СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучение чтению с использованием современных ИКТ на начальном этапе обучения иностранному языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

В рамках данной работы рассматривается эффективность применения  информационно-коммуникативных технологий на раннем этапе обучения чтению на иностранном языке. Анализируются причины влияния информационно-коммуникативных технологий, а также проведено исследование поведения и работы учащихся во время занятий с применением ИКТ

Просмотр содержимого документа
«Обучение чтению с использованием современных ИКТ на начальном этапе обучения иностранному языку»

Исследование провела:

Ющенко Юлия Евгеньевна

учитель первой квалификационной категории

г. Балаково, Саратовской обл.





Обучение чтению с использованием современных ИКТ

на начальном этапе обучения иностранному языку




Данная работа посвящена исследованию специфики влияния информационно-коммуникативных технологий на уроках иностранного языка на начальном этапе обучения.



Теоретические предпосылки исследования применения информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе

1.1 Психолого-педагогические особенности начального этапа образования

В отечественной (Л.С. Выготский, С.И. Рубинштейн) и зарубежной психологии (Б. Уайт, Дж. Брунер, Т. Элиот) существует мнение о том, что ребенок более приспособлен к изучению иностранного языка, чем взрослый. Физиологи полагают, что ребенок на начальном этапе обучения является специалистом в овладении речью, т.к. биологические часы мозга у детей наиболее активны. Мозг имеет специализированную способность к иностранному языку, которая сокращается с возрастом [20, с. 186].

Начальный этап изучения иностранного языка, в частности, с первого по четвертый классы общеобразовательных учреждений, позволяет заложить основы коммуникативной компетенции, необходимые для дальнейшего развития и совершенствования в курсе изучения предмета.

Раннее обучение иностранным языкам способствует:

1) стимуляции речевого и общего развития, повышению общеобразовательной ценности начального обучения;

2) формированию общечеловеческого сознания;

3) формированию исходной базы для овладения иностранным языком;

4) возможности преждевременного завершения изучения первого иностранного языка и подключение второго;

5) совершенствованию общих и специальных учебных умений [22, с. 165].

Английский методист Г. Пальмер придавал особое значение начальному этапу изучения иностранного языка. По его словам, начальный этап обучения закладывает основы владения языком [18, с. 54].

Следует отметить, что на начальном этапе реализуется методическая система, положенная в основу обучения и позволяющая учителю осуществлять учебно-воспитательный процесс в соответствии с основными положениями. В связи с этим считаем наиболее уместным, прежде всего, рассмотреть психологические особенности учащихся на начальном этапе обучения иностранному языку.

К преимуществам дошкольного и младшего школьного возраста относим действующую у детей игровую мотивацию, которая в свою очередь позволяет организовать такое обучение иностранным языкам, при котором учебный процесс максимально приближен к естественному. Так с помощью специально организованных игр у младших школьников повышается способность к общению на новом языке за счет эффективности взаимодействия мотивации и интереса к обучению.

Как известно, каждый возрастной период характеризуется своим типом ведущей деятельности. Под ведущей деятельностью понимаем такую деятельность, развитие которой обусловливает изменения как психических, так и психологических сторон ребенка на данной стадии. Согласно А.Н. Леонтьеву ведущая деятельность подготавливает переход ребенка к высшей ступени развития [15, с. 345-357].

Так, для шестилетнего возраста характерен переход от игровой деятельности к учебной. Следует отметить, что игра сохраняет ведущую роль. С одной стороны, у детей появляется активный интерес к новой учебной деятельности, а с другой - игровая потребность не ослабевает вплоть до 9-10- летнего возраста [17, с. 97].

Касаясь таких психических процессов, как память, внимание и восприятие, следует отметить, что у детей они произвольны. При восприятии нового материала дети склонны обращать внимание на яркую подачу материала и эмоциональную окраску. Несмотря на это, детское внимание на начальном этапе обучения отличается неустойчивостью, т.к. им трудно воспринимать монологические объяснения учителя, следовательно, урок целесообразно строить в форме беседы. Очевидно, что дети импульсивны, им трудно сдерживать себя, свое поведение, поэтому они быстро утомляются. Спад работоспособности наступает уже через 10 минут после начала урока.

Воображение ученика достаточно развито и носит не только воспроизводящий, но и творческий характер. В свою очередь, развитие мышления идет от наглядно-действенного к наглядно-образному. Наглядно-образное логическое мышление развивает следующие умения детей:

- анализировать языковые явления, опираясь на речевой опыт в родном языке;

- выделять главное и устанавливать причинно-следственные связи;

- сознательно применять знания и усвоенные способы действий в самостоятельной иноязычно-речевой деятельности [8, с. 178].

Обучение иностранному языку в раннем возрасте является комплексной задачей преподавателя, т.к. существуют методические отличия при работе с младшими школьниками, обусловленные их психологическими особенностями. Выделяется проблема подготовки учителей иностранного языка для начальной школы.

Процесс изучения иностранного языка у детей 7-10 лет происходит опосредованно и подсознательно. Дети понимают ситуацию быстрее, чем само высказывание по данной теме на иностранном языке. Следует отметить, что у младших школьников хорошо развита долговременная память, а самым лучшим стимулом для дальнейшего обучения для учащихся 1-4 классов является чувство успеха [4, с. 5-15].

Итак, согласно исследованиям детям младшего школьного возраста присущие следующие качества:

  1. низкая концентрация внимания;

  2. предрасположенность к кинестетическим формам работы;

  3. предпочтение изучать целое, а не частное;

  4. концентрация внимания происходит здесь и сейчас;

  5. понимание ситуации опережает понимание использования ИЯ;

  6. быстрое запоминание сопровождается быстрым забыванием;

  7. механическая память преобладает над логической;

  8. отсутствие сдерживающих факторов при говорении.

Оперируя суждениями исследователей-методистов по возрастным особенностям младшего возраста, можно сделать вывод, что к основным видам учебной деятельности, способствующим созданию благоприятной эмоциональной среды во время урока по иностранному языку, являются:

А. Игровая,

Б. Музыкальная

В. Театральная.

Они помогают детям раскрепоститься, выплеснуть свои эмоции и тем самым реализовать себя как творческую личность.


1.2Определение понятия и история создания «информационно- коммуникативных технологий»

На сегодняшний день информационно- коммуникативные технологии (далее ИКТ) являются многокомпонентной, разнородной, динамично развивающейся системой, и единственного и общепринятого определения понятия ИКТ и ее структуры не существует.

Исследуемое понятие представляет собой настолько сложный многокомпонентный феномен, что, как правомерно, на наш взгляд, замечает Е. Хвилон, ИКТ является обобщающим термином трех определений:

А. Информатика;

Б. Технология информатики;

С. Информационные и коммуникативные технологии

Тем самым подразумевается, что использование информационно- коммуникативных технологий и их включение в профессиональную и учебную деятельность основано на концепциях и методах информатики [26].

Существует различные подходы к определению исследуемого понятия. Однако независимо от того, в русле какого направления проведено исследование, всегда подчеркивается новизна информационно- коммуникативных технологий. Например, словарь методических терминов и понятий трактует ИКТ как «совокупность методов, процессов и программно-технических средств интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации» [1, с. 90]. Согласно П.В. Сысоеву ИКТ обозначает информационные каналы и программные средства [23, с. 120-133].

Согласно стандартам ЕС в области статистики и торговли, ИКТ – это информационные технологии, рассматриваемые совместно с телекоммуникационным оборудованием и телекоммуникационными услугами [2, с. 24].

Считается, что история создания ИКТ непосредственно связана с созданием интернета и интернет-коммуникации, которые, в свою очередь, получили глобальное распространение в современном мире.

Первым документальным описанием социального взаимодействия, возможным благодаря сети, была серия заметок, написанных Дж. Ликлайдером из Массачусетского технологического института в 1962 г. Автор предвидел создание глобальной сети взаимосвязанных компьютеров, с помощью которой каждый сможет быстро получать доступ к данным и программам, расположенным на любом компьютере [16].

В марте 1989 г. Британский ученый Сэр Тимоти Джон Бернерс-Ли предложил руководству подразделения CERN идею World Wide Web. В основу легла программа Enquire: идея состояла в обмене научной информацией при помощи протокола передачи данных. К 1989 г. им стали пользоваться в коммерческих целях, для обмена почтой, чтения новостных групп и общения в реальном времени. Работа над основными стандартами была закончена весной 1991 г., а 6 августа 1991 г. было объявлено о создании WWW. В 1993 г. благодаря усилиям бельгийца Роберта Кайо и Бернерса-Ли вся концепция WWW стала бесплатной и общедоступной [27].

6 августа 1991 г. был запущен первый веб-сайт по адресу: info.cern.ch. На сайте были описаны принципы установки и работы веб-серверов и веб-браузеров. Это стал и первым в мире интернет-каталогом [25]. Самым первым социально-сетевым ресурсом считается сеть Classmates.com, созданная Рэнди Конрадсом в 1995 г. Сайт предоставлял пользователям возможность восстановить связь с бывшими одноклассниками, однокурсниками и т.д. [3].

Появление компьютеров, а после - глобальной сети интернет, повлекло за собой информатизацию общества и создание информационно-коммуникационных технологий, которые широко стали применяться в сфере образования, и, в частности, в изучении иностранных языков [13, с. 33-36].

В целом, проведённый анализ показывает, что ИКТ является многофункциональным каналом, уникальной средой сбора, хранения и передачи данных. На основе компонентного анализа определений слова «информационно-коммуникативные технологии», получивших наибольшее распространение, был сделан вывод, что ИКТ представляет собой совокупность методов, способов и алгоритмов сбора, хранения и передачи информации посредством взаимосвязанных компьютерных сетей.

Считаем, несмотря на то, что история существования информационно-коммуникационных технологий насчитывает не очень много лет, и их применение в образовании, особенно в России, является экспериментальным, формирование информационной культуры в школе происходит, прежде всего, с помощью и при посредстве средств ИКТ. Следовательно, применение ИКТ становится неотъемлемой частью в образовательном процессе: идет процесс накопления опыта, ведется поиск путей повышения качества обучения и новых форм использования ИКТ в различных образовательных процессах.


1.3 Роль и виды ИКТ в образовательном процессе

Анализ теоретического материала по теме исследования показал, что в настоящее время Российская система образования ориентирована на внедрение современных информационных технологий. В свою очередь это приводит к существенным изменениям в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Современные информационные технологии превратились в мощный инструмент изучения окружающего мира.

Вопрос о роли современных информационных и коммуникационных технологий в процессе совершенствования и модернизации сложившейся образовательной системы остается актуальным на протяжении последних двух десятилетий. Однако наибольшую остроту он получил в ходе внедрения в практику учебного процесса персональных компьютеров, что определяется рядом факторов:

А. Внедрение ИКТ значительно ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта;

Б. Современные ИКТ, повышая качество обучения и образования, позволяют успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям;

В. Активное и эффективное внедрение ИКТ технологий является важным фактором создания системы образования, отвечающей современным требованиям и процессу реформирования традиционной системы образования, не соответствующей нынешним ГОС стандартам [29, с. 32-37].

Согласно результатам исследований, внедрение ИКТ в систему образования показало огромные возможности для ее развития. Вместе с тем возникли трудности, которые требуется преодолеть для повсеместного их применения в образовательных учреждениях.

Прежде всего, это высокая стоимость организации обучения, что связано с необходимостью использования большого количества технических и программных средств, а также с подготовкой дополнительных организационно-методических пособий, новых учебников и учебных пособий [11].

Трудности освоения ИКТ в образовании возникают из-за отсутствия методической базы и методологии разработки ИКТ для образования, что заставляет педагога ориентироваться только на опыт и умение эмпирически искать пути эффективного применения информационных технологий.

Роль ИКТ в образовательном процессе на раннем этапе обучения особенно велика, т.к. существует целый ряд характеристик, присущий исключительно для компьютерного вида обучения:

1) интерактивность;

2) мультимедийность;

3) моделинг;

4) коммуникативность;

5) производительность [6, с. 176-185].

Выделяют следующие преимущества использование ИКТ в изучении иностранного языка на начальном этапе обучения:

1) активизация познавательной деятельности учащихся на высоком эстетическом уровне;

2) организация индивидуального подхода к ученикам;

3) повышение качества обучения, способствующего развитию ребёнка как творческой личности;

4) осуществление дифференцированного подхода к учащимся;

5) овладение практическими способами работы с информацией;

6) осуществление перехода от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному [7, с. 82].

Кроме того, использование младшими школьниками в своей деятельности компьютера оказывает существенное влияние на различные стороны психологического развития. Возникает целый ряд новых видов деятельности, тесно связанных с использованием компьютеров: компьютерное конструирование, творческое экспериментирование, игры-воображения и т.д.

Ознакомившись с трудами таких исследователей как Е. С. Полат [21] и Е. Н. Бондаренко [5], мы пришли к выводу, что общепринятой организованной классификации ИКТ не существует.

В настоящее время наиболее распространённые современные средства информационных и коммуникационных технологий в образовании разделяют на программные и аппаратные.

А. Программные средства:

1. Обучающие – с их помощью учащимся сообщают знания, формируют умения, навыки учебной или практической деятельности, обеспечивая необходимый уровень обучения;

2. Тренажеры – предназначены для отработки разного рода умений и навыков, повторения и закрепления пройденного материала. Важно, чтобы тренажер был нацелен на какие-то знания, вопросы и коррекцию (программа проверяет, дает анализ и снова тренирует необходимые участки знаний);

3. Информационно-поисковые и справочные – сообщают сведения, формируют знания и навыки по систематизации информации;

4. Демонстрационные – визуализируют изучаемые объекты и явления;

5. Имитационные – представляют определенный аспект реальности для изучения его структурных или функциональных характеристик;

6. Моделирующие – позволяют моделировать объекты, явления, процессы;

7. Учебно-игровые – предназначены для создания учебных ситуаций, в которых деятельность обучаемых реализуется в игровой форме.

Б. Аппаратные средства:

1. Компьютер;

2. Принтер;

3. Проектор;

4. Телекоммуникационный блок – предоставляет доступ к информационным ресурсам;

5. Устройства для ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами;

6. Устройства для записи визуальной и звуковой информации;

7. Устройства регистрации данных – расширяют класс определенных процессов, включаемых в образование при сокращении учебного времени, затрачиваемого на рутинную обработку данных;

8. Управляемые компьютером устройства – дают возможность учащимся различных уровней способностей освоить принципы и технологии автоматического управления;

9. Внутриклассная и внутришкольная сети;

10. Аудио-видео средства – обеспечивают эффективную коммуникативную среду для воспитательной работы и массовых мероприятий.

Применение современных средств информационных и коммуникационных технологий в образовании заметно облегчает труд педагога в процессе обучения школьников на всех его этапах. Средства ИКТ помогают совершенствовать организацию преподавания, повышают индивидуализацию обучения, а так же повышают продуктивность самоподготовки учащихся, благодаря средствам ИКТ увеличивается мотивация к обучению, активизируется возможность привлечения учащихся к творческой, поисковой и исследовательской деятельности. Для успешной реализации программы модернизации образования потребуется не только современное техническое оснащение учебных заведений, но и соответствующая подготовка педагогов и организаторов системы образования [12, с. 131].


1.4 ИКТ как составляющая в реализации ФГОС ООО

Рассмотрим, как реализуется использование ИКТ на начальном этапе обучения. Исследуя метапредметные результаты Федерального Государственного Образовательного Стандарта, приходим к выводу, что освоение основной образовательной программы начального общего образования должно отражать:

  1. использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения определенного ряда задач;

  2. умение прибегать к различным способам поиска, как в справочных источниках, так и в сети Интернет, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации;

  3. умение вводить, фиксировать и анализировать текст, готовить свое выступление с аудио-, видео- и графическим сопровождением;

  4. соблюдение норм информационной избирательности, этики и этикета [ФГОС НОО стр. 9]

Итак, показатели освоения программы начального общего образования демонстрируют, что в рамках ФГОС современные ИКТ активно внедряются и применяются с целью проблемного самостоятельного изучения иностранного языка.

В связи с тем, что предметом исследования является процесс обучения чтению на иностранном языке, то необходимым считаем рассмотреть предметные результаты освоения основной образовательной программы с первого по четвертые классы, которые в процессе обучения должны отражать следующее:

  1. приобретение начальных навыков общения в письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей;

  2. освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора;

  3. сформированность толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы [ФГОС НОО стр. 12].

Данный раздел фиксирует значимость процесса чтения в изучении иностранного языка. Анализ фактического материала показал, что при обучении чтению важно не только формирование у учащихся необходимых навыков и умений, обеспечивающих возможность чтения как опосредованного средства общения, но и привитие интереса к чтению, уважению ценностей. 

В связи с тем, что у учащихся начальной школы преобладает визуальная память, то возможности ИКТ позволяют создать наиболее подходящие условия, при которых начальные классы могут в максимально допустимой форме усвоить новый материал и отработать полученные знания во время занятий. Согласно ФГОС материально-техническое и информационное оснащение образовательного процесса должно обеспечивать возможность: создания и использования информации (в том числе запись и обработка изображений и звука, выступления с аудио-, видео сопровождением и графическим сопровождением, общение в сети Интернет и др.); получения информации различными способами (поиск информации в сети Интернет, работа в библиотеке и др.) [ФГОС НОО стр.37].

На основе компонентного анализа приходим к выводу, что применение ИКТ предусматривает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. ИКТ в процессе изучения иностранного языка исключает доминирование отдельных учащихся в процессе обучения, т.к. суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организуется таким образом, чтобы все учащиеся оказались вовлеченными в процесс познания. На уроках иностранного языка ученики имеют возможность принимать участие в выборе того, что им изучать на том или ином занятии. Использование ИКТ увеличило возможности также профильного обучения. Формы занятий более разнообразны; обучающиеся готовят доклады, презентации, проекты с использованием мультимедийного проектора и интерактивной доски. Ресурсы кабинета обеспечивают создание необходимых условий для подготовки обучающихся к олимпиадам, конкурсам. ИКТ делают процесс обучения более интересным, отвечающим реалиям сегодняшнего дня, предоставляя нужную информацию в нужное время, а в конечном итоге - являются незаменимым помощником в реализации задач ФГОС.

Выводы по главе 1

Анализ теоретического материала по теме исследования показал, что достижение качества образования, формирование предметных и ключевых компетенций во многом зависит от использования проектных, исследовательских, игровых технологий; создания ситуации успеха, сотрудничества, самообразования. Неотъемлемой частью этого являются информационно-коммуникационные технологии.

По итогам проведенного лексикографического и содержательного анализа семантики слова «информационно-коммуникативные технологии» мы пришли к выводу, что интернет представляет собой совокупность методов, способов и алгоритмов сбора, хранения и передачи информации посредством взаимосвязанных компьютерных сетей.

В связи с этим выделяем ИКТ как новый способ образования, отличающиеся от других определенным набором характеристик. В рамках настоящего исследования ИКТ делятся на:

  1. программные;

  2. аппаратные.

Изучение научной литературы по теме позволило прийти к выводу, что использование информационно-коммуникационных технологий на раннем этапе обучения иностранного языка является актуальной проблемой современного школьного образования. Урок иностранного языка с использованием ИКТ - это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время учителя и ученика, позволяет ученику работать в своем темпе, позволяет учителю работать с учеником дифференцировано и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения, что правомерно, на наш взгляд, отличает его от остальных способов передачи информации по степени сложности.

Для педагога иностранного языка использование ИКТ на уроках открывается ряд возможностей: компьютер берет на себя функцию контроля знаний, помогает сэкономить время на уроке, богато иллюстрировать материал, трудные для понимания моменты показать в динамике, повторить то, что вызвало затруднения, дифференцировать урок в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ученика.

Использование ИКТ – мощное средство для создания оптимальных условий работы на уроке, но оно должно быть целесообразно и методически обосновано. ИКТ следует использовать только тогда, когда это использование дает неоспоримый педагогический эффект. В связи с рядом психологических особенностей и процессом восприятия и усвоения информации считаем, что применение ИКТ на этапе обучения чтению иностранного языка наиболее эффективно для учащихся младшего возраста.


Прагматическое использование мультимедийных средств для визуализации обучения чтению на иностранном языке на начальном этапе обучения

2.1 Применение ИКТ на начальном этапе обучения иностранному языку

Согласно закону об образовании важнейшей стратегической задачей развития российской школы, в частности начальной, является внедрение в педагогическую практику информационно-коммуникативных технологий. Тем самым информатизация образования ставит перед учителем новые задачи:

1) овладеть навыками работы с компьютерной техникой и методикой применения компьютера как средства обучения;

2) ориентироваться в возросшем потоке информации;

3) уметь находить, перерабатывать и использовать информацию с помощью ИКТ.

Основными целями использования информационно- коммуникативных технологий на начальном этапе обучения являются:

1) интеллектуальное развитие младшего школьника;

2) формирование познавательной деятельности, знаний, умений, навыков;

3) реализация принципа индивидуализации учебного процесса при сохранении его целостности.

Как пишет Е.М. Ганичева, учитель для организации учебно-воспитательного процесса может использовать цифровые образовательные ресурсы как разработанные им индивидуально, так и стандартные [9, с. 53].

Электронные материалы реализуют три компонента учебного процесса, активизирующие учебно-познавательную деятельность учащихся:

А. Получение информации;

Б. Практическое применение информации;

В. Проверка полученных знаний.

Доктор педагогических наук А.В. Хуторской пишет, что электронное учебное пособие дополняет обычное особенно эффективно в тех случаях, когда оно: обеспечивает мгновенную обратную связь, существенно экономит время при многократных обращениях к гипертекстовым объяснениям, рассказывает и моделирует, а также позволяет быстро проверить знания по определенной теме [28, с. 64].

Следует отметить, что использование цифровых ресурсов и презентаций уместно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока:

1. В начале урока, создавая проблемную ситуацию;

2. При повторении пройденного материала и быстрой проверки знаний;

3. На этапе объяснения нового материала используются изображения, видеофрагменты, звуковое сопровождение, а также рисунки детей;

4. На этапе закрепления можно определить уровень усвоения темы.

5. В качестве контроля.

Л.Ф. Крюкова отмечает, что интернет ресурсы помогают найти необходимый материал для проведения урока с ИКТ [14, с. 17-19].

Важно отметить, что учителю при использовании компьютера на уроке отводится ключевая роль. Использование компьютера позволяет переложить часть работы учителя на компьютер, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным и интенсивным. Подбор компьютерных материалов и составление из них урока зависит, прежде всего, от проходимого текущего учебного материала и уровня подготовки обучаемых.

Компьютер в состоянии улучшить уровень знаний в школе. Мультимедийные учебные программы позволяют непосредственно без участия преподавателя ставить и отрабатывать произношение, осваивать грамматику, а также слушать "носителей языка". Школьные учителя, овладевшие компьютером, имеют возможность получить много полезных материалов из учебных центров через сеть интернет (См. Приложение Таблицы 1).

Следует отметить, что в младших классах у учащихся происходит смена ведущей деятельности с игровой на учебную. Использование ИКТ в сочетании с учебным материалом позволяет сделать этот процесс более плавным. Кроме того, использование ИКТ позволяет частично разрядить характерную высокую эмоциональность у младших школьников и, в целом, оживить учебный процесс.

Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её и запомнить. Считаем, что ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной.

Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть чётко продумана и дозирована, следовательно, применение ИКТ на уроках должно носить щадящий характер. Планируя урок в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ.

Особое значение ИКТ на начальном этапе возникает на уроке иностранного языка. Регулярное использование информационно коммуникативных технологий на занятиях делает процесс обучения иностранному языку увлекательным, т.к. учащиеся получают неограниченный доступ к страноведческим материалам, расширяют словарный запас, обиходную лексику, улучшают орфографию.

Труды таких российских и зарубежных ученых как В.А. Трайнев и И.В. Трайнев [24], И.Г. Захарова [12] внесли большой вклад в решение проблем применения ИКТ на уроках иностранного языка.

Основная цель изучения иностранного языка - формирование коммуникативной компетенции, все остальные цели (образовательная, воспитательная, развивающая) реализуются в процессе осуществления этой главной цели. Коммуникативный подход подразумевает обучение общению и формирование способности к межкультурному взаимодействию.

Общаясь в языковой среде, учащиеся оказываются в настоящих жизненных ситуациях. Вовлеченные в решение широкого круга задач, школьники обучаются спонтанно и адекватно на них реагировать, что стимулирует создание оригинальных высказываний, а не шаблонную манипуляцию языковыми формулами. Внимание учащихся концентрируется больше на использовании форм, нежели на них самих, и обучение грамматике осуществляется косвенным образом, в непосредственном общении, исключая чистое изучение грамматических правил.

По словам Т.М. Глызунковой, одним из наиболее положительных факторов в использовании ИКТ на уроках в школе является информативность и доступность, что способствует повышению мотивации обучения.

Для уроков с использованием ИКТ характерны самостоятельность учеников в выборе материала, их активность и заинтересованность. Компьютер - это учитель, который терпеливо исправляет ошибки учащихся. Например, используя сеть интернет, можно воспользоваться любыми банками данных и разными энциклопедиями, непосредственно общаться через любые расстояния с носителями языка [10, с. 38].

Весь материал, находящий в Интернете, обладает рядом особенностей, о которых нельзя не указать.

1) Если в традиционном учебнике материал статичен, то в компьютере он подаётся с помощью аудио, видео и анимации, следует учесть, что тексты в интернете аутентичны;

2) Упражнения в электронных учебных пособиях подходят для самостоятельной работы учащихся. Упражнения дополняются акустическими и анимационными эффектами, что делает их наглядными и привлекательными;

3) Ученики могут работать в подходящем для них режиме. Компьютер проводит дифференцированный анализ ошибок и объективно оценивает сделанные упражнения [19, с. 91].

Таким образом, применение ИКТ в изучении иностранного языка, несомненно, имеет большое практическое значение. Помимо этого, внедрение в практику работы школы инновационных технологий, призванных формировать поликультурную языковую личность, готовую к плодотворной межкультурной коммуникации, имеет решающее значение в повышении качества владения младшим школьниками иностранным языком.

Считаем, что использование информационно коммуникативных технологий на уроках иностранного языка способствует тому, чтобы:

1. Найти пути включения каждого ученика в процесс урока, используя его индивидуальные способности;

2. Создать положительную творческую атмосферу на уроке;

3. Находить наиболее эффективные пути усвоения знаний;

4. Раскрыть и реализовать личностные особенности ученика и учителя.


2.1 Проведение и анализ исследования по использованию современных ИКТ на начальном этапе обучения чтению

Возникновению информационных социальных отношений, построенных на применении информации и различных подходов к ее доступу, хранению и распределению, способствовало бурное развитие ИКТ и компьютерной техники. Технические возможности ИКТ обеспечили интерактивное взаимодействие индивидов во всем мире.

В связи с этим, обучение младших школьников иностранному языку является основной задачей развития современного информационного общества, т.к. с их способностями связано будущее страны. По этой причине одной из приоритетных задач считаем информатизацию образования и возможности применения ИКТ в обучении иностранному языку на начальном этапе обучения.

Как показывает практика, преподаватель может рационально использовать функциональные возможности компьютерной техники при включении ее в учебный процесс, что, в частности, зависит от правильной организации учебного процесса.

Создание искусственной иноязычной среды в процессе обучения иностранным языкам младших школьников — один из важных проблемных вопросов современной методики. С ним, в первую очередь, связана реализация массового обучения основных видов деятельности: аудированию, говорению, чтению и письму. В рамках данного исследования нами был изучен процесс реализации чтения при эффективном использовании ИКТ.

Проведенное нами исследование позволило выявить основную роль использования ИКТ на начальном этапе обучения чтению английскому языку. Исследование проводилось в Детском образовательном центре «Алиса» г. Балаково с детьми в возрасте от 7 до 9 лет общей численностью 35 обучающихся в малых группах по 5-7 человек. В ходе исследования учащиеся были разделены на несколько групп, первая половина обучалась без применения ИКТ во время занятий, а вторая половина учеников максимально использовала возможности информационных технологий при обучению чтению. Согласно результатам исследования были выявлены следующие закономерности:

А. Изменение психологических характеристик учащихся;

B. Повышение качества успеваемости;

C. Увеличение темпа урока.

Рассмотрим каждую из выявленных особенностей подробнее.

А. Изменение психологических характеристик учащихся.

В ходе исследования было проведен комплекс занятий по английскому языку по развитию навыков чтения. За основу были взяты мультимедийные презентации, интерактивная доска и аудиозаписи. Первой группе детей было предложено использовать ИКТ на разных этапах урока: в начале занятий, для закрепления и повторения материала и в качестве самостоятельной работы. Во второй группе дети занимались исключительно при помощи раздаточного материала и учебного пособия.

По итогам занятий и после проведенного наблюдения за детьми были выявлены основные изменения в характере учащихся. Во-первых, в связи с тем, что в начальной школе происходит смена ведущей деятельности с игровой на учебную, использование игровых возможностей ИКТ в сочетании с дидактическим материалом позволило сделать этот процесс более плавным в первой группе.

Во-вторых, занятия на компьютере позволили частично разрядить высокую эмоциональную напряженность младших школьников и оживить учебный процесс, в то время как во второй группе, где учащиеся не имели такой возможности, находились чаще всего в подавленном состоянии. Во второй группе учащиеся чаще указывали на неспособность справиться с заданием. Полученные данные помогают сделать вывод, что при творческом подходе в обучении иностранному языку дети переносят своё внутреннее состояние на компьютерную страничку. У ребёнка есть возможность следить за своей техникой чтения, отрабатывать транскрипцию и отдельные звуки в игровой форме, тем самым не вызывая стрессовых ситуаций и улучшая внутреннее эмоциональное состояние.

В-третьих, в процессе обучения чтению широкое использование графики, анимации, в том числе интерактивных, звуковых эффектов и голосового сопровождения, включение  видеофрагментов способствовало развитию отдельных способностей детей, тем самым это позволило раскрыть творческий потенциал как минимум у 80% учащихся первой группы согласно результатам общего опроса. В тоже время во второй группе прослеживается более низкий результат - 60% от общего числа.

Следующий положительный момент, который был отслежен и проанализирован на уроках развития навыков техники чтения на иностранном языке с применением ИКТ, заключается в том, что обучающиеся, которые раньше боялись отвечать на уроках, даже если хорошо знали ответ, как правило, намного быстрее справлялись с заданиями и стали активнее работать по сравнению с детьми во второй группе. Это можно объяснить тем, что работая с электронным носителем дети эмоционально свободны и не тратят время на внутренние переживания, а спокойно концентрируют внимание на работе, а значит чувствуют себя комфортно и успешно при выполнении заданий. Как было упомянуто выше, это существенно влияет на формирование положительной эмоциональной атмосферы на уроках иностранного языка.

B. Повышение качества успеваемости.

Касаясь качества успеваемости учащихся в обучении чтению на иностранном языке следует отметить, что у младших школьников окончательно не сформированы учебные интересы, слабая мотивация, снижено внимание и память. В работе педагога возникает необходимость искать новые методы, приёмы и средства, чтобы сформировать заинтересованное отношение учащихся к процессу овладения знаниями, развивать познавательный интерес у учащихся.

Следует отметить, что, в целом, мультимедийные курсы, применяемые при проведении учебных занятий, в том числе и по иностранному языку, позволяют представить учебную информацию наиболее оптимально для обучающихся с различными видами модальностей: аудиалов, визуалов и кинестетиков. При проведении исследования нами были отмечены довольно разные группы: в одной - среди обучающихся преобладали визуалы, в другой – аудиалы; в третьей – кинестетики. Помимо этого, выделялась группа, где примерно одинаковое соотношение обучающихся со всеми видами модальностей.

Зная индивидуальные особенности каждого ребенка, нами было решено использовать наушники в тех классах, где преобладают аудиалы. Для групп, где больше кинестетиков, подготавливались задания, для выполнения которых необходима «мышка». Таким образом, мультимедийные курсы позволили учесть индивидуальные психологические особенности обучающихся и воспринимать предлагаемую им учебную информацию с помощью всех каналов восприятия.

Не менее важна для ученика начальной школы постоянная смена деятельности на уроке и красочная наглядность материала. Используя компьютерные игры и отрывки текстов нами было отмечено, что у детей значительно быстрее произошло формирование и развитие навыков чтения, словесно-логического мышления по сравнению с группами, где применение современных ИКТ на уроке иностранного языка отсутствовали. Считаем, что это связанно с тем, что уроки с применением ИКТ в целом вызывают у учащихся познавательный интерес к предмету, происходит активация мыслительной деятельности, что способствует глубокому и прочному овладению изучаемым материалом, повышению творческих способностей ребёнка.

Установлено, что для младшей возрастной группы характерна быстрая утомляемость при выполнении одного и тог же вида деятельности, поэтому в процессе урока осуществлялась периодическая смена занятий: помимо изучения нового материала, работы с текстом, рефлексии, игр на закрепление материала мы добавили выполнение упражнений на технику чтения за компьютером, работу с тренажерами, на карточках и с интерактивной доской.

Анализ данных указывает на заметное повышение уровня познавательной активности и мотивации к обучению в тех малых группах, где уроки проводились с применением мультимедийных средств. При совместном анализе проведённых уроков мы дали возможность высказаться учащимся. Для наглядности приведём некоторые ответы.

  1. Андрей 6 лет: Я не очень люблю занятия по чтению на иностранном, но когда мы начали работать с комиксами за компьютером, мне все понравилось и я хорошо понял новый материал. На следующее занятие получил пятерку)))

(Гимназия N.1)

  1. Виктория 8 лет: Последние уроки по английскому были самыми лучшими для меня, можно было работать у интерактивной доски, были красивые картинки и много музыки. Когда я пришла домой, я с легкостью выполнила домашнее задание по звукам.

(Школа N. 24)

  1. Кирилл 7 лет: Я не люблю математику и когда узнал, что будем проходить тему «Numerals» был в ужасе, но все оказалось не так плохо, я легко запомнил новые слова с помощью песенки, которую мы выучили на уроке и даже благодаря текстовым задачкам решил пару примеров.

(Лицей N. 2)

  1. Кристина 6 лет: Мне и ребятам все понравилось, на переменках мы часто читаем вслух слова и думаем, какие же будут задания на следующих уроках.

(Гимназия N.2)

Практически все высказывания сводятся к тому, что применяя разнообразные формы работы при обучении чтению с использованием ИКТ детьми легче усваивается тема урока; более скромные, пассивные ребята на таких уроках имеют возможность показать себя, а учащиеся со средними и слабыми способностями раскрываются и учатся работать самостоятельно. Они осознанно воспринимают информацию, производят ее анализ, выступают в роли докладчиков, спикеров, оценивают себя и других. В ходе проведения уроков было замечено, что многим учащимся стало комфортнее работать в паре или в группе.

Полученные данные позволяют сделать вывод, что использование ИКТ в начальной школе на этапе развития навыков чтения позволяет:

  1. Повысить мотивацию к изучению языка;

  2. Развить речевую компетенцию: умение понимать аутентичные иноязычные тексты, умение передавать информацию в связных аргументированных высказываниях;

  3. Увеличить объем лингвистических знаний;

  4. Расширить объем знаний о социокультурной специфике страны изучаемого языка;

  5. Развить способности и готовности к самостоятельному изучению английского языка.

С. Увеличение темпа урока.

Применение ИКТ является чрезвычайно эффективным, т.к. они помогают выполнять задачи, решение которых традиционными методами является недостаточно продуктивным. С помощью анкетирования мы выяснили, что дети с большим желанием работают на этапе чтения. Это можно объяснить тем, что при помощи ИКТ ученик получает ощущение, что он самостоятельно управляет учебным процессом. Таким образом, хочется отметить большую роль компьютерных технологий в работе с текстами за счет высокого уровня качества наглядности, игровых технологий, индивидуализации процесса обучения и возможности осуществлять учебную деятельность новыми способами.

Постоянное присутствие в малых группах компьютера, интерактивной доски и других средств, на которых по мере необходимости работали все учащиеся, привело к выстраиванию этого редкого для младших школьников средства обучения в разряд обычных. Таким образом, применение компьютерных обучающих систем в начальной школе представляется перспективным, а предполагаемая эффективность их использования достаточно высокой.

Другим ключевым моментом является интерактивная доска. Ее применение на уроке способствовало изменению в качестве уроков, в объеме понимаемого учениками материала. Использованием интерактивной доски помогло преподнести больше информации за меньшее время, и при этом ученики активно работали на уроке и лучше понимали сложный фонетический и текстовый материал. Все записи на интерактивной доске могут быть сохранены на компьютере и вновь открыты при повторении пройденного материала или переданы ученику, который пропустил урок по болезни. Учитель может выводить на экран заранее приготовленные материалы, и время урока будет использовано только на решение поставленных задач.


Выводы по главе 2

Анализ практического материала показал, что применение ИКТ на уроках иностранного языка приводит к ряду изменений в образовательном процессе. Следует отметить, что ФГОС РФ каждый раз ставит перед учителем новые задачи, в связи с чем преподаватель вынужден прибегать к новым методам и приемам передачи информации учащимся.

В рамках данного исследования нами были исследованы две группы обучающихся детского образовательного центра «Алиса» г. Балаково в возрасте от 7 до 9 лет общей численностью 35 человек.

Полученные результаты позволили определить как современные ИКТ влияют на степень усваемости материала и способствует развитию навыков чтения на начальном этапе обучения

На основе наблюдения мы пришли к выводу, что процесс внедрения информационных технологий в образование в целом дал положительные результаты: группа учащихся, где применялись ИКТ в процессе обучения чтению иностранного языка работала быстрее и качественнее на уроке, процесс обучения на их взгляд был интереснее, чем в той группе, где обучение проходило без технического оборудования.

Итак, применение ИКТ на наш взгляд оправдано, т.к. позволяет активизировать деятельность учащихся, дает возможность повысить качество образования детям из малообеспеченных семей, повысить профессиональный уровень педагога, разнообразить формы межличностного общения всех участников образовательного процесса. Но необходимо ограничивать доступ к информационным ресурсам, создать условия для творческой и исследовательской деятельности учащихся с различным уровнем развития.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Введение новых технологий привело к радикальным изменениям в системе образования, центром которой стал ученик. Это дает возможность каждому ученику обучаться в подходящем для него темпе и на том уровне, который соответствует его способностям.

Использование информационно-коммуникационных технологий на начальном этапе обучения чтению позволяет учителям повысить эффективность учебного процесса, достичь лучшего результата в обучении иностранному языку, развить познавательный интерес к предмету.

Таким образом, задача учителя - организовать учебную деятельность так, чтобы полученные знания учащихся на уроке были результатом их собственных поисков. Но эти поиски необходимо организовать, при этом следует управлять учащимися, развивать их познавательную активность.

В ходе проведенного исследования нами были рассмотрены две группы, где в разной степени шел процесс развития навыков чтения на иностранном языке. Полученные результаты показали, что ИКТ на начальном этапе обучения являются неотъемлемой частью учебного процесса, т.к. они дают ряд положительных результатов, а именно, использование ИКТ на уроке позволяет:

  1. Активизировать познавательную деятельность учащихся;

  2. Обеспечить высокую степень дифференциации обучения при личностно-ориентированном подходе;

  3. Повысить объем выполняемой работы на занятии;

  4. Улучшить контроль знаний.

Современная жизнь поставила перед учителем задачу сформировать личность мыслящую, творческую, активную, здоровую, саморазвивающуюся с гибкими, осознанными знаниями, в связи с этим считаем, что применение ИКТ на уроках иностранного языка не только на этапе чтения, но и при отработке грамматики, лексики крайне необходимо.










СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Азимов, Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г.Азимов, А.Н. Щукин. М. : ИКАР, 2009. 448 с.

  2. Андреев, В. Е. Международный информационный бизнес : учеб. пособие / В.Е. Андреев Ярославль. : Ремдер, 2012. 100 с.

  3. Балтага, И. История возникновения социальных сетей. Кто был первым? [Электронный ресурс] / И. Балтага // Vsetke.ru: соц. сеть URL: http://vsetke.ru/post/20447276 (дата обращения: 06.04.2018) Загл. с экрана. Яз. рус.

  4. Бех, И. Д. Педагогика успеха: воспитательные потери и их преодоления / И. Д. Бех // Педагогика и психология. 2004. N 4. С. 5-15.

  5. Бондаренко, Е. А. Технические средства обучения в современной школе / Е.А. Бондаренко, А.А. Журин, И.А. Милютина / под ред. А.А. Журина. М. : Ювенс, 2014. 416 с.

  6. Современная учебная книга: подготовка и издание / под ред. А.А. Вахрушевой, С.Г. Антоновой, А.В. Осина. М. : МГУП, 2008. 224 с.

  7. Воробьёва, О. Я. Коммуникативные технологии обучения / О.Я. Воробьёва. Волгоград : Учитель, 2008. 141 с.

  8. Гальскова, Н. Д. Теория и практика обучения иностранным языкам / Н.Д. Гальскова, З.Н Никитенко. М. : Айрис-пресс, 2009. 239 с.

  9. Ганичева, Е. М. Повышение качества подготовки школьников с применением информационных технологий / Е.М. Ганичева. M. : Просвещение, 2008. 53 с.

  10. Глызункова, Т. М. Компьютеры в школах / Т.М. Глызункова. М. : Просвещение, 2008. 143 с.

  11. Желватых, Л. А. Использование цифровых образовательных ресурсов в обучении иностранным языкам в средней школе [Электронный ресурс] / Л. А. Желватых // URL: http://cor.edu.27.ru/dlrstore/137eb914-5ac3-40b1-91a8-9def9b951eb6/um9_konspekt_lekcii.html (дата обращения: 06.01.2018) Загл. с экрана. Яз. рус.

  12. Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / И.Г. Захарова . М. : Издательский центр «Академия», 2003. 192 с.

  13. Койшыбекова, А. К. Цели и задачи использования ИКТ в образовании / А. К. Койшыбекова // APRIORI. 2015. N 2. С. 33-36.

  14. Крюкова, Л. Ф. Компьютерные технологии в преподавании / Л. Ф. Крюкова // Высшая школа. М.: Наука, 2015. N 1. C. 17-19.

  15. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения : в 2 т. / А.Н. Леонтьев. М. : Педагогика, 1983. 594 с.

  16. Licklider, J. C. R. On-Line Man Computer Communication [Электронный ресурс] / J. C. R. Licklider, W. Clark // Краткий курс истории Интернет. 1962. August. URL: http://www.graphicon.ru/oldgr/courses/wp_el00/Internet/internet_history.html (дата обращения 17.02.2018) Загл. с экрана. Яз. англ.

  17. Логинова, Л. И. Как помочь ребенку заговорить по-английски / Л.И. Логинова. М. : ВЛАДОС, 2012. 210 с.

  18. Пальмер, Г. Устный метод обучения иностранным языкам / Г. Палмер. М. : Просвещение, 2011. 164 c.

  19. Панюкова С.В. Информационные и коммуникационные технологии в личностно-ориентированном обучении / С. В. Панюкова М. : Педагогика-Пресс, 2010. 203 с.

  20. Пенфильд, В. Речь и мозговые механизмы / В. Пенфильд ; Л. Робертс. Л. : Медицина, 2015. 217 с.

  21. Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для студентов / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М. В.Моисеева, А.Е. Петров. М. : Академия, 2010. 272 с.

  22. Рогова, Г. В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях: Пособие для учителей и студентов пед. вузов / Г.В. Рогова, И.Н. Верещагина. М. : Просвещение, 2010. 232 с.

  23. Сысоев, П. В. Современные информационные и коммуникационные технологии: дидактические свойства функции / П. В. Сысоев // Иностранные языки в школе. М.: Просвещение, 2012. N 6. С. 120-133.

  24. Трайнев, В. А., Трайнев, И. В. Информационные коммуникационные педагогические технологии (обобщения и рекомендации) : учеб. пособие / В.А. Трайнев, И.В. Трайнев. М. : Дашков и К°, 2009. 280 с.

  25. Труханов, А. В. Вебу исполнилось 20 лет [Электронный ресурс] / А. В. Труханов // CNews Conferences. URL: http://www.cnews.ru/news/top/index.shtml?2011/08/08/450176 (дата обращения 18.03.2018) Загл. с экрана. Яз. рус.

  26. Хвилон, Е. Информационные и коммуникационные технологии в образовании : учебные планы для средней школы и программы подготовки преподавателя / Е. Хвилон, М. Пэтру ; пер. А. Семенов. М. : Изд-во Института новых технологий, 2005. 165 с.

  27. Herring, S. C. Computer-mediated communication on the Internet. [Электронный ресурс] // Annual Review of Information Science and Technology. 2002. № 36. P. 109–168. URL: http://ella.slis.indiana.edu/~herring/arist.2002.pdf (дата обращения: 17.01.2018) Загл. с экрана. Яз. англ.

  28. Хуторской, А. В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: Научное издание / А.В. Хуторской. М. : Изд-во УНЦ ДО, 2005. 101 с.

  29. Яковлев, А. И. Информационно-коммуникационные технологии в образовании / А. И. Яковлев // Информационное общество.  М.: МИА, 2011. Вып. II. С. 32–37.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!