СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образование СССР(конспект урока)

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Образование СССР

    10 класс

Цель: выяснить причины и определить значение образования СССР. Раскрыть альтернативные варианты национального государства.

Задачи:

Обучающая: продолжить формирование умений и навыков работать в группах, с источниками, картой, выявлять причинно-следственные связи.

 Коррекционно-развивающая: развить познавательные способности по оценке исторического события; продолжать развивать навыки работы с заданиями, текстом учебника.

Воспитательная: воспитывать чувства интернационализма на примере образования СССР.

Оборудование: раздаточный материал, иллюстрации, атласы, схема, учебники, тетради.

Основные термины: национальный вопрос, автономия.

План урока:

  1. Оргмомент.
  2. Проверка
  3. Вступительное слово учителя . Изучение нового материала.
  4. Рефлексия
  5. Домашнее задание.

Ход урока:

2. Повторение пройденного материала Деятельность учителя(опрос учащихся):

Какую тему изучали на предыдущем уроке? О чём шла речь?

  1. Почему в данный период нужна была новая экономическая политика?
  2. В чем заключалась НЭП?
  3. Какие положительные результаты дал НЭП?

Деятельность учащихся(Вспоминают тему и содержание предыдущего урока . Дают  развернутые ответы с помощью учебника).

Физминутка - Игра:

Слово связанное с историей хлопаем в ладоши.

Слово связанное с географией топаем ногами.

(НЭП, республика, революция, гражданская война, флаг, герб, гимн, реки, моря, океаны, государство, СССР)

Индивидуальные задания "Определи век":

1917год - ... ? век     1918год - ... ?век       1920год - ... ?век     1922 год - ...?век

Задание "Соедини стрелками даты и события"

февральская революция октябрь 1917г.

октябрьская революция февраль 1917г.

гражданская война 1922г.

образование СССР 1918 - 1920 гг.

3.Учитель: Мы должны понять, что образование  СССР было не случайным событием, которое способствовало укреплению коммунистического режима, усилению военной мощи страны, но и найти  противоречия, которые способствовали со временем распаду Советского Союза. СССР – так называлось государство, существовавшее почти 70 лет на политической карте мира. Это была мощная сверхдержава, объединявшая нации и народности, проживающие сегодня на территории новых государственных образований. Можно сказать, что все мы родом из СССР и это обстоятельство вновь и вновь заставляет нас возвращаться к страницам советской истории, по – новому вглядываясь в их особенности. В происходящие в те годы события.

 Вы родились в ХХ веке, ваши родители очевидцы распада Советского Союза – огромного по территории многонационального государства, возникшего в 1922 году.

Тогда очевидцами объединения были ваши прабабушки и прадедушки. Таким образом, история СССР – это история 4 поколений, история граждан СССР – людей разных национальностей, вероисповедания, культурных традиций и обычаев.

Наша задача установить, как и на каких основах образовался СССР, увидеть те противоречия, которые позже привели к его распаду. На последующих уроках узнать, как развивалось это государство и в силу каких причин распалось.

 Вспомним позицию партии большевиков по национальному вопросу. Для этого воспользуемся документом на ваших столах. Запись в тетрадь ответа на вопрос: «Что было положено в основу вопроса по национальностям России?»

 Ряд факторов способствовал сближению республик в первые годы после Октября. Прочитайте тест выступления И.В. Сталина на Х  Всероссийском съезде Советов 26.12 1922 года и выпишете в тетрадь предпосылки образования СССР.

 Вопрос об основах объединения был сложным и дискуссионным. У вас на столах есть схема. Где отражены два плана образования СССР (Ленина и Сталина). Сопоставляя два проекта,  объясните, какой из них наиболее способствовал справедливому решению национального вопроса.

 Работа с картой. Показывают границы СССР, союзные республики и называют их столицы.

 В соответствии с принятой в 1924 году конституцией СССР высшим органом власти являлся Всесоюзный съезд Советов, в промежутках между съездами – ЦИК, состоящий из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей.

Обратите внимание, что каждая республика имела права выхода из союза.

         4. Рефлексия: Что нового узнал каждый из вас на уроке?

     5. Домашнее задание: Записать в тетради причины и значение образования СССР.

 

 

 

 

 

СССР – образовался в 1922 году

 

 

 

 

 

 

 

Декларация прав народов России.

«…Недостойной политики лжи и недоверия должен быть положен конец. Отныне она должна быть заменена открытой и честной политикой, ведущей к полному взаимному доверию народов России, политикой, ведущей к полному взаимному доверию народов России.

Только в результате такого доверия может сложиться честный и прочный союз народов России.

Только в результате такого союза могут быть спаяны рабочие и крестьяне в одну революционную силу, способную устоять против всяких покушений со стороны империалистско-аннексионистской буржуазии».

Съезд Советов в июне этого года провозгласил право народов России на свободное самоопределение.

Второй съезд Советов в октябре этого года подтвердил это неотъемлемое право народов России более решительно и определенно.

Исполняя волю этих съездов, Совет Народных Комиссаров решил положить в основу своей деятельности по вопросу о национальностях России следующее:

1. Равенство и суверенность народов России.

2. Право народов России на свободное самоопределение вплоть до отделения и образование самостоятельного государства.

3. Отмена всех и всяких национальных и национально – религиозных привилегий и ограничений.

4. Свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп, населяющих территорию России

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!