СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нормативно-правовая база и особенности составления рабочих программ педагога-психолога

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рекомендации по составлению рабочих программ, включая нрмативно-правовую базу

Просмотр содержимого документа
«Нормативно-правовая база и особенности составления рабочих программ педагога-психолога»

Нормативно-правовая база и особенности составления рабочих программ педагога-психолога


Рабочая программа - индивидуальный инструмент педагога-психолога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса/группы содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта. (СЛАЙД 1)

Отталкиваясь от данного определения следует вывод, что РАБОЧАЯ программа составляется конкретным педагогом под конкретную группу обучающихся с конкретными целями, зависящими от потребностей данных учащихся.

При этом составление рабочей программы подчиняется ряду правил и регламентируется рядом документов:

  1. Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  2. Федеральным государственным образовательным стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373); (Приказом Минобрнауки РФ №1598 от 19.12.2014 Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья)

  3. Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897);

  4. Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки России от 17 мая 2012 г. № 413);

  5. Основной образовательной программой образовательного учреждения;

  6. Уставом образовательного учреждения.

  7. Нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность педагога-психолога конкретной образовательной организации. (СЛАЙД 2)

На основе данных документов формулируется Положение о составлении рабочих программ конкретного образовательного учреждения, с которым необходимо ознакомиться каждому педагогу, включая педагога-психолога. Таким образом, в перечень документов входит Положение или локальный акт о составлении рабочих программ. Локальный акт принимается на уровне школы: рассматривается на заседании Педагогического Совета и утверждается директором.


На основе данного перечня документов составляется рабочая программа и этот перечень указывается в структуре рабочей программы (в аннотации).

    1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года №273-ФЗ (с изменениями и дополнениями);

    2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО);

    3. Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования";

    4. Приказ Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373";

    5. Приказ Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. № 2357 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373";

    6. Приказ №253 от 31 марта 2014 г. Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего образования, среднего общего образования;

    7. Приказ Минобрнауки России №576 от 8 июня 2015 года «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего образования, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года «253»;

    8. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта (Приказ Министерства образования и науки от 04.10.2010 №986);

    9. Образовательная программа основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Ульяновска «Среднего школа №37».

    10. «Тропинка к своему Я». Уроки психологии в начальной школе (1-4). Хухлаева О.В. Москва: Генезис, 2016г.

(СЛАЙД 3)


Мы наблюдаем документы 3-х уровней: федерального, регионального и муниципального уровня.

Рабочая программа — это программа, разработанная на основе основной образовательной, примерных или авторских программ, но вносящая изменения и дополнения в содержание учебной дисциплины, последовательность изучения тем, количество часов, использование организационных форм обучения и другие. Рабочая программа предназначена для реализации требований к минимуму содержания и уровню подготовки обучающегося, определенными ФГОС по конкретному предмету (курсу) учебного плана образовательной организации. Разработка рабочей программы относится к компетенции образовательной организации и осуществляется педагогом или рабочей группой педагогов для определенных классов (групп) и учитывает возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовки обучающихся, отражает специфику обучения в данном классе (классах, группах) школы.

Логично развести определения упомянутых выше видов программ:

  1. образовательная программа — комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации.

  • основная образовательная программа начального общего образования (ООП НОО);

  • основная образовательная программа основного общего образования (ООП ООО);

  • основная образовательная программа среднего общего образования (ООП СОО)

  1. адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

  2. примерная основная образовательная программа — учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях примерная рабочая программа воспитания, примерный календарный план воспитательной работы), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы.

Названия программ (СЛАЙД 4)


Пример рабочей программы на основе авторской:

























МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА «СРЕДНЯЯ ШКОЛА№37»







СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

______________Т.С. Швырина

«_____»___________2021 год


УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

______________И.В. Комиссаров

Приказ № 413-о от 01.09.2021 год







Рабочая программа

курса внеурочной деятельности в 1 классе

«Тропинка к своему Я»

на 2020-2021 учебный год



Учитель: Гордеева Елена Юрьевна









РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО

на заседании МО учителей начальных классов

Протокол №____ от «____»_____________2021 г

Руководитель МО______________ Л.Г. Аргасцева





Аннотация

  1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года №273-ФЗ (с изменениями и дополнениями);

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО);

  3. Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования";

  4. Приказ Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373";

  5. Приказ Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. № 2357 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373";

  6. Приказ №253 от 31 марта 2014 г. Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего образования, среднего общего образования;

  7. Приказ Минобрнауки России №576 от 8 июня 2015 года «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего образования, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года «253»;

  8. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта (Приказ Министерства образования и науки от 04.10.2010 №986);

  9. Образовательная программа основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Ульяновска «Среднего школа №37».

  10. Программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 1-4 классов «Тропинка к своему Я». Гордеева Е.Ю.

  11. «Тропинка к своему Я». Уроки психологии в начальной школе (1-4). Хухлаева О.В. Москва: Генезис, 2012г.










Цель курса психологических занятий:  формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников через создание условий для их успешной адаптации к школьной жизни.

        Данная цель достигается по средствам следующих задач:

1. Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить  интерес к внутреннему миру другого человека.

2. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.

3. Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей - установку преодоления.

4. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.

5. Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения.

6. Формировать терпимость к мнению собеседника.

7 .Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.

8. Расширять пассивный и активный словарь обучающихся.




































Планируемые результаты:


1 класс

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

  • овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми;

  • извлекать с помощью учителя необходимую информацию из литературного текста

  • определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя

  • учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению

  • строить речевое высказывание в устной форме

Познавательные УУД:

  • уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью учителя

  • учиться исследовать свои качества и свои особенности

  • учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя

  • учиться наблюдать

  • моделировать ситуацию с помощью учителя

Коммуникативные УУД:

  • учиться  доверительно и открыто говорить о своих чувствах

  • учиться работать в паре и в группе

  • выполнять различные роли

  • слушать и понимать речь других ребят

  • осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией.



К результатам обучения относятся психологические знания (понятия, факты, идеи, законы науки психологии, способы психической деятельности), психологические умения (чем для самого человека становятся те знания и способы действия, которые он приобретает в процессе обучения), навыки (привычка мыслить и действовать в соответствии с психологической культурой), опыт творческой самодеятельности, овладение культурой психической деятельности, формирование эмоционально-целостного отношения к психологической реальности и действительности в целом.


Учебное содержание программы «Тропинка к своему Я» включает следующие курсы:

  • Я – школьник. Мои чувства. 1 класс. 33 ч, 1ч в неделю;

  • Вспомним чувства. Чем люди отличаются друг от друга? Какой Я - Какой Ты? 2 класс. 34 ч, 1ч в неделю;

  • Я – фантазер. Я и моя школа. Я и мои родители. Я и мои друзья. Что такое сотрудничество? 3 класс. 34 ч, 1 ч в неделю;

  • Кто Я? Мои силы и возможности. Я расту, я изменяюсь. Мое будущее. Каким бы я хотел стать в будущем? Хочу вырасти интеллигентным человеком: что для этого нужно? Хочу вырасти свободным человеком: что для этого нужно? 4 класс. 34 ч, 1 ч в неделю.









Содержание программы «Тропинка к своему Я»


Первый класс

Содержание программы «Тропинка к своему Я. 1 класс» (34 ч., 1 ч в неделю)

Раздел 1.Я школьник (17 часов)

Знакомство. Введение в мир психологии. Как зовут ребят моего класса. Зачем мне нужно ходить в школу. Я в школе. Мой класс. Какие ребята в моем классе. Мои друзья в классе. Мои успехи в школе. Моя «учебная сила».

Раздел 2. Мои чувства (16 часов)

Радость. Что такое мимика. Радость. Как ее доставить другому человеку. Жесты. Радость можно передать прикосновением. Радость можно подарить взглядом. Грусть. Страх. Страх. Его относительность. Как справиться со страхом. Страх и как его преодолеть. Гнев. С какими чувствами он дружит. Может ли гнев принести пользу. Обида. Разные чувства. Итоговое занятие.  


















































Календарно-тематическое планирование, 1 класс, 33 часа

№ п/п

№ занятия в теме

Тема занятия

Дата

План

Дата

Факт

1

1

Я школьник. Знакомство.



2

2

Введение в мир психологии.



3

3

Я рисую свой мир.



4

4

Как зовут ребят моего класса.



5

5

Игры на коммуникацию.



6

6

Зачем мне нужно ходить в школу.



7

7

Я в школе.



8

8

Мой класс



9

9

Какие ребята в моем классе.



10

10

Мои друзья в классе.



11

11

Мои успехи в школе.



12

12

Моя «учебная сила»



13

13

Диагностика уровня сформированности регулятивных УУД



14

14

Диагностика уровня сформированности личностых УУД



15

15

Диагностика уровня сформированности коммуникативных УУД



16

16

Диагностика уровня сформированности познвательных УУД



17

17

Арт-терапевтическое занятие.



18

1

Мои чувства. Радость.



19

2

Что такое мимика.



20

3

Как доставить радость другому человеку.



21

4

Жесты.



22

5

Радость можно передать прикосновением.



23

6

Радость можно передать взглядом.



24

7

Грусть.



25

8

Страх.



26

9

Страх. Его относительность.



27

10

Как справиться со страхом.



28

11

Способы и техники преодоления страха.



29

12

Гнев.



30

13

С какими чувствами дружит гнев.



31

14

Может ли гнев принести пользу.



32

15

Обида. Разные чувства.



33

16

Итоговое занятие. Чему я научился.









Кроме того, можно добавить раздел «Тематическое планирование», но к моим программам строго требования в этом нет.

В заключении, хочу привести примеры программ, которые психолог может взять на вооружение:

Н.А. Криволапова «Внеурочная деятельность» 5-8 классы

С.В. Коноваленко «Развитие познавательной деятельности учащихся 6-8, 9-11 лет» и другие (СЛАЙД с представленными программами).


Спасибо за внимание!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!