СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучение финансовой грамотности детей 3 класса по теме «Финансовая и личная безопасность, здоровье»

Нажмите, чтобы узнать подробности

       В современной России вопрос о финансовом образовании населения является актуальным, потому что у россиян нет достаточного опыта жизни в условиях рыночной экономики. Активное вовлечение России в мировое информационное пространство дало мощный толчок развитию коммуникационных технологий, компьютеризации всех сфер экономики и повседневной жизни практически каждого человека.

Просмотр содержимого документа
«Обучение финансовой грамотности детей 3 класса по теме «Финансовая и личная безопасность, здоровье»»




Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Волгоградский институт управления


Региональный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования

Волгоградской области




ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА

(ПРОЕКТНАЯ РАБОТА)

на тему:

Обучение финансовой грамотности детей 3 класса

по теме «Финансовая и личная безопасность, здоровье»




Проект выполнили:

1. Жумашева Е.Ш.

2. Ушакова С.В.

3.Пономарева Л.Ю.

4.Овечкина Л.С.

5.Лосева И.В.

6.Рахматулина Т.В.









Старший методист РМЦ:


канд. экон. наук, доцент


Брехова Ю.В.






Волгоград, 2024 г.



ВВЕДЕНИЕ

В современной России вопрос о финансовом образовании населения является актуальным, потому что у россиян нет достаточного опыта жизни в условиях рыночной экономики. Активное вовлечение России в мировое информационное пространство дало мощный толчок развитию коммуникационных технологий, компьютеризации всех сфер экономики и повседневной жизни практически каждого человека.

В наше время практически ежедневно люди становятся жертвами злоумышленников. Несчастье приходит к людям внезапно. Попасться на уловки ушлых преступников можно где и когда угодно. Это может произойти, когда вы снимаете деньги в банкомате, либо расплачиваетесь пластиковыми картами при покупке различных товаров. К вам могут подойти на улице и попросить телефон, чтобы совершить срочный звонок, так недостаточно средств на счете. И, наконец, жертвой преступников вы можете стать в собственной квартире. Чтобы уберечь себя и своих близких, необходимо знать и помнить наиболее распространенные схемы присвоения Ваших денег.

Актуальность данной темы обусловлена самой жизнью. Современные дети, являясь участниками финансовых отношений, могут стать жертвами мошенников, так же, как и взрослые. Одна из причин слабая правовая осведомлённость, искажены представления о требованиях российских законов и ответственность за их нарушение. Существуют и другие причины: излишняя доверчивость, желание быстро обогатиться, вера в «чудо». В связи с этими трудностями необходима специально организованная работа.

Данный педагогический кейс направлен на получение компетенций учащимися о различных видах и способах финансовой безопасности.

Практическая значимость: данные разработки подойдут для проведения внеурочных занятий и работы по плану мероприятия программы воспитания в начальных классах общеобразовательной школы и мероприятий с родителями.

Маршрутный лист разработки решения педагогического кейса

Группа №2

Состав группы:

1. Жумашева Е.Ш.

2. Ушакова С.В.

3.Пономарева Л.Ю.

4.Овечкина Л.С.

5.Лосева И.В.

6.Рахматулина Т.В.

 

Легенда педагогического кейса: Вашей проектной группе необходимо разработать комплекс образовательных активностей по финансовой грамотности для СОШ, находящейся в городеNпо тематике «Финансовая и личная безопасность, здоровье» для учащихся 3 класса, в котором учатся 35 детей. Особенностями класса является то, что дети любят работать в группах, активные, имеют опыт работы в КТД, дети из семей со средним уровнем доходов, родители имеют в основном высшее образование, постоянную работу, мобильны

Анализ условий реализации образовательной деятельности (по 6 позициям)

Характеристики

Возможности

Ограничения и риски

1. СОШ, находящаяся в крупном городе N




1.Развитая инфраструктура, тесное взаимодействие с различными финансовыми организациями и инструментами. Школа оснащена современным оборудованием, доступ в интернет.

1.У детей больше финансовых соблазнов, риск мошенничества в отношении детей выше.



2. Тематика « Финансовая и личная безопасность, здоровье»


2.Тема актуальна и востребована в условиях большого города, где дети часто используют банковские и финансовые продукты. Тема широкая, можно взять любое направление.

2.Тема широкая, много сложных финансовых понятий, мало часов для изучения темы и ее раскрытия.


3.3 класс


3.Дети данного возраста уже достаточно хорошо читают, пишут, имеют опыт вычислений, могут ориентироваться в различных информационных источниках. Высокий уровень усваивания информации.


3.Недостаточный уровень концентрации внимания, доверчивые. Не имеют собственного опыта финансовых отношений, не защищены от финансового мошенничества.

4.35 детей


4.Возможны групповые формы работы

4.Невозможен индивидуальный подход

5.Особенности класса: дети любят работать в группах, активные, имеют опыт участия в КТД

5. Дети активные, имеют опыт работы в КТД

5.Проблемы с определением лидера, соперничество.

6. Дети из семей со средним уровнем доходов, родители имеют в основном высшее образование, постоянную работу, мобильны

6.Так как родители мобильны, есть возможность привлекать их к участию в мероприятиях.

6.Детям будет проблематично понять кейсы с высоким или низким уровнем дохода.

Планируемые образовательные результаты

Знания

Установки

(что есть «грамотно» и как надо поступать)

Умения


Знать признаки ситуаций финансового мошенничества.

Знать алгоритм действий в типичных ситуациях, связанных с возможным или уже совершенным финансовым мошенничеством (в том числе, как предотвращать и как минимизировать последствия, в

частности, в каких случаях и куда о факте мошенничества заявлять).


Осознавать возможность финансового мошенничества.

Бытьготовым обсуждать совзрослыми ситуации, связанные с финансовым мошенничеством.



Обладать навыками обеспечениясвоейфинансовой безопасности (втомчислепри пользовании банковскими картами, банкоматами)

Распознавать угрозу мошенничестваи не совершать действий по платежам и переводам в пользу мошенников.


Образовательные ресурсы (название УМК, № темы, параграф, название ЦОР, мультфильма, анимированной презентации + ссылки на указанные ресурсы)

Раздаточный дидактический материал(название, № приложения)

Федеральнаяобразовательнаяпрограмманачального общегообразования (НОО)

м/ф Приключения Буратино, (СССР, 1959) https://www.youtube.com/watch?v=2bMWdYSrE7U

Раздаточный дидактический материал:

Приложение 1. Карточка для заполнения «З-Х-У»

Приложение 2. Кейсы: Телефонное мошенничество(кейс 1); Мошенничество с банковскими картами (кейс 2); Призы, подарки, реклама (кейс 3); Компьютерные игры( кейс 4)

Приложение 3. Презентация «Виды мошенничества»;

Приложение 4. Карточки для заполнения;

Приложение 5. Кроссоворд

Программа воспитания:

Федеральная программа воспитания начального общего образования (НОО)

Всероссийская неделя финансовой грамотности

https://xn--80apaohbc3aw9e.xn--p1ai/den-finzozh-znanij/materialy-dlya-provedeniya-urokov-2023/



Методический инструментарий

(образовательные технологии; методы обучения; педагогические приемы)

Внеурочное занятие:

1.Мотивоционно-целевой: прием «З-Х-У», видео – метод (показ фрагмента мультфильма), словесный.

2.Операционно-действенный:демонстрация презентации,творческая мастерская(создание памяток)

3.Рефлексивно-оценочный:прием «З-Х-У», наглядный, словесный

Программа воспитания:

1.Мотивоционно-целевой: наглядный, словесный, метод естественно-научного познания

2.Операционно-действенный: творческая мастерская(создание лэпбука), кейс-метод

3.Рефлексивно-оценочный: приёмы «Чемодан, мясорубка, мусорная корзина», «Продолжи фразу…»

Место занятия во внеурочной деятельности

А) курс по финансовой грамотности

Б) курс по функциональной грамотности

А) курс по финансовой грамотности

Интеграция с другими видами финансовой грамотности (интегративные задания)

Финансовая и математическая грамотность

Финансовая и читательская грамотность

Финансовая и ЕН грамотность

Финансовая грамотность и глобальные компетенции

Финансовая грамотность и креативное мышление

Финансовая и цифровая грамотность

Мультиинтегративное задание: Создание лэпбука по теме «Виды финансового мошенничества»

Задание: После проведения внеурочного занятия на тему «Финансовая и личная безопасность, здоровье» учитель предложил каждой группе детей дома подобрать материал для лэпбука (Креативное мышление). Дети просматривают в сети Интернет (цифровая грамотность) сказки и выбирают те, в которых прослеживаются различные виды мошенничества (читательская грамотность) и, придя на занятие, на заготовке лэпбука, формируют карман «Сказки». В центре лэпбука рисуют схему «Виды финансового мошенничества» (математическая грамотность). После дети оформляют карман с названием «Определи…», в котором будут находиться кейсы о видах мошенничества (глобальные компетенции; естественно – научная грамотность). Также дети оформляют карман с памятками по видам мошенничества и способах борьбы с ними (Креативное мышление). Домашнее задание: узнать у близких родственников, с какими видами мошенничества они сталкивались в своей жизни (глобальные компетенции)

Что проверяет:

Знания: Знать признаки ситуаций финансового мошенничества.

Знать алгоритм действий в типичных ситуациях, связанных с возможным или уже совершенным финансовым мошенничеством (в том числе, как предотвращать и как минимизировать последствия, в

частности, в каких случаях и куда о факте мошенничества заявлять).

Установки: Осознавать возможность финансового мошенничества.

Быть готовым обсуждать со взрослыми ситуации, связанные с финансовым мошенничеством.


Умения: Обладать навыками обеспечения своей финансовой безопасности (в том числе при пользовании банковскими картами, банкоматами)

Распознавать угрозу мошенничества и не совершать действий по платежам и переводам в пользу мошенников.


Ответ: готовый лэпбук по теме «Финансовая и личная безопасность, здоровье»

Пояснение: данное задание можно использовать на различных занятиях по финансовой грамотности и в воспитательной работе, так как оно включает все виды функциональной грамотности.


План проведения образовательных активностей


Форма проведения активности: Внеурочная деятельность

Этап 1. Мотивационно-целевой (5 мин)

1.1

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Образовательный эффект (чему научились, что узнали, поняли)

1.














2.

-  Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в сказку. Как она называется, вы скажите, угадав загадку. Вы читали её.

Деревянный озорник

Из сказки в нашу жизнь проник

Любимец взрослых и детей,

Смельчак и выдумщик затей,

Проказник, весельчак и плут,

Скажите, как его зовут?

(Приключение Буратино или золотой ключик)

Далее учитель предлагает посмотреть фрагмент мультфильма.

Учитель показывает фрагмент мультфильма:https://www.youtube.com/watch?v=2bMWdYSrE7U



Учитель задаёт вопрос: «Как вы думаете, о чём мы с вами сегодня будем говорить?»

Учитель проводит с детьми беседу по просмотренному фрагменту.

Это фрагмент из мультфильма «Приключения Буратино, или Золотой ключик». Так лиса Алиса и кот Базилио дурачили Буратино, желая выудить у него 5 золотых. Кот Базилио и лиса Алиса поведали главному герою чудесный способ по превращению денег в денежное дерево. Для этого не надо было долго и упорно работать, совершать умственные и физические усилия, а надо только поверить в чудо.

- Как называют таких людей, которые обманным путем хотят завладеть чужими деньгами? Приём «З-Х-У» (Приложение 1)



Дети просматривают фрагмент мультфильма.

Отвечают на проблемный вопрос.

Заполняют карточку «З-Х-У».


















Отвечают на вопросы.


Определяют тему занятия.

Поняли кто такие мошенники. Выясняли, где они нас могут подстерегать.

Осознали возможность финансового мошенничества.



















Дети замотивированы для дальнейшей работы.


Этап 2. Операционно-действенный (30 мин)


Мошенники

Мошенники, задумавшие обмануть Буратино и нажиться на его наивности, не гнушаются никакими способами достичь желаемого. Лиса и кот отправили Буратино в полицию и благополучно выкопали его деньги. А глупый Буратино лишился пяти золотых, так и не купив курточку папе Карло и азбуку себе.

Бедный Буратино не мог знать догадываться, что деньги не растут на деревьях, чтобы их получить, надо много потрудиться. А кругом найдётся много желающих нажиться за счёт других людей.


Дети слушают учителя.


Познакомились с понятием мошенники.



В мультфильме «Золотой ключик, или приключения Буратино» главный персонаж – Буратино - совершил финансовую ошибку, доверившись двум лисе мошенникам —Алисе и коту Базилио. Не имея жизненного опыта, деревянный мальчишка многого не понимал и хотел заработать легких и быстрых денег. Но, как известно, деньги не растут на деревьях, они зарабатываются трудом. И в такую ловушку попадаются даже люди, которые не верят в сказки.

Примеры такого мошенничества можно встретить в нашей современной жизни.


Делают вывод о том, что существуют мошенники.


Умение объяснять причину

возникновения мошенничества.




Групповая работа по карточкам-кейсам, в которых описаны ситуации с различными видами мошенничества (читательская грамотность, креативное мышление).

-Какие виды мошенничества вы определили?


Дети работают в группах, обсуждают ситуацию и определяют вид мошенничества

1. Телефонное мошенничество (кейс 1)

2. Мошенничество с банковскими картами(кейс 2)

3. Призы, подарки, реклама (кейс 3)

4. Компьютерные игры (кейс 4)

(Приложение 2)


Умение аргументировать,

формулировать и отстаивать свое мнение.


Демонстрирует виды мошенничества на слайдах презентации (Приложение 3)


Формулируют правила поведения при конкретных видах мошенничества.


Узнали признаки ситуаций финансового мошенничества.










-Как можно обезопасить себя от данных видов мошенничества?

(креативное мышление)


Составляют алгоритм действий, как не попасть в ловушку мошенников.


Сформулировали алгоритм поведения при конкретных видах мошенничества.

Обладают навыками обеспечения своей финансовой безопасности (в том числе при пользовании банковскими картами, банкоматами )



Учитель предлагает составить памятки с алгоритмом действий защиты от мошенников(креативное мышление), а затем раздать их другим ученикам и педагогам (глобальные компетенции)


Составление памяток с алгоритмом.


Дети разместили памятку на официальной странице школы ВКонтакте.



-Что необходимо сделать, если вас всё-таки обманули мошенники?


Дети отвечают на поставленный вопрос

Узнали, что в первую очередь необходимо о произошедшем сообщить родителям.

Готовы обсуждать со взрослыми ситуации, связанные с финансовым мошенничеством.


Этап 3.Рефлексивно-оценочный (5 мин)


Учитель предложил детям вернуться к заполнениютаблицы, с которой работали в начале занятия. Заполнить таблицу Приём «З-Х-У» (Приложение 2) Высказать свое мнение.

Дети продолжают заполнять таблицу.

Научились распознавать угрозу мошенничества и не совершать действий по платежам и переводам в пользу мошенников.


План мероприятия в рамках программы воспитания


Форма проведения активности: Программа воспитания Направление:«Профилактика безопасности»

Модуль: «Организация предметно-пространственной среды»


Этап 1.Мотивационный

1.1

Деятельность учителя 

Деятельность учеников

Узнали о существовании Всероссийской недели финансовой грамотности(воспитательный эффект)

1.1

Учитель приветствует учеников и сообщает детям о памятной дате:

Всероссийские недели финансовой грамотности для детей и взрослых стали уже ежегодной традицией. Начиная с 2014 года в мероприятиях поучаствовали более 10 миллионов россиян из 85 регионов России, а информация о Неделях публикуется в федеральных СМИ, на радио, телевидении и всех региональных изданиях. Недели проводятся в рамках Проекта Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» в сотрудничестве с Роспотребнадзором.(Гражданско-патриотическое воспитание)

Найдите материал, относящийся к теме финансовая безопасность.Попросите помощи у родителей. А лэпбук мы будем оформлять в классе. (глобальные компетенции; естественно – научная грамотность, финансовая грамотность).

Учитель предлагает детям разгадать кроссворд, где ключевым является слово «Мошенник»(Приложение 5) (ЕНГ)

Дети слушают учителя и воспринимают информацию.




Узнали о существовании Всероссийской недели финансовой грамотности (воспитательный эффект)



Этап 2. Операционно-действенный



2.1

Учитель контролирует работу групп.



Работа в группах. Определение тематики лэпбук, сбор и подготовка информации.


Узнали больше информации о видах мошенничества и способах борьбы с ними.


2.2

Сегодня мы поработаем в творческой мастерской - оформим лэпбук «Финансовая и личная безопасность, здоровье». Вы принесли свои материалы для лэпбука. Теперь вам надо все красиво оформить и презентовать результат работы каждой группы классу.

Работа в группах. Оформление лэпбука и его презентация классу. (Креативная компетенция)

Проявили стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.

2.3

Учитель предлагает детям презентовать его другим классам

(эстетическое воспитание)

в общеобразовательном учреждении с целью финансового просвещения обучающихся школы.

Защита лэпбука в стенах общеобразовательного учреждения

Примут участие в жизни школы в доступной по возрасту социально-значимой деятельности

3.1

3 Этап. Рефлексивный (5 мин)


Учитель предложил детям оценить свою работу и работу других групп. Высказать свое мнение, продолжив фразы: нам понравилось …., мы научились …, мы узнали…, нам было трудно …, нам захотелось …, теперь мы можем ….

Теперь давайте определимся, что бы вы хотели положить в чемодан, что – в мясорубку, а что отправить в мусорную корзину? ( Приём «Чемодан, мясорубка, мусорная корзина»)

Дети продолжают фразы, высказывают свое мнение, оценивают свою работу и работу других групп.

Научились уважать и доброжелательно относиться к работе других групп, проявили активность, любознательность, самостоятельность и интерес к научным знаниям.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ И ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 323-ФЗ (ред. от 02.09.2021) //КонсультантПлюс: [Сайт]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ .

2. Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р 2015 Текст: электронный // Правительство РФ: [Сайт]. - URL: http://government.ru/docs/29441/.

3. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Министерстве Юстиции РФ №64100 от 05.07.2021) Текст: электронный // Официальный интернет-портал правовой информации: [Сайт]. - URL:

http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050028.

4. Единая рамка компетенций по финансовой грамотности для школьников и взрослых (Документ разработан в целях реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы 27.12.2021 г.) Текст: электронный // моифинансы.рф:

URL: https://xn--80apaohbc3aw9e.xn--p1ai/materials/edinaya-ramkakompetencij-po-finansovoj-gramotnosti-dlya-shkolnikov-i-vzroslyh/.

5. Фрагмент м/ф Приключения Буратино, (СССР, 1959) https://www.youtube.com/watch?v=2bMWdYSrE7U

6. Всероссийская неделя финансовой грамотности

https://xn--80apaohbc3aw9e.xn--p1ai/den-finzozh-znanij/materialy-dlya-provedeniya-urokov-2023/


7. Федеральная образовательная программа начального общего образования (НОО)


8. Раздаточный дидактический материал:

Приложение 1. Карточка для заполнения «З-Х-У»

Приложение 2. Кейсы: Телефонное мошенничество(кейс 1); Мошенничество с банковскими картами (кейс 2); Призы, подарки, реклама (кейс 3); Компьютерные игры( кейс 4)

Приложение 3. Презентация «Виды мошенничества»

Приложение 4. Карточки для заполнения

Федеральная программа воспитания начального общего образования (НОО)





ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В наше время практически ежедневно люди становятся жертвами злоумышленников. Несчастье приходит к людям внезапно. Попасться на уловки ушлых преступников можно где и когда угодно. Поэтому обучение финансовой грамотности должно обязательно включать в себя темы по финансовой и личной безопасности.

Данное занятие по теме «Финансовая и личная безопасность, здоровье» позволяет расширить знания учащихся о мошеннических преступлениях в области финансов в целях избегания и профилактики негативных ситуаций. Приобретенные в процессе занятия навыки помогут в формировании эмоционально-ценностного отношения к проблеме финансового мошенничества, в выборе действий в соответствии с жизненной ситуацией.























































ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

«З» Знаю

«Х» Хочу узнать

«У» Узнал

1.






2.






3.

1.






2.






3.

1.






2.






3.























Приложение 2

Кейс 1

«Спасение брата»

Маша возвращалась из школы, когда ей позвонили на телефон. Строгий голос представился сотрудником полиции и спросил, как ее зовут и есть ли у нее братья. Испуганная Маша сказала, что у нее есть старший брат Петя, которому 15 лет.

Тогда звонящий поведал, что ее брат только что попал в автоаварию и находится в очень тяжелом состоянии. Ему срочно нужны лекарства, которых нет в больнице. Счет идет на минуты, Петя может погибнуть в любой момент!

К сожалению, дозвониться до ваших родителей не смогли, скорее всего, у них сел заряд на телефоне. Сотрудник полиции не знает, что делать, может быть Маша сможет перевести деньги на счет больницы, чтобы врач смог купить лекарство?

Маша с готовностью соглашается и переводит все, имеющиеся на карте деньги.


Задание к кейсу:

1. Проанализируй кейс, что в поведении Маши было неправильным? Как бы ты поступил в такой ситуации?

2. Какие признаки мошенничества ты увидел в описанной ситуации?

3. Сделай свод правил поведения при подобных звонках.







Кейс 2

«Ненадежный банкомат»

Коля решил выиграть приз в автомате с игрушками, он был уверен, что ему удастся вытащить верхнего плюшевого Among Us. Коле так давно хотелось такую игрушку, но мама считала, что глупо тратить на нее 1500 руб. А в автомате можно ее вытащить всего за 100 руб.!

Проблема была только в одном – у Коли не было наличных денег, а карточку автомат не принимал. Мальчик быстро осмотрелся и увидел банкомат «Сбербанк», но в нем, к сожалению не было купюр по 100 руб.

Вдруг к Коле подошла взрослая женщина и сказала, что ей тоже не удалось снять деньги в этом банкомате, но буквально за углом стоит другой и в нем можно снять без комиссии деньги.

Коля бегом направился в указанном направлении. Банкомат был странным, на нем не было названия банка и почти все написано на китайском языке иероглифами.

Не долго думая, Коля решил рискнуть и снять деньги с карты в этом банкомате, но после введения пин-кода банкомат вернул карту.

Когда Коля вернулся к банкомату «Сбербанк» и попробовал снова снять деньги, чтобы разменять их в магазине, экран показал нулевой баланс – все деньги «испарились» с карты.


Задание к кейсу:

1. Проанализируй кейс, что в поведении Коли было неправильным? Как бы ты поступил в такой ситуации?

2. Какие признаки мошенничества ты увидел в описанной ситуации?

3. Сделай свод правил поведения в подобных ситуациях.









Кейс 3

«Акция от Русского радио и Билайн»

Оле позвонили на телефон и радостно сообщили: «Вам звонят с радиостанции «Русское Радио»! Поздравляем! Вы стали победителем нашей, совместно с Билайн, игры! Вы выиграли ноутбук!

Вы готовы получить приз?»

Конечно! Кто не готов?

«В этом случае Оле надо купить очень быстро, в течение часа, 2 карты экспресс-оплаты Билайн номиналом 1000 рублей, позвонить по номеру*******. Её соединят с оператором, она сообщит номера этих карт, их активируют на ее номер телефона (это непременное условие Билайн). И ноутбук будет ее!»

Оля побежала в ближайший пункт Билайн и сделала все как сказал ведущий «Русского радио».


Задание к кейсу:

1. Проанализируй кейс, что в поведении Оли было неправильным? Как бы ты поступил в такой ситуации?

2. Какие признаки мошенничества ты увидел в описанной ситуации?

3. Сделай свод правил поведения при подобных звонках.











Кейс 4

«Баннер на рабочем столе»

Миша – любитель компьютерных игр. Однажды он увидел рекламу новой игры, которую в рамках рекламной акции можно скачать бесплатно только сегодня! Он решил узнать подробнее об игре и условиях скачивания и прошел по ссылке www.igroman.rus

Действительно, картинки игры и видео фрагменты боевых движений героев были очень яркими. Миша поставил скачиваться игру, но как только файл скачался, на весь экран компьютера вылез баннер:

Сколько не пытался Миша убрать баннер – свернуть с экрана, перезагрузить компьютер – у него ничего не получалось: время стремительно уменьшалось, а никакие другие программы не работали.

Миша решил отправить смс на номер 3649 и активировать на телефоне присланный код. К ужасу Миши, тут же пришла смс о списании всех средств с его телефона. И похожий баннер с таймером появился и на экране телефона.


Задание к кейсу:

1. Проанализируй кейс, что в поведении Миши было неправильным? Как бы ты поступил в такой ситуации?

2. Какие признаки мошенничества ты увидел в описанной ситуации?

3. Сделай свод правил поведения в таких ситуациях.













Приложение 4


  1. Если вам позвонили с незнакомого номера…

Сразу положите трубку.


Если вы, всё-таки, начали диалог, не поддавайтесь на уловки (незнакомый человек будет о чём-то просить, говорить, что кто-то из близких попал в беду и т.д.) и закончите разговор.


Не называйте никаких данных!


Сообщите о случившемся родителям.



2. Как безопасно пользоваться банкоматом?

1. Пользуйтесь только ___________ банкоматом, по возможности используйте банкоматы внутри банка!

2. Никому не сообщайте свои ________ и ________.

3. Прикрывайте рукой __________ при вводе пин-кода банковской карты!

4. Обращайте внимание на наличие _______________ лиц рядом с банкоматом.


  1. Как себя вести, если вам сообщили о выигрыше?

1. Не ___________сообщениям о крупном выигрыше.

2. ___________ родителям о выигрыше.

3. Не __________ никаких данных!

4. Не __________ ни на какие вопросы.

5. Не _________ доставку приза.

6. Помните, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке!


  1. Как не попасться на уловки компьютерных мошенников при играх в интернете

Не _________ игры с сомнительных сайтов.

Не _________ незнакомых взрослых в друзья.

Не __________ никаких данных!

Не _________ по подозрительным ссылкам.

Ничего не _________ в интернете без взрослых.

Не _________ геометки под фото.





















Приложение 5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!