Сказка на новый лад «Как Иван-царевич судьбу свою нашел»
Урок по биологии в 7 классе по теме «Многообразие Земноводных»
Учитель биологии МОБУ СОШ села Красный Яр
Шириева Татьяна Фёдоровна
По теме «Многообразие и значение земноводных»
Тип урока: комбинированный с элементами сказки.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, выставка дополнительной литературы.
Цели урока: систематизировать знания и расширить представления о разнообразии земноводных животных, помочь сформировать у учащихся экологически грамотное, бережное отношение к природе.
Задачи:
Образовательная – продолжить формирование у ребят знаний о биоразнообразии животного мира на примере земноводных
Развивающая – развитие у учащихся познавательного интереса, любознательности и умения работать с дополнительной литературой и компьютерными технологиями
Воспитательная – воспитывать чувство ответственности человека за окружающий мир и нормы экологически грамотного поведения в природе.
Ход урока.
Учитель: Ребята, у нас сегодня необычный урок – мы совершим путешествие по сказке.
Звучит музыка: заставка передачи «В гостях у сказки».Слайд 1.
Сказительница. В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Царь-батюшка, был у него всего один сын Иван-царевич. Слайд 2. Вот как-то раз вызвал он его к себе и говорит: «Все, царевич, терпение мое отцовское кончилось! Гувернантки и воспитатели и за три оклада больше обслуживать тебя не берутся! Иди-ка ты, дитятко мое, Иван-царевич, да поищи себе жену: вот пусть она с тобой и мается, коль захочет! Таков мой царский сказ! А твое дело – исполнять его». Вышел Иван от Царя, пригорюнился, не хотелось ему ездить по разным царствам-государствам да невесту себе искать, этак целый год проищешь! Взял он лук со стрелами, вышел за ограду и пустил стрелу в белый свет. «Где упадет моя стрела, – думает, – там и судьба, значит». А стрела возьми и полети через луг, через поле – и скрылась за лесом. Пошел Иван искать свою судьбу.
Долго ли, коротко ли шел он, вдруг видит избушку, а в окошке самую настоящую Бабу Ягу! Слайд 3.Нос крючком, изо рта клыки виднеются. Длинным сухим пальцем манит царевича в избу войти. Испугался Иван, но виду не подал.
Баба Яга. Знаю-знаю, Иван-царевич, куда ты путь держишь. Вот ответь мне на вопросы, угадай головоломку, тогда помогу тебе. (Проверка знаний).
Вопрос 1: Где и как зимуют лягушки? Что-то я зимой их не встречала.
Вопрос 2: Собери головоломку, а то я совсем запуталась.(Правильно расположить стадии развития лягушки.) Приложение.
Сказительница: Давайте ребята поможем нашему герою справиться с заданиями Бабы-Яги. (отвечают дети).
Баба-Яга: Ну, проходи царевич, Будь гостем, отведай супчик, не бойся: он поможет тебе стрелу отыскать и судьбу встретить.
Сказительница. Хлебнул Иван-царевич ложку-другую, а остальное незаметно выплеснул.
Баба Яга. Ну, ложись, отдохни, царевич. Да вон телевизор включи.
Иван-царевич включает телевизор, ложится на лавку. Звучит музыкальная заставка телепередачи «В мире животных».Слайд 4.
Ведущий: Тема сегодняшней передачи «Многообразие и значение земноводных».Слайд 5.
Учитель: Ребята, давайте запишем тему урока.
Ведущий: Класс земноводных насчитывает около 2400 современных видов, объединенных в три отряда: Хвостатые, Бесхвостые и Безногие. Слайд 6.
1. Безногие земноводные или червяги – это самые примитивные земноводные животные. Слайд 7. Этот отряд объединяем около 200 видов. Обитают они в тропических лесах Америки, Африки и Азии. Внешне они похожи на кольчатых червей. Живут червяги под землей или в лесной подстилке, в связи с этим они ничего не видят и не слышат, но у них хорошо развито обоняние и осязание. Размножаются червяги, откладывая яйца во влажную землю или живорождением. Для многих видов этих земноводных характерна забота о потомстве»
2.Cлайд 8. Отряд хвостатые земноводные объединяет 9 семейств, самые известные из них - это саламандровые, амбистомовые и тритоновые. Большинство хвостатых земноводных живут в воде или около воды: в болотах, озера. Все они ведут ночной образ жизни. Самые известные хвостатые земноводные – саламандры. Слайд 9. Живут они в сырых, тенистых местах. Многие саламандры окрашены ярко. Это предупреждающая окраска говорит о том, что они опасны, т.к. кожные железы могут вырабатывать ядовитое вещество. С помощью яда саламандры защищаются от врагов.
Самым крупным представителем земноводных является исполинская саламандра, длина тела которой достигает 180 см, а вес – 70 кг. Слайд 10. Раньше в Японии и Китае мясо гигантской саламандры использовали в пищу, применяли как противоинфекционное средство при лечении чахотки и заболеваний органов пищеварения. В настоящее время исполинская саламандра находится под охраной, этот вид включен в Красную книгу Международного союза охраны природы.
В австралийских и европейских пещерах обитают одни из самых легендарных животных – протеи. Слайд 11. Бледно окрашенное тело протея напоминает тело угря, длинное, с хвостом в виде плавника, с маленькими лапками, которые даже не сразу заметны. Голова имеет длинную и плоскую форму, как у щуки, зрение отсутствует. По бокам головы расположены ветвистые ярко-красные жабры. Европейский протей обитает исключительно в подземных озерах и речках в гористой области Восточных Альп. Американский протей живет в наземных водоемах с чистой водой.
Самый большой научный интерес из хвостатых амфибий представляет аксолотль. Слайд12. Обитают эти животные в реках Мексики. В научном мире их долго относили к личинкам тритонов. Но сомнение вызывало то, что они не претерпевают метаморфоза и постоянно живут в воде, имея неизменно ветвистые жабры. Только в 1865 году Парижским обществом акклиматизации было установлено, что аксолотли это личинки животных, очень похожих на саламандр – амбистом, которые водятся в тех же районах Мексики, что и аксолотль. Аксолотль, действительно, личинка амбистомы, но очень своеобразная. У этих личинок может тормозиться завершение метаморфоза и развиваться способность размножения на личиночной стадии. Такая особенность размножения получила название – неотения. Эти особенности размножения амбистомы приобрели в процессе эволюции как приспособление к изменениям климатических условий: метаморфоз завершается в водоемах увлажненных районов, а в сухих местах личинки сами берут на себя функцию размножения»
В Евразии самыми распространенными хвостатыми земноводными являются тритоны. Слайд 13. Обыкновенный тритон – типичный представитель всех тритонов. Длина его 13 -14 см. распространен он от Англии до Алтая, от Тюменской области до юга Саратовской области. По земле тритоны движутся медленно, неуклюже, но в воде плавают хорошо, причем органом движения является хвост. Большую часть года эти животные проводят во влажных, затененных участках леса. В водоемах скапливаются весной в период размножения. Самцы весной преображаются, надевая брачный наряд – большой гребень на спине - и приобретая яркую окраску. Эти животные могут переносить очень низкие морозы и после оттаивания благополучно оживают. У них развита регенерация. Целая конечность, будучи отрезанной у тритона, снова вырастает до прежней величины.
3. Отряд Бесхвостые амфибии объединяет самых разнообразных животных, различающихся по местообитаниям, размерам, окраске. Слайд 14. Лягушки и жабы приносят большую пользу, уничтожая огромное количество насекомых и наземных моллюсков, защищая сады и огороды от вредителей. В Англии, например, даже скупают жаб сотнями для того, чтобы пустить их к себе в сад. В наших широтах обитают озерные и травяные лягушки, зеленые и серые жабы, чесночницы, краснобрюхие жерлянки.
Наиболее богата фауна земноводных в жарких тропических странах, где огромное количество амфибий обитает не только на земле, они распространились по всем этажам тропического леса. Слайд 15. Самыми маленькими и красивыми являются квакши. Живут они на деревьях. У европейской квакши в окраске тела преобладают зеленые и желтые тона, что позволяет им маскироваться среди листвы. Тропические виды древесных лягушек имеют наряд окрашенный, в красный, желтый цвет, с серебристо – белыми пятнами и крапинками. Квакши лазают по деревьям как акробаты, а помогают им в этом подушечки – присоски на лапках. Еще более экзотичны лягушки древесницы, обитающие в Северной Америке. Слайд 16. Эти маленькие амфибии (3-3,5 см) очень ярко окрашены. В коже этих лягушек помещается множество ядовитых желез. Яд пятнистой древесницы туземцы используют для приготовления отравленных стрел.
Лягушка-бык-один из самых крупных видов в семействе настоящие лягушки. Слайд 17. В длину достигает 15—25 см, (в среднем около 17—20 см), вес взрослых особей около 450 г., отдельные экземпляры достигают 600 г. Спина окрашена в оливково-бурый цвет с тёмно-бурыми разводами.
Обитает в пресных водоёмах центра и юго-востока Северной Америки. Питается всем, что может одолеть и проглотить: насекомых, мальками и мелкими рыбками, лягушки, в том числе и молодыми особями своего же вида, мышами и мышатами. Для привлечения самок самцы издают очень громкие позывные звуки, напоминающие мычание. Поэтому, а также из-за относительно больших размеров, лягушка и получила своё название. В США и Канаде издавна имеет некоторое промысловое значение, так как довольно широко употребляется в пищу . В пищу употребляются ножки лягушки.
(Ребята, найдите в тексте учебника на с.185 какая лягушка самая крупная и какая самая маленькая.) Слайды 18.
Более «приземленными» земноводными являются жабы. Слайд 19. С виду это довольно крупные животные, все тело их покрыто бородавками, цвет обычно темно-серый, зеленый, с оливковым или коричневым оттенком. Днем жабы прячутся в укрытиях, выходят только ночью на охоту. Это очень полезные животные, т.к. они поедают большое количество вредных насекомых и слизней, которых опасаются поедать другие животные.
Жаба-ага – крупная, достигающая порой 25 см. Слайд 20. Как и у других жаб, кожа у аги сильно ороговевшая, бородавчатая, а по бокам головы расположены крупные околоушные железы, вырабатывающие ядовитый секрет. Кроме того, на голове у жабы-аги сильно выступают костные «брови». Окрашено это крупное земноводное в темно-бурый или светло-серый цвет с большими темными пятнами. Естественный ареал жабы-аги охватывает Центральную и Южную Америку, где она распространена достаточно широко. Сухая, малопроницаемая для воды кожа аги, естественно, плохо пригодна для газообмена. Вероятно, поэтому легкие этой жабы – одни из самых развитых и совершенных в классе амфибий.
Среди Безногих амфибий есть экзотические, которые содержатся в аквариумах: шпорцевые лягушки. Слайд21. У них есть боковая линия и роговые когти на задних конечностях. Рогатую жабу из Южной Америки любители также иногда разводят в неволе. Слайд 22.
Ведущий: На этом наша передача заканчивается, до новых встреч!
Телевизор выключается.
Иван-царевич. Спасибо тебе, Баба Яга, накормила, просветила, пора и в путь.
Баба Яга. Ты, царевич, ленивый и неграмотный, но душа у тебя не злая, не черная. А потому я тебе помогу. Вот клубочек, он покатится, а ты вслед иди, да под ноги смотри: не раздавить бы кого, не обидеть.
Сказительница. Поблагодарил царевич Бабу Ягу и пошел за клубочком. Долго ли, коротко ли шел он, вдруг остановился клубочек. Что такое? Видит Иван-царевич: Старичок-лесовичок. Слайд 23. Поклонился ему, как Царь-батюшка учил, не пожалел свой спины.
Старичок-лесовичок. Здравствуй, Иван-царевич! Помогу тебе найти стрелу, если кроссворд мой решишь. Вставь в него названия земноводных, которые оканчиваются на букву «а».
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/04/17/s_5cb75cccc9ffe/s1141816_1_1.png)
Учитель: Давайте, ребята поможем Ивану-царевичу. (Вариант ответа: жаба, квакша, лягушка, жерлянка, саламандра.)
Сказительница. Разгадал кроссворд Иван-царевич, дал ему Старичок-лесовичок волшебное перо, не простое, аволшебное. Дунул ветер, полетело перышко, побежал за ним царевич. И вдруг опять остановился: упало куда-то перо! Смотрит Иван, а оно в лапках Мышки-норушки. Слайд 24.
Мышка-норушка. Иван-царевич, недолго уж тебе идти. Задержись, сыграй со мной в игру «Верю–не верю!».
Учитель: выслушав утверждение, ребята, поднимите руки вверх, если вы согласны, а если не согласны, то делаем приседание..
1. Земноводные делятся на 2 отряда. (Нет.)
2. Земноводные не живут в морях. (Да.)
3. Червяги ведут подземный образ жизни. (Да.)
4. Тритоны относятся к безногим земноводным. (Нет.)
5. Исполинская саламандра самое крупное земноводное. (Да.)
6.Голиаф - самая крупная лягушка. (Да.)
7. Конечности имеются у всех земноводных. (Нет.)
8. Развитие яиц земноводных происходит в воде или влажной среде. (Да.)
9. Личинки земноводных дышат легкими. (Нет.)
10. Лягушки ловят добычу, выбрасывая липкий язык. (Да.)
Мышка-норушка. Получай за это волшебные очки Иван-царевич.
Сказительница. Надел Иван-царевич очки, идет, радуется, шаг сделает, а как будто километр уже преодолел. А все равно устал и хотел присесть – да вдруг как вскочит испуганно: на пеньке-то Змея на солнышке пригрелась, тоже отдыхает. Слайд 25.
Змея. О! Я не просто грелась! Я размышляла! Недаром нас считают мудрыми. Я люблю изучать разные научные открытия. Царевич, а ты не знаешь наши меньшие братья участвовали в каких-нибудь открытиях?
Царевич: Я как раз недавно смотрел передачу «Галиллео» про одно научное открытие. Слайд 26. Итальянский врач Луиджи Гальвани (1791 г.).в своих опытах использовал задние лапки лягушки, соединенные с позвоночником. Подвешивая эти препараты на медном крючке к железным перилам балкона, он обратил внимание, что, когда конечности лягушки раскачивались ветром, их мышцы сокращались при каждом прикосновении к перилам. На основании этого Гальвани пришел к выводу, что подергивания лапок были вызваны «животным электричеством», зарождающимся в спинном мозге лягушки и передаваемым по металлическим проводникам (крючку и перилам балкона) к мышцам конечностей.
Змея: Молодец, Иван-царевич, получай за это яблоко. Не бойся, это не сказочное яблоко, что усыпило царевну. Но оно и непростое – куда прикатится, туда и тебе надо.
Сказительница. Покатилось яблочко не по серебряному блюдечку, а по зеленой травушке-муравушке, под горочку и прямо к болоту.
Иван-царевич. Вот так дела... Неужели тут моя невеста, моя судьба?
Смотрит вокруг, нет никого. Смотрит перед ним черепаха. Слайд 27.
Черепаха. Спасибо, Иванушка, за угощение. Нет, я не Тортилла, она болотная черепаха, а я ее сестра – сухопутная, а точнее, среднеазиатская, из гостей иду, ходила к Тортилле за золотым ключиком. Получай, Иван-царевич, ключик, пусть он поможет тебе в хороших делах и принесет счастье.
Сказительница. Оглянулся Иван-царевич, а вокруг уж совсем темно стало. Куда идти? Сел он на бугорок около болота, задумался и чуть было не задремал...
Сказительница. Протер Иван-царевич глаза, а перед ним лягушка сидит, золотой короной поблескивает. Слайд 28.
Иван-царевич. Не ты ли моя невеста, моя будущая жена?
Царевна-лягушка. Я!
Сказительница. Расстроился царевич, хотел золотой ключик с горя в болото выбросить, но Царевна-лягушка его остановила.
Царевна-лягушка. Погоди, Иванушка! Не делай этого! Помоги мне былую красоту вернуть, облик человеческий. Заколдовал меня злой человек, а избавить от злых чар может только добрый и умный. Ответь на мой вопрос, и возможно случится чудо.
Вопрос: Иван-царевич, пока ты добирался ко мне, тебе помогли мои друзья - разные животные. А среди людского мира осталась ли еще доброта? Как люди заботятся о нас?
Учитель: ребята, что делается для охраны животного мира? (Ответ: создаются охраняемые территории, редкие виды животных заносятся в Красные книги.) Найдите в учебнике какие земноводные занесены в Красную книгу России?
Иван-царевич: Я знаю какие амфибии занесены в Красную книгу РБ. Слайды 29,30
Сказительница. Только ответил царевич и ахнул: девица-красавица перед ним стоит! Слайд 31. Вот она, невеста его суженая – настоящая царевна.
Иван-царевич. Нет, не могу я тебя, милая, в жены взять: ты умная, красивая, а я... эх! И книг не читаю, и делать ничего не умею. Намаешься ты со мной, нагорюешься.
Царевна-лягушка. Твоя правда, Иванушка, но ты добрый, ласковый, а ума-разума набраться я тебе помогу. Обещай только меня слушать да не лениться. А если не сдержишь слово – стану я опять лягушкой-квакушкой, уже навсегда уйду в болото...
Сказительница. Взял ее Иван-царевич за руку, подал ей золотой ключик, и пошли они через лес, через поле, через луг... Ну а что дальше было – сами придумайте! В сказках всегда конец счастливый, а в жизни – в жизни бывает по-разному...
Сказительница: А я хочу закончить поэтическими строками :
Лягушки.
Ну, кто, говорит, что лягушки- уроды!
Он должен, наверно себе уяснить:
Законы свои у суровой природы,
И главная цель у животного - жить.
Прыгунья, пловчиха - в воде и на суше,
Наряд у лягушки удобен и прост.
Зачем под водой ей пушистая шерстка?
И прыгать мешал бы искрящийся хвост.
Я знаю, и в сказке "Царевна-лягушка"
Есть скрытый, но ясный для всех недосказ,
Что кто-то под шкуркой лягушки озерной
От злобы царевну-красавицу спас.
Сказал ей: "Царевна, побудь-ка лягушкой!
Веселый и добрый лягушки народ.
В воде и на суше лягушечья шкурка
От зависти черной тебя сбережет"
И стала лягушкой царевна из сказки,
А ставши лягушкой, мы знаем - спаслась.
И черные силы старались напрасно,
Как в сказке, царевне судьба удалась.
А сколько лягушек - бесчисленно много,
Их можно считать и считать без конца,
Отдали науке лягушечьи ноги,
На пользу науки - отдали сердца.
И если случайно лягушку ты встретишь,
То тихо скажи ей: "Лягушка, прости!"
Погладь осторожно прохладную лапку,
На волю, как в сказке, ее отпусти!
Учитель: Я думаю, что вы правильно поняли смысл сказки. (Ответы учащихся). Учение и доброта ко всем окружающим перед вами открывает двери, за которыми находятся ваши мечты.
Ребята, что вы сегодня узнали нового и что особенно вас заинтересовало? (Ответы учащихся).
Рефлексия
На какие отряды делятся амфибии?
Назовите самое крупное современное земноводное.
Какое значение имеют земноводные в природе?
Перечислите редкие виды земноводных в РБ.
Подведение итогов урока.