Введение
Сегодня шахматы - это и спорт, и искусство, и наука. Каждый находит в них что-то свое. Это и активный культурный отдых, и спорт, который дает возможность помериться силами. Кто больше знает и умеет, кто трудолюбивее, сообразительнее, талантливее, тот и побеждает. Красивые партии, комбинации, окончания, этюды, задачи восхищают нас порой не меньше, чем хорошее музыкальное произведение или талантливая игра актера.
Актуальность работы:
Когда я был еще маленьким, я не раз наблюдал, как папа с дедушкой расставляют различные фигурки на клетчатую доску. Потом я узнал, что эта игра называется шахматы. В пять лет, я записался в шахматный кружок. Мне эта интеллектуальная игра очень понравилась, и я увлекся ей. Мне захотелось поделиться своими знаниями о ней, чтобы заинтересовать игрой в шахматы как можно больше учеников начальных классов, хотя некоторые школьники считают ее скучной и однообразной, предпочитая шахматам иные компьютерные игры. Шахматы – это не только игра, доставляющая много удовольствия, но и эффективное средство умственного развития.
Гипотеза: Мы предполагаем, что игра в шахматы оказывает положительное влияние на успеваемость учащихся.
Объект исследования – игра шахматы.
Предмет исследования – влияние игры в шахматы на успеваемость учащихся.
Цели: вызвать интерес к игре шахматы и узнать об ее влиянии на успеваемость учащихся нашего класса.
Задачи:
- познакомиться с историей шахмат;
- провести опрос руководителей шахматных секций;
- провести эксперимент
- определить влияние шахмат на успеваемость учащихся.
Методы: опрос, эксперимент.
I. Подготовка к исследованию
1. История возникновения шахмат
Шахматы – это игра 32-мя фигурами (по 16 белого и черного цветов) на 64-клеточной доске двух соперников. Цель данной игры – поставить мат королю противника. Древняя игра шахматы берет свое начало в Индии и имеет многовековую историю. Чатуранга – это слово означает армию из четырех отрядов. Индийская армия состояла из колесниц (в современных шахматах – ладья), кавалерии (кони), боевых слонов пеших воинов (в шахматах - пешки). В чатурангу играли четыре игрока –два против двух. Она сочетает в себе элементы науки, искусства и спорта, способствует развитию фантазии и концентрации внимания, воспитанию характера и воли, приучает логически мыслить. По свидетельству археологических раскопок игры, связанные с передвижением фишек на доске были известные еще в 3-4 веках до нашей эры. В 16-17 века наибольшее распространение шахматы получили в Италии, где и возникла первая шахматная школа. В 18 веке центром шахматной жизни стала Франция, шахматный маэстро того времени Ф. Филидор написал книгу «Анализ шахматной игры» в которой было определено и время для партий. В 19 веке новый вклад в развитие шахмат внесли Пол Морфи (лучший американский шахматист мира) и Александр Попов (первый русский мастер). Они предложили новую стратегию игры. С начала 1930 годов более важную роль в развитии шахмат играет советская школа, представители которой творчески развили и углубили теорию и практику шахматной игры.
2.Шахматы в моей жизни
Я начал увлекаться шахматами, когда мне было 5 лет (Приложение 1, стр.11). Мне нравилось наблюдать за игрой папы и деда. Начал пробовать играть с ними. Лет в 6 меня отправили на шахматы. Мне очень нравилось играть с другими ребятами, слушать учителя, узнавать что-то новое. Еще я любил играть в игру «Динозаврик», она помогала мне продумывать новые ходы. Я участвовал в соревнованиях, в которых занимал призовые места (Приложение 1, стр.11). Родители мною гордились, и я хотел стараться еще больше. Мое мышление развивалось, я научился быстро считать, логически мыслить, показывал хорошие успехи в учебе, я стал более настойчивым и уверенным в себе.
II. Проведение исследования
1. Опрос руководителей шахматных секций
Я провел опрос руководителей шахматных секций, в которых я обучаюсь.
Руководитель спортивной школы по шахматам Константин Геннадьевич утверждают, что цель шахматных занятий: научить ребят играть в шахматы; повышать их шахматное мастерство, готовить победителей в турнирах. Константин Геннадьевич обучает детей игре в шахматы с 1998 года, 15 лет. На занятиях он работает над развитием интеллекта, концентрацией внимания; пропагандирует здоровый образ жизни. Дети в кружок приходят сами или через школьных преподавателей. Предпочитает начинать обучение с 6-7 лет с детьми, которые не умеют играть, так как их проще научить правильно играть. Ему интереснее заниматься с мальчиками, но в настоящее время девочки приобретают черты характера, помогающие им соперничать в игре наравне с мальчиками. Со слов Константина Геннадьевича, у шахматистов развивается логическое мышление, что ускоряет понимание любого вопроса, а также очень хорошо развивается память, что также помогает ребенку в учебе. Хотя успеваемость во многом зависит от усидчивости. И естественно дети с более развитым интеллектом стремятся получить высшее образование. На своих занятиях он учет умению строить план игры, анализировать ситуацию; воспитывая терпение и находчивость.
Тренер по шахматам Александр Васильевич убежден, что шахматы - это спорт, который позволяет самоутвердиться. Дети, занимающиеся шахматами, более уверены в себе, более критически относятся к своему уровню знаний и подготовки, что позволяет им более реально подойти к выбору профессии. Игра в шахматы расширяет кругозор, учит думать, быть внимательным, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности. Развивает изобретательность и логическое мышление. У ребенка вырабатывается выдержка, сила воли, усидчивость, внимательность и собранность. Он становится самокритичнее, учится самостоятельно принимать решения, не унывать при неудачах, когда проигрывает партию.
Вывод: руководители шахматных секций убеждены, что шахматы – это и отдых, и спорт, благодаря которому дети становятся уверенными в себе, внимательные, усидчивые, умеют запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, а это все благоприятно влияет на успеваемость в учебе.
2. Проведение эксперимента
Для того, чтобы ответить на наш вопрос, мы решили провести эксперимент, в котором приняли участие 24 учащихся нашего класса. В сентябре среди учащихся я провел опрос, результаты опроса показали:
-об игре слышали 24 человека
- в шахматы играют 1 человек
- в кружках по шахматам занимаются 0 человек
-хотели бы научиться играть в шахматы 11 человек
Среди учащихся провели срез знаний, дети самостоятельно выполняли одинаковые логические задания (Приложение 3, стр.13 ).
Полученные результаты
Таблица 1.
Высокий уровень | 3 учащихся |
Средний уровень | 20 учащихся |
Низкий уровень | 1 учащийся |
По результатам, можно сделать вывод, что в классе преобладает средний уровень развития учащихся.
В конце сентября из нашего класса в секцию по шахматам записались 10 учеников, им очень нравится играть в шахматы, они с большим желанием посещают каждое занятие.
В январе 2019 года, мы снова провели срез знаний, в котором также участвовало 24 учащихся. Ребятам надо было выполнить самостоятельно несколько заданий (Приложение 4, стр.13 )
Полученные результаты
Таблица 2.
Учащиеся, которые не играют в шахматы – 13 человек | Учащиеся, которые играют в шахматы – 11 человек |
Высокий уровень | 2 человека | Высокий уровень | 8 человек |
Средний уровень | 6 человек | Средний уровень | 3 человек |
Низкий уровень | 5 человек | Низкий уровень | - |
По полученным результатам видно, что те дети, которые с интересом играют в шахматы, с заданиями справились на много лучше. Таким образом, можно сделать вывод, что игра в шахматы действительно помогает быть более внимательным, сосредоточенным, развивается логическое мышление и умственные способности.
Заключение
Шахматы – это проверенная временем и разными нациями технология развития интеллектуального потенциала детей. Шахматы развивают теоретическое, логическое и абстрактное мышление, память, геометрическое воображение, творческую инициативу, изобретательность, смекалку, мастерство в составлении плана и принятии оптимального решения в сложной ситуации. Это возможность почувствовать огромное удовольствие от полученной победы. Шахматы - средство развития памяти, воображения, сообразительности, мышления, что напрямую связано с успехами в учебе. Шахматы очень дисциплинируют, учат усидчивости, логически мыслить, учат умению рассчитывать время, сравнивать и предвидеть результат. Теперь мои одноклассники понимают, что шахматы - это не только увлекательная игра, доставляющая много радости, это искусство и спорт, вместе сосредоточенные в интеллекте личности.
Гипотеза, что игра в шахматы оказывает положительное влияние на успеваемость учащихся, подтвердилась.
Список литературы:
Гик Л.Я. Шахматный калейдоскоп. - М: Наука, 1981 г.
Гришин В.Г. Малыши играют в шахматы. - М: Просвещение, 1991 г.
Грознецкий С.Я. Шахматы в жизни ученых. - М: Наука, 1983 г.
Журавлев Н.И. Шаг за шагом. - М: Физкультура и спорт, 1986 г.
Интернет ресурсы https://logiclike.com/math-logic/1-klass/logicheskie-zadachi
Малов В.И. Я познаю мир. Детская энциклопедия.- Москва «Астрель», 2003г.
Савчук Л.Л. Программа «Шахматы». Апатиты, 2005 г.
Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Кишинев: Лунина, 1978 г.
10