СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Народный праздничный костюм Воронежской губернии.

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-конспект по Изо в 5 классе, по теме " Народный праздничный костюм Воронежской губернии". Презентация с музыкальным сопровождением.

Просмотр содержимого документа
«єЁюъ яЁрчфэшўэ√щ Ёєёёъшщ эрЁюфэ√щ ъюёЄ■ь ┬юЁюэхцёъющ уєсхЁэшш»

Урок изобразительного искусства в 5 классе

Тема: «Народный праздничный костюм Воронежской губернии»

Цели:

  • подготовить учащихся к изучению неотъемлемой части  народной культуры - русским народным костюмом;

  • познакомить с русской национальной одеждой;

  • развивать кругозор, эстетический вкус, фантазию и творчество обучающихся.

Задачи урока:

  • ознакомить учащихся с историей русского (в том числе воронежского) костюма; его конструктивными элементами, декоративным оформлением;

  • воспитывать интерес к истории родного края, традициям русского народа;

  • развивать умения учебного труда (наблюдать, запоминать, работать в нужном темпе).

  • формирование навыков рисования цветными карандашами

Форма проведения: урок-путешествие в прошлое.

Оборудование:

  • аудиозапись песен «Красный сарафан», «Зорюшка», «В горнице моей светло»;

  • видеозапись экскурсии в этнографический музей;

  • заготовки-шаблоны с изображением русского костюма;

  • рисунок-изображение горницы в русской избе.

Ход урока

1. Дети входят в кабинет под звуки народной песни «Красный сарафан».

2. Целеполагание.

  • Ребята, как выдумаете, что мы будем изучать сегодня на уроке? (Дети высказываются)

  • Сегодня на уроке вы узнаете, какую одежду носили жители Воронежской губернии и сами изобразите её.

3. Актуализация знаний.

  • Что такое сарафан? (платье без рукавов)

  • Что означает слово «красный»? (Красный означает не только цвет, но имеет значение «красивый», «нарядный»)

  • О каком событии поётся в песне, и в каком значении употреблено здесь слово «красный»? (Песня о том, как девушку отдают замуж, о свадьбе, поэтому здесь слово может означать и то, и другое)

  • Знаете ли вы, что один из обязательных свадебных обычаев, сохранившийся до наших дней, является сговор? (индивидуальное сообщение заранее подготовленного ученика, Приложение №1)

4. Новый материал.

  • Итак, закройте глаза, сядьте удобно, сейчас машина времени перенесёт нас в русскую избу 19 века и вы сможете увидеть и сами поучаствовать в одном из этапов свадебного обряда.

(Слышны звуки русской народной музыки, на экране появляется изображение горницы)

  • Мы с вами в самой большой, самой светлой комнате русской избы – горнице. Как вы видите, здесь никого нет. К концу урока здесь появятся сделанные вашими руками рисунки.

  • Внимание на экран! (Демонстрируется видео из музея русского костюма)

  • Как же выглядит народный костюм? Что вам бросилось в глаза? (Одежда на Руси была свободной, длинной и необычайно красивой. Самой нарядной считалась одежда из красной ткани)

  • А для чего нужна одежда человеку? (Оказывается не только для того, чтобы прикрыть тело, украсить его, согреть, но и уберечь от болезней, неприятностей, бед)

  • Знаете ли вы, что означают цвета и фигуры на костюме? (Индивидуальное сообщение заранее подготовленного ученика, Приложение №2)

  • И вновь внимание на экран! (Продолжение видео из музея)

  • Найдите среди предложенных шаблонов головной убор Воронежской губернии.



  • Верхняя часть костюма всегда связана с образом неба. На головных уборах часто изображали солнце и звезды. Таким образом, женщина, одетая полностью в костюм, представляла как бы модель мира.

  • А что вы можете сказать о мужском костюме? (сообщение ученика, Приложение №3)



















  • Как вы думаете, почему именно свадебному костюму придавалось такое значение? (Свадьба – событие, связанное с появлением новой семьи. Семья на Руси – одна из самых важных духовных ценностей)

4. Физкультминутка. Русская народна игра «Ручеёк».

5. Практическая работа.

  • А сейчас, ребята, вы можете приступить к работе над костюмом. Выберите, какой именно костюм вы будете создавать – мужской или женский. Как только ваша фигурка будет готова, можете поместить её в нашу горницу. (Приложение №4)



Дети получают шаблоны-образцы, народного костюма Воронежской области. (Приложение №4) На экране слайды, на которых основные фигуры узоров, ведущие цвета. Во время рисования звучит русская народная музыка. («В горнице моей светло»)

6. Рефлексия.

  • Итак, ребята, горница заполнилась гостями. Не будем им мешать. Возвращаемся в наше время. Оцените свою работу на уроке.

  • Продолжите фразы:

Теперь я знаю,…

Я понял, что …

Никогда не думал, …

Удивительно, что…

Как русский человек, я должен….

Давайте посмотрим, друг на друга, улыбнёмся и не будем забывать, что мы с вами – россияне, народ очень мудрый, терпеливый, добрый. Я надеюсь, что для вас сегодня открылась какая-то своя новая особенная Россия.

7. Оценки за урок.

8. Домашнее задание.

Подобрать пословицы об одежде. Объяснить значение выражения: «Береги честь смолоду, а платье снову».



Приложение 1.

В день сговора оговаривали количество приданого, назначали день пропоя и свадьбы. Примечательно, что приданое определялось не столько богатством, сколько традицией: невеста должна была иметь сундук с постелью, одежду праздничную и для повседневного ношения (не менее 12 понёв), утирки и праздничные рушники для убранства дома, подарки для своих будущих родственников. Но главное - невеста собственноручно готовила свадебную одежду для жениха. Сейчас вместо сговора появилось такое понятие, как помолвка. Именно с этого дня молодые люди объявляются женихом и невестой.

Приложение 2.

В народном костюме каждая деталь и каждый цвет были символическими. В воронежском народном костюме обязательно присутствуют три цвета – белый, красный и черный. Чёрный цвет – цвет земли и покоя – считается любимым в Воронежском крае, потому что символизирует ещё и чернозём. Любой русский народный костюм непременно был украшен орнаментом: повседневная одежда в меньшей степени, а вот праздничная обязательно украшалась элементами вышивки, бисером, блёстками. В Воронежской губернии преобладала так называемая линейно-геометрическая вышивка. А наиболее используемой фигурой был ромб. Часто стороны ромба снабжали по углам прямыми линиями, которые как бы продолжали его стороны. В народе этот мотив получил название «репей» и стал символом плодородия, огня и жизни. Подол женской рубахи или юбки-поневы часто украшались вышитыми квадратами, ромбами с точками. Эти элементы символизировали землю, поле, засеянное семенами.



Приложение №3.

Костюм крестьянина на Руси состоял из портов и рубахи. Рубахи носили на выпуск и подпоясывали узким поясом. Порты шились неширокие, суженные к низу, завязывались на талии шнурком – гашником. Свое понятие о мире человек обозначал условными знаками. На рубахах выше пояса можно увидеть веточки, цветы, условные изображения растений. Все эти узоры выражали идею земли.



Приложение №4

















Просмотр содержимого презентации
«яЁрчфэшўэ√щ Ёєёёъшщ эрЁюфэ√щ ъюёЄ■ь┬юЁюэхц. уєсхЁэшш»

Теперь я знаю,… Я понял, что … Никогда не думал, … Удивительно, что… Как русский человек, я должен….

Теперь я знаю,…

Я понял, что …

Никогда не думал, …

Удивительно, что…

Как русский человек, я должен….

Спасибо за урок!!!

Спасибо

за урок!!!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!