СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Общая характеристика литературы 20-х годов xx века

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лекция № 38 по дисциплине ОДБ.02 "Литература" для студентов, обучающихся на базе основного общего образования по специальности "Сестринское дело"

Просмотр содержимого документа
«Общая характеристика литературы 20-х годов xx века»

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИТЕРАТУРЫ 20-Х ГОДОВ XX ВЕКА

Литературой 1920-х годов принято называть произведения, созданные в период с 1917 до начала 1930-х годов.

Общественно-исторические условия, в которых формировалась литература этого периода, были крайне неблагоприятными: революция 1917 года и гражданская война, расколовшие русское общество, разруха, репрессии большевистского режима, массовая эмиграция интеллигенции - все это отразилось на состоянии духовной атмосферы русской жизни.

1917 год потряс основы политической, идеологической и культурной жизни, поставил перед обществом новые задачи, главная из которых — призыв разрушить «до основанья» старый мир и на пустыре строить новый.

 Произошло разделение писателей на преданных социалистическим идеалам и их противников.

Певцами революции, т.е. теми, кто с жаром поддержал революцию, стали А. Серафимович (роман «Железный поток»), Д. Фурманов (роман «Чапаев»), В. Маяковский (стихотворения «Левый марш» и поэмы «150000000», «Владимир Ильич Ленин», «Хорошо!»), А. Малышкин (повесть «Падение “Дайра”»).

Некоторые литераторы заняли позицию «внутренних эмигрантов» (А. Ахматова, Н. Гумилев, Ф. Сологуб, Е. Замятин и др.).

Были изгнаны из страны или добровольно эмигрировали Л. Андреев, И. Бунин, И. Шмелев, Б. Зайцев, 3. Гиппиус, Д. Мережковский, В. Ходасевич. Длительное время находился за границей М. Горький.

 Новый человек должен быть коллективным, читатель — тоже, а искусство должно говорить языком масс. Человека из массы приветствовали А. Блок, А. Белый, В. Маяковский, В. Брюсов, В. Хлебников и другие писатели. Д. Мережковский, А. Толстой, А Куприн, И. Бунин занимали противоположную позицию («Окаянные дни» (1918—1919) И. Бунина, письма В. Короленко А. Луначарскому).

В начале «новой эпохи» умер А. Блок, был расстрелял Н. Гумилев, эмигрировал М. Горький, Е. Замятин написал статью «Я боюсь» (1921) о том, что у писателей отбирают последнее — свободу творчества.

В 1918 году были ликвидированы независимые издания, в июле 1922 года был создан Главлит — институт цензуры. Осенью 1922 года два парохода с русской интеллигенцией, противостоящей новой власти, были депортированы из России в Германию. Среди пассажиров оказались философы — Н. Бердяев, С. Франк, П. Сорокин, Ф. Степун, писатели — В. Ирецкий, Н. Волковысский, И. Матусевич и др.

Основная проблема, вставшая перед писателями метрополии после Октябрьской революции, заключалась в том, как и для кого писать. О чем писать, было ясно: о революции и Гражданской войне, социалистическом строительстве, советском патриотизме людей, новых отношениях между ними, о будущем справедливом обществе. Как писать — ответ на этот вопрос должны были дать сами писатели, объединившиеся в несколько организаций и групп.

Двадцатые годы - это период обостренной идеологической борьбы в литературе, время создания и активной деятельности множества литературных групп, кружков, ассоциаций, объединений.

Наиболее известным из них является кружок «Серапионовы братья», возникший в Петрограде в 1921 году. В него входили Лунц, Зощенко, Федин, Каверин, Тихонов и другие. «Серапионовы братья» отстаивали общечеловеческое в искусстве и самоценность творчества.

Литературную группировку «Перевал», оформившуюся в 1924 году, представляли Воронений Пришвин, Малышкин, Огнев, Катаев, Веселый. Эстетические позиции «перевальцев» - признание познавательной функции искусства, позитивное отношение к культурному наследию прошлого, признание ведущей роли интуиции в творческом процессе, идея самоценности человеческой личности, искренность и гуманизм и т.д. В 1930-е годы «Перевал» был подвергнут сокрушительной критике, многие участники этой группы стали жертвами репрессий.

«Пролеткульт» (теоретик объединения — философ, политик, врач А. Богданов) был массовой литературной организацией, представлял сторонников социалистического по содержанию искусства, издавал журналы «Грядущее», «Пролетарская культура», «Горн» и др. Его представители — поэты «от станка» (из народа, рабочие) В. Александровский, М. Герасимов, B. Казин, Н. Полетаев и другие — создавали поэзию обезличенную, коллективистскую, машинно-индустриальную, представляли себя представителями пролетариата, трудящихся масс, победителями во вселенском масштабе, «несметными легионами труда», в груди которых горит «пожар восстаний» (В. Кириллов. «Мы»).

РАПП - Российская ассоциация пролетарских писателей - самая многочисленная и мощная литературная группировка, она оформилась в 1925 году. В состав РАППа входили Фурманов, Серафимович, Фадеев, Либединский, Авербах, Лелевич, Веселый и другие, считающие себя истинно пролетарскими поэтами, а всех остальных - «попутчиками». Рапповцы пропагандировали идею приоритета классового над общечеловеческим, литературу делили на «пролетарскую» (полезную) и «непролетарскую» (вредную), выдвинули лозунг «материалистического» творческого метода, стремились к лидерству и администрированию в области культуры и искусства.

ЛЕФ - Левый Фронт Искусств - группа, возглавляемая Маяковским, была создана в 1922 году. Членами ЛЕФа являлись Пастернак, Осеев, Шкловский, Брик, Кирсанов и другие. Лефовцы стояли на позициях утилитарного, т.е. полезного искусства. Они утверждали, что литература есть «искусство жизнестроения», а художник - мастер, выполняющий заказ своего класса, тяготели к «прикладному» искусству.

Новокрестьянская поэзия не была объединена в отдельную организацию. С. Клычков, А. Ширяевец, Н. Клюев, C. Есенин считали основой искусства нового времени фольклор, традиционную крестьянскую культуру, ростки которой — в деревне, а не в индустриальном городе, уважительно относились к русской истории, были романтиками, как и пролеткультовцы, но «с крестьянским уклоном».

 Главными литературными направлениями 20-х годов являются «обновленный» реализм, в русле которого развивалось творчество Горького, Шолохова, А. Толстого, Леонова, Федина, генетически восходящий к реализму нормативизм (Либединский, Островский, Гладков и другие) и модернизм (Зяшенин, Пильняк и другие).

Основной темой литературы 20-х годов становится тема революции и гражданской войны. Эта тема отразились в дневниковой прозе («Окаянные дни» Бунина, «Несвоевременные мысли» Горького, дневники Гиппиус). Дневник - форма, способная передать сиюминутное состояние человеческой души; писательские дневники этих лет передают смятение художников, вызванное зрелищем разъяренной люмпенизированной толпы, готовой сокрушить все, что встает на ее пути, разрушить не только строй, но всю Россию, ее культуру, ее традиции.

Возрождаются знаменитые древнерусские жанры плачей и молений: Ремизов пишет «Слово о гибели Русской земли» (1917), «Заповедное слово русскому народу» (1918), в которых дает свою интерпретацию октябрьским событиям: по русской земле идет Каин, воплощение слепоты, бесовщины и окаянства, слепая жертва истории.

Поэты серебряного века (Блок, Цветаева, Ахматова, Мандельштам, Пастернак, Гиппиус) выдвинули проблему интеллигенции и революции.

Официальная поэзия (Бедный, Тихонов, Багрицкий, Асеев, Светлов) славословила в адрес Великого Октября.

Маяковский, Блок, Есенин вначале восторженно восприняли свершившееся, затем их отношение к революции становится менее восторженным.

 Изображение революции и гражданской войны становится главной темой прозы этого периода. Традиционная (официально-государственная) точка зрения отражается в произведениях Фурманова («Чапаев»), Серафимовича («Железный поток»), Тренева («Любовь Яровая»). Эти писатели показывают процесс рождения революционной действительности, «железный коллектив» строителей новой жизни, коммунистов-руководителей народных масс, не имеющих слабостей и недостатков. Трагедию гражданской войны показал Фадеев («Разгром»), дав неприукрашенное изображение событий: кровь, грязь, гибель партизанского отряда, зажатого в железное кольцо противника, из которого вырвалась лишь небольшая горстка партизан. «Разлом» жизни на «разломе» истории увидел в революции и гражданской войне Бабель («Конармия»). Трагическое у писателя преобладает над героическим, происходящие в стране события воспринимаются им как экстремальная ситуация, открывающая тайники человеческой души, в которых нет ничего святого, кроме возведенной в абсолют классовой ненависти.

 Поэзия 1920-х годов

В 1920-е годы традиции реалистического искусства продолжали поддерживать многие поэты, но уже основываясь на новой, революционной тематике и идеологии. Д. Бедный (наст. Ефим Придворов) был автором многих агитационных стихов, ставших, подобно «Пруводам», песнями, частушками.

Революционно-романтическая поэзия в 1920-х — начале 1930-х годов была представлена Н. Тихоновым (сборники «Орда» и «Брага» — оба датируются 1922 годом) и Э. Багрицким — автором искренней лирики и поэмы «Смерть пионерки» (1932). Оба эти поэта в центр лирической и лиро-эпической исповеди поставили активного, мужественного героя, простого, открытого, думающего не только о себе, но и о других, обо всем угнетенном, жаждущем свободы в мире.

Эстафету из рук старших товарищей — певцов героики — приняли комсомольские поэты А. Безыменский, A. Жаров, И. Уткин, М. Светлов — романтики, смотрящие на мир глазами победителей, стремящиеся подарить ему свободу, создавшие «героико-романтический миф о Гражданской войне» (В. Мусатов).

Поэма как жанр давала мастерам возможность расширить образное познание действительности и создать сложные драматические характеры. В 1920-е годы были написаны поэмы «Хорошо! » (1927) В. Маяковского, «Анна Онегина» (1924) С. Есенина, «Девятьсот пятый год» (1925—1926) Б. Пастернака, «Семен Проскаков» (1928) Н. Асеева, «Дума про Опанаса» (1926) Э. Багрицкого. В этих произведениях жизнь показана более многогранно, чем в лирике, герои — психологически сложные натуры, часто стоящие перед выбором: как поступить в экстремальной ситуации. В поэме В. Маяковского «Хорошо! » герой отдает все «голодной стране», которую «полуживую вынянчил», радуется каждому, даже незначительному, успеху советской власти в социалистическом строительстве.

Творчество продолжателей традиций модернистского искусства — А. Блока, Н. Гумилева, А. Ахматовой, С. Есенина, Б. Пастернака и других — представляло собой синтез старого и нового, традиционного и новаторского, реалистического и модернистского, оно отразило сложность и драматизм переходной эпохи.

Проза 1920-х годов

Основная задача советской прозы этого времени состояла в том, чтобы показать исторические перемены, поставить служение долгу выше велений сердца, коллективное начало над личностным. Личность, не растворяясь в нем, становилась воплощением идеи, символом власти, лидером масс, воплощающим силу коллектива.

Большую известность приобрели романы Д. Фурманова «Чапаев» (1923), А Серафимовича «Железный поток» (1924). Авторы создали образы героев — комиссаров в кожаных куртках, решительных, суровых, все отдающих во имя революции. Таковы Кожух и Клычков. Не совсем похож на них легендарный герой Гражданской войны Чапаев, однако политграмоте обучают и его.

Глубже в психологическом отношении раскрываются события и характеры в прозе об интеллигенции и революции в романах В. Вересаева «В тупике» (1920—1923), К. Федина «Города и годы» (1924), А. Фадеева «Разгром» (1927), книге И. Бабеля «Конармия» (1926) и других. В романе «Разгром» комиссар партизанского отряда Левинсон наделен чертами характера человека, готового не только принести в жертву революционной идее личные интересы, интересы корейца, у которого партизаны отбирают свинью и обрекают на голодную смерть семью, но и способного сострадать людям. Полна трагедийных сцен книга И. Бабеля «Конармия».

М. Булгаков в романе «Белая гвардия» (1924) углубляет трагическое начало, показывает разлом и в общественной, и в личной жизни, в финале провозглашая возможность человеческого единения под звездами, призывает людей оценить свои поступки общефилософскими категориями: «Все пройдет. Страдание, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся…».

Драматизм событий 1917—1920 годов отразила как соцреалистическая, так и реалистическая русская литература, придерживающаяся принципа правдивости, в том числе словесное искусство писателей-эмигрантов. Такие художники слова, как И. Шмелев, Е. Чириков, М. Булгаков, М. Шолохов, показывали революцию и войну как всенародную трагедию, а ее лидеров, комиссаров-большевиков, порой представляли «энергичными функционерами» (Б. Пильняк). И. Шмелев, переживший расстрел чекистами сына, уже за границей в 1924 году отдельной книгой издал эпопею (авторское определение, вынесенное в подзаголовок) «Солнце мертвых», переведенную на двенадцать языков народов мира, о крымской трагедии, о невинно убитых (более ста тысяч) большевиками. Его произведение можно считать своеобразным преддверием солженицынского «Архипелага ГУЛАГа».

В 1920-е годы сложилось и сатирическое направление в прозе с соответствующим стилем — лаконичным, броским, обыгрывающим комедийные ситуации, с ироническим подтекстом, с элементами пародирования, как в «Двенадцати стульях» и «Золотом теленке» И. Ильфа и Е. Петрова. Писал сатирические очерки, рассказы, зарисовки М. Зощенко. 

В романтическом ключе, о любви, о возвышенных чувствах в мире бездушного, рационалистически мыслящего общества написаны произведения А. Грина (А. С. Гриневского) «Алые паруса» (1923), «Блистающий мир» (1923) и «Бегущая по волнам» (1928).

В 1920 году появляется роман-антиутопия «Мы» Е. Замятина, воспринятый современниками как злая карикатура на строящееся большевиками социалистическое и коммунистическое общество. Писатель создал удивительно правдоподобную модель будущего мира, в котором человек не знает ни голода, ни холода, ни противоречий общественного и личного, обрел, наконец, желаемое счастье. Однако этот «идеальный» общественный строй, отмечает писатель, достигнут упразднением свободы: всеобщее счастье здесь создается путем тоталитаризации всех сфер жизни, подавления интеллекта отдельной личности, ее нивелировки, а то и физического уничтожения. Так всеобщее равенство, о котором мечтали утописты всех времен и народов, оборачивается всеобщей усредненностью. Своим романом Е. Замятин предупреждает человечество об угрозе дискредитации личностного начала в жизни.

1920-е годы подготовили следующий этап в развитии литературы - литературу 1930—1950-х годов.

 Общественная ситуация в 1930-е гг.

В 1930-е годы изменилась общественная ситуация — наступила тотальная диктатура государства во всех сферах жизни: был ликвидирован НЭП, усилилась борьба с инакомыслящими. Начался массовый террор против народа великой страны. Были созданы ГУЛАГи, закрепощены крестьяне созданием колхозов. С подобной политикой были не согласны многие писатели. А потому в 1929 году получил три года лагерей В. Шаламов, вновь осужденный на длительный срок и высланный на Колыму. В 1931 году попал в опалу А. Платонов за публикацию повести «Впрок». В 1934 году выслали в Сибирь как неугодного властям Н. Клюева. В этом же году арестовали О. Мандельштама. Но в то же время власть (и лично И. В. Сталин) пыталась задобрить писателей, действуя методом «кнута и пряника»: пригласили из-за границы М. Горького, осыпав его почестями и щедротами, поддержали вернувшегося на родину А. Толстого.

В 1932 году вышло постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций», положившее начало полного подчинения литературы государству и партии большевиков, ликвидировавшее все прежние организации и группы. Был создан единый Союз советских писателей (ССП), в 1934 году собравший первый съезд. С идеологическим докладом на съезде выступил А. Жданов, а о деятельности литераторов — М. Горький. Позицию лидера в литературном движении заняло искусство социалистического реализма, проникнутое коммунистическими идеалами, ставящее превыше всего установки государства, партии, славящее героев труда и коммунистов-руководителей.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!