«Нейропсихологический подход в коррекционной работе учителя-логопеда»
Зарипова Маргарита Маратовна - учитель – логопед
Цель самообразования: введрение собранных и созданных пособий на логопедических занятиях по теме «нейропсихологический подход в работе учителя- логопеда»
Задачи работы по теме самообразования:
1. Освоить базовые нейропсихологические игровые коррекционные технологии.
2. Внедрить в образовательной процесс нейропсихологический подход
3. Повысить качество проведения коррекционных занятий на основе внедрения нейропсихологического подхода.
4. . Обогатить развивающую предметно-пространственную среду логопедического кабинета играми и пособиями по нейропсихологическим и телесно- ориентированным техникам.
Краткое содержание темы
Одной из актуальных проблем современного образования остается проблема повышения эффективности коррекционно-образовательного процесса при организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Ее решение предполагает совершенствование методов и форм обучения, поиск новых, более эффективных путей формирования универсальных учебных действий, которые учитывали бы реальные возможности обучающихся и условия, в которых протекает их образовательная деятельность.
Специалисты констатируют, что у нынешних детей наблюдается снижение иммунитета, эпи-готовность, гиперактивность, повышенная агрессивность, дефицит внимания, воли, трудности целеполагания и контроля за протеканием собственной деятельности. Возросло количество леворуких детей. Поэтому нужно оценивать здоровье и психический статус детей по-новому. Изменился мир и изменились адаптивные механизмы человека И поэтому, приоритетным направлением нашей работе определили привлечением синхронного выравнивания речевого и психофизического развития детей с нарушениями речи. Одним из таких направлений является нейропсихологическая коррекция трудностей учения. Нейропсихологический подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др.), эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение.
Нейропсихология – это наука о взаимодействии высших психических процессов с работой головного мозга и его отделов (левого и правого полушария).
При первичном логопедическом обследовании, которое проводиться в сентябре, отмечаются не только речевые проблемы, но и особенности их психического развития. У них отмечается недостаточность различных видов восприятия, выражены двигательные нарушения в сочетании с повышенной возбудимостью, двигательным беспокойством, драчливостью, импульсивностью, не способностью к игровой деятельности. Для них характерна моторная неловкость, слабое развитие тонких дифференцированных движений пальцев рук, поэтому они с трудом овладевают навыками самообслуживания. Логическое мышление, внимание и память нарушены,. Внимание характеризуется неустойчивостью, быстрой истощаемостью. Несформированность некоторых знаний и недостаточность самоорганизации речевой деятельности влияет на процесс и результат деятельности.
Учитывая специфику детей я стала использовать нейропсихологический подход, который сегодня приобретает особую значимость и актуальность. Этот подход позволяет построить работу с такими детьми, исходя из их потенциальных возможностей, и наметить индивидуальную программу в развитии речевых и психических процессов.
В течении 2023-2024 учебного . года
1. Повысила свою компетентность в вопросах нейрокоррекционного воздействия.
2. Подобрала системы упражнений с нейрокоррекционным воздействием, применяя их во всех видах и формах коррекционной работы.
3. Создаю необходимую материальную базу, дидактические пособия по данной теме.
5. Осуществляла тесную взаимосвязь с учителем дефектологом учителями начальной школы.
Результативность
Собрана папка дидактических пособий по логопедии для развития 3 блоков головного мозга.
Источники самообразования:
специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная);
интернет-ресурсы и медиа-информация;
семинары – практикумы, конференции;
Содержание работы по теме самообразования на каждом этапе.
Содержание работы | Сроки реализации | Предполагаемый результат, продукт деятельности |
1. Ознакомительный этап работы по теме самообразования |
1. Выбор темы по самообразованию на три года, формулирование цели и основных задач, осмысление последовательности своих действий при работе над темой по самообразованию, прогнозирование результата работы. | сентябрь 2022 | Составление плана работы по теме самообразования «Нейропсихологический подход в коррекционной работе учителя-логопеда» |
2. Подбор и изучение психолого-педагогической, научно-методической литературы по теме «Нейропсихологический подход в коррекционной работе учителя-логопеда» | Сентябрь 2022-май 2023 | Список литературы, создание электронной библиотеки по теме самообразования, по возможности приобретение печатных материалов и книг. |
2. Обзор передового педагогического опыта в области использования методов нейропсихологии, кинезиологии и межполушарного взаимодействия в логопедической работе | Сентябрь 2022-май 2023 | Ознакомление с опытом российских коллег в области использования нейропсихологических знаний в логопедии. |
2. Практический этап работы по теме самообразования |
1. Освоение и внедрение в логопедическую практику базовых нейропсихологических технологий в коррекции детей, разработка дидактических материалов по теме самообразования | В течение года 2023-2025 | Создание, оформление игр, пособий и картотек по развитию речи детей с использованием нейропсихологического и кинезиологического подходов, метода межполушарного взаимодействия. |
4. Организация активной коррекционно-развивающей предметно-пространственной среды кабинета учителя-логопеда с учётом современных требований | Октябрь 2023- апрель 2025 гг. | Оснащение логопедического кабинета (по возможности) кинезиологическим оборудованием: «умные мячики», мешочки с песком, Изготовление и приобретение тактильно – кинестетического оборудования: сенсорный материал, колючие коврики, тренажёры, массажёры. |
5. Нейропсихологическая диагностика | Сентябрь 2023, май 2025 | Анализ показателей уровня развития детей. |
6. Внедрение в коррекционно-образовательный процесс современных нейропсихологических технологии: создание перспективного планирования по внедрению нейропсихологического подхода, кинезиологических методов и межполушарного взаимодействия в коррекционную работу учителя-логопеда на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях | 2023-2024 год | Перспективное планирование, конспекты, с использованием заданий на межполушарное взаимодействие и кинезиологических упражнений. |
7. Выступление с консультациями-презентациями на родительских собраниях по теме самообразования | 2023-2025 год | Консультация-презентация для родителей по теме: «Нейрогимнастика как средство развития межполушарного взаимодействия» Консультация-презентация по теме: «Использование приемов кинезиотерапии в домашних условиях при выполнении методических рекомендаций учителя-логопеда» . |
8. Работа с родителями по теме самообразования (кроме родительских собраний) А) Разработка памяток и буклетов для родителей | В течение трех лет | Буклеты «Гимнастика мозга», «Рисование двумя руками: вред или польза», «Развитие межполушарного взаимодействия», «Кинезиология и биоэнергоплатика в работе учителя-логопеда» и др. Папки-передвижки «Двуручное письмо», «Нейрогимнастика в домашних условиях», «Игры и упражнения на межполушарное взаимодействие», «Нейропсихологический подход в профилактике дислексии и дисграфии» |
3. Отчётный этап работы по теме самообразования |
1. Выступление на методической неделе по теме самообразования «Нейропсихологический подход в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми». | Апрель каждого учебного года | Аналитический материал в виде презентации из опыта работы по теме: «Повышение качества речевого развития детей посредством внедрения нейропсихологических приемов и методов в логопедическую практику» |
2. Оформление результатов работы по теме самообразования «Нейропсихологический подход в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми». | Май-июнь 2025г. | Анализ работы по самообразованию, отчёт о проделанной работе, оформление папки по теме самообразования. |
Источники самообразования:
специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная);
интернет-ресурсы и медиа-информация;
семинары – практикумы, конференции;