СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Общественная жизнь в 1860-1890 г

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Общественная жизнь в 1860-1890 г»

Дата:

Класс: 9

Учитель:

Предмет: История



Тема: «Общественная жизнь в 1860—1890-х гг.»



  1. Контролируемые элементы содержания



  • Общественная жизнь в 1860–1890-х гг. Рост общественной самодеятельности. Идейные течения и общественное движение



  1. Контролируемые умения



  • Формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире

  • Развитие умений искать и анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего



  1. Проверяемые элементы содержания



  • Национальный вопрос в Европе и в России. Национальная и религиозная политика. Общественное движение. Особенности российского либерализма середины 1850-х – начала 1860-х гг. Земский конституционализм. Консерваторы. Основные направления в революционном народничестве. Народнические организации второй половины 1860-х – начала 1870-х гг. Хождение в народ. «Земля и воля». Раскол «Земли и воли». «Народная воля». Убийство Александра II



  1. Предметные умения



  • Отвечать на вопросы, предполагающие воспроизведение, уточнение, понимание, анализ, синтез

  • Объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов

  • Понимать необходимость фактической аргументации для своей позиции

  • Различать в исторической информации события, явления, процессы; факты и мнения



  1. Личностные результаты



  • Осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России



  1. Функциональная грамотность



  • Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста

  • Понимать фактологическую информацию (сюжет, последовательность событий и т.п.)

  • Формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста

  • Понимать значение неизвестного слова или выражения на основе контекста

Тип урока: Комбинированный урок

Библиотека ЦОК: https://m.edsoo.ru/8a194500





БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА



  1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала



    1. Мотивация на учебную деятельность



    1. Актуализация опорных знаний



Прочитай фрагмент произведения Н. А. Бердяева и вставь пропущенный термин.

...Нужно знать, что представляет собой то своеобразное явление, которое в России именуется «__________________». _____________________ была y нас идеологической, a не профессиональной и экономической группировкой, образовавшейся из разных социальных классов, сначала пo преимуществу из более культурной части дворянства, позже из сыновей священников и диаконов, из мелких чиновников, из мещан и, после освобождения, из крестьян. Это и есть разночинная ______________________, объединенная исключительно идеями, и притом идеями социального характера. Bo вторую половину XIX века слой, который именуется просто культурным, переходит в новый тип, получающий наименование ______________________. Этот тип имеет свои характерные черты, свойственные всем его настоящим представителям.

Для ___________________________ характерна беспочвенность, разрыв со всяким сословным бытом и традициями, но эта беспочвенность была характерно русской. ___________________ всегда была увлечена какими-либо идеями, преимущественно социальными, и отдавалась им беззаветно. Она обладала способностью жить исключительно идеями.

Объяснение

В тексте речь идет о феномене русской интеллигенции.



    1. Целеполагание



Как вы думаете, чем мы сегодня займемся? Какая цель у нашего урока? Достигнем ли мы ее?





  1. Освоение нового материала



    1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала



2.2. Проверка первичного усвоения



  1. Применение изученного материала.



    1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях



Письмо Л. Н. Толстого Александру III Прочитай фрагмент письма Л. Н. Толстого Александру III и ответь на вопросы.



 АЛЕКСАНДРУ III 

 

1881 г. Марта 8–15. Ясная Поляна.

Ваше императорское величество. 

Я пишу из деревенской глуши, ничего верно не знаю. То, что знаю, знаю по газетам и слухам, и потому, может быть, пишу ненужные пустяки о том, чего вовсе нет, тогда, ради бога, простите мою самонадеянность и верьте, что я пишу не потому, что я высоко о себе думаю, а потому только, что, уже столь много виноватый перед всеми, боюсь быть еще виноватым, не сделав того, что мог и должен был сделать.

(Я буду писать не в том тоне, в котором обыкновенно пишутся письма государям — с цветами подобострастного и фальшивого красноречия, которые только затемняют и чувства, и мысли. Я буду писать просто, как человек к человеку. Настоящие чувства моего уважения к вам, как к человеку и к царю, виднее будут без этих украшений.)

Отца вашего, царя русского, сделавшего много добра и всегда желавшего добра людям, старого, доброго человека, бесчеловечно изувечили и убили не личные враги его, но враги существующего порядка вещей; убили во имя какого-то высшего блага всего человечества. Вы стали на его место, и перед вами те враги, которые отравляли жизнь вашего отца и погубили его. Они враги ваши потому, что вы занимаете место вашего отца, и для того мнимого общего блага, которого они ищут, они должны желать убить и вас. 
Отдайте добро за зло, не противьтесь злу, всем простите. 

Около 20 лет тому назад завелось какое-то гнездо людей, большей частью молодых, ненавидящих существующий порядок вещей и правительство. Люди эти представляют себе какой-то другой порядок вещей, или даже никакого себе не представляют и всеми безбожными, бесчеловечными средствами, пожарами, грабежами, убийствами, разрушают существующий строй общества. 

Государь! По каким-то роковым, страшным недоразумениям в душе революционеров запала страшная ненависть против отца вашего,— ненависть, приведшая их к страшному убийству. Ненависть эта может быть похоронена с ним. Революционеры могли — хотя несправедливо — осуждать его за погибель десятков своих. Но вы чисты перед всей Россией и перед ними. На руках ваших нет крови. Вы — невинная жертва своего положения. 

Государь, если бы вы сделали это, позвали этих людей, дали им денег и услали их куда-нибудь в Америку и написали бы манифест с словами вверху…

Что такое революционеры? Это люди, которые ненавидят существующий порядок вещей, находят его дурным и имеют в виду основы для будущего порядка вещей, который будет лучше. Убивая, уничтожая их, нельзя бороться с ними. Не важно их число, а важны их мысли. Для того, чтобы бороться с ними, надо бороться духовно. Их идеал есть общий достаток, равенство, свобода. Чтобы бороться с ними, надо поставить против них идеал такой, который бы был выше их идеала, включал бы в себя их идеал. Французы, англичане, немцы теперь борются с ними и также безуспешно.

Есть только один идеал, который можно противуставить им. И тот, из которого они выходят, не понимая его и кощунствуя над ним, — тот, который включает их идеал, идеал любви, прощения и воздания добра за зло. Только одно слово прощения и любви христианской, сказанное и исполненное с высоты престола, и путь христианского царствования, на который предстоит вступить вам, может уничтожить то зло, которое точит Россию.



  • Какие действия Толстой предлагает совершить Александру III?

  • Какая идея заложена в основу философии Толстого?

  • Обращение Толстого к царю с просьбой о помиловании вызвало сочувствие в обществе. Открыто выразил протест против смертной казни Владимир Соловьев. Он говорил, что в основе религиозного миросозерцания русского народа лежит бесконечное милосердие, что истинная народная религия не терпит никакого насилия и эти принципы должна проводить в жизнь и власть как представитель православного народа. К какому направлению философской мысли можно отнести данное высказывание?



Рекомендации для учителя



Предложите учащимся ознакомиться с заданием. При необходимости прокомментируйте. 

Организуйте первичное знакомство с текстом, предложив ученикам ответить на вопрос: как формулируется основная мысль, которую хотел донести до императора Л. Н. Толстой?   

Предложите учащимся повторно прочитать текст письма Л. Н. Толстого. В процессе чтения необходимо находить и отмечать ответы на поставленные вопросы.

Работа может быть организована в различных вариантах: индивидуально / в парах / в группах. В последнем случае целесообразно дать каждой группе по одному вопросу.

По окончании работы выслушайте ответы учащихся и в качестве итога данного этапа урока предложите ответить на следующие вопросы:


  • Какие еще направления русской философии XIX века вы можете назвать? (Шеллингианство, славянофильство, «русская идея» Достоевского.)

  • Какие изменения происходят в миропонимании людей во второй половине XIX века? (Часть людей обращается к поискам гармонии человека в мире, широкое распространение получает идея ценности человеческой жизни; другая часть становится приверженцами идей анархизма и нигилизма.)



    1. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни



    1. Выполнение заданий в форме ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)



    1. Развитие функциональной грамотности



    1. Систематизация знаний и умений







  1. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

4.1 Диагностика/самодиагностика



  1. Подведение итогов, домашнее задание



    1. Рефлексия

  • сегодня я узнал…

  • было интересно…

  • было трудно…

  • я выполнял задания…

  • я понял, что…

    1. Домашнее задание. Выбери одного человека из твоего региона, занимавшегося благотворительностью во второй половине XIX века, и подготовь рассказ о его жизни и деятельности.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!