физического развития ребенка. Разученные считалки, скороговорки делают процесс игры более интересным и увлекательным. В народных играх часто используются заклички, считалки, приговорки.

- знакомство с традициями и народными праздниками. В праздничных обрядах активно задействованы художественное слово, предмет, ритм, музыка; присутствует уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук, победы красоты и добра. Все это становится неиссякаемым источником нравственного и познавательного развития ребенка.

В настоящее время в культурной жизни нашей страны отмечается взрыв интереса к отечественной истории, национальной культуре, утраченным традициям, фольклору, народным искусствам и ремеслам. Это имеет огромное значение для библиотек, так как чтение книг и других произведений печати остается одним из наиболее универсальных способов

постижения своей истории, смысла традиционной культуры, овладения навыками и умениями в различных видах народного ремесла.

Одним из основных направлений работы библиотек в настоящее время является краеведение. Сотрудники библиотек проводят большую исследовательскую работу по изучению истории населенных пунктов, осуществляют сбор разнообразных фактов, способствующих воссозданию истории местности.

Библиотекари должны понимать, что без знания истории края, своих корней, народного творчества рушится преемственность поколений. Библиотекам принадлежит важная роль в сохранении традиционного народного искусства, особенно регионального и местного.

Основными задачами библиотек в этом направлении являются: разработка и проведение мероприятий, направленных на закрепление и популяризацию объектов нематериального наследия в социуме; возрождение, сохранение и развитие культурно-исторических традиций; создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества.

Библиотекари должны стремиться научить читателей, чувствовать красоту и гармонию произведений народного искусства. Подобная работа оживляет содержание библиотечной деятельности, привлекает внимание пользователей, помогает им узнать о творческой и бытовой жизни предшествующих поколений. В ходе мероприятий молодое поколение наглядно перенимает традиции народного искусства.

Необходимо выделить основные направления деятельности библиотек по сохранению и возрождению традиций народного искусства:

  • проведение в библиотеках традиционных народных праздников, фольклорных вечеров, в т.ч. в рамках, существующих при библиотеках клубов по интересам;

  • организация и подготовка различных мероприятий по изучению народного искусства, выставок народного творчества;

  • организация клубов и кружков по рукоделию в традициях народной культуры.

Важную роль в работе библиотек занимает пропаганда народных традиций, праздников, фольклора, обрядов. Перед библиотеками стоит задача научить пользователей чувствовать и воспринимать всю красоту и гармонию народных произведений искусства, предметов народного быта.

В старину под словом «досуг» понимали, прежде всего, умение, тонкость в каком-либо ремесле. В деревнях, в станицах люди сами делали необходимые им в быту вещи - утварь, орудия труда, шили одежду и т.д.

Однако многие ремесла забыты, технология изготовления изделий утеряна. Сегодня библиотека - активный помощник тем, кто хочет заняться каким-либо ремеслом. В библиотеке есть книги, знакомящие с различными видами старинных ремесел, технологиями изготовления изделий, предварительной обработкой материалов.

С целью раскрытия информационных ресурсов библиотек и продвижения книг данной тематики необходимо оформлять книжные выставки, например:

  • «Забытые умения и ремесла»,

  • «Изделия из дерева»

  • «Изготовления корзин»

  • «Народные художественные промыслы»

  • «В каждой избушке – свои игрушки»

  • «В мире нет милей и краше песен и преданий наших»

  • «Возвращение к истокам»

  • «Гончарное искусство»

  • «Диво дивное - песня русская»

  • «Духовность. Нравственность. Культура»

  • «Заветы доброй старины»

  • «Звени, звени, златая Русь»

  • «Из нас слагается народ»

  • «К истокам народной культуры»

  • «Мир дому твоему: традиции и обычаи»

  • «Многообразие русских народных промыслов»

  • «Народным традициям жить и крепнуть»

  • «Путеводитель по святым местам России»

  • «Родники народные»

  • «Старинные русские народные игры»

  • «Традиции живая нить»

  • «Традиции хранить и умножать»

Можно организовать выставки, посвященные народным промыслам и поделкам местных мастеров:
  • «Умелые руки не знают скуки»

  • «Сувениры своими руками»

  • «Вышивка - чудо рук человеческих»

  • «Краса ненаглядная»

  • «Традиции живая нить»

  • «Игрушечных дел мастера»

  • «Путешествие в страну Вдохновение»

В библиотеках предлагается запланировать литературно- музыкальные вечера, посвященные народной песне, народные праздники и обряды.

Формы и названия массовых мероприятий:
  • Вечер-дайвинг «Культура древних славян»

  • Викторина «Бабушкин сундучок» (традиционная кубанская одежда XIX начала XX века).

  • Интеллектуальные игры: «Кладезь мудрости - русская пословица», «В крылатом слове - окрыленная истина»

  • КВН по русским пословицам и поговоркам «Пословица - недаром молвится»

  • Литературно-познавательное путешествие «Страна детского фольклора» (потешки, считалки, небылицы)

  • Литературно-художественный альманах «Мир русской культуры: в образах и звуках»

  • Познавательный час «Обряды и традиции русского народа»

  • Познавательно-игровая программа для детей

«Путешествие в Культуроград» (всё о культуре)

  • Праздник «Культура России, традиции русского народа»

  • Праздник народного творчества и культуры «Славянские кружева»

  • Праздник чая «Традиции семейного чаепития народов России»

  • Семейный праздник «Русская печь - тепло и добро»

  • Творческий марафон «Сила традиций»

  • Творческая мастерская «Золотая хохлома»

  • Фольклорный вечер «Песни наших бабушек»

  • Фольклорный урок «Какова пряха, такова и на ней рубаха»

  • Фольклорный праздник «Как солнце заиграло, пришел Иван-Купала»

  • Час знакомства «Светлый мир народной культуры»

Такие мероприятия всегда интересны, эмоциональны, информационно насыщенны, привлекают внимание читателей.

4 ноября ежегодно проходит всероссийская акция «Ночь искусств». В 2022 году она состоится уже в десятый раз. Можно подготовить для посетителей познавательные программы, интересные выставки народного творчества, виртуальные экскурсии по музейным экспозициям и многое другое.

Масса полезного материала для подготовки мероприятий содержится на портале Культура РФ. В разделе «Традиции» размещается материал за прошедшие года, включающие старинные национальные рецепты, древние верования, приметы и суеверия наших предков, заговоры и обряды, ритуалы и обычаи народов России, узнать, как менялись русские традиции в веках. В Год народного искусства это особенно востребовано и актуально.

Опыт работы библиотек (рекомендательный список из периодических изданий)

Савельева, Е. В этом мире большом : сберечь самобытность народов – значит достичь согласия и понимания / Е.Савельева. – Текст : непосредственный // Библиотека. – 2012. -

№2. – С.41-43.

Савельева, А. Традиции не забыты : национальный сельскохозяйственный праздник отмечен различными мероприятиями / А.Савельева. – Текст : непосредственный // Библиополе. – 2015. - №11. – С.25-27.

Сборнова, С. Мы предков наследие свято храним / С.Сборнова. – Текст : непосредственный // Библиополе. – 2014. -

№6. – С.39-43.

Счастливцева, М. Лоскутные узоры Вятки : из начинающих рукодельниц – в опытные мастерицы / М.Счастливцева. – Текст : непосредственный // Библиополе. – 2021. - №3. – С.57-59.

Тимофеева, Л. Души лучезарный свет / Л.Тимофеева. – Текст : непосредственный // Библиополе. – 2015. - №3. – С.57-58. Тимощук, Е. В духовном единении – величие народа : наша социальная миссия / Е.Тимащук. – Текст :

непосредственный // Библиотека. – 2014. - №6. – С.68-71.

В копилку библиотекаря

В помощь проведению массовых мероприятий рекомендуем обратиться к сценарным и вспомогательным материалам:

Искусство

Зархи, С. Песня как богатство : литературно-музыкальная композиция о русской песне / С.Зархи. – Текст : непосредственный // Читаем, учимся, играем. – 2013. - №8. – С.98-104; №9. – С.81-87.

Назарова, С.В. Музыка небес : сценарий. История колоколов / С.В. Назарова. – Текст : непосредственный // Читаем, учимся, играем. – 2014. - №5. – 58-63.

Новичкова, Н.В. Камера! Мотор! : беседа. История развития детского кинематографа в России / Н.В. Новичкова. – Текст : непосредственный // Читаем, учимся, играем. – 2016. -

№5. – С.30-34.

Перепелица, В. Ай да Щепкин! Молодец!..: рассказ о жизни и творчестве русского артиста XIX века / В.Перепелица. – Текст : непосредственный // Читаем, учимся, играем. – 2013. -

№11. – С.54-57.

Перепелица, В. Великий немой : беседа об истории зарождения русского кинематографа / В.Перепелица. – Текст: непосредственный //Библиополе. – 2016. - №9. – С.28-32.

Петрова, В. В чудесный мир волшебное окно : виртуальная экскурсия. История возникновения в России искуства кино / В.Петрова. – Текст : непосредственный // Читаем, учимся, играем. - №6. – С.38-44.

Усова, Н.В. Играй, гармонь: традиционные русские музыкальные инструменты / Н.В.Усова. - Текст : непосредственный // Читаем, учимся, играем. – 2013. №4. – С.106-111.

Народное творчество. Народные промыслы

Белихова, Н. О палехской кисти замолвите слово : сценарий устного журнала / Н.Белихова. – Текст : непосредственный // Библиополе. – 2010. - №1. – С.70-74.

Дорожкина, Н.И. Удивительная вышивка : устный журнал о старинном виде рукоделия / Н.И.Дорожкина. – Текст : непосредственный // Читаем, учимся, играем. – 2013. - №2. – С.88-92.

Захарова, Э. Кружевное рукоделие народных мастериц: приглашаем в уголок ремесел / Э.Захарова. – Текст : непосредственный // Библиотека. – 2017. - №4. – С.12-15.

Кузянин, Г.И. Быль о Семеновской матрешке / Г.И.Кузянин. – Текст : непосредственный // Читаем, учимся, играем. – 2015. - №4. – С.90-97.

Кузянин, Г.И. От зари до зари ладят ложки ложкари : сценарий. История ложки / Г.И.Кузянин. – Текст : непосредственный // Г.И.Кузянин. – Текст: непосредственный // Читаем, учимся, играем. – 2016. - №8. – С.104-107.

Лебедева, С.Е. Ах, этот декупаж : об искусстве декорирования предметов с помощью аппликаций / С.Е. Лебедева. – Текст : непосредственный // Читаем, учимся, играем.

– 2016. - №12. – С.80-82.

Максмкина, И. Художественные ремесла России: основа декоративно-прикладного искусства / И.Максимкина. – Текст : непосредственный // Библиополе. – 2008. - №8. – С.74-77.

Пилипчик, А. Искусство народа : русские промыслы / А.Пилипчик. – Текст : непосредственный // Праздник в школе. – 2013. - №7. – С.15-25.

Пилипчик, А. Свое гнездо всегда мило : сценарий. Турнир

«Прикладное искусство России» / А.Пилипчик. – Текст : непосредственный // Праздник в школе. – 2015. - №4. – С.69-85.

Пилипчик, А. Традиции и нравы : сценарий. Прикладное искусство России / А.Пилипчик. – Текст : непосредственный // Праздник в школе. – 2013. - №7. – С.28-39.

Сергеева, Г. Галерея кукол : куклы наших прабабушек / Г.Сергеева. – Текст : непосредственный // Библиополе. – 2012. -

№2. – С.27-29; №3. – С.34-36; №4. – С.41-43.

Суркова, Н.С. Куклы водят хоровод : беседа. История матерчатой куклы / Н.С.Суркова. – Текст : непосредственный // Читаем, учимся, играем. – 2017. - №6. – С.95-97.

Чуйко, Д. Коробейники зовут: сценарий. История платка / Д.Чуйко. – Текст : непосредственный // Праздник в школе. – 2013. - №7. – С.39-48.

Чуйко, Д. Следуя традициям: народные ремесла / Д.Чуйко.

– Текст : непосредственный // Праздник в школе. – 2013. - №7. – С.100-109.

Фольклор

Гимонова, Е.М. Жить по мудрости народной : библиотечный час, посвященный пословицам и поговоркам / Е.М.Гимонова. – Текст : непосредственный // Читаем, учимся, играем. – 2015. - №12. – С.57-62.

Егорова, Н.Ф. К народным истокам : сценарий. Частушка / Н.Ф. Егорова. - Текст : непосредственный // Читаем, учимся, играем. – 2012. - №8. – С.108-112.

Зайкова, Ю.С. И вот октябрь – грязник на дворе : фольклорные посиделки, посвященные наступлению осени и традициям этого времени года / /Ю.С.Зайкова, Г.А.Зайкова. - Текст : непосредственный // Читаем, учимся, играем. – 2015. -

№10. – С.104-110.

Зайкова, Ю.С. Семенов день, или бабье лето на дворе : фольклорные посиделки / Ю.С.Зайкова. - Текст :

непосредственный // Читаем, учимся, играем. – 2015. - №6. – С.98-104; №7. – С.101-107.

Зайкова, Ю.С. Ноябрю конец – зиме начало : фольклорные посиделки. Народные приметы, осенние традиции наших предков /Ю.С.Зайкова, Г.А.Зайкова. - Текст : непосредственный // Читаем, учимся, играем. – 2015. - №11. – С.105-111.

Усова, Н.В. Мудрость народная в строчке сокрыта : театрализованная викторина на знание русских пословиц, поговорок, значение устаревших слов / Н.В.Усова. – Текст : непосредственный // Читаем, учимся, играем. – 2017. - №6. – С.81-83.

Обычаи. Традиции. Обряды

Дождикова, Н.И. Русский быт в литературу / Н.И.Дождикова. – Текст : непосредственный // Читаем, учимся, играем. - №9. – С.96-98.

Еговцева, Е. Фруктомания, или Фруктовые забавы для веселой компании : развлекательно-игровая программа. Яблочный спас / Е.Еговцева. – Текст : непосредственный // Сценарии и репертуары. – 2009. - №14. – С.50-61.

Зархи, С.Б. Заходите на блины : фольклорный праздник с играми и викторинами / С.Б.Зархи. – Текст : непосредственный // Читаем, учимся, играем. – 2016. - №11. – С.110-111.

Ивашина, В. Веселые посиделки: яблочный спас / В.Ивашина. – Текст : непосредственный // Читаем, учимся, играем. – 2013. - №5. – С.108-111.

Кенько, Т. Вспомним славянские обычаи предков, или о загадке картины «Купание красного коня» : исторический экскурс. Народный праздник «Купальница» / Т.Кенько. – Текст : непосредственный // Библиотека предлагает. – 2021. - №3. – С.85-91.

Лисова, К.Л. Проект «С самоваром – буяном чай важнее и беседа веселее» / К.Л.Лисова // Воспитание школьников. – 2011.

- №2. – С.42-45.

Малкова, О.А. Пришла коляда – отворяй ворота : рассказ о традициях зимних святок / О.А.Малкова. – Текст :

непосредственный // Читаем, учимся, играем. – 2016. - №10. – С.109-111.

Маскаль, И.Д. В чудный зимний вечерок девушки гадали : русские святочные традиции / И.Д.Маскаль. – Текст : непосредственный // Читаем, учимся, играем. – 2014. - №10. – С.43-50.

Михнян, К.П. Настали святки. То-то радость : командная игра. Обряды, обычаи русского народа / К.П.Михнян. - Текст : непосредственный // Читаем, учимся, играем. – 2015. - №11. – С.98-101.

Пилипчик, А. Любимые гулянья : сценарий. Масленица / А.Пилипчик. – Текст : непосредственный // Праздник в школе. – 2013. - №7. – С.69-81.

Санникова, И.Н. Чудеса в летнюю ночь : фольклорный праздник. Иван Купала / И.Н.Санникова. – Текст : непосредственный // Читаем, учимся, играем. – 2017. - №4. – С.65-70.

Сиротюк, О.В. Хранители народных традиций / О.В.Сиротюк. – Текст : непосредственный // Современная библиотека. – 2021. - №5. – С.79-81.

Фролова, Е.А. Чай пить – долго жить : экскурс в историю возникновения чая / Е.А.Фролова, О.Н.Шагдыр. – Текст : непосредственный // Читаем, учимся, играем. – 2010. - №1. – С.68-79.

Щербакова, А. Звонят колокола по всей России / А.Щербакова. – Текст : непосредственный // Библиополе. – 2010.

- №3. – С.72-74.

Ясевич, Т. Празднества на Руси: православно- христианские летние торжества / Т.Ясевич. – Текст : непосредственный // Праздник в школе. – 2013. - №7. – С.81-85.


***

Будет ли культура и наследие предков сохраняться и развиваться или будут забыты, сегодня зависит от социума, и во многом от молодежи. В общество приходит понимание, что сохранение наследия есть не только задача государства, но и общественная деятельность.

Знакомство с народными традициями, обрядами, культурой родного края - главная цель проводимых библиотеками мероприятий. Совместными усилиями работников культуры возрождаются забытые народные праздники, обряды, произведения народного творчества, предметы народного быта.

Молодежь всегда ждет от нас движения, творчества, новшеств и простого человеческого внимания.


Приложение


Русские потешки

  • Волшебницам вятской родной стороны Большое спасибо сказать мы должны. За то, что их руки не устают

И сказочных кукол для всех создают.


  • Ярко губы я накрашу,

Брови сажей подведу, Будто дымковская дама Я по улице пойду.


  • Вдоль по реченьке лебёдушка плывёт, Выше бережка головушку несёт. Белым крылышком помахивает,

На цветы водичку стряхивает.


  • Ай да девица-душа! Как ты чудо – хороша! Клетчатая юбочка, Фартук полосатый,

На полосках точки, А вокруг кружочки.


  • Вот индюк нарядный Весь такой он складный. У большого индюка

Все расписаны бока. Посмотрите, пышный хвост У него совсем не прост:

Точно солнечный цветок. И высокий гребешок, Красной горкою горя, Как корона у царя.


  • Барашек-свисток, левый рог - завиток, Правый рог - завиток, на груди - цветок.


Загадки


Кофточки цветные, Юбки расписные, Шляпы трехэтажные - Статные и важные. (Дымковские барышни)


Хвост узорами, Сапоги со шпорами, Очень рано встаю,

Детям спать не даю. (Петушок)


Снежно-белая посуда, Расскажи-ка: ты откуда? Видно с севера пришла И цветами расцветала: Голубыми, синими, Нежными, красивыми. (Гжель)


Веселая белая глина, Кружочки, полоски на ней. Козлы и барашки смешные, Табун разноцветных коней, Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня, Собачки, гусары и рыбы. А ну назови-ка меня! (Дымка)


Нас слепили мастера, Нас раскрашивать пора.

Кони, барышни, барашки- Все высоки и стройны.

Сине-красные полоски На боках у нас видны.

(Филимоновская игрушка)


Из липы доски сделаны, И прялки, и лошадки... Цветами разрисованы, Как будто полушалки.

Там лихо скачут всадники Жар-птицы ввысь летят. И точки черно-белые

На солнышке блестят (Городецкая роспись)


Круглые, железные,

В хозяйстве полезные.

Черные, желтые, красные, Удивительно прекрасные! (Жостовские подносы)


Тук-тук, щелк-щелк,

Медведь, мужик, коза и волк... Деревянные игрушки:

И медведи, и старушки- То сидят, а то спешат Ребятишек всех смешат. (Богородская резьба)


Ростом разные подружки, Все похожи друг на дружку. Раз, два, три, четыре, пять... Даже всех не сосчитать. (Матрешка)


Скачут коклюшки:

Стук-стук-стук! Платочек появился вдруг,

И воротник из белой нити Прекрасно выполнен.

Взгляните!

(Вологодские кружева)


На черном фоне красные розы,

Лилии, маки, ромашки, подснежники... Ими повязаны девичьи головы,

Глазки лукавые, личики нежные. (Павло-посадские платки)


Железная пластинка, На ней простой пейзаж: Березки и рябины, Горы далекой кряж.

(Златоусовская гравюра)



Составитель: Чиркова Л.И.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!