Обобщающий мастер-класс по теме: «Задания для подготовки к ЕГЭ. Решение тригонометрических уравнений (задание №13)»
Автор:
Набиева Роза Мусаевна,
учитель математики высшей квалификационной категории
МКОУ СОШ №4
г. Южно-Сухокумск
Ян Амос Коменский
Чешский педагог
История тригонометрии
Тригонометрия - с греч. измерение треугольников. Возникла тригонометрия в результате решения задач, связанных с землемерием, астрономией и строительным делом. Впервые способы решения треугольников, основанные на зависимостях между сторонами и углами треугольника, были найдены древнегреческими астрономами Гиппархом (II в. до н. э.) и Клавдием Птолемеем (II в. н. э.). Позднее зависимости между отношениями сторон треугольника и его углами начали называть тригонометрическими функциями. Аналитическая теория тригонометрических функций в основном была создана выдающимся математиком XVIII в. Леонардом Эйлером (1707-1783гг.). Дальнейшее развитие теории было положено в XIX в. Н. И. Лобачевским и другими учёными.
Актуальность темы:
- Знания тригонометрии применяются во многих областях науки;
- Изучение тригонометрии помогает развить логику, нестандартное мышление человека;
- Затрачивается огромное количество различных ресурсов человека на решение тригонометрических уравнений, поэтому методы и способы их решения необходимо систематизировать;
- Тригонометрические уравнения из года в год встречаются среди заданий ЕГЭ;
- В школьной программе отводится мало времени на изучение данной темы;
- Уравнения повышенной сложности изучаются на факультативных занятиях в ознакомительном порядке.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ:
Систематизировать, обобщить, расширить знания и умения, связанные с применением методов решения тригонометрических уравнений
Лошадиное правило
В старые добрые времена жил рассеянный математик, который при поиске ответа менять или не менять название функции (синус на косинус), смотрел на свою умную лошадь, а она кивала головой вдоль той оси координат, которой принадлежала точка, соответствующая первому слагаемому аргумента π/ 2 + α или π + α .
Если лошадь кивала головой вдоль оси ОУ , то математик считал, что получен ответ «да, менять» , если вдоль оси ОХ , то «нет, не менять» .
Очень часто требуется знать наизусть значения cos , sin , tg , ctg для углов 0° , 30° , 45° , 60° , 90° .
Но если вдруг какое-либо значение забудется, то можно воспользоваться правилом руки.
Правило: Если провести линии через мизинец и большой палец, то они пересекутся в точке, называемой “лунный бугор”.
Мнемоническое правило “Тригонометрия на ладони”
Образуется угол 90° . Линия мизинца образует угол 0° .
Проведя лучи из “лунного бугра” через безымянный, средний, указательный пальцы, получаем углы соответственно 30° , 45° , 60° .
Подставляя вместо n : 0 , 1 , 2 , 3 , 4 , получаем значения sin , для углов 0° , 30° , 45° , 60° , 90° .
Для cos отсчет происходит в обратном порядке.
Функция у = sin x.
1. Областью определения функции является множество
всех действительных чисел ( R )
2. Областью значений [ - 1; 1 ].
3. Функция у = sin α нечетная, т.к. sin (- α) = - sin α
4. Функция периодическая, с главным периодом 2π
Функция у = соs x.
1. Областью определения функции является множество
всех действительных чисел ( R )
2. Областью изменений (Областью значений) - [ - 1; 1 ]
3. Функция у = cos α четная, т.к. cos (- α) = cos α
4. Функция периодическая, с главным периодом 2π.
Функция у = tg x
1. Областью определения функции является множество (- π/2; π/2)
2. Областью значений R .
3.Функция у = tg x нечетная, т.к. tg (- α) = - tg α
4. Функция периодическая, с главным периодом π.
tgt = а, а ЄR
t = arctg а + πk‚ kЄZ
Функция у = ctg x
1. Областью определения функции является множество (πn; π + πn)
2. Областью значений R
3. Функция у = ctg x нечетная, т.к. ctg (- α) = - ctg α
4. Функция периодическая, с главным периодом π.
ctgt = а, а ЄR
t = arcctg а + πk‚ kЄZ
Другие тригонометрические уравнения
1. Сводимые к квадратным
a∙sin²x + b∙sinx + c=0
2. Однородные
1) Первой степени:
a∙sinx + b∙cosx = 0
Т.к. sinx и cosx одновременно
не равны нулю, то разделим обе
части уравнения на cosx.
2) Второй степени:
a∙sin²x + b∙sinx∙cosx + c∙cos²x = 0
Разделим обе части на cos²x.
Содержание
- Метод замены переменной
- Метод разложения на множители
- С помощью тригонометрических формул:
- Формул сложения
- Формул приведения
- Формул двойного аргумента
Алгоритм решения уравнения графическим способом
- Привести уравнение к виду f(x)=g(x), где у=f(x) и у=g(x) известные нам функции.
- Построить графики функции у=f(x) и у=g(x).
- Отметить ВСЕ точки пересечения графиков.
- Найти абсциссы точек пересечения (это и есть корни уравнения).
- Записать ответ.
Разложение левой части уравнения на множители.
Решим функционально-графическим методом:
sin x – cos x = 1
sin x = cos x + 1
y = sin x – график синусоида
y = cos x + 1 – синусоида, смещенная на единицу вверх
sin x = cos x + 1 На одном и том же чертеже построим графики функций, соответствующих левой и правой части уравнения. Абсциссы точек пересечения графиков являются решением данного уравнения, у = sin х - график синусоида. у = соs х + 1 – синусоида, смещённая на единицу вверх.
Решим аналитическим и графическим методами уравнение:
sin 2x – cos x = 0
2 sin x*cos x – cos x=0
cos x*(2 sin x – 1)=0
2 sin x – 1=0
или
cos x=0
sin x = 1/2
5π/6
π/6
π/2
-п/2
a) Решить уравнение 2 cos 2x + 4 sin (3π/2+x) – 1=0 б) Найти все корни, принадлежащие отрезку [- 3π; - π]
Решить уравнение: Sin 2 x=
Sin 2 x=
В учебнике Крамера Г.
x=±arcsin + πn, где n€Z
x = ± + πn, где n€Z
Восемь способов решения одного тригонометрического уравнения.
1.Приведение уравнения к однородному.
2.Разложение левой части уравнения на множители.
3.Введение вспомогательного угла.
4.Преобразование разности (или суммы) тригонометрических функций в произведение.
5.Приведение к квадратному уравнению.
6.Возведение обеих частей уравнения в квадрат.
7.Универсальная подстановка.
8.Графическое решение.
Заключение
В своей работе я изучила историю возникновения и применение на практике знаний о тригонометрии. Повторила решения тригонометрических уравнений школьного курса и познакомилась с различными методами решения тригонометрических уравнений.
Кроме того, я исследовала классификацию уравнений по способу их решения, подобрала примеры уравнений, встречающихся на Едином государственном экзамене, и изучила способы отбора корней на заданном промежутке, на единичной окружности, методом неравенств.
« То, что мы знаем, - ограниченно, а то чего мы не знаем, - бесконечно». Пьер Лаплас:
Используемые источники:
- ЕГЭ: 4000 задач с ответами по математике . Все задания «Закрытый сегмент». Базовый и профильный уровни /И.В.Ященко, И.Р.Высоцкий, А.В.Забелин и др.; под редакцией И.В.Ященко. – М.: Издательство «Экзамен», 2016. – 640 с. (Серия «Банк заданий ЕГЭ»)
- Математика. ЕГЭ – 2013: экспресс – курс для подготовки к экзамену/ Дмитрий Гущин. – М, : Издательский дом «Учительская газета», 2013. – 256 с. (Библиотечка «Учительской газеты». Готовимся к ЕГЭ с лучшими учителями России)
- http://reshuege.ru /
- https://graph.reshish.ru/
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ