О КЛЕВЕТЕ (по трудам великих просветителей)
Рассмотрев пагубное действие страсти гнева и рождаемого от него памятозлобия, можно, на основании учения святителя Тихона, сказать, что эти страсти не только сами по себе мучат душу христианина, но и открывают вход в нее другим страстям, и в первую очередь клевете и осуждению.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ КЛЕВЕТЫ
возникновение рождается
клеветы от памятозлобия
ДЕЙСТВИЕ КЛЕВЕТЫ
- открывает вход другим страстям
- человек подвергает свою душу смертельной опасности
- много зла приносит своим ближним
Если опытный педагог своими наставлениями может очень многих отвратить от заблуждений и привести к познанию истины, то клеветник своим злоречием, наоборот, заражает людей, отводит их от Бога и погубляет (5:341).
Для ученика очень важно иметь представление:
На что направлена деятельность клеветника?
Святитель Тихон Задонский говорит: «Деятельность клеветника направлена не на прекращение зла в мире, но на распространение его, а значит, на служение злу и на гибель своей души» (2:183; срав. 5:341).
И что особенно характерно: Живя беспечной жизнью, многие люди и не считают клевету за грех, а между тем она, по мысли святителя, хуже моровой язвы, потому что последняя переходит только на соприкасающихся с больными, аклевета заражает и даже умерщвляет гораздо большее число людей (4:162—163). По меткому сравнению святителя, как во время сильного ветра пожар бывает очень опасным, сожигающим дома и находящиеся в них вещи, так и необузданный язык всякое зло разносит по всему миру (4:163). Клевета есть мерзкий порок не только перед Богом, но и перед людьми.
СВОЙСТВА ЧЕЛОВЕКА-КЛЕВЕТНИКА
- помрачается ум
- угасает бдительность
- угасает вера в Бога-источника добра и святости
- находится во мраке и заблуждении(4:165).
- наносит вред своей душе
- умерщвляет свою душу
- предает вечному суду Божию
- не способен к богоугодной жизни
- в сердце отсутствует любовь к Богу и ближним
- склонен к злым делам и беззакониям
Какова участь, зараженного клеветой человека?
- теряет всякое доверие и уважение со стороны окружающих
- его презирают как лжеца и возмутителя мирной жизни
- клеветник постоянно носит в сердце смертоносный яд, повреждающий бессмертные и искупленные бесценной Кровью Сына Божия души (4:82).
Единственная цель клеветника - принести как можно больше горя, страданий и бед своим ближним. Человек, подверженный страсти клеветы, может быть опаснее страждущего проказой, поскольку этого больного многие знают и всячески удаляются от него, клеветника же не сразу можно распознать: он старается прикрыть свое злодеяние ложным благочестием и, подобно Иуде, предавшему Христа, предает неповинных на уничижение и поругание (4:267; срав. 5:160).
Схиархимандрит Иоанн (Маслов) приводит очень поучительный пример: Жили два человека, горячо любившие друг друга. И вот один из них позавидовал другому и начал распространять о нем в народе плохой слух: якобы последний живет не по-христиански, делает зло и хищением и ложью приобретает себе славу и честь. Вскоре эта клевета сделала свое дело. От этого человека отвернулись все друзья и знакомые, и он пришел в большую бедность. Впоследствии оклеветавший своего друга раскаялся и пришел просить у него прощения. Но тот ему сказал: «Возьми мешок лебяжьего пуха, в сильную бурю залезь на высокое дерево и вытряхни его, тогда и приходи ко мне». Последний все сделал, как ему было повелено, и думал, что этим самым он получил прощение. Но повелевший ему сделать это сказал: «Теперь иди и собери до единой пушинки», на это клеветник ответил: «Это невозможно, потому что ветер разнес пух по всей вселенной». И сказал ему бывший друг: «Так невозможно и мне вернуть ту славу и честь перед моими ближними, которые ты отнял у меня своей клеветой» )(Избранные письма и проповеди, с.162).
Нераскаянный клеветник, в конце концов, наследует ту же плачевную участь, что и египетский фараон или Аман, повешенный на той самой виселице, которую он приготовил для праведного Мардохея. "Слышите, наветники и злодеи, — взывает "русский Златоуст", — в яму впадают люди, которую для ближних ископывают; и яд сами испивают, который ради других приуготовляют; и сами тое зло страждут, в которое других вринуть хотят" (4:400—401).
СРЕДСТВА БОРЬБЫ С КЛЕВЕТОЙ
Человек, имеющий в сердце эту зловредную страсть, может, если того пожелает, с помощью Божией искоренить ее. В первую очередь для этого со стороны человека требуется контроль над самим собой и, в частности, над своим злым языком, который следует направлять не на зло и вред людям, а на прославление Имени Божия и охранение чести ближних
направить
контроль над собой на прославление имени Божия,
контроль над своим языком хранения чести ближних
Далее, в деле избавления от этого порока ученику может помочь смирение, которое способно удалить из души все греховное и привлечь к ней милость Божию (3:84—86). Благодаря осознанию своего ничтожества человек вновь становится на спасительный путь.
Необходимые для искоренения страсти клеветы духовные силы святитель Тихон советует черпать из евангельских примеров, и прежде всего из жизни и подвига Божественного Страдальца — Христа. Спасительные подвиги Сына Божия, по словам святителя Тихона, являются зеркалом, в котором желающий спастись сможет увидеть свои душевные изъяны и несовершенства. Обнаружив таковые в себе, человек должен немедленно удалить их "покаянием и сокрушением сердца" (5:162).
Литература
Иоанн (Маслов, схиархимандрит. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. М, 1995.
Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Избранные письма и проповеди. М., 2004.
Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. М., 1995.