СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нравственные проблемы в творчестве В.Г. Распутина и В.П. Астафьева

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Нравственные проблемы в творчестве В.Г. Распутина и В.П. Астафьева»

Лекция № 55

НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ТВОРЧЕСТВЕ В.Г. РАСПУТИНА И В.П. АСТАФЬЕВА


ПЛАН:

  1. Факты биографии В.Г. Распутина

  2. Нравственно-философские вопросы в повести «Прощание с Матёрой»

  3. Факты биографии В.П. Астафьева

  4. Нравственные вопросы в произведениях «Царь-рыба», «Печальный детектив», «Людочка».



Нравственность – термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда – этики. Внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.


  1. Факты биографии В.Г. Распутина

Валентин Григорьевич Распутин (15 марта 1937, село Усть-Уда, Восточно-Сибирская область – 14 марта 2015 года, Москва) — русский советский писатель и публицист, общественный деятель. Один из наиболее значительных представителей «деревенской прозы».

С двух лет жил в деревне Аталанка Усть-Удинского района. Окончив местную начальную школу, вынужден был один уехать за пятьдесят километров от дома, где находилась средняя школа, об этом периоде впоследствии будет создан знаменитый рассказ «Уроки французского» (1973).

После школы поступил на историко-филологический факультет Иркутского государственного университета. В студенческие годы стал внештатным корреспондентом молодёжной газеты. Один из его очерков обратил на себя внимание редактора. Позже этот очерк под заголовком «Я забыл спросить у Лёшки» был опубликован в альманахе «Ангара» в 1961 году.

В 1965 году показал несколько новых рассказов приехавшему в Читу на совещание молодых писателей Сибири Владимиру Чивилихину, который стал «крёстным отцом» начинающего прозаика. Среди русских классиков своими учителями Распутин считал Достоевского и Бунина.

С 1966 года — профессиональный литератор, с 1967 года — член Союза писателей СССР.

1966 год был ознаменован выходом сразу трёх сборников очерков и рассказов: «Продаётся медвежья шкура», «Край возле самого неба» и «Костровые новых городов». Главное в этих произведениях – раскрытие таёжной романтики и волевых характеров людей, которые живут в тесной связи с окружающей их сибирской природой.

В полную силу талант писателя раскрылся в повести «Последний срок» (1970), заявив о зрелости и самобытности автора.

Затем последовали: рассказ «Уроки французского» (1973), повести «Живи и помни» (1974) и «Прощание с Матёрой» (1976).

В 1981 году вышли новые рассказы: «Наташа», «Что передать вороне?», «Век живи — век люби».

Появление в 1985 году повести «Пожар», отличающейся остротой и современностью проблемы, вызвало большой интерес у читателя.

В последние годы писатель много времени и сил отдавал общественной и публицистической деятельности, не прерывая творчества. В 1995 году вышли в свет его рассказ «В ту же землю»; очерки «Вниз по Лене-реке». На протяжении 1990-х годов Распутин опубликовал ряд рассказов из «Цикла рассказов о Сене Позднякове»: «Сеня едет» (1994), «Поминный день» (1996), «Вечером» (1997).

В 2013 году с Виктором Кожемяко опубликовал книгу «Эти двадцать убийственных лет».


  1. Нравственно-философские вопросы в повести «Прощание с Матёрой»

Действие книги происходит в 1960-х годах в деревне Матёра, расположенной на одноимённом острове посередине реки Ангары. В связи со строительством Братской ГЭС деревня должна быть затоплена, а жители переселены.

Многие люди не хотят оставлять Матёру, в которой провели всю свою жизнь. Это преимущественно старики, принимающие согласие на затопление деревни как измену предкам, похороненным в родной земле. Главная героиня, Дарья Пинигина, белит свою избу, которую через несколько дней предаст огню санитарная бригада, и не соглашается, чтобы сын перевёз её в город. Старушка не знает, что будет делать после гибели деревни, боится перемен. В аналогичной ситуации находятся другие старики, которые уже не в состоянии привыкнуть к городской жизни. Сосед Дарьи, Егор, вскоре после отъезда в город умирает, а его жена, Настасья, возвращается в Матёру.

Гораздо легче переносит прощание с родной землёй молодёжь — внук Дарьи, Андрей, или её соседка, Клавка. Молодое поколение верит, что в городе найдёт лучшую жизнь, не ценит родной деревни, с лёгкостью разрывает свои связи с прошлым. В этом проявляется драматизм ситуации.

Старую жизнь символизирует фантастический персонаж — Хозяин Острова, «маленький, чуть больше кошки, ни на какого другого зверя не похожий зверёк», дух, который охраняет деревню и гибнет вместе с ней, а также царский листвень, мощное дерево, которое санитары-поджигатели так и не смогли ни свалить, ни сжечь.

Само название острова и деревни – Матёра – говорит о некой мощи и материнском начале. Тем трагичнее то, что и остров, и деревня, и листвень должны уйти под воду и стать легендой, как мифическая Атлантида.

Книга повествует не о судьбе отдельного человека или семьи, а о судьбе целой сибирской деревни, о борьбе старой и новой жизни, о традициях и современности. Автор связывает повествование о деревне с такими важнейшими проблемами времени, как взаимоотношение человека и природы, культуры и экологии. Задумывается над истоками и целью человеческого существования, проблемами охраны природы, техническим прогрессом, сохранностью накопленных богатств культуры, святостью чувства Родины.


  1. Факты биографии В.П. Астафьева

Виктор Петрович Астафьев (1 мая 1924 года, село Овсянка, Енисейская губерния, СССР — 29 ноября 2001 года, Красноярск, Россия) — русский писатель, драматург, эссеист. Герой Социалистического Труда (1989). Лауреат двух Государственных премий СССР (1978, 1991) и трёх Государственных премий России (1975, 1995, 2003). Член Союза писателей СССР. Участник Великой Отечественной войны.

Еще когда Виктор был ребенком, его отца арестовали, а мать умерла во время одной из поездок к мужу. Детство Виктор Астафьев провел с бабушкой и дедом. Об этом времени у писателя осталось много светлых воспоминаний, которые позже он описал в автобиографии.

После того, как отец Виктора вышел из тюрьмы и еще раз женился, семья переехала в город Игарка Красноярского края. Когда отец попал в больницу, а новая семья отвернулась от Виктора, он оказался в буквальном смысле на улице. Проскитавшись два месяца, был направлен в детский дом.

В 1942 году Астафьев добровольно ушел на фронт. В Новосибирской пехотной школе он обучился военному делу. А уже в 1943 году отправился воевать. Сменив несколько видов деятельности, до конца войны был обычным рядовым солдатом. За время службы Астафьев был удостоен медали «За отвагу», ордена «Красной Звезды».

Когда война закончилась, Астафьев женился на писательнице Марии Корякиной, вместе с ней поселился в городе Чусовой Пермской области. Проживая там, он сменил несколько профессий: был слесарем, учителем, кладовщиком, работал на местном мясокомбинате. Однако кроме работы Виктор интересовался литературой: даже был постоянным членом литературного кружка.

Впервые рассказ Астафьева был напечатан в 1951 году («Гражданский человек»). В том же году Виктор стал работать в газете «Чусовский рабочий», это место не покидал 4 года. Для газеты Астафьев написал множество статей, очерков, рассказов, его литературный талант начал раскрываться все полнее. В 1953 году была опубликована книга Астафьева «До будущей весны».

А в 1958 году в биографии Виктора Астафьева произошло важное событие – его приняли в Союз писателей. Для повышения своего литературного уровня Астафьев учился на Высших литературных курсах с 1959 по 1961 год.

Если кратко охарактеризовать произведения Виктора Астафьева, можно сказать, что они освещают военную, антисоветскую, деревенскую тематику.

За все время своей деятельности Астафьев написал множество произведений. Например, романы «До будущей весны», «Тают снега», «Прокляты и убиты» (роман был удостоен премии РФ в области литературы и искусства). Среди его повестей: «Стародуб», «Слякотная осень», «Так хочется жить», «Из тихого света», «Веселый солдат», «Васюткино озеро», «Царь-рыба».

В сборник «Последний поклон» вошли автобиографические рассказы Астафьева о жизни в сибирской деревне, которые он писал для детей.


  1. Нравственные вопросы в произведениях «Царь-рыба», «Печальный детектив», «Людочка».

Человек и природа, их единство и противоборство — основные темы произведения Астафьева «Царь-рыба», которое сам писатель обозначил как «повествование в рассказах». Эта книга была написана под впечатлением поездки автора по Красноярскому краю. Основная направленность повести, состоящей из двенадцати рассказов, — экологическая. Но Астафьев говорит в ней и об экологии души, когда «забылся в человеке человек». Писатель считает, что каждый человек лично ответствен за все, что совершается в мире.

  Опасность распада естественных связей человека с природой и с другими людьми — вот главная проблема, которая рассматривается в «Царь-рыбе». Любой человек, сделавший зло по отношению к миру, особенно к его беззащитным и наиболее ранимым представителям — детям, женщинам, старикам, животным, природе, — наказывается жизнью еще более жестоко.

Герой рассказа «Царь-рыба», давшего название всей книге, Игнатьич, старший брат Командора, в поединке с царь-рыбой, олицетворяющей природу, пережив глубокое потрясение, сумел спастись. Перед лицом надвигающейся смерти он вспоминает всю прожитую жизнь, вспоминает и наиболее горькое, постыдное — надругательство над девушкой. И свою встречу с царь-рыбой он воспринимает как кару за грех юности, за оскорбление женщины. «Прощенья, пощады ждешь? — спрашивает себя Игнатьич. — От кого? Природа, она, брат, тоже женского рода!.. Прими... все муки сполна за себя и за тех, кто сей момент под этим небом, на этой земле мучает женщину, учиняет над нею пакости». Это раскаяние, душевное очищение, осознание гибельности браконьерского отношения к жизни помогает освобождению Игнатьича.

Кто может раскаяться, прозреть, тот не потерян для жизни. Вот почему царь-рыба не забирает его с собой в холодную темную воду. Между миром природы и человеком устанавливаются отношения родства.


Роман «Печальный детектив» - захватывающее произведение. Читать его трудно, потому что слишком страшные картины описывает Астафьев. Но такие произведения нужно читать: они заставляют задуматься над смыслом жизни, чтобы не прошла она бесцветно и пусто.

Реализм Астафьева всегда отличался своей суровостью и даже жестокостью. Роман был он принят читателями по-разному. Одни говорили: «Никакой это не роман, а всего лишь собранные страшные эпизоды жизни». Другие считали, что автор очернил действительность, создал уродливый портрет наших людей. А третьи благодарили за этот роман. На страницы романа выплеснулась острая боль автора за людей и беспокойство за будущее страны.

«Печальный детектив» - это сцепление разнородных новелл. Произведение состоит из воспоминаний бывшего оперативника, нынешнего пенсионера и будущего писателя – Леонида Сошина.

В романе автор не заостряет внимания на жизни самого Леонида. Значительное место уделяется воспоминаниям героя о тяжких преступлениях, о зверских и нечеловеческих поступках. Сталкиваются два понятия: добро и зло, то есть писатель поднимает жизненную проблему милосердия и жестокости.

Астафьев зафиксировал в «Печальном детективе» картину социального декаданса, жизненного упадка. Ничем не удерживаемая, звериная сила проявляется в четырех парнях, насилующих тетку Граню, в молодом пэтэушнике, что просто так, мимоходом, заколол трех человек; в другом «молодце», что, обиженный, взял и убил молодую женщину, разбивая, как орех, ее голову камнем; в ошалевшем шофере с Севера, что покатался на самосвале так, что убил молодую женщину и ребенка. Именно эта звериная жестокость в человеке больше всего и цепляла и мучила писателя.

В произведении также поднимается проблема семьи и воспитания в семье. Так порядочная, нормальная семья заимела троих детей. Но, не умея присмотреть за тремя, родили четвертого, который оказался лишним. Из-за ссоры родителей ребенок один остался дома и … погиб.

Астафьев заставляет нас, читателей, задуматься о том, какие мы, как мы живем, почему властвует в жизни зло, как его победить. И приводит нас к мысли, что всё происходит из семьи. Люди утратили возможность любить близких, ценить жизнь, дорожить общением друг с другом. Родители перестали заниматься воспитанием детей, в семьях царит жестокость и безразличие. Дети вырастают, и звериная жестокость, необузданная воспитанием, прорывается наружу в виде чудовищных преступлений.


Еще одни криком души Астафьева является его небольшое произведение  «Людочка».

Рассказ «Людочка» Астафьев создал в 1987 году. Произведение написано в рамках деревенской прозы. Изображая все ужасы города, Астафьев не идеализирует и саму деревню, показывает нравственный упадок людей.

В основе произведения лежит трагическая судьба девушки, начавшей в городе самостоятельную жизнь, но так и не нашедшей своего места в ней.

Закончив десять классов, Людочка уехала в город. Переночевав на вокзале, девушка пошла в парикмахерскую. Там она познакомилась со старой парикмахершей Гавриловной и напросилась к ней в ученицы. Гавриловна разрешила Людочке пожить у нее, переложив на девушку работу по дому. Людочка так и не выучилась на мастера, поэтому подрабатывала в парикмахерской уборщицей.

С работы девушка всегда добиралась через полузаброшенный парк вагонно-паровозного депо – «Вэпэвэрзэ». В центре парка находилась обросшая густыми зарослями канава со сточными водами, в которой плавал мусор. Парк был любимым местом «шпаны». Однажды, когда Людочка возвращалась через парк домой, на нее напал и изнасиловал Стрекач, главарь местной «шпаны». Не помня себя, Людочка едва добралась домой. Гавриловна заверила, что ничего страшного не случилось.

Людочка поехала домой, где её встретила мать. Та сразу поняла «какая беда с нею случилась», но не поддержала дочь, считая, что та должна справиться сама. Прогуливаясь у реки, Людочка увидела, что отчим плескается, как ребенок. Девушка догадалась, что у него не было детства. Ей захотелось выплакаться ему, может он ее и пожалеет, а утром Людочка вернулась в поселок.

Когда Людочка возвращалась с работы через парк, парни снова начали ее теснить. Девушка пообещала вернуться. Дома Людочка надела старое платье, отвязала веревку от деревенской торбы (раньше эта веревка была на ее люльке) и ушла в парк. Закинув веревку на тополь с кривым суком с мыслью: «никому до меня дела нет», она повесилась.

Людочку хоронили на городском кладбище. Поминки устроили у Гавриловны. Выпив водки, отчим Людочки отправился в парк, где в это время находилась компания Стрекача. Мужчина сорвал с уголовника крестик и, утащив в «непролазный бурьян», сбросил в сточную канаву.

О смерти Людочки и Стрекача не писали даже в местной газете, чтобы «не портить положительный процент сомнительными данными».

В рассказе «Людочка» Виктор Астафьев размышляет над вопросами одиночества в толпе, равнодушия людей друг к другу, затрагивает проблемы экологии, преступности, морального упадка общества.

Кто виноват в трагедии девушки? Мать, не сумевшая помочь дочери в трудную минуту жизни, забывшая о ней. Одноклассники, не проявлявшие к девочке никакого внимания, кроме пренебрежения. Сама Людмила, не нашедшая в себе сил противостоять жестокому, безумному миру зла и насилия, не научившаяся делиться радостью и бедой с близкими людьми, а значит оставшаяся в одиночестве со своими, как ей казалось, неразрешимыми проблемами.

Какова позиция автора? Астафьев утверждает, что в этом яростном мире выживает сильнейший. Необходимо становиться таковым с раннего детства, сопротивляясь обстоятельствам, уверенно идти к намеченной цели, не бояться трудностей и испытаний, иначе жизнь сомнёт тебя, лишит самого главного... Поэтому свою героиню автор называет Людочкой.

Она вызывает в душе сочувствие и сожаление: героиня с таким красивым и тёплым именем не превратилась в Людмилу, серьёзную и самостоятельную девушку. «Людмила» - «людям милая» - оказалась жертвой бездуховной жизни и собственной беспомощности. Гибель героини - страшное размышление о жизни и смерти.




СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


  1. Астафьев, Виктор Петрович [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org (дата обращения 25.04.2020).

  2. Астафьев Виктор Петрович [Электронный ресурс] – Режим доступа: https: https://a4format.ru (дата обращения 25.04.2020).

  3. Краткая биография В.П. Астафьева [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://obrazovaka.ru (дата обращения 25.04.2020).

  4. Литература: учебник для СПО : в 2 ч. Ч.2 / под ред. Г.А. Обернихиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 400 с.

  5. Распутин, Валентин Григорьевич [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org (дата обращения 25.04.2020).

  6. Распутин Валентин Григорьевич [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://a4format.ru (дата обращения 25.04.2020).

  7. Роговер Е.С. Русская литература ХХ века : учебное пособие / Е.С. Роговер. – СПб., М.: САГА : ФОРУМ, 2010. – 496 с.




4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!