СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

О программе «Мы –друзья природы» и методическому пособию к ней

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Программа  обучения в экологической комнате «Мы –друзья природы» и методическое  пособие к ней «Организация работы по эколого-эстетическому воспитанию детей с нарушением интеллекта в условиях  детского дома-интерната» 

Просмотр содержимого документа
«О программе «Мы –друзья природы» и методическому пособию к ней»

Познаем мир вместе


О.В.Афанасьева

учитель

Государственное казенное учреждение

«Шадринский детский дом-интернат

для умственно отсталых детей»


Государственное казенное учреждение «Шадринский детский дом для умственно отсталых детей» Курганской области является стационарным учреждением социальной защиты, в которой проживают дети с 4 до 23 лет с нарушением интеллекта (F-71, F-72), опорно - двигательного аппарата, речевого развития. Все воспитанники являются инвалидами детства. Они находятся в условиях «социального сиротства» и нуждаются в постоянном уходе, медико-психологической помощи и коррекционно- воспитательной поддержке со стороны взрослых.

Начиная с 2011 года коллектив детского дома-интерната проводит работу по реализации Целевой программы Курганской области «Смогу жить самостоятельно» на 2011-2013 гг» Работа в данный момент в кабинете продолжается.

В рамках данной программы в учреждении оборудована и функционирует экологическая комната. Она предназначена для проведения мероприятий эколого-эстетической направленности, проведения системы наблюдений и ухода за живыми объектами.

Оформление экологической комнаты включает декоративное панно «Водопад», «Пальмы», «Лебеди» и т.д., фонтаны напольные и настольные «Веселые гномы», «У пруда», «Колодец» и т.д., картины «Попугаи», «Тигры», «В саду», «Ямальский пейзаж» и т.д., напольные фигурки « Зайчата», «Ежи», «Крокодил», «Грибы» и т.д.; аквариумы, комнатные растения, приживают два декоративных кролика (кролик породы «баранчик», ангорский длинношерстный кролик). Мир птиц представлен канарейками, волнистыми попугайчиками и попугаем карела. Весьма разнообразен мир комнатных растений: шеффлеры, несколько видов фикусов, кактусы, монстеры и т.д.

В аквариумах обитают представители тропических рыб ( зебрасомы, циклиды, розовые клоуны, сомы ит.д.)

(фото 1)

Эта, особым образом организованная среда, способствует снятию мышечного и психоэмоционального напряжения, тревожности. Она стимулирует познавательное и эколого-эстетическое развитие детей с нарушением интеллекта.

Вся коррекционно-воспитательная работа с воспитанниками в экологической комнате проводится по разработанной нами программе «Мы –друзья природы» и методическому пособию к ней «Организация работы по эколого-эстетическому воспитанию детей с нарушением интеллекта в условиях детского дома-интерната»

Целью программы явилось создание условий для максимально личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку с нарушением интеллекта в период социализации, приобщения его к миру природы и собственному внутреннему миру.

Задачи программы – расширение знаний и представлений детей о взаимодействии человека и природы; обогащение представлений и знаний детей о мире животных, растений, неживой природе; формирование практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе; формирование пониманий взаимодействия человека с окружающей средой, как разумного существа, способного охранять природу; воспитание толерантности, эстетического восприятия социальной действительности.

Программа предусматривает две формы организации работы с детьми с нарушением интеллекта детского дома-интерната: групповые занятия и самостоятельную деятельность.

Содержание работы включает следующие разделы: мир животных, мир растений, роль человека в природе.

Программа имеет следующую структуру, состоящую из взаимосвязанных между собой разделов:

Познавательные занятия. Включают темы: «Человек и природа», «Невидимая палитра», «Как растения путешествуют», «Кто как защищается», «Чей нос лучше» и т.д.

Просветительская работа. Включает организацию различных выставок – «Природа и фантазия», «Окно в природу», «Экология в картинках» и т.д.

Практические мероприятия. Заготовка кормов, изготовление кормушек, посадка растений, уход за ними, проведение экскурсий и т.д.

Познавательно-развлекательные мероприятия. КВН «Любимые животные», «Растительный мир родного края», « Наши пернатые друзья».

Все знания, полученные на занятиях в экологической комнате и в процессе ознакомления с окружающей средой», находят свое применение в разделе развлекательных мероприятий «Праздник Покрова», «День листопада», «Поле чудес», «Осенние нотки» и т.д.

(фото2)

В основе программы лежит зоотерапевтическая технология.

На занятиях используются разнообразные формы и методы работы с воспитанниками: экологические занятия, носящие зоотерапевтическую направленность («Гости морей и океанов», «Путешествие в Акваград», «Пернатые друзья человека», «Чистая клетка - здоровый зверек» и т.д.); экологические экскурсии («Путешествие в осенний сад», «Как деревья зимуют», «Зимняя тропинка в лес» и т.д.); уроки доброты («Защити зимою птиц», «Маленькая помощь большой природе» и т.д.); организация работы кружка экологии; ведение панорамы добрых дел (оформление сезонного экологического стенда); коллекционирование (сбор коллекции семян, плодов, гербарии, коллекции камней и т.д.); ведение календаря природы в каждой группе; экологические выставки (например, выставка поделок из природного материала); праздники и фестивали («Осенины», «День Нептуна», «Наша зеленая планета», «По тропинкам природы» и т.д.); игры и игры-путешествия ( «Путешествие в страну лекарственных трав», «Игра «Океания» и т.д.), чтение сказок и рассказов о природе (чтение рассказов М. Пришвина, В. Бианки, Э. Шима и т.д.); конкурсы рисунков («О чем нам поведала белочка», «Зимняя сказка», «Весна - Красна идет» и т.д.); ежедневные дежурства, выполнение поручений (чистка клеток, работа с календарем погоды, уборка в экологической комнате и т.д.) Воспитанники с нарушением интеллекта учатся ухаживать за животными, птицами, рыбками, знакомясь с их повадками, средой и местом обитания, правилами и последовательностью чистки клеток, правилами кормления. А также учатся наблюдать за живыми объектами, не нанося вреда их здоровью.

С воспитанниками от 12 до 18 леи проводятся различные занятия и праздники, как в экологической комнате, так и на территории детского дома. Воспитанники знакомятся с комнатными растениями, их строением. Они узнают, что у любого растения есть стебель, корень, листья, цветы, учатся сравнивать их по строению и внешнему виду, учатся наблюдениям в природе. Такие занятия дают возможность рассматривать, находить деревья и кустарники, устанавливать их сходство и различие.

(фото 3)

Наблюдения за птицами в кабинете экологии и во время прогулок дают возможность сравнивать, обобщать и устанавливать зависимость животных и птиц в экологической комнате от человека. Такие занятия способствуют развитию познавательного интереса, мышления, речи, памяти.

(фото 4)

В экологической комнате проводится система занятий способствующих формированию познавательного отношения к миру природы. Организуемые опыты со снегом, водой, песком, дают возможность познакомить воспитанников с нарушением интеллекта со свойствами снега, воды, песка, льда. Чтение произведений о природе К.Ушинского, В.Бианки, Н.Сладкого, М.Пришвина и других авторов, наблюдения, доступные пониманию воспитанников, опытов дают возможность развивать и поддерживать активность, инициативность, самостоятельность в поисковой познавательной деятельности.

На занятиях «Лесные доктора», «За здоровьем к Лесовичку», «Где живет лось», «Птицы нашего края» и т.п. воспитанники с нарушением интеллекта знакомятся с растительным и животным миром Зауралья, с Красной книгой Курганской области. Это дает возможность развивать познавательный интерес воспитанников с нарушением интеллекта, совершенствуются познавательные процессы.

Одним из направлений экологических мероприятий является природоохранительная работа. Например, акции «Очистим двор от мусора», «Помоги птицам зимой», «Посади дерево» и т.д.

Эта работа прививает воспитанникам с нарушением интеллекта гуманное, бережное, эмоционально-положительное отношение к природе, трудовые природоведческие навыки и привлекает социум к природоведческой деятельности. Цель этих акций привлечь воспитанников к проблеме сохранения живой природы на примере оказания помощи охраняемым территориям (например, заповедникам, паркам), птицам, животным, растениям на близлежащих природных территориях. Во время этих акций воспитанники вместе с взрослыми участвуют в весенних/осенних уборках, в благоустройстве территории, в заботе о пернатых. Такие акции проводятся на территории детского дома. За лучшую работу и активность участники акции награждаются различными призами, значками с тематическими эмблемами — это своеобразная благодарность за хорошо сделанную работу. Такое мероприятие вызывает у воспитанников с нарушением интеллекта радостное ощущение праздника, чувство собственной значимости и гордости за сделанную работу.

Летом с воспитанниками проводится конкурс по группам на лучшее оформление клумбы и прогулочных площадок детского дома-интерната, с ежегодным участием в городском смотре-конкурсе «Оформление дворика», по результатам которого было присвоено призовое первое место по

г. Шадринску.

(фото 5)

Воспитанники детского дома с интересом отражают свои знания в рисунках. Они приняли участие в конкурсах рисунков на темы: «Мир на моей ладони». «Природа вокруг нас», «Зимняя сказка», «Мы твои друзья природа», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Лесные фантазии», «Огород на окне» и т.д. Участие в конкурсах рисунка воспитывает у детей с нарушением интеллекта любовь к природе, развивает эстетические чувства (умение видеть красоту природы, восхищаться ею, желание сохранить её), формирует осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление. У воспитанников появляется желание общаться с природой, отражать свои впечатления в рисунках.

(фото 6)

Таким образом, систематическая и целенаправленная работа с воспитанниками детского дома-интерната по программе «Мы – друзья природы» в экологической комнате в сочетании с тематическими наблюдениями окружающего растительного и животного мира значительно обогащает эмоционально-чувственный опыт, расширяет представления об объектах, явлениях природы, знакомит с её многообразием и единством.

У воспитанников с нарушением интеллекта систематизируются представления об окружающем мире, формируется познавательный интерес, бережное отношение к окружающему миру, воспитываются навыки самостоятельности. Усвоенные знания, умения и навыки позволяют им устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми в социуме в зависимости от коммуникативной цели.

Фото 1 фото 2

Фото 3 фото 4

Фото 5 фото 6









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!