Тема: Диагностические приемы и упражнения, используемые учителем-логопедом для выявления уровня словарного запаса у детей раннего возраста
Слайд 2
Одной из основных задач воспитания и обучения детей раннего возраста является развитие речевой деятельности, которая составляет основу умственного и психического развития. Одно из главных направлений речевого развития это формирование словарного запаса. В настоящее время наблюдаются тенденции ухудшения речевого развития детей, включая скудность их словаря. Причинами такой плачевной ситуации выступают наследственность, врожденные патологии развития, недостаточная компетентность родителей по вопросам речевого развития.
Словарный запас – это количество слов, которые человек понимает и использует в речи. Обычно, словарная работа наиболее интенсивно ведется в раннем и младшем дошкольном возрасте, но она должна продолжаться и дальше. Своевременное развитие словаря – один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, в дальнейшем испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей.
Слайд 3
В раннем детстве лексический словарь состоит из двух категорий:
1.Активный словарный запас – словарь включает в себя те слова, которые ребенок не только понимает, употребляет регулярно в устной речи.
2.Пассивный словарный запас – состоит из слов, которые ребенок знает и воспринимает на слух, но сам не использует.
Пассивный словарь всегда значительно превышает активный. Существует специфический возрастной период развития речи – первые три года.
Слайд 4
На слайде вы видите периоды развития речи, которые выделила Психолог Татьяна Николаевна Ушакова.
От года до 1,5(полтора)- этап, когда ребенок накапливает пассивный словарь.
От 1,5 (полтора) года до 2,5 (двух с половиной лет) – на этом этапе ребенок переходит к фразовой речи. Этот этап еще называют «лексический взрыв».
Таким образом, у детей с двух до трех лет происходит интенсивное расширение как пассивного, так и активного словаря. У детей развивается фразовая речь. Речь становится основным средством общения как со взрослыми, так и со сверстниками. По истечении этой стадии процесс слухо-речевого развития и обучения замедляется и требует больших усилий.
Слайд 5
Для диагностирования и работы по развитию словарного запаса ребенка необходимо знать нормы речевого развития. Также с этими нормами мы знакомим родителей, которые к нам обращаются в раннюю помощь.
В 2 года у ребенка словарный запас около 50 или более слов.
-использует личные местоимения — «мой», «моя», «мое»;
-знает и использует названия своей любимой еды;
-издает по просьбе родителей различные звуки животных — «муу», «бее», «хрю», «гав»
-говорит простые фразы,
-задает вопросы из одного-двух слов
-понимает простые просьбы родителей;
-говорит понятно для родителей или часто находящихся в семье людей.
В два с половиной года словарный запас от 50 до 250 слов
словарный запас от 50 до 250 слов.
-употребляет существительные и глаголы. Реже прилагательные , местоимения, предлоги, и наречия.
- размеры предметов (большой, маленький)
- основные цвета
-свойства предметов (сладкий, кислый, холодный, горячий)
-качества (хороший, плохой);
-форму (круглый, квадратный, треугольный).
-появляются обобщающие слова, такие как игрушки, одежда, мебель, посуда, животные.
В 3 года словарный запас достигает от 800 до 1500 слов.
словарный запас от 800 до 1500 слов
- свое имя, пол, возраст.
- названия игрушек
-названия посуды и столовых приборов
-названия одежды
-названия продуктов питания
-обобщает предметы
-говорит предложениями из 3-5 слов
-использует уменьшительно-ласкательные суффиксы
-названия животных и их детенышей (курица-цыпленок, собака-щенок, корова-теленок, овца-ягненок).
-простые геометрические формы
Слайд 6
Существует множество методик для обследования речи детей раннего возраста. Это
-Е. А. Стребелева «Диагностика развития речи детей от 2 до3 лет».
- Т.Б Кротова, О.А. Минина А.В. Можейко «Диагностические материалы для оказания психокоррекционной помощи детям от 1 до 3 лет с проблемами в развитии» -О.Е.Громова, Г.Н.Соломатина «Логопедическое обследование детей от 2 до 4 лет».
-Серебрякова Н.В. «Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста».
Слайд 7
Существуют разные методы логопедического обследования детей раннего возраста.
анкетирование (анкета для родителей (матери), опросники);
беседа с родителями;
наблюдение за поведением и деятельностью ребенка в естественных условиях
изучение медицинской документации;
ознакомление с педагогической характеристикой, если ребенок посещает ясли
специальные задания;
логопедическое обследование ребенка;
Слайд 8
В обследование словарного запаса входит:
1.Обследование пассивного словаря.
-Понимание имен существительных (покажи, где стол?)
-Обобщение понятий таких как «игрушки», «посуда», «одежда», «мебель» (покажи где?)
-Понимание действий (Покажи, где девочка играет?)
-Дифференциация ед. и мн. чисел существительных (покажи где мяч, покажи где мячи)
-Существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (покажи где стол. Покажи где столик)
2. Обследование активного словаря:
-Имена существительные (назови что это?)
-глаголы (скажи, что делает мальчик?)
-имена прилагательные (Какого цвета мячик?)
Слайд 9
Сейчас я представлю вашему вниманию приемы работы по обследованию словарного запаса с детьми раннего возраста. При диагностике также присутствуют родители для того чтобы понимать как в ходе игры можно развивать своего ребенка.
1.Ребенок 2 года.
Нужно поставить перед ребенком примерно пять самых простых предметов: соска, мячик, кружка, собака, яблоко. Попросить назвать, что он видит. В норме малыш должен будет, как минимум два предмета назвать правильно.
Слайд 10
2.Для обследования словарного запаса детей от 2 лет и 5-ти месяцев до 3 лет я использую дидактический альбом по развитию речи В.С. Володиной.
(Показываю альбом)
У малышей 2-х лет и 5-ти месяцев проверяем понимание названий предметов, названия действий, признаки предметов (цвета).
У детей в 3 года к этому добавляем обследование обобщающих понятий (мебель, посуда, игрушки, одежда), образование множественного числа существительных (один-много) и образование уменьшительно-ласкательных форм имен существительных (стол-столик)
Если ребенок затрудняется ответить на вопрос «Назови что это?» (например мяч), то мы проверяем пассивный словарь ребенка и говорим «Покажи, где мяч».
3. Также для обследования активного словаря ребенка в 3 года я использую методику Ушаковой О.С., Струниной Е.М.
Раздаю методику
Ответы детей оцениваются по баллам.
Высокий уровень оценивается в 3 балла- ребенок активен в общении, запас словаря достаточный. Ребенок называет более двух слов.
Средний уровень оценивается в 2 балла – ребенок умеет понимать и слушать речь, участвует в общении, отличается не высоким запасом словаря. Ребенок называет один-два слова.
Низкий уровень оценивается в 1 балл – ребенок малоактивен и малоразговорчив, словарь ребенка скуден. Ребенок называет одно слово.
Предлагаю побыть в роли ребенка одному из вас.
На столе стоят пирамидка, кукла, мишка.
-Мы сейчас поиграем, давай посмотрим на эти игрушки и назовем их.
-Кто это? (Кукла).
-Кто это ? (Мишка)
-Что это ? (пирамидка)
-Возьми куклу.
1. Как зовут куклу? Придумай ей имя.
2. Скажи, какая Марина? (красивая, нарядная, хорошая)
3. Что на ней (Марине) надето?
4. Правильно. А как назвать одним словом футболку и юбку? (одежда)
5. А какая одежда надета на тебе?
6. (Педагог выполняет действия: кукла садится встает, поднимает руку, машет ею.)
-Что делает Марина?
7. -Что можно делать с куклой? (укладывать спать, качать ее, играть, катать в коляске, кормить куклу);
8. Наша Таня проголодалась, давай ее покормим.
9. Таня покушала и захотела спать, давай ее уложим спать. Как мы будем ее укачивать?
Таким образом, мы проверяем, как ребенок выполняет простые инструкции. После такой игры мы оцениваем ответы ребенка по баллам и показываем родителям уровень развития словарного запаса и упражнения для его развития.
Также помощи куклы в ходе игры мы можем узнать, знает ли ребенок части тела:
-Покажи где у куклы голова, глазки, рот, нос, уши. Покажи где у тебя глазки, ротик, то есть проверяем не только словарный запас, но и ориентировку ребенка на собственном теле.
Но все мы знаем, что в наше время родители часто дают детям телефоны, думая, что пока ребенок смотрит мультфильм, он развивается. Поэтому дети сейчас приходят в детский сад с большим речевым отставанием . Ведь овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом, непосредственном общении, когда малыш не только слушает чужие слова, но отвечает другому человеку, когда он сам включён в диалог.
Слайд 11
Таким образом, наиболее благоприятный и интенсивный период в развитии речи ребенка это первые 3 года жизни. Именно в этот период все функции центральной нервной системы в процессе их естественного формирования наиболее легко поддаются тренировке и воспитанию. Поэтому очень важно в данный период развивать лексический словарь ребенка. Если условия развития в это время неблагоприятны, то формирование речевой функции настолько искажается, что в дальнейшем не всегда удается в полном объеме сформировать полноценную речь. А это в дальнейшем приводит к трудностям в обучении в школе.
6