Дата:
Класс: 9
Учитель:
Предмет: История
Тема: «Общественная жизнь в 1860—1890-х гг.»
Контролируемые элементы содержания
Общественная жизнь в 1860–1890-х гг. Рост общественной самодеятельности. Идейные течения и общественное движение
Контролируемые умения
Формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире
Развитие умений искать и анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего
Проверяемые элементы содержания
Национальный вопрос в Европе и в России. Национальная и религиозная политика. Общественное движение. Особенности российского либерализма середины 1850-х – начала 1860-х гг. Земский конституционализм. Консерваторы. Основные направления в революционном народничестве. Народнические организации второй половины 1860-х – начала 1870-х гг. Хождение в народ. «Земля и воля». Раскол «Земли и воли». «Народная воля». Убийство Александра II
Предметные умения
Отвечать на вопросы, предполагающие воспроизведение, уточнение, понимание, анализ, синтез
Объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов
Понимать необходимость фактической аргументации для своей позиции
Различать в исторической информации события, явления, процессы; факты и мнения
Личностные результаты
Осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России
Функциональная грамотность
Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста
Понимать фактологическую информацию (сюжет, последовательность событий и т.п.)
Формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста
Понимать значение неизвестного слова или выражения на основе контекста
Тип урока: Комбинированный урок
Библиотека ЦОК: https://m.edsoo.ru/8a194500
БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА
Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала
Мотивация на учебную деятельность
Актуализация опорных знаний
Прочитай фрагмент произведения Н. А. Бердяева и вставь пропущенный термин.
...Нужно знать, что представляет собой то своеобразное явление, которое в России именуется «__________________». _____________________ была y нас идеологической, a не профессиональной и экономической группировкой, образовавшейся из разных социальных классов, сначала пo преимуществу из более культурной части дворянства, позже из сыновей священников и диаконов, из мелких чиновников, из мещан и, после освобождения, из крестьян. Это и есть разночинная ______________________, объединенная исключительно идеями, и притом идеями социального характера. Bo вторую половину XIX века слой, который именуется просто культурным, переходит в новый тип, получающий наименование ______________________. Этот тип имеет свои характерные черты, свойственные всем его настоящим представителям.
Для ___________________________ характерна беспочвенность, разрыв со всяким сословным бытом и традициями, но эта беспочвенность была характерно русской. ___________________ всегда была увлечена какими-либо идеями, преимущественно социальными, и отдавалась им беззаветно. Она обладала способностью жить исключительно идеями.
Объяснение В тексте речь идет о феномене русской интеллигенции.
Целеполагание
Как вы думаете, чем мы сегодня займемся? Какая цель у нашего урока? Достигнем ли мы ее?
Освоение нового материала
Осуществление учебных действий по освоению нового материала
2.2. Проверка первичного усвоения
Применение изученного материала.
Применение знаний, в том числе в новых ситуациях
Письмо Л. Н. Толстого Александру III Прочитай фрагмент письма Л. Н. Толстого Александру III
и ответь на вопросы.
АЛЕКСАНДРУ III
1881 г. Марта 8–15. Ясная Поляна.
Ваше императорское величество.
Я пишу из деревенской глуши, ничего верно не знаю. То, что знаю, знаю по газетам и слухам, и потому, может быть, пишу ненужные пустяки о том, чего вовсе нет, тогда, ради бога, простите мою самонадеянность и верьте, что я пишу не потому, что я высоко о себе думаю, а потому только, что, уже столь много виноватый перед всеми, боюсь быть еще виноватым, не сделав того, что мог и должен был сделать.
(Я буду писать не в том тоне, в котором обыкновенно пишутся письма государям — с цветами подобострастного и фальшивого красноречия, которые только затемняют и чувства, и мысли. Я буду писать просто, как человек к человеку. Настоящие чувства моего уважения к вам, как к человеку и к царю, виднее будут без этих украшений.)
Отца вашего, царя русского, сделавшего много добра и всегда желавшего добра людям, старого, доброго человека, бесчеловечно изувечили и убили не личные враги его, но враги существующего порядка вещей; убили во имя какого-то высшего блага всего человечества. Вы стали на его место, и перед вами те враги, которые отравляли жизнь вашего отца и погубили его. Они враги ваши потому, что вы занимаете место вашего отца, и для того мнимого общего блага, которого они ищут, они должны желать убить и вас.
Отдайте добро за зло, не противьтесь злу, всем простите.
Около 20 лет тому назад завелось какое-то гнездо людей, большей частью молодых, ненавидящих существующий порядок вещей и правительство. Люди эти представляют себе какой-то другой порядок вещей, или даже никакого себе не представляют и всеми безбожными, бесчеловечными средствами, пожарами, грабежами, убийствами, разрушают существующий строй общества.
Государь! По каким-то роковым, страшным недоразумениям в душе революционеров запала страшная ненависть против отца вашего,— ненависть, приведшая их к страшному убийству. Ненависть эта может быть похоронена с ним. Революционеры могли — хотя несправедливо — осуждать его за погибель десятков своих. Но вы чисты перед всей Россией и перед ними. На руках ваших нет крови. Вы — невинная жертва своего положения.
Государь, если бы вы сделали это, позвали этих людей, дали им денег и услали их куда-нибудь в Америку и написали бы манифест с словами вверху…
Что такое революционеры? Это люди, которые ненавидят существующий порядок вещей, находят его дурным и имеют в виду основы для будущего порядка вещей, который будет лучше. Убивая, уничтожая их, нельзя бороться с ними. Не важно их число, а важны их мысли. Для того, чтобы бороться с ними, надо бороться духовно. Их идеал есть общий достаток, равенство, свобода. Чтобы бороться с ними, надо поставить против них идеал такой, который бы был выше их идеала, включал бы в себя их идеал. Французы, англичане, немцы теперь борются с ними и также безуспешно.
Есть только один идеал, который можно противуставить им. И тот, из которого они выходят, не понимая его и кощунствуя над ним, — тот, который включает их идеал, идеал любви, прощения и воздания добра за зло. Только одно слово прощения и любви христианской, сказанное и исполненное с высоты престола, и путь христианского царствования, на который предстоит вступить вам, может уничтожить то зло, которое точит Россию.
Какие действия Толстой предлагает совершить Александру III?
Какая идея заложена в основу философии Толстого?
Обращение Толстого к царю с просьбой о помиловании вызвало сочувствие в обществе. Открыто выразил протест против смертной казни Владимир Соловьев. Он говорил, что в основе религиозного миросозерцания русского народа лежит бесконечное милосердие, что истинная народная религия не терпит никакого насилия и эти принципы должна проводить в жизнь и власть как представитель православного народа. К какому направлению философской мысли можно отнести данное высказывание?
Рекомендации для учителя
Предложите учащимся ознакомиться с заданием. При необходимости прокомментируйте.
Организуйте первичное знакомство с текстом, предложив ученикам ответить на вопрос: как формулируется основная мысль, которую хотел донести до императора Л. Н. Толстой?
Предложите учащимся повторно прочитать текст письма Л. Н. Толстого. В процессе чтения необходимо находить и отмечать ответы на поставленные вопросы.
Работа может быть организована в различных вариантах: индивидуально / в парах / в группах. В последнем случае целесообразно дать каждой группе по одному вопросу.
По окончании работы выслушайте ответы учащихся и в качестве итога данного этапа урока предложите ответить на следующие вопросы:
Какие еще направления русской философии XIX века вы можете назвать? (Шеллингианство, славянофильство, «русская идея» Достоевского.)
Какие изменения происходят в миропонимании людей во второй половине XIX века? (Часть людей обращается к поискам гармонии человека в мире, широкое распространение получает идея ценности человеческой жизни; другая часть становится приверженцами идей анархизма и нигилизма.)
Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни
Выполнение заданий в форме ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)
Развитие функциональной грамотности
Систематизация знаний и умений
Проверка приобретенных знаний, умений и навыков
4.1 Диагностика/самодиагностика
Подведение итогов, домашнее задание
Рефлексия
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
Домашнее задание. Выбери одного человека из твоего региона, занимавшегося благотворительностью во второй половине XIX века, и подготовь рассказ о его жизни и деятельности.