СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нетрадиционный урок по теме "Многообразие Земноводных"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в нетрадиционной форме - путешествие в сказку. Можно с учащимися разыграть в сюжетно-ролевой форме. 

Просмотр содержимого документа
«Сказка на новый лад новый»

Сказка на новый лад «Как Иван-царевич судьбу свою нашел»

Урок по биологии в 7 классе по теме «Многообразие Земноводных»

Учитель биологии МОБУ СОШ села Красный Яр

Шириева Татьяна Фёдоровна

По теме «Многообразие и значение земноводных»

Тип урока: комбинированный с элементами сказки.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, выставка  дополнительной литературы.

Цели урока: систематизировать знания и расширить представления о разнообразии земноводных животных, помочь сформировать у учащихся  экологически грамотное, бережное отношение к природе.

Задачи:

  • Образовательная – продолжить формирование у ребят знаний о биоразнообразии животного мира на примере земноводных

  • Развивающая – развитие у учащихся познавательного интереса, любознательности и умения работать с дополнительной литературой и компьютерными технологиями

  • Воспитательная – воспитывать чувство ответственности человека за окружающий мир и нормы экологически грамотного поведения в природе.

Ход урока.

Учитель: Ребята, у нас сегодня необычный урок – мы совершим путешествие по сказке.

Звучит музыка: заставка передачи «В гостях у сказки».Слайд 1.

Сказительница. В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Царь-батюшка, был у него всего один сын Иван-царевич. Слайд 2. Вот как-то раз вызвал он его к себе и говорит: «Все, царевич, терпение мое отцовское кончилось! Гувернантки и воспитатели и за три оклада больше обслуживать тебя не берутся! Иди-ка ты, дитятко мое, Иван-царевич, да поищи себе жену: вот пусть она с тобой и мается, коль захочет! Таков мой царский сказ! А твое дело – исполнять его». Вышел Иван от Царя, пригорюнился, не хотелось ему ездить по разным царствам-государствам да невесту себе искать, этак целый год проищешь! Взял он лук со стрелами, вышел за ограду и пустил стрелу в белый свет. «Где упадет моя стрела, – думает, – там и судьба, значит». А стрела возьми и полети через луг, через поле – и скрылась за лесом. Пошел Иван искать свою судьбу.

Долго ли, коротко ли шел он, вдруг видит избушку, а в окошке самую настоящую Бабу Ягу! Слайд 3.Нос крючком, изо рта клыки виднеются. Длинным сухим пальцем манит царевича в избу войти. Испугался Иван, но виду не подал.

Баба Яга. Знаю-знаю, Иван-царевич, куда ты путь держишь. Вот ответь мне на вопросы, угадай головоломку, тогда помогу тебе. (Проверка знаний).

Вопрос 1: Где и как зимуют лягушки? Что-то я зимой их не встречала.

Вопрос 2: Собери головоломку, а то я совсем запуталась.(Правильно расположить стадии развития лягушки.) Приложение.

Сказительница: Давайте ребята поможем нашему герою справиться с заданиями Бабы-Яги. (отвечают дети).

Баба-Яга: Ну, проходи царевич, Будь гостем, отведай супчик, не бойся: он поможет тебе стрелу отыскать и судьбу встретить.

Сказительница. Хлебнул Иван-царевич ложку-другую, а остальное незаметно выплеснул.

Баба Яга. Ну, ложись, отдохни, царевич. Да вон телевизор включи.

Иван-царевич включает телевизор, ложится на лавку. Звучит музыкальная заставка телепередачи «В мире животных».Слайд 4.

Ведущий: Тема сегодняшней передачи «Многообразие и значение земноводных».Слайд 5.

Учитель: Ребята, давайте запишем тему урока.

Ведущий: Класс земноводных насчитывает около 2400 современных видов, объединенных в три отряда: Хвостатые, Бесхвостые и Безногие. Слайд 6.

1. Безногие земноводные или червяги – это самые примитивные земноводные животные. Слайд 7. Этот отряд объединяем около 200 видов. Обитают они в тропических лесах Америки, Африки и Азии. Внешне они похожи на кольчатых червей. Живут червяги под землей или в лесной подстилке, в связи с этим они ничего не видят и не слышат, но у них хорошо развито обоняние и осязание. Размножаются червяги, откладывая яйца во влажную землю или живорождением. Для многих видов этих земноводных характерна забота о потомстве»

2.Cлайд 8. Отряд хвостатые земноводные объединяет 9 семейств, самые известные из них - это саламандровые, амбистомовые и тритоновые. Большинство хвостатых земноводных живут в воде или около воды: в болотах, озера. Все они ведут ночной образ жизни.                                            Самые известные хвостатые земноводные – саламандры. Слайд 9. Живут они в сырых, тенистых местах. Многие саламандры окрашены ярко. Это предупреждающая окраска говорит о том, что они опасны, т.к. кожные железы могут вырабатывать ядовитое вещество. С помощью яда саламандры защищаются от врагов.

Самым крупным представителем земноводных является   исполинская саламандра, длина тела которой  достигает 180 см, а вес – 70 кг. Слайд 10. Раньше в Японии и Китае мясо гигантской саламандры  использовали в пищу, применяли как противоинфекционное средство при лечении  чахотки и заболеваний органов пищеварения. В настоящее время исполинская саламандра находится под охраной, этот вид включен в Красную книгу Международного союза охраны природы.

В австралийских и европейских пещерах обитают одни из самых легендарных животных – протеи. Слайд 11. Бледно окрашенное тело протея напоминает тело угря, длинное, с хвостом в виде плавника, с маленькими лапками, которые даже не сразу заметны. Голова имеет длинную и плоскую форму, как у щуки, зрение отсутствует.  По бокам головы расположены ветвистые ярко-красные жабры. Европейский протей обитает исключительно в подземных озерах и  речках в гористой области Восточных Альп. Американский протей живет в наземных  водоемах с чистой водой.

Самый большой научный интерес из хвостатых амфибий представляет аксолотль. Слайд12. Обитают эти животные в реках Мексики. В научном мире их долго относили к личинкам тритонов. Но сомнение вызывало то, что они не претерпевают метаморфоза и постоянно живут в воде, имея неизменно ветвистые жабры. Только в 1865 году Парижским обществом акклиматизации было установлено, что аксолотли это личинки животных, очень похожих на саламандр – амбистом, которые водятся в тех же районах Мексики, что и аксолотль. Аксолотль, действительно,  личинка амбистомы, но очень своеобразная. У этих личинок может тормозиться завершение метаморфоза и развиваться способность размножения на  личиночной стадии. Такая особенность размножения получила название – неотения. Эти  особенности размножения амбистомы приобрели в процессе эволюции как приспособление к изменениям климатических условий: метаморфоз завершается в водоемах увлажненных районов, а в сухих местах личинки сами берут на себя функцию размножения»

В Евразии самыми распространенными хвостатыми земноводными являются тритоны. Слайд 13. Обыкновенный тритон – типичный представитель всех тритонов. Длина его 13 -14 см. распространен он от Англии до Алтая, от Тюменской области до юга Саратовской области. По земле тритоны движутся медленно, неуклюже, но в воде плавают хорошо, причем органом движения является хвост. Большую часть года эти животные проводят во  влажных, затененных участках леса. В водоемах скапливаются весной в период размножения. Самцы весной преображаются, надевая брачный наряд – большой гребень на спине - и приобретая яркую окраску. Эти животные могут переносить очень низкие морозы и после оттаивания благополучно оживают. У них развита регенерация. Целая конечность, будучи отрезанной у тритона, снова вырастает до прежней величины.

3. Отряд Бесхвостые амфибии объединяет самых разнообразных животных, различающихся по местообитаниям, размерам, окраске. Слайд 14.   Лягушки и жабы приносят большую пользу, уничтожая огромное количество насекомых и наземных моллюсков, защищая сады и огороды от вредителей. В Англии, например, даже скупают жаб сотнями для того, чтобы пустить их к себе в сад. В наших широтах обитают озерные и травяные лягушки, зеленые и серые жабы, чесночницы, краснобрюхие жерлянки.

Наиболее богата фауна земноводных в жарких тропических странах, где огромное количество амфибий обитает не только на земле, они распространились по всем этажам тропического леса. Слайд 15. Самыми маленькими и красивыми являются  квакши. Живут они на деревьях. У европейской квакши в окраске  тела преобладают зеленые и желтые  тона, что позволяет им маскироваться среди листвы.  Тропические виды древесных лягушек имеют наряд окрашенный, в красный, желтый цвет, с серебристо – белыми пятнами и крапинками. Квакши лазают по деревьям как акробаты, а помогают им в этом подушечки – присоски на лапках. Еще более экзотичны лягушки древесницы, обитающие в Северной Америке. Слайд 16. Эти маленькие амфибии (3-3,5 см) очень ярко окрашены. В коже этих лягушек помещается множество ядовитых желез. Яд пятнистой древесницы туземцы используют для приготовления отравленных стрел.


Лягушка-бык-один из самых крупных видов в семействе настоящие лягушки. Слайд 17. В длину достигает 15—25 см, (в среднем около 17—20 см), вес взрослых особей около 450 г., отдельные экземпляры достигают 600 г. Спина окрашена в оливково-бурый цвет с тёмно-бурыми разводами.

Обитает в пресных водоёмах центра и юго-востока Северной Америки. Питается всем, что может одолеть и проглотить: насекомых, мальками и мелкими рыбками, лягушки, в том числе и молодыми особями своего же вида,  мышами и мышатами. Для привлечения самок самцы издают очень громкие позывные звуки, напоминающие мычание. Поэтому, а также из-за относительно больших размеров, лягушка и получила своё название. В США и Канаде издавна имеет некоторое промысловое значение, так как довольно широко употребляется в пищу . В пищу употребляются ножки лягушки.

(Ребята, найдите в тексте учебника на с.185 какая лягушка самая крупная и какая самая маленькая.) Слайды 18.

Более «приземленными» земноводными являются жабы. Слайд 19. С виду это довольно крупные животные, все тело их покрыто бородавками, цвет обычно темно-серый, зеленый, с оливковым или коричневым оттенком. Днем жабы прячутся в укрытиях, выходят только ночью на охоту. Это очень полезные животные, т.к. они поедают большое количество вредных насекомых и слизней, которых опасаются поедать другие животные.

Жаба-ага – крупная, достигающая порой 25 см. Слайд 20. Как и у других жаб, кожа у аги сильно ороговевшая, бородавчатая, а по бокам головы расположены крупные околоушные железы, вырабатывающие ядовитый секрет. Кроме того, на голове у жабы-аги сильно выступают костные «брови». Окрашено это крупное земноводное в темно-бурый или светло-серый цвет с большими темными пятнами. Естественный ареал жабы-аги охватывает Центральную и Южную Америку, где она распространена достаточно широко. Сухая, малопроницаемая для воды кожа аги, естественно, плохо пригодна для газообмена. Вероятно, поэтому легкие этой жабы – одни из самых развитых и совершенных в классе амфибий.

Среди Безногих амфибий есть экзотические, которые содержатся в аквариумах: шпорцевые лягушки. Слайд21. У них есть боковая линия и роговые когти на задних конечностях. Рогатую жабу из Южной Америки любители также иногда разводят в неволе. Слайд 22.

Ведущий: На этом наша передача заканчивается, до новых встреч!

Телевизор выключается.



Иван-царевич. Спасибо тебе, Баба Яга, накормила, просветила, пора и в путь.

Баба Яга. Ты, царевич, ленивый и неграмотный, но душа у тебя не злая, не черная. А потому я тебе помогу. Вот клубочек, он покатится, а ты вслед иди, да под ноги смотри: не раздавить бы кого, не обидеть.

Сказительница. Поблагодарил царевич Бабу Ягу и пошел за клубочком. Долго ли, коротко ли шел он, вдруг остановился клубочек. Что такое?  Видит Иван-царевич: Старичок-лесовичок. Слайд 23. Поклонился ему, как Царь-батюшка учил, не пожалел свой спины.

Старичок-лесовичок. Здравствуй, Иван-царевич! Помогу тебе найти стрелу, если кроссворд мой решишь. Вставь в него названия земноводных, которые оканчиваются на букву «а».

Учитель: Давайте, ребята поможем Ивану-царевичу. (Вариант ответа: жаба, квакша, лягушка, жерлянка, саламандра.)

Сказительница. Разгадал кроссворд Иван-царевич, дал ему Старичок-лесовичок волшебное перо, не простое, аволшебное. Дунул ветер, полетело перышко, побежал за ним царевич. И вдруг опять остановился: упало куда-то перо! Смотрит Иван, а оно в лапках Мышки-норушки. Слайд 24.

Мышка-норушка. Иван-царевич, недолго уж тебе идти. Задержись, сыграй со мной в игру «Верю–не верю!».

Учитель: выслушав утверждение, ребята, поднимите руки вверх, если вы согласны, а если не согласны, то делаем приседание..

1. Земноводные делятся на 2 отряда. (Нет.)
2. Земноводные не живут в морях. (Да.)
3. Червяги ведут подземный образ жизни. (Да.)
4. Тритоны относятся к безногим земноводным. (Нет.)
5. Исполинская саламандра самое крупное земноводное. (Да.)
6.Голиаф - самая крупная лягушка. (Да.)
7. Конечности имеются у всех земноводных. (Нет.)
8. Развитие яиц земноводных происходит в воде или влажной среде. (Да.)
9. Личинки земноводных дышат легкими. (Нет.)
10. Лягушки ловят добычу, выбрасывая липкий язык. (Да.)

Мышка-норушка. Получай за это волшебные очки Иван-царевич.

Сказительница. Надел Иван-царевич очки, идет, радуется, шаг сделает, а как будто километр уже преодолел. А все равно устал и хотел присесть – да вдруг как вскочит испуганно: на пеньке-то Змея на солнышке пригрелась, тоже отдыхает. Слайд 25.

Змея. О! Я не просто грелась! Я размышляла! Недаром нас считают мудрыми. Я люблю изучать разные научные открытия. Царевич, а ты не знаешь наши меньшие братья участвовали в каких-нибудь открытиях?

Царевич: Я как раз недавно смотрел передачу «Галиллео» про одно научное открытие. Слайд 26. Итальянский врач Луиджи Гальвани (1791 г.).в своих опытах использовал задние лапки лягушки, соединенные с позвоночником. Подвешивая эти препараты на медном крючке к железным перилам балкона, он обратил внимание, что, когда конечности лягушки раскачивались ветром, их мышцы сокращались при каждом прикосновении к перилам. На основании этого Гальвани пришел к выводу, что подергивания лапок были вызваны «животным электричеством», зарождающимся в спинном мозге лягушки и передаваемым по металлическим проводникам (крючку и перилам балкона) к мышцам конечностей.

Змея: Молодец, Иван-царевич, получай за это яблоко. Не бойся, это не сказочное яблоко, что усыпило царевну. Но оно и непростое – куда прикатится, туда и тебе надо.

Сказительница. Покатилось яблочко не по серебряному блюдечку, а по зеленой травушке-муравушке, под горочку и прямо к болоту.

Иван-царевич. Вот так дела... Неужели тут моя невеста, моя судьба?

Смотрит вокруг, нет никого. Смотрит перед ним черепаха. Слайд 27.

Черепаха. Спасибо, Иванушка, за угощение. Нет, я не Тортилла, она болотная черепаха, а я ее сестра – сухопутная, а точнее, среднеазиатская, из гостей иду, ходила к Тортилле за золотым ключиком. Получай, Иван-царевич, ключик, пусть он поможет тебе в хороших делах и принесет счастье.

Сказительница. Оглянулся Иван-царевич, а вокруг уж совсем темно стало. Куда идти? Сел он на бугорок около болота, задумался и чуть было не задремал...

Сказительница. Протер Иван-царевич глаза, а перед ним лягушка сидит, золотой короной поблескивает. Слайд 28.

Иван-царевич. Не ты ли моя невеста, моя будущая жена?

Царевна-лягушка. Я!

Сказительница. Расстроился царевич, хотел золотой ключик с горя в болото выбросить, но Царевна-лягушка его остановила.

Царевна-лягушка. Погоди, Иванушка! Не делай этого! Помоги мне былую красоту вернуть, облик человеческий. Заколдовал меня злой человек, а избавить от злых чар может только добрый и умный. Ответь на мой вопрос, и возможно случится чудо.

Вопрос: Иван-царевич, пока ты добирался ко мне, тебе помогли мои друзья - разные животные. А среди людского мира осталась ли еще доброта? Как люди заботятся о нас?

Учитель: ребята, что делается для охраны животного мира? (Ответ: создаются охраняемые территории, редкие виды животных заносятся в Красные книги.) Найдите в учебнике какие земноводные занесены в Красную книгу России?

Иван-царевич: Я знаю какие амфибии занесены в Красную книгу РБ. Слайды 29,30

Сказительница. Только ответил царевич и ахнул: девица-красавица перед ним стоит! Слайд 31. Вот она, невеста его суженая – настоящая царевна.

Иван-царевич. Нет, не могу я тебя, милая, в жены взять: ты умная, красивая, а я... эх! И книг не читаю, и делать ничего не умею. Намаешься ты со мной, нагорюешься.

Царевна-лягушка. Твоя правда, Иванушка, но ты добрый, ласковый, а ума-разума набраться я тебе помогу. Обещай только меня слушать да не лениться. А если не сдержишь слово – стану я опять лягушкой-квакушкой, уже навсегда уйду в болото...

Сказительница. Взял ее Иван-царевич за руку, подал ей золотой ключик, и пошли они через лес, через поле, через луг... Ну а что дальше было – сами придумайте! В сказках всегда конец счастливый, а в жизни – в жизни бывает по-разному...

Сказительница: А я хочу закончить поэтическими строками :

Лягушки.

Ну, кто, говорит, что лягушки- уроды!

Он должен, наверно себе уяснить:

Законы свои у суровой природы,

И главная цель у животного - жить.

Прыгунья, пловчиха - в воде и на суше,

Наряд у лягушки удобен и прост.

Зачем под водой ей пушистая шерстка?

И прыгать мешал бы искрящийся хвост.

Я знаю, и в сказке "Царевна-лягушка"

Есть скрытый, но ясный для всех недосказ,

Что кто-то под шкуркой лягушки озерной

От злобы царевну-красавицу спас.

Сказал ей: "Царевна, побудь-ка лягушкой!

Веселый и добрый лягушки народ.

В воде и на суше лягушечья шкурка

От зависти черной тебя сбережет"

И стала лягушкой царевна из сказки,

А ставши лягушкой, мы знаем - спаслась.

И черные силы старались напрасно,

Как в сказке, царевне судьба удалась.

А сколько лягушек - бесчисленно много,

Их можно считать и считать без конца,

Отдали науке лягушечьи ноги,

На пользу науки - отдали сердца.

И если случайно лягушку ты встретишь,

То тихо скажи ей: "Лягушка, прости!"

Погладь осторожно прохладную лапку,

На волю, как в сказке, ее отпусти!


Учитель: Я думаю, что вы правильно поняли смысл сказки. (Ответы учащихся). Учение и доброта ко всем окружающим перед вами открывает двери, за которыми находятся ваши мечты.

Ребята, что вы сегодня узнали нового и что особенно вас заинтересовало? (Ответы учащихся).

Рефлексия

  1. На какие отряды делятся амфибии?

  2. Назовите самое крупное современное земноводное.

  3. Какое значение имеют земноводные в природе?

  4. Перечислите редкие виды земноводных в РБ.


Подведение итогов урока.





Просмотр содержимого презентации
«Презентация»

Безногие (60 видов) Бесхвостые (более 2000 видов) Хвостатые (280 видов)

Безногие

(60 видов)

Бесхвостые

(более 2000 видов)

Хвостатые

(280 видов)

Цейлонский рыбозмей Кольчатая червяга

Цейлонский рыбозмей

Кольчатая червяга

европейский американский

европейский

американский

Амбистома тигровая Аксолотоль

Амбистома тигровая

Аксолотоль

гребенчатый обыкновенный

гребенчатый

обыкновенный

серая зелёная

серая

зелёная

Гребенчатый тритон  Triturus cristatus (Laurenti, 1768)  Отряд Хвостатые – Caudata   Семейство Саламандровые – Salamandridae 

Гребенчатый тритон Triturus cristatus (Laurenti, 1768) Отряд Хвостатые – Caudata  Семейство Саламандровые – Salamandridae 

Травяная лягушка  Rana temporaria Linnaeus, 1758   Отряд Бесхвостые – Anura   Семейство Настоящие лягушки – Ranidae   Статус  В регионе 4 категория – редкий малоизученный вид на периферии ареала.  Прудовая лягушка  Rana lessonae Camerano, 1882  Отряд Бесхвостые – Anura   Семейство Настоящие лягушки – Ranidae  Статус  В регионе 4 категория – редкий малоизученный вид на периферии ареала.

Травяная лягушка Rana temporaria Linnaeus, 1758  Отряд Бесхвостые – Anura  Семейство Настоящие лягушки – Ranidae  Статус В регионе 4 категория – редкий малоизученный вид на периферии ареала. 

Прудовая лягушка Rana lessonae Camerano, 1882 Отряд Бесхвостые – Anura  Семейство Настоящие лягушки – Ranidae Статус В регионе 4 категория – редкий малоизученный вид на периферии ареала.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!