СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Нетрадиционные методы, обеспечивающие создание на уроке ситуации успеха и условий для самореализации»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому

воспитаннику ситуацию успеха. Здесь важно разделить понятия “успех” и

“ситуация успеха”.

Просмотр содержимого документа
««Нетрадиционные методы, обеспечивающие создание на уроке ситуации успеха и условий для самореализации»»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Краснодолинская средняя общеобразовательная школа»

Касторенского района Курской области

306731 Курская область, Касторенский район, с.КраснаяДолина,ул. Советская, 24

Тел.: (47157) 3-32-35

ОГРН 1024600580608,ИНН/КПП 4608003764/460801001

http://reddolinaschool.3dn.ru, e-mail: reddolinascool@yandex.








«Нетрадиционные методы, обеспечивающие

создание на уроке ситуации успеха и условий для самореализации»













Подготовила: Сорокина Кристина Сергеевна,

учитель изобразительного искусства

















с.Красная Долина,2023





Для того, чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно.

Л.Н.Толстой




Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому

воспитаннику ситуацию успеха. Здесь важно разделить понятия “успех” и

ситуация успеха”. Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают

успех, а сам успех – результат подобной ситуации. Ситуация это то, что способен организовать учитель: переживание же радости, успеха нечто болеесубъективное,

скрытое в значительной мере взгляду со стороны. Задача учителяв том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможностьпережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.


Переживание учеником ситуации успеха:

 повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы,

позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной

деятельности;

 стимулирует к высокой результативности труда;

 корректирует личностные особенности такие, как тревожность,

неуверенность, самооценку;

 развивает инициативность, креативность, активность;

 поддерживает в классе благоприятный психологический климат


Типы ситуаций успеха


Неожиданная радость - чувство удовлетворения от того, что результатыдеятельности ученика превзошли его ожидания. С педагогической точки зрения, неожиданная радость – это результат продуманной, подготовленной деятельности учителя.


Общая радость – это, прежде всего, эмоциональный отклик окружающихна успех члена своего коллектива. Ученик достиг нужной для себя реакцииколлектива. Общей радостью считают только те реакции коллектива, которыедают возможность ребенку почувствовать себя удовлетворенным, стимулируютего усилия.


Радость познания. Учебный труд может доставлять радость не столько отпознания нового, сколько от других факторов. Познание опирается на самообразование, на самопознание.Радость познания не может вырасти на пустом месте, не может родиться безсерьезных причин. Ее главное условие – общение.Выращивание познавательного интереса и есть предмет заботы учителя ,формирующего радость познания.

Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебнымзанятиям.


Технологически эта помощь обеспечивается рядом операций, которые

осуществляются в психологической атмосфере радости и одобрения.

Подбадривающие слова и мягкие интонации,мелодичность речи и корректность обращений, так же как открытая поза идоброжелательнаямимика,создаютвсочетании

благоприятныйпсихологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной переднимзадачей.

Технологически создание любого типа ситуации успеха состоит из

последовательности следующих операций


ОПЕРАЦИЯ


НАЗНАЧЕНИЕ


РЕЧЕВАЯ ПАРАДИГМА


1 Снятие страха


Помогает преодолеть

неуверенность в собственныхсилах, робость, боязнь самогодела и оценки окружающих.


«Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться».

«Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения».

«Контрольная работа

довольно легкая, материал мы с вами

проходили».


2

Авансирование

успешного

результата


Помогает учителю выразить

свою твердую убежденность втом, что его ученик

обязательно справиться с

поставленной задачей. Это, всвою очередь, внушает

ребенку уверенность в свои

силы и возможности.


«У вас обязательно получиться..»

«Я даже не сомневаюсь в успешномрезультате».


3

Скрытое

инструктирование

ребенка в способах

иформах совершения

деятельности


Помогает ребенку избежать

поражения.

Достигается путем намека,

пожелания.


«Возможно, лучше всего начать с…»

«Выполняя работу, не забудьте о…»


4 Внесение мотива


Показывает ребенку ради чего,ради кого совершается эта деятельность и кому будет хорошо после выполнения.


«Без твоей помощи твоим

товарищам не справиться…»


5.Персональная

исключительность.


Обозначает важность усилийребенка в предстоящей или

совершаемой деятельности.


«Только ты и мог бы….»

«Только тебе я и могу доверить…»

«Ни к кому, кроме тебя, я не могуобратиться с этой просьбой…»


6

Мобилизация

Активности или

педагогическое

внушение.


Побуждает к выполнению

конкретных действий.


«Нам уже не терпится начать работу…»

«Так хочется поскорее увидеть…»


7 Высокая оценка детали.


Помогает эмоционально

пережить успех не результата

в целом, а какой-то его

отдельной детали.


«Тебе особенно удалось

То объяснение».

«Больше всего мне в твоей работе понравилось…»

«Наивысшей похвалы заслуживает эта

часть твоей работы».




Ни один ребенок не приходит в школу

двоечником. Он приходит преисполненный желания познавать новое, быть успешным в этом новом для него мире под названием «школа».Только успех поддерживает интерес

ученика к учению. А интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями. Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание, интерес учиться. Первой заповедью воспитания К.Д.Ушинский считал необходимость дать детям радость труда,успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости и собственного достоинства за свои достижения. В.А.Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка кпознанию окружающего мира, а учебное заведение – стать школой радости –радости познания, радости творчества, радости общения. Это определяетглавный смысл деятельности учителя: создать каждому ученику ситуациюуспеха. Если ребенку удастся добиться успеха в школе, то у него есть всешансы на успех и в дальнейшей взрослой жизни.


Приемы создания ситуации успеха.


1 "Эмоциональное поглаживание".

Учитель с легкостью раздает комплименты. На уроке много раз говорит

"молодец", "умница ", "Ребятки, я горжусь вами!". Мы с вами знаем, каков

преобладающий тон школьных отношений. Ребенок часто слышит из уст

учителя «тупица», «разгильдяй» и тому подобные определения. Они ложатся на

сознание и душу ребенка чугунной гирей, унижая его человеческое

достоинство. Внушить ребенку веру в себя, прикоснуться рукой к его плечу,

отдать ему свое сердце, открытое для добра и сочувствия, — в этом залог

успешного воспитания.


2 «Холодный душ»

На уроке у способных учеников можно наблюдать, что периоды подъема,

взлета могут сменяться расслаблением; добросовестное отношение к своим

обязанностям иногда «пробуксовывает». Такие ученики очень эмоциональны,

активно реагируют на успехи и неудачи. Оценки переживают бурно. Как

правило, семьи у них хорошие, заботливые. Отношение коллектива

благожелательное. Они пользуются симпатиями одноклассников, учителей.

Ахиллесова пята этих школьников – быстрое привыкание к успеху, девальвация

радости, превращение уверенности в самоуверенность. Для таких учеников

педагогический прием «Холодный душ» может быть полезен.


3 «Умышленная ошибка»

Мы ведь привыкли, что только учитель может указывать учащимся на ошибки.

Когда же такая возможность предоставляется ученику, надо видеть, какой

гордостью светится его лицо: обнаружил ошибку у самого учителя!

Прием «умышленная ошибка» можно применять с учетом возраста только на

известном учащимся материале, который используется в доказательстве в

качестве опорного знания.

4 «Эврика»

Суть этого педагогического приема состоит в том, чтобы создать условия, при

которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел бы к

выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен

получить интересный результат, открывший перспективу познания. Заслуга

учителя будет состоять в том, чтобы не только заметить это личное открытие,

но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые, более

серьезные задачи, вдохновить на их решение.

5 . «Эскалатор»

Учитель ведет воспитанника поступательно вверх, поднимаясь с ним по

ступеням знаний, психологического самоопределения, обретения веры в себя и

окружающих.

6 «Шанс»

Подготовленные педагогические ситуации, при которых ребенок получает

возможность неожиданно раскрыть для самого себя собственные возможности.

Подобные ситуации учитель может и не готовить специально, но он этот

момент не упустит, сумеет его материализовать.



7 «Сопереживание»

Этот прием взывания к чувствам ученика можно применять в том случае, когда

есть надежда, что искренне обращение учителя к лучшим чувствам детей

получит понимание.


8 «Взлет»

Главная роль отведена учителю. Интеллектуальный потенциал скрывается в

каждом ученике, если найти способ воспламенить этот заряд, высвободить его

энергию, превратить в цепную реакцию, где пропитанное горячим чувством

слово учителя рождает усилие, усилия рождают мысль, а мысль расщепляется

на знание и ответное чувство признательности. В конечном итоге формируется

вера в себя.

9 «Следуй за нами»

Смысл в том, чтобы разбудить дремлющую мысль ученика, дать ему

возможность обрести радость признания в себе интеллектуальных сил. Реакция

окружающих будет служить для него одновременно и сигналом пробуждения, и

стимулом познания, и результатом усилий


10 «Обмен ролями»

Обмен ролями дает возможность высветить скрытый до сих пор потенциал

интеллектуальных эмоционально-волевых возможностей учащихся. Они как бы

создают важный прецедент на будущее, разбиваясь на отдельные

самостоятельные акты «обмена ролями», превращаясь из формы деловой игры

в специфический прием создания ситуации успеха. Девиз этого приема: «Чем

ярче личность, тем ярче коллектив».


11 «Заражение»

В случае, если успех отдельного школьника станет стимулом для успеха

других, перерастет в успех многих, а осознание этого успеха вызовет радость

всех.

Механизм «заражения» построен на передаче настроения от одной

микрогруппы к другой. Общая радость не представляет собой однородного

целого, она всегда отражает сумму успехов нескольких микрогрупп

школьников. Ее осознание, переживание определяется ролью этих микрогрупп.

Главное в том, чтобы в достижениях школьника окружающие видели

результаты своего труда, а сам ребенок понимал, что его радость – это радость

поддержки, радость состояния «своего среди своих».

12 «Горизонт»

Однажды открыв для себя увлекательность поиска, погружения в мир

неведомого, школьник может уже постоянно стремиться к поиску, не считаясь

с трудностями, неудачами. У него будет формироваться уважительное

отношение к возможностям человеческого разума.


13 «Отсроченная отметка»

Отметка выставляется лишь

тогда, когда ребенок заслуживает либо

положительную, либо повышенную отметку. Не следует при этом путать с

оценкой! Отметка — зафиксированная оценка. Оценка может быть разной, она

нужна всегда и обязательно. А отметка лишь тогда, когда она говорит о д в и ж

е н и и вперед, о достижении ребенка. Не следует торопиться с плохими

отметками, ребенку нужно дать шанс!



Использование ситуации успеха должно помочь учащимся осознать себяполноценной личностью. Переживание успеха внушает человеку уверенность всобственных силах; появляется желание вновь достигнуть хорошихрезультатов, чтобы еще раз пережить радость от успеха; положительныеэмоции, рождающиеся в результате успешной деятельности, создаютощущение внутреннего благополучия, что, в свою очередь, благотворно влияетна общее отношение человека к окружающему миру.

Деятельность учителя – преподавание, строится на основе системы методов.

Охарактеризуем методы, оперируя которыми педагог сможет создать условия

для переживания учащимися ситуации успеха.

С чего начинается создание ситуации успеха на уроке?

Успех начинается с признания детьми права учителя учить. Возможно, снеобычного начала урока. С создания психологического климата, обстановкижизнерадостности, разумного сочетания репродуктивных и творческих методов. С предвкушения необычности, способности учителя удивлять.









Методы и приемы, моделирующие ситуацию успеха. 

Этап урока

Методы и приемы, моделирующие ситуацию успеха

Обоснование выбранных приёмов

Организационный

Устранение пробелов знаний, полученных на предыдущих уроках: анализ ошибок, допущенных в работах разного вида (контрольных, самостоятельных, домашних)

Мысль, что мы все пробуем, ищем, ошибаемся, добавляет уверенности, «убирает» страх перед ошибкой, перед трудным заданием

Проверка домашнего задания

Закрепление пройденного и устранение ошибок в задании, выполненном самостоятельно.

Предоставляется возможность исправить допущенные ошибки и получить более высокую оценку за выполненную дома работу; анализ ошибок даёт возможность избежать их в дальнейшем

Постановка целей и задач урока

Авансирование успешного результата: «Тема трудная (лёгкая, есть сложности и т.д.), но я не сомневаюсь: у вас всё получится, вы обязательно справитесь». Внесение мотива: без этого невозможно дальнейшее изучение темы, вы должны друг другу помочь, быть внимательны

Помогает учителю выразить свою твёрдую убеждённость в том, что дети обязательно справятся с проставленной задачей, внушает ребёнку уверенность в свои силы и возможности. Показывается, ради чего совершается эта деятельность, кому будет от этого хорошо

Объяснение нового материала

Мобилизация активности: побуждает к выполнению различных действий, использование на уроках метода интерпретации. Лавирование между известным и неизвестным, предоставление возможности рассмотреть со всех сторон любые ситуации, явления, процессы, события. Скрытое инструктирование ученика в способах и формах совершения деятельности («Обратите внимание на…», «С чего лучше начать…», «Догадайтесь, почему…»). Персональная исключительность: «Это можешь сделать только ты», «У тебя получится лучше (не хуже), чем у других», «Помоги мне…», использование метода проекта. Метод «педагогического рисунка»: выполняя работу, учитель действует одновременно с детьми, допуская при этом какие­-то неточности, промахи.

Дети при изучении новой темы могут предлагать свои решения проблемы, высказывать свои версии, что тоже помогает снять страх перед неправильным ответом. Помогает ребёнку избежать поражения, всё достигается путём намёка, пожелания. Используется жизненный опыт ученика. Обозначает важность усилий ребёнка в предстоящей или совершаемой деятельности. Снимает страх перед сложностью работы.

Закрепление изученного

Использование ситуации «от простого к сложному». Высокая оценка детали: «Особенно мне понравилось…», «Вот здесь ты был молодец…»

Успешное выполнение простого задания даёт уверенность в том, что возможно успешное выполнение более сложного. Помогает пережить эмоционально успех не результата в целом, а какой-­то его отдельной детали, что тоже помогает ученику почувствовать себя успешным.




Алгоритм создания ситуации успеха на уроке.

Первое обязательное условие – атмосфера доброжелательности в классе.

Второе условие – снятие страха – авансирование детей перед тем, как они приступят к реализации поставленной задачи.

Ключевой момент – высокая мотивация: во имя чего? Ради чего? Зачем?

Реальная помощь в продвижении к успеху.

Краткое экспрессивное воздействие на учеников – педагогическое внушение (Успехов! За дело! И т.д.)

Педагогическая поддержка в процессе выполнения работы



Правила, обеспечивающие ситуацию успеха.

  • Не наказывать отрицательной отметкой, грубой критикой в адрес ученика.

  • Подбадривать за малейший успех, одобрять за малейшую победу в соревновании с самим собой или другими учащимися, за помощь другим, чтобы радость победы была нравственной.

  • Своевременно отметить успехи и достижения учеников во всех видах деятельности . Особенно важно делать это публично, чтобы все знали о поощрении именно данного ученика.

  • Использовать на определенном этапе обучения более дифференцированную систему оценок: поощрительная оценка за старание, за усилия, прилежание, за неожиданный, хотя и слабый ответ слабоуспевающего ученика, и оценки за качество результата.

  • Применять на уроках задания, предполагающие соревновательность, развивающие сообразительность и догадку, содержащих творческие элементы. Ведь ученик, даже не обладающий выраженными способностями, возможно, хорошо рисует, быстро считает и т д.

Известно, что успех - это горючее развития, своего рода пусковой механизм самосовершенствования, саморазвития школьника.

Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учебе – завтрашний успех в жизни!






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!