Горшунова Дарья Витальевна,
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1
им. М. Горького»,
студент 3-го курса, отделения ПНК
ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМОКОНТРОЛЯ И САМООЦЕНКИ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ
Аннотация. Данная статья рассматривает приёмы формирования самоконтроля и самооценки при обучении математике младших школьников в процессе решения текстовых задач. В тексте описываются теоретические аспекты формирования самоконтроля и самооценки, в том числе и на уроках математики, и в процессе решения текстовых задач, а также приёмы формирования самоконтроля и самооценки.
Ключевые слова: математика, текстовые задачи, самоконтроль, самооценка.
Известно, что эффективность и качество обучения математике определяется не только прочностью усвоенных знаний, умений и навыков, предусмотренных программой, но и развитием учащихся, поэтому реализация развивающего обучения в практике составляет важную, актуальную потребность сегодняшнего дня [3, с.58.]. Как показывает практика начального обучения математике, у большинства учащихся навыки самоконтроля, контроля и самооценки слабо развиты, либо вовсе отсутствуют. Поэтому развитие навыков самоконтроля и самооценки, воспитание привычки планировать свою деятельность и оценивать результаты своего труда становится одной из важнейших задач, стоящих перед учителем. Формирование самоконтроля и самооценки как компонентов учебной деятельности требует специальной организации данного процесса, и педагог должен быть компетентен в этом вопросе.
Текстовая задача – один из самых важных видов работ в начальной школе. Неспроста задачи составляют около половины всех заданий в учебниках. Именно задача является мощным средством обучения младших школьник, развития у них тех самых, очень важных действий контроля и самоконтроля, а также является помощником для учителя – средством контроля и оценки.
На данный момент в образовании присутствует печальная тенденция – текстовые задачи являются для детей одним из самых сложных типов заданий. Решая контрольные и проверочные работы, учащиеся чаще всего ошибаются именно в текстовых задачах, сомневаются в правильности выполненного решения – то есть не могут выполнить проверку. Также частой ошибкой является неправильно определённое отношение между величинами, а ведь именно отношения и зависимости между величинами являются основой решения почти всех текстовых задач.
Развитию навыков самоконтроля и самооценки способствует решение нестандартных задач по математике, которые требуют повышенного внимания к анализу условий задачи и построению цепочки логических рассуждений. Это также комбинаторные задачи, логические, задачи, связанные с повседневной жизнью. Решение таких задач требует высокого уровня самоконтроля у младшего школьника, в частности умения планировать свои действия, ставить перед собой цель, умение определять состав действий предстоящей деятельности. Самооценка также играет важную роль при решении логических задач: важно уметь находить свои ошибки, уметь оценивать свои действия и анализировать причины ошибок. Так, например, для того чтобы решить задачу по комбинаторике обучающемуся необходимо составить план действий, спрогнозировать результат, и, в случае ошибки, эту ошибку необходимо найти, исправить и определить причину этой ошибки.
Рассмотрим примеры заданий, которые способствуют формированию навыков самоконтроля и самооценки не только при решении текстовых задач, а на протяжении всех этапов урока.
• составление «цепочкой» задачи по данной схеме;
• обратные задачи;
• подбор вопроса к данному условию задачи;
• решение задач с неполными или избыточными данными;
• составление для одноклассников задач с неполными или избыточными данными;
• выделение частей и целого;
• «лучики» в буквенно-графической модели;
• фиксация количества знаков в многозначном числе;
• фиксация места переполнения цифр в разрядах стрелками;
• определение количества цифр в результате сложения или вычитания многозначных чисел точкой [2, с.33.];
• мини-рефлексии на протяжении урока, и полноценная рефлексия в конце урока;
• возможность «отстоять» отметку, в которой ученик уверен – ответы на вопросы учителя или одноклассников;
• обмен работами с соседом по парте, взаимооценивание;
• возможность самому оценить свою работу на уроке;
• самооценивание предметных компетенций (в виде таблицы).
Данные приёмы можно использовать на протяжении всего урока, и совмещать с работой над текстовой задачей. Кроме того, некоторые задания напрямую связаны с текстовыми задачами – например, составление обратной задачи, подбор вопроса к данному условию задачи и т.д.
Работа над формированием уровня самоконтроля и самооценки проводится, и педагоги стараются не упускать такой важный аспект формирования личности.
Обобщая всё вышесказанное можно сделать вывод, что самоконтроль и самооценка являются одними из самых важных компонентов учебной деятельности, и их необходимо формировать систематически на всех уроках в начальной школе. Эти навыки важны не только в обучении, но и в формировании личности учащегося, в повседневной жизни и в дальнейшей учебной деятельности. Способствуют формированию самоконтроля и самооценки задания, в которых присутствует планирование своих действий или следование уже готовому плану действия, сличение результата деятельности с образцом, задания с ловушками, работы над ошибками. На мой взгляд, уроки математики – одни из самых плодотворных уроков для формирования навыков самоконтроля и самооценки. И одними из самых «благодатных» для формирования данных навыков являются именно текстовые задачи. Такие задачи требуют повышенного внимания к анализу условий и построению цепочки логических рассуждений. А если к текстовым задачам добавить дополнительные задания на составление плана решения, на составление обратной задачи и т.д., то такие задания будут очень полезны в формировании навыков самоконтроля и самооценки. На мой взгляд, очень важно не только решать текстовую задачу, но и давать дополнительные задания, которые помогут в формировании навыков самоконтроля и самооценки. Это должны быть задания, в которых нужно составить план и действовать по составленному плану; сверять решение с образцом; самооценивание, взаимооценивание; задания с ошибками, задания-ловушки. Самое главное в работе с формированием самоконтроля и самооценки учитывать особенности учеников, а также проводить систематическую работу. Важна система, и не только на уроках математики. И важны усилия не только учителя, но и родителей. Также нужно провести работу с родителями, чтобы и родители помогали учителю формировать у своих детей адекватную самооценку и должный уровень самоконтроля.
Библиографический список
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – 2022 г.
2. Пачина А.Г. Самоконтроль в учебной деятельности младших школьников // Начальная школа. - № 11. - 2004. - с.31-37.
3. Байрамукова, П. У. Методика обучения математике в начальных классах [Текст]: курс лекций / П. У. Байрамукова, А. У. Уртенова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009 г. – 299 с.
4. Демидова, Т. Е. Текстовые задачи и методы их решения [Текст] / Т. Е. Демидова, А. П. Тонких. – М.: Изд-во МГУ, 2009 г.