СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщающий мастер-класс по теме: «Задания для подготовки к ЕГЭ. Решение тригонометрических уравнений (задание №13)»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Задания для подготовки к ЕГЭ.

 Решение тригонометрических  уравнений. Отбор корней.  (задание №13)

 

Учитель математики и информатики

высшей квалификационной категории

МКОУ СОШ №4 г. Южно-Сухокумск

Набиева Роза Мусаевна

Проверочные элементы содержания и виды деятельности: умение решать тригонометрические уравнения на заданных промежутках.

Ориентировочное время выполнения задания: 15-20 минут

 

Ре­ше­ние.

Ис­поль­зуя фор­му­лу при­ве­де­ния и фор­му­лу си­ну­са двой­но­го угла , по­лу­ча­ем:

 

 

За­дан­ный про­ме­жу­ток имеет длину π, по­это­му ему при­над­ле­жит не боль­ше двух кор­ней из пер­вой серии, не боль­ше од­но­го корня из вто­рой серии и не боль­ше од­но­го корня из тре­тьей серии. Во вто­рой серии ре­ше­ний из от­рез­ка нет, из пер­вой и тре­тьей серии это числа

Ответ: а) б)

 

  1. а) Ре­ши­те урав­не­ние:

 

б) Най­ди­те все корни этого урав­не­ния, при­над­ле­жа­щие про­ме­жут­ку

Ре­ше­ние.

Ис­поль­зуя фор­му­лу при­ве­де­ния и фор­му­лу си­ну­са двой­но­го угла , по­лу­ча­ем:

 

 

За­дан­ный про­ме­жу­ток имеет длину π, по­это­му ему при­над­ле­жит не боль­ше двух кор­ней из пер­вой серии, не боль­ше од­но­го корня из вто­рой серии и не боль­ше од­но­го корня из тре­тьей серии. Во вто­рой серии ре­ше­ний из от­рез­ка нет, из пер­вой и тре­тьей серии это числа

Ответ: а) б)

 

 

2. а) Ре­ши­те урав­не­ние cos2x − 3cosx + 2 = 0.

б) Най­ди­те все корни урав­не­ния, при­над­ле­жа­щие от­рез­ку

Ре­ше­ние.

а) Пре­об­ра­зу­ем урав­не­ние:

 

 

По­лу­ча­ем cosx=1  или cosx=12  от­ку­да x=2πn   или

x=±π3+2πn, где n€Z

б) На от­рез­ке  корни отберём с по­мо­щью еди­нич­ной окруж­но­сти.

По­лу­ча­ем  и

Ответ: а) б)

3. а) Ре­ши­те урав­не­ние

б) Ука­жи­те корни этого урав­не­ния, при­над­ле­жа­щие от­рез­ку

Ре­ше­ние.

Решим урав­не­ние:

 

 

б) Ука­жем корни этого урав­не­ния, при­над­ле­жа­щие от­рез­ку По­ка­жем на еди­нич­ной окруж­но­сти.

Ответ: а) б)

 

 

4. а) Ре­ши­те урав­не­ние

б) Ука­жи­те корни этого урав­не­ния, при­над­ле­жа­щее от­рез­ку

Ре­ше­ние.

Сведём урав­не­ние к квад­рат­но­му от­но­си­тель­но си­ну­са, ис­поль­зуя фор­му­лу Имеем:

 

 

б) С по­мо­щью чис­ло­вой окруж­но­сти отберём корни, при­над­ле­жа­щие от­рез­ку  (см. рис.), по­лу­чим число

Ответ: а) б)

5.  а) Ре­ши­те урав­не­ние .

 б) Ука­жи­те его корни, при­над­ле­жа­щие от­рез­ку

Ре­ше­ние.

Сде­ла­ем за­ме­ну , по­лу­чим квад­рат­ное урав­не­ние кор­ня­ми ко­то­ро­го яв­ля­ют­ся числа  и  Урав­не­ние  не имеет ре­ше­ний, а из урав­не­ния  на­хо­дим ис­ко­мые корни:

 

 или ; .

Най­дем корни, при­над­ле­жа­щие от­рез­ку  Решим не­ра­вен­ства:

 

 или ;

 

 

Со­от­вет­ству­ю­щие най­ден­ным зна­че­ни­ям па­ра­мет­ров корни: и .

 

Ответ: . За­дан­но­му от­рез­ку при­над­ле­жат корни и .

 

 

 

 

 

6. а) Ре­ши­те урав­не­ние

б) Ука­жи­те корни, при­над­ле­жа­щие от­рез­ку

Ре­ше­ние.

Сде­ла­ем за­ме­ну и по­лу­чим квад­рат­ное урав­не­ние от­ку­да, Урав­не­ние не имеет ре­ше­ний, а из урав­не­ния на­хо­дим

Най­дем корни, при­над­ле­жа­щие от­рез­ку

 

От­рез­ку при­над­ле­жат корни

Ответ: a) б)

 

 

Используемые источники:

  1. ЕГЭ: 4000 задач с ответами по математике. Все задания   «Закрытый сегмент». Базовый и профильный уровни /И.В.Ященко, И.Р.Высоцкий, А.В.Забелин и др.; под редакцией И.В.Ященко. – М.: Издательство «Экзамен», 2016. – 640 с. (Серия «Банк заданий ЕГЭ»)
  2. Математика. ЕГЭ – 2013: экспресс – курс для подготовки к экзамену/ Дмитрий Гущин. – М, : Издательский дом «Учительская газета», 2013. – 256 с. (Библиотечка «Учительской газеты». Готовимся к ЕГЭ с лучшими учителями России)
  3. http://reshuege.ru/

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий мастер-класс по теме: «Задания для подготовки к ЕГЭ. Решение тригонометрических уравнений (задание №13)»»

    Обобщающий мастер-класс по теме:  «Задания для подготовки к ЕГЭ.  Решение тригонометрических уравнений (задание №13)» Автор: Набиева Роза Мусаевна, учитель математики высшей квалификационной категории МКОУ СОШ №4 г. Южно-Сухокумск

Обобщающий мастер-класс по теме: «Задания для подготовки к ЕГЭ. Решение тригонометрических уравнений (задание №13)»

Автор:

Набиева Роза Мусаевна,

учитель математики высшей квалификационной категории

МКОУ СОШ №4

г. Южно-Сухокумск

Ян Амос Коменский Чешский педагог

Ян Амос Коменский

Чешский педагог

История тригонометрии    Тригонометрия - с греч. измерение треугольников. Возникла тригонометрия в результате решения задач, связанных с землемерием, астрономией и строительным делом. Впервые способы решения треугольников, основанные на зависимостях между сторонами и углами треугольника, были найдены древнегреческими астрономами Гиппархом (II в. до н. э.) и Клавдием Птолемеем (II в. н. э.). Позднее зависимости между отношениями сторон треугольника и его углами начали называть тригонометрическими функциями. Аналитическая теория тригонометрических функций в основном была создана выдающимся математиком XVIII в. Леонардом Эйлером (1707-1783гг.). Дальнейшее развитие теории было положено в XIX в. Н. И. Лобачевским и другими учёными.

История тригонометрии

Тригонометрия - с греч. измерение треугольников. Возникла тригонометрия в результате решения задач, связанных с землемерием, астрономией и строительным делом. Впервые способы решения треугольников, основанные на зависимостях между сторонами и углами треугольника, были найдены древнегреческими астрономами Гиппархом (II в. до н. э.) и Клавдием Птолемеем (II в. н. э.). Позднее зависимости между отношениями сторон треугольника и его углами начали называть тригонометрическими функциями. Аналитическая теория тригонометрических функций в основном была создана выдающимся математиком XVIII в. Леонардом Эйлером (1707-1783гг.). Дальнейшее развитие теории было положено в XIX в. Н. И. Лобачевским и другими учёными.

Актуальность темы: Знания тригонометрии применяются во многих областях науки; Изучение тригонометрии помогает развить логику, нестандартное мышление человека; Затрачивается огромное количество различных ресурсов человека на решение тригонометрических уравнений, поэтому методы и способы их решения необходимо систематизировать; Тригонометрические уравнения из года в год встречаются среди заданий ЕГЭ; В школьной программе отводится мало времени на изучение данной темы; Уравнения повышенной сложности изучаются на факультативных занятиях в ознакомительном порядке.

Актуальность темы:

  • Знания тригонометрии применяются во многих областях науки;
  • Изучение тригонометрии помогает развить логику, нестандартное мышление человека;
  • Затрачивается огромное количество различных ресурсов человека на решение тригонометрических уравнений, поэтому методы и способы их решения необходимо систематизировать;
  • Тригонометрические уравнения из года в год встречаются среди заданий ЕГЭ;
  • В школьной программе отводится мало времени на изучение данной темы;
  • Уравнения повышенной сложности изучаются на факультативных занятиях в ознакомительном порядке.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ: Систематизировать, обобщить, расширить знания и умения, связанные с применением методов решения тригонометрических уравнений

ЦЕЛЬ РАБОТЫ:

Систематизировать, обобщить, расширить знания и умения, связанные с применением методов решения тригонометрических уравнений

Лошадиное правило  В старые добрые времена жил рассеянный математик, который при поиске ответа менять или не менять название функции (синус на косинус), смотрел на свою умную лошадь, а она кивала головой вдоль той оси координат, которой принадлежала точка, соответствующая первому слагаемому аргумента π/  2  +  α  или π  +  α .  Если лошадь кивала головой вдоль оси ОУ , то математик считал, что получен ответ «да, менять» , если вдоль оси ОХ , то «нет, не менять» .

Лошадиное правило

В старые добрые времена жил рассеянный математик, который при поиске ответа менять или не менять название функции (синус на косинус), смотрел на свою умную лошадь, а она кивала головой вдоль той оси координат, которой принадлежала точка, соответствующая первому слагаемому аргумента π/ 2 + α или π + α .

Если лошадь кивала головой вдоль оси ОУ , то математик считал, что получен ответ «да, менять» , если вдоль оси ОХ , то «нет, не менять» .

 Очень часто требуется знать наизусть значения cos ,  sin ,  tg ,  ctg для углов 0° ,  30° ,  45° ,  60° ,  90° .  Но если вдруг какое-либо значение забудется, то можно воспользоваться правилом руки. Правило: Если провести линии через мизинец и большой палец, то они пересекутся в точке, называемой “лунный бугор”. Мнемоническое правило  “Тригонометрия на ладони” Образуется угол 90° . Линия мизинца образует угол 0° . Проведя лучи из “лунного бугра” через безымянный, средний, указательный пальцы, получаем углы соответственно 30° , 45° , 60° . Подставляя вместо n : 0 , 1 , 2 , 3 , 4 , получаем значения sin , для углов 0° , 30° , 45° , 60° , 90° . Для cos отсчет происходит в обратном порядке.

Очень часто требуется знать наизусть значения cos , sin , tg , ctg для углов , 30° , 45° , 60° , 90° .

Но если вдруг какое-либо значение забудется, то можно воспользоваться правилом руки.

Правило: Если провести линии через мизинец и большой палец, то они пересекутся в точке, называемой “лунный бугор”.

Мнемоническое правило “Тригонометрия на ладони”

Образуется угол 90° . Линия мизинца образует угол .

Проведя лучи из “лунного бугра” через безымянный, средний, указательный пальцы, получаем углы соответственно 30° , 45° , 60° .

Подставляя вместо n : 0 , 1 , 2 , 3 , 4 , получаем значения sin , для углов , 30° , 45° , 60° , 90° .

Для cos отсчет происходит в обратном порядке.

Функция у = sin x. 1. Областью определения функции является множество  всех действительных чисел ( R ) 2. Областью значений [ - 1; 1 ]. 3. Функция у = sin α нечетная, т.к. sin (- α) = - sin α 4. Функция периодическая, с главным периодом 2π

Функция у = sin x.

1. Областью определения функции является множество

всех действительных чисел ( R )

2. Областью значений [ - 1; 1 ].

3. Функция у = sin α нечетная, т.к. sin (- α) = - sin α

4. Функция периодическая, с главным периодом 2π

Функция у = соs x. 1. Областью определения функции является множество  всех действительных чисел ( R ) 2. Областью изменений (Областью значений) - [ - 1; 1 ] 3. Функция у = cos α четная, т.к. cos (- α) = cos α 4. Функция периодическая, с главным периодом 2π.

Функция у = соs x.

1. Областью определения функции является множество

всех действительных чисел ( R )

2. Областью изменений (Областью значений) - [ - 1; 1 ]

3. Функция у = cos α четная, т.к. cos (- α) = cos α

4. Функция периодическая, с главным периодом 2π.

Функция у = tg x 1. Областью определения функции является множество (- π/2; π/2) 2. Областью значений R . 3.Функция у = tg x нечетная, т.к. tg (- α) = - tg α 4. Функция периодическая, с главным периодом π. tgt = а, а ЄR t = arctg а + πk‚ kЄZ

Функция у = tg x

1. Областью определения функции является множество (- π/2; π/2)

2. Областью значений R .

3.Функция у = tg x нечетная, т.к. tg (- α) = - tg α

4. Функция периодическая, с главным периодом π.

tgt = а, а ЄR

t = arctg а + πk‚ kЄZ

Функция у = ctg x  1. Областью определения функции является множество  (πn; π + πn) 2. Областью значений R 3. Функция у = ctg x нечетная, т.к. ctg (- α) = - ctg α 4. Функция периодическая, с главным периодом π. ctgt = а, а ЄR t = arcctg а + πk‚ kЄZ

Функция у = ctg x

1. Областью определения функции является множество (πn; π + πn)

2. Областью значений R

3. Функция у = ctg x нечетная, т.к. ctg (- α) = - ctg α

4. Функция периодическая, с главным периодом π.

ctgt = а, а ЄR

t = arcctg а + πk‚ kЄZ

Другие тригонометрические уравнения 1. Сводимые к квадратным  a∙sin²x + b∙sinx + c=0 2. Однородные 1) Первой степени: a∙sinx + b∙cosx = 0 Т.к. sinx и cosx одновременно не равны нулю, то разделим обе части уравнения на cosx. 2) Второй степени: a∙sin²x + b∙sinx∙cosx + c∙cos²x = 0 Разделим обе части на cos²x.

Другие тригонометрические уравнения

1. Сводимые к квадратным

a∙sin²x + b∙sinx + c=0

2. Однородные

1) Первой степени:

a∙sinx + b∙cosx = 0

Т.к. sinx и cosx одновременно

не равны нулю, то разделим обе

части уравнения на cosx.

2) Второй степени:

a∙sin²x + b∙sinx∙cosx + c∙cos²x = 0

Разделим обе части на cos²x.

Содержание Метод замены переменной Метод разложения на множители С помощью тригонометрических формул: Формул сложения Формул приведения Формул двойного аргумента

Содержание

  • Метод замены переменной
  • Метод разложения на множители
  • С помощью тригонометрических формул:
  • Формул сложения
  • Формул приведения
  • Формул двойного аргумента
Алгоритм решения уравнения графическим способом  Привести уравнение к виду f(x)=g(x), где у=f(x) и у=g(x) известные нам функции.  Построить графики функции у=f(x) и у=g(x).  Отметить ВСЕ точки пересечения графиков.  Найти абсциссы точек пересечения (это и есть корни уравнения).  Записать ответ.

Алгоритм решения уравнения графическим способом

  • Привести уравнение к виду f(x)=g(x), где у=f(x) и у=g(x) известные нам функции.
  • Построить графики функции у=f(x) и у=g(x).
  • Отметить ВСЕ точки пересечения графиков.
  • Найти абсциссы точек пересечения (это и есть корни уравнения).
  • Записать ответ.
Разложение левой  части уравнения на множители.

Разложение левой части уравнения на множители.

Решим функционально-графическим методом: sin x – cos x = 1   sin x = cos x + 1 y = sin x – график синусоида y = cos x + 1 – синусоида, смещенная на единицу вверх

Решим функционально-графическим методом:

sin x – cos x = 1

sin x = cos x + 1

y = sin x – график синусоида

y = cos x + 1 – синусоида, смещенная на единицу вверх

   sin x = cos x + 1  На одном и том же чертеже построим графики функций, соответствующих левой и правой части уравнения. Абсциссы точек пересечения графиков являются решением данного уравнения,  у = sin х - график синусоида.  у = соs х + 1 – синусоида, смещённая на единицу вверх.

sin x = cos x + 1 На одном и том же чертеже построим графики функций, соответствующих левой и правой части уравнения. Абсциссы точек пересечения графиков являются решением данного уравнения, у = sin х - график синусоида. у = соs х + 1 – синусоида, смещённая на единицу вверх.

Решим аналитическим и графическим методами уравнение:   sin 2x – cos x = 0 2 sin x*cos x – cos x=0 cos x*(2 sin x – 1)=0 2 sin x – 1=0 или cos x=0 sin x = 1/2

Решим аналитическим и графическим методами уравнение:

sin 2x – cos x = 0

2 sin x*cos x – cos x=0

cos x*(2 sin x – 1)=0

2 sin x – 1=0

или

cos x=0

sin x = 1/2

5π/6 π/6 π/2 -п/2

5π/6

π/6

π/2

-п/2

a) Решить уравнение 2 cos 2x + 4 sin (3π/2+x) – 1=0  б) Найти все корни, принадлежащие отрезку [- 3π; - π]

a) Решить уравнение 2 cos 2x + 4 sin (3π/2+x) – 1=0 б) Найти все корни, принадлежащие отрезку [- 3π; - π]

  Решить уравнение:    Sin 2 x=

Решить уравнение: Sin 2 x=

Sin 2 x=  В учебнике Крамера Г.   x=±arcsin + πn, где n€Z  x = ± + πn, где n€Z

Sin 2 x=

В учебнике Крамера Г.

x=±arcsin + πn, где n€Z

x = ± + πn, где n€Z

Восемь способов решения одного  тригонометрического уравнения. 1.Приведение уравнения к однородному. 2.Разложение левой части уравнения на множители. 3.Введение вспомогательного угла. 4.Преобразование разности (или суммы) тригонометрических функций в произведение. 5.Приведение к квадратному уравнению. 6.Возведение обеих частей уравнения в квадрат. 7.Универсальная подстановка. 8.Графическое решение.

Восемь способов решения одного тригонометрического уравнения.

1.Приведение уравнения к однородному.

2.Разложение левой части уравнения на множители.

3.Введение вспомогательного угла.

4.Преобразование разности (или суммы) тригонометрических функций в произведение.

5.Приведение к квадратному уравнению.

6.Возведение обеих частей уравнения в квадрат.

7.Универсальная подстановка.

8.Графическое решение.

Заключение    В своей работе я изучила историю возникновения и применение на практике знаний о тригонометрии. Повторила решения тригонометрических уравнений школьного курса и познакомилась с различными методами решения тригонометрических уравнений.   Кроме того, я исследовала классификацию уравнений по способу их решения, подобрала примеры уравнений, встречающихся на Едином государственном экзамене, и изучила способы отбора корней на заданном промежутке, на единичной окружности, методом неравенств.

Заключение

В своей работе я изучила историю возникновения и применение на практике знаний о тригонометрии. Повторила решения тригонометрических уравнений школьного курса и познакомилась с различными методами решения тригонометрических уравнений.

Кроме того, я исследовала классификацию уравнений по способу их решения, подобрала примеры уравнений, встречающихся на Едином государственном экзамене, и изучила способы отбора корней на заданном промежутке, на единичной окружности, методом неравенств.

 « То, что мы знаем, - ограниченно, а то чего мы не знаем, - бесконечно».     Пьер Лаплас:

« То, что мы знаем, - ограниченно, а то чего мы не знаем, - бесконечно». Пьер Лаплас:

Используемые источники: ЕГЭ: 4000 задач с ответами по математике . Все задания «Закрытый сегмент». Базовый и профильный уровни /И.В.Ященко, И.Р.Высоцкий, А.В.Забелин и др.; под редакцией И.В.Ященко. – М.: Издательство «Экзамен», 2016. – 640 с. (Серия «Банк заданий ЕГЭ») Математика. ЕГЭ – 2013: экспресс – курс для подготовки к экзамену/ Дмитрий Гущин. – М, : Издательский дом «Учительская газета», 2013. – 256 с. (Библиотечка «Учительской газеты». Готовимся к ЕГЭ с лучшими учителями России) http://reshuege.ru / https://graph.reshish.ru/

Используемые источники:

  • ЕГЭ: 4000 задач с ответами по математике . Все задания «Закрытый сегмент». Базовый и профильный уровни /И.В.Ященко, И.Р.Высоцкий, А.В.Забелин и др.; под редакцией И.В.Ященко. – М.: Издательство «Экзамен», 2016. – 640 с. (Серия «Банк заданий ЕГЭ»)
  • Математика. ЕГЭ – 2013: экспресс – курс для подготовки к экзамену/ Дмитрий Гущин. – М, : Издательский дом «Учительская газета», 2013. – 256 с. (Библиотечка «Учительской газеты». Готовимся к ЕГЭ с лучшими учителями России)
  • http://reshuege.ru /
  • https://graph.reshish.ru/
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!