СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение актуального педагогического опыта по теме "Раскрытие детской одаренности в начальных классах через проектную и исследовательскую деятельность"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение АПО.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение актуального педагогического опыта по теме "Раскрытие детской одаренности в начальных классах через проектную и исследовательскую деятельность"»

Котлярова Наталья Юрьевна


СОДЕРЖАНИЕ

Информация об опыте...............3 - 7

Технология опыта..................... 8 - 11

Результативность опыта...........12 - 15

Библиографический список….16 - 17

Приложение к опыту................18







































Информация об опыте

Тема опыта.

Введение и реализация Федерального государственного образовательного стандарта предполагает построение в учебном заведении разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, а также их педагогического сопровождения в течение всего периода становления личности.

В рамках реализации новых ФГОС основной целью современной школы является создание условий для выявления и развития способностей каждого ребенка, формирования личности, имеющей прочные базовые знания и способной адаптироваться к условиям современной жизни.

Современное образование в качестве своей приоритетной цели ставит признание личности ученика основным субъектом образования. Такая постановка цели актуальна, когда речь идет об одаренных детях, представляющих собой особую ценность для общества. Особое значение для современной школы приобретают вопросы обучения, развития и воспитания одаренных детей.

Сегодня проблема обучения таких детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области. Введение и реализация Федерального государственного образовательного стандарта предполагает построение в учебном заведении разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, а также их педагогического сопровождения в течение всего периода становления личности.

На своем опыте учитель убедился, что талантливым детям недостаточно познавать действительность путем обычной классно-урочной системы. Намного ярче и полнее детская одаренность раскрывается в исследовательской и проектной работе, когда ребенок своим трудом, всеми органами чувств открывает мир, самостоятельно познает все его аспекты. Исходя из этого, педагог определил тему своего опыта:

«Раскрытие детской одаренности в начальных классах через проектную и исследовательскую деятельность в рамках введения федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования».


1.1. Условия становления опыта.

Опыт сформирован в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 5 с углубленным изучением отдельных предметов города Шебекино Белгородской области».

Наша школа является региональной инновационной площадкой «Муниципальный ресурсный центр по работе с одаренными детьми». На протяжении 2010 – 2013 года на базе ресурсного центра накоплен богатый опыт по апробации разнообразных моделей обучения талантливых детей, сложились определенные традиции, самой важной из которых является непрерывное стремление к совершенствованию, поиску эффективных путей организации учебно-воспитательного процесса. Весь этот опыт направлен на выявление и создание такой образовательной среды, которая обеспечивала бы возможность развития и проявления творческой активности как одаренных детей и детей с повышенной готовностью к обучению, так и детей с нераскрытыми талантами.

Проектная и исследовательская деятельность не является отдельным школьным предметом, а выступает неотъемлемой частью обучения и воспитания детей, пронизывает весь процесс урочной и внеурочной деятельности. Проектная и исследовательская деятельность выступает не только как средство повышения учебной мотивации и качества знаний, но и как способ правильного познания целостной картины мира.

Автора заинтересовала проблема раскрытия детской одаренности через проектную и исследовательскую деятельность.

Для выявления детской одаренности в коллективе будущих первоклассников (1 «В») класса использовалась диагностическое исследование готовности к школьному обучению. Результаты (Приложение 1) диагностики показали следующее:

из 22 детей будущего классного коллектива одаренными являются 6 человек, что составляет 27,3%, 7 человек имеют средний уровень развития умственных способностей и 9 человек являются слабоуспевающими.

В ходе анализа результатов выявления одаренных детей определилась необходимость развития детской одаренности.


1.2. Актуальность опыта.

В последнем проекте федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования, в требованиях к уровню подготовки учащихся школы такие формулировки, как «развитие интеллектуальных и познавательных способностей», «совершенствование продуктивной творческой деятельности», «приобретение опыта научно-исследовательской деятельности», «овладение интеллектуальными и информационными умениями», анализ, сравнение, обобщение, систематизация указывают на то, что умственное развитие и воспитание должны стать одним из главных звеньев учебно-воспитательного процесса российской школы.

Чтобы сформировать такую всесторонне развитую личность, работу нужно начинать еще до прихода ребенка в школу. А период начальной школы является самым важным, когда раскрываются все таланты малышей.

Тема опыта учителя звучит крайне актуально. Во всех стратегических документах федерального уровня последних лет поддержка "талантливого ребенка" провозглашается приоритетной государственной задачей.
Работать с одаренными детьми нужно, так как от этого зависит будущее нашей страны, её престиж на мировой арене. Мы гордимся, когда видим на пьедестале лучших российских ученых, спортсменов, певцов, музыкантов, при этом сразу ассоциируем победителя с Россией!

Анализ теории и практики проблемы организации работы с интеллектуально одаренными учащимися позволил выявить противоречие между необходимостью создания условий для самореализации одаренных учащихся младшего школьного возраста, потенциальными возможностями начальной школы для их эффективного развития и недостаточной степенью разработанности научно-методического обеспечения в данной области педагогического знания. Поиск путей разрешения этого противоречия и определил проблему исследования.

Федеральный Государственный образовательный стандарт второго поколения строится на деятельностном подходе. Поэтому, я считаю, что вовлечение детей в проектную и исследовательскую деятельность наиболее актуальным. Особенно это касается работы с одаренными школьниками.


1.3. Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании системы деятельности педагога для выявления, развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся, развития одаренности через проектную и исследовательскую деятельность.


1.4. Длительность работы над опытом

Работа над опытом продолжалась с 2010 по 2013 год и состояла из нескольких этапов:

1-й этап – начальный (констатирующий) – сентябрь 2010 года – август 2011 года.

2-й этап – основной (формирующий) – сентябрь 2011года – май 2013 года.

3-й этап – заключительный (контрольный) – май 2013 года – июль 2013 года.

Начальный этап предполагал обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и выявление в группе «Предшкола» детей с высоким уровнем развития.

На формирующем этапе была проведена экспериментальная работа по развитию научно-исследовательского и творческого потенциала личности в условиях урочной и внеурочной деятельности на базе общеобразовательного учреждения.

На заключительном этапе проведенная диагностика показала успешность выбранной технологии для решения определенной в опыте педагогической проблемы.


1.5. Диапазон опыта

Диапазон представленного опыта – единая система «урок – внеклассная работа». Опыт тесно взаимосвязан со школьным образовательным процессом в целом.


1.6. Теоретическая база опыта.

Современное образование призвано обеспечить систематическое развитие, заложенных природой возможностей и задатков личности, их совершенствование и реализацию в деятельности. Это подтверждают и результаты психолого-педагогических исследований последних десятилетий, которые убедительно доказали необходимость создания условий для развития одаренных учащихся уже на этапе начальной школы, самореализация которых не может быть эффективно осуществлена в рамках традиционного обучения.

Одаренные дети – дети с более высоким (в сравнении со свер­стниками) уровнем общего умственного развития, включающего интеллектуальные и творческие способности, чьи особые потребности в учении связаны с их повышенной любознательностью, исследовательской активностью и стрем­лением к самостоятельному учению. Таким образом, термин «одаренность» чаще всего несет в себе оттенок исключительности и предпола­гает выделение особой группы детей, качественно отличающихся от своих сверстников, обучение и воспитание которых – крайне важная педагогическая задача.

В отечественной науке исследованию проблемы одаренности посвящены труды И.С. Авериной, А.Г. Асмолова, Ю.Д. Бабаевой, В.И. Панова, А.И. Савенкова, Д.В. Ушакова, М.А. Холодной, В.Э. Чудновского, В.Д. Шадрикова, Г.Т. Шпаревой, Н.Б. Шумаковой, В.П. Эфроимсона и др.

Развитию творческих способностей как составляющему компоненту одаренности посвящены работы Д.Б. Богоявленской, Л.А. Венгера, А.М. Матюшкина, Е.Л. Яковлевой, в которых предложены программы по развитию творческого потенциала личности на разных этапах обучения. Сущность и виды одаренности, ее возрастные характеристики раскрываются в трудах таких зарубежных ученых, как Дж. Гилфорд, Р. Кеттел, Дж. Рензулли, Б. Тейлор, Дж. Фримен и др.

Проанализировав приведенные в вышеперечисленных источниках точки зрения, педагог приходит к выводу, что все они сходятся в понимании сущности исследовательской деятельности школьников. Это не научные открытия учащихся, а развитие у них соответствующих личностных качеств, приобретение навыка исследования как универсального способа освоения действительности.


1.7. Степень новизны.

Инновационность опыта заключается в следующем: переход к новой образовательной парадигме, вызванный преобразованиями российского общества, сопровождался усилением внимания к одаренным детям, интеллектуальный и творческий потенциал которых стал рассматриваться в качестве основного капитала государства. В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. Автор разработала систему развития способностей у одаренных детей, в которой используется метод работы над проектами и исследованиями в начальной школе.










































2. Технология описания опыта

Целью педагогической деятельности является выявление и создание такой образовательной среды, которая обеспечивала бы возможность развития и проявления творческой активности как одаренных детей и детей с повышенной готовностью к обучению, так и детей с нераскрытыми талантами, создание условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков одарённых детей в начальной школе путем проектной и исследовательской деятельности. Для этого потребовалось решить ряд задач:

1. Стимулировать творческое мышление младших школьников.

2. Формировать интеллектуальные умения у одаренных детей в начальной школе.

3. Стимулировать активность участия детей в интеллектуальных конкурсах и исследовательских конкурсах и конференциях.

4. Развивать логическое мышление, творческие способности, кругозор, устную и письменную речь; умения обобщать и систематизировать информацию, коммуникативные умения; формировать наблюдательность и внимание, умение работать с художественными и научными текстами.

5. Подготовить учащихся к применению на практике теоретических и практических знаний.

1 КЛАСС

В первом классе исследовательская работа по полной структуре невозможна, так как дети не умеют читать, писать, анализировать.

Поэтому в первом полугодии учитель проводит подготовительный этап, в который включаю творческие работы учащихся (рисунки), устные рассказы, в которых дети с помощью учителя постепенно учатся анализировать, рассуждать, выделять главное.

Во втором полугодии дети уже умеют читать, имеют первоначальные навыки письма, могут задавать вопросы и отвечать на них. Следовательно, можно расширить рамки исследовательской работы и включить сюда не только рисунки, но и сбор информации по плану, составленному совместно с учителем.

Учитывая особенности развития младших школьников, первокласснику необходимо предлагать темы, которые наиболее близки и значимы для него, для его «маленького мира». Варианты тем: «Моё имя»,«Моя семья», «Моя родословная», «Моя любимая игрушка».

Первоклассникам педагог дает небольшие, простые задания исследовательского характера. Например, по окружающему миру: «Какие цветы растут на вашей домашней клумбе?», «Какие комнатные растения есть у вас дома?». Каждому раздаю памятку – помощницу, в которой записан порядок выполнения мини – исследования. Дети дома должны рассмотреть домашние декоративные и комнатные цветы, побеседовать с родителями, записать названия растений, нарисовать цветок, который больше всего нравится, с помощью родителей найти загадку, стихотворение о комнатном или декоративном цветке.

В своей работе учитель использует игры и задания, позволяющие повысить исследовательские навыки детей, тренировочные занятия с классом, дающие возможность познакомить каждого ребенка с алгоритмом проведения исследования. Учащиеся узнают, откуда можно получит информацию: спросить у взрослого человека, найти в книгах, понаблюдать, посмотреть в компьютере, провести опыт и т.д. Например: приготовить рассказ о необычном животном. Тема специально не конкретизируется, так как интересы у детей совершенно разные. Определяем последовательность выполнения работы. Выясняем, что всем ещё трудно делать много записей, поэтому ищем выход из этой проблемной ситуации - сделать рисунок и записать лишь опорные слова.

В 1 классе отдельных занятий, посвящённых исследовательской деятельности не проводится. На уроках и внеклассных занятиях возможно включение заданий, направленных на овладение общелогическими умениями: анализа, синтеза, классификации, обобщения, сравнения. Достичь этого можно проблемным, эвристическим или частично- поисковыми методами. Подобная работа проводится на уроках обучения грамоте, окружающего мира, математики, технологии, музыки и т.д.

2 КЛАСС

Во 2 классе на уроках учитель использует поисковые и проблемные методы, предлагает задания на выявление различных свойств, действий предметов, множества предметов, выявляются причинно-следственные связи, дети обучаются наблюдению и описанию явлений, предметов. Формируется умение видеть проблемы, задавать вопросы, давать определения понятиям, наблюдать, проводить эксперименты.

Для выявления проблемы нужно пробовать изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон, тогда обязательно увидишь то, что исчезает от традиционного взгляда и часто не замечается. Для этого выполняются следующие упражнения:

- продолжи неоконченный рассказ;

- составь рассказ от имени другого персонажа (представь, что на какое-то время ты стал капелькой воды и т. д.).

Умение задавать вопросы является важнейшим умением для исследования. Ведь любое познание начинается с вопроса.

На уроках предлагаются следующие задания:

- угадай, о чем спросили;

- вопросы домашних животных.

Обязательным условием для развития исследовательской деятельности является умение давать определение понятиям. Обычные загадки и кроссворды будут для этого самыми лучшими упражнениями. Хорошим заданием может стать сочинение загадок.

На уроках с детьми учимся проводить не только реальные, но и мысленные эксперименты. Например: «Что произойдет, если листья с деревьев не опадут осенью? Что произойдет, если в нашем городе не будет ни одной собаки? ».

Во 2 классе исследовательской работе учитель отводит 2 часа в неделю.

Знакомит учащихся с понятиями «исследование», «информация», «источники информации», «теория», «знание», «наблюдение», «открытие», «результат», «вывод» и другие термины. Осуществляет коллективные исследования по плану, помогает ученикам на каждом этапе работы.

Дети уже способны собирать информацию не только из устных источников, но и пользоваться дополнительной ненаучной литературой.

Использует учитель не только коллективную работу, но и индивидуальную. Она более актуальна в работе с одаренными детьми. Поскольку одаренные дети очень любознательные, предлагает им самим выбирать тему для исследования. Если ребенку самому трудно решить, на какую тему провести работу, педагог беседует с ребенком о его интересах, о том, чем он увлекается. Начиная с первого класса, и уже активно во втором классе талантливые дети участвуют в исследовательских конкурсах различного уровня.

3 КЛАСС

В третьем классе планирую продолжить работу в данном направлении.

Как показывает практика, тесное сотрудничество с родителями в разработке проектов и исследований развивает познавательный интерес школьников, способствует сплочению семей, единству. Ярким примером интеграционного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса: детей, родителей, учителей, воспитателей явились проекты «Созвездие Гагарина», «Поклонимся великим тем годам», «Чтобы помнили». Родители совместно с детьми изучают тематику проекта, участвуют в составлении плана работы с детьми, поддерживая их инициативу. Способствуют введению ребенка в проблемную ситуацию, опираясь на личный опыт и любознательность малыша. Родители рассматривают и обсуждают с детьми все предложенные варианты решения проблемы, при этом строго соблюдая принцип последовательности и регулярности в работе над проектом. Таким образом, создается атмосфера сотворчества, развивается творческое воображение и фантазия детей, а главное, в совместной работе ребенок учится использовать накопленные наблюдения, знания, впечатления. Особенный интерес у детей и родителей вызывает заключительный этап проекта, который тщательно готовится и проводится в виде презентации, шоу, театрализованного представления («Созвездие Гагарина», «Поклонимся великим тем годам», «Чтобы помнили»).

На уроках литературного чтения при изучении устного народного творчества можно проводить сравнительный анализ и исследование народных сказок. Простой пример – сказка «Теремок», знакомая учащимся с раннего детства. При её рассказывании у детей возник спор о том, кто герои сказки (есть ли в сказке муха и комар). Для того чтобы его разрешить, познакомились с разными вариантами сказки (из сборника «Русский фольклор», в пересказе О.Капицы и в обработке А.Н. Толстого) и увидели, что, несмотря на отличие деталей (разные герои; разный теремок: лошадиная голова, теремок, глиняный горшок), сюжет сказки одинаков. Задали вопрос: почему так? Отвечая на него, получили представление об особенности народного творчества (вариативность). Сравнили русскую народную сказку «Теремок» с украинской сказкой «Рукавичка» и получили представление о «бродячем сюжете». Сравнили русскую народную сказку «Теремок» с пьесой-сказкой Сергея Михалкова и увидели отличие народной сказки от литературной, отличие сказки от пьесы. Вот сколько возможностей для исследования даёт, казалось бы, самая простая детская сказка. Такая работа помогает привлекать к исследованию не только одаренных детей, но и остальных, что дает предпосылки для выявления скрытой одаренности.

На уроках окружающего мира при изучении Солнечной системы у некоторых учащихся возник вопрос, как изучают планеты Солнечной системы. Они провели внеклассное исследование, результаты которого представили на школьной научной конференции (Приложение 4).

Таким образом, исследовательская деятельность младших школьников может быть очень разнообразной. Часто при её проведении используются информационно-коммуникационные технологии. Это и поиск информации в Интернете, и оформление результатов работы в виде мультимедийной презентации. Несомненно, овладение учащимися ИКТ соответствует современным задачам обучения. Но следует отметить ещё один момент: для организации исследовательской деятельности учащихся учитель сам должен быть исследователем. Только творец может воспитать творца.



















3. Результативность опыта

Результативность изложенного опыта работы позволяет проследить развитие у одаренных учащихся познавательной и коммуникативной активности, познавательной самостоятельности, интеллектуальных способностей, уровня обученности и воспитанности.


Таблица

оценки уровня развития познавательной и коммуникативной активности



2010 год

2013 год

Оценка развития познания

75%

98%

Оценка умения общения

62%

100%

Оценка умения ладить с другими любьми

54%

92%


Диагностика, упражнения для тренировки и развития внимания, памяти, восприятия и наблюдательности, используемые в ходе проектной деятельности учащихся в течение обучения в начальном звене, позволяют сделать вывод о росте их познавательной активности.


Таблица

уровня развития познавательных процессов


2010 год

20113год

Уровень развития внимания

63%

86%

Уровень развития памяти

54%

88%

Уровень развития восприятия

57%

82%

Уровень развития наблюдательности

52%

75%


Систематизация сведений, полученных в ходе наблюдения за учащимися на уроках: интерес к восприятию знаний, решение заданий контрольных работ, отношение каждого ученика к выполнению домашних заданий, склонность к чтению, начитанность, информированность позволяет определить рост их познавательной самостоятельности.











Диаграмма уровня развития

познавательной самостоятельности



Проектная деятельность так же способствует стимулированию творческого мышления младших школьников (Приложение 3). Они учатся сравнивать различные объекты, анализировать, делать обобщения и выводы. В ходе исследований уровня сформированности интеллектуальных умений использовались методы диагностики степени сформированности мыслительных процессов: способность выделять существенное, способность сравнивать понятия, способность обобщать, способность классифицировать понятия, предметы, явления, анализ отношений между понятиями.


Диаграмма

уровня сформированности исследовательских умений


предшкола

1 класс

2 класс

Сравнение

52%

62%

78%

Доказательство

44%

48%

56%

Обобщение

48%

52%

61%


Результативность участия

в исследовательских конкурсах и конференциях

Название конкурса, конференции и т.п.

Участник

Год

Результат

Муниципальный этап всероссийского конкурса исследовательских работ младших школьников «Я-исследователь»

Котлярова Екатерина

2011

участник

Муниципальный этап всероссийского конкурса исследовательских работ младших школьников «Я-исследователь»

Мокроусова Мария, Мокроусова Дарья

2011

победитель

Районный этап всероссийского конкурса «Первые шаги в науке»

Котлярова Екатерина

2012

участник

Региональный этап всероссийского конкурса исследовательских работ младших школьников «Я-исследователь»

Мокроусова Мария, Мокроусова Дарья

2012

участник

Муниципальный этап всероссийского конкурса исследовательских работ младших школьников «Я-исследователь»

Котлярова Екатерина

2012

победитель

Муниципальный этап всероссийского конкурса исследовательских работ младших школьников «Я-исследователь»

Мокроусова Мария, Мокроусова Дарья

2012

призер (2 место)

Муниципальный этап всероссийского конкурса исследовательских работ младших школьников «Я-исследователь»

Ткачев Михаил

2012

призер (3 место)

Районный этап всероссийского конкурса «Первые шаги в науке»

Котлярова Екатерина

2012

победитель

Региональный этап всероссийского конкурса исследовательских работ младших школьников «Я-исследователь»

Котлярова Екатерина

2013

призер (3 место)

Областной этап всероссийского конкурса «Первые шаги в науке»

Котлярова Екатерина

2013

призер (2 место)

Первый Всероссийский конкурс детских исследовательских работ (проектов) «Мои первые открытия»

Котлярова Екатерина

2011

лауреат

Второй Всероссийский конкурс детских исследовательских работ (проектов) «Мои первые открытия»

Котлярова Екатерина

2012

лауреат






Опираясь на данные исследований, можно с уверенностью сказать, что использование проектной и исследовательской деятельности в начальной школе играет важную роль в развитии каждого ребенка. Развитие познавательной сферы учащихся является стартом для роста уровня обученности и воспитанности учащихся.

Результаты опыта работы учителя по данной проблеме обсуждались на заседаниях школьного и межшкольного методического объединения учителей начальных классов (2011-1013 г.г.). На педагогическом совете (2013 год) состоялась презентация данного опыта работы.

Считаю, что использование проектной и исследовательской деятельности в начальной школе приносит детям удовлетворение, помогает в раскрытии детской, что способствует совершенствованию у них личностных качеств, стремления получить знания, а главное – желания учиться и получать от этого радость. Эти качества необходимы в развитии детской одаренности.


























Библиографический список


1. Асадуллин, Р. М. Педагогическое образование на ключевом этапе модернизации системы образования [Текст] / Р. М. Асадуллин // Учитель Башкортостана. – 2010. - №3. – С. 7-11


2. Воронцов, А. Б. Организация учебного процесса в начальной школе: Методические рекомендации // Серия «Новые образовательные стандарты» [Текст] / А. Б. Воронцов. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011. – 72 с.


3 . Гафитулин, М.С. Проект "Исследователь". Методика организации исследовательской деятельности учащихся [Текст] / М.С.Гафитулин // Педагогическая техника. 2005. - №3. - С. 21-26.


4. Давыдова, Е. Р. Исследовательская деятельность учащихся [Текст] / Е. Р. Давыдова // Начальная школа. – 2010. - №12. – С. 61-62.


5 . Долгушина, Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников [Текст] /Н.Долгушина//Начальная школа (Первое сентября). - 2006. - №10. - С.8


6. Леонтович, А. В. Модель организации исследовательской деятельности учащихся [Текст] / А. В. Леонтович // Директор школы. – 2008. - №7. – С. 69-74.


7. Нуртдинова, Р. Х. Выявление уровня формированности учебных действий [Текст] / Р. Х. Нуртдинова // Учитель Башкортостана. – 2010. - №10. – С. 31-35.


8. Примерные программы начального общего образования [Текст]: в 2 ч. Ч. 1. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 317 с. – (Стандарты второго поколения).


9. Приказ Министерства образования № 373 от 06.10.2009 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» [Электронный ресурс]URL: http://fgos.isiorao.ru/


10. Савенков, А. И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании [Текст] /А. И. Савенков // Школьные технологии. – 2004. - №4. – С. 82.


11. Савенков, А. И. Творческий проект [Текст] /А. И. Савенков // Школьные технологии. – 1998. - №4. – С. 144-148.


12. Савенков, А. И. Самостоятельная исследовательская практика как фактор развития познавательных потребностей младших школьников [Текст] /А. И. Савенков // Первое сентября. – 2005. - №4. – С. 27-29.


13. Савенков, А. И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников [Текст] /А. И. Савенков.–М.: «Сентябрь», 2003.– 204с.


14. Савенков, А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению [Текст] /А. И. Савенков.–М.: Просвещение, 2006. – 434с.


15. Савенков, А. И. Принципы исследовательского обучения [Текст] /А. И. Савенков // Директор школы. – 2008. - №9. – С. 50-55.


16. Савенков А.И. Научим детей видеть проблемы [Текст] /А. И. Савенков//"Одарённый ребёнок". – 2003.-№1.


17. Савенков А.И. Научим детей задавать вопросы и выдвигать гипотезы. [Текст] /А. И. Савенков //"Одарённый ребёнок". – 2003.-№2.


18. Савенков А.И. Научим детей давать определения понятиям и классифицировать. [Текст] /А. И. Савенков //"Одарённый ребёнок". – 2003.-№3.


19. Савенков А.И. Познание в действии или как провести эксперимент. [Текст] /А. И. Савенков //"Одарённый ребёнок". – 2003.-№4.


20. Савенков А. И., Середенко, П. В. Подготовка будущих учителей к исследовательскому обучению младших школьников [Текст] /А. И. Савенков, П. В. Середенко // // Начальная школа. – 2007. - №10. – С. 86-89.


21. Якимов Н.А. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников [Текст] /Н.А.Якимов// Исследовательская работа школьников. – 2003.- №1. – С. 48-51.


22. Яшминина, С. Научные клубы младших школьников [Текст] / С. Яшминина // Народное образование. – 2009. - №9. – С. 169-172.









Приложения

Приложение 1. Результаты стартовой диагностики

Приложение 2. Метод проектов. Методические рекомендации по работе над проектом.

Приложение 3. Детские исследовательские работы

Приложение 4. Видеофрагменты уроков с использованием проектной и исследовательской деятельности.





































19



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!