СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Наставничество в школе (из опыта работы).

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматривается вопрос значимости сопровождения молодых специалистов в школе. Представлен опыт работы педагога-наставника с наставляемым.

Просмотр содержимого документа
«Наставничество в школе (из опыта работы).»

Наставничество в школе (из опыта работы).


«Нужно развивать движение наставничества.

Знание – важнейшее конкурентное преимущество

и ключ к прорыву в качестве жизни»

Владимир Путин,

Президент РФ


Начиная педагогическую деятельность в школе, молодые специалисты сталкиваются с проблемами, связанными с их профессиональным становлением и личностным развитием. Подготовка начинающего педагога к сложной полифункциональной деятельности – это целостный, длительный и непрерывный процесс, который должен быть ориентирован не только на развитие его профессиональных компетенций, но и на формирование личностных качеств, необходимых для носителя культурных и моральных ценностей. Наставничество подразумевает под собой передачу не только знаний и опыта, но и нравственных ценностей и моральных ориентиров от старшего поколения учителей к младшему. Чрезвычайно важным в наставничестве является то, что характер отношений должен быть двусторонним: с одной стороны – мотивация наставника осуществлять свою деятельность на добровольной основе, осознание важности и ценности данного процесса. Молодой педагог, в свою очередь, должен быть не только реципиентом, но и активным участником деятельности, который способен привносить в нее новые идеи и нестандартные решения. Такое взаимодействие способствует профессиональному становлению молодого учителя, формированию у него мотивации к саморазвитию, самосовершенствованию, а значит, к самореализации в профессии.

Цель наставничества модели «Опытный педагог – молодой специалист»: успешное закрепление на месте работы или в должности педагога молодого специалиста, повышение его профессионального потенциала и уровня, а также создание комфортной профессиональной среды внутри учебного заведения, позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне (нацпроект «Образование»).

Работа с молодыми специалистами в нашей школе является одной из важных составляющих методической работы.

В 2021 г. в МБОУ СОШ № 4 г. Михайловска СК пришел молодой педагог на должность учителя английского языка – Прудивус Виктория Андреевна. Окончив СКФУ, г. Ставрополь, в 2021 году по направлению «Лингвистика и лингводидактика», опыта педагогической работы она не имела. Как молодому специалисту, Виктории Андреевне была необходима помощь и поддержка в профессиональной адаптации, в овладении педагогическим мастерством (а именно: мотивация деятельности обучающихся, активизация обучающихся в обучении, формы работы с родителями), в освоении функциональных обязанностей учителя, оформлении документации и ведении ЭЖ. Приказом по школе я была назначена ее наставником.

Для структурирования всех действий, направленных на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого, была составлена Персонализированная программа наставничества на один учебный год.

Цель программы: эффективная интеграция молодого специалиста в профессию, адаптация к условиям образовательной организации, оказание ему помощи на начальном этапе его профессионального становления.

Задачи:

  1. Изучить профессиональные затруднения и потребности молодого специалиста.

  2. Выстроить индивидуальный маршрут, направленный на успешную адаптацию молодого специалиста.

  3. Сформировать комфортные условия труда для молодого специалиста.

  4. Разработать комплекс образовательных событий по демонстрации приобретенных компетенций, обеспечивающих повышение успеваемости обучающихся.

Содержание деятельности:

  1. Выявление причин возникших трудностей в работе наставляемого: недостаточные навыки работы с нормативной документацией; отсутствие навыков самоанализа; недостаточность владения педагогическими технологиями, затруднения в организации учебного процесса.

  2. Взаимопосещение уроков и мероприятий участниками программы.

  3. Оказание практической помощи по планированию и проведению уроков, в том числе предварительной работе с конспектами уроков и анализ проведённых уроков.

  4. Демонстрация молодому педагогу опыта успешной педагогической деятельности.

  5. Организация мониторинга и рефлексии эффективности совместной деятельности.

Этапы реализации программы наставничества

Этап 1. Подготовка и обсуждение плана наставничества.

На основании анкетирования и личной беседы, выяснили проблемы, которые необходимо устранить и составили совместный план работы на год.

Этап 2. Профессиональное развитие молодого специалиста

Работа молодого специалиста на данном этапе включает следующие формы:

• самообучение (наставляемый составляет план по самообразованию)

• участие в вебинарах, семинарах, конференциях

• участие в мероприятиях, организованных в ОО

Этап 3. Совместная работа наставника с наставляемым

По мере необходимости педагоги встречаются в свободное от уроков время. Наставник отвечает на вопросы наставляемого, делится с ним наработками, идеями проведения занятий, методической литературой. Параллельно выслушиваются проблемы наставляемого и даются советы, исходя из опыта, что сделать и какие мероприятия провести.

Наставник координирует участие наставляемого в различных мероприятиях, оказывает консультационную помощь при подготовке к открытым урокам.

Этап 4. Оценка деятельности наставника

Деятельность наставника в работе с молодым педагогом считается эффективной, если молодой педагог овладел необходимыми теоретическими знаниями и практическими навыками организации учебной деятельности; проведение занятий стало привычным, работа не вызывает чувства тревоги и неуверенности; показатели качества воспитательно-образовательного процесса находятся на базовом уровне.

Ожидаемые результаты:

  • повышение профессиональной компетентности молодого педагога в вопросах организации образовательного процесса;

  • обеспечение непрерывного повышения качества преподавания;

  • совершенствование методов работы молодого педагога по развитию творческой и самостоятельной деятельности обучающихся;

  • повышение мотивации молодого педагога к профессиональной деятельности;

  • повышение уровня методической, интеллектуальной, аналитической культуры всех участников программы наставничества;

  • повышение педагогического мастерства молодого специалиста; измеримое улучшение его личных показателей эффективности, связанное с развитием гибких навыков (навыков общения, нестандартного мышления, принятия решения, работы в команде).

Диагностика моей подопечной была проведена путем собеседования, тестирования и анкетирования (см. Приложение 1), что позволило выявить следующие проблемы:

  • недостаточность владения педагогическими технологиями;

  • недостаток практических навыков в учебно-воспитательной работе;

  • недостаточные навыки работы с нормативной документацией;

  • отсутствие навыков самоанализа;

  • сложность приспособления к нормам и принципам образовательной организации.

Была проведена совместная работа по устранению выявленных проблем: подробно изучались принципы составления Рабочей программы и технологической карты урока в соответствии с требованиями обновленного ФГОС; даны рекомендации, оказана практическая помощь в составлении рабочей программы; проведены консультации, в ходе которых Виктория Андреевна была ознакомлена с особенностями современного урока: учитель – соавтор образовательного продукта, а ученик – активный участник образовательного процесса. Были рассмотрены современные образовательные технологии, методики и результаты их применения; этапы и формы работы с обучающимися на уроке; система оценивания полученных результатов, а также особенности составления планов современного урока и конструирования учебного материала.

Совместно с молодым педагогом была составлена карта индивидуального образовательного маршрута (см. Приложение 2), куда были включены следующие вопросы:

  • изучение обновленного ФГОС;

  • изучение вопросов организации и проведения образовательного процесса;

  • самостоятельная работа по теме самообразования;

  • работа по совершенствованию профессиональных знаний и навыков;

  • участие в заседаниях методического объединения учителей иностранного языка.

Правильно выбранные формы методического сопровождения Прудивус В.А. позволили достичь следующих результатов ее деятельности по итогам первого года работы:

  • значительно снизился уровень тревоги и стресса во время организации образовательного процесса, а именно общения с детьми, родителями, коллегами по работе и администрацией ОУ;

  • сформировались четкие представления об обязанностях, появился навык ведения документации в соответствии со своими должностными обязанностями (электронный журнал, рабочие программы и КТП);

  • приняла участие в проведении школьной предметной недели английского языка. Кроме того, были успешно проведены открытые уроки, положительно оцененные коллегами и администрацией ОУ, в том числе открытый урок в рамках методической недели школы.












Приложение 1

Анкета для начинающего учителя


  1. Удовлетворяет ли вас уровень вашей профессиональной подготовки?

  • да;

  • нет;

  • частично.

  1. Каких знаний, умений, навыков, компетенций Вам не хватало в начальный период педагогической деятельности?

  2. В каких направлениях организации учебно-воспитательного процесса вы испытываете трудности:

  • в календарно-тематическом планировании:

  • да;

  • нет;

  • частично.

  • в проведении уроков:

  • да;

  • нет;

  • частично.

  • в проведении внеклассных мероприятий:

  • да;

  • нет;

  • частично.

  • в общении с коллегами, администрацией:

  • да;

  • нет;

  • частично.

  • в общении с учащимися, их родителями:

  • да;

  • нет;

  • частично;

  • другое (допишите) ___________________________________________________________

  1. Что представляет ли для вас трудность:

  • формулировка целей урока:

  • да;

  • нет;

  • частично.

  • выбор соответствующих методов и методических приемов для реализации целей урока

  • мотивация деятельности учащихся

  • да;

  • нет;

  • частично;

- формулировка вопросов проблемного характера

  • да;

  • нет;

  • частично;

  • создание проблемно-поисковых ситуаций в обучении

  • да;

  • нет;

  • частично;

  • подготовка для учащихся заданий различной степени трудности

  • да;

  • нет;

  • частично;

  • активизация учащихся в обучении

  • да;

  • нет;

  • частично;

  • организация сотрудничества учащихся

  • да;

  • нет;

  • частично;

  • организация само- и взаимоконтроля учащихся

  • да;

  • нет;

  • частично;

  • организация своевременного контроля и коррекции образовательных достижений учащихся

  • да;

  • нет;

  • частично;

  • развитие творческих способностей учащихся

  • да;

  • нет;

  • частично;

  • другое (допишите) _________________________________________________________

  1. Каким формам повышения квалификации своей профессиональной компетентности отдали бы вы предпочтение в первую, вторую и т.д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):

  • cамообразованию;

  • практико-ориентированному семинару;

  • курсам повышения квалификации;

  • мастер-классам; – творческим лабораториям;

  • индивидуальной помощи со стороны наставника;

  • предметным кафедрам;

  • школе начинающего учителя;

  • другое (допишите) ___________________________________________________________

  1. Если бы вам предоставили возможность выбора практико-ориентированных семинаров для повышения своей профессиональной компетентности, то в каком из них Вы приняли бы участие в первую, во вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):

  • типы уроков, методика их подготовки и проведения;

  • методы обучения и их эффективное использование в образовательном процессе;

  • приемы активизации учебно- познавательной деятельности учащихся;

  • учет и оценка современных образовательных результатов учащихся;

  • психолого-педагогические особенности учащихся разных возрастов;

  • урегулирование конфликтных ситуаций;

  • формы работы с родителями;

  • формы и методы педагогического сотрудничества с учащимися;

  • другое (допишите)___________________________________________






























Приложение 2

Карта индивидуального образовательного маршрута молодого педагога (первый год педагогической деятельности)


Направление деятельности

Формы работы/ методы/технологии наставничества

Сроки реализации


Ожидаемый результат


Диагностика педагогических

компетенций

Собеседование с педагогом-наставником. Проведение анкетирования по выявлению профессиональных дефицитов.

сентябрь – октябрь

2021 г.

Анализ результатов анкетирования. Разработка и утверждение образовательного маршрута


Адаптация к новому месту работы

Консультации по вопросам организации образовательной деятельности в школе, знакомство с традициями и особенностями школы.

Сентябрь – октябрь

Знакомство молодого специалиста с коллегами, с традициями ОУ, с особенностями организации воспитательного и образовательного процесса, планом работы ШМО.

Нормативно –правовая, информационная грамотность

Изучение нормативно – правовой базы школы (должностная инструкция учителя, календарный учебный график, учебный план). Практическое занятие «Ведение школьной документации» (электронный журнал, ученические тетради).

сентябрь – октябрь

Знакомство с ФГОС, образовательной программой школы, рабочими программами, с основными локальными актами школы и т.д. Составлено КТП по учебным предметам. Молодой специалист информирован о структуре сайта школы, материалах, размещенных на сайте, обучен работать в электронном дневнике и т.д.

Совершенствование предметных компетенций.

Методика планирования и организации воспитательно-образовательной деятельности

Занятие с наставником с целью обсуждения следующих вопросов:

- поурочное планирование (формулировка цели, постановка задач урока, структура урока);

- различные классификации типологии уроков;

- использование цифровых образовательных ресурсов;

- приемы организации командной деятельности и развития сотрудничества.

Посещение уроков, внеклассных мероприятий с целью оказания методической помощи.

октябрь 2021-март 2022 г.

Выделение основных принципов организации воспитательно-образовательной деятельности; организации разноуровнего обучения; обучения детей с разными возможностями (детей с ОВЗ, одаренных детей). Развитие умения использовать современные информационные технологии и технические средства в организации своей профессиональной деятельности, а также в деятельности обучающихся.

Совершенствование предметных компетенций.

Взаимопосещение занятий

Апробирование приемов и практик через посещение уроков молодого специалиста, обсуждение, составление карты анализа урока:

- приемы поддержки мотивации обучающихся в деятельности;

- приемы развития коммуникации у обучающихся;

- приемы развития критического мышления;

- игровые приемы и практики;

- стратегии смыслового чтения.

октябрь 2021-март 2022 г.

Создание ситуации успеха, уверенности в себе, предупреждение ошибок.

Методическая помощь молодому специалисту.

Совершенствование методических компетенций.

Проектирование и анализ

образовательной деятельности в контексте требований ФГОС

Взаимопосещение и посещение уроков и внеклассных мероприятий. Индивидуальные консультации по темам:

- критериальное и формирующее оценивание на уроке;

- практики рефлексии образовательной деятельности на уроке;

- приемы развития эмоционального интеллекта у обучающихся.

Практикум: «Обучение составлению отчетности по окончании четверти»

ноябрь –

декабрь 2021г.

Выявление методических и практических затруднений в организации молодым учителем урочной, внеурочной, внеклассной деятельности для дальнейшего проектирования плана работы на мотивационном этапе.

Коррекция плана профессионального становления молодого специалиста.

Совершенствование методических компетенций.

Работа над методической темой самообразования

Оказание помощи в выборе методической темы по самообразованию.

октябрь 2021 г.


Составление плана работы над методической темой, планирование мероприятия в рамках работы над методичкой темой в течение учебного года

Совершенствование методических компетенций.

Разработка методического и дидактического материала

Посещение уроков коллег, изучение современных образовательных технологий совместно с наставником.

октябрь 2021 -

март 2022

Подборка интересного материала силами молодого специалиста для использования в работе в разделе портфолио «Копилка педагогических идей».

Совершенствование психолого-педагогических компетенций, Стили педагогического общения

Тренинг «Стили педагогического общения».

Беседа: «Педагогические ситуации. Трудная ситуация на уроке и выход из нее».

декабрь 2021 – февраль 2022 г.

Педагог формирует свой стиль общения.

Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме педагогического общения. Самообразование. Повышение профессиональной компетентности.

Установление взаимоотношений с коллективом и обучающимися.

Круглый стол: "Метапредметные компетенции учителя". Консультация "Проблемы дисциплины на уроках". Практикум по решению педагогических ситуаций.

сентябрь –

декабрь

2021 г.

Установление взаимоотношений «молодой специалист - коллега»; установление взаимоотношений «молодой специалист - ученик».



Установление взаимоотноше ний с родителями/

законными представителя ми обучающихся.

Дискуссионная площадка «Выбор форм и методов профессионального взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся с соблюдением требований профессиональной этики».

сентябрь –

декабрь

2021 г.

Рассмотрены требования профессиональной этики, профессионально-этические нормы взаимодействия с коллегами, родителями (законными представителя ми) обучающихся по вопро сам обучения.Установление взаимоотношений «молодой специалист - родитель».

Работа с сайтами (страничкой педагога)

Индивидуальная работа

апрель – май 2022 г.

Развитие инновационных процессов. Публикации собственных материалов в интернете

Применение различных педаго гических техно логий и методов на занятиях

Самоанализ открытого урока.

май 2022 г.

Повышение профессиональной компетентности. Овладение методикой проведения уроков в соответствии с требованиями ФГОС ОО

Создание порт фолио молодого специа листа. Создание моти вации профессио нального роста.

Практикум «Анализ учителем особенностей индивидуального стиля своей деятельности»

апрель – май 2022 г.

Мониторинг профессионального роста молодого специалиста. Конкурс портфолио молодых специалистов. Самоанализ педагогической деятельности.

Проведение мониторинга. Итоги реализации программы.

Постановка новых целей и задач.

«Приоритеты
творческого саморазвития».
Анкетирование молодого педагога на определение степени комфортности учителя в коллективе.

май 2022г.

Определение уровня формирования компетенций молодого учителя. Выводы наставника и анализ пед. деятельности молодого специалиста. Заполнение портфолио. Цели и задачи на следующий период деятельности.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!