2. | Актуализация знаний. Постановка темы и целей урока. СЛАЙД СЛАЙД | -Ребята, я приглашаю вас сегодня побывать вместе в гостях у волшебницы, которая умеет творить чудеса необыкновенной красоты. -Догадайтесь, о ком идёт речь. Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса. Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото ,одетые леса. -Да ,это волшебница-осень. -Сегодня на уроке мы попутешествуем по "Осеннему калейдоскопу ". -А что такое калейдоскоп? -Давайте прочитаем определение этого понятия из словаря. - Калейдоскоп-это прибор, игрушка, содержащая внутри зеркальные стёкла, которые, отражаясь, сменяют симметричные узоры (толковы словарь). -Каждый узор осеннего калейдоскопа приготовил для нас много интересных заданий. -А как вы думаете, что это будут за задания? -Правильно, сегодня на уроке мы будем повторять всё то, что узнали в разделе "Слово в языке и в речи". | Хорошо читающий ученик читает определение из словаря. Учащиеся вспоминаю темы, изученные в разделе. | Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу. Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание. Регулятивные: - нацеливание на успешную работу. - выполнять задание в соответствии с поставленной целью Коммуникативные: - оформлять свои мысли в устной форме. |
3. | Чистописание Пальчиковая гимнастика "Дождик" СЛАЙД | -Осень-это волшебница и художница, которая украшает всё кругом. -Давайте тоже представим, что мы художники, наша тетрадь-это холст, для рисования, а ручки-кисточки. -Записываем число, классная работа. -Старайтесь писать красиво, следите за осанкой, положением тетради, рук и ног. -Прочитайте буквы в первой строке а о у ю и е ё я э ы - Что можете сказать про эти буквы? (гласные, обозначают один и два звука, состоят из голоса, обозначают мягкость и твёрдость пред. согл. звука). -Пропишите их в тетрадь. - Прочитайте слоги. ма на ки ро ба лю -Назовите слоги, в которых есть мягкие согласные звуки, твердые согласные звуки. -Пропишите их в тетрадь. | Учащиеся записывают число, классная работа в тетрадь. Дети вспоминают всю информацию про данные буквы. Отвечают на вопросы. Записывают буквы и слоги в тетрадь. | Коммуникативные: -умение слушать и слышать друг друга; - высказывать свои мысли. Познавательные: - уметь ориентироваться в своей системе знаний по данному вопросу. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной речи и понимать речь других. Регулятивные: - осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль. |
4. | Работа по теме урока Узор: дары осени-овощи. СЛАЙД (+картинки овощи) Словарная работа Узор: осенние листья. СЛАЙД | -Давайте начнём смотреть, какие задания подготовил для нас "Осенний калейдоскоп". (слайд-овощи) -Как вы думаете, куда нас приглашает калейдоскоп? -В огород, посмотреть на дары осени. -А дары осени мы будем смотреть и вспоминать с помощью словарных слов. - На доске записаны слова. А какое задание нужно выполнить ? - Записать слова в тетрадь, вставить пропущенные буквы. -Первое слово записываем с заглавной буквы с красной строки. -Не забывайте ставить ударение и подчёркивать безударную гласную. К..ртофель, м..рковь, п..мидор ,к..пуста, ..гурец, ов..щи. - Открываем словарь в конце учебника, обмениваемся тетрадями, проверяем, ставим оценки друг другу. - Молодцы! Продолжим. -Какое задание для нас подготовил следующий узор калейдоскопа. -Как вы думаете что это? -Да. Это осенние листья. -А листья каких деревьев здесь есть? -Вот именно на этих осенних листиках мы будем выполнять задания. -Для того, чтобы правильно выполнить все задания, давайте вспомним некоторые правила, которые понадобятся нам. - Что такое синонимы, антонимы? Синонимы- это слова, которые звучат и пишутся по-разному, но имеют близкое лексическое значение. Антонимы -это слова, противоположные по смыслу, различные по звучанию и написанию. - Что такое однокоренные слова? Однокоренные слова- это слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением. - Как проверить парный по глухости и звонкости согласный звук? Чтобы правильно обозначить буквой парный по глухости-звонкости согласный звук в корне слова, надо изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы этот согласный звук стоял перед гласный звуком. - Что такое словосочетание? Словосочетание- это сочетание двух или нескольких слов по смыслу, связь сов в словосочетании устанавливается с помощью вопросов. Вопрос ставится от главного слова к зависимому. -Сейчас мы с вами будем работать в парах, ходим в гости, по партам. -На каждой парте своё задание, на разных листиках. -После выполнения задания вы можете проверить себя на листах самопроверки. Они красного цвета. Задания Кленовый лист Составь и запиши словосочетания, используя слова правого и левого столбиков. Укажи главное слово в каждом словосочетании. интересный окно добрая берег южный сказка чистое пальто тёплое кинофильм Берёзовый лист Найди в каждой строчке однокоренные слова. Запиши их, выдели корень. Вдруг, подруга, друзья Горный, горка, городок Вода, водяной, водить Корень, корневой, коржи Носик, носит, носок Осиновый лист Выберите букву для обозначения парного согласного звука в корне каждого слова. Запишите слова. Улы(п,б)ка, ,сугро(п,б),моро(с,з), яго(д,т)ка, ры(б,п)ка,тро(п,б)ка,утю(к,г), ду(п,б). Дубовый лист Выпиши из словаря. синонимы к словам интересный, красивый, багровый антонимы к словам мужество, плюс, быль-сказка (Приложение 1) - Молодцы, справились с заданиями! | Отвечают на вопросы. Учащиеся записывают словарные слова, ставя ударение в каждом слове, подчёркивая безударную гласную. Взаимопроверка Учащиеся вспоминаю правила, изученные в разделе. Учащиеся парами работают по станциям, переходя на разные парты, где они выполняют разные задания После выполнения заданий, дети делают проверку заданий на листах для самопроверки. | Регулятивные: -анализировать собственную работу. - принимать учебно-познавательную задачу и сохранять ее до конца учебных действий. Регулятивные: - оценивать результаты своей работы. Регулятивные: -анализировать собственную работу и работу соседа по парте. - принимать учебно-познавательную задачу и сохранять ее до конца учебных действий. Познавательные: - уметь ориентироваться в своей системе знаний; - осуществлять анализ объектов. Коммуникативные: - уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи, слушать и понимать речь других. Коммуникативные: Умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности в статичных парах. Регулятивные: Принимать и сохранять учебную защиту . Коммуникативные: Формулировать собственное мнение и позицию. |
6. | Работа по теме урока СЛАЙД СЛАЙД | -Как вы думаете, куда мы попали, благодаря "Осеннему калейдоскопу"? -Да. Это осенний лес. -Давайте посмотрим, что можно встретить в осеннем лесу, какой он может быть, и что в нём можно осенью делать. Интерактивная доска -Распределите слова в три столбика по частям речи. -Давайте вспомним, какие части речи мы знаем? (Сущ, прил, глагол,предлог,союз.числ,мест,частица) -Что такое прилагательное? -Что такое существительное? -Что такое глагол? -Прилагательное, существительное, глагол. Слова: грибы, собирать, осенний, ягоды, свежий, сырой, птицы, расписной, наблюдать, любоваться, звери, птицы, золотой, сказочный -Наше путешествие по "Осеннему калейдоскопу" подходит к концу. - Я предлагаю выполнить вам последние задания. -Сейчас мы в с вами поработаем с текстом. А работать будем в группах. - Перед вами текст. Вставьте в текст пропущенные слова с корнем –лёт-. Осенью многие птицы ________________________ на юг. Перед _________________ они собираются в стаи. Журавли _____________________ клином. Гуси – вереницей. __________________ стаю ведёт вожак. Многие _______________ птицы гибнут в пути. Задание, вставить пропущенные слова с корнем – лет - (Приложение 2). Группы работают, в случае затруднения учитель предлагает воспользоваться словами для справок. (Слова для справок: перелетные, улетают, отлетом, улетающую, летят). Проверка. (1 ученик зачитывает текст). Остальные проверяют. - Назовите тему текста. Озаглавьте текст. - Как летят журавли? (Клином). Чья группа это сможет изобразить? -Как летят гуси? (Вереницей). Что обозначает это слово? - Я читаю лексическое значение этого слова. (Ряд живых существ, обычно движущихся один за другим, друг за другом цепью). (Дети изображают). -Молодцы! Справились с заданием. -На последок ""Осенний калейдоскоп" приготовил для нас очень интересное задание. - Работу вы выполняли в группе. Оцените работу своей группы. Как вы работали? 1. Спустя рукава. 2. Не разгибая спины. - Посовещайтесь, ответьте хором. (Не разгибая спины) - Как называются такие выражения? (Устойчивые выражения, фразеологизмы). - Что обозначает это выражение? (Работать с полной отдачей). - Какой частью речи является слово работать? -Подберите антоним к слову работать? Запишите. Проверка (лениться). -К этому слову подберите родственное имя существительно. Запишите. Проверка (лень). - Следующее родственное слово – имя прилагательное. Запишите. Проверка (ленивый). Работа в группах. - Докажите, что данные слова родственные. - Как по – другому называются эти слова? (Однокоренные). - Выделите корень в словах. | Дети по одному распределяют слова в три столбика. Учащиеся работаю в группах. На карточках записан текст с пропущенными словами и ланы слова для справок. Дети вставляют подходящие по смыслу слова в текст. Вспоминают, что такое однокоренные слова. Вспоминают, что такое фразеологизмы. Оценивают работу с помощью фразеологизмов. | Познавательные: - выявлять сходство и различие объектов, -объединять в группы по признаку. Коммуникативные. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Познавательные. Устанавливать причинно-следственные связи. Регулятивные. Принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные. Использовать речь для регуляции своего действия. Коммуникативные: - умение заслушивать выступления других. - при необходимости исправить и дополнить, уточнить озвученный ответ. - строить высказывания, понятные для других. |