Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Волгоградский институт управления
Региональный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования
Волгоградской области
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
(ПРОЕКТНАЯ РАБОТА)
на тему:
Обучение финансовой грамотности детей 3 класса
по теме «Финансовая и личная безопасность, здоровье»
| Проект выполнили: 1. Жумашева Е.Ш. 2. Ушакова С.В. 3.Пономарева Л.Ю. 4.Овечкина Л.С. 5.Лосева И.В. 6.Рахматулина Т.В. |
| |
| |
| |
| Старший методист РМЦ: |
| канд. экон. наук, доцент |
| Брехова Ю.В. | |
| |
Волгоград, 2024 г.
ВВЕДЕНИЕ
В современной России вопрос о финансовом образовании населения является актуальным, потому что у россиян нет достаточного опыта жизни в условиях рыночной экономики. Активное вовлечение России в мировое информационное пространство дало мощный толчок развитию коммуникационных технологий, компьютеризации всех сфер экономики и повседневной жизни практически каждого человека.
В наше время практически ежедневно люди становятся жертвами злоумышленников. Несчастье приходит к людям внезапно. Попасться на уловки ушлых преступников можно где и когда угодно. Это может произойти, когда вы снимаете деньги в банкомате, либо расплачиваетесь пластиковыми картами при покупке различных товаров. К вам могут подойти на улице и попросить телефон, чтобы совершить срочный звонок, так недостаточно средств на счете. И, наконец, жертвой преступников вы можете стать в собственной квартире. Чтобы уберечь себя и своих близких, необходимо знать и помнить наиболее распространенные схемы присвоения Ваших денег.
Актуальность данной темы обусловлена самой жизнью. Современные дети, являясь участниками финансовых отношений, могут стать жертвами мошенников, так же, как и взрослые. Одна из причин слабая правовая осведомлённость, искажены представления о требованиях российских законов и ответственность за их нарушение. Существуют и другие причины: излишняя доверчивость, желание быстро обогатиться, вера в «чудо». В связи с этими трудностями необходима специально организованная работа.
Данный педагогический кейс направлен на получение компетенций учащимися о различных видах и способах финансовой безопасности.
Практическая значимость: данные разработки подойдут для проведения внеурочных занятий и работы по плану мероприятия программы воспитания в начальных классах общеобразовательной школы и мероприятий с родителями.
Маршрутный лист разработки решения педагогического кейса
Группа №2
Состав группы:
1. Жумашева Е.Ш.
2. Ушакова С.В.
3.Пономарева Л.Ю.
4.Овечкина Л.С.
5.Лосева И.В.
6.Рахматулина Т.В.
Легенда педагогического кейса: Вашей проектной группе необходимо разработать комплекс образовательных активностей по финансовой грамотности для СОШ, находящейся в городеNпо тематике «Финансовая и личная безопасность, здоровье» для учащихся 3 класса, в котором учатся 35 детей. Особенностями класса является то, что дети любят работать в группах, активные, имеют опыт работы в КТД, дети из семей со средним уровнем доходов, родители имеют в основном высшее образование, постоянную работу, мобильны |
Анализ условий реализации образовательной деятельности (по 6 позициям) | Характеристики | Возможности | Ограничения и риски |
1. СОШ, находящаяся в крупном городе N | 1.Развитая инфраструктура, тесное взаимодействие с различными финансовыми организациями и инструментами. Школа оснащена современным оборудованием, доступ в интернет. | 1.У детей больше финансовых соблазнов, риск мошенничества в отношении детей выше. |
2. Тематика « Финансовая и личная безопасность, здоровье» | 2.Тема актуальна и востребована в условиях большого города, где дети часто используют банковские и финансовые продукты. Тема широкая, можно взять любое направление. | 2.Тема широкая, много сложных финансовых понятий, мало часов для изучения темы и ее раскрытия. |
3.3 класс | 3.Дети данного возраста уже достаточно хорошо читают, пишут, имеют опыт вычислений, могут ориентироваться в различных информационных источниках. Высокий уровень усваивания информации. | 3.Недостаточный уровень концентрации внимания, доверчивые. Не имеют собственного опыта финансовых отношений, не защищены от финансового мошенничества. |
4.35 детей | 4.Возможны групповые формы работы | 4.Невозможен индивидуальный подход |
5.Особенности класса: дети любят работать в группах, активные, имеют опыт участия в КТД | 5. Дети активные, имеют опыт работы в КТД | 5.Проблемы с определением лидера, соперничество. |
6. Дети из семей со средним уровнем доходов, родители имеют в основном высшее образование, постоянную работу, мобильны | 6.Так как родители мобильны, есть возможность привлекать их к участию в мероприятиях. | 6.Детям будет проблематично понять кейсы с высоким или низким уровнем дохода. |
Планируемые образовательные результаты | Знания | Установки (что есть «грамотно» и как надо поступать) | Умения |
Знать признаки ситуаций финансового мошенничества. Знать алгоритм действий в типичных ситуациях, связанных с возможным или уже совершенным финансовым мошенничеством (в том числе, как предотвращать и как минимизировать последствия, в частности, в каких случаях и куда о факте мошенничества заявлять). | Осознавать возможность финансового мошенничества. Бытьготовым обсуждать совзрослыми ситуации, связанные с финансовым мошенничеством. | Обладать навыками обеспечениясвоейфинансовой безопасности (втомчислепри пользовании банковскими картами, банкоматами) Распознавать угрозу мошенничестваи не совершать действий по платежам и переводам в пользу мошенников. |
Образовательные ресурсы (название УМК, № темы, параграф, название ЦОР, мультфильма, анимированной презентации + ссылки на указанные ресурсы) Раздаточный дидактический материал(название, № приложения) | Федеральнаяобразовательнаяпрограмманачального общегообразования (НОО) м/ф Приключения Буратино, (СССР, 1959) https://www.youtube.com/watch?v=2bMWdYSrE7U Раздаточный дидактический материал: Приложение 1. Карточка для заполнения «З-Х-У» Приложение 2. Кейсы: Телефонное мошенничество(кейс 1); Мошенничество с банковскими картами (кейс 2); Призы, подарки, реклама (кейс 3); Компьютерные игры( кейс 4) Приложение 3. Презентация «Виды мошенничества»; Приложение 4. Карточки для заполнения; Приложение 5. Кроссоворд |
Программа воспитания: Федеральная программа воспитания начального общего образования (НОО) Всероссийская неделя финансовой грамотности https://xn--80apaohbc3aw9e.xn--p1ai/den-finzozh-znanij/materialy-dlya-provedeniya-urokov-2023/ |
Методический инструментарий (образовательные технологии; методы обучения; педагогические приемы) | Внеурочное занятие: 1.Мотивоционно-целевой: прием «З-Х-У», видео – метод (показ фрагмента мультфильма), словесный. 2.Операционно-действенный:демонстрация презентации,творческая мастерская(создание памяток) 3.Рефлексивно-оценочный:прием «З-Х-У», наглядный, словесный |
Программа воспитания: 1.Мотивоционно-целевой: наглядный, словесный, метод естественно-научного познания 2.Операционно-действенный: творческая мастерская(создание лэпбука), кейс-метод 3.Рефлексивно-оценочный: приёмы «Чемодан, мясорубка, мусорная корзина», «Продолжи фразу…» |
Место занятия во внеурочной деятельности А) курс по финансовой грамотности Б) курс по функциональной грамотности | А) курс по финансовой грамотности |
Интеграция с другими видами финансовой грамотности (интегративные задания) | Финансовая и математическая грамотность Финансовая и читательская грамотность Финансовая и ЕН грамотность Финансовая грамотность и глобальные компетенции Финансовая грамотность и креативное мышление Финансовая и цифровая грамотность |
Мультиинтегративное задание: Создание лэпбука по теме «Виды финансового мошенничества» Задание: После проведения внеурочного занятия на тему «Финансовая и личная безопасность, здоровье» учитель предложил каждой группе детей дома подобрать материал для лэпбука (Креативное мышление). Дети просматривают в сети Интернет (цифровая грамотность) сказки и выбирают те, в которых прослеживаются различные виды мошенничества (читательская грамотность) и, придя на занятие, на заготовке лэпбука, формируют карман «Сказки». В центре лэпбука рисуют схему «Виды финансового мошенничества» (математическая грамотность). После дети оформляют карман с названием «Определи…», в котором будут находиться кейсы о видах мошенничества (глобальные компетенции; естественно – научная грамотность). Также дети оформляют карман с памятками по видам мошенничества и способах борьбы с ними (Креативное мышление). Домашнее задание: узнать у близких родственников, с какими видами мошенничества они сталкивались в своей жизни (глобальные компетенции) |
Что проверяет: Знания: Знать признаки ситуаций финансового мошенничества. Знать алгоритм действий в типичных ситуациях, связанных с возможным или уже совершенным финансовым мошенничеством (в том числе, как предотвращать и как минимизировать последствия, в частности, в каких случаях и куда о факте мошенничества заявлять). Установки: Осознавать возможность финансового мошенничества. Быть готовым обсуждать со взрослыми ситуации, связанные с финансовым мошенничеством. Умения: Обладать навыками обеспечения своей финансовой безопасности (в том числе при пользовании банковскими картами, банкоматами) Распознавать угрозу мошенничества и не совершать действий по платежам и переводам в пользу мошенников. |
Ответ: готовый лэпбук по теме «Финансовая и личная безопасность, здоровье» |
Пояснение: данное задание можно использовать на различных занятиях по финансовой грамотности и в воспитательной работе, так как оно включает все виды функциональной грамотности. |
План проведения образовательных активностей
Форма проведения активности: Внеурочная деятельность |
Этап 1. Мотивационно-целевой (5 мин) |
1.1 | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Образовательный эффект (чему научились, что узнали, поняли) |
1. 2. | - Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в сказку. Как она называется, вы скажите, угадав загадку. Вы читали её. Деревянный озорник Из сказки в нашу жизнь проник Любимец взрослых и детей, Смельчак и выдумщик затей, Проказник, весельчак и плут, Скажите, как его зовут? (Приключение Буратино или золотой ключик) Далее учитель предлагает посмотреть фрагмент мультфильма. Учитель показывает фрагмент мультфильма:https://www.youtube.com/watch?v=2bMWdYSrE7U Учитель задаёт вопрос: «Как вы думаете, о чём мы с вами сегодня будем говорить?» Учитель проводит с детьми беседу по просмотренному фрагменту. Это фрагмент из мультфильма «Приключения Буратино, или Золотой ключик». Так лиса Алиса и кот Базилио дурачили Буратино, желая выудить у него 5 золотых. Кот Базилио и лиса Алиса поведали главному герою чудесный способ по превращению денег в денежное дерево. Для этого не надо было долго и упорно работать, совершать умственные и физические усилия, а надо только поверить в чудо. - Как называют таких людей, которые обманным путем хотят завладеть чужими деньгами? Приём «З-Х-У» (Приложение 1) | Дети просматривают фрагмент мультфильма. Отвечают на проблемный вопрос. Заполняют карточку «З-Х-У». Отвечают на вопросы. | Определяют тему занятия. Поняли кто такие мошенники. Выясняли, где они нас могут подстерегать. Осознали возможность финансового мошенничества. Дети замотивированы для дальнейшей работы. |
| Этап 2. Операционно-действенный (30 мин) |
| Мошенники Мошенники, задумавшие обмануть Буратино и нажиться на его наивности, не гнушаются никакими способами достичь желаемого. Лиса и кот отправили Буратино в полицию и благополучно выкопали его деньги. А глупый Буратино лишился пяти золотых, так и не купив курточку папе Карло и азбуку себе. Бедный Буратино не мог знать догадываться, что деньги не растут на деревьях, чтобы их получить, надо много потрудиться. А кругом найдётся много желающих нажиться за счёт других людей. | Дети слушают учителя. | Познакомились с понятием мошенники. |
| В мультфильме «Золотой ключик, или приключения Буратино» главный персонаж – Буратино - совершил финансовую ошибку, доверившись двум лисе мошенникам —Алисе и коту Базилио. Не имея жизненного опыта, деревянный мальчишка многого не понимал и хотел заработать легких и быстрых денег. Но, как известно, деньги не растут на деревьях, они зарабатываются трудом. И в такую ловушку попадаются даже люди, которые не верят в сказки. Примеры такого мошенничества можно встретить в нашей современной жизни. | Делают вывод о том, что существуют мошенники. | Умение объяснять причину возникновения мошенничества. |
| Групповая работа по карточкам-кейсам, в которых описаны ситуации с различными видами мошенничества (читательская грамотность, креативное мышление). -Какие виды мошенничества вы определили? | Дети работают в группах, обсуждают ситуацию и определяют вид мошенничества 1. Телефонное мошенничество (кейс 1) 2. Мошенничество с банковскими картами(кейс 2) 3. Призы, подарки, реклама (кейс 3) 4. Компьютерные игры (кейс 4) (Приложение 2) | Умение аргументировать, формулировать и отстаивать свое мнение. |
| Демонстрирует виды мошенничества на слайдах презентации (Приложение 3) | Формулируют правила поведения при конкретных видах мошенничества. | Узнали признаки ситуаций финансового мошенничества. |
| -Как можно обезопасить себя от данных видов мошенничества? (креативное мышление) | Составляют алгоритм действий, как не попасть в ловушку мошенников. | Сформулировали алгоритм поведения при конкретных видах мошенничества. Обладают навыками обеспечения своей финансовой безопасности (в том числе при пользовании банковскими картами, банкоматами ) |
| Учитель предлагает составить памятки с алгоритмом действий защиты от мошенников(креативное мышление), а затем раздать их другим ученикам и педагогам (глобальные компетенции) | Составление памяток с алгоритмом. | Дети разместили памятку на официальной странице школы ВКонтакте. |
| -Что необходимо сделать, если вас всё-таки обманули мошенники? | Дети отвечают на поставленный вопрос | Узнали, что в первую очередь необходимо о произошедшем сообщить родителям. Готовы обсуждать со взрослыми ситуации, связанные с финансовым мошенничеством. |
| Этап 3.Рефлексивно-оценочный (5 мин) |
| Учитель предложил детям вернуться к заполнениютаблицы, с которой работали в начале занятия. Заполнить таблицу Приём «З-Х-У» (Приложение 2) Высказать свое мнение. | Дети продолжают заполнять таблицу. | Научились распознавать угрозу мошенничества и не совершать действий по платежам и переводам в пользу мошенников. |
План мероприятия в рамках программы воспитания
Форма проведения активности: Программа воспитания Направление:«Профилактика безопасности» Модуль: «Организация предметно-пространственной среды» |
Этап 1.Мотивационный |
1.1 | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Узнали о существовании Всероссийской недели финансовой грамотности(воспитательный эффект) |
1.1 | Учитель приветствует учеников и сообщает детям о памятной дате: Всероссийские недели финансовой грамотности для детей и взрослых стали уже ежегодной традицией. Начиная с 2014 года в мероприятиях поучаствовали более 10 миллионов россиян из 85 регионов России, а информация о Неделях публикуется в федеральных СМИ, на радио, телевидении и всех региональных изданиях. Недели проводятся в рамках Проекта Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» в сотрудничестве с Роспотребнадзором.(Гражданско-патриотическое воспитание) Найдите материал, относящийся к теме финансовая безопасность.Попросите помощи у родителей. А лэпбук мы будем оформлять в классе. (глобальные компетенции; естественно – научная грамотность, финансовая грамотность). Учитель предлагает детям разгадать кроссворд, где ключевым является слово «Мошенник»(Приложение 5) (ЕНГ) | Дети слушают учителя и воспринимают информацию. | Узнали о существовании Всероссийской недели финансовой грамотности (воспитательный эффект) |
| Этап 2. Операционно-действенный | | |
2.1 | Учитель контролирует работу групп. | Работа в группах. Определение тематики лэпбук, сбор и подготовка информации. | Узнали больше информации о видах мошенничества и способах борьбы с ними. |
2.2 | Сегодня мы поработаем в творческой мастерской - оформим лэпбук «Финансовая и личная безопасность, здоровье». Вы принесли свои материалы для лэпбука. Теперь вам надо все красиво оформить и презентовать результат работы каждой группы классу. | Работа в группах. Оформление лэпбука и его презентация классу. (Креативная компетенция) | Проявили стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности. |
2.3 | Учитель предлагает детям презентовать его другим классам (эстетическое воспитание) в общеобразовательном учреждении с целью финансового просвещения обучающихся школы. | Защита лэпбука в стенах общеобразовательного учреждения | Примут участие в жизни школы в доступной по возрасту социально-значимой деятельности |
3.1 | 3 Этап. Рефлексивный (5 мин) |
| Учитель предложил детям оценить свою работу и работу других групп. Высказать свое мнение, продолжив фразы: нам понравилось …., мы научились …, мы узнали…, нам было трудно …, нам захотелось …, теперь мы можем …. Теперь давайте определимся, что бы вы хотели положить в чемодан, что – в мясорубку, а что отправить в мусорную корзину? ( Приём «Чемодан, мясорубка, мусорная корзина») | Дети продолжают фразы, высказывают свое мнение, оценивают свою работу и работу других групп. | Научились уважать и доброжелательно относиться к работе других групп, проявили активность, любознательность, самостоятельность и интерес к научным знаниям. |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ И ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 323-ФЗ (ред. от 02.09.2021) //КонсультантПлюс: [Сайт]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ .
2. Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р 2015 Текст: электронный // Правительство РФ: [Сайт]. - URL: http://government.ru/docs/29441/.
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Министерстве Юстиции РФ №64100 от 05.07.2021) Текст: электронный // Официальный интернет-портал правовой информации: [Сайт]. - URL:
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050028.
4. Единая рамка компетенций по финансовой грамотности для школьников и взрослых (Документ разработан в целях реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы 27.12.2021 г.) Текст: электронный // моифинансы.рф:
URL: https://xn--80apaohbc3aw9e.xn--p1ai/materials/edinaya-ramkakompetencij-po-finansovoj-gramotnosti-dlya-shkolnikov-i-vzroslyh/.
5. Фрагмент м/ф Приключения Буратино, (СССР, 1959) https://www.youtube.com/watch?v=2bMWdYSrE7U
6. Всероссийская неделя финансовой грамотности
https://xn--80apaohbc3aw9e.xn--p1ai/den-finzozh-znanij/materialy-dlya-provedeniya-urokov-2023/
7. Федеральная образовательная программа начального общего образования (НОО)
8. Раздаточный дидактический материал:
Приложение 1. Карточка для заполнения «З-Х-У»
Приложение 2. Кейсы: Телефонное мошенничество(кейс 1); Мошенничество с банковскими картами (кейс 2); Призы, подарки, реклама (кейс 3); Компьютерные игры( кейс 4)
Приложение 3. Презентация «Виды мошенничества»
Приложение 4. Карточки для заполнения
Федеральная программа воспитания начального общего образования (НОО)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В наше время практически ежедневно люди становятся жертвами злоумышленников. Несчастье приходит к людям внезапно. Попасться на уловки ушлых преступников можно где и когда угодно. Поэтому обучение финансовой грамотности должно обязательно включать в себя темы по финансовой и личной безопасности.
Данное занятие по теме «Финансовая и личная безопасность, здоровье» позволяет расширить знания учащихся о мошеннических преступлениях в области финансов в целях избегания и профилактики негативных ситуаций. Приобретенные в процессе занятия навыки помогут в формировании эмоционально-ценностного отношения к проблеме финансового мошенничества, в выборе действий в соответствии с жизненной ситуацией.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
«З» Знаю | «Х» Хочу узнать | «У» Узнал |
1. 2. 3. | 1. 2. 3. | 1. 2. 3. |
Приложение 2
Кейс 1
«Спасение брата»
Маша возвращалась из школы, когда ей позвонили на телефон. Строгий голос представился сотрудником полиции и спросил, как ее зовут и есть ли у нее братья. Испуганная Маша сказала, что у нее есть старший брат Петя, которому 15 лет.
Тогда звонящий поведал, что ее брат только что попал в автоаварию и находится в очень тяжелом состоянии. Ему срочно нужны лекарства, которых нет в больнице. Счет идет на минуты, Петя может погибнуть в любой момент!
К сожалению, дозвониться до ваших родителей не смогли, скорее всего, у них сел заряд на телефоне. Сотрудник полиции не знает, что делать, может быть Маша сможет перевести деньги на счет больницы, чтобы врач смог купить лекарство?
Маша с готовностью соглашается и переводит все, имеющиеся на карте деньги.
Задание к кейсу:
1. Проанализируй кейс, что в поведении Маши было неправильным? Как бы ты поступил в такой ситуации?
2. Какие признаки мошенничества ты увидел в описанной ситуации?
3. Сделай свод правил поведения при подобных звонках.
Кейс 2
«Ненадежный банкомат»
Коля решил выиграть приз в автомате с игрушками, он был уверен, что ему удастся вытащить верхнего плюшевого Among Us. Коле так давно хотелось такую игрушку, но мама считала, что глупо тратить на нее 1500 руб. А в автомате можно ее вытащить всего за 100 руб.!
Проблема была только в одном – у Коли не было наличных денег, а карточку автомат не принимал. Мальчик быстро осмотрелся и увидел банкомат «Сбербанк», но в нем, к сожалению не было купюр по 100 руб.
Вдруг к Коле подошла взрослая женщина и сказала, что ей тоже не удалось снять деньги в этом банкомате, но буквально за углом стоит другой и в нем можно снять без комиссии деньги.
Коля бегом направился в указанном направлении. Банкомат был странным, на нем не было названия банка и почти все написано на китайском языке иероглифами.
Не долго думая, Коля решил рискнуть и снять деньги с карты в этом банкомате, но после введения пин-кода банкомат вернул карту.
Когда Коля вернулся к банкомату «Сбербанк» и попробовал снова снять деньги, чтобы разменять их в магазине, экран показал нулевой баланс – все деньги «испарились» с карты.
Задание к кейсу:
1. Проанализируй кейс, что в поведении Коли было неправильным? Как бы ты поступил в такой ситуации?
2. Какие признаки мошенничества ты увидел в описанной ситуации?
3. Сделай свод правил поведения в подобных ситуациях.
Кейс 3
«Акция от Русского радио и Билайн»
Оле позвонили на телефон и радостно сообщили: «Вам звонят с радиостанции «Русское Радио»! Поздравляем! Вы стали победителем нашей, совместно с Билайн, игры! Вы выиграли ноутбук!
Вы готовы получить приз?»
Конечно! Кто не готов?
«В этом случае Оле надо купить очень быстро, в течение часа, 2 карты экспресс-оплаты Билайн номиналом 1000 рублей, позвонить по номеру*******. Её соединят с оператором, она сообщит номера этих карт, их активируют на ее номер телефона (это непременное условие Билайн). И ноутбук будет ее!»
Оля побежала в ближайший пункт Билайн и сделала все как сказал ведущий «Русского радио».
Задание к кейсу:
1. Проанализируй кейс, что в поведении Оли было неправильным? Как бы ты поступил в такой ситуации?
2. Какие признаки мошенничества ты увидел в описанной ситуации?
3. Сделай свод правил поведения при подобных звонках.
Кейс 4
«Баннер на рабочем столе»
Миша – любитель компьютерных игр. Однажды он увидел рекламу новой игры, которую в рамках рекламной акции можно скачать бесплатно только сегодня! Он решил узнать подробнее об игре и условиях скачивания и прошел по ссылке www.igroman.rus
Действительно, картинки игры и видео фрагменты боевых движений героев были очень яркими. Миша поставил скачиваться игру, но как только файл скачался, на весь экран компьютера вылез баннер:
Сколько не пытался Миша убрать баннер – свернуть с экрана, перезагрузить компьютер – у него ничего не получалось: время стремительно уменьшалось, а никакие другие программы не работали.
Миша решил отправить смс на номер 3649 и активировать на телефоне присланный код. К ужасу Миши, тут же пришла смс о списании всех средств с его телефона. И похожий баннер с таймером появился и на экране телефона.
Задание к кейсу:
1. Проанализируй кейс, что в поведении Миши было неправильным? Как бы ты поступил в такой ситуации?
2. Какие признаки мошенничества ты увидел в описанной ситуации?
3. Сделай свод правил поведения в таких ситуациях.
Приложение 4
Если вам позвонили с незнакомого номера…
Сразу положите трубку. |
Если вы, всё-таки, начали диалог, не поддавайтесь на уловки (незнакомый человек будет о чём-то просить, говорить, что кто-то из близких попал в беду и т.д.) и закончите разговор. |
Не называйте никаких данных! |
Сообщите о случившемся родителям. |
2. Как безопасно пользоваться банкоматом?
1. Пользуйтесь только ___________ банкоматом, по возможности используйте банкоматы внутри банка!
2. Никому не сообщайте свои ________ и ________.
3. Прикрывайте рукой __________ при вводе пин-кода банковской карты!
4. Обращайте внимание на наличие _______________ лиц рядом с банкоматом.
Как себя вести, если вам сообщили о выигрыше?
1. Не ___________сообщениям о крупном выигрыше.
2. ___________ родителям о выигрыше.
3. Не __________ никаких данных!
4. Не __________ ни на какие вопросы.
5. Не _________ доставку приза.
6. Помните, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке!
Как не попасться на уловки компьютерных мошенников при играх в интернете
Не _________ игры с сомнительных сайтов.
Не _________ незнакомых взрослых в друзья.
Не __________ никаких данных!
Не _________ по подозрительным ссылкам.
Ничего не _________ в интернете без взрослых.
Не _________ геометки под фото.
Приложение 5