Четвергова Ю.С.
учитель 1 категории
русского языка и литературы
МБОУ казачьей СШ №22,
г. Гуково
Ростовской области
«Образ врача в прозе М.А.Булгакова (цикл «Записки юного врача» и другие произведения)».
Исследования, посвященные литературному персонажу определенного типа, традиционно делятся на две основные группы. Первая включает в себя труды, для которых характерен доминантный в советском литературоведении «социальный» подход к художественному произведению. Это публикации, посвященные классовым и сословным образам дворян, разночинцев и т. д. Вторая группа объединяет работы, в которых литературный герой рассматривается исключительно с точки зрения поэтики, структуры сюжета и места в системе персонажей. В этой статье попытаемся объединить два названных подхода, рассматривая профессиональную характеристику образа врача с точки зрения его места в системе персонажей, с одной стороны, и его культурного ореола – с другой.
По нашему мнению, с образом врача в литературу впервые приходит герой, практикующий определенную профессию. Именно поэтому в связи с образом врача можно рассматривать проблему социальной и профессиональной самоидентификации персонажа. Кроме того, в профессии врача несомненно присутствует символическая окраска (врач - целитель тела и души, человека и общества). Профессия врача изначально связана с архетипическими основами и сущностями бытия.
Современное литературоведение этого вопроса касается вскользь. Имеющиеся работы, в основном, либо рассматривают образы докторов как отражение реальных процессов в медицине, либо занимаются проблемой прототипов конкретных персонажей, в том числе врачей. Так же поступают известные булгаковеды М. Чудакова, В. Петелин, Л. Яновская, которые лишь констатируют тот факт, что фигура врача появляется в наиболее значительных произведениях булгаковской прозы, но до сих пор не предпринимали попыток проследить генезис этого образа в прозе Булгакова.
Образ-профессия врача в русской классике имеет повышенную смысловую нагрузку, даже когда появляется в произведении мимолетно, в коротком эпизоде. Врач по должности приближен к основам и сущностям бытия: рождение, жизнь, смерть, страдание, сострадание, воскрешение. Доктора в произведениях русской литературы XIX века включены в систему других персонажей, однако лишаются роли активного участника событий, они обычно показаны вне своей семьи, они ориентируются на иностранцев или сами являются иностранцами.
Наиболее полную картину судьбы доктора, в ее коренных поворотах и связях с мировоззренческими поисками мы можем найти в произведениях А.П. Чехова («Палата №6», «Случай из практики», «Ионыч» и др.).
М.А. Булгакова можно назвать продолжателем сложившейся в русской литературе традиции, которую условно можно обозначить как «писатель-врач». Писатель такого типа не просто изображает профессиональную деятельность врача, он обращается к духовной стороне исцеления.
В «Записках юного врача» Булгаков отражает традиционную для русской классической литературы сюжетную ситуацию, которую мы условно обозначаем «врач и социум». В рассказах булгаковского цикла нашли отражение основные черты данной ситуации: одиночество доктора, его существование вне истории, вне семьи, указание на его близость к иностранцам (фамилия врача – Бомгард, его лучшие «друзья» - книги немца Додерляйна, его предшественник, о котором он вспоминает с благодарностью, тоже немец – Леопольд Леопольдович). Молодой врач в ходе своей профессиональной деятельности оказывается у грани жизни и смерти, выполняет функции целителя не только тела, но и души.
Особенность цикла «Записки юного врача» в том, что в основе сюжета большинства рассказов лежит изображение процесса профессионального посвящения-инициации врача. «Юный» врач, совершая вместе с больным путь от смерти к жизни, обретает не только новые знания, но и новый статус в социуме.
В других произведениях Булгакова тоже появляются персонажи-врачи, в них также присутствуют элементы рассмотренной нами сюжетной ситуации «врач и социум». Рассматривая под этим углом прозу Булгакова, мы обращаем основное внимание на пространственные характеристики сюжетной модели «врач и социум».
Центром жизненного пространства в произведениях Булгакова представлен дом врача: «дом – центр не только физического, но и этического пространства. Это место спасения людей». В «Записках юного врача» - это своеобразное пространство перехода. Сам процесс профессиональной инициации врача, естественно, происходит в больнице, но доктор проводит большую часть времени в своем доме – он живет там в одиночестве, в окружении книг. В «Белой гвардии» процесс профессионального посвящения врача сопряжен с его болезнью. В ходе болезни меняются взгляды Алексея Турбина, происходит обращение к вечным, надсоциальным истинам. При этом пространственные параметры традиционной сюжетной схемы сохранены. В процессе обретения истины Турбин совершает путь «жизнь-смерть-жизнь», который обретает форму «дом-война-дом».
В повести «Собачье сердце» впервые у Булгакова звучит мысль о том, что пространство дома врача может быть разрушено. Опасность разрушения приходит прежде всего извне (Швондер, домком, пролетарская власть). Однако автор не снимает вины с самого врача: он «заигрался» в свою избранность, он сам позволяет себе немыслимые эксперименты с Великой эволюцией, в результате чего разрушаются коренные основы миропорядка.
Большая квартира профессора Преображенского в «Собачьем сердце» – это особый мир, отделенный от остального.
Пространству квартиры профессора противопоставлен мир внешний. Посягательства на дом врача происходят со стороны домкома. Швондер и его домком заседают в подвале. Таким образом, пространство Калабуховского дома отражает бинарную оппозицию верх-низ, свойственную мифологическому сознанию.
В «Собачьем сердце» дом врача пока устоял перед вторжением сил извне, но он разрушается изнутри с появлением Шарикова, что подтверждается апокалиптической картиной потопа в профессорской квартире.
В романе «Мастер и Маргарита», на первый взгляд, функции врача всецело предписаны Стравинскому, главе психиатрической клиники. Однако, хотя Стравинский спасает Мастера и других, ставших жертвой нечистой силы, спасение это откровенно пародийно, поскольку профессор может предложить Мастеру всего лишь абсолютный, бездеятельный покой психлечебницы. Стравинский – псевдоврач, врач-пародия, что подчеркнуто актерскими чертами в его внешности «тщательно, по-актерски обритый человек лет сорока пяти».
Власть Стравинского над Мастером и другими пациентами оказывается призрачной. Он не в состоянии лишить Ивана Бездомного воспоминаний о Пилате и о смерти Иешуа, а Мастера - о его возлюбленной, не в состоянии предотвратить земную смерть Мастера и переход его вместе с Маргаритой в потусторонний мир и в Бессмертие.
Подлинным булгаковским врачом, врачом в высшем смысле слова, можно назвать Иешуа Га-Ноцри. Нам представляется, что врачом можно считать и его функционального двойника в романе – Мастера.
В облике Мастера воспроизводятся внешние черты и подлинная суть главного булгаковского персонажа-врача: одиночество, дом-подвал, временная смерть, рождение в новом качестве, правда, уже в потустороннем мире. Мастер выступил в роли духовного врача Ивана Бездомного, исцеляя его, среди прочего, от привитой ему ненависти к «образованным», «интеллигентам». Однако Мастер, в отличие от Иешуа, отказался от своей высокой миссии, сжег роман, спрятался в психлечебнице. Следствием этого становятся явные деформации классической сюжетной модели: разрушен дом врача-Мастера. В нем сначала поселился продажный журналист Алоизий Могарыч – ложный пророк и целитель, а затем подвальчик сгорел.
Таким образом, излюбленными персонажами прозы Булгакова – стали действующие лица его ранних литературных опытов – врач и больной, повторяющимся местом действия – дом врача, явленный как «свое» пространство. Потеря врачом своего дома, является следствием отказа от миссии целителя тела и души.
Список литературы
Булгаков М.А. Собр. соч. в 5-ти тт. М., 1989.
Булгаков М.А. Избранные произведения. М., 1990.
Герцен А.И. Собр. соч. в 9-ти тт. М., 1955.
Лермонтов М.Ю. Собр. соч. в 4-х тт. М., 1957.
Тургенев И.С. Собр. соч. в 12-ти тт. М., 1953.
Чехов А.П. Собрание сочинений: в 12 т. М., 1956.
Аникин А.А. Образ врача в русской классике. Электронный ресурс: www.portal-slovo.ru
Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе / Эпос и роман. СПб., 2000.
Бирюковой Е.Е. Человек и мир в ранней прозе М. Булгакова. М., 2002.
Боборыкин В.Т. Михаил Булгаков. М., 1991. Веселовский А.Н. Поэтика сюжетов / Историческая поэтика. М., 1989.
Галинская И.Л. Загадки известных книг. М., 1986.