СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Объединение внеурочной деятельности по русскому языку «Интересное в мире синтаксиса» в 9 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа лингвистического кружка (кружка по русскому языку) «Интересное в мире синтаксиса» - новая модель современного школьного курса, которая построена в основном на комплексной работе с текстом, что поможет уч-ся старших – 9-ых  классов -  подготовиться к итоговой аттестации – ОГЭ по русскому языку. Она включает в себя: теоретический материал, вопросы и задания практического характера, вопросы и задания занимательного характера.

Просмотр содержимого документа
«Объединение внеурочной деятельности по русскому языку «Интересное в мире синтаксиса» в 9 классе»







Объединение внеурочной деятельности по русскому языку

«Интересное в мире синтаксиса»

в 9 классе















Составитель:

Петроченкова Светлана Николаевна,

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории











2020г.





Раздел 1.

Пояснительная записка

Рабочая программа лингвистического кружка (кружка по русскому языку) «Интересное в мире синтаксиса» - новая модель современного школьного курса, которая построена в основном на комплексной работе с текстом, что поможет уч-ся старших – 9-ых классов - подготовиться к итоговой аттестации – ОГЭ по русскому языку. Она включает в себя: теоретический материал, вопросы и задания практического характера, вопросы и задания занимательного характера.

Педагогическая целесообразность программы

Курс предназначен для подготовки обучающихся к итоговой государственной аттестации по русскому языку в более старших классах и систематизации и обобщению знаний по синтаксису в 9 классе. Программа составлена в соответствии с целями, сформулированными в Стандарте образования по предмету «Русский язык» и программе по русскому языку под редакцией Т.А. Ладыженской. Она предполагает формирование способности комплексно использовать знания по орфографии, синтаксису, пунктуации, лексике, словообразованию, морфологии, стилистике. Работа по написанию изложения и сочинения-рассуждения на лингвистическую тему направлена на совершенствование навыка комплексного анализа текста. Работа с тестами предполагает обобщающее повторение по предложенным для тестирования темам. Материал повторения строится по принципу возрастающей сложности. В программе предусмотрена работа по правильному заполнению бланков. Лингвистический кружок по русскому языку «Интересное в мире синтаксиса» предназначен для обучающихся 9 класса. В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в 9 классе. Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В соответствии с требованиями государственного стандарта у обучающихся в процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные.

Курс рассчитан на 17 часов за учебный год (2 раза в месяц – через неделю).

Контроль знаний осуществляется по итогам изучения основных разделов в виде практических работ. Системная подготовка к ОГЭ – основной результат изучения данного курса.



Цель программы:

- подготовить обучающихся к успешному прохождению государственной итоговой аттестации;

- формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ОГЭ, что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5-9 классах основной школы: освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка;

- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах;

- умение пользоваться различными лингвистическими словарями. ;

способствовать углубленному изучению синтаксиса и на его основе росту речевой культуры школьника.

Задачи:

1.Выработать навык комплексного анализа текста.

2.Совершенствовать навыки работы над изложением и сочинением.

3.Сформировать навык комплексного использования знаний по всем разделам русского языка (в рамках школьной программы).

4.Обобщить, систематизировать знания о предложении как единице синтаксиса на более высоком уровне, развивать интонационно выразительную рекчь, активизирвать все виды деятельности, связанные с совершенствованием устной и письменной речи, развивать логическое и абстрактное мышление.

5.Кроме того:

  • обобщение знаний по русскому языку, полученных в основной школе;

  • применение обобщённых знаний и умений при анализе текста;

  • углубление знаний о рассуждении - основном коммуникативном виде текста;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.


Данная рабочая программа отвечает требованиям федерального компонента государственного стандарта основного образования по русскому языку.

Достижение указанной выше цели и задач осуществляется в процессе формирования ключевых компетенций - языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой.

Механизм формирования лингворечевой компетенции:

  • использование основных видов чтения (ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

  • извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе представленных в электронном виде;

  • анализ текста с точки зрения понимания его содержания и проблематики;

  • анализ текста с точки зрения характера смысловых отношений между его частями;

  • анализ особенностей использования лексических средств и средств выразительности;

  • тренинг в овладении орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами русского языка;

  • создание сочинения-рассуждения по данному тексту;

  • редактирование собственного текста;

  • применение в практике речевого общения основных норм современного русского языка, использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка;

  • соблюдение в практике письма основных норм языка;

  • использование в практике основных приёмов информационной переработки устного и письменного текста.

В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в 9 классе.

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования.

В соответствии с требованиями государственного стандарта у обучающихся в процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные.

Курс рассчитан на 17 часов. Контроль знаний осуществляется по итогам изучения основных разделов в виде практических работ. Системная подготовка к ГИА (ОГЭ в 9 классе) – основной результат изучения данного курса.

Формы и режим занятий

Программа рассчитана на 17 часов в течение учебного года. Срок реализации программы - 1 год. Возраст учащихся 15-16 лет.

Помимо теоретических занятий программа предусматривает и практические занятия, и контроль при выполнении тестовых диагностических работ.

Ожидаемые результаты

   Требования, предъявляемые к уровню подготовки выпускников.

Выполнение экзаменационной работы по русскому языку потребует от

выпускников следующих умений:

-активизировать, классифицировать языковые факты с целью обеспечения

различных видов речевой деятельности;

-оценивать языковые факты с точки зрения правильности, точности, уместности их

употребления;

-использовать основные приемы информационной переработки текста;

-оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления,

эффективности достижения поставленных задач;

-создавать собственное речевое высказывание в соответствии с поставленными

задачами;

-осуществлять речевой самоконтроль.

В результате изучения курса кружка «В мире текста» учащиеся должны уметь:

- самостоятельно подбирать и правильно использовать лингвистический и занимательный материал;

- обогащать свою речь и не переставать учиться языку у мастеров культуры;

- находить различия между предметной, понятийной и синонимической близостью предложений;

- владеть навыками стилистической правки текста;

- самостоятельно конструировать ту или иную синтаксико-стилистическую структуру предложения и использовать её в собственной речи;

- использовать синонимические варианты выражения одной и той же мысли.

Знать: основные единицы синтаксиса.

Изучив программу, ученики смогут успешно сдать итоговую аттестацию по русскому языку.

Эффективность   обучения   по данной программе будет зависеть от организации занятий, которые будут проводиться в форме уроков, сочетающихся с другими формами работы.

Использование системы упражнений и заданий этого курса позволяет не только расширить, но и углубить знания учащихся об особенностях стилистического употребления основных категорий речи. Предложенная система упражнений предусматривает последовательное нарастание трудностей в заданиях и повышение роли самостоятельности учащихся. Выполнение заданий предопределяет приёмы активного наблюдения и исследования стилистических структур. Наряду с серьёзными языковыми упражнениями даются и шуточные вопросы, загадки, каламбуры с целью развития у уч-ся языкового чутья. Теоретические сведения можно выбрать из лингвистической литературы, а из художественной – иллюстративный материал. Данный кус может подготовить учащихся к ОГЭ, по русскому языку, предназначен для учеников 9 класса.





Формы подведения итогов реализации программы:

- репетиционный экзамен по материалам Федерального официального сборника;

- тестирование по пройденному материалу;

- написание сжатого изложения;

- написание сочинения на лингвистическую тему.

Раздел 2.

Содержание программы

Тема 1. Построение сжатого изложения.

Сжатое изложение. Содержательные и языковые способы сокращения текста. Построение сжатого изложения. Редактирование изложения.

Обучающиеся должны знать:

  • основные правила работы с текстом.

Обучающиеся должны уметь:

  • точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;

  • адекватно воспринимать авторский замысел;

  • вычленять главное в информации;

  • сокращать текст различными способами;

  • правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;

  • находить и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.

Контроль знаний: построение сжатого изложения.



Тема 2. Средства выразительности речи.

Богатые возможности русского языка. Средства выразительности: лексические (синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически окрашенная лексика, термины, диалектизмы и др.); словообразовательные (стилистически окрашенные суффиксы и приставки); морфологические (различные морфологические варианты); синтаксические (неполные и односоставные предложения, ряды однородных членов, сравнительные обороты, вводные конструкции и др.); специальные изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические – тропы, средства экспрессивного синтаксиса). Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности.



Обучающиеся должны знать:

  • основные средства выразительности.

Обучающиеся должны уметь:

  • различать средства выразительности;

  • находить в тексте средства выразительности;

  • анализировать текст с точки зрения средств выразительности.

Контроль знаний: тренировочные упражнения.



Тема 3. Стилистика русского языка.

Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный; стиль художественной литературы. Виды стилистической окраски слов: функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.

Обучающиеся должны знать:

  • основные сведения по стилистике русского языка.

Обучающиеся должны уметь:

  • определять стилистическую принадлежность слов и выражений;

  • работать со стилистическими синонимами.

Контроль знаний: тренировочные упражнения.



Тема 4. Нормы русской орфографии.

Правописание корня слова. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Правописание н – нн в различных частях речи. Текстовые иллюстрации орфографических норм.

Обучающиеся должны знать:

  • орфографические правила.

Обучающиеся должны уметь:

  • использовать знания по орфографии при анализе предложенного текста.

Контроль знаний: тренировочные упражнения, практическая работа



Тема 5. Синтаксические и пунктуационные нормы.

Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение. Сложное предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.

Обучающиеся должны знать:

  • синтаксические и пунктуационные нормы.

Обучающиеся должны уметь:

  • использовать знания по синтаксису и пунктуации при анализе предложенного текста.

Контроль знаний: тренировочные упражнения; итоговая практическая работа.



Тема 6. Построение сочинения-рассуждения.

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Разработка содержания. Подбор обоснования лингвистического положения. Подбор примеров для обоснования лингвистического положения.

Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста и его фрагмента. Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения.

Обучающиеся должны знать: правила построения рассуждения на лингвистическую тему и рассуждения на основе анализа текста.

Обучающиеся должны уметь: подбирать примеры для обоснования лингвистического положения, подбирать примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста; правильно оформлять сочинение в композиционном и речевом отношении.

Контроль знаний: тренировочные упражнения; практические работы.





Раздел 3.

Учебно-тематическое планирование курса

лингвистического кружка «В мире текста»

п/п

Тема занятия

Виды работ

1

Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии ее оценивания. Построение сжатого изложения.


Лекция учителя с использованием электронной презентации, практические задания

2

Сжатое изложение. Редактирование изложения.

Слово учителя, написание сжатого изложения, работа с текстами изложений, взаимопроверка работ, редактирование текстов

3

Диагностическое тестирование (тестовые задания второй части экзаменационной работы).


4

Средства выразительности речи. Стилистика русского языка.

Работа с выразительными средствами языка, тестирование.

5

Нормы русской орфографии.

Орфограммы в корне, в приставках и суффиксах.

Работа с обобщающими таблицами, выборочный и объяснительный диктанты, проверочная работа, тестирование.

6

Н – нн в различных частях речи.

Комплексная работа с текстом, тестирование.

7

Синтаксические и пунктуационные нормы.

Словосочетание. Виды подчинительной связи (согласование, управление, примыкание).

Слово учителя, практическая работа, работа с текстом, с таблицами, анализ предложений, тренировочные упражнения, тестирование.

8

Виды односоставных предложений. Грамматическая основа и способы выражения подлежащего и сказуемого.

9

Грамматическая основа и способы выражения подлежащего и сказуемого.

10

Характеристика предложений, синтаксический разбор.

Практическая работа.

11

Вводные слова и обращения.

Таблица, тестирование.

12

Обособленные определение и приложения. Обособленные обстоятельства.

Тестирование

13

Сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях.

Лекция, практическая часть.

14

Способы связи в сложных грамматических конструкциях (однородное, последовательное и параллельное подчинение).

15

Виды сочинений. Этапы работы над сочинением. Классификация грамматических и речевых ошибок.

Слово учителя, работа с текстами, построение сочинения-рассуждения, редактирование работ.

16

Построение сочинения-рассуждения.

Самостоятельная работа

17

Итоговое тестирование.

Практическая работа, проверочная.



Литература

Для учителя:

1.Русский язык. Подготовка к ГИА-2014. 9 класс. Под редакцией Н.А. Сениной. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2013 год.

2.Г. Т. Егораева. Русский язык. ОГЭ – 2020 9 класс. Москва, «Экзамен», 2019 год.

3.Н.А. Сенина, С.В. Гармаш. Русский язык. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2020 год

4.Угроватова Т. Ю. Русский язык. Материалы для подготовки к итоговой аттестации. 9 класс. Москва, Просвещение, 2007 год.

5.Цыбулько И.П.,Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация - 2019: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме Федеральный институт педагогических измерений. Издательство Национальное образование.

6.Сычева В.П.Единый государственный экзамен: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Типовые тестовые задания: 10 вариантов заданий; Ответы; Критерии оценок ЕГЭ 9 класс. Издательство «Экзамен»

7.Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ 9 класс. Издательство «Экзамен»

8.Львова С.И., Замураева Т.И. ГИА 2012: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой форме) Государственная итоговая аттестация. Издательство «Эксмо».

9.Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания: Государственная итоговая аттестация (в новой форме) ГИА. Издательство «Экзамен»

10.Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru/

11.Работы учащихся

12.Тестовые задания по русскому языку 9 класс. Москва, «Сфера», 2005 год.

13.Презентация «Подготовка учащихся 9 класса к итоговой аттестации по русскому языку в новой форме»

14.Презентация «Современные подходы к написанию сжатого изложения и сочинения-размышления на ГИА в 9-м классе»

15.Презентация «Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему»

Для учащихся:

  1. Учебник: Русский язык . 9 класс. Авторы М.М. Разумовская, В.И. Капинос, С.И.Львова,БогдановаАхременкова Л. А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык: 9 класс / Л. А. Ахременкова. - М.: Просвещение, 2006.

  2. Лидман-Орлова Г. К. Учимся писать изложения / Г. К. Лидман-Орлова. - М.: Дрофа, 2006.

  3. Селезнева Л. Б. Русский язык. Орфография и пунктуация. Обобщающие алгоритм и упражнения / Л. Б. Селезнева. - М.: Просвещение, 2006.

  4. Русский язык. Подготовка к ОГЭ -2020. 9 класс. Под редакцией Н.А. Сениной. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2019 год.

  5. Г. Т. Егораева. Русский язык. ГИА – 2012 9 класс. Москва, «Экзамен», 2012 год.

  6. Н.А. Сенина, С.В. Гармаш. Русский язык. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2019 год

  7. Угроватова Т. Ю. Русский язык. Материалы для подготовки к итоговой аттестации. 9 класс. Москва, Просвещение, 2007 год.

8. ФИПИ: http://www.fipi.ru/

9.Сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Е.А. : http://www.saharina.ru/gia/test.php?name=gia35.xml



























Приложение к рабочей программе

Календарно-тематическое планирование

кружка «Интересное в мире синтаксиса» для 9 класса.

урока



Тема занятия



Количество

часов

Дата

прохождения темы

по плану

по факту


I четверть




1

Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии ее оценивания. Построение сжатого изложения.

1



2

Сжатое изложение. Редактирование изложения.

1



3

Диагностическое тестирование (тестовые задания второй части экзаменационной работы).

1



4

Средства выразительности речи. Стилистика русского языка.

1




II четверть




5

Нормы русской орфографии. Орфограммы в корне, в приставках и суффиксах.

1



6

Н – нн в различных частях речи.

1



7

Синтаксические и пунктуационные нормы.

Словосочетание. Виды подчинительной связи (согласование, управление, примыкание).

1



8

Виды односоставных предложений. Грамматическая основа и способы выражения подлежащего и сказуемого.

1




III четверть




9

Грамматическая основа и способы выражения подлежащего и сказуемого.

1



10

Характеристика предложений, синтаксический разбор.

1



11

Вводные слова и обращения.

1



12

Обособленные определение и приложения. Обособленные обстоятельства.

1



13

Сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях.

1



14

Способы связи в сложных грамматических конструкциях (однородное, последовательное и параллельное подчинение).

1




IVчетверть




15

Виды сочинений. Этапы работы над сочинением. Классификация грамматических и речевых ошибок.

1



16

Построение сочинения-рассуждения.

1



17

Итоговое тестирование.

1
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!