СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Народы СССР в борьбе с немецким фашизмом

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Народы СССР в борьбе с немецким фашизмом

10 класс

Цель: расширить кругозор учащихся.

Задачи:

Обучающие: повторить, обобщить и закрепить учебный материал.

Коррекционно-развивающие: развитие речи, обогащение активного словаря, мышления учащихся; развитие  коммуникативных умений, проверить умение учащихся работать с картой и с дополнительной литературой.

Оборудование: компьютер, презентация,  карта “Общий ход Второй Мировой войны (1.IX.1939 г. – 2.IX.1945 г.),

         Портреты советских военачальников, видных партизан, деятелей подпольного движения, политических и государственных деятелей; репродукции картин.

Ход урока

I. Вводная часть.

II. Основной этап (изучение нового материала).

III. Подведение итогов закрепление материала.

II. Основной этап.

                             План

1.Многонациональный советский народ на фронтах войны.   

2.Экономика союзных республик в годы войны.   

3.Национальные движения в годы войны.   

4.Национальная политика. 

   Учитель:

 1. Планируя нападение на СССР, Гитлер считал, что многонациональная советская держава развалится под ударом его армий, «как карточный домик». Но этого не только не произошло. Многонациональный советский народ еще больше сплотился в минуту смертельной опасности. Защита единого государства была воспринята в самых отдаленных уголках страны как национальная задача каждого из более чем 100 ее народов.

В рядах Красной армии с первых дней войны сражались представители всех народов. В годы войны были созданы десятки национальных дивизий и бригад, в которых наряду с русскими, украинцами и белорусами сражались воины из числа народов Поволжья и Северного Кавказа, Крайнего Севера и Сибири, Закавказья и Средней Азии, Прибалтики и Дальнего Востока.

Среди защитников Брестской крепости, первыми принявших удар гитлеровских войск, сражались и погибли представители 30 национальностей. Дружба и взаимовыручка солдат различной национальной принадлежности в равной мере проявилась при защите общей столицы Москвы, столиц союзных республик Киева, Минска, Кишинева, Риги, Вильнюса, Таллина, центров автономных республик и областей — Майкопа, Грозного, Нальчика, Черкесска, Орджоникидзе. Герои разных национальностей стояли насмерть, защищая Одессу и Севастополь, Киев и Харьков, Новороссийск и Сталинград, Смоленск и Тулу.

Подвиги русских героев А. М. Матросова, А. К- Панкратова, В. В. Васильковского, грудью закрывших амбразуры вражеских дзотов, повторили украинец А. Е. Шевченко, эстонец И. И. Лаар, узбек Т. Эрджигитов, киргиз Ч. Тулебердиев, молдаванин И. И. Солтыс, еврей Е. С. Белинский, казах                      С. Б. Бай-багамбетов, белорус П. В. Костючек, сотни бойцов других национальностей.

Представители 33 национальностей были удостоены высокого звания Героя Советского Союза за форсирование Днепра.

На территории Белоруссии боролись с противником партизаны и подпольщики более чем 70 национальностей СССР, на территории Украины — более 60.

За мужество и героизм звания Героя Советского Союза на фронтах войны были удостоены 8160 русских, 2069 украинцев, 309 белорусов, 161 татарин, 108 евреев, 96 казахов, 90 грузин, 69 узбеков, 61 мордвин, 44 чуваша, 43 азербайджанца, 39 башкир, 32 осетина, 18 марийцев и др.

2. Самостоятельная работа учащихся (п. Экономика союзных республик в годы войны). Запись в тетради после обобщения учителем.

С первых дней войны дружба советских народов проявилась и в перестройке на военный лад экономики страны. Эвакуация предприятий в восточные союзные и автономные республики привела к перемещению вместе с ними миллионов беженцев. Их размещали в местных семьях казахов, узбеков, туркмен, киргизов, азербайджанцев и др., которые делили с эвакуированными не только кров, но и пищу.

Инициаторами важных починов в промышленности в годы войны выступали русская Е. Г. Барышникова и казах С. Бекбосынов, белорус Д. Ф. Босый и грузин Н. В. Геладзе, татарин Г. Б. Максудов и украинка Е. М. Чухнюк. В сельском хозяйстве колхозники разных национальностей равнялись на П. Н. Ангелину, Ч. Берсиева, М. И. Бровко, Д. М. Гармаш, П. И. Ковардак, Т. С. Мальцева и др.

На средства народов страны в годы войны были построены 2,5 тыс. боевых самолетов, несколько тысяч танков, 8 подводных лодок, 16 военных катеров, созданы тысячи орудий и минометов.

С 1943 г. все народы СССР включились в движение за создание специального Фонда помощи освобожденным районам.

Учитель:

3. Война  вызвала оживление национальных движений, во многих районах страны, где политика властей в предвоенные годы вызывала наиболее сильный протест местного населения. Создавались и националистические организации, ставившие целью добиваться национальной независимости. Наиболее крупной из них была Организация украинских националистов (ОУН), действовавшая на Украине еще с конца 20-х гг. Аналогичные, но менее многочисленные организации действовали также в Западной Белоруссии, Прибалтике, Крыму, горных районах Чечено-Ингушетии.

С началом войны, особенно по мере приближения немецких войск, деятельность этих организаций активизировалась. Началось создание вооруженных отрядов для борьбы с Красной армией. На Украине ОУН создала собственную Украинскую повстанческую армию (УПА). Вооруженную борьбу против власти вели Крымский мусульманский комитет, Особая партия кавказских братьев (Чечено-Ингушетия) и др. Участились случаи нападения вооруженных националистических групп на отступающие или окруженные части Красной армии.

Немцы пытались поставить национальные движения в СССР под свой контроль, для того чтобы облегчить задачу военного разгрома Красной армии. Из пленных советских воинов, пожелавших сотрудничать с врагом, была сформирована Русская освободительная армия (РОА) под командованием генерала А. А. Власова, а также батальоны и полки из украинцев, крымских татар, некоторых народов Северного Кавказа. Многие из них возглавляли бывшие генералы и офицеры белых армий.

Однако, несмотря на принятые меры, немцам так и не удалось создать из национальных формирований достаточно серьезной военной силы и поколебать дружбу народов СССР.

Учитель: (в ходе рассказа заполнение учащимися таблицы )

 4. Активизация национальных движений не могла не вызвать еще большего ужесточения политики руководства страны. Любое проявление национальной специфики, а тем более вооруженного противодействия объявлялось предательством. Нередко в предательстве были обвинены не только те, кто действительно сотрудничал с немцами, а все представители данного народа.

В связи с этим в годы войны была осуществлена депортация целых народов и ликвидация ряда национальных автономий.

Годы

Депортация  народов

1941 г.

почти 1,5 млн. человек немецкого населения страны выселено в Сибирь и Казахстан. АССР немцев Поволжья  ликвидирована. Тогда же были депортированы в Сибирь более 50 тыс. литовцев, латышей, эстонцев

октябрь 1943 г.

выселены в Казахстан и Киргизию почти 70 тыс. карачаевцев, а в Сибирь — 93 тыс. калмыков, 40 тыс. балкарцев и 15 тыс. балкарцев, воевавших на фронте

23 февраля 1944 г

вывезено на восток 650 тыс. чеченцев и ингушей. Вскоре была упразднена и сама Чечено-Ингушская АССР

апрель — май 1944 г.

вывезены из Крыма в Узбекистан более 180 тыс. крымских татар, вслед за ними были депортированы также армяне, болгары, греки.

 

В результате депортации погибло до 200 тыс. чеченцев и ингушей, половина всего калмыцкого народа, каждый второй балкарец, каждый третий карачаевец.

Такой подход Сталина к национальной политике не только не решил имевших место проблем в межнациональных отношениях, но и неизбежно вел к формированию в послевоенные годы повой волны национальных движений.

Таким образом, расчеты Гитлера на распад союзного советского государства под ударами вермахта не оправдались. Морально-политическое единство многонационального советского парода стало важнейшим условием его победы в Великой Отечественной войне.

Запись в тетради

Депортация — изгнание, ссылка.

Автономия — право территории на самостоятельное управление.

III. Подведение итогов закрепление материала.

1. Почему потерпели крушение надежды немцев на развал советского многонационального государства?

2. Расскажите о вкладе различных народов СССР в победу над Германией.

3. Расскажите о попытках гитлеровского руководства использовать национальные движения в СССР. Каковы результаты этих попыток? Почему они закончились в целом неудачно?

4. Определите ваше отношение к коллаборационизму в годы войны. Можно ли оправдать действия коллаборационистов идеей борьбы со сталинским режимом?

Домашнее задание: п.35

Тема: Народы СССР в борьбе с немецким фашизмом

10 класс

Цель: расширить кругозор учащихся.

Задачи:

Обучающие: повторить, обобщить и закрепить учебный материал.

Коррекционно-развивающие: развитие речи, обогащение активного словаря, мышления учащихся; развитие  коммуникативных умений, проверить умение учащихся работать с картой и с дополнительной литературой.

Оборудование: компьютер, презентация,  карта “Общий ход Второй Мировой войны (1.IX.1939 г. – 2.IX.1945 г.),

         Портреты советских военачальников, видных партизан, деятелей подпольного движения, политических и государственных деятелей; репродукции картин.

Ход урока

I. Вводная часть.

II. Основной этап (изучение нового материала).

III. Подведение итогов закрепление материала.

II. Основной этап.

                             План

1.Многонациональный советский народ на фронтах войны.   

2.Экономика союзных республик в годы войны.   

3.Национальные движения в годы войны.   

4.Национальная политика. 

   Учитель:

 1. Планируя нападение на СССР, Гитлер считал, что многонациональная советская держава развалится под ударом его армий, «как карточный домик». Но этого не только не произошло. Многонациональный советский народ еще больше сплотился в минуту смертельной опасности. Защита единого государства была воспринята в самых отдаленных уголках страны как национальная задача каждого из более чем 100 ее народов.

В рядах Красной армии с первых дней войны сражались представители всех народов. В годы войны были созданы десятки национальных дивизий и бригад, в которых наряду с русскими, украинцами и белорусами сражались воины из числа народов Поволжья и Северного Кавказа, Крайнего Севера и Сибири, Закавказья и Средней Азии, Прибалтики и Дальнего Востока.

Среди защитников Брестской крепости, первыми принявших удар гитлеровских войск, сражались и погибли представители 30 национальностей. Дружба и взаимовыручка солдат различной национальной принадлежности в равной мере проявилась при защите общей столицы Москвы, столиц союзных республик Киева, Минска, Кишинева, Риги, Вильнюса, Таллина, центров автономных республик и областей — Майкопа, Грозного, Нальчика, Черкесска, Орджоникидзе. Герои разных национальностей стояли насмерть, защищая Одессу и Севастополь, Киев и Харьков, Новороссийск и Сталинград, Смоленск и Тулу.

Подвиги русских героев А. М. Матросова, А. К- Панкратова, В. В. Васильковского, грудью закрывших амбразуры вражеских дзотов, повторили украинец А. Е. Шевченко, эстонец И. И. Лаар, узбек Т. Эрджигитов, киргиз Ч. Тулебердиев, молдаванин И. И. Солтыс, еврей Е. С. Белинский, казах                      С. Б. Бай-багамбетов, белорус П. В. Костючек, сотни бойцов других национальностей.

Представители 33 национальностей были удостоены высокого звания Героя Советского Союза за форсирование Днепра.

На территории Белоруссии боролись с противником партизаны и подпольщики более чем 70 национальностей СССР, на территории Украины — более 60.

За мужество и героизм звания Героя Советского Союза на фронтах войны были удостоены 8160 русских, 2069 украинцев, 309 белорусов, 161 татарин, 108 евреев, 96 казахов, 90 грузин, 69 узбеков, 61 мордвин, 44 чуваша, 43 азербайджанца, 39 башкир, 32 осетина, 18 марийцев и др.

2. Самостоятельная работа учащихся (п. Экономика союзных республик в годы войны). Запись в тетради после обобщения учителем.

С первых дней войны дружба советских народов проявилась и в перестройке на военный лад экономики страны. Эвакуация предприятий в восточные союзные и автономные республики привела к перемещению вместе с ними миллионов беженцев. Их размещали в местных семьях казахов, узбеков, туркмен, киргизов, азербайджанцев и др., которые делили с эвакуированными не только кров, но и пищу.

Инициаторами важных починов в промышленности в годы войны выступали русская Е. Г. Барышникова и казах С. Бекбосынов, белорус Д. Ф. Босый и грузин Н. В. Геладзе, татарин Г. Б. Максудов и украинка Е. М. Чухнюк. В сельском хозяйстве колхозники разных национальностей равнялись на П. Н. Ангелину, Ч. Берсиева, М. И. Бровко, Д. М. Гармаш, П. И. Ковардак, Т. С. Мальцева и др.

На средства народов страны в годы войны были построены 2,5 тыс. боевых самолетов, несколько тысяч танков, 8 подводных лодок, 16 военных катеров, созданы тысячи орудий и минометов.

С 1943 г. все народы СССР включились в движение за создание специального Фонда помощи освобожденным районам.

Учитель:

3. Война  вызвала оживление национальных движений, во многих районах страны, где политика властей в предвоенные годы вызывала наиболее сильный протест местного населения. Создавались и националистические организации, ставившие целью добиваться национальной независимости. Наиболее крупной из них была Организация украинских националистов (ОУН), действовавшая на Украине еще с конца 20-х гг. Аналогичные, но менее многочисленные организации действовали также в Западной Белоруссии, Прибалтике, Крыму, горных районах Чечено-Ингушетии.

С началом войны, особенно по мере приближения немецких войск, деятельность этих организаций активизировалась. Началось создание вооруженных отрядов для борьбы с Красной армией. На Украине ОУН создала собственную Украинскую повстанческую армию (УПА). Вооруженную борьбу против власти вели Крымский мусульманский комитет, Особая партия кавказских братьев (Чечено-Ингушетия) и др. Участились случаи нападения вооруженных националистических групп на отступающие или окруженные части Красной армии.

Немцы пытались поставить национальные движения в СССР под свой контроль, для того чтобы облегчить задачу военного разгрома Красной армии. Из пленных советских воинов, пожелавших сотрудничать с врагом, была сформирована Русская освободительная армия (РОА) под командованием генерала А. А. Власова, а также батальоны и полки из украинцев, крымских татар, некоторых народов Северного Кавказа. Многие из них возглавляли бывшие генералы и офицеры белых армий.

Однако, несмотря на принятые меры, немцам так и не удалось создать из национальных формирований достаточно серьезной военной силы и поколебать дружбу народов СССР.

Учитель: (в ходе рассказа заполнение учащимися таблицы )

 4. Активизация национальных движений не могла не вызвать еще большего ужесточения политики руководства страны. Любое проявление национальной специфики, а тем более вооруженного противодействия объявлялось предательством. Нередко в предательстве были обвинены не только те, кто действительно сотрудничал с немцами, а все представители данного народа.

В связи с этим в годы войны была осуществлена депортация целых народов и ликвидация ряда национальных автономий.

Годы

Депортация  народов

1941 г.

почти 1,5 млн. человек немецкого населения страны выселено в Сибирь и Казахстан. АССР немцев Поволжья  ликвидирована. Тогда же были депортированы в Сибирь более 50 тыс. литовцев, латышей, эстонцев

октябрь 1943 г.

выселены в Казахстан и Киргизию почти 70 тыс. карачаевцев, а в Сибирь — 93 тыс. калмыков, 40 тыс. балкарцев и 15 тыс. балкарцев, воевавших на фронте

23 февраля 1944 г

вывезено на восток 650 тыс. чеченцев и ингушей. Вскоре была упразднена и сама Чечено-Ингушская АССР

апрель — май 1944 г.

вывезены из Крыма в Узбекистан более 180 тыс. крымских татар, вслед за ними были депортированы также армяне, болгары, греки.

 

В результате депортации погибло до 200 тыс. чеченцев и ингушей, половина всего калмыцкого народа, каждый второй балкарец, каждый третий карачаевец.

Такой подход Сталина к национальной политике не только не решил имевших место проблем в межнациональных отношениях, но и неизбежно вел к формированию в послевоенные годы повой волны национальных движений.

Таким образом, расчеты Гитлера на распад союзного советского государства под ударами вермахта не оправдались. Морально-политическое единство многонационального советского парода стало важнейшим условием его победы в Великой Отечественной войне.

Запись в тетради

Депортация — изгнание, ссылка.

Автономия — право территории на самостоятельное управление.

III. Подведение итогов закрепление материала.

1. Почему потерпели крушение надежды немцев на развал советского многонационального государства?

2. Расскажите о вкладе различных народов СССР в победу над Германией.

3. Расскажите о попытках гитлеровского руководства использовать национальные движения в СССР. Каковы результаты этих попыток? Почему они закончились в целом неудачно?

4. Определите ваше отношение к коллаборационизму в годы войны. Можно ли оправдать действия коллаборационистов идеей борьбы со сталинским режимом?

Домашнее задание: п.35

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!