Разработка урока
по предмету «Русский язык»
2 класс (ПНШ)
«Образование сложных слов из двух корней
с буквой соединительного гласного»
Выполнила: учитель нач. классов
МБОУ «Школа №29»
Пантелеева Татьяна Михайловна
г. Дзержинска
Разработка урока
по предмету «Русский язык» во 2 классе
Класс: 2
УМК: Перспективная начальная школа
Тип учебного занятия: Образование сложных слов из двух корней с буквой соединительного гласного.
Цели деятельности учителя: учить указывать способ словообразования (сложением основ с соединительным гласным); формировать умение объяснять значение сложных слов; закреплять умение пользоваться обратным словарем.
Планируемые результаты (предметные): научатся самостоятельно применять способ словообразования и объяснять значение сложных слов.
Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу
обучения;
познавательные – используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
коммуникативные – умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения;
личностные – осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Сценарий урока
I. Работа над каллиграфией.
– Чем похожи эти слова?
II. Актуализация опорных знаний. (Познавательные: осознанно строят речевое высказывание в устной форме о структуре сложных слов; осуществляют поиск необходимой информации.)
– Какие слова называются сложными? Как образуются сложные слова?
– Прочитайте отрывок из стихотворения А. Усачева «Паповоз» (упражнение 105).
– Почему мальчик по-разному называл папу во время игры?
– Какие слова в тексте помогли вам догадаться? Выпишите сложные слова с двумя корнями.
– Выделите корни и подчеркните букву соединительного гласного.
– На какие другие слова похожи выписанные вами сложные слова? (Паровоз, пароход, самолет.)
III. Изучение нового материала.
(Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника и словаря; логические – осуществляют анализ структуры сложных слов.
Коммуникативные: строят понятные речевые высказывания; формулируют выводы.)
– Откройте обратный словарь на букву д (упражнение 106).
– Найдите сложные слова: у них цветом выделены буквы соединительных гласных.
– Разные ли это буквы? (Это буквы о и е.)
– Сколько всего групп сложных слов вы обнаружили? (5 групп.)
– Какие корни стоят в них на втором месте? (-пад-, -вед-, -ед-, -вод-, -ход-.)
– Найдите слова, где вторым корнем является корень -ход-.
– Отыщите среди них слово, подсказавшее поэту А. Усачеву слово «папоход». (Слово «пароход».)
– Откройте обратный словарь на букву т.
– Найдите сложные слова, в которых одним из корней является корень -лет-.
– Благодаря какому слову из списка в голове у поэта родилось слово «паполет»? (Слово «вертолет».)
– Откройте обратный словарь на букву з. Прочитайте список полностью. Найдите среди слов то, благодаря которому появилось слово «паповоз». (Слово «паровоз».)
– Какие еще сложные слова есть в этом списке? Назовите второй корень. (-лаз-.)
– Какая буква соединительного гласного? (Водолаз, скалолаз.)
– Буквы «о» и «е» могут соединять основы двух разных слов. Это буквы соединительных гласных.
– Прочитайте шуточный текст И. Токмаковой (упражнение 107).
– Как называется этот текст? (Это скороговорка.) Какие слова являются сложными? Запишите сложные слова в начальной форме.
– Подчеркните букву соединительного гласного в каждом случае.
Кашевар – тот, кто варит кашу. Кашеед – тот, кто кашу ест.)
– Слово «кашалот» не является сложным. Кашалот – это зубастый кит. Что не учел Миша? (Во-первых, слово кашалот не состоит из разных частей (в русском языке оно появилось из немецкого, в немецком – из французского, во французском – из португальского, где означало «рыбу с большой головой»); во-вторых, даже если мы этого не знаем, мы можем посмотреть на устройство этого слова: в нем нет тех букв (о или е), которые могут соединять основы двух разных слов в единое сложное слово.)
(Регулятивные: действуют точно по инструкции учителя, в соответствии с алгоритмом; применяют освоенные способы действия.)
– Прочитайте отрывок из стихотворения Г. Юдина «Ночной лес» (упражнение 108).
– Запишите текст. Сколько групп родственных слов вы видите? (Три группы.)
– Выделите корни в родственных словах.
– Прочитайте стихотворение Э. Мошковской (упражнение 109).
– Из первой части стихотворения выпишите родственные слова в начальной форме. Выделите корни.
– Из второй части выпишите сложные слова в начальной форме. Выделите корни, подчеркните буквы соединительных гласных.
– Спишите вторую часть стихотворения правильно, но так, будто это не стихи. (Самолеты целый час (часы) в небе кувыркаются! Паровоз (паровозы) вздохнул (вздо́х): «У нас так не полагается…».)
– Прочитайте отрывок из стихотворения М. Яснова «Мой котенок» (упражнение 111).
– От основ каких двух слов образовалось слово «черноушка»? (Черные и уши.)
– Напишите это словосочетание. (Черные ушки, черное ушко.)
– Разберите по составу слово «черноушка».
– Покажите письменно, как образовалось слово «Чернушка». (Чернушка: черный Чернушка: черн / + ушк + … = Черн / ушк / а.)
– Вернитесь к стихотворению «Мой котенок» (упражнение 112). Выпишите слово «рыжеспинка».
– Выделите в нем корни и подчеркните букву соединительного гласного.
– Напишите словосочетание, от которого образовано это слово. (Рыжая спинка. Слово Рыжеспинка образовалось от словосочетания рыжая спинка. Состав слова таков: рыж / е / спин / к / а.)
– От какого слова-названия признака (от его начальной формы) образовано имя котенка «Рыжинка»? (Рыжинка – рыжий; рыжий – рыж / инк – а.)
– От какого слова, называющего признак и стоящего в начальной форме, образовалось третье имя котенка – «Беляшка»? (Беляшка Беляшка, бел / яш – к – а.)
(Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия.)
Словарная работа.
– Решите ребусы. Запишите словарные слова.
«О» в «Е» + с = овес
«О» + «ре» + х = орех
в «О» «РО» + Б + й = воробей
в «О» «сто» + «К» = восток
проходить образовалось от слова ходить с помощью приставки про-.)
IV. Итог урока. Рефлексия. (Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.)
– С каждым словарным словом составьте предложение.
– Подчеркните основу предложения.