Барабанова Светлана Викторовна, учитель начальных классов МАОУ «Демьянская СОШ имени гвардии матроса А.Копотилова» Уватского муниципального района
Тема: Обобщение о безударных гласных, проверяемых и непроверяемых ударением.
Цель: распознавать и проверять безударные гласные в корне слова, подбирать, если это возможно, проверочные слова и обосновывать своё мнение.
Задачи:
1.Мотивировать к учебной деятельности при использовании различных видов деятельности и ИКТ
2.Учить обрабатывать полученную в процессе анализа информацию для решения конкретных задач
3.Доносить свою позицию до других детей, высказывая свою точку зрения и пытаясь её обосновать, приводя аргументы.
4. Формировать способность к осуществлению сотрудничества, умения договариваться, распределять свою работу.
5.Воспитывать взаимоуважение, сопереживание за товарища и класс в целом.
Планируемые результаты:
Предметные – совершенствовать навыки правильно писать слова с безударными гласными в корне слова;
овладевать учебными действиями с языковыми единицами и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
Личностные – проявлять навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, уметь избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций во время работы в группах и парах.
УУД (метапредметные):
Регулятивные – корректировать деятельность, устранять ошибки, вносить изменения;
Познавательные – осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; анализировать предложенные ситуации и делать правильные выводы;
Коммуникативные – определять общую цель и пути её достижения, осуществлять контроль в совместной деятельности, адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих.
Оборудование: проектор, колонки, презентация, видеосюжет, грамзапись песни «Учиться надо весело», распечатка текстов для работы в группах, распечатка букв для работы в парах, карточки со словами «Егор», со словами «ворона, корова, оса, сова, сорока».
Тип урока: урок обобщения изученного материала
УМК Школа России, учебник «Русский язык» 2 класс, 1 часть; авторы В.П.Канакина, В.Г. Горецкий
Ход урока:
Мотивационный этап
Учитель: Звери с радостью бегут в лесную школу. Надеюсь, вы тоже пришли на урок с прекрасным настроением и порадуете своими знаниями меня и себя, а полученными отметками родителей. Сядьте те, чьё имя начинается с согласной буквы. (Ребята садятся)
А теперь те, чьё имя начинается с гласной буквы. (Ребята садятся)
Актуализация знаний. Чистописание
Учитель: Как вы определили, что ваши имена начинаются на гласную букву? (При произношении гласного звука воздух выходит, не встречая преград)
Учитель: Сколько в русском языке гласных букв? (10)
Учитель: Сколько в русском языке гласных звуков? (6)
Учитель: Почему гласных звуков меньше, чем букв? (Нет звуков Е,Ё,Ю,Я)
Учитель: У кого из ваших одноклассников имя начинается на одну из этих букв? (Егор)
Учитель: (показываю карточку с именем) В слове «Егор» гласная Е стоит под ударением? (нет)
Учитель: Давайте вспомним, как проверяем безударную гласную в корне? (Дети отвечают)
Учитель: Можем подобрать проверочное слово к слову «Егор»? (нет)
Учитель: Как называются слова, в которых мы должны безударную гласную запомнить? (Непроверяемые или словарные)
Учитель: Ребята, все безударные в корне необходимо проверять? (Нет)
Учитель: Давайте напишем гласные, которые обязательно в слабой позиции нужно в корне проверять. Сели правильно, открыли тетради и записали число. (Дети записывают)
Учитель: Продолжим учиться красиво писать. Вернёмся к слову «Егор». Так с какой гласной начинается это имя? (Е)
Учитель: Какое ещё правило мы должны вспомнить, чтобы слово «Егор» написать безошибочно? (Имена пишем с большой буквы)
Учитель: В первой строчке мы будем писать прописные буквы, а во второй – строчные. Пишем…Е, ниже е.
(Объясняю правильность написания каждой буквы)
Учитель: С каких гласных начинаются имена остальных одноклассников? (А, а, И, и)
Учитель: Следующую напишем гласную букву, которая обозначает звук [а], если стоит после согласного, а если стоит в начале слова, после разделительного ъ, ь знаков или после гласного, то обозначает 2 звука: [й,], [а]. Что это за буква? (Я, я)
(Объясняю правильность написания каждой буквы)
Учитель: Последней напишем гласную букву, которая в слабой позиции обозначает звук [а]. (О, о)
(Объясняю правильность написания каждой буквы)
Учитель: А сейчас напишем красиво слова, в которых встретятся эти гласные. Но эти слова скрыты в ребусах. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
(Ребята отгадывают и записывают: ворона, корова, оса, сова, сорока. У меня эти слова написаны на отдельных карточках письменными буквами. Я по одной карточке помещаю на доску, распределяя в два столбика: словарные и проверяемые)
Учитель: Что общего между этими словами? (Названия животных, обозначают одушевлённые предметы)
Учитель: По какому принципу я разделила эти слова на 2 группы? (Слова, проверяемые и непроверяемые ударением)
Учитель: В каких словах безударную гласную можно проверить? (Оса, сова)
Учитель: Как? (Осы, совы)
Учитель: Мы подобрали однокоренные слова или изменили форму слова? (Изменили форму слова)
Учитель: А что нам нужно делать со словами ворона, корова, сорока? (Запоминать)
Целеполагание
Учитель: Кто понял, над какой темой мы сегодня будем работать?
Учитель: (открываю на слайде 1 ПРИЛОЖЕНИЕ 2) Обобщение о безударных гласных, проверяемых и непроверяемых ударением.
Учитель: Какова цель нашего урока? (показываю карточку с первым словом)
ОБОБЩИТЬ…(знания о написании слов с безударными гласными в корне).
ЗАКРЕПИТЬ…(умения подбирать проверочные слова для проверки слов с безударным гласным в корне).
ПОВТОРИТЬ…(алгоритм проверки безударной гласной в корне слова).
Физминутка (в парах)
Учитель: А теперь поработаем в парах, но только для этого нужно встать и выйти из-за парт. Один из вас играет роль учителя, другой – ученика. Потом поменяетесь ролями. На карточке – некоторые согласные и все гласные буквы алфавита. «Учитель» держит карточку, а ученик называет буквы по порядку, при этом выполняет действия руками и ногами. Если внизу квадратика в левом уголке стоит буква «Л», то поднимает левую руку и ногу, в правом углу «П» - правую руку и ногу. Если посередине «О» - подпрыгивает и поднимает обе руки и ноги. (включаю грамзапись песни «Учиться надо весело»)
А о | Б л | У п | Е о | З л | И о |
Д л | Э п | О о | Ы п | К л | Г л |
Ё п | П л | Я о | Т л | С л | Ю п |
Работа над темой урока
Учитель: А сейчас сядьте за парты, внимательно рассмотрите карточку и выведите закономерность, когда вы поднимали обе руки и подпрыгивали на двух ногах, когда поднимали левые, а когда правые конечности. Мы должны выявить самую дружную и внимательную пару. Поэтому говорить представитель пары мне будет на ушко. Если ответ верный – оба ученика становятся моим коллегой и слушают другие пары. (Ребята находят закономерность, шёпотом отвечают и помогают выслушивать ответы)
Учитель: Итак, в каком случае вы поднимали обе руки и подпрыгивали на двух ногах? (Когда называли гласные буквы, требующие проверки или запоминания в безударных слогах)
Учитель: Давайте их ещё раз назовём. (Е,А,О,И,Я)
Учитель: В каком случае вы поднимали правые конечности? (Когда называли гласные буквы, не требующие проверки в безударных слогах)
Учитель: В каком случае вы поднимали левые конечности? (Когда называли согласные буквы)
Учитель: Кто может уточнить, что за согласные вы называли? (Парные согласные)
Учитель: Это тема наших следующих уроков, а сейчас заглянем к нашим друзьям в лесную школу и посмотрим, какую тему они проходят.
(Включаю продолжение видеосюжета, начиная с 4 минут 13 секунд и ребята смотрят до 7 минут 18 секунд)
Учитель: Так какую тему изучают звери? (Безударные гласные, проверяемые ударением)
Учитель: В какой части слова необходимо проверять безударные гласные? (В корне слова)
Учитель: Как проверяем безударные гласные? (Ставим под ударение)
Учитель: Я надеюсь, вы внимательно посмотрели сюжет и запомнили, как ученики лесной школы проверяли безударные гласные. Потому что они составили рассказ, подобрали проверочные слова, а мы сейчас первое предложение запишем под диктовку. Какое правило вспоминаем, когда начинаем писать предложение? (Начало предложения пишем с большой буквы)
Учитель: Итак, готовы?
«Шагал по тропинке весёлый лисёнок». Проверяем. (Ученики комментируют каждое слово предложения, подбирая проверочные слова. После проверки открываю предложение на слайде 2 )
Учитель: Далее поработаем в группах, сыграем в игру «Огонёк». Выявим самых внимательных и дружных ребят. Возьмите в руки красный карандаш. У вас на партах карточки с предложениями. Читаете каждое слово и, обнаружив безударную гласную в корне в слабой позиции, проверяемую ударением, рисуете (зажигаете) под ней красный огонёк.
На карточке написано:
«Нашёл под сосною маслёнок. Домой побежал, грибной супчик сварил. И супом гостей угостил»
Учитель: Проверяем. По очереди представители каждой команды будут читать слово, называть безударную гласную, подбирать проверочное слово.
(Ребята отвечают, я на слайде 2 открываю)
Самостоятельная работа
Учитель: Молодцы. А теперь каждый из вас применит свои знания о проверке безударных гласных в корне, поработав в тетради на печатной основе самостоятельно. Откройте тетрадь на с.48, у.103. Ваша задача – вставить безударные гласные. Если можно проверить безударные гласные в корне, то что делаем? (Ставим под ударение)
Учитель: А если безударная гласная не проверяется ударением, то…? (вспоминаем написание) (Ребята работают самостоятельно)
Учитель: Выделите корень в однокоренных словах. Что такое корень? (Общая часть всех родственных слов)
Учитель: Как пишутся корни в однокоренных словах? (Одинаково)
Итог
Учитель: Давайте подведём итог. Я начинаю фразу, а ребята того ряда, на который я укажу, будут хором заканчивать:
Слова с безударными гласными в корне слова… (необходимо проверять)
Обязательно проверяем следующие безударные гласные в корне… (А,О,Е,И,Я)
Чтобы проверить безударную гласную в корне, нужно…(поставить под ударение)
Корни в однокоренных словах пишутся…(одинаково)
Если к безударной гласной нельзя подобрать проверочное слово, то его нужно…(запомнить)
Слова с безударной гласной в корне, непроверяемой ударением, называются (словарными)
Учитель: Как вы думаете, мы поставленные цели и задачи смогли решить на уроке? (Ребята отвечают)
Рефлексия учебной деятельности на уроке
Учитель: А теперь оцените себя и определите своё место на сегодняшний день на лесенке знаний по данной теме. Если вы испытываете большое затруднение в определение места безударной гласной в корне и подборе проверочного слова – поставьте смайлик на нижнюю ступеньку. Если затрудняетесь в некоторых словах – на вторую ступеньку. А если считаете, что хорошо усвоили данную тему – ставьте смайлик на самую верхнюю ступеньку. (Ребята ставят смайлики)
Домашнее задание
У
Усвоил новое знание
читель:
слайд 3 Дома ещё потренируетесь по теме и выполните упражнение 174 на с.110. Вам необходимо будет так же вставлять безударные гласные. И если проверяемые орфограммы – подчеркнете одной чертой, если непроверяемые – двумя чертами. Или составить карточку из 10 слов с пропущенными безударными гласными в корне. Спасибо за урок.
Есть небольшие затруднения
Испытываю затруднения
6