СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Новые технологии на уроках математики

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из главных целей образования  является повышение педагогического мастерства преподавателя путём освоения современных технологий обучения и воспитания. 

Просмотр содержимого документа
«Новые технологии на уроках математики»

Новые технологии на уроках математики

Трусова Мария Пвавловна

МКОУ Новонадеждинская СОШ

[email protected]


Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню,

Дай мне действовать самому, и я научусь.

Древнекитайская мудрость.


Одной из главных целей образования является повышение педагогического мастерства преподавателя путём освоения современных технологий обучения и воспитания. В моём понимании технология – это символ упорядоченности, логичности, целенаправленности, ясности целей и средств – основа педагогических действий, направленных на всестороннее развитие личности учащегося.

Применяя новые педагогические технологии на уроках, процесс обучения математики можно рассматривать с новой точки зрения и осваивать психологические механизмы формирования личности, добиваясь более качественных результатов. Особое значение математики в умственном воспитании и развитии отметил ещё в XVIII в. М. В. Ломоносов: «Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит».

Отношение учащихся к тому или иному предмету определяется различными факторами: индивидуальными особенностями личности, особенностями самого предмета, методикой его преподавания.. Но сама по себе математика ум учащегося в порядок не приводит. Всё зависит от ориентации обучения, способа преподавания. И ни одна другая дисциплина не может конкурировать с возможностями математики в воспитании мыслящей личности.

Как поддержать у обучающихся интерес к изучаемому материалу и активизировать их в течение всего урока, чтобы роль преподавателя состояла не в том, как яснее и красочнее, чем в учебнике сообщить необходимую информацию, а в том, чтобы стать организатором познавательной деятельности, где главное действующее лицо обучающийся. Учитель при этом организовывает и управляет учебной деятельностью.

Введение новых технологий вносит радикальные изменения в систему образования: ранее ее центром являлся преподаватель, а теперь – обучающийся. Это дает возможность каждому обучающемуся обучаться в подходящем для него темпе и на том уровне, который соответствует его способностям.

В своей практике я использую следующие современные образовательные технологии или их элементы:

Технология уровневой дифференциации

Дифференциация способствует более прочному и глубокому усвоению знаний, развитию индивидуальных способностей, развитию самостоятельного творческого мышления. Разноуровневые задания облегчают организацию занятия в классе, создают условия для продвижения обучающихся в учебе в соответствии с их возможностями. Работая дифференцированно с обучающимися, вижу, что их внимание не падает на уроке, так как каждому есть посильное задание, «сильные» обучающиеся не скучают, так как всегда им дается задача, над которой надо думать. Ребята постоянно заняты посильным трудом. У меня как у учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных обучающихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные обучающиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации.

Игровые технологии

Я считаю, что использование на уроках игровых технологий обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Так включение в урок игровых моментов делает процесс обучения более интересным, создает у обучающихся хорошее настроение, облегчает преодолевать трудности в обучении. Я использую их на разных этапах урока. Так в начале урока включаю игровой момент «Отгадай тему урока», при закреплении изученного материала – «Найди ошибку», кодированные упражнения. Так же мною разработаны викторины, часы занимательной математики. Всё это направлено на расширение кругозора обучающихся, развитие их познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков.

Тестовые технологии

Важнейшим показателем качества образования является объективная оценка учебных достижений обучающихся. Этот показатель важен как для всей системы образования, так и для каждого отдельного обучающегося.

Выявление уровня учебных достижений осуществляется тестированием, при проведении которых все обучающиеся находятся в одинаковых условиях. Практическое использование современных педагогических тестов дает обучающимся возможность объективно оценить уровень своих знаний и определить свое место (рейтинг) среди других обучающихся, проконтролировать уровень усвоения того или иного раздела школьной программы, самостоятельно потренироваться в выполнении заданий различного уровня усвоения и сложности, систематизировать знания по математике.

Основная цель тестирования — получение достоверной и объективной информации об уровне подготовленности школьников.

В своей практике тесты использую на различных этапах урока, при проведении уроков разных типов, в ходе индивидуальной, групповой и фронтальной работы, в сочетании с другими средствами и приемами обучения.

В своей работе использую следующие виды тестов: 1) тесты предполагающие заполнение пропусков таким образом, чтобы получилось верное (истинное) высказывание.

2) Во втором виде тестов обучающиеся должны дать ответ «истинно» или «ложно» («верно» или «неверно») на каждое из предложенных высказываний. Обучающиеся при ответе на данный вид тестов должны проявить умения рассуждать, делать соответствующие выводы, показать умения верно сформулировать предложение и показать отличие от неверного. Этот вид тестов хотя и ограничивается односложными ответами, однако отражает знания фактического материала, без которого нет дальнейшего продвижения в изучении курса математики. Формулировки предложений обучающиеся могут либо знать, либо не знать, а заполнение в них пропусков показывает полноту и точность этих знаний.

3) В третьем виде тестов предлагается на выбор несколько ответов, среди которых есть верный ответ, неверный и ответ, предлагающий отказ от выполнения задания. Успешное выполнение Т-3 свидетельствует о наличии у обучающихся связей между знаниями в пределах не только одной темы, а всего курса. К тому же простота формулировок заданий предоставляет учителю возможность обнаружить ход рассуждений и степень глубины знаний обучающихся, сделать более объективную оценку уровня обученности и усвоения школьниками проверяемого материала. Кроме вышеперечисленных в свою работу включаю такие виды тестов как: установочный тест – направлен на оценку уровня знаний в начале обучения; диагностические тесты – направленные на определение трудностей обучения.

Тестовая технология помогает при контроле знаний обучающихся. Тест обеспечивает субъективный фактор при проверке результатов, а так же развивает у ребят логическое мышление и внимательность. Тестовые задания различаются по уровню сложности и по форме вариантов ответов. Использование тестовых заданий позволяет осуществить дифференциацию и индивидуализацию обучения обучающихся с учетом их уровня познавательных способностей.

Информационно-коммуникационные технологии

На сегодняшний день информационно – коммуникационные технологии занимают всё большее и большее место в образовательном процессе. Главным преимуществом этих технологий является наглядность, так как большая доля информации усваивается с помощью зрительной памяти, и воздействие на неё очень важно в обучении. Информационные технологии помогают сделать процесс обучения творческим и ориентированным на учащегося. ИКТ использую на уроках, применяя образовательные и обучающие программы, создаю к урокам презентации, использую мультимедийное оборудование для показа видео по различным темам разделов курса математики.

Использование ИКТ на уроках математики мне позволяет: сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счёт богатства мультимедийных возможностей; эффективно решать проблему наглядности обучения; расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для обучающихся. Замечено, что обучающиеся проявляют большой интерес к теме, когда при объяснении нового материала применяются презентации. Даже пассивные обучающиеся с огромным желанием включаются в работу.

Использую ИКТ на разных этапах урока: устный счёт, при объяснении нового материала; при закреплении, повторении, на этапе контроля. Бесспорно, на подготовку урока с использованием новых мультимедийных технологий нужно затратить больше времени, чем на подготовку урока стандартного, но как точно заметил Сухомлинский, «учитель, готовится к хорошему уроку всю жизнь... Такова духовная и философская основа нашей профессии и технологии нашего труда: чтобы открыть перед учениками искорку знаний, учителю надо впитать море света, ни на минуту не уходя от лучей вечно сияющего солнца знаний, человеческой мудрости».

Здоровьесберегающие технологии

Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных и контрольных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении. При подготовке и проведении урока учитываю: дозировку учебной нагрузки; построение урока с учетом динамичности обучающихся, их работоспособности; соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, хорошая освещенность, чистота); благоприятный эмоциональный настрой; профилактика стрессов (работа в парах, группах, стимулирование обучающихся); оздоровительные моменты и смена видов деятельности на уроке, помогающие преодолеть усталость, уныние, неудовлетворительность; соблюдаю организацию учебного труда (подготовка доски, четкие записи на доске, применение ИКТ).

Проектно-исследовательская деятельность - деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Исследование в сфере образования учебное. Это означает, что его целью является развитие личности, а не получение нового результата, как в «большой» науке. В образовании цель исследовательской деятельности - самостоятельное получение знаний, являющихся новыми для конкретного учащегося. Учебный проект или исследование с точки зрения педагога - это средство, которое учит целеполаганию и планированию деятельности обучающегося, самоанализу и рефлексии, презентации продукта проектирования, поиску и отбору актуальной информации для проведения исследования.

Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим обучающимся, когда найденный способ решения проблемы носит практический характер, имеет важное прикладное значение, интересен и значим.

Технология развития критического мышления.

Фазы урока по технологии критического мышления таковы:

1. Вызов - пробуждение имеющихся знаний, интереса к полученной информации. На стадии вызова актуализируется опыт, формулируются вопросы, на которые хочется получить ответ. 2. Осмысление содержания (получение новой информации). Вторая стадия урока - смысловая, где даются новые знания для создания мотивации и целеполагания. 3. Рефлексия.

Существуют различные приемы, раскрывающие технологию развития критического мышления, такие как:

  • составление   списка «корзина идей, понятий, имён…»

  • рассказ- предположение   по ключевым словам;

  • составление синквейнов;

  • прием «инсерт» (чтение с метками на полях)

В последнее время в своей практике я использую прием составление кластера. Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

Слово «кластер» в переводе означает «пучок», «созвездие».

Кластер – педагогический метод, который развивает вариантность мышления, способность устанавливать всесторонние связи и отношения изучаемой темы (понятие, явление, событие). Цель: подготовить учащихся к восприятию новой информации

Последовательность действий проста и логична: посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы; вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «планеты и ее спутники»); по мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.

Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации.

Кластер используется нами на разных этапах урока:

- в начале – для стимулирования мыслительной деятельности;

- на этапе ознакомления с новым материалом или для закрепления его – для структурирования этого материала;

- на этапе обобщения, повторения большой темы – для подведения итогов того, что учащиеся изучили.

Стратегия «Синквейн»

Синквейн - нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строк, используется на этапе рефлексии.


Это специальным образом созданный стих, раскрывающий сущность того или иного понятия:

1-я строка – существительное;

2-я строка – два прилагательных, характеризующих существительное;

3-я строка – 3 глагола, характеризующих существительное

4-я строка – фраза, раскрывающая сущность существительного

5. строка – существительное-синоним.

Эта стратегия полезна в качестве:

  • инструмента синтезирования информации;

  • средства оценки понятийного аппарата;

  • средства творческой выразительности учеников.


Только сбалансированное применение всех технологий позволит активизировать познавательный интерес учащихся, развивать их творческие способности, стимулирует умственную деятельность, побуждает  к исследовательской деятельности.

Использование вышеперечисленных современных образовательных технологий позволяет мне повысить эффективность учебного процесса, помогают достигать лучшего результата в обучении математике, повышают познавательный интерес к предмету.

Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. Моя задача, как учителя, организовать учебную деятельность таким образом, чтобы полученные знания на уроке обучающимися были результатом их собственных поисков. Но эти поиски необходимо организовать, при этом управлять обучающимися, развивать их познавательную активность.


Список литературы.
  1. Зайцева С.А. Современные информационные технологии в образовании. http://sgpu2004.narod.ru/infotek/infotek2.htm.


  1. Кайнова Э.Б. Качество образования и способы его измерения. М., Баллас, 2006.


3. Коротков Э.М. Управление качеством образования. М., Gaudeamus, 2007.


  1. Инновации в общеобразовательной школе. Методы обучения. Сборник научных трудов. Под ред. А.В.Хуторского. М., 2006.


5. И.В. Никишина. Инновационные педагогические технологии и организация

учебно-воспитательного и методического процессов в школе. «Учитель»,

Волгоград, 2009.



  1. Современные педагогические технологии как средство повышения

эффективности процесса обучения. Методический лекторий, Москва, 2009



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!