СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

НЕОПРЕДЕЛЁННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА. 5 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«НЕОПРЕДЕЛЁННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА. 5 класс»

НЕОПРЕДЕЛЁННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА

НЕОПРЕДЕЛЁННАЯ ФОРМА

ГЛАГОЛА

СИНТАКСИЧЕСКАЯ ПЯТИМИНУТКА где? какой? чего? В вышине необ ..ятной лазури ра..дают.. ся серебряные г..л..са жав..р..нков . Ъ З кого? какие? О О О О Характеристика предложения: Повествовательное Невосклицательное Простое Двусоставное Распрастранённое Неосложнённое

СИНТАКСИЧЕСКАЯ ПЯТИМИНУТКА

где?

какой?

чего?

В вышине необ ..ятной лазури ра..дают.. ся серебряные г..л..са жав..р..нков .

Ъ

З

кого?

какие?

О

О

О

О

Характеристика предложения:

  • Повествовательное
  • Невосклицательное
  • Простое
  • Двусоставное
  • Распрастранённое
  • Неосложнённое
ПОВТОРИМ! 1) Что обозначает глагол? действие 2) На какие вопросы отвечает глагол? Что делать? Что сделать? 3 ) Как изменяется глагол в настоящем и будущем времени? по лицам и числам 4 ) Каким членом предложения обычно является глагол? сказуемым раздельно, кроме тех слов, которые без «не» не употребляются 5 ) Как пишется глагол с частицей НЕ? 6 ) Назовите глаголы, которые без НЕ не употребляются? ненавидеть, невзлюбить, негодовать, недоумевать

ПОВТОРИМ!

1) Что обозначает глагол?

действие

2) На какие вопросы отвечает глагол?

Что делать? Что сделать?

3 ) Как изменяется глагол в настоящем и будущем времени?

по лицам и числам

4 ) Каким членом предложения обычно является глагол?

сказуемым

раздельно, кроме тех слов, которые без «не» не употребляются

5 ) Как пишется глагол с частицей НЕ?

6 ) Назовите глаголы, которые без НЕ не употребляются?

ненавидеть, невзлюбить, негодовать, недоумевать

Найдите морфологический признак, который не относится к глаголу 1. Спряжение 2. Склонение 3. Время 4. Число 5. Падеж 6. Обозначает признак 7. Обозначает действие 8. Самостоятельная часть речи 9. Вид 10. Отвечает на вопросы: что делать? Что сделать? 11. Лицо 12. Сказуемое 13. Род Склонение Падеж Обозначает признак

Найдите морфологический признак,

который не относится к глаголу

1. Спряжение

2. Склонение

3. Время

4. Число

5. Падеж

6. Обозначает признак

7. Обозначает действие

8. Самостоятельная часть речи

9. Вид

10. Отвечает на вопросы: что делать? Что сделать?

11. Лицо

12. Сказуемое

13. Род

Склонение

Падеж

Обозначает признак

ЗАПОМНИ ИНФИНИТИВ НАЧАЛЬНАЯ ФОРМА НЕОПРЕДЕЛЁННАЯ ФОРМА

ЗАПОМНИ

ИНФИНИТИВ

НАЧАЛЬНАЯ

ФОРМА

НЕОПРЕДЕЛЁННАЯ

ФОРМА

ВЫПИШИТЕ ГЛАГОЛЫ В НЕОПРЕДЕЛЁННОЙ ФОРМЕ Ходить, ходит, кость, косит, косить, кровать, нести, носят, носить, скатерть, стричь, плести, кости, ногти, везти, грусть, лошадь, медь, стеречь. Ходить, косить, нести, носить, стричь, плести, везти, стеречь.

ВЫПИШИТЕ ГЛАГОЛЫ В НЕОПРЕДЕЛЁННОЙ ФОРМЕ

Ходить, ходит, кость, косит, косить, кровать, нести, носят, носить, скатерть, стричь, плести, кости, ногти, везти, грусть, лошадь, медь, стеречь.

Ходить, косить, нести, носить, стричь, плести, везти, стеречь.

Можно ли определить у этих глаголов время, число, лицо? Ходить, косить, нести, носить, стричь, плести, везти, стеречь. ИНФИНИТИВ - (неопределенная форма глагола) не изменяется по временам, лицам, числам.

Можно ли определить у этих глаголов время, число, лицо?

Ходить, косить, нести, носить, стричь, плести, везти, стеречь.

ИНФИНИТИВ - (неопределенная форма глагола) не изменяется по временам, лицам, числам.

На что оканчиваются глаголы в неопределённой форме? -ТЬ, -ТИ, -ЧЬ ть Ходить, косить, нести, носить, стричь, плести, везти, стеречь. ть ти Начальная форма глагола образуется с помощью суффиксов  ть чь ти ти Ходить -ТЬ чь Нести -ТИ Стричь -ЧЬ ЧЬ входит в состав корня 8

На что оканчиваются глаголы в неопределённой форме?

-ТЬ, -ТИ, -ЧЬ

ть

Ходить, косить, нести, носить, стричь, плести, везти, стеречь.

ть

ти

Начальная форма глагола образуется с помощью суффиксов 

ть

чь

ти

ти

Ходить

-ТЬ

чь

Нести

-ТИ

Стричь

-ЧЬ

ЧЬ входит в состав корня

8

ВЫПИШИТЕ ГЛАГОЛЫ, ДАННЫЕ В СКОБКАХ, И ЗАМЕНИТЕ ГЛАГОЛАМИ НЕОПРЕДЕЛЕННОЙ ФОРМЫ.  ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ Лежу – лежать Когда просыпаешься, нельзя (лежу) в постели. Надо сразу (встаю) и (сделаю) зарядку. Упражнения нужно (выполняю) медленно. Между упражнениями необходимо (делаю) небольшие паузы для отдыха. Нельзя (задерживаю) дыхание, надо (дышу) ровно, спокойно. Зарядку нужно (делаю) при открытой форточке. Встаю – встать Сделаю – сделать Выполняю – выполнять Делаю- делать Задерживаю – задерживать Дышу – дышать Делаю – делать

ВЫПИШИТЕ ГЛАГОЛЫ, ДАННЫЕ В СКОБКАХ,

И ЗАМЕНИТЕ ГЛАГОЛАМИ НЕОПРЕДЕЛЕННОЙ ФОРМЫ. 

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ

Лежу – лежать

Когда просыпаешься, нельзя (лежу) в постели. Надо сразу (встаю) и (сделаю) зарядку. Упражнения нужно (выполняю) медленно. Между упражнениями необходимо (делаю) небольшие паузы для отдыха. Нельзя (задерживаю) дыхание, надо (дышу) ровно, спокойно. Зарядку нужно (делаю) при открытой форточке.

Встаю – встать

Сделаю – сделать

Выполняю – выполнять

Делаю- делать

Задерживаю – задерживать

Дышу – дышать

Делаю – делать

ЗАПОЛНИТЬ ТАБЛИЦУ Имена существительные Имена существительные Глаголы 3-го лица, наст вр. Глаголы 3-го лица, наст вр.     кость, кровать, скатерть, ногти, грусть, лошадь   Инфинитив     Инфинитив ходит, косит, носят,   ходить, косить, носить, плести, везти, стричь, стеречь.    Ходить, ходит, кость, косит, косить, кровать, носят, носить, скатерть, плести, ногти, везти, грусть, стричь, лошадь, стеречь.

ЗАПОЛНИТЬ ТАБЛИЦУ

Имена существительные

Имена существительные

Глаголы 3-го лица, наст вр.

Глаголы 3-го лица, наст вр.

 

  кость, кровать, скатерть, ногти, грусть, лошадь

 

Инфинитив

 

 

Инфинитив

ходит, косит, носят,

  ходить, косить, носить, плести, везти, стричь, стеречь.

 

Ходить, ходит, кость, косит, косить, кровать, носят, носить, скатерть, плести, ногти, везти, грусть, стричь, лошадь, стеречь.

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ подлежащее Играть в хоккей — это его мечта.   составное глагольное сказуемое. Я начал тренироваться по утрам.   какую? несогласованное определение Она осуществила свою мечту снимать кино.  что? дополнение Врач посоветовал мне больше отдыхать.  с какой целью? обстоятельство Мы приехали наблюдать за птицами. ИНФИНИТИВ МОЖЕТ БЫТЬ ЛЮБЫМ ЧЛЕНОМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ

подлежащее

Играть в хоккей — это его мечта.  

составное

глагольное сказуемое.

Я начал тренироваться по утрам.  

какую?

несогласованное

определение

Она осуществила свою мечту снимать кино. 

что?

дополнение

Врач посоветовал мне больше отдыхать. 

с какой целью?

обстоятельство

Мы приехали наблюдать за птицами.

ИНФИНИТИВ МОЖЕТ БЫТЬ ЛЮБЫМ ЧЛЕНОМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

ОТРЕДАКТИРОВАТЬ ТЕКСТ, РАСКРЫВ СКОБКИ И ПОСТАВИВ ГЛАГОЛЫ В НУЖНУЮ ФОРМУ. Жить – Родине служить. Нам песня строить и жить помогает . Учить – ум точить. Братья дружною толпою выезжают погулять , серых уток пострелять . На припёке хорошо греть и нежить спинку. (Живём) – Родине (служим) Нам песня (строил) и (жил) помогает. (Ученье) – ум (точенье) Братья дружною толпою выезжают (погуляли), серых уток ( постреляли). На припёке хорошо (греться) и (нежиться) спинку.

ОТРЕДАКТИРОВАТЬ ТЕКСТ, РАСКРЫВ СКОБКИ И ПОСТАВИВ ГЛАГОЛЫ В НУЖНУЮ ФОРМУ.

  • Жить – Родине служить.
  • Нам песня строить и жить помогает .
  • Учить – ум точить.
  • Братья дружною толпою выезжают погулять , серых уток пострелять .
  • На припёке хорошо греть и нежить спинку.
  • (Живём) – Родине (служим)
  • Нам песня (строил) и (жил) помогает.
  • (Ученье) – ум (точенье)
  • Братья дружною толпою выезжают (погуляли), серых уток ( постреляли).
  • На припёке хорошо (греться) и (нежиться) спинку.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ

ЗАКРЕПЛЕНИЕ

ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ

1. Укажите глагол в неопределённой форме.  прыгай  уедут  убежали  махнуть махнуть

1. Укажите глагол в неопределённой форме.

  • прыгай
  • уедут
  • убежали
  • махнуть

махнуть

2. Укажите верные варианты ответов. Неопределённая форма глагола указывает только на время. Неопределённая форма глагола не указывает на время, лицо, число, род. Начальная форма глагола и неопределённая форма глагола – это одно и то же. У глагола нет начальной формы. b) Неопределённая форма глагола не указывает на время, лицо, число, род. c) Начальная форма глагола и неопределённая форма глагола – это одно и то же.

2. Укажите верные варианты ответов.

  • Неопределённая форма глагола указывает только на время.
  • Неопределённая форма глагола не указывает на время, лицо, число, род.
  • Начальная форма глагола и неопределённая форма глагола – это одно и то же.
  • У глагола нет начальной формы.

b) Неопределённая форма глагола не указывает на время, лицо, число, род.

c) Начальная форма глагола и неопределённая форма глагола – это одно и то же.

3. Определите начальную форму глаголов. Вставьте слово по образцу. Образец:  прыгаю, прыгал, прыгаем – прыгать. Играть Играют, играешь, играл –   Сидят, сидим, сидел –   Скажу, скажешь, сказал –   Начинаем, начинают, начинал –   Несу, несёшь, несла –   Сидеть Сказать Начинать Нести

3. Определите начальную форму глаголов. Вставьте слово по образцу.

Образец:  прыгаю, прыгал, прыгаем – прыгать.

Играть

Играют, играешь, играл –  

Сидят, сидим, сидел –  

Скажу, скажешь, сказал –  

Начинаем, начинают, начинал –  

Несу, несёшь, несла –  

Сидеть

Сказать

Начинать

Нести

4. Найдите верные варианты ответов. Глаголы в неопределённой форме отвечают только на вопрос «что делать?» Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы «что делать?», «что сделать?» Глагол в неопределённой форме можно узнать по приставке Глагол в неопределённой форме можно узнать по окончанию b) Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы «что делать?», «что сделать?» d) Глагол в неопределённой форме можно узнать по окончанию

4. Найдите верные варианты ответов.

  • Глаголы в неопределённой форме отвечают только на вопрос «что делать?»
  • Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы «что делать?», «что сделать?»
  • Глагол в неопределённой форме можно узнать по приставке
  • Глагол в неопределённой форме можно узнать по окончанию

b) Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы «что делать?», «что сделать?»

d) Глагол в неопределённой форме можно узнать по окончанию

5. Подчеркните среди предложенных вариантов глагол в форме 2 лица единственного числа настоящего времени. красить красишь красил красишь 6. Выберите ряд, в котором во всех словах пропущен Ь. Доч…; луч…; глуш… Меч…; плач…: ноч… Убежиш…; стереч…; малыш… Мелоч…; береч…; слышиш… Мелоч…; береч…; слышиш…

5. Подчеркните среди предложенных вариантов глагол в форме 2 лица единственного числа настоящего времени.

  • красить
  • красишь
  • красил

красишь

6. Выберите ряд,

в котором во всех словах пропущен Ь.

  • Доч…; луч…; глуш…
  • Меч…; плач…: ноч…
  • Убежиш…; стереч…; малыш…
  • Мелоч…; береч…; слышиш…

Мелоч…; береч…; слышиш…

7. Выберите из предложенных вариантов, что обозначает инфинитив глагола в русском языке. Неопределённая (начальная) форма глагола Неопределённая (начальная) форма глагола Неизменяемая форма глагола, совмещающая в себе качества наречий и глаголов Спрягаемая форма глагола, изменяемая по лицам, наклонениям, родам и числам 8. В каком ряду все слова являются глаголами? выписал, замерз, куплю, забыт построен, нарисовала, берег, сшит одет, смел, съел, сходите выдержишь, дам, отбил, сотри d) выдержишь, дам, отбил, сотри

7. Выберите из предложенных вариантов, что обозначает инфинитив глагола в русском языке.

  • Неопределённая (начальная) форма глагола
  • Неопределённая (начальная) форма глагола
  • Неизменяемая форма глагола, совмещающая в себе качества наречий и глаголов
  • Спрягаемая форма глагола, изменяемая по лицам, наклонениям, родам и числам

8. В каком ряду все слова являются глаголами?

  • выписал, замерз, куплю, забыт
  • построен, нарисовала, берег, сшит
  • одет, смел, съел, сходите
  • выдержишь, дам, отбил, сотри

d) выдержишь, дам, отбил, сотри

ЗАМЕНИТЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ ГЛАГОЛАМИ НЕОПРЕДЕЛЁННОЙ ФОРМЫ. запомнить Зарубить на носу - … Клевать носом - … Пропустить мимо ушей - … Вставлять палки в колеса -… Делать из мухи слона - … Обвести вокруг пальца - … Держать язык за зубами - … дремать прослушать мешать преувеличивать обмануть молчать

ЗАМЕНИТЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ ГЛАГОЛАМИ НЕОПРЕДЕЛЁННОЙ ФОРМЫ.

запомнить

  • Зарубить на носу - …
  • Клевать носом - …
  • Пропустить мимо ушей - …
  • Вставлять палки в колеса -…
  • Делать из мухи слона - …
  • Обвести вокруг пальца - …
  • Держать язык за зубами - …

дремать

прослушать

мешать

преувеличивать

обмануть

молчать


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!