Просмотр содержимого документа
«єЁюъ яЁрчфэшўэ√щ Ёєёёъшщ эрЁюфэ√щ ъюёЄ■ь ┬юЁюэхцёъющ уєсхЁэшш»
Урок изобразительного искусства в 5 классе
Тема: «Народный праздничный костюм Воронежской губернии»
Цели:
подготовить учащихся к изучению неотъемлемой части народной культуры - русским народным костюмом;
познакомить с русской национальной одеждой;
развивать кругозор, эстетический вкус, фантазию и творчество обучающихся.
Задачи урока:
ознакомить учащихся с историей русского (в том числе воронежского) костюма; его конструктивными элементами, декоративным оформлением;
воспитывать интерес к истории родного края, традициям русского народа;
развивать умения учебного труда (наблюдать, запоминать, работать в нужном темпе).
Форма проведения: урок-путешествие в прошлое.
Оборудование:
аудиозапись песен «Красный сарафан», «Зорюшка», «В горнице моей светло»;
видеозапись экскурсии в этнографический музей;
заготовки-шаблоны с изображением русского костюма;
рисунок-изображение горницы в русской избе.
Ход урока
1. Дети входят в кабинет под звуки народной песни «Красный сарафан».
2. Целеполагание.
Ребята, как выдумаете, что мы будем изучать сегодня на уроке? (Дети высказываются)
Сегодня на уроке вы узнаете, какую одежду носили жители Воронежской губернии и сами изобразите её.
3. Актуализация знаний.
Что такое сарафан? (платье без рукавов)
Что означает слово «красный»? (Красный означает не только цвет, но имеет значение «красивый», «нарядный»)
О каком событии поётся в песне, и в каком значении употреблено здесь слово «красный»? (Песня о том, как девушку отдают замуж, о свадьбе, поэтому здесь слово может означать и то, и другое)
Знаете ли вы, что один из обязательных свадебных обычаев, сохранившийся до наших дней, является сговор? (индивидуальное сообщение заранее подготовленного ученика, Приложение №1)
4. Новый материал.
Итак, закройте глаза, сядьте удобно, сейчас машина времени перенесёт нас в русскую избу 19 века и вы сможете увидеть и сами поучаствовать в одном из этапов свадебного обряда.
(Слышны звуки русской народной музыки, на экране появляется изображение горницы)
Мы с вами в самой большой, самой светлой комнате русской избы – горнице. Как вы видите, здесь никого нет. К концу урока здесь появятся сделанные вашими руками рисунки.
Внимание на экран! (Демонстрируется видео из музея русского костюма)
Как же выглядит народный костюм? Что вам бросилось в глаза? (Одежда на Руси была свободной, длинной и необычайно красивой. Самой нарядной считалась одежда из красной ткани)
А для чего нужна одежда человеку? (Оказывается не только для того, чтобы прикрыть тело, украсить его, согреть, но и уберечь от болезней, неприятностей, бед)
Знаете ли вы, что означают цвета и фигуры на костюме? (Индивидуальное сообщение заранее подготовленного ученика, Приложение №2)
И вновь внимание на экран! (Продолжение видео из музея)
Найдите среди предложенных шаблонов головной убор Воронежской губернии.
Верхняя часть костюма всегда связана с образом неба. На головных уборах часто изображали солнце и звезды. Таким образом, женщина, одетая полностью в костюм, представляла как бы модель мира.
4. Физкультминутка. Русская народна игра «Ручеёк».
5. Практическая работа.
А сейчас, ребята, вы можете приступить к работе над костюмом. Выберите, какой именно костюм вы будете создавать – мужской или женский. Как только ваша фигурка будет готова, можете поместить её в нашу горницу. (Приложение №4)
Дети получают шаблоны-образцы, народного костюма Воронежской области. (Приложение №4) На экране слайды, на которых основные фигуры узоров, ведущие цвета. Во время рисования звучит русская народная музыка. («В горнице моей светло»)
6. Рефлексия.
Теперь я знаю,…
Я понял, что …
Никогда не думал, …
Удивительно, что…
Как русский человек, я должен….
Давайте посмотрим, друг на друга, улыбнёмся и не будем забывать, что мы с вами – россияне, народ очень мудрый, терпеливый, добрый. Я надеюсь, что для вас сегодня открылась какая-то своя новая особенная Россия.
7. Оценки за урок.
8. Домашнее задание.
Подобрать пословицы об одежде. Объяснить значение выражения: «Береги честь смолоду, а платье снову».
Приложение 1.
В день сговора оговаривали количество приданого, назначали день пропоя и свадьбы. Примечательно, что приданое определялось не столько богатством, сколько традицией: невеста должна была иметь сундук с постелью, одежду праздничную и для повседневного ношения (не менее 12 понёв), утирки и праздничные рушники для убранства дома, подарки для своих будущих родственников. Но главное - невеста собственноручно готовила свадебную одежду для жениха. Сейчас вместо сговора появилось такое понятие, как помолвка. Именно с этого дня молодые люди объявляются женихом и невестой.
Приложение 2.
В народном костюме каждая деталь и каждый цвет были символическими. В воронежском народном костюме обязательно присутствуют три цвета – белый, красный и черный. Чёрный цвет – цвет земли и покоя – считается любимым в Воронежском крае, потому что символизирует ещё и чернозём. Любой русский народный костюм непременно был украшен орнаментом: повседневная одежда в меньшей степени, а вот праздничная обязательно украшалась элементами вышивки, бисером, блёстками. В Воронежской губернии преобладала так называемая линейно-геометрическая вышивка. А наиболее используемой фигурой был ромб. Часто стороны ромба снабжали по углам прямыми линиями, которые как бы продолжали его стороны. В народе этот мотив получил название «репей» и стал символом плодородия, огня и жизни. Подол женской рубахи или юбки-поневы часто украшались вышитыми квадратами, ромбами с точками. Эти элементы символизировали землю, поле, засеянное семенами.
Приложение №3.
Костюм крестьянина на Руси состоял из портов и рубахи. Рубахи носили на выпуск и подпоясывали узким поясом. Порты шились неширокие, суженные к низу, завязывались на талии шнурком – гашником. Свое понятие о мире человек обозначал условными знаками. На рубахах выше пояса можно увидеть веточки, цветы, условные изображения растений. Все эти узоры выражали идею земли.
Приложение №4
Просмотр содержимого презентации
«яЁрчфэшўэ√щ Ёєёёъшщ эрЁюфэ√щ ъюёЄ■ь┬юЁюэхц. уєсхЁэшш»