СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

" Народные куклы"

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«" Народные куклы"»

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«УЛЬЯНОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»





Технологическая карта

Внеклассного мероприятия
по декоративно- прикладному искусству

по теме «Народная кукла. Оберег-Масленица»
проведенного в 4 классе

МКОУ Баклушинской СШ

студенткой 303 группы

Парамоновой Светланой Игоревной

Специальность 44.02.02

Преподавание в начальных классах






Проверено:

Учитель:Балдуева И.Н. _____




Ульяновск,

2019


Тема: «Народная кукла. Оберег-Масленица»

Класс: 4

Тип занятия: комбинированный.

Цели занятия: развитие интереса детей к истокам народного творчества, углубление технологий изготовления кукол-оберегов.
Задачи занятия:
Образовательные:
-формировать представления о роли женщины в традиционной культуре как матери, хранительницы домашнего очага;
-углублять и расширять знания о русской народной кукле;
Развивающие:
- развивать мелкую моторику рук;
- развивать творческий подход к изготовлению народных кукол

- развивать наблюдательность, воображение, эстетический вкус;

- развивать творческую индивидуальность, творческое отношение к деятельности в объединении.
Воспитательные:
- воспитывать старание, аккуратность, ответственность;

- воспитывать чувство коллективизма;
-воспитывать любовь и интерес к историческому прошлому русского народа.

- воспитывать трудолюбие, целеустремленность, внимание.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: 
Учить понимать необходимость бережного отношения к природе, к традициям.

Чувствовать удовлетворённость от сделанного самим учеником для родных, друзей, других людей, себя.

Метапредметные:
Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Отбирать необходимые материалы для композиций.

Изготавливать изделие с опорой на рисунок и план.

Наблюдать, сравнивать, называть, конструктивные особенности изделий.

Переносить известные умения и знания на изготовление изделия.

Оценивать результат своей деятельности .

Обобщать (называть то новое, что освоено).

Выполнять данную учителем часть задания, осваивать умение договариваться и помогать друг другу в совместной работе.

Познавательные УУД:
Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
уметь моделировать;
находить нужную информацию.

Регулятивные УУД:
-определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

-проговаривать последовательность действий на уроке;

- учиться работать по предложенному учителем плану;

- организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

Коммуникативные УУД:
- отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного.

- выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре.

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Предметные: 
Познакомить детей с традициями русского народа

Показать, как применять полученные знания в собственной творческой деятельности.

Закреплять умение организовывать рабочее место, поддерживать на нём порядок во время работы, убирать его в конце работы.
Методы обучения:

-словесные;

-наглядные;

-практические.


Формы обучения:

-фронтальная

-индивидуальная
-групповая

Образовательные ресурсы:

образцы народной тряпичной куклы-оберег , мультимедийное оборудование, ноутбук; презентации «Праздник «Масленица»
Оборудование:

березовая крестовина - 25 см x 17см (для основы куклы) , лыко для туловища

белая ткань -25x25 см (для головы и рук), цветная ткань с растительным рисунком для юбки – 16 x40 см, треугольный лоскут яркой однотонной ткани для косынки ½ 25x25см,ленточки, тесьма, cинтепон (ветошь)- (для наполнения головы) ,ножницы, карандаш, линейка, иголка, красные нитки

Наглядно-демонстрационный материал:

-образец готового изделия.

Основные понятия: Традиция, масленица, оберег

Структура урока:
I.Вступительная часть:
1.Орг. момент. Мотивация учебной деятельности.

2.Постановка целей и задач занятия.

3.Сообщение нового материала. Актуализация знаний.
II.Основная часть:

4.Проверка и подготовка рабочего места.

5.Физкультминутка.

6. Анализ образца. Инструктаж. Практическая работа.
III.Заключительная часть:

8.Подведение итогов занятия.

9.Рефлексия.
10.Домашнее задание

11.Уборка рабочих мест.



п\п

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые
УУД

Формы, методы, приемы

Примечание

1

Орг.момент.
Мотивация учебной деятельности.


-Здравствуйте ребята! Сегодня на занятие мы будем работать все вместе, нам очень понадобится весь ваш запас дружбы и солидарности, товарищества в труде! Для работы на занятие нам понадобится : березовая крестовина - 25 см x 17см (для основы куклы) ,лыко для туловища , белая ткань -25x25 см (для головы и рук), цветная ткань с растительным рисунком для юбки – 16 x40 см, треугольный лоскут яркой однотонной ткани для косынки ½ 25x25см,ленточки, тесьма, cинтепон (ветошь)- (для наполнения головы) ,ножницы, карандаш, линейка, иголка, красные нитки

- Ребята , обратите внимание , что я держу в руках?

- Да, совершенно правильно! Как вы думаете , а мы сможем ее сами смастерить ?
-А вы знаете , как зовут нашу куклу-оберег?
-А хотите узнать как ее зовут и ее историю создания?

-Хорошо, а начнем мы ее с загадки:
Праздник этот знаем мы –
Время проводов зимы.
Люди в эти дни должны
Веселиться, печь блины.

- Правильно. Это Масленица.

-Посмотрите, какие куклы-обереги существуют.
-Ребята, послушайте внимательно историю Масленицы.
Масленица - праздник, сохранившийся на Руси с языческих времён. Обряд празднования Масленицы связан с проводами зимы и встречей весны. После крещения Руси Масленица празднуется в последнюю неделю перед Великим постом, за семь недель до Пасхи.
Масленица - это прощание с зимой и встреча весны, несущей оживление в природе и солнечное тепло. Люди всегда воспринимали весну, как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В честь Солнца сначала пекли пресные лепёшки, а когда научились готовить заквасное тесто, стали печь блины.Древние считали блин символом Солнца, поскольку он, как и Солнце, жёлтый, круглый и горячий, и верили, что вместе с блином они съедают частичку его тепла и могущества.  До Крещения Руси Масленица (Комоедицы) праздновалась 2 недели - в течение 7 дней, предшествующих дню Весеннего равноденствия и 7 дней после него.
Христианская Церковь оставила главное празднование Весны, дабы не вступать в противоречия с традициями русского народа (аналогично было приурочено Рождество ко дню Зимнего Солнцестояния), но сдвинула любимый народом праздник проводов зимы по времени, чтобы он не противоречил Великому Посту, и сократила срок праздника до 7 дней.

-Ребята ,а вы знаете как называются дни недели , когда идет Масленица?
-Ничего страшного , я вам раздаю конверты ,а вы все внимательно открываете и читаете , как назывались дни недели

Приветствуют учителя
















Куклу –оберег


да


Нет


Да



Масленица.














Все сидят тихо и внимательно слушают





















Нет



Все дети достают и начитают читать

Личностные
Коммуникативные
Регулятивные
Познавательные

Фронтальная (через беседу)


























Слайд-1

























Приложение 1.)



2

Постановка целей и задач занятий

-Сегодня мы с вами научимся делать Куклу –оберег «Домашнюю Масленицу»!
-Ребята , а как вы думаете , что такое традиция?
Тради́ция (от лат. traditio «предание», обычай) — множество представлений, обрядов, привычек и навыков практической и общественной деятельности, передаваемых из поколения в поколение.


Все активно отвечают на вопрос учителя

Личностные Коммуникативные
Познавательные

Фронтальная


3

Сообщение нового материала. Актуализация знаний.

-А что вы знаете о традициях?

- А какие куклы-обереги вы знаете?

-Молодцы! Ребята посмотрите внимательно на образец.
Какой материал потребуется для выполнения этой работы?

-Какой формы должна быть ткань?
-Правильно .



ответы детей












Дети все активно отвечают
Круглой


Коммуникативные УУД:

Фронтальная, групповая





Слайд-2

4

Проверка и подготовка рабочего места.

-Ребята перед началом выполнение работы мы с вами проверим всё –ли у вас приготовлено к выполнению творческого задания.
-Мы помним ,что у вас на партах должно лежать: лыко для туловища ,белая ткань ,цветная ткань с растительным рисунком для юбки ,треугольный лоскут яркой однотонной ткани для косынки ,ленточки, тесьма,cинтепон (ветошь, вата )- (для наполнения головы) ,ножницы, карандаш, линейка, иголка, красные нитки



запоминают



Регулятивные УУД:

Целеполагание

Фронтальная (чтение стихотворения)


5

Физкультминутка.  ( Включение песни)


-Ребята вы не много устали, сейчас мы немного отдохнем.
У весны сегодня день рождения! (Хлопки)
Угощаемся блинами и печеньем! (Хлопки)
Зиму просим поскорее уходить! (Хлопки)
Рубль последний здесь готовы прокрутить! (Топот)
За игру вручу коробочку конфет! (Хлопки)
Вы откроете, а там – ничего нет! (Топот)
Бабы, девки очаги все разожгли! (Хлопки)
Всем блиночков, всем блиночков напекли! (Хлопки)
Блины с мёдом да с вареньем! (Хлопки)
Не блины, а объеденье! (Хлопки)
Блины сладкие с начинкою! (Хлопки)
А иные и с подушками! (Топот)
А другие и с ракушками! (Топот)

-Хорошо ребята, садитесь все по местам .





Выполняют упражнение следом за учителем

Регулятивные


Фронтальная,индивидуальная


6

Анализ образца. Инструктаж .Практическая работа.

-Анализ образца.

- Сейчас мы с вами рассмотрим куклу-оберег, которую мы с вами будем делать.

- Из чего сделана кукла- оберег?

- Как украшена наша кукла- оберег?
-Что такое оберег?
-Молодцы!















Инструктаж.
- Какие правила безопасной работы надо соблюдать?

Правила безопасной работы

Соблюдать порядок на рабочем месте.

Не отвлекаться во время работы.
-Перед началом работы повторим правила техники безопасности работы с ножницами

Правила безопасной работы с ножницами.

Перед работой проверь исправность инструментов.

Работай ножницами только на своем рабочем месте.

Следи за движением лезвий во время работы.

Ножницы клади кольцами к себе.

Подавай ножницы кольцами вперед.

Не оставляй ножницы открытыми.

Храни ножницы в чехле лезвиями вниз.

Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.

Используй ножницы по назначению.

-Практическая работа
Этапы выполнения работы (объяснение сопровождается одновременно с показом )

- Давайте начнём изготавливать куклу-оберег поэтапно. Я вам показываю, вы все внимательно не торопясь смотрите и начинаете выполнять.

-Итак.

Традиционно для изготовления Масленицы использовались растительные материалы: дерево, солома и лыко. Именно солома считалась символом плодородия и изобилия.

В основе куклы - крестовина, обтянутая лыком. Чтобы палочка сохранила всю свою природную силу и передала ее кукле, вовсе не обязательно убирать у нее сучки, как-то ровнять ее. Лучше оставить в первозданном виде.

1 этап.

-Берём две деревянные палочки толщиной с карандаш , длиной примерно 25 и17 см, скрещиваем их и связываем крестообразно. Используя воздушную петлю.
2 этап.

Формируем голову, используем для этого лыко(можно синтепон, ветошь, вату)

3этап.
Ветошь нужно сформировать в круглый комок, насадить на вершину крестовины и туго примотать нитками

4 этап.
Верхнюю часть куколки – головку – накрываем тканью белого цвета.
5 этап.
Перегибаем ткань по диагонали. Выполняем тугую ровную голову без морщинок на личике, закрепляем красной нитью на шее.

6 этап.
Формируем рукава рубашки. Расправляем ткань по диагонали, на концах делаем подгиб.. Перевязываем куколку на поясе.

7 этап.
Формируем тело-платье из лыка выворотным способом.

8 этап.
Лишнее лыко отрезаем по длине крестовины.

9 этап.
Пестрый лоскут ткани обернем вокруг туловища куколки заложив складками, выворотным способом и закрепим ниткой на уровне талии.

10 этап.
Привязываем Масленице юбку— ширина ткани здесь зависит от вашего желания: чем больше сборок, тем красивее будет кукла.

11 этап.
Длину юбки-платья подбираем так, чтобы конец полешка(лыка) остался не закрытым на 2-3 см .

12 этап.
Повязываем кукле Масленице на голову косынку(платок), подогнув верхний край ткани внутрь и обвязав концы косынки вокруг шеи.

13 этап.
Готовим фартук-передник. Выворотным способом повязываем куколке передник под грудью, расправляем. Можно наметать фартук на крепкую нитку с помощью иголки.

14 этап.
Кукла готова!

-Как вы думаете, для чего эти ленточки на ручках?

- В последний, прощённый день Масленицы, принято было просить прощение и загадывать желания. Завязывая ленточки на ручках у куклы, загадывали желания и приговаривали:

Чтобы в доме был достаток,

Чтобы хлеб всегда был сладок,

Чтобы рыба шла к вам в сети,

Чтоб здоровы были дети!-

-А вы теперь продолжайте…..

- Подумайте, что бы вы хотели пожелать себе и своим близким. Теперь по старинной традиции можно нарвать полоски красной ткани и, загадывая желания, привязывать на ручки кукле. Мы для этого используем ленточки.

Говорят, желания обязательно сбудутся!

В завершение работы на концы рук куклы можно привязать тесёмку, чтобы получилась кукла на подвеске




Из цветной ткани

с помощью ленточек

Оберег - это предмет, предназначенный защищать (оберегать) своего  владельца, его дом. Оберег приносит  любовь и счастье. Отличительная черта обережных кукол – отсутствие лица. Чистый лик делался из тряпицы, чаще всего однотонной. Считалось, что отсутствие у куклы глаз охраняет хозяина оберега от сглаза, не притягивает негатива.)






Повторяют правила безопасности































Начинают выполнять –делать работу
























Все ребята активно выполняют работу следом за учителем
















Выполняют работу , что не понятно спрашивают у учителя



Отвечают на вопрос
















Дети на готовую куклу завязывают ленточки




Фронтальная

Слайд-3

7

Подведение итогов урока. Выставка работ.


-Чему ты учился сегодня на занятие?

- Все ли у тебя получилось?

- Что было непросто сделать самому?

-Сегодняшнее занятия , я бы хотела закончить стихотворением.
Масленица! Масленица,
Круглые бока!
В небе солнце ластится —
Знать весна близка.

На тарелке блинчики
Горкой у меня,
Круглые, румяные —
Солнышку родня!

Подходите, деточки,
Я вас накормлю,
Молодые «веточки»,
Очень всех люблю.

Праздники славянские —
Радость в каждый дом!
С песнями и плясками
Мы в весну войдем…

Выставка выполненных работ.

- Сейчас мы с вами на нашем поле разместим готовых кукол-оберег.


Отвечают на вопросы учителя

Регулятивные Коммуникативные

Индивидуальная, фронтальная




8

Рефлексия.


-Ребята , а что же вы сегодня узнали ,научились, на занятие?

• Я узнал…..

• Я научился….

• Я знаю…

• Я могу…


Оценивают свою работу на занятие

Регулятивные УУД:

Контроль Коррекция

Фронтальная, групповая


9

Домашнее задание.


-Ребята, попробуйте сделать куклу-оберег дома со своими братьями, сестрами.

Записывают дз

Регулятивные:


фронтальная


10

Уборка рабочих мест.


-Ребята наше с вами занятие закончилось , уберите свое рабочее место. Вы потрудились от души, Работы очень хороши, Теперь пора и отдыхать! Всем до свидания!


Убирают свои рабочие места

Регулятивные, личностные

фронтальная





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!