СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение опыта работы по теме самообразования "Групповая работа как средство формирования УУД в условиях реализации ФГОС НОО"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной презентации представлено выступление на семинаре учителей начальных классов по теме самообразования.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта работы по теме самообразования "Групповая работа как средство формирования УУД в условиях реализации ФГОС НОО"»

Танкова Светлана Михайловна, учитель начальных классов МБОУ Дубровской №1 СОШ им. генерал-майора Никитина И.С.

Танкова Светлана Михайловна,

учитель начальных классов

МБОУ Дубровской №1 СОШ

им. генерал-майора Никитина И.С.

Обоснование  актуальности выбора темы Необходимость  нового подхода к обучению; Задача школы сегодня – воспитать ученика, умеющего гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни; Групповая форма работы является актуальной, позволяет включать каждого ученика в активную работу; Секрет успешности обучения – развитие коммуникативных навыков; Технологии:  уровневой дифференциации; проектной деятельности; информационно-коммуникационные технологии; активных форм обучения (организация работы в группах и парах; организация работы в группах подвижного состава).

Обоснование актуальности выбора темы

  • Необходимость нового подхода к обучению;
  • Задача школы сегодня – воспитать ученика, умеющего гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни;
  • Групповая форма работы является актуальной, позволяет включать каждого ученика в активную работу;
  • Секрет успешности обучения – развитие коммуникативных навыков;
  • Технологии:
  • уровневой дифференциации;
  • проектной деятельности;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • активных форм обучения (организация работы в группах и парах; организация работы в группах подвижного состава).
Групповая работа  Основная цель групповой работы  – развитие мышления обучающихся. Важно научить школьников учиться вместе, чтобы новые знания открывали совместными усилиями, обдумывали, решали проблемы сообща. Задачи групповой работы : - активизация познавательной деятельности; - развитие навыков самостоятельной учебной деятельности; развитие умений успешного общения, что способствует совершенствованию межличностных отношений в классе.  Воспитательная ценность  заключается в совместном переживании, вызванном решением задач группой, и в формировании собственной точки зрения, научных убеждений.

Групповая работа

Основная цель групповой работы – развитие мышления обучающихся. Важно научить школьников учиться вместе, чтобы новые знания открывали совместными усилиями, обдумывали, решали проблемы сообща.

Задачи групповой работы :

- активизация познавательной деятельности;

- развитие навыков самостоятельной учебной деятельности;

  • развитие умений успешного общения, что способствует совершенствованию межличностных отношений в классе.

Воспитательная ценность заключается в совместном переживании, вызванном решением задач группой, и в формировании собственной точки зрения, научных убеждений.

Метод групповой работы на уроке Особенности групповой работы - активное обучение свобода и активность , оригинальность и творческий подход , открытие , самостоятельность  , критическое мышление , общение и совместная работа , положительные мотивы обучения , развитие творческих способностей, оценка своей работы и других . Учебный материал должен соответствовать требованиям: по своей структуре задание должно быть таким, чтобы его можно было расчленить на отдельные подзадачи и подпункты; содержание материала должно быть достаточно трудным, желательно проблемным, допускать различные точки зрения, несовпадение позиций.

Метод групповой работы на уроке

Особенности групповой работы - активное обучение

  • свобода и активность ,
  • оригинальность и творческий подход ,
  • открытие ,
  • самостоятельность ,
  • критическое мышление ,
  • общение и совместная работа ,
  • положительные мотивы обучения ,
  • развитие творческих способностей,
  • оценка своей работы и других .

Учебный материал должен соответствовать требованиям:

  • по своей структуре задание должно быть таким, чтобы его можно было расчленить на отдельные подзадачи и подпункты;
  • содержание материала должно быть достаточно трудным, желательно проблемным, допускать различные точки зрения, несовпадение позиций.
Технология групповой работы Первый этап – сплочение группы Одно из важных условий эффективной организации групповой работы  — правильное, продуманное комплектование групп. При комплектовании групп в расчет надо брать два признака: уровень учебных успехов обучающихся и характер межличностных отношений. Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что…». Цель: узнать друг друга, чем они похожи, для того, что бы уже найти приятелей по интересам.  Для поддержания группового единства можно проводить игру «Путанка» . На первом этапе можно проводить упражнение «Коллективная сказка».  Для получения обратной связи можно использовать игру «Модифицированное зеркало» .

Технология групповой работы

Первый этап – сплочение группы

Одно из важных условий эффективной организации групповой работы — правильное, продуманное комплектование групп. При комплектовании групп в расчет надо брать два признака: уровень учебных успехов обучающихся и характер межличностных отношений.

  • Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что…».

Цель: узнать друг друга, чем они похожи, для того, что бы уже найти приятелей по интересам.

  • Для поддержания группового единства можно проводить игру «Путанка» .
  • На первом этапе можно проводить упражнение «Коллективная сказка».
  • Для получения обратной связи можно использовать игру «Модифицированное зеркало» .
Второй этап – сотрудничество при выполнении учебных заданий Сначала такое обучение происходит во фронтальной работе . Здесь можно использовать следующие приемы: - в случае затруднения при ответе ученик сам вызывает себе помощника; - для оценки своего ответа ученик сам назначает

Второй этап – сотрудничество при выполнении учебных заданий

Сначала такое обучение происходит во фронтальной работе . Здесь можно использовать следующие приемы:

- в случае затруднения при ответе ученик сам вызывает себе помощника;

- для оценки своего ответа ученик сам назначает "учителя";

- игры, развивающие умение слушать другого (например, "Снежный ком»).

Затем необходимо научить работать в парах (таблица сложения, устный счёт, взаимодиктанты, взаимопроверка). Помогут упражнения такого вида:

  • договоритесь и раскрасьте варежки для Машеньки, части пирамиды ит.д., они должны быть одинаковы.

Обсуждение в парах :

- расскажите друг другу, о чём я вам только что рассказала;

- скажи напарнику, как ты его понял;

- задайте друг другу по два любых вопроса к прочитанному или услышанному тексту и ответе на них;

  • составьте к услышанному тексту вопросы, используя слова, записанные на доске (что? почему? для чего?) и задайте их друг другу.

Второй этап – сотрудничество при выполнении учебных заданий

На уроках окружающего мира при чтении объёмных, насыщенных фактическим материалом текстов, можно использовать приём “Чтение. Суммирование в парах”. Суть приёма заключается в следующем:

1) Текст разбивается на смысловые отрывки: 1, 2, 3, 4 и т.д.

Учитель объясняет, что в конце урока учащиеся должны знать содержание всего текста: каждая пара работает над одним из отрывков, затем представляет его всему классу, выслушивает отчёты о работе всех других пар.

2) Далее каждая пара получает отрывок из текста, который разбит на две части. Учащиеся в паре читают весь отрывок. Первый участник пересказывает 1 часть (его роль – докладчик), второй участник (оппонент) задаёт вопросы, подготовленные к этой части. Затем участники, меняясь ролями, работают над 2 частью.

3) На следующем этапе пара суммирует полученную информацию и готовит презентацию своего отрывка. Это может быть пересказ, развёрнутый план, опорный конспект, таблица.

4) Результаты работы озвучиваются последовательно, таким образом, идёт работа над всем текстом.

Данная работа применяется с целью выработки предметных умений, отработки навыков, творческого применения знаний, обучения учащихся планированию, контролю, оценке учебных действий.

Третий этап – групповая работа Правила работы в группе: смотреть на собеседника при разговоре; говорить тихо, чтобы не мешать одноклассникам; говорить только по делу; внимательно слушать ответ; обращаться друг к другу по имени; терпимость, дружелюбие;  не смеяться над ошибками товарища, каждый имеет «право на ошибку».  Показать типичные ошибки: - «Неверное» общение - это типичный детский спор: «Я прав!», «Нет, я!». - Отношение ученика, который ничего сам не делает и рад, когда за него выполняют другие.

Третий этап – групповая работа

Правила работы в группе:

  • смотреть на собеседника при разговоре;
  • говорить тихо, чтобы не мешать одноклассникам;
  • говорить только по делу;
  • внимательно слушать ответ;
  • обращаться друг к другу по имени;
  • терпимость, дружелюбие;

не смеяться над ошибками товарища, каждый имеет «право на ошибку».

Показать типичные ошибки:

- «Неверное» общение - это типичный детский спор: «Я прав!», «Нет, я!».

- Отношение ученика, который ничего сам не делает и рад, когда за него выполняют другие.

Обучение корректному построению высказываний Исходное детское высказывание Преобразующие высказывания учителя Куда ты лезешь? Желательная форма детского высказывания Ты хочешь рисовать здесь? Ты забрал себе все краски! Тебе неудобно доставать краски? Я хочу рисовать здесь Что за чучело ты нарисовал? Ты мне все испортил! Тебе это кажется чучелом? Тебе не нравится, как он нарисовал? Ты нарисовал бы по-другому? Мне неудобно доставать краски. Ты очень огорчен (зол), что он сделал это. Ты хотел сделать по-другому? Мне кажется, это похоже на чучело. Мне это не нравится. Я нарисовал бы по-другому Сначала надо делать голову! Я хотел сделать это по-другому. Я ужасно зол на тебя. Ты бы начал с головы? Таких башен не бывает! Ты не думал, что могут быть такие башни? Я думаю, надо начинать с головы. Ты – лентяйка! Я думаю, так не бывает.  Ты чувствуешь, что работаешь за двоих? Тебе кажется, вы поделили работу несправедливо? Мне досталось больше работы. Мне кажется, мы несправедливо поделили работу.

Обучение корректному построению высказываний

Исходное детское

высказывание

Преобразующие высказывания

учителя

Куда ты лезешь?

Желательная форма

детского высказывания

Ты хочешь рисовать здесь?

Ты забрал себе все краски!

Тебе неудобно доставать

краски?

Я хочу рисовать здесь

Что за чучело ты нарисовал?

Ты мне все испортил!

Тебе это кажется чучелом?

Тебе не нравится, как он нарисовал?

Ты нарисовал бы по-другому?

Мне неудобно доставать краски.

Ты очень огорчен (зол), что он сделал это. Ты хотел сделать по-другому?

Мне кажется, это похоже на чучело.

Мне это не нравится.

Я нарисовал бы по-другому

Сначала надо делать голову!

Я хотел сделать это по-другому. Я ужасно зол на тебя.

Ты бы начал с головы?

Таких башен не бывает!

Ты не думал, что могут быть такие башни?

Я думаю, надо начинать с головы.

Ты – лентяйка!

Я думаю, так не бывает.

Ты чувствуешь, что работаешь за двоих?

Тебе кажется, вы поделили работу несправедливо?

Мне досталось больше работы.

Мне кажется, мы несправедливо поделили работу.

 Подбор детей в группы Как объединять детей в группы . - самому слабому нужен не столько сильный, сколько терпеливый и доброжелательный; - упрямцу полезно соперничать с упрямцем; - двух озорников соединять вместе опасно, но при правильном подходе они будут работать; самых развитых детей не следует надолго объединять со слабыми, им нужны равные; не следует создавать группы с детьми со слабой самоорганизацией.  Советы: -нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать; - нужно разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один; -групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в I – II классах, не более 20-30 минут – в III – IV классах; -нельзя требовать в классе абсолютной тишины; -нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.  Способы распределения обучающихся по группам : «Поздравительная открытка», «Имена», «Волшебные карандаши»

Подбор детей в группы

Как объединять детей в группы .

- самому слабому нужен не столько сильный, сколько терпеливый и доброжелательный;

- упрямцу полезно соперничать с упрямцем;

- двух озорников соединять вместе опасно, но при правильном подходе они будут работать;

  • самых развитых детей не следует надолго объединять со слабыми, им нужны равные;
  • не следует создавать группы с детьми со слабой самоорганизацией.

Советы:

-нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;

- нужно разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один;

-групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в I – II классах, не более 20-30 минут – в III – IV классах;

-нельзя требовать в классе абсолютной тишины;

-нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.

Способы распределения обучающихся по группам :

«Поздравительная открытка», «Имена», «Волшебные карандаши»

Технологический процесс  групповой работы

Технологический процесс групповой работы

1.Повторение задания для осознания. 2. Анализ условий (разграничение границ знаний для нахождения способа решения задачи). 3. Выдвижение версий всеми членами группы. 4.Обоснование версий, их проверка, исключение неподходящих. 5.Совместное принятие решения. 6.Анализ решения. Оформление. 7.Проговаривание в группе выступления. 8.Представление решения.

1.Повторение задания для осознания.

2. Анализ условий (разграничение границ знаний для нахождения способа решения задачи).

3. Выдвижение версий всеми членами группы.

4.Обоснование версий, их проверка, исключение неподходящих.

5.Совместное принятие решения.

6.Анализ решения. Оформление.

7.Проговаривание в группе выступления.

8.Представление решения.

Виды групповой работы Основана на выполнении заданий разного рода группой «по цепочке». M ожно использовать на уроках по разным предметам (например, при написании сочинения, на уроке окружающего мира при составлении рассказа о каком-либо животном, при составлении обзора исторических событий  Учитель составляет вопросы. Вопросы могут требовать как знаний фактов , так и осмысл е ния или понимания . Обу ча ю щийся или группа должны ответить на вопросы, используя ресурсы И нтернета и/или учебник. Работа в группе, которая  начинается с решения индивидуального задания. Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их. После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее. Далее две пары объединяются и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них. В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На этом последнем этапе уже не происходит обсуждения решений, группы делают доклады о своей работе.

Виды групповой работы

Основана на выполнении заданий разного рода группой «по цепочке».

M ожно использовать на уроках по разным предметам (например, при написании сочинения, на уроке окружающего мира при составлении рассказа о каком-либо животном, при составлении обзора исторических событий

Учитель составляет вопросы.

Вопросы могут требовать как знаний фактов , так и осмысл е ния или понимания .

Обу ча ю щийся или группа должны ответить на вопросы, используя ресурсы И нтернета и/или учебник.

Работа в группе, которая начинается с решения индивидуального задания. Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их. После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее.

Далее две пары объединяются и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них.

В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На этом последнем этапе уже не происходит обсуждения решений, группы делают доклады о своей работе.

 Судья Генератор идей Знаток и эксперт Репортер Действует авторитарно. Задачи – обеспечить безопасность и эмоциональный комфорт. Поддержать неуверенных. Приучить вести себя в рамках социальных норм. Придумывает и предлагает на выбор альтернативные варианты поведения. Задачи – приучить к мысли, что обычно существуют не один, а несколько способов выхода из любой ситуации; побуждать искать эти способы и выбирать наиболее конструктивные. Предоставляет возможность самим решать, следовать инструкциям или нет. Его задача – проинформировать обучающихся о том, какие эффективные правила и приемы существуют в разных ситуациях. Какое из них применить – дело участников.  Помогает детям замечать, чем заняты партнеры; распознавать собственные эмоции и эмоции партнеров; обозначать их словами, верно определять причины их возникновения.

Судья

Генератор идей

Знаток и

эксперт

Репортер

Действует авторитарно. Задачи – обеспечить безопасность и эмоциональный комфорт. Поддержать неуверенных. Приучить вести себя в рамках социальных норм.

Придумывает и предлагает на выбор альтернативные варианты поведения. Задачи – приучить к мысли, что обычно существуют не один, а несколько способов выхода из любой ситуации; побуждать искать эти способы и выбирать наиболее конструктивные.

Предоставляет возможность самим решать, следовать инструкциям или нет. Его задача – проинформировать обучающихся о том, какие эффективные правила и приемы существуют в разных ситуациях. Какое из них применить – дело участников.

Помогает детям замечать, чем заняты партнеры; распознавать собственные эмоции и эмоции партнеров; обозначать их словами, верно определять причины их возникновения.

Использование групповой работы

Актуализация знаний

«Классная перестрелка».

  • Ребята обмениваются тетрадками и проверяют письменное домашнее задание.
  • Изученный ранее материал рассказывают друг другу.

Метод «Три шляпы». Используется на уроках литературного чтения.

  • На уроке дети делятся на 3 группы. Они сами по жребию выбирают себе шляпу, назначают капитана группы.
  • ЖЁЛТАЯ: группа находит положительные, позитивные моменты в рассказе.
  • СИНЯЯ: группа пытается отыскать отрицательные, негативные моменты в рассказе.
  • КРАСНАЯ: группа определяет эмоциональную сторону рассказа, какие эмоции, кто и когда испытывал в рассказе.
  • Такую работу можно проводить на любом этапе урока и с любым произведением прозы, детям очень нравится.

Изучение нового материала

  • «Помощники». При изучении нового материала ученики оформляют ее в такой форме, которая им поможет лучше запомнить и вспомнить на уроке.
  • «Ловушка». Учитель дает несколько заданий, одно из которых выполнить не получается. Это нацеливает ребят на изучение материала.

Этап формирования и систематизации знаний

  • «Блиц опрос». Группы задают вопросы друг другу по изученной теме.
  • «Часики». Ученики по очереди высказывают свое мнение по изученной теме.

Положительные стороны групповой работы:

  • - грамотно организованная работа в группе работает на сохранение психического и физического здоровья учащегося;
  • - формирует навыки общения, сотрудничества, взаимопомощи;
  • - в результате общения достигается взаимопонимание ;
  • - учит участвовать и контролировать свое участие в работе группы, уважать ценности и правила, принятые группой, обосновывать свое мнение и отстаивать собственную позицию;
  • - у каждого учащегося есть возможность выдвинуть и реализовать идею;
  • - для решения большинства задач необходима работа всей группы;
  • - улучшает творческое мышление, учит самооценке и самоуважению;
  • - не дает возможности спрятаться, задействованы все;
  • - совместная работа в небольших группах – ключ к успеху коллектива. 

Недостатки

групповой работы:

  • - в группе оказываются разные по силам ученики, и одинаковая оценка для всех участников группы не будет отражать вклад определенного ученика;
  • - могут оказаться неодинаковыми по силе и группы в целом;
  • - учебный материал, в результате - слабые ученики с трудом усваивают, а обучающиеся в группах не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в сложном.
  • - сильные нуждаются в более трудных, оригинальных заданиях;
  • трудность объективного оценивания каждого участника при выполнении групповой работы.

Заключение

Объективно урок – это всегда форма сотрудничества, более или менее сильно выраженного, но все равно сотрудничества всех обучающихся вместе с учителем и под его руководством.

Считаю, что учебное сотрудничество – это процесс духовного взаимодействия, одна из важнейших особенностей которого может быть охарактеризована словами пословицы "Ум – хорошо, а два – лучше".

Понимание – активный процесс, поэтому недостаточно лишь одного восприятия, объяснения учителя.

Следовательно, на отдельных этапах учебной деятельности школьникам должна быть предоставлена возможность советоваться друг с другом, обмениваться мнениями, взаимно оценивать качество своей работы и работы коллектива в целом.

Конечно, организацию групповой работы на уроках нельзя считать единственно правильной и идеальной. Однако, грамотная организация учебного сотрудничества

приводит к положительным результатам, к эффективности учебного процесса.

При систематической организации групповой работы дети учатся с удовольствием, ощущая радость познания. В таких условиях организации учебной деятельности дети переживают чувство наслаждения, осуществляют свободу выбора и принятия ответственности, обретая уверенность в собственных силах, а значит, становятся счастливыми и здоровыми.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!