ТЕМА УРОКА «Образование новых клеток»
Задачи
Образовательные: актуализировать знания учащихся о хромосомах передающих наследственные признаки от клетки к клетке; показать особенности образования новых клеток; показать биологическое значение деления клеток; познакомить учащихся с ростом клеток.
Развивающие: развивать произвольное внимание и память, познавательные интересы и инициативу учащихся.
Воспитательные: формировать понятия о необходимости соблюдения санитарных норм учащихся.
Личностные УУД:
- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
- оценивать собственный вклад в работу группы (пары).
Регулятивные УУД:
- сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
- сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
- сформировать умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Коммуникативные УУД:
- сформировать умение слушать и понимать речь других людей
- сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Познавательные УУД:
- сформировать умение ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию
- сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий)
- сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
планируемые результаты
Предметные:
знать:
• - о важнейшем свойстве клетки - делении
• - о роли хромосом при делении клеток
уметь:
- рассказывать о механизме деления клетки;
- объяснять биологическое значение деления клеток;
- объяснять смысл биологических терминов: рост, деление, наследственная информация.
Личностные:
- обучающиеся готовы к восприятию научной картины мира, к саморазвитию и самообразованию;
- ответственно относятся к выполнению учебных задач;
- демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека.
Метапредметные:
- ставят учебную задачу под руководством учителя и работают в соответствии с ней;
- выдвигают простейшие гипотезы;
- выделяют главное, существенные признаки понятий; осуществляют сравнение, высказывают суждения, аргументируют их;
- работают с информацией и преобразуют её;
- находят причинно-следственные связи;
- оценивают свою работу и работу своих одноклассников.
Тип урока: открытие новых знаний.
Методы: проблемно-поисковый;
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.
1 Организационный момент
Приветствие.
Проверка готовности к уроку. Доброжелательный настрой на урок
2. Актуализация знаний
Назовите отличительные признаки растительной клетки
Назовите отличительные признаки животной клетки
В чем сходство клеток растений и животных
В чем различие клеток растений и животных
3. Определение темы и цели урока.
Определяют тему и задачи урока.Тему урока записывают в тетрадь
4. Изучение новой темы
1.Вводное слово учителя
Мы с вами вспомнили, что все живые организмы состоят из клеток. Но клетки постепенно изнашиваются и гибнут. И чтобы жизнь организма продолжалась, он должен производить новые клетки.
Проблемный вопрос: Откуда же берутся новые клетки?
2. Деление клетки
Учитель: Как происходит процесс деления клеток?
Заполните таблицу(табл нарисовать на доске)образец табл-прил 1
используя текст учебника, рисунок 2.16 и карточки подсказки, лежащие у вас на столах (Приложение 2)
Ответьте на вопросы:
- за счёт каких процессов происходит рост организмов растений и животных?
- какую роль играют хромосомы при делении клеток?
- как различить молодые и старые растительные клетки?
Проверьте правильность заполнения таблицы
3. Значение деления клеток
На вопрос о том, за счёт каких процессов происходит рост организмов растений и животных, мы уже с вами ответили, а теперь попробуем ответить на вопрос о том, за счёт чего происходит заживление ран у животных или зарастание порезов на коре деревьев?
Для этого я вам предлагаю изучить вопрос о значении деления клеток( стр.49)
учащиеся приходят к выводу:
1.Деление лежит в основе роста.
2.Образуются две дочерние клетки, содержащие столько же хромосом, сколько их было в материнской клетке, т.е. образуются клетки, идентичные родительской.
3. Благодаря делению осуществляются процессы замены отмирающих клеток.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши 3 хлопка,
Головою 3 кивка,
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту сесть опять.
6. Закрепление изученного материала
Работа в группах
« Деление клетки»
Задание:
Каждая группа показывает сценку (пантомиму), в которой отображает один из этапов деления клетки, а ученики других групп должны объяснить, какая стадия деления показана и что происходит в клетке
7. Итоги урока. Рефлексия
1.ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.
2.оценивают собственную деятельность на уроке.
3. анализ и обсуждение работы на уроке
ДЗ. § 18, вопросы стр.49. +сделать карточки отличия растительной и животной клетки,деление клетки
* Подготовить сообщения об одноклеточных организмах( одно по выбору)
Приложение 1
Стадии деления клетки
Этапы деления | Что происходит на данном этапе |
Подготовительный этап | |
1 стадия | |
2 стадия | |
3 стадия | |
4 стадия | |
Благодаря тонким нитям, половинки хромосом расходятся к разным полюсам клетки и становятся самостоятельными |
Приложение 2
Хромосомы располагаются по экватору клетки | Вокруг хромосом образуется ядерная оболочка. Клетка делится пополам. |
Распадается оболочка ядра |
Благодаря тонким нитям, половинки хромосом расходятся к разным полюсам клетки и становятся самостоятельными |
Приложение 2
Хромосомы располагаются по экватору клетки | Вокруг хромосом образуется ядерная оболочка. Клетка делится пополам. |
Распадается оболочка ядра |
Благодаря тонким нитям, половинки хромосом расходятся к разным полюсам клетки и становятся самостоятельными |
Приложение 2
Хромосомы располагаются по экватору клетки | Вокруг хромосом образуется ядерная оболочка. Клетка делится пополам. |
Распадается оболочка ядра |
Благодаря тонким нитям, половинки хромосом расходятся к разным полюсам клетки и становятся самостоятельными |
Приложение 2
Хромосомы располагаются по экватору клетки | Вокруг хромосом образуется ядерная оболочка. Клетка делится пополам. |
Распадается оболочка ядра |