СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Общий обзор и характеристика основных этапов развития научных взглядов (клинических и психолого-педагогических) на ту форму аномального развития, которая обозначается термином «умственная отсталость»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Общий обзор и характеристика основных этапов развития научных взглядов (клинических и психолого-педагогических) на ту форму аномального развития, которая обозначается термином «умственная отсталость»»

ОБЩИЙ ОБЗОР И ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ЭТАПОВ РАЗВИТИЯ НАУЧНЫХ ВЗГЛЯДОВ (КЛИНИЧЕСКИХ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ) НА ТУ ФОРМУ АНОМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ, КОТОРАЯ ОБОЗНАЧАЕТСЯ ТЕРМИНОМ  «УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ»

ОБЩИЙ ОБЗОР И ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ЭТАПОВ РАЗВИТИЯ НАУЧНЫХ ВЗГЛЯДОВ (КЛИНИЧЕСКИХ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ) НА ТУ ФОРМУ АНОМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ, КОТОРАЯ ОБОЗНАЧАЕТСЯ ТЕРМИНОМ «УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ»

Первый период назван «От агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости призрения людей с отклонениями в развитии»  (VIII в. до н.э. - XII в. н.э. )   Отношение к слабоумным в древности Архаичный (первобытный) мир отказывал инвалиду в праве на жизнь.

Первый период назван «От агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости призрения людей с отклонениями в развитии» (VIII в. до н.э. - XII в. н.э. )

Отношение к слабоумным в древности

Архаичный (первобытный) мир отказывал инвалиду в праве на жизнь.

Античный языческий мир исповедовал культ физического здоровья, военного искусства. Следовательно, только физически сильный человек обладал совокупностью политических, имущественных и иных прав и обязанностей, т.е. являлся гражданином.           Античное государство .

Античный языческий мир исповедовал культ физического здоровья, военного искусства. Следовательно, только физически сильный человек обладал совокупностью политических, имущественных и иных прав и обязанностей, т.е. являлся гражданином.

Античное государство .

 Легендарный законодатель Спарты Ликург ввел законы, согласно которым младенцев-мальчиков, родившихся хилыми или уродливыми, убивали. «Воспитание ребенка не зависело от воли отца. Он приносил его старшим членам общины, которые осматривали ребенка и решали его судьбу. Слабых и уродливых новорожденных кидали в пропасть, крепких же отдавали отцу или кормилицам, которые воспитывали в них силу и смелость»

Легендарный законодатель Спарты Ликург ввел законы, согласно которым младенцев-мальчиков, родившихся хилыми или уродливыми, убивали. «Воспитание ребенка не зависело от воли отца. Он приносил его старшим членам общины, которые осматривали ребенка и решали его судьбу. Слабых и уродливых новорожденных кидали в пропасть, крепких же отдавали отцу или кормилицам, которые воспитывали в них силу и смелость»

 В законах Ликурга отразилось агрессивное неприятие ребенка-инвалида античным миром. Время создания упомянутых законов – начало первого периода эволюции (VIII век до н.э.).

В законах Ликурга отразилось агрессивное неприятие ребенка-инвалида античным миром. Время создания упомянутых законов – начало первого периода эволюции (VIII век до н.э.).

 Умерщвление детей-уродов имело место и в Древнем Риме. Подтверждением этого является известное высказывание римского философа Сенеки (ок. IV до н. э. – V н. э.): «Мы убиваем уродов и топим тех детей, которые рождаются на свет хилыми и обезображенными. Мы поступаем так не из-за гнева и досады, а руководствуясь правилами разума: отделять негодное от здорового».

Умерщвление детей-уродов имело место и в Древнем Риме. Подтверждением этого является известное высказывание римского философа Сенеки (ок. IV до н. э. – V н. э.): «Мы убиваем уродов и топим тех детей, которые рождаются на свет хилыми и обезображенными. Мы поступаем так не из-за гнева и досады, а руководствуясь правилами разума: отделять негодное от здорового».

 Таким образом, в античном мире судьба людей с врожденным умственным или физическим недостатком была трагичной: их ждала либо физическая, либо гражданская смерть. Закон дискриминировал даже тех из них, кто принадлежал к привилегированным сословиям, разделяя даже элитную часть общества на «полноценных» (признанных) и «неполноценных» (непризнанных). Право на жизнь являлось привилегией, дающейся далеко не всем.

Таким образом, в античном мире судьба людей с врожденным умственным или физическим недостатком была трагичной: их ждала либо физическая, либо гражданская смерть. Закон дискриминировал даже тех из них, кто принадлежал к привилегированным сословиям, разделяя даже элитную часть общества на «полноценных» (признанных) и «неполноценных» (непризнанных). Право на жизнь являлось привилегией, дающейся далеко не всем.

Донаучное, раннее научное и мистическое объяснение  душевной жизни человека    С глубокой древности вплоть до VI века до нашей эры еще не существовало научного объяснения психической деятельности. Эта деятельность не связывалась с работой мозга. Мозг еще не считался местом локализации ума. В это время всякое нарушение психики объяснялось влиянием таинственных темных сил.  Первые попытки найти естественное объяснение психическим заболеваниям были сделаны в VI веке до н. э. – в период формирования древней греко-римской медицины. Предполагается, что Пифагор (580 – 500 до н. э.) одним из  первых высказал мысль, что ум помещается в головном мозге, а чувства – в сердце.

Донаучное, раннее научное и мистическое объяснение душевной жизни человека

С глубокой древности вплоть до VI века до нашей эры еще не существовало научного объяснения психической деятельности. Эта деятельность не связывалась с работой мозга. Мозг еще не считался местом локализации ума. В это время всякое нарушение психики объяснялось влиянием таинственных темных сил.

Первые попытки найти естественное объяснение психическим заболеваниям были сделаны в VI веке до н. э. – в период формирования древней греко-римской медицины. Предполагается, что Пифагор (580 – 500 до н. э.) одним из первых высказал мысль, что ум помещается в головном мозге, а чувства – в сердце.

 В период раннего и особенно позднего средневековья (V–XIV вв.) на пути развития науки и культуры встала церковь, религиозная идеология. Религиозная идеология преследовала научные знания и естественное объяснение психической деятельности человека. Борьба церкви с зарождавшимися новыми веяниями в общественных взглядах вылилась в инквизицию, в физическое уничтожение представителей прогрессивных сил. Именно в этот период начались процессы над ведьмами. Убийство «одержимого» (больного) единоверца ради «спасения» окружающих признается моральным.

В период раннего и особенно позднего средневековья (V–XIV вв.) на пути развития науки и культуры встала церковь, религиозная идеология. Религиозная идеология преследовала научные знания и естественное объяснение психической деятельности человека. Борьба церкви с зарождавшимися новыми веяниями в общественных взглядах вылилась в инквизицию, в физическое уничтожение представителей прогрессивных сил. Именно в этот период начались процессы над ведьмами. Убийство «одержимого» (больного) единоверца ради «спасения» окружающих признается моральным.

Христианское вероучение.    Новый взгляд на человека принесло христианское вероучение. «На место греческого идеала, ценившего смелость, мужество, приходит понятие смирения, погружения своей души в Бога»

Христианское вероучение.

Новый взгляд на человека принесло христианское вероучение. «На место греческого идеала, ценившего смелость, мужество, приходит понятие смирения, погружения своей души в Бога»

Первые Прецеденты Милосердного Отношения К Людям С Умственными И Физическими Недостатками Возникли В Монастырях На Территории Византии. В Iv В. При Монастырях Появляются Богадельни, Хосписы (Госпитали) И Приюты

Первые Прецеденты Милосердного Отношения К Людям С Умственными И Физическими Недостатками Возникли В Монастырях На Территории Византии. В Iv В. При Монастырях Появляются Богадельни, Хосписы (Госпитали) И Приюты

К X веку на территории Восточной Римской империи появляются городские (светские) приюты, госпитали, богадельни. Средства на их содержание жертвуют не только монахи, но и знать, и горожане.

К X веку на территории Восточной Римской империи появляются городские (светские) приюты, госпитали, богадельни. Средства на их содержание жертвуют не только монахи, но и знать, и горожане.

Древнем Риме, а потом и в других государствах существовал обычай иметь при богатых дворах слабоумных – «дураков» на потеху хозяев и гостей. Этот обычай иметь при дворе подлинных дураков в дальнейшем переродился в обычай держать мнимых «дураков», так называемых шутов, которые, имитируя дурачества, нередко играли немаловажную роль в жизни дворов монархов, а порой и в политической жизни государства .

Древнем Риме, а потом и в других государствах существовал обычай иметь при богатых дворах слабоумных – «дураков» на потеху хозяев и гостей. Этот обычай иметь при дворе подлинных дураков в дальнейшем переродился в обычай держать мнимых «дураков», так называемых шутов, которые, имитируя дурачества, нередко играли немаловажную роль в жизни дворов монархов, а порой и в политической жизни государства .

Урбанизация   Урбанизация оказала заметное влияние на изменение отношения к людям с физическими и умственными недостатками. В предшествующие эпохи калека повсеместно – и в захолустной деревушке, и в имперской столице – оставался существом ничтожным и бесправным. Теперь же инвалид, живущий в городе, – он не только убогий, но и горожанин, а следовательно наравне со всеми получает личную свободу.

Урбанизация

Урбанизация оказала заметное влияние на изменение отношения к людям с физическими и умственными недостатками. В предшествующие эпохи калека повсеместно – и в захолустной деревушке, и в имперской столице – оставался существом ничтожным и бесправным. Теперь же инвалид, живущий в городе, – он не только убогий, но и горожанин, а следовательно наравне со всеми получает личную свободу.

В XII веке в Европе (1198г., Бовария, Франция) появляется первый светский приют, предназначенный для слепых (точнее – ослепших воинов).

В XII веке в Европе (1198г., Бовария, Франция) появляется первый светский приют, предназначенный для слепых (точнее – ослепших воинов).

Россия   В России первый период начинается в X веке, а заканчивается только в начале XVIII веке. Его нижняя граница – время христианизации Руси и возникновение первых монастырских приютов. Верхней границей можно считать указы Петра I, запрещающие умерщвлять детей с врожденными дефектами (1704 год), повелевающие повсеместно открывать церковные приюты и госпитали для оказания помощи сиротам, нищим и убогим.

Россия

В России первый период начинается в X веке, а заканчивается только в начале XVIII веке. Его нижняя граница – время христианизации Руси и возникновение первых монастырских приютов. Верхней границей можно считать указы Петра I, запрещающие умерщвлять детей с врожденными дефектами (1704 год), повелевающие повсеместно открывать церковные приюты и госпитали для оказания помощи сиротам, нищим и убогим.

На Руси первыми историческими прецедентами организованного призрения был княжеский указ об опеке увечных и открытие церковного приюта.

На Руси первыми историческими прецедентами организованного призрения был княжеский указ об опеке увечных и открытие церковного приюта.

В 1551 году был введен «Стоглавый судебник», согласно которому глухонемые, одержимые бесом и лишенные разума должны помещаться в монастыри, чтобы они не были «пугалом для здоровых».

В 1551 году был введен «Стоглавый судебник», согласно которому глухонемые, одержимые бесом и лишенные разума должны помещаться в монастыри, чтобы они не были «пугалом для здоровых».

Закон 1676 года запрещал управление своим имуществом «глухим, слепым, немым, пьяницам и глупым», что иллюстрировало отношение к ним как к неполноценным, недееспособным.

Закон 1676 года запрещал управление своим имуществом «глухим, слепым, немым, пьяницам и глупым», что иллюстрировало отношение к ним как к неполноценным, недееспособным.

Петр I обратил внимание на то, что призрение в монастырях открывает возможности для развития тунеядства. Поэтому он требовал удалить из монастырей трудоспособных убогих, а лиц симулирующих увечья, бить батогами. Всех нищих он приказал возвращать к месту жительства, чтобы их кормили помещики и местные власти. На борьбу с тунеядством были направлены и указы Государя «о дураках».

Петр I обратил внимание на то, что призрение в монастырях открывает возможности для развития тунеядства. Поэтому он требовал удалить из монастырей трудоспособных убогих, а лиц симулирующих увечья, бить батогами. Всех нищих он приказал возвращать к месту жительства, чтобы их кормили помещики и местные власти. На борьбу с тунеядством были направлены и указы Государя «о дураках».

В России, как и на Западе, период завершается осознанием государства необходимости призрения лиц с выраженными отклонениями в развитии, но происходит это под влиянием западного опыта и в существенно иных социокультурных условиях.

В России, как и на Западе, период завершается осознанием государства необходимости призрения лиц с выраженными отклонениями в развитии, но происходит это под влиянием западного опыта и в существенно иных социокультурных условиях.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!