Объединение внеурочной деятельности по русскому языку
«Интересное в мире синтаксиса»
в 9 классе
Составитель:
Петроченкова Светлана Николаевна,
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
2020г.
Раздел 1.
Пояснительная записка
Рабочая программа лингвистического кружка (кружка по русскому языку) «Интересное в мире синтаксиса» - новая модель современного школьного курса, которая построена в основном на комплексной работе с текстом, что поможет уч-ся старших – 9-ых классов - подготовиться к итоговой аттестации – ОГЭ по русскому языку. Она включает в себя: теоретический материал, вопросы и задания практического характера, вопросы и задания занимательного характера.
Педагогическая целесообразность программы
Курс предназначен для подготовки обучающихся к итоговой государственной аттестации по русскому языку в более старших классах и систематизации и обобщению знаний по синтаксису в 9 классе. Программа составлена в соответствии с целями, сформулированными в Стандарте образования по предмету «Русский язык» и программе по русскому языку под редакцией Т.А. Ладыженской. Она предполагает формирование способности комплексно использовать знания по орфографии, синтаксису, пунктуации, лексике, словообразованию, морфологии, стилистике. Работа по написанию изложения и сочинения-рассуждения на лингвистическую тему направлена на совершенствование навыка комплексного анализа текста. Работа с тестами предполагает обобщающее повторение по предложенным для тестирования темам. Материал повторения строится по принципу возрастающей сложности. В программе предусмотрена работа по правильному заполнению бланков. Лингвистический кружок по русскому языку «Интересное в мире синтаксиса» предназначен для обучающихся 9 класса. В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в 9 классе. Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В соответствии с требованиями государственного стандарта у обучающихся в процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные.
Курс рассчитан на 17 часов за учебный год (2 раза в месяц – через неделю).
Контроль знаний осуществляется по итогам изучения основных разделов в виде практических работ. Системная подготовка к ОГЭ – основной результат изучения данного курса.
Цель программы:
- подготовить обучающихся к успешному прохождению государственной итоговой аттестации;
- формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ОГЭ, что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5-9 классах основной школы: освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка;
- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах;
- умение пользоваться различными лингвистическими словарями. ;
способствовать углубленному изучению синтаксиса и на его основе росту речевой культуры школьника.
Задачи:
1.Выработать навык комплексного анализа текста.
2.Совершенствовать навыки работы над изложением и сочинением.
3.Сформировать навык комплексного использования знаний по всем разделам русского языка (в рамках школьной программы).
4.Обобщить, систематизировать знания о предложении как единице синтаксиса на более высоком уровне, развивать интонационно выразительную рекчь, активизирвать все виды деятельности, связанные с совершенствованием устной и письменной речи, развивать логическое и абстрактное мышление.
5.Кроме того:
обобщение знаний по русскому языку, полученных в основной школе;
применение обобщённых знаний и умений при анализе текста;
углубление знаний о рассуждении - основном коммуникативном виде текста;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Данная рабочая программа отвечает требованиям федерального компонента государственного стандарта основного образования по русскому языку.
Достижение указанной выше цели и задач осуществляется в процессе формирования ключевых компетенций - языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой.
Механизм формирования лингворечевой компетенции:
использование основных видов чтения (ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе представленных в электронном виде;
анализ текста с точки зрения понимания его содержания и проблематики;
анализ текста с точки зрения характера смысловых отношений между его частями;
анализ особенностей использования лексических средств и средств выразительности;
тренинг в овладении орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами русского языка;
создание сочинения-рассуждения по данному тексту;
редактирование собственного текста;
применение в практике речевого общения основных норм современного русского языка, использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка;
соблюдение в практике письма основных норм языка;
использование в практике основных приёмов информационной переработки устного и письменного текста.
В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в 9 классе.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования.
В соответствии с требованиями государственного стандарта у обучающихся в процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные.
Курс рассчитан на 17 часов. Контроль знаний осуществляется по итогам изучения основных разделов в виде практических работ. Системная подготовка к ГИА (ОГЭ в 9 классе) – основной результат изучения данного курса.
Формы и режим занятий
Программа рассчитана на 17 часов в течение учебного года. Срок реализации программы - 1 год. Возраст учащихся 15-16 лет.
Помимо теоретических занятий программа предусматривает и практические занятия, и контроль при выполнении тестовых диагностических работ.
Ожидаемые результаты
Требования, предъявляемые к уровню подготовки выпускников.
Выполнение экзаменационной работы по русскому языку потребует от
выпускников следующих умений:
-активизировать, классифицировать языковые факты с целью обеспечения
различных видов речевой деятельности;
-оценивать языковые факты с точки зрения правильности, точности, уместности их
употребления;
-использовать основные приемы информационной переработки текста;
-оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления,
эффективности достижения поставленных задач;
-создавать собственное речевое высказывание в соответствии с поставленными
задачами;
-осуществлять речевой самоконтроль.
В результате изучения курса кружка «В мире текста» учащиеся должны уметь:
- самостоятельно подбирать и правильно использовать лингвистический и занимательный материал;
- обогащать свою речь и не переставать учиться языку у мастеров культуры;
- находить различия между предметной, понятийной и синонимической близостью предложений;
- владеть навыками стилистической правки текста;
- самостоятельно конструировать ту или иную синтаксико-стилистическую структуру предложения и использовать её в собственной речи;
- использовать синонимические варианты выражения одной и той же мысли.
Знать: основные единицы синтаксиса.
Изучив программу, ученики смогут успешно сдать итоговую аттестацию по русскому языку.
Эффективность обучения по данной программе будет зависеть от организации занятий, которые будут проводиться в форме уроков, сочетающихся с другими формами работы.
Использование системы упражнений и заданий этого курса позволяет не только расширить, но и углубить знания учащихся об особенностях стилистического употребления основных категорий речи. Предложенная система упражнений предусматривает последовательное нарастание трудностей в заданиях и повышение роли самостоятельности учащихся. Выполнение заданий предопределяет приёмы активного наблюдения и исследования стилистических структур. Наряду с серьёзными языковыми упражнениями даются и шуточные вопросы, загадки, каламбуры с целью развития у уч-ся языкового чутья. Теоретические сведения можно выбрать из лингвистической литературы, а из художественной – иллюстративный материал. Данный кус может подготовить учащихся к ОГЭ, по русскому языку, предназначен для учеников 9 класса.
Формы подведения итогов реализации программы:
- репетиционный экзамен по материалам Федерального официального сборника;
- тестирование по пройденному материалу;
- написание сжатого изложения;
- написание сочинения на лингвистическую тему.
Раздел 2.
Содержание программы
Тема 1. Построение сжатого изложения.
Сжатое изложение. Содержательные и языковые способы сокращения текста. Построение сжатого изложения. Редактирование изложения.
Обучающиеся должны знать:
Обучающиеся должны уметь:
точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
адекватно воспринимать авторский замысел;
вычленять главное в информации;
сокращать текст различными способами;
правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
находить и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.
Контроль знаний: построение сжатого изложения.
Тема 2. Средства выразительности речи.
Богатые возможности русского языка. Средства выразительности: лексические (синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически окрашенная лексика, термины, диалектизмы и др.); словообразовательные (стилистически окрашенные суффиксы и приставки); морфологические (различные морфологические варианты); синтаксические (неполные и односоставные предложения, ряды однородных членов, сравнительные обороты, вводные конструкции и др.); специальные изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические – тропы, средства экспрессивного синтаксиса). Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности.
Обучающиеся должны знать:
Обучающиеся должны уметь:
различать средства выразительности;
находить в тексте средства выразительности;
анализировать текст с точки зрения средств выразительности.
Контроль знаний: тренировочные упражнения.
Тема 3. Стилистика русского языка.
Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный; стиль художественной литературы. Виды стилистической окраски слов: функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.
Обучающиеся должны знать:
Обучающиеся должны уметь:
определять стилистическую принадлежность слов и выражений;
работать со стилистическими синонимами.
Контроль знаний: тренировочные упражнения.
Тема 4. Нормы русской орфографии.
Правописание корня слова. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Правописание н – нн в различных частях речи. Текстовые иллюстрации орфографических норм.
Обучающиеся должны знать:
Обучающиеся должны уметь:
Контроль знаний: тренировочные упражнения, практическая работа
Тема 5. Синтаксические и пунктуационные нормы.
Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение. Сложное предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.
Обучающиеся должны знать:
Обучающиеся должны уметь:
Контроль знаний: тренировочные упражнения; итоговая практическая работа.
Тема 6. Построение сочинения-рассуждения.
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Разработка содержания. Подбор обоснования лингвистического положения. Подбор примеров для обоснования лингвистического положения.
Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста и его фрагмента. Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения.
Обучающиеся должны знать: правила построения рассуждения на лингвистическую тему и рассуждения на основе анализа текста.
Обучающиеся должны уметь: подбирать примеры для обоснования лингвистического положения, подбирать примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста; правильно оформлять сочинение в композиционном и речевом отношении.
Контроль знаний: тренировочные упражнения; практические работы.
Раздел 3.
Учебно-тематическое планирование курса
лингвистического кружка «В мире текста»
№ п/п | Тема занятия | Виды работ |
1 | Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии ее оценивания. Построение сжатого изложения. | Лекция учителя с использованием электронной презентации, практические задания |
2 | Сжатое изложение. Редактирование изложения. | Слово учителя, написание сжатого изложения, работа с текстами изложений, взаимопроверка работ, редактирование текстов |
3 | Диагностическое тестирование (тестовые задания второй части экзаменационной работы). | |
4 | Средства выразительности речи. Стилистика русского языка. | Работа с выразительными средствами языка, тестирование. |
5 | Нормы русской орфографии. Орфограммы в корне, в приставках и суффиксах. | Работа с обобщающими таблицами, выборочный и объяснительный диктанты, проверочная работа, тестирование. |
6 | Н – нн в различных частях речи. | Комплексная работа с текстом, тестирование. |
7 | Синтаксические и пунктуационные нормы. Словосочетание. Виды подчинительной связи (согласование, управление, примыкание). | Слово учителя, практическая работа, работа с текстом, с таблицами, анализ предложений, тренировочные упражнения, тестирование. |
8 | Виды односоставных предложений. Грамматическая основа и способы выражения подлежащего и сказуемого. |
9 | Грамматическая основа и способы выражения подлежащего и сказуемого. |
10 | Характеристика предложений, синтаксический разбор. | Практическая работа. |
11 | Вводные слова и обращения. | Таблица, тестирование. |
12 | Обособленные определение и приложения. Обособленные обстоятельства. | Тестирование |
13 | Сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях. | Лекция, практическая часть. |
14 | Способы связи в сложных грамматических конструкциях (однородное, последовательное и параллельное подчинение). |
15 | Виды сочинений. Этапы работы над сочинением. Классификация грамматических и речевых ошибок. | Слово учителя, работа с текстами, построение сочинения-рассуждения, редактирование работ. |
16 | Построение сочинения-рассуждения. | Самостоятельная работа |
17 | Итоговое тестирование. | Практическая работа, проверочная. |
Литература
Для учителя:
1.Русский язык. Подготовка к ГИА-2014. 9 класс. Под редакцией Н.А. Сениной. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2013 год.
2.Г. Т. Егораева. Русский язык. ОГЭ – 2020 9 класс. Москва, «Экзамен», 2019 год.
3.Н.А. Сенина, С.В. Гармаш. Русский язык. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2020 год
4.Угроватова Т. Ю. Русский язык. Материалы для подготовки к итоговой аттестации. 9 класс. Москва, Просвещение, 2007 год.
5.Цыбулько И.П.,Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация - 2019: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме Федеральный институт педагогических измерений. Издательство Национальное образование.
6.Сычева В.П.Единый государственный экзамен: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Типовые тестовые задания: 10 вариантов заданий; Ответы; Критерии оценок ЕГЭ 9 класс. Издательство «Экзамен»
7.Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ 9 класс. Издательство «Экзамен»
8.Львова С.И., Замураева Т.И. ГИА 2012: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой форме) Государственная итоговая аттестация. Издательство «Эксмо».
9.Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания: Государственная итоговая аттестация (в новой форме) ГИА. Издательство «Экзамен»
10.Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru/
11.Работы учащихся
12.Тестовые задания по русскому языку 9 класс. Москва, «Сфера», 2005 год.
13.Презентация «Подготовка учащихся 9 класса к итоговой аттестации по русскому языку в новой форме»
14.Презентация «Современные подходы к написанию сжатого изложения и сочинения-размышления на ГИА в 9-м классе»
15.Презентация «Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему»
Для учащихся:
Учебник: Русский язык . 9 класс. Авторы М.М. Разумовская, В.И. Капинос, С.И.Львова,БогдановаАхременкова Л. А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык: 9 класс / Л. А. Ахременкова. - М.: Просвещение, 2006.
Лидман-Орлова Г. К. Учимся писать изложения / Г. К. Лидман-Орлова. - М.: Дрофа, 2006.
Селезнева Л. Б. Русский язык. Орфография и пунктуация. Обобщающие алгоритм и упражнения / Л. Б. Селезнева. - М.: Просвещение, 2006.
Русский язык. Подготовка к ОГЭ -2020. 9 класс. Под редакцией Н.А. Сениной. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2019 год.
Г. Т. Егораева. Русский язык. ГИА – 2012 9 класс. Москва, «Экзамен», 2012 год.
Н.А. Сенина, С.В. Гармаш. Русский язык. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2019 год
Угроватова Т. Ю. Русский язык. Материалы для подготовки к итоговой аттестации. 9 класс. Москва, Просвещение, 2007 год.
8. ФИПИ: http://www.fipi.ru/
9.Сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Е.А. : http://www.saharina.ru/gia/test.php?name=gia35.xml
Приложение к рабочей программе
Календарно-тематическое планирование
кружка «Интересное в мире синтаксиса» для 9 класса.
№ урока | Тема занятия | Количество часов | Дата прохождения темы |
по плану | по факту |
| I четверть | | | |
1 | Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии ее оценивания. Построение сжатого изложения. | 1 | | |
2 | Сжатое изложение. Редактирование изложения. | 1 | | |
3 | Диагностическое тестирование (тестовые задания второй части экзаменационной работы). | 1 | | |
4 | Средства выразительности речи. Стилистика русского языка. | 1 | | |
| II четверть | | | |
5 | Нормы русской орфографии. Орфограммы в корне, в приставках и суффиксах. | 1 | | |
6 | Н – нн в различных частях речи. | 1 | | |
7 | Синтаксические и пунктуационные нормы. Словосочетание. Виды подчинительной связи (согласование, управление, примыкание). | 1 | | |
8 | Виды односоставных предложений. Грамматическая основа и способы выражения подлежащего и сказуемого. | 1 | | |
| III четверть | | | |
9 | Грамматическая основа и способы выражения подлежащего и сказуемого. | 1 | | |
10 | Характеристика предложений, синтаксический разбор. | 1 | | |
11 | Вводные слова и обращения. | 1 | | |
12 | Обособленные определение и приложения. Обособленные обстоятельства. | 1 | | |
13 | Сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях. | 1 | | |
14 | Способы связи в сложных грамматических конструкциях (однородное, последовательное и параллельное подчинение). | 1 | | |
| IVчетверть | | | |
15 | Виды сочинений. Этапы работы над сочинением. Классификация грамматических и речевых ошибок. | 1 | | |
16 | Построение сочинения-рассуждения. | 1 | | |
17 | Итоговое тестирование. | 1 | | |