СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Обновление содержания и технологий дополнительного образования и воспитания детей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

" Обновление содержания и технологий дополнительного образования и воспитания детей в МБУ ДО ЦВР " Гармония"

Просмотр содержимого документа
«"Обновление содержания и технологий дополнительного образования и воспитания детей"»

19


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр внешкольной работы «Гармония» г.Тихорецка
муниципального образования Тихорецкий район



Районный фестиваль

«Панорама педагогических идей»



Тема педагогического опыта:

«Обновление содержания и технологий
дополнительного образования и воспитания детей в МБУ ДО ЦВР «Гармония» г.Тихорецка»
(на примере работы творческих объединений изобразительного

и декоративно-прикладного творчества)





Авторы работы:

педагоги дополнительного образования
Кобец Лариса Пантелеймоновна,
Климова Светлана Михайловна,
Логачёва Нина Евгеньевна,
Ткаченко Галия Исхаковна

Руководитель: Крят Анна Валериевна,

заместитель директора по учебной работе МБУ ДО ЦВР «Гармония» г.Тихорецка



г. Тихорецк, 2017

Содержание:


1. Литературный обзор состояния вопроса. 3

    1. История темы педагогического опыта в педагогике и в данном

образовательном учреждении. 3

1.2. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении и муниципальном образовании. 4

1.3. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта. 5

2.Психолого-педагогический портрет групп обучающихся, являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта. 8

3.Педагогический опыт. 9

3.1. Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте. 9

3.2. Актуальность педагогического опыта. 19

3.3. Научность в представляемом педагогическом опыте. 20

3.4. Результативность педагогического опыта 21

3.5. Новизна представляемого педагогического опыта. 23

3.6. Технологичность представляемого педагогического опыта. 23

3.7. Описание основных элементов представляемого педагогического опыта. 24

4.Выводы. 26

5.Список использованной литературы. 27

Приложения.

1. Приложение №1 – Программно – методическое обеспечение деятельности учреждения.

2. Приложение №2 – Разработки проектов, мастер-классов, методических разработок, занятий.

3. Приложение №3 – Материалы, подтверждающие результативность опыта.

4. Приложение №4 – Фотоматериалы, авторские презентации.















1. Литературный обзор состояния вопроса.


    1. История темы педагогического опыта в педагогике и в данном

образовательном учреждении.

Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей строится в парадигме развивающего образования, обеспечивая информационную, обучающую, воспитательную, развивающую, социализирующую релаксационную функции.

Отечественная система дополнительного образования детей располагает уникальными социально – педагогическими возможностями по развитию творческих способностей обучающихся в области технической, художественной, эколого – биологической, спортивно – технической, физкультурно – спортивной, туристическо – краеведческой, военно – патриотической, социально – педагогической и другой образовательной деятельности.

Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей представляет собой специально организованную деятельность педагогов и учащихся, направленную на решение задач обучения, воспитания, развития личности.

В учреждении дополнительного образования может быть освоено большое количество развивающих технологий для использования в работе с разными группами детей, поэтому необходимо вести работу по внедрению новых методик и технологий обучения и воспитания, позволяющих совершенствовать образовательный процесс.

Для нашего учреждения тема «Обновление содержания и технологий дополнительного образования и воспитания детей в Центре внешкольной работы «Гармония» г. Тихорецка» (на примере творческих объединений изобразительного и декоративно-прикладного творчества) не нова. На протяжении нескольких лет педагоги дополнительного образования внедряли новые технологии на своих занятиях и в воспитательной деятельности, обобщали собственный педагогический опыт.

В нашем Центре педагогам предоставляется возможность проведения мастер - класса, изучения и применения новых педагогических технологий и методов, создаются условия для повышения социальной, профессиональной и творческой активности (организация методических конкурсов, мотивация на участие в конкурсах профессионального мастерства, возможность публикации в печати, выступления на методических советах и так далее).

До недавних пор декоративно - прикладное творчество в нашем учреждении осуществлялось в рамках деятельности нескольких объединений («Фантазия», «Мягкая игрушка», «Юный дизайнер», «Дизайн» и другие), в каждом из которых самостоятельно и автономно применялись разнообразные педагогические технологии, изготавливались те или иные поделки. Педагоги и обучающиеся участвовали в конкурсах, организовывали выставки, в том числе авторские. Но именно совместная выставочная деятельность побудила педагогических работников к пересмотру преподавания декоративно - прикладного творчества, выработке единой концепции преподавания, возникла необходимость объединения работы в одно русло.


1.2. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении и муниципальном образовании.

С вступлением в силу нового Закона «Об образовании в РФ» увеличилась востребованность дополнительных образовательных услуг в группах продленного дня, начальных классах школ, клубах и учреждениях дополнительного образования Тихорецкого района. В связи с этим возникла необходимость увеличения классов творческого развития в школах района и учреждениях дополнительного образования.

Соответственно увеличивается число положительных отзывов детей, родителей, педагогов о творческих объединениях данной направленности в нашем учреждении.

Сегодня методическое объединение педагогов дополнительного образования изобразительного и декоративно-прикладного творчества Центра внешкольной работы «Гармония» рассматривается не просто как функционирующий центр творческого развития и становления личности, но и как педагогическая лаборатория дополнительного образования. Ведущие идеи обновления образовательного процесса нашли свое отражение в программе деятельности Центра внешкольной работы «Гармония» г. Тихорецка, основанной на идеях:

- содружества - педагог + ребенок + родитель;

- сотворчества педагога и воспитанника;

- одухотворения, воодушевления ребенка, нацеленная на своего «Я»;

- воспитания человека своего времени;

- участия личности в формировании социума.

Как добиться высоких результатов, не утратив детской непосредственности? Как не опуститься до бездушного копирования «взрослых» образцов? Решением той проблемой озадачились педагоги методического объединения изобразительного и декоративно-прикладного творчества.

В результате обсуждения данной проблемы был выявлен ряд противоречий:

- между пониманием декоративно - прикладного искусства как целостного процесса формирования художественной культуры обучащихся и дефицита этой целостности в детском творчестве;

- между необходимостью более глубокого осмысления методики преподавания декоративно-прикладного искусства и преобладанием формального подхода к обучению;

- между «привязанностью» декоративно-прикладного творчества к определенному виду рукоделия, техники, ремесла и понятием «декоративно прикладное творчество» как искусства.

Для разрешения данных противоречий педагогами методического объединения изобразительного и декоративно-прикладного творчества была выбрана методическая тема «Обновление содержания и технологий дополнительного образования и воспитания детей в Центре внешкольной работы «Гармония» г. Тихорецка» (на примере работы творческих объединений изобразительного и декоративно-прикладного творчества)».

Работа по изучению и реализации данной темы осуществлялась поэтапно:

1. Систематизация имеющегося опыта каждым педагогом.

2. Анализ образовательных программ декоративно-прикладного творчества: изменения имеющихся и проектирование новых программ, психологическое обоснование образовательного процесса, обновление учебно-методического комплекса. (Приложение №1)

3. Практическая апробация выбранной темы.

4. Мониторинг, который направлен на выявление исходного, текущего, промежуточного и итогового уровня теоретических знаний, развития практических умений и навыков, сформированных компетенций и их соответствия прогнозируемым результатам дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. Мониторинг проводят в начале учебного года (при поступлении ребёнка в творческое объединение) – это входная аттестация обучающихся; промежуточная - в декабре, мае - по итогам полугодия или учебного года; итоговая аттестация проходит в апреле-мае по окончании полного курса обучения

Результатом изучения и реализации выбранной темы стало решение по обобщению педагогического опыта педагогов методического объединения изобразительного и декоративно-прикладного творчества.


1.3. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта.

Педагог дополнительного образования должен четко представлять свой педагогический процесс и владеть понятийным словарем. Обратимся к понятийному словарю.

Термин «инновация» (от латинского - обновление, новинка, изменение) – наука о нововведениях; «Инновация» - процесс нововведения; нововведение- целенаправленное изменение; нововведение- только организация нового; инновационный процесс- отражает в себе формирование и развитие содержания и организация нового.

Инновационная деятельность – это разработка, поиск, освоение и использование навыков.

Слово - «технология» происходит от греческих techno – это значит искусство, мастерство, умение и logos – наука, закон. Дословно «технология» – наука о мастерстве.

Современные педагогические технологии являются одним из необходимых условий эффективности инновационной деятельности учреждений дополнительного образования.

Технология на основе личностно-ориентированного обучения:

Содержание, методы и приемы технологии личностно-ориентированного обучения направлены, прежде всего, на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого обучающегося, помочь становлению личности путем организации познавательной деятельности.

Ребенок приходит в творческие объединения Центра сам, добровольно, в свое свободное время от основных занятий в школе, выбирает интересующий его предмет и понравившегося ему педагога.

Задача педагога – не «давать» материал, а пробудить интерес, раскрыть возможности каждого, организовать совместную познавательную, творческую деятельность каждого ребенка.

Групповые технологии:

Групповые технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию.

Особенности групповой технологии заключаются в том, что учебная группа делится на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого ученика. Состав группы может меняться в зависимости от цели деятельности.

Современный уровень дополнительного образования характеризуется тем, что групповые технологии широко используются в его практике.

Во время групповой работы педагог выполняет различные функции: контролирует, отвечает на вопросы, регулирует споры, оказывает помощь. Обучение осуществляется путем общения в динамических группах, когда каждый учит каждого. Работа в парах сменного состава позволяет развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативность.

Здоровьесберегающие технологии:

Сохранение и укрепление здоровья детей является одной из важнейших проблем современности. Понятие «здоровьесберегающие технологии» появилось в педагогической лексике в последние несколько лет и объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья детей.

В дополнительном образовании используются два основных вида здоровьесберегающих технологий:

- психолого – педагогические (создание благоприятной психологической обстановки, на занятиях, создание ситуации успеха, соответствие содержания обучения возрастным особенностям детей, чередование видов деятельности)

- физкультурно - (оздоровительные (использование физкультминуток, динамических пауз, дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз).

Технология развивающего обучения: направление в теории и практике образования, ориентирующее на развитие физических, познавательных и нравственных способностей учащихся путём использования их потенциальных возможностей.

Технология развивающего обучения предполагает взаимодействие педагога и учащихся на основе коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения учебных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности обучающихся. Технология развивающего обучения включает стимулирование рефлексивных способностей ребенка, обучение навыкам самоконтроля и самооценки.

Проектные технологии:

Опыт работы показывает, что обучение наиболее эффективно при освоении модуля «Творческий проект», в основе которого лежит схема «От идеи до конечного результата»:

Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы, а задачи проекта формируются как задачи достижения цели в определенных условиях. Задачи формируются педагогом или при его активном участии в самых общих чертах так, чтобы они обязательно нуждалась в конкретизации, которую должны сделать дети. Тогда происходит личностное «присвоение» задачи, включается самостоятельное мышление по поиску способов ее решения, включается пусковой механизм творческой активности ребенка. Задачи могут быть исследовательские, инновационные, экономические, обучающие, экологические, эстетические, развивающие, творческие.

Проектная деятельность требует от педагога создания условий для расширения познавательных интересов детей и на базе возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний. Творческий педагог активизирует самостоятельность и изобретательность детей.

В результате проектной деятельности формируется личность с технологическим мышлением и определенным уровнем технологической культуры. Ведь главной целью использования метода проектов является обучение умениям и навыкам проблематизации, целеполагания, выдвижения гипотез, структурирования и систематизации, планирования, организации мышления и деятельности по решению разнообразных теоретических и практических задач.

Этот метод уникален, так как ориентирован на достижение целей самих обучающихся, формирует невероятно большое количество умений и навыков, формирует опыт деятельности.



2.Психолого-педагогический портрет групп обучающихся, являющихся базой для формирования представляемого

педагогического опыта.


Характеристика дана на группу обучающихся, которые прошли подготовку в творческих объединений «Юный дизайнер» (педагог дополнительного образования Кобец Л.П.), «Школа шитья и рукоделия» (педагог дополнительного образования Климова С.Н.), «Рукодельница» (педагог дополнительного образования Логачёва Н.Е.), «Фантазия» (педагог дополнительного образования Ткаченко Г.И.) на базе МБУ ДО Центр внешкольной работы «Гармония» г.Тихорецка.

Социально-личностное развитие:

Дети активны, стремятся к деятельности; у них повышена мотивация к саморазвитию, к уровню освоения практической грамотности. Развиты навыки коммуникативного общения. У детей сформировано позитивное отношение к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом. У обучающихся развиты такие компетенции как внимание, память, мышление, пространственное воображение, мелкая моторика рук и глазомер.

Художественно – эстетическое развитие:

Обучающиеся знают различные приемы работы с тканями, нитями, бумагой, шелковыми лентами, гуашью, бисером, вязальными спицами, крючком; умеют следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия, пользуясь инструкционными картами и схемами. Создают композиции с изделиями, выполненными в технике лоскутного шитья, мокрой ткани, квиллинга, вышивки лентами, плетения бисером, вязания. У детей развивается творческий потенциал, они умеют создавать интересные оформительские работы, участвовать в оформлении своих групп, Центра, дома.

Характеристика взаимоотношений с ровесниками:

Характер отношений доброжелательный, развито чувство коллективизма и взаимопомощи, доброта, отзывчивость, честность, воспитанность, справедливость;

Дети активны в организации и проведении всех мероприятий в группе и в Центре. Некоторые дети занимаются сразу в нескольких объединениях как в нашем Центре, так и кружках других учреждений дополнительного образования, культуры и спорта.

Характер отношений доброжелательный, развито чувство коллективизма и взаимопомощи, доброта, отзывчивость, честность, воспитанность, справедливость. Среди этой категории учащихся нет «отверженных» детей и детей, состоящих на различных видах профилактического учёта.






3.Педагогический опыт.


3.1. Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте.


Использование технологии развивающего обучения

в творческом объединении декоративно-прикладного творчества

«Юный дизайнер».

Технология развивающего обучения - это такое обучение, при котором главной целью является  не приобретение знаний, умений и навыков, а создание условий для развития психологических особенностей: способностей, интересов, личностных качеств и отношений между детьми; при котором учитываются и используются закономерности развития, уровень и особенности индивидуума.

Технология развивающего обучения – творческий, оригинальный подход к обучению, требующий активной поисковой, исследовательской работы обучающихся.

Обучение в творческом объединении «Юный дизайнер» с применением техники развивающего обучения строится по следующим принципам:

- общее развитие всех обучающихся;

- обучение на высоком уровне трудности;

- ведущая роль теоретических знаний;

- осознание детьми смысла процесса обучения;

- включение в процесс обучения не столько рациональной, но и эмоциональной сферы;

- проблематизация содержания;

- вариативность процесса обучения, индивидуальный подход;

- использование логики теоретического мышления:

- обобщение, дедукция, содержательная рефлексия;

- целенаправленная учебная деятельность как особая форма активности ребенка, направленная на изменение самого себя как субъекта учения и т. д.

Развивающее обучение должно обеспечивать развитие и саморазвитие личности ребёнка, исходя из выявления его индивидуальных особенностей.

Ведущей педагогической идеей считается развитие творческих способностей обучающихся. В процессе преподавания с использованием данной техники в творческом объединении прививаются знания и умения по выполнению каких - либо технологических операций, применению новых техник рукоделия, развитию самостоятельности и способности решать творческие задачи, воспитанию трудолюбия и культуры труда, развитию эстетических чувств и художественной инициативы.

В своей работе с детьми мы отдаем предпочтение следующим активным методам:

  1. Исследовательский метод – направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества.

Например, при изучении раздела «Конструирование из бумаги» «Приложение № 4) на первом занятии учащимся раздается цветная бумага (в основном мягкая) разных цветов: гофрированная, писчая, газетная, столовые салфетки, рулоны разноцветной туалетной бумаги, папиросная. При этом их внимание обращается на особенности каждой разновидности и предлагается пощупать бумагу, помять, порвать, прошуршать ею и определить, какая бумага громче шуршит, какая легче рвется и мнется и так далее. Дети, как правило, занимаются этим с удовольствием. Они наслаждаются производимым шумом, изменением формы бумаги. В результате одни дети рвут из мягкой бумаги длинные полоски, другие скатывают из нее маленькие комочки, третьи пытаются сделать большой ком, сминая плотную бумагу, но он распрямляется и образует какую-то фигуру. В конце занятия мы вместе с детьми рассматриваем результаты деятельности. Например, трое детей нарвали много длинных полосок разной ширины. Подойдя к ним, спрашиваем: «Что это такое?» В распрямившемся белом комке дети видят птичку, сжав один конец в форме хвоста, а другой — в форме клюва; пингвина, дорисовав глазки и сделав лапки.

При работе с бумагой у детей развивается память, внимание, воображение, терпение, эстетическое чувство, цветовое и образное мышление, сосредоточенность, раскрываются творческие способности, чувство композиции, они с удовольствием учатся и охотно занимаются изготовлением поделок. Их воодушевление и интерес к работе не ослабевает.

  1. Частично - поисковый метод:

Метод, при котором педагог выдвигает проблему, ставит задачу и организует участие обучающихся в выполнении отдельных шагов поиска в решении проблемы (задачи). Этот метод получил название частично-поискового или эвристического. Решение обучающимися отдельных вопросов общей проблемы требует от них проявления элементов творческой деятельности, хотя целостное решение проблемы еще отсутствует. Обучающийся воспринимает задание, осмысливает его условие, решает часть задачи, анализирует наличные знания, осуществляет самоконтроль в процессе выполнения шага решения, мотивирует свои действия.

Например, при изучении новой техники «Джут» (Приложение 4) знакомим обучающихся с творчеством народных умельцев, материалами, инструментами, применяемыми при выполнении работ. Показываем презентацию мастер-класс «Джутовая филигрань», раздаем схемы. Дети с большим удовольствием выкладывают композиции джутом. Налицо развитие познавательного интереса и самостоятельности, уверенности в своих силах. У детей исчезает робость, у многих появляется потребность делать работу хорошо, добротно, красиво. Данный вид деятельности способствует развитию творческих способностей детей. Это видно при оформлении работ, когда девочки самостоятельно вносят изменения в схему, проявляют фантазию. После того, как обучающиеся изготовили работы, мы устраиваем выставку выполненных работ и задаем детям вопрос: «Есть ли совершенно одинаковые работы?». Мы их не находим, так как каждая созданная работа индивидуальна, при её изготовлении каждый ребенок вкладывает частицу себя, своего характера, настроения, желания. Со своими работами дети с удовольствием участвуют в конкурсах.

  1. Проблемный метод - это метод,  в ходе которого  подача нового материала происходит  через создание проблемной ситуации, которая  является для ребенка интеллектуальным затруднением.  Он не может найти  объяснение какому-либо явлению или факту, а способы решения подобных ситуаций, которые он знает, не помогают ему в достижении желаемого, и ребенок вынужден искать новые пути.

На своих занятиях мы стараемся создавать проблемные ситуации, в которых дети учатся использовать ранее полученные знания в новых условиях, учатся находить и предлагать несколько вариантов решения проблемы. По теме «Новогодние сувениры» мы изготавливаем сувенир «Рождественский венок». Перед детьми ставится проблема, какой материал они будут выбирать, как будут украшать свой рождественский венок.

По теме « Мозаика из семян» ставилась проблема подобрать материал, который подойдет для композиции. Например, для создания композиции «Ежик» нужно было выбрать семечки подсолнуха или зёрна гороха. Дети с удовольствием рассматривают все возможные варианты и выбирают подходящие для своей композиции.

Вывод: Применение технологии развивающего обучения на занятиях по декоративно- прикладному творчеству помогает добиваться поставленной цели, позволяет создать творческую, соревновательную атмосферу среди детей. Свободная форма общения способствует повышению работоспособности, воспитывает навыки взаимоконтроля и самоконтроля, готовит к практической трудовой деятельности обучающихся.


Использование метода творческих проектов

в творческом объединении изобразительного и

декоративно-прикладного творчества «Фантазия».

Теоретической основой метода проектов явились концепции американского педагога, психолога, ведущего представителя философии прагматизма Джона Дьюи, осуществляющего свои исследования в экспериментальной «школе-лаборатории» при Чикагском университете в 1886-1904гг. Большой вклад в развитии методов проектов внесли педагоги Л.Е. Левин, П.П. Блонский, В.П. Вахтерев, в области технологии - Д.А.Симоненко.

При использовании метода проектов в преподавании декоративно-прикладного творчества обучающиеся включаются в творческую деятельность.

Это требует использования широкого спектра педагогических методов, которые могут включать «мозговой штурм» (мастер - класс «Вышивка миниатюры шелковыми лентами»), ролевые игры (интегрированное занятия «Ромашка - цветок семьи»), обсуждения, дискуссии; постановку «открытых» вопросов (мастер - класс «Флаг России - символ единства»); индивидуальную и групповую деятельность (занятие «Вышивка шелковыми лентами картины «Символ Атамани» в рамках выполнения коллективного творческого проекта «Символ Атамани глазами детей!»). (Приложение № 4).

Все эти приёмы являются составной частью метода проектов, который

представляет гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, ориентированного на творческое развитие обучающихся, их самовыражение в декоративно-прикладном творчестве. Творческий проект способствует развитию фантазии, наблюдательности и стремлению воплощения своих наблюдений в творческой работе.

Процесс выполнения творческого проекта подразделяется на 3 основных этапа:

1 этап – выявление цели выполнения творческого проекта.

2 этап - практической реализации.

3 этап - контрольно-оценочный.

Ярким примером такого проекта является работа по изготовлению поделок на фестиваль в Атамани (Приложение № 3):

  1. Этап — выявление цели выполнения творческого проекта

На первом этапе выполнения проекта обучающиеся выявляют цель проектной работы: участие в конкурсе, выставке, фестивале, оформлении интерьера. Затем составляют план выполнения проекта. Путем «мозгового штурма» определяют систему задач выполнения проекта по направлениям: эстетичность, экономичность, стиль, оригинальность, экологичность, конкурентно - способность. Подготавливают обоснование темы. Так как этот проект коллективный, обоснование может подготовить один из обучающихся и представить его на общее обсуждение. Выбирают технику изготовления изделия: «мокрая ткань», аппликация из ткани, вышивка шелковой лентой. Определяют желаемые качества проектной деятельности: соответствие выбранной цели, соблюдение параметров, технологичность, аккуратность, художественное восприятие. После обоснования темы проекта обучающиеся создают образ изделия, зарисовывают эскиз, разрабатывают оптимальные параметры, форму, детали, анализируют образцы эскизов, делают коллективный выбор.

На занятиях первого этапа проектной деятельности педагог демонстрирует аналогичные работы, показывает соответствующие слайды на компьютере. В эскизах обучающиеся выражают свое видение идеи, что говорит о творческом подходе к проектной деятельности.

  1. Этап - практической реализации.

На втором этапе выполнения творческого проекта обучающиеся изучают и анализируют свойства материалов, которые могут быть использованы в изготовлении проекта, подбирают сочетание материалов для улучшения качества и внешнего вида изделия, выбирают оптимальный материал. Подбирают инструменты и приспособления с учетом выбранной технологии изготовления изделия. Организуют свое рабочие место. Конструируют с помощью педагога будущее изделие. Моделируют ситуацию - наносят схему на основу. Разрабатывают последовательность технологичного выполнения проекта. Выполняют операции по изготовлению изделия в соответствии с выбранной технологией изготовления. По завершению технологического момента выполнения анализируют правильность технологического процесса.

Большое внимание на этом этапе уделяется художественно - эстетическому оформлению изделия, например, помещение его в рамку. расположение рисунка на ткани, тонирование лент, украшение дополнительными материалами.

Так как мы работаем в разных техниках выполнения изделий, то художественно-эстетическое оформление может также заключаться, например, в составлении композиции (кожаное панно, аппликация из атласной ленты).

III. Этап - контрольно-оценочный.

Важным этапом творческого проекта является оценка полученного результата. Оценка использования готового изделия по следующим параметрам: эстетическим, технологическим, экономическим, функциональным, материальным.

Обучающиеся дают эколого - экономическое обоснование изделию, в котором представляют экологичность проекта, его влияние на здоровье людей, загрязнение окружающей среды, влияние материалов на окружающую природу. В экономическом обосновании выполнения проекта подсчитывается себестоимость выполнения работ, сравнивается, например, стоимость изготовления с приобретением подобного изделия и отсюда вычисляется целесообразность его выполнения.

Для качественной оценки результатов работы обучающиеся проводят «Дизайн-анализ» творческого проекта. Анализировать эстетические характеристики изделия непросто. В группах лучше всего проводить анализ нескольких похожих изделий. Обучающиеся обсуждают следующие вопросы: какое изделие более привлекательно? Почему? Очень важно, чтобы дети принимали во внимание предполагаемый результат и могли представить точку зрения других людей, а не опирались только на свой вкус.

Метод дизайн - анализа эффективен при отборе работ на конкурсы, выставки, фестивали. Обучающиеся вместе с преподавателем оценивают уровень успеха выполненного изделия, его конкурентно способность, актуальность. Дизайн - анализ коллективной творческой работы нужно проводить в группе. Для этого на занятии при исследовании необходимо заполнить анкету дизайн - анализа на готовое изделие. После выполнения «Дизайн – анализа» обучающиеся отбирают 2 работы для фестиваля (Приложение № 3).

Оформление творческого проекта педагог предлагает выполнить обучающимся в программе Microsoft Power point. Это позволяет использовать на занятии информационно-коммуникационную технологию.

Выводы: при выполнении коллективных творческих проектов можно добиться следующих результатов:

- развить познавательно-исследовательскую деятельности обучающихся;

- совершенствовать мотивационную сферу обучающихся в процессе работы над коллективным творческим проектом;

- привить технологические навыки при выполнении творческого проекта;

- улучшить художественно-эстетические, экономические, экологические качества коллективных и индивидуальных работ по декоративно-прикладному творчеству;

- развить творческую индивидуальность обучающегося,

- сформировать его успешность, умение работать в команде, самовыразительность, как результат совместной работы над творческим проектом.


Использование групповых технологий

в творческом объединении изобразительного и

декоративно-прикладного творчества

«Школа шитья и рукоделия».

Групповые технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию.

Особенности групповой технологии заключаются в том, что учебная группа делится на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого обучающегося (например, работа группы в оформлении выставки «Мамина нежность»). Состав группы может меняться в зависимости от цели деятельности.

Во время групповой работы педагоги выполняют различные функции: контролируют, отвечают на вопросы, регулируют споры, оказывают помощь.

Обучение осуществляется путем общения в динамических группах, когда каждый учит каждого. Работа в парах сменного состава позволяет развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативность.

Данная технология предполагает такую организацию совместной деятельности детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела (например, интегрированное занятие «Вахта памяти – 2017»). Мотивом деятельности детей является стремление к самовыражению и самоусовершенствованию.

Успешность применения новой технологии зависит не от способности педагога реализовать определенный метод обучения на практике, а от эффективности и правильности применения выбранного метода на определенном этапе занятия, при решении данной задачи и в работе с конкретным контингентом детей.

Таким образом, в ходе внедрения новой технологии в образовательный процесс мы проводим следующую работу:

- применяем методы и приемы обучения, используемые в данной технологии;

- проводим и анализируем учебные занятия, построенные по новой технологии;

- учим детей новым методам работы;

- оцениваем результаты внедрения новой технологии в практику, используя методы педагогической диагностики.

В качестве примера применения групповой технологии можно привести занятие по теме: «Изготовление поздравительной открытки ветерану в технике скрапбукинг» (Приложение № 4). Скрапбукинг — вид рукодельного искусства, заключающийся в изготовлении и оформлении семейных или личных фотоальбомов.

Этот вид творчества представляет собой способ хранения личной и семейной истории в виде фотографий, газетных вырезок, рисунков, записей и других памятных мелочей. Используя этот своеобразный способ сохранения и передачи отдельных историй с помощью особых визуальных и тактильных приёмов вместо обычного рассказа, мы добиваемся одновременно несколько эффектов: проникновения ребёнка в историю своей семьи, исследовательскую и поисковую деятельность, творческий подход и использование проектной работы.

Основная идея скрапбукинга — сохранить фотографии и другие памятные вещи о каких-либо событиях на длительный срок для будущих поколений. Основной акцент идёт на создание открыток ручной работы в технике скрапбукинг. Этот современный вид рукодельного искусства позволяет учащимся окунуться в сказочный, чудесный мир творчества, развивать свою фантазию, креативно мыслить, проявлять индивидуальные способности.

Занятия скрапбукингом помогают сформировать у ребенка новое мышление, способствуют развитию визуальной культуры, формируют навыки и умения и художественного творчества. Ребенок с детских лет учится находиться в гармонии с природой, начинает ценить и беречь культуру прошлого и настоящего, художественно преобразовывать окружающий мир.

Технологическая последовательность изготовление открытки в данной технике заключается в следующем:

1. Заготовка основы открытки. Обучающиеся творческого объединения выбирают варианты открытки. После того как они определились с композицией, идёт подготовка основы из кардстока, позволяющего придать форму открытке.

2. Изготовление декоративной композиции. Следующим этапом работы является заготовка фона открытки из скрапбумаги. Можно применить прием наложения, получив своеобразный сэндвич-фон.

3. Крепление декоративных элементов на открытку. Самым интересным, но и самым ответственным является этап декорирования, тем более что приходится иметь дело с горячим клеем. Поэтому в начале занятия мы отрабатываем с учащимися правила техники безопасности в работе с острыми предметами, ножницами, горячим клеем. А затем, используя различные бусины, засушенные цветы, ленты, заготовки, мы создаём неповторимый образ нашей открытки.

Выводы: применяя на занятиях групповые технологии, мы понимаем, что коллективная деятельность предполагает взаимное обогащение обучающихся в группе, обмен способами решения проблемы. Взаимопонимание - диктуется характером включения учащихся в совместную деятельность, рефлексию, через которую устанавливается отношение ребёнка к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия. Всё это продуктивно влияет на работу обучающихся творческих объединений нашего Центра.


Использование здоровьесберегающих технологий

в творческом объединении декоративно-прикладного творчества «Рукодельница».

Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно. Особенно актуальна эта проблема для дополнительного образования, что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребенка, освоением им новой социальной роли. Высокий процент детей приходит к нам на обучение с врожденными или приобретенными заболеваниями. Стандарты второго поколения обеспечивают формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, способствующих сохранению, укреплению здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знания негативных факторов риска здоровья и так далее.

В связи с этим одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования должно стать формирование у обучащихся ценностей здоровья и здорового образа жизни, что и определило актуальность проблемы.

Формирование здорового образа жизни способствует включению в повседневную жизнь детей различных новых для них форм поведения, полезных для здоровья (физкультурные минутки, Часы здоровья). Именно это необходимо учитывать в работе с детьми в рамках деятельности творческого объединения «Рукодельница», образовательная программа которого основана на развитии умения детей вязать крючком. Основной отличительной особенностью данной программы от аналогичных по профилю деятельности программ, является включение в содержание национально-регионального компонента.

Работа с крючком связана с нагрузкой на мелкие мышцы рук, мышцы плечевого пояса, позвоночник. Также работая с крючком, ребёнок испытывает большую нагрузку на глаза. Поэтому важно на таких занятиях применять здоровьесберегающие технологии, связанные с разными формами двигательной нагрузки: гимнастики до начала занятий, физкультурные минутки, динамические перемены, гимнастики для пальцев, для глаз.

Гимнастика до начала занятий. Цель такой гимнастики – активизировать процессы обмена, стимулировать дыхательную функцию, повысить работоспособность и организовать учащихся. Данную гимнастику мы проводим в хорошо проветренном кабинете, применяем упражнения, которые носят активизирующий характер, не требуют сложной координации и силовой нагрузки.

Например, если тема занятия связана с природой или животным миром («Вязание крючком фигурок животных»), мы применяем следующий комплекс упражнений:

  1. Ходьба на месте.

  2. Упражнение «Котята» – ноги вместе, руки вниз. Приподнять предплечья, кисти вверх, пальцы развести, плечи назад, туловище выпрямить. Расслабить мышцы. Повторить.

  3. Упражнение «Косари» – ноги на ширине плеч, руки как бы держат косу. Повороты туловища, подражая движениям косаря; 1. «Замах косой». 2. «Скашивание травы».

  4. Упражнение «Море волнуется» – ноги на ширине ступни. 1. Подняться на носки, руки вперёд. 2. Встать на пятки, руки опустить и отвести назад.

  5. Упражнение «Петрушка» – упор присев. 1. Встать, руки в стороны ладонями вперёд, пальцы развести. 2. Наклон вперёд, коснуться ладонями коленей. 3. Выпрямиться.

  6. Упражнение «Маятник качается» – руки вверху. 1-2. Наклон вправо. 3-4. Наклон влево.

  7. Упражнение «Конница» – руки согнуты в локтях под прямым углом, ладони вниз. Бег на месте, касаясь руками коленей.

  8. Ходьба на месте.

Физкультурные минутки. Эта форма двигательной нагрузки используется не только на занятиях этого творческого объединения, но применяется всеми педагогами дополнительного образования Центра внешкольной работы «Гармония». Время начала физкультурной минутки определяется самим педагогом. Наиболее целесообразно проводить физкультурную минутку в то время, когда у обучающихся появляются первые признаки утомления.

Например, на занятии «Вязание крючком подсолнуха» мы использовали физкультминутку «Во дворе растёт подсолнух»: 

Во дворе растёт подсолнух, 
Утром тянется он к солнцу. (Дети встают на одну ногу и тянут руки вверх.) 
Рядом с ним второй, похожий, 
К солнцу тянется он тоже. (Дети встают на другую ногу и снова тянут руки вверх.) 
Вертим ручками по кругу. 
Не задень случайно друга! 
Несколько кругов вперёд, 
А потом наоборот. (Вращение прямых рук вперёд и назад.) 
Отдохнули мы чудесно, 
И пора нам сесть на место. (Дети садятся.)

Гимнастика для глаз. Это комплекс специальных упражнений, направленных на сохранение зрения и снятие усталости. Это особенно важно на занятиях декоративно-прикладным творчеством, так как при выполнении упражнений обучающийся устаёт от монотонного напряжения зрения. Во время массирования глазных яблок нервные окончания расслабляются. При поступательном и вращательном движении глазами дети абстрагируются от происходящего. Они как бы релаксируют. Соответственно после таких упражнений исчезают нервозность и тревога. Кроме того, во время выполнения комплекса упражнений улучшается кровообращение в глазах и головном мозге.

Например, на занятии «Вязание крючком ежа» мы применяли гимнастику «Ёжик»:

Ходил ежик по полянке (Ходьба на месте)

Он искал грибы – опятки (Посмотреть вправо и влево, не поворачивая головы)

Глазки щурил и моргал, (Сильно прищуриться)

Но грибов не увидал. (широко открыть глаза, развести руки в стороны)

Вверх смотрел он, (посмотреть вверх голова неподвижна)

Вниз глядел, (посмотреть вниз)

Сам тихонечко пыхтел. (Произнести «пых», «пых», «пых».)

Смотрел влево,  (Посмотреть влево, не поворачивая головы)

Смотрел вправо, (Посмотреть вправо , не поворачивая головы)

Вдруг увидел гриб на славу! (Плотно закрыть и широко открыть глаза.)

Оглянулся он еще (Движения по тексту)

Через левое плечо,

Через правое еще.

Еж затопал по тропинке

И грибок унес на спинке. (Ходьба на месте, топающим шагом.)

Пальчиковая гимнастика. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, повышают речевую активность обучающегося. Ребенок учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять, запоминать определенные положения рук и последовательность движений. Благодаря этому развивается воображение и фантазия ребенка, его память.

Например, на занятии по вязанию поделок на конкурс «Новогодние чудеса» мы использовали пальчиковую гимнастику «Зима»:

Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили, (имитируем лепку комков),
Птичек крошками кормили, («крошим хлебушек» всеми пальчиками)
С горки мы потом катались, (ведем ладошкой правой руки по ладони левой руки)
А еще в снегу валялись. (кладем ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли, (отряхиваем ладошки)
Съели суп и спать легли. (производим движения воображаемой ложкой, кладем руки под щеку).

Подвижные перемены. На переменах мы используем игры малой и средней подвижности. Подвижные перемены могут быть направлены на формирование навыков организации деятельности, на увеличение объема двигательной активности, а также на решение рекреационных задач.

Активный отдых на переменах способствует сглаживанию неблагоприятных функциональных сдвигов, обусловленных преимущественно влиянием статического компонента учебной деятельности. От того, насколько рационально он будет организован, во многом зависит эффективность целостного учебно-воспитательного процесса. Сокращение длительности или ограничение подвижности школьников во время перемен резко усугубляет их утомление.

В процессе занятий по декоративно-прикладному творчеству педагоги Центра используют классическую музыку, аудиозапись звуков природы, что способствует укреплению здоровья детей, развитию творчества, фантазии. Мелодия повышает интерес к окружающему миру, помогает обучающимся успокоиться и расслабиться. При прослушивании звуков природы дети представляют себя на полянке, на берегу моря, в саду, что вызывает у них положительные эмоции. Все это способствует развитию у обучающегося воображения и воспитанию чувства прекрасного. 

Вывод. Таким образом, здоровьесберегающие технологии направлены на сохранение и укрепление здоровья каждого обучающегося. Они способствуют снижению заболеваемости и облегчают адаптацию ребенка к нагрузкам. Также они являются важнейшим условием по формированию физически развитой, социально-активной, творческой личности.  


3.2. Актуальность педагогического опыта.

Актуальность выбранной темы очевидна, ведь педагог XXI века обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главных прав детей – право на доступное и качественное образование. И именно поэтому технологии, которые необходимо использовать в образовательной деятельности, должны быть направлены на формирование и развитие личности, соответствующей запросам общества, должны способствовать обеспечению достойного уровня образования и постоянному совершенствованию его качества.

Цель педагогического опыта - теоретический обзор современных педагогических технологий в практике дополнительного образования детей и их использование в развитии творческих способностей.

Важнейшая задача образовательной организации – предоставить каждому обучающемуся возможность реализовать свой интеллектуальный и творческий потенциал, а также создать условия для формирования личности, способной к самооценке, самоутверждению, самоконтролю. Формирование художественно- творческих способностей личности была и остается одной из актуальных проблем педагогики и психологии. Развитие творческой личности не представляется возможным без использования такого эффективного метода воспитания, как художественное творчество. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны, полны желания учиться и, как известно, именно период школьной жизни отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности. Но чтобы дети могли умело проявить свои способности, нужно организовать умелое руководство взрослых.

В основе методологии исследования лежит совокупность приёмов, методов и принципов, применяемых в науке и на практике педагогов дополнительного образования Центра внешкольной работы «Гармония» г.Тихорецка.

За годы работы методического объединения педагогов изобразительного и декоративно-прикладного творчества Центра внешкольной работы «Гармония» выявлены следующие положительные моменты:

- увеличение процента охвата детей в творческих объединениях декоративно-прикладного творчества;

- создание условий для развития творческих способностей средствами декоративно-прикладного творчества;

- сформированность у обучающихся начальных профессиональных знаний в области декоративно - прикладного искусства;

- рост авторитета учреждения в районе, крае;

- повышение качества изготовляемых работ;

- рост количества победителей и призёров конкурсов, фестивалей декоративно-прикладного творчества различного уровня среди обучающихся и педагогов.


3.3. Научность в представляемом педагогическом опыте.

Для занятий с обучающимися в творческих объединениях декоративно-прикладного творчества МБУ ДО ЦВР «Гармония» г.Тихорецка применяются современные инновационные технологии, разрабатываются модульные образовательные программы, специально адаптированные к возрасту обучающихся, создан и постоянно пополняется банк методических находок. Изучаемые методы обновления содержания и технологии дополнительного образования и воспитания детей являются научно разработанным решением определенной проблемы, основанным на достижениях педагогической теории и передовой практики.

Педагогические технологии дополнительного образования детей сориентированы на решение сложных психолого-педагогических задач: научить ребенка самостоятельно работать, общаться с детьми и взрослыми, прогнозировать и оценивать результаты своего труда, искать причины затруднений и уметь преодолевать их.

Современные технологии в работе нашего учреждения сочетаются со всем ценным, что накоплено в отечественном и зарубежном опыте, в семейной и народной педагогике, в народном творчестве. Они позволяют выбирать наиболее эффективные способы и приемы организации деятельности детей и создавать максимально комфортные условия для их общения, активности и саморазвития.

Опыт практического использования современных педагогических технологий в дополнительном образовании детей – это опыт трансформации и адаптации эталонов организации образовательного процесса, разработанных учеными и практиками для применения в дополнительном учреждении.

Анализ теории и практики внедрения новых технологий в деятельность учреждений дополнительного образования позволил советскому и российскому учёному, доктору педагогических наук В.В. Гузееву выявить три важнейшие задачи:

- освоение образовательной технологии педагогами, их подготовка к новому типу деятельности;

- внедрение технологии в практику;

- подготовка детей к работе в условиях новой технологии.

Ведь известно, что если педагогическое новшество противоречит духу учреждения и прежнему стилю работы, то оно будет чуждым и не приживется. Необходимо, чтобы педагог осознал необходимость изменений, начал поиск причин несоответствия имеющегося стиля своей работы и результатов деятельности ребенка.


3.4. Результативность педагогического опыта

За время изучения и реализации темы «Обновление содержания и технологий дополнительного образования и воспитания детей в МБУ ДО ЦВР «Гармония»» (на примере творческих объединений изобразительного и декоративно-прикладного творчества) в методическом объединении педагогов дополнительного образования этой направленности сложились определённые традиции. Это ежегодные выставки творческих работ обучающихся и педагогов, участие в районных массовых мероприятиях, ежегодные благотворительные акции «День Добра и Надежды», «Сердце детям подари», «Согреем сердца ветеранов», «Посылка солдату», участие в ярмарках- продажах, постоянное участие обучающихся и их педагогов в муниципальных, районных, зональных, всероссийских конкурсах, в которых неоднократно занимали призовые места, наличие грамот, дипломов, наград, памятных подарков (Приложение № 2).


Результативность участия обучающихся:


Название конкурса

Автор работы

Результат

Руководитель

2015-2016 гг.

Всероссийский конкурс «Изумрудный город»

Агафонченко Ульяна

Победитель (1 место)

Кобец Л.П.

Всероссийский конкурс «Осень золотая»

Синькова София

Победитель (1 место)

Логачёва Н.Е..

Всероссийский конкурс «Изумрудный город»

Прокопец Викторрия

Победитель (1 место)

Климова С.М.

Всероссийский конкурс «Изумрудный город»

Суровцева Анаставия

Победитель (1 место)

Климова С.М.

Всероссийский конкурс декоративно-прикладного творчества «Всю ёлку до макушки украсили игрушки»

ВеселоваАрина

Победитель (1 место)

Ткаченко Г.И.

Всероссийский творческий конкурс «Чудо своими руками»

Назарова Светлана»

Победитель (1 место)

Ткаченко Г.И.

Всероссийский конкурс «1 сентября»

Степанян Милана

Победитель (1 место)

Ткаченко Г.И.

Международный творческий конкурс «Артсеть»

Грищенко Лилия

Победитель (1 место)

Кобец Л.П.

Муниципальный этап краевого конкурса декоративно-прикладного творчества «Новогодняя сказка»

Петряева Валерия

Победитель (1 место)


Логачёва Н.Е..

Муниципальный этап конкурса творческих работ учащихся образовательных организаций «Светлый праздник Рождество – Христово»

Ежова Надежда

Победитель (1 место)


Логачёва Н.Е..

Результативность участия педагогов:

Название конкурса

Педагог участвующий в конкурсе

Результат

2016-2017 гг.

Международный творческий конкурс «Дипломкин»

Климова Светлана Михайловна

Победитель (1 место)

Всероссийский конкурс «Педагогика XXI век»

Ткаченко Галия Исхаковна

Победитель (1 место)

Всероссийский конкурс для педагогов и воспитателей

Климова Светлана Михайловна

Победитель (1 место)

Всероссийский конкурс учителей с международным участием

Климова Светлана Михайловна

Победитель (1 место)

Всероссийская олимпиада для педагогов «Педагогика XXI век»

Кобец Лариса Пантелеймоновна

Победитель (1 место)

Всероссийский конкурс для педагогов «Умната»

Кобец Лариса Пантелеймоновна

Победитель (1 место)

Муниципальный этап краевого конкурса изобразительного и декоративно-прикладного творчества «Моей любимой маме»

Логачёва Нина Евгеньевна

Победитель (1 место)

Важную роль в отслеживании результатов применения инновационных технологий в образовательной деятельности творческих объединений художественной направленности играет мониторинговая работа. В творческих объединениях декоративно-прикладного творчества проходит промежуточный и итоговый мониторинг обучения и личностного развития обучающихся (Приложение № 2), который позволяет осуществлять оценку динамики ключевых составляющих качество содержания образования, качество реализации программ дополнительного образования и результативность применения инновационных технологий.

Представленный педагогический опыт считаем результативным, так как проводимая работа помогает успешно преодолевать разнообразные трудности и развивать творческие способности обучающихся и потенциал педагогов. Большой популярностью у детей Центра внешкольной работы «Гармония» пользуются занятия в группах художественной направленности. Обобщая наш опыт работы, можно сказать, что ребёнок, погружаемый с раннего детства в мир декоративно-прикладного творчества, постепенно становится духовно богаче, развивается творчески, интеллектуально и нравственно.

3.5. Новизна представляемого педагогического опыта.

Обновление содержания и технологий дополнительного образования и воспитания детей – это процесс и результат творческого, активного приобретения обучающимися знаний, умений, навыков и развитие личностных качеств с целью формирования художественной культуры, выражающейся в готовности к преобразовательской деятельности на научной основе. С обновлением содержания дополнительного образования изменяется и роль педагога. Он превращается из основного источника и контролёра знаний в консультанта, организатора учебной деятельности обучающихся, то есть менеджера в образовании. Благодаря соединению новых технологий, приемов обработки материалов с художественным творчеством и искусством достигается особая декоративная красота и выразительность предмета. Занятия направлены на развитие творческих способностей и фантазии обучающихся, расширение кругозора и совершенствование личности ребенка. Это помогает детям стать мастерами своего дела и изготавливать свои авторские работы. Посещение детьми творческих объединений изобразительного и декоративно-прикладного творчества призвано обеспечивать условия успешной социализации детей в процессе обучения, реализацию обучающимися своих способностей, возможностей и интересов. Это обеспечивает развитие творческих способностей детей. Современные технологии породили новые цели обучения, которые заключаются не только в прямой передаче знаний и умений, а открывают для педагога новые возможности для поддержания и направления развития духовно богатой, творческой личности обучающегося, ее образного мышления, воображения, фантазии, эмоциональной сферы.

Перед нами, как перед педагогами дополнительного образования, стоит сложная задача не только научить, но и заинтересовать обучающихся, сделать так, чтобы детям нравилось то, что они делают. Только тогда ребёнок с удовольствием идет на занятия и с радостью выполняет поставленную задачу.

Новизна представляемого педагогического опыта заключается и в том, что на своих занятиях мы большое внимание уделяем использованию регионального компонента. Знание истории родного края, культуры, бережное изучение и применение лучших образцов народного декоративно-прикладного творчества в образовательной деятельности делает обучающихся духовно богатыми, формирует целостное восприятие ими народного творчества родного края. Также в творческих объединениях Центра внешкольной работы «Гармония» г.Тихорецка ежегодно проходят персональные выставки «Вдохновение» с демонстрацией работ наших обучающихся, которые повышают их творческий потенциал и способствуют развитию их профессиональных навыков.


3.6. Технологичность представляемого педагогического опыта.

Дополнительное образование детей ориентировано на пополнение знаний и умений в области любительских занятий и увлечений в определённой области науки или искусства, со стремлением расширить культурный кругозор или приобрести знания и умения, необходимые в быту, в сфере межличностных отношений, для компетентного участия в различных видах социальной деятельности. Благодаря большому опыту работы педагогов нашего учреждения обеспечивается свобода познавательной активности ребёнка, расширение спектра его увлечений, обогащение духовного мира в целом. Посредством занятий в творческих объединениях Центра внешкольной работы «Гармония» г.Тихорецка детьми приобретаются знания и умения, необходимые в сфере их будущей профессиональной деятельности.

Наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения. Исходя из этого определено, что у детей 8-14 лет важнее воспитать качества, необходимые для овладения учебной деятельностью, то есть компетенции. Именно это прописано в Законе «Об образовании в РФ».

Чтобы добиться поставленных цели и задач, мы используем в работе современное компьютерное и мультимедийное оборудование: мультимедийные проекторы, ноутбуки и аудиоколонки, телевизоры и МФУ, создаём презентации, схемы, плакаты, педагогические сайты, используем лучшие материалы сети Интернет, что позволяет нам сделать каждое занятие красочным, ярким, эмоциональным и доступным, способствует повышению качества подготовки детей, развивает у них творческое воображение. (Приложение № 4). Такие презентации и другой интересный дополнительный материал можно найти на сайтах http://nsportal/ru, http://infourok.ru., http://mashared/ru, http://vestnikpedagoga/ru.

Огромным подспорьем в работе являются официальный сайт Центра внешкольной работы «Гармония» г.Тихорецка, находящийся по адресу http://garmoniya-tixoreck.edusite.ru, на методической странице которого публикуются материалы из опыта работы наших педагогических работников.

Наш опыт работы может использоваться в каждом учреждении дополнительного образования, в школах и детских садах, в каждом образовательном коллективе. Он доступен по форме и средствам реализации.


3.7. Описание основных элементов представляемого педагогического опыта.

В условиях дополнительного образования больше возможностей для того, чтобы развивать индивидуальные особенности и интересы детей; учить всех по-разному, с позиций личностно-ориентированного подхода, корректируя содержание и методы обучения в зависимости от уровня умственного развития и конкретных возможностей, способностей и запросов каждого ребенка.

Условием эффективности освоения любой учебной программы в дополнительном образовании является увлеченность ребенка той деятельностью, которую он выбирает. Нельзя навязать ребенку стремление к творчеству, заставить его мыслить, но можно предложить ему разные способы достижения цели и помочь ему ее достичь, научить приемам, необходимым для этого.

Дополнительное образование как особый образовательный институт располагает собственными педагогическими технологиями по развитию творческой активности ребенка, по саморазвитию и самореализации.

В итоге мы предполагаем достижение следующих результатов нашей работы по выбранной теме:

- повышение качества образования, предоставление новых форм бесплатного образования для детей из разных социальных групп;

- постоянный обмен опытом, совместная реализация образовательных проектов и социальных инициатив, совершенствование образовательной среды учреждения;

- расширение круга общения обучающихся, позволяющего им получить социальный опыт, способствующий формированию их мировоззрения;

- расширение возможностей для профессионального диалога педагогов, реализующих программы художественной направленности;

- наличие сформированных предпосылок к учебной деятельности;

- развитие сотрудничества учреждения и семьи;

- повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах изобразительного и декоративно-прикладного творчества;

- обновление содержания и технологий;

- внедрение новых образовательных технологий.

В работе по выбранной теме мы реализуем следующие формы работы: индивидуальное и групповое обучение, виртуальные и интерактивные технологии, проектная и мини - исследовательская деятельность, массовые мероприятия (праздники, акции, фестивали, соревнования, конференции, семинары, круглые столы, выставки, сборы актива, конкурсы, акции, соревнования и прочие формы работы.) (Приложение № 4)



4.Выводы.


Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что в течение нескольких лет нам удалось добиться позитивных результатов, которые отражаются в нашей деятельности.

Обучающиеся Центра внешкольной работы «Гармония» г.Тихорецка принимают участие в муниципальных, зональных, краевых конкурсах, фестивалях и мероприятиях, в которых занимают призовые места. Опытом своей работы мы охотно делимся с коллегами на семинарах разного уровня, заседаниях методического объединения, мастер-классах. Также наши разработки, презентации, конкурсные работы детей размещены на сайте учреждения и сайтах педагогической общественности

Применение на занятиях в творческих объединениях декоративно-прикладного творчества таких образовательных технологий, как здоровьесберегающие, развивающая, групповая, проектная, мы добились следующих результатов:

- повышение знаний обучащихся, развитие способностей каждого ребёнка;

- приобретение навыка самостоятельно организовывать свою учебную деятельность;

- активизация познавательной деятельности и творческой активности обучащихся;

- формированию личностных качеств ребёнка;

- развитие у детей операционного мышления, направленности на поиск оптимальных решений,

- формирование умения организовать сбор информации и правильно ее использовать,

- формирование у учащихся осознанной потребности в ведении здорового образа жизни;

- развитие творческого воображения, артистических данных.

В заключении хотелось бы отметить, что обновление содержания и технологий образования и воспитания детей в МБУ ДО ЦВР «Гармония» г. Тихорецка (на примере творческих объединений изобразительного и декоративно-прикладного творчества) открывают новые возможности в области художественной направленности. Внедрение в работу новых технологий позволяет использовать их в качестве средства общения, воспитания, социализации детей и их профессиональной ориентации, а главное - увеличивают творческую активность педагогов и обучающихся.







Список используемой литературы:


  1. Адамова М.В., Ловицкий В.Д. Валеологический анализ расписания занятий как метод повышения умственной способности школьников / Санкт-Петербург, Россия. -2008г.

  2. Ананьева Н.А., Ямпольская Ю.А. Здоровье и развитие современных школьников / Н.А.Ананьева, Ю.А.Ямпольская // Школа здоровья. – 2006г. - Т.1.

3. Буйлова Л.Н. Педагогические технологии в дополнительном образовании детей: теория и опыт. М.: 2002г.

  1. Зайцев Г.К. Здоровье школьников и учителей. Опыт валеологического исследования / Г.К.Зайцев. – 2005г.

  2. Зайцев Г.К. Твои первые уроки здоровья / Г.К.Зайцев. 2005г.

  3. Зайцев Г.К. Валеологические проблемы педагогической деятельности / Г.К.Зайцев // Валеология. – 2002г.

  4. Кульневич СВ. Лакоценина Т.П. «Воспитательная работа в современной школе» ИПК ЧП Лакоценин С.С., 2009г.

  5. Лебедева О.Е. «Дополнительное образование детей» М.:Гуманит.

Издательский центр ВЛАДАС, 2010г.

  1. Маслов С.И. Эмоционально-ценностное образование младших школьников / С.И.Маслов. – Тула, 1999г.

  2. Садовничий В.А. «Образование и человеческое развитие» М: ТЭИС, 2011г.

11. Симоненко В.Д., Хохлова М.В. «Технология» Москва Издательский центр «Вентана-Граф»., 2010г.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!