СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Наука в современном обществе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Структура урока отвечает дидактической цели, соответствует логике изучения темы. На протяжении всего урока использовались методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Наука в современном обществе.»

Учитель: Озрокова Л.Х.

Класс/Дата: 8Г 30.11.2022г

Тема: Наука в современном обществе.

Цели и задачи: познакомить обучающихся с отличительными чертами науки как особой сферы человеческой деятельности и системы особых учреждений, организаций; сформировать представление о роли науки в жизни современного общества.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование и развитие нравственного сознания и поведения; умения выражать собственное отношение к явлениям современной жизни; развитие творческих способностей через активные формы обучения.

Метапредметные (УУД):

Коммуникативные УУД: приобретать опыт регуляции речевого поведения как основы коммуникативной компетентности; обмениваться знаниями между членами группы; самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в учебной группе; оценивать свои учебные достижения с учетом мнения других людей;

Регулятивные УУД: формировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности; составлять план действий и реализовывать его на практике; осуществлять контроль своей деятельности через соотнесение итогов работы с поставленными целями; осваивать основы проектно-исследовательской деятельности;

Познавательные УУД: осуществлять поиск информации в источниках разного вида; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям; создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели, схемы для решения учебных задач.

Предметные: применять понятийный аппарат для раскрытия ключевых понятий – материальная и духовная культура, наука, этика науки ; характеризовать элементы современного научного знания; выделять отличительные черты научного знания; анализировать и применять основные положения этики ученых; давать морально-этическую оценку современным научным открытиям и изобретениям.


Тип урока: урок открытия нового знания.


Материальное обеспечение: учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах, проектор, мультимедийная презентация.

Оборудование:

  • План-конспект урока.

  • Учебники «Обществознание».

  • Презентация.

  • Мультимедиа-проектор.

Ход урока:

Ι. Организационный момент. Добрый день, уважаемые гости и ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно.

ΙΙ. Мотивационный этап.

Сообщение учителя.

Сегодня у вас есть возможность не только принять участие в уроке, но и оценить свое участие. У каждого из вас есть на столе лист оценивания. Впишите свою фамилию.

Мы живем в эпоху невиданных скоростей, сверхновых технологий, гуманитарного преобразования мира. В современном мире нам необходимо уметь мгновенно переключаться с одной области знаний на другую, своевременно реагировать на изменение ситуации на рынке труда, иметь среднее или высшее образование, всю жизнь продолжать обучение, т.е. совершенствоваться. Так, что же в себя включает понятие «образование». Вспомним, проверим как вы усвоили пройденную тему.


- Актуализация опорных знаний (проверка домашнего задания)

Проверим, насколько хорошо вы усвоили изученный материал.

  1. Групповая работа: используя заранее приготовленный материал, дети готовят мини-проект «Школа будущего»

Фронтальный опрос:

1. Что такое образование? (это процесс приобретения знаний о мире, приобщения к культуре, к ценностям Отечества, мировой цивилизации)

2. В чем заключается приоритет образования? (направленности образования на воспитание самостоятельного, критически мыслящего гражданина, стремящегося к совершенствованию общества)

3.Учащимся предлагается назвать по одному уровню образования. По каждому уровню ответившие ученики получают символы. После всех ответов им дается задание: они должны встать по видам и уровням образования, соблюдая ранжирование. Остальные должны проверить выполнение данного задания.

4. С какой целью в России установлены государственные стандарты среднего и высшего образования? (для повышения качества образования и обеспечения единства его содержания)

5. Образование активно воздействует на жизнь. Ученые утверждают, что чем выше образованность граждан страны, тем успешнее… (развивается экономика, культура)

6. Перед нашей страной стоит задача – обеспечить конкурентоспособность. Данная цепочка состоит из трех звеньев, назовите их …(страна, образование, личность).

7. Кто является главной движущей силой укрепления конкурентоспособности в нашей стране? (человек)

8. Образование в нашей стране для всех граждан должно быть доступным

9. Почему в наше время так необходимо непрерывное образование? ( Знания требуют постоянного обновления, развития)

- Итак, свой результат внесите в лист оценивания.

Вам предлагается самостоятельно выполнить тестовое задание (время ограничено – 3 минуты) Ответы записываем в лист с заданием.

Тестовое задание

1. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключе­нием одного, характеризуют понятие «образование».
Обучение, воспитание, философия, бакалавриат, знание.
Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

2. Организация учебной деятельности по овладению знаниями, умениями, навыками, компетенциями, приобретению опыта деятельности, развитию способностей:

1) социализация 2) принуждение 3) воспитание 4) образование

3. Из двух суждений выберите одно верное:

а) одним из принципов образования в Российской Федерации является его общедоступность;

б) одним из законодательно закрепленных в Российской Федерации принципов образования является сочетание светского и религиозного образования в государственных образовательных учреждениях:

1) верно только а 2) верно только б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

4. Закон РФ «Об образовании» называет следующие ступени образования

1) дошкольное общее образование

2) дошкольное, общее, профессиональное, дополнительное образование

3) дошкольное, начальное, профессиональное, дополнительное образование

4) дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее

5. Государство гарантирует бесплатность на конкурсной основе

1) начального образования
2) среднего (полного) образования
3) дошкольного образования
4) высшего профессионального образования

Осуществим взаимопроверку, ключ на слайде презентации (1-философия; 2-4; 3-1; 4-4; 5-4)

Проверка выполнения заданий.

- Итак, свой результат внесите в лист оценивания.

Учитель: Ребята, молодцы. Теперь если послушать еще и веселую песенку, то урок точно сложится на «отлично».

( слайд 1)звучит музыка без звука, дети смотрят видео к песенке. Один из учащихся пробует озвучить слова песни. Звучит песня «Праздник науки». После озвучки ученика, включается звук, учащиеся пробуют определить тему урока.


Учитель: Мне кажется информации вполне достаточно, чтобы вы назвали тему сегодняшнего урока (слайд ).

Цели урока (слайд) : (Приём «Домысливание»). Предлагается тема урока и слова «помощники»:

Нам предстоит узнать о …..

Мы поговорим о ……

Мы сможем …..

С помощью слов «помощников» дети формулируют цели урока. Сообщение темы и целей урока. Постановка учебных задач.

План: (слайд)

  1. Что такое наука?

  2. Нравственные принципы труда ученого.

  3. Возрастание роли современной науки


- Запишем в тетради дату урока, тему, и план урока.

- Вы можете оценить свое участие на данном этапе и выставить смайлик.


III.  Введение в новый материал

Учитель. Сегодня нам необходимо узнать и запомнить : Наука-…. Цель науки - …. Отличительные признаки науки - ….. Уровни научного познания - …

Физкультминутка.

А) Что такое наука?

— Какие ассоциации вызывает у вас слово «наука»? (Ученики называют ассоциации).

- Что же такое наука? (давайте обратимся к словарю – стр.265)

Запись в тетради:

Наука – сфера духовной деятельности человека, направленная на получение достоверных знаний о мире и человека в нем.

Наука — это сфера человеческой деятельности, направленная на получение достоверных знаний о реальной действительности и на их теоретическую систематизацию.

Наука — это специализированная деятельность людей, которые пытаются поставить общие, абстрактные вопросы, не связанные с сиюминутными потребностями, и создают систему знаний о природе, обществе и человеке.

Это одна из форм общественного сознания, включающая как деятельность по получению нового знания, так и ее результат — сумму научных знаний.

Цель науки — познание, поиск истины.

Научное знание по своей природе является систематизированным. В нем принято выделять несколько элементов. Для наглядности предлагаю вам составить кластер к термину – «наука». Основу - схему – я показываю вам на слайдеи она есть у вас в рабочих листах, а заполнить вам ее придется самим, используя материал учебника( стр.73). Хочу предупредить, что в каждой ячейке будет только одно слово. Работать вы можете вместе, т.е. в паре.

наука



человековедение

обществознание

технознание

естествознание




человек

общество

техника

природа





С целью проверки все данные появляются на слайде.

Наука - это особая система знаний. Учащиеся знакомятся с соответствующим разделом в учебнике (стр. 73) и выписывают в тетради отличительные признаки науки:

— оперирует научными фактами;

— использует категории и законы логики;

— даёт систематизированные знания;

— опирается на особые методы (наблюдения, эксперимент, объяснение, доказательство;

— использует особый язык (формулы, символы, знаки, обобщённые понятия).

Учитель: Различают два уровня научного познания – эмпирический и теоретический.

Эмпирический уровень: итоги наблюдений, измерений, экспериментов.

Теоретический уровень: теории, законы и принципы.

Проблемные вопросы

— Почему роль науки в обществе постоянно возрастает?

— Каковы нравственные принципы труда ученого?

- Вы можете оценить свое участие на данном этапе и выставить смайлик.

Нравственные принципы труда ученого

— Какими качествами должен обладать настоящий ученый?

- Должен ли он обладать высокими моральными качествами? Почему?

(Ответы учеников. Возможно проведение мини-дискуссии.)

На первый взгляд, наука и нравственность так далеко отстоят друг от друга, что странно даже ставить вопрос об их соотношениях и пересечениях. Получается, что между наукой и нравственностью обнаруживается разрыв, ведь исследуемые ими проблемы лежат в разных плоскостях. Но все обстоит не так просто. Ведь наука не существует в неких чисто духовных сферах, не витает над миром, она затрагивает огромное множество человеческих интересов.

— Изучив материал рубрики «Документ» на с. 76-77 учебника, выполните задание к нему. (Проверка выполнения задания.)

Вопросы к документу:

- Что означает слово «манифест»? (При затруднении обратитесь к словарю.)

- С какой целью учёным предлагается собраться на международную конференцию?

- Кем считают себя учёные, подписавшие данный Манифест?

- В чём учёные видят опасность новой войны с использованием ядерного и водородного оружия?

- Какой вопрос учёные ставят перед человечеством в данном документе?

- В чём учёные видят пользу соглашения о запрещении ядерного оружия?

- В чём учёные, подписавшие Манифест, видят свой общественный долг?

- Вы можете оценить свое участие на данном этапе и выставить смайлик.

В)   Возрастание роли современной науки

— Работая с п. 3 § 9 на стр. 77, нам нужно попробовать доказать, что наука играет все большую роль в обществе, работая в парах вам нужно дать ответ на всего на один вопрос.

Вопросы

1 пара

— Как и чем современная организация научных исследований отличается от организаций научных исследований в XIX—XX вв.? 2 пара

— Какие функции выполняла наука первоначально? 3 пара

— Какие задачи поставило индустриальное общество перед наукой? 4 пара

— Какие изменения произошли в науке в процессе развития производства? 5 пара

— Что такое технопарки? Дайте характеристику технопарков. 6 пара

— Что собой представляют технопарки России? 7 пара

— Какими способами познания вооружила наука современного человека? 8 пара

— Возрастает ли роль науки в связи с активной гражданской позицией современных ученых? (Ответы учеников.)

- Вы можете оценить свое участие на данном этапе и внесите в лист оценивания.

ΙV.  Подведение итогов урока. Рефлексия

Проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал. Времени у вас всего 3 минуты.

ПОПС – формула

П-позиция Я считаю, что… наука необходима обществу и человеку

О- обоснование Потому что… именно наука обеспечивает развитие общества

Пример- Я могу это подтвердить это тем, что… наука сделала возможным

освоение новых земель, космоса

Следствие- В связи с этим… необходимо учиться и развивать науку

- Итак, свой результат внесите в лист оценивания.


V. Домашнее задание

1. Прочитать § 9 учебника.

2. Выполнить задания 2 или 4 рубрики «В классе и дома» на с. 79 учебника; написать небольшое сочинение-рассуждение по высказыванию рубрики «Мысли мудрых» (на выбор).






Рабочий лист «НАУКА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ» ФИ__________________________________Дата_____________Класс___________

1. Что такое образование?

2. В чем заключается приоритет образования?

3.Учащимся предлагается назвать по одному уровню образования.

4. С какой целью в России установлены государственные стандарты среднего и высшего образования?

5. Образование активно воздействует на жизнь. Ученые утверждают, что чем выше образованность граждан страны, тем успешнее

6. Перед нашей страной стоит задача – обеспечить конкурентоспособность. Данная цепочка состоит из трех звеньев, назовите их

7. Кто является главной движущей силой укрепления конкурентоспособности в нашей стране?

8. Образование в нашей стране для всех граждан должно быть

9. Почему в наше время так необходимо непрерывное образование?

1/ 2/ 3/ 4/ 5/ 6/ 7/ 8/ 9 /______

Тестовое задание

1. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключе­нием одного, характеризуют понятие «образование». Обучение, воспитание, философия, бакалавриат, знание. Укажите лишний термин.

2. Организация учебной деятельности по овладению знаниями, умениями, навыками, компетенциями, приобретению опыта деятельности, развитию способностей: 1)социализация 2) принуждение 3)воспитание 4) образование

3. Из двух суждений выберите одно верное: а) одним из принципов образования в Российской Федерации является его общедоступность; б) одним из законодательно закрепленных в Российской Федерации принципов образования является сочетание светского и религиозного образования в государственных образовательных учреждениях:1)верно только а 2)верно только б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

4. Закон РФ «Об образовании» называет следующие ступени образования

1) дошкольное общее образование 2) дошкольное, общее, профессиональное, дополнительное образование

3) дошкольное, начальное, профессиональное, дополнительное образование 4) дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее

5. Государство гарантирует бесплатность на конкурсной основе

1) начального образования 2) среднего (полного) образования 3) дошкольного образования
4) высшего профессионального образования


1/ 2/ 3/ 4/ 5/


Наука









Изучив материал рубрики «Документ» на с. 76-77 учебника, выполните задание к нему. (Проверка выполнения задания.)

Вопросы к документу:

- Что означает слово «манифест»? (При затруднении обратитесь к словарю.)

- С какой целью учёным предлагается собраться на международную конференцию?

- Кем считают себя учёные, подписавшие данный Манифест?

- В чём учёные видят опасность новой войны с использованием ядерного и водородного оружия?

- Какой вопрос учёные ставят перед человечеством в данном документе?

- В чём учёные видят пользу соглашения о запрещении ядерного оружия?

- В чём учёные, подписавшие Манифест, видят свой общественный долг?


Работая с п. 3 § 9 на стр. 77, нам нужно попробовать доказать, что наука играет все большую роль в обществе, работая в парах вам нужно дать ответ на всего на один вопрос.

Вопросы


Как и чем современная организация научных исследований отличается от организаций научных исследований в XIX—XX вв.? 1 пара

Какие функции выполняла наука первоначально? 2 пара

Какие задачи поставило индустриальное общество перед наукой? 3 пара

Какие изменения произошли в науке в процессе развития производства? 4 пара

Что такое технопарки? Дайте характеристику технопарков. 5 пара

Что собой представляют технопарки России? 6 пара

Какими способами познания вооружила наука современного человека? 7 пара

Возрастает ли роль науки в связи с активной гражданской позицией современных ученых? 8 пара




ПОПС – формула


П-позиция Я считаю, что…

О- обоснование Потому что…

Пример- Я могу это подтвердить это тем, что…

Следствие- В связи с этим…




Ваша оценка « »


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!