СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"О клевете (по трудам великих просветителей)". Методическая разработка.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

"О клевете (по трудам великих просветителей)". Разработка раскрывает понятие "клеветы", ее свойства, действия, проявления, цель...Приведены средства борьбы с эти пороком.

Просмотр содержимого документа
«"О клевете (по трудам великих просветителей)". Методическая разработка.»

О КЛЕВЕТЕ (по трудам великих просветителей)

Рассмотрев пагубное действие страсти гнева и рождаемого от него памятозлобия, можно, на основании учения святителя Тихона, сказать, что эти страсти не только сами по себе мучат душу христианина, но и открывают вход в нее другим страстям, и в первую очередь клевете и осуждению.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ КЛЕВЕТЫ





возникновение рождается

клеветы от памятозлобия



ДЕЙСТВИЕ КЛЕВЕТЫ

- открывает вход другим страстям

- человек подвергает свою душу смертельной опасности

- много зла приносит своим ближним

Если опытный педагог своими наставлениями может очень многих отвратить от заблуждений и привести к познанию истины, то клеветник своим злоречием, наоборот, заражает людей, отводит их от Бога и погубляет (5:341).

Для ученика очень важно иметь представление:

На что направлена деятельность клеветника?

Святитель Тихон Задонский говорит: «Деятельность клеветника направлена не на прекращение зла в мире, но на распространение его, а значит, на служение злу и на гибель своей души» (2:183; срав. 5:341).

И что особенно характерно: Живя беспечной жизнью, многие люди и не считают клевету за грех, а между тем она, по мысли святителя, хуже моровой язвы, потому что последняя переходит только на соприкасающихся с больными, аклевета заражает и даже умерщвляет гораздо большее число людей (4:162—163). По меткому сравнению святителя, как во время сильного ветра пожар бывает очень опасным, сожигающим дома и находящиеся в них вещи, так и необузданный язык всякое зло разносит по всему миру (4:163). Клевета есть мерзкий порок не только перед Богом, но и перед людьми.

СВОЙСТВА ЧЕЛОВЕКА-КЛЕВЕТНИКА

- помрачается ум

- угасает бдительность

- угасает вера в Бога-источника добра и святости

- находится во мраке и заблуждении(4:165).

- наносит вред своей душе

- умерщвляет свою душу

- предает вечному суду Божию

- не способен к богоугодной жизни

- в сердце отсутствует любовь к Богу и ближним

- склонен к злым делам и беззакониям


Какова участь, зараженного клеветой человека?

- теряет всякое доверие и уважение со стороны окружающих

- его презирают как лжеца и возмутителя мирной жизни

- клеветник постоянно носит в сердце смертоносный яд, повреждающий бессмертные и искупленные бесценной Кровью Сына Божия души (4:82).


Единственная цель клеветника - принести как можно больше горя, страданий и бед своим ближним. Человек, подверженный страсти клеветы, может быть опаснее страждущего проказой, поскольку этого больного многие знают и всячески удаляются от него, клеветника же не сразу можно распознать: он старается прикрыть свое злодеяние ложным благочестием и, подобно Иуде, предавшему Христа, предает неповинных на уничижение и поругание (4:267; срав. 5:160).



Схиархимандрит Иоанн (Маслов) приводит очень поучительный пример: Жили два человека, горячо любившие друг друга. И вот один из них позавидовал другому и начал распространять о нем в народе плохой слух: якобы последний живет не по-христиански, делает зло и хищением и ложью приобретает себе славу и честь. Вскоре эта клевета сделала свое дело. От этого человека отвернулись все друзья и знакомые, и он пришел в большую бедность. Впоследствии оклеветавший своего друга раскаялся и пришел просить у него прощения. Но тот ему сказал: «Возьми мешок лебяжьего пуха, в сильную бурю залезь на высокое дерево и вытряхни его, тогда и приходи ко мне». Последний все сделал, как ему было повелено, и думал, что этим самым он получил прощение. Но повелевший ему сделать это сказал: «Теперь иди и собери до единой пушинки», на это клеветник ответил: «Это невозможно, потому что ветер разнес пух по всей вселенной». И сказал ему бывший друг: «Так невозможно и мне вернуть ту славу и честь перед моими ближними, которые ты отнял у меня своей клеветой» )(Избранные письма и проповеди, с.162).

Нераскаянный клеветник, в конце концов, наследует ту же плачевную участь, что и египетский фараон или Аман, повешенный на той самой виселице, которую он приготовил для праведного Мардохея. "Слышите, наветники и злодеи, — взывает "русский Златоуст", — в яму впадают люди, которую для ближних ископывают; и яд сами испивают, который ради других приуготовляют; и сами тое зло страждут, в которое других вринуть хотят" (4:400—401).


СРЕДСТВА БОРЬБЫ С КЛЕВЕТОЙ

Человек, имеющий в сердце эту зловредную страсть, может, если того пожелает, с помощью Божией искоренить ее. В первую очередь для этого со стороны человека требуется контроль над самим собой и, в частности, над своим злым языком, который следует направлять не на зло и вред людям, а на прославление Имени Божия и охранение чести ближних



направить


контроль над собой на прославление имени Божия,

контроль над своим языком хранения чести ближних



Далее, в деле избавления от этого порока ученику может помочь смирение, которое способно удалить из души все греховное и привлечь к ней милость Божию (3:84—86). Благодаря осознанию своего ничтожества человек вновь становится на спасительный путь.

Необходимые для искоренения страсти клеветы духовные силы святитель Тихон советует черпать из евангельских примеров, и прежде всего из жизни и подвига Божественного Страдальца — Христа. Спасительные подвиги Сына Божия, по словам святителя Тихона, являются зеркалом, в котором желающий спастись сможет увидеть свои душевные изъяны и несовершенства. Обнаружив таковые в себе, человек должен немедленно удалить их "покаянием и сокрушением сердца" (5:162).







Литература

  1. Иоанн (Маслов, схиархимандрит. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. М, 1995.

  2. Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Избранные письма и проповеди. М., 2004.

  3. Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. М., 1995.




0




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!