СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Oбразование сложных слов из двух корней с буквой соединительного гласного»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Класс: 2   УМК: Перспективная начальная школа. Тип учебного занятия: Образование сложных слов из двух корней с буквой соединительного гласного. Цели деятельности учителя: учить указывать способ словообразования (сложением основ с соединительным гласным); формировать умение объяснять значение сложных слов; закреплять умение пользоваться обратным словарем.

Просмотр содержимого документа
««Oбразование сложных слов из двух корней с буквой соединительного гласного»»

Разработка урока

по предмету «Русский язык»

2 класс (ПНШ)





«Образование сложных слов из двух корней
с буквой соединительного гласного
»











Выполнила: учитель нач. классов

МБОУ «Школа №29»

Пантелеева Татьяна Михайловна













г. Дзержинска

Разработка урока

по предмету «Русский язык» во 2 классе

Класс: 2

УМК: Перспективная начальная школа

Тип учебного занятия: Образование сложных слов из двух корней с буквой соединительного гласного.

Цели деятельности учителя: учить указывать способ словообразования (сложением основ с соединительным гласным); формировать умение объяснять значение сложных слов; закреплять умение пользоваться обратным словарем.

Планируемые результаты (предметные): научатся самостоятельно применять способ словообразования и объяснять значение сложных слов.

Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу

обучения;

познавательные – используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;

коммуникативные – умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения;

личностные – осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Сценарий урока

I. Работа над каллиграфией.

– Чем похожи эти слова?

II. Актуализация опорных знаний. (Познавательные: осознанно строят речевое высказывание в устной форме о структуре сложных слов; осуществляют поиск необходимой информации.)

– Какие слова называются сложными? Как образуются сложные слова?

– Прочитайте отрывок из стихотворения А. Усачева «Паповоз» (упражнение 105).

– Почему мальчик по-разному называл папу во время игры?

– Какие слова в тексте помогли вам догадаться? Выпишите сложные слова с двумя корнями.

– Выделите корни и подчеркните букву соединительного гласного.

– На какие другие слова похожи выписанные вами сложные слова? (Паровоз, пароход, самолет.)



III. Изучение нового материала.

(Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника и словаря; логические – осуществляют анализ структуры сложных слов.

Коммуникативные: строят понятные речевые высказывания; формулируют выводы.)

– Откройте обратный словарь на букву д (упражнение 106).

– Найдите сложные слова: у них цветом выделены буквы соединительных гласных.

– Разные ли это буквы? (Это буквы о и е.)

– Сколько всего групп сложных слов вы обнаружили? (5 групп.)

– Какие корни стоят в них на втором месте? (-пад-, -вед-, -ед-, -вод-, -ход-.)

– Найдите слова, где вторым корнем является корень -ход-.

– Отыщите среди них слово, подсказавшее поэту А. Усачеву слово «папоход». (Слово «пароход».)

– Откройте обратный словарь на букву т.

– Найдите сложные слова, в которых одним из корней является корень -лет-.

– Благодаря какому слову из списка в голове у поэта родилось слово «паполет»? (Слово «вертолет».)

– Откройте обратный словарь на букву з. Прочитайте список полностью. Найдите среди слов то, благодаря которому появилось слово «паповоз». (Слово «паровоз».)

– Какие еще сложные слова есть в этом списке? Назовите второй корень. (-лаз-.)

– Какая буква соединительного гласного? (Водолаз, скалолаз.)

– Буквы «о» и «е» могут соединять основы двух разных слов. Это буквы соединительных гласных.

– Прочитайте шуточный текст И. Токмаковой (упражнение 107).

– Как называется этот текст? (Это скороговорка.) Какие слова являются сложными? Запишите сложные слова в начальной форме.

– Подчеркните букву соединительного гласного в каждом случае. Кашевар – тот, кто варит кашу. Кашеед – тот, кто кашу ест.)

– Слово «кашалот» не является сложным. Кашалот – это зубастый кит. Что не учел Миша? (Во-первых, слово кашалот не состоит из разных частей (в русском языке оно появилось из немецкого, в немецком – из французского, во французском – из португальского, где означало «рыбу с большой головой»); во-вторых, даже если мы этого не знаем, мы можем посмотреть на устройство этого слова: в нем нет тех букв (о или е), которые могут соединять основы двух разных слов в единое сложное слово.)

(Регулятивные: действуют точно по инструкции учителя, в соответствии с алгоритмом; применяют освоенные способы действия.)

– Прочитайте отрывок из стихотворения Г. Юдина «Ночной лес» (упражнение 108).

– Запишите текст. Сколько групп родственных слов вы видите? (Три группы.)

– Выделите корни в родственных словах.

– Прочитайте стихотворение Э. Мошковской (упражнение 109).

– Из первой части стихотворения выпишите родственные слова в начальной форме. Выделите корни.

– Из второй части выпишите сложные слова в начальной форме. Выделите корни, подчеркните буквы соединительных гласных.

– Спишите вторую часть стихотворения правильно, но так, будто это не стихи. (Самолеты целый час (часы) в небе кувыркаются! Паровоз (паровозы) вздохнул (вздо́х): «У нас так не полагается…».)

– Прочитайте отрывок из стихотворения М. Яснова «Мой котенок» (упражнение 111).

– От основ каких двух слов образовалось слово «черноушка»? (Черные и уши.)

– Напишите это словосочетание. (Черные ушки, черное ушко.)

– Разберите по составу слово «черноушка».

– Покажите письменно, как образовалось слово «Чернушка». (Чернушка: черный Чернушка: черн / + ушк + … = Черн / ушк / а.)

– Вернитесь к стихотворению «Мой котенок» (упражнение 112). Выпишите слово «рыжеспинка».

– Выделите в нем корни и подчеркните букву соединительного гласного.

– Напишите словосочетание, от которого образовано это слово. (Рыжая спинка. Слово Рыжеспинка образовалось от словосочетания рыжая спинка. Состав слова таков: рыж / е / спин / к / а.)

– От какого слова-названия признака (от его начальной формы) образовано имя котенка «Рыжинка»? (Рыжинка – рыжий; рыжий – рыж / инк – а.)

– От какого слова, называющего признак и стоящего в начальной форме, образовалось третье имя котенка – «Беляшка»? (Беляшка Беляшка, бел / яш – к – а.)

(Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия.)

 Словарная работа.

– Решите ребусы. Запишите словарные слова.

«О» в «Е» + с = овес

«О» + «ре» + х = орех

в «О» «РО» + Б + й = воробей

в «О» «сто» + «К» = восток



проходить образовалось от слова ходить с помощью приставки про-.)

IV. Итог урока. Рефлексия. (Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.)

– С каждым словарным словом составьте предложение.

– Подчеркните основу предложения.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!