ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УЛЬЯНОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Технологическая карта
Внеклассного мероприятия
по декоративно- прикладному искусству
по теме «Народная кукла. Оберег-Масленица»
проведенного в 4 классе
МКОУ Баклушинской СШ
студенткой 303 группы
Парамоновой Светланой Игоревной
Специальность 44.02.02
Преподавание в начальных классах
Проверено:
Учитель:Балдуева И.Н. _____
Ульяновск,
2019
Тема: «Народная кукла. Оберег-Масленица»
Класс: 4
Тип занятия: комбинированный.
Цели занятия: развитие интереса детей к истокам народного творчества, углубление технологий изготовления кукол-оберегов.
Задачи занятия:
Образовательные:
-формировать представления о роли женщины в традиционной культуре как матери, хранительницы домашнего очага;
-углублять и расширять знания о русской народной кукле;
Развивающие:
- развивать мелкую моторику рук;
- развивать творческий подход к изготовлению народных кукол
- развивать наблюдательность, воображение, эстетический вкус;
- развивать творческую индивидуальность, творческое отношение к деятельности в объединении.
Воспитательные:
- воспитывать старание, аккуратность, ответственность;
- воспитывать чувство коллективизма;
-воспитывать любовь и интерес к историческому прошлому русского народа.
- воспитывать трудолюбие, целеустремленность, внимание.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
Учить понимать необходимость бережного отношения к природе, к традициям.
Чувствовать удовлетворённость от сделанного самим учеником для родных, друзей, других людей, себя.
Метапредметные:
Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Отбирать необходимые материалы для композиций.
Изготавливать изделие с опорой на рисунок и план.
Наблюдать, сравнивать, называть, конструктивные особенности изделий.
Переносить известные умения и знания на изготовление изделия.
Оценивать результат своей деятельности .
Обобщать (называть то новое, что освоено).
Выполнять данную учителем часть задания, осваивать умение договариваться и помогать друг другу в совместной работе.
Познавательные УУД:
Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
уметь моделировать;
находить нужную информацию.
Регулятивные УУД:
-определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
-проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
Коммуникативные УУД:
- отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного.
- выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре.
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Предметные:
Познакомить детей с традициями русского народа
Показать, как применять полученные знания в собственной творческой деятельности.
Закреплять умение организовывать рабочее место, поддерживать на нём порядок во время работы, убирать его в конце работы.
Методы обучения:
-словесные;
-наглядные;
-практические.
Формы обучения:
-фронтальная
-индивидуальная
-групповая
Образовательные ресурсы:
образцы народной тряпичной куклы-оберег , мультимедийное оборудование, ноутбук; презентации «Праздник «Масленица»
Оборудование:
березовая крестовина - 25 см x 17см (для основы куклы) , лыко для туловища
белая ткань -25x25 см (для головы и рук), цветная ткань с растительным рисунком для юбки – 16 x40 см, треугольный лоскут яркой однотонной ткани для косынки ½ 25x25см,ленточки, тесьма, cинтепон (ветошь)- (для наполнения головы) ,ножницы, карандаш, линейка, иголка, красные нитки
Наглядно-демонстрационный материал:
-образец готового изделия.
Основные понятия: Традиция, масленица, оберег
Структура урока:
I.Вступительная часть:
1.Орг. момент. Мотивация учебной деятельности.
2.Постановка целей и задач занятия.
3.Сообщение нового материала. Актуализация знаний.
II.Основная часть:
4.Проверка и подготовка рабочего места.
5.Физкультминутка.
6. Анализ образца. Инструктаж. Практическая работа.
III.Заключительная часть:
8.Подведение итогов занятия.
9.Рефлексия.
10.Домашнее задание
11.Уборка рабочих мест.
№ п\п | Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | Формы, методы, приемы | Примечание |
1 | Орг.момент. Мотивация учебной деятельности. | -Здравствуйте ребята! Сегодня на занятие мы будем работать все вместе, нам очень понадобится весь ваш запас дружбы и солидарности, товарищества в труде! Для работы на занятие нам понадобится : березовая крестовина - 25 см x 17см (для основы куклы) ,лыко для туловища , белая ткань -25x25 см (для головы и рук), цветная ткань с растительным рисунком для юбки – 16 x40 см, треугольный лоскут яркой однотонной ткани для косынки ½ 25x25см,ленточки, тесьма, cинтепон (ветошь)- (для наполнения головы) ,ножницы, карандаш, линейка, иголка, красные нитки - Ребята , обратите внимание , что я держу в руках? - Да, совершенно правильно! Как вы думаете , а мы сможем ее сами смастерить ? -А вы знаете , как зовут нашу куклу-оберег? -А хотите узнать как ее зовут и ее историю создания? -Хорошо, а начнем мы ее с загадки: Праздник этот знаем мы – Время проводов зимы. Люди в эти дни должны Веселиться, печь блины. - Правильно. Это Масленица. -Посмотрите, какие куклы-обереги существуют. -Ребята, послушайте внимательно историю Масленицы. Масленица - праздник, сохранившийся на Руси с языческих времён. Обряд празднования Масленицы связан с проводами зимы и встречей весны. После крещения Руси Масленица празднуется в последнюю неделю перед Великим постом, за семь недель до Пасхи. Масленица - это прощание с зимой и встреча весны, несущей оживление в природе и солнечное тепло. Люди всегда воспринимали весну, как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В честь Солнца сначала пекли пресные лепёшки, а когда научились готовить заквасное тесто, стали печь блины.Древние считали блин символом Солнца, поскольку он, как и Солнце, жёлтый, круглый и горячий, и верили, что вместе с блином они съедают частичку его тепла и могущества. До Крещения Руси Масленица (Комоедицы) праздновалась 2 недели - в течение 7 дней, предшествующих дню Весеннего равноденствия и 7 дней после него. Христианская Церковь оставила главное празднование Весны, дабы не вступать в противоречия с традициями русского народа (аналогично было приурочено Рождество ко дню Зимнего Солнцестояния), но сдвинула любимый народом праздник проводов зимы по времени, чтобы он не противоречил Великому Посту, и сократила срок праздника до 7 дней. -Ребята ,а вы знаете как называются дни недели , когда идет Масленица? -Ничего страшного , я вам раздаю конверты ,а вы все внимательно открываете и читаете , как назывались дни недели | Приветствуют учителя Куклу –оберег да Нет Да Масленица. Все сидят тихо и внимательно слушают Нет Все дети достают и начитают читать | Личностные Коммуникативные Регулятивные Познавательные | Фронтальная (через беседу) | Слайд-1 Приложение 1.) |
2 | Постановка целей и задач занятий | -Сегодня мы с вами научимся делать Куклу –оберег «Домашнюю Масленицу»! -Ребята , а как вы думаете , что такое традиция? Тради́ция (от лат. traditio «предание», обычай) — множество представлений, обрядов, привычек и навыков практической и общественной деятельности, передаваемых из поколения в поколение. | Все активно отвечают на вопрос учителя | Личностные Коммуникативные Познавательные | Фронтальная | |
3 | Сообщение нового материала. Актуализация знаний. | -А что вы знаете о традициях? - А какие куклы-обереги вы знаете? -Молодцы! Ребята посмотрите внимательно на образец. Какой материал потребуется для выполнения этой работы? -Какой формы должна быть ткань? -Правильно . | ответы детей Дети все активно отвечают Круглой | Коммуникативные УУД: | Фронтальная, групповая | Слайд-2 |
4 | Проверка и подготовка рабочего места. | -Ребята перед началом выполнение работы мы с вами проверим всё –ли у вас приготовлено к выполнению творческого задания. -Мы помним ,что у вас на партах должно лежать: лыко для туловища ,белая ткань ,цветная ткань с растительным рисунком для юбки ,треугольный лоскут яркой однотонной ткани для косынки ,ленточки, тесьма,cинтепон (ветошь, вата )- (для наполнения головы) ,ножницы, карандаш, линейка, иголка, красные нитки | запоминают | Регулятивные УУД: Целеполагание | Фронтальная (чтение стихотворения) | |
5 | Физкультминутка. ( Включение песни) | -Ребята вы не много устали, сейчас мы немного отдохнем. У весны сегодня день рождения! (Хлопки) Угощаемся блинами и печеньем! (Хлопки) Зиму просим поскорее уходить! (Хлопки) Рубль последний здесь готовы прокрутить! (Топот) За игру вручу коробочку конфет! (Хлопки) Вы откроете, а там – ничего нет! (Топот) Бабы, девки очаги все разожгли! (Хлопки) Всем блиночков, всем блиночков напекли! (Хлопки) Блины с мёдом да с вареньем! (Хлопки) Не блины, а объеденье! (Хлопки) Блины сладкие с начинкою! (Хлопки) А иные и с подушками! (Топот) А другие и с ракушками! (Топот) -Хорошо ребята, садитесь все по местам . | Выполняют упражнение следом за учителем | Регулятивные | Фронтальная,индивидуальная | |
6 | Анализ образца. Инструктаж .Практическая работа. | -Анализ образца. - Сейчас мы с вами рассмотрим куклу-оберег, которую мы с вами будем делать. - Из чего сделана кукла- оберег? - Как украшена наша кукла- оберег? -Что такое оберег? -Молодцы! Инструктаж. - Какие правила безопасной работы надо соблюдать? Правила безопасной работы Соблюдать порядок на рабочем месте. Не отвлекаться во время работы. -Перед началом работы повторим правила техники безопасности работы с ножницами Правила безопасной работы с ножницами. Перед работой проверь исправность инструментов. Работай ножницами только на своем рабочем месте. Следи за движением лезвий во время работы. Ножницы клади кольцами к себе. Подавай ножницы кольцами вперед. Не оставляй ножницы открытыми. Храни ножницы в чехле лезвиями вниз. Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу. Используй ножницы по назначению. -Практическая работа Этапы выполнения работы (объяснение сопровождается одновременно с показом ) - Давайте начнём изготавливать куклу-оберег поэтапно. Я вам показываю, вы все внимательно не торопясь смотрите и начинаете выполнять. -Итак. Традиционно для изготовления Масленицы использовались растительные материалы: дерево, солома и лыко. Именно солома считалась символом плодородия и изобилия. В основе куклы - крестовина, обтянутая лыком. Чтобы палочка сохранила всю свою природную силу и передала ее кукле, вовсе не обязательно убирать у нее сучки, как-то ровнять ее. Лучше оставить в первозданном виде. 1 этап. -Берём две деревянные палочки толщиной с карандаш , длиной примерно 25 и17 см, скрещиваем их и связываем крестообразно. Используя воздушную петлю. 2 этап. Формируем голову, используем для этого лыко(можно синтепон, ветошь, вату) 3этап. Ветошь нужно сформировать в круглый комок, насадить на вершину крестовины и туго примотать нитками 4 этап. Верхнюю часть куколки – головку – накрываем тканью белого цвета. 5 этап. Перегибаем ткань по диагонали. Выполняем тугую ровную голову без морщинок на личике, закрепляем красной нитью на шее. 6 этап. Формируем рукава рубашки. Расправляем ткань по диагонали, на концах делаем подгиб.. Перевязываем куколку на поясе. 7 этап. Формируем тело-платье из лыка выворотным способом. 8 этап. Лишнее лыко отрезаем по длине крестовины. 9 этап. Пестрый лоскут ткани обернем вокруг туловища куколки заложив складками, выворотным способом и закрепим ниткой на уровне талии. 10 этап. Привязываем Масленице юбку— ширина ткани здесь зависит от вашего желания: чем больше сборок, тем красивее будет кукла. 11 этап. Длину юбки-платья подбираем так, чтобы конец полешка(лыка) остался не закрытым на 2-3 см . 12 этап. Повязываем кукле Масленице на голову косынку(платок), подогнув верхний край ткани внутрь и обвязав концы косынки вокруг шеи. 13 этап. Готовим фартук-передник. Выворотным способом повязываем куколке передник под грудью, расправляем. Можно наметать фартук на крепкую нитку с помощью иголки. 14 этап. Кукла готова! -Как вы думаете, для чего эти ленточки на ручках? - В последний, прощённый день Масленицы, принято было просить прощение и загадывать желания. Завязывая ленточки на ручках у куклы, загадывали желания и приговаривали: Чтобы в доме был достаток, Чтобы хлеб всегда был сладок, Чтобы рыба шла к вам в сети, Чтоб здоровы были дети!- -А вы теперь продолжайте….. - Подумайте, что бы вы хотели пожелать себе и своим близким. Теперь по старинной традиции можно нарвать полоски красной ткани и, загадывая желания, привязывать на ручки кукле. Мы для этого используем ленточки. Говорят, желания обязательно сбудутся! В завершение работы на концы рук куклы можно привязать тесёмку, чтобы получилась кукла на подвеске | Из цветной ткани с помощью ленточек Оберег - это предмет, предназначенный защищать (оберегать) своего владельца, его дом. Оберег приносит любовь и счастье. Отличительная черта обережных кукол – отсутствие лица. Чистый лик делался из тряпицы, чаще всего однотонной. Считалось, что отсутствие у куклы глаз охраняет хозяина оберега от сглаза, не притягивает негатива.) Повторяют правила безопасности Начинают выполнять –делать работу Все ребята активно выполняют работу следом за учителем Выполняют работу , что не понятно спрашивают у учителя Отвечают на вопрос Дети на готовую куклу завязывают ленточки | | Фронтальная | Слайд-3 |
7 | Подведение итогов урока. Выставка работ. | -Чему ты учился сегодня на занятие? - Все ли у тебя получилось? - Что было непросто сделать самому? -Сегодняшнее занятия , я бы хотела закончить стихотворением. Масленица! Масленица, Круглые бока! В небе солнце ластится — Знать весна близка. На тарелке блинчики Горкой у меня, Круглые, румяные — Солнышку родня! Подходите, деточки, Я вас накормлю, Молодые «веточки», Очень всех люблю. Праздники славянские — Радость в каждый дом! С песнями и плясками Мы в весну войдем… Выставка выполненных работ. - Сейчас мы с вами на нашем поле разместим готовых кукол-оберег. | Отвечают на вопросы учителя | Регулятивные Коммуникативные | Индивидуальная, фронтальная | |
8 | Рефлексия. | -Ребята , а что же вы сегодня узнали ,научились, на занятие? • Я узнал….. • Я научился…. • Я знаю… • Я могу… | Оценивают свою работу на занятие | Регулятивные УУД: Контроль Коррекция | Фронтальная, групповая | |
9 | Домашнее задание. | -Ребята, попробуйте сделать куклу-оберег дома со своими братьями, сестрами. | Записывают дз | Регулятивные: | фронтальная | |
10 | Уборка рабочих мест. | -Ребята наше с вами занятие закончилось , уберите свое рабочее место. Вы потрудились от души, Работы очень хороши, Теперь пора и отдыхать! Всем до свидания! | Убирают свои рабочие места | Регулятивные, личностные | фронтальная | |