СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучение игре в баскетбол. Технические приемы, правила игры. Тактика.

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Упражнения для обучения технике баскетбола. А также различные варианты игры в баскетбол с постепенным усложнением. 

Просмотр содержимого документа
«Обучение игре в баскетбол. Технические приемы, правила игры. Тактика.»

Обучение игре в баскетбол. Технические приемы, правила игры. Тактика.

Баскетбол - спортивная атлетическая игра, один из самых популярных видов спорта. Занимаясь баскетболом, учащиеся становятся сильными, быстрыми, ловкими, умеют быстро ориентироваться в сложной обстановке. Для баскетболистов характерны хорошо развитый глазомер, широкое поле зрения. Баскетбол - эмоциональная игра, которая делает человека более общительным и контактным. Все эти особенности баскетбола являются эффективным средством физического воспитания. Нами разработан комплекс упражнений, который применяется на уроке, при изучении темы баскетбол.

Приёмы и действия, с помощью которых ведётся игра, позволяют начинать занятия с детьми 9-10 лет, используя для этого инвентарь и оборудование, соответствующие возрасту. Правильное понимание педагогических задач, особенно в работе с детьми, требует знаний о приёмах, технике, тактике и правилах игры в баскетбол.

Начинать обучение надо с правильных перемещений и параллельно этому изучать ловлю и передачи мяча, броски и ведение. Обучение перемещений включает:

  • изучение техники каждого приёма (бег, прыжки, повороты);

  • приобретение навыков сочетания приёмов перемещений между собой;

  • повышение качества выполнения каждого приёма

  • повышение способности свободного перехода от одного способа к другому в целях своевременного и эффективного маневрирования.

Первым изучается бег в сочетании с остановками, затем прыжки и повороты. Резко разграничивать время изучения отдельных приёмов не рекомендуется: как только усвоена правильная структура приёма, можно изучать новое. Используя естественные навыки в беге, следует вносить уточнения в технику постановки стоп на площадку, акцентируя внимание на перекате с пятки на носок и мягкой постановке стопы. При изучении остановки в два шага особое внимание обращается на перенос центра тяжести за пределы опоры и на погашение скорости разбега. Важным условием при изучении поворота является правильное положение опорной ноги, которую отрывать от пола нельзя. Прыжки изучаются вначале с места. Особое внимание надо обращать на приземление, а затем на вертикальность взлёта.

При выполнении упражнений должен соблюдаться дидактический принцип “от простого к сложному ” и следующие методы обучения: рассказ, показ, имитация без мяча, с мячом, стоя на месте, в движении.

При изучении технического элемента, такого как передача, сначала изучается передача двумя руками от груди. Внимание акцентируется на исходном положении и рабочей фазе. Затем изучают передачи в движении после двух шагов, потом в прыжке. Броски по кольцу - это самое интересное для детей, но чтобы добиться точности попадания надо хорошо изучить технику выполнения броска. Для отработки броска двух уроков физкультуры в неделю недостаточно, поэтому самое главное, чтобы учащиеся знали, как прицеливаться и куда смотреть, что завершающее движение делает кисть и что мяч должен забрасываться по высокой траектории. Начинать нужно броски под углом к щиту с близкого расстояния, что позволяет использовать щит как дополнительный ориентир. Затем изучается бросок в движении. Внимание обращается на формирование такого навыка, как получение мяча при ловле и возможность как можно быстрее перевести взгляд на корзину. Для того чтобы ученики больше старались акцентировать внимание на прицеливание и думать над движениями рук и ног, лучше выполнять это упражнение в соревновательной форме.

При изучении технического элемента, как ведение мяча, лучше начинать ведение с обычным отскоком. Внимание ученика должно быть обращено на то, что мяч отскакивает не выше бедра, локоть не поднимается вверх, кисть мягко толкает мяч вперёд и лежит не сверху на мяче, а сбоку. Изучение начинается стоя на месте, в движении вперёд, спиной вперёд, с изменением направления, с сопротивлением.

Все эти технические элементы изучаются с 5 по 11 классы, только упражнения постоянно должны усложняться в зависимости от того, как владеют ученики техникой и в каком они классе. Учащиеся получат много удовольствия от игры, если научатся выполнять основные приёмы техники: передачу, ведение и броски по кольцу. Достижение цели упражнения зависит от энтузиазма, с которым ученик выполняет его. Поэтому желательно вносить элемент соревнования. Часто учитель ищет новые упражнения, чтобы избежать монотонности на уроке, так как это вызывает быстрое чувство усталости и падение интереса к игре. Одно упражнение нередко объединяет два, три и большее количество игровых приёмов. Например, удержание, передачи и ловля мяча входят составной частью почти в каждое упражнение. Ведение мяча хорошо сочетается с остановками и поворотами.

Но игра в баскетбол невозможна без тактики. Основными задачами в обучении учеников тактическим действиям являются:

  • Развитие внимания, ориентировки и зрительной памяти на ситуацию.

  • Обучение основным индивидуальным и групповым действиям.

  • Развитие творческого мышления и воображения.

  • Ознакомление с основами систем ведения игры.

Для обучения тактики надо всегда иметь двустороннее взаимодействие противников. Это очень осложняет задачу обучения. Методическим приёмом является введение соответствующих ограничений в действиях игроков защиты и нападения и введение условностей.

Броски в баскетболе. Техника броска.

Большинство начинающих игроков, как только получили мяч, сразу же пытаюсь закинуть его в корзину всеми немыслимыми способами, не обращая внимание на технику выполнения броска. Такие броски, как правило, нестабильные и в игровых ситуациях имеют достаточно скромный процент реализации.  Существует мнение, что правильный бросок в баскетболе тот, при котором мяч оказался в корзине, однако это суждение ошибочно. Ведь игрок может попасть случайно даже с закрытыми глазами. Чаще попадать в корзину поможет верно освоенная техника правильного броска. Для начала выделим разновидности бросков в баскетболе.

Виды бросков в баскетболе

Все броски в баскетболе можно классифицировать по следующим категориям:

Задействование рук при броске

Бросок двумя руками

Бросок одной рукой

  • сверху

  • от груди

  • снизу

  • сверху вниз

  • добивание

  • сверху

  • от груди

  • снизу

  • сверху вниз

  • добивание

Взаимодействие со щитом

Возможность отскока

Направление к щиту

  • бросок с вращением без отскока от щита

  • бросок с отскоком от щита

 

  • прямолинейный по отношению к щиту бросок

  • бросок под углом к щиту

  • параллельный бросок

Позиция и передвижение игрока

характер движения игрока

расстояние до кольца

  • бросок с места

  • бросок в движении

  • бросок в прыжке

  •  дальний бросок - трехочковый

  • средний бросок

  • близкий бросок (из под щита, сверху)

Техника броска в баскетболе с отскоком от щита

Броски в баскетболе с отскоком от щита выполняются преимущественно с близкой дистанции. Обучение броскам целесообразно начинать с позиции под углом 45 градусов из под кольца с правой стороны правшам и с обратной левшам как наиболее простой из возможных. Бросок необходимо выполнять с отскоком от щита. Для правшей целью является правый верхний угол прямоугольника, изображенного на щите (точка 1). Траектория броска с минимальной дугой, практически прямолинейная. Забросить мяч в корзину возможно и при попадании в другую точку, изменяя силу броска, придавая вращение, но целью должен быть именно правый верхний угол. Также не забываем тренировать технику броска с противоположной позиции.

Следующим этапом в освоении бросковой техники с места является прямолинейный по отношению к щиту бросок. Для занятия правильной позиции необходимо подойти на пару шагов прямо от штрафной линии в направлении кольца. Не стоит заходить слишком близко под кольцо, так как в этом случае траектория полета мяча будет иметь очень большую дугу, что увеличивает сложность попадания в цель. Целью в данном случае является середина верхней стороны прямоугольника, изображенного на щите (точка 2). Если мяч при отскоке бьется в переднюю дугу кольца и при этом не попадает, следует уменьшить силу броска.

После освоения бросков с места необходимо переходить к броскам в движении. Бросок начинается сразу же после второго свободного шага одновременно с выносом ноги на третий шаг. Момент броска оптимально выбирать, когда тело находится в наивысшей точке и вот вот должно опускаться. Ориентировочным началом свободных шагов при движении под углом к кольцу является второй маркер трапецевидной зоны, при прямолинейном движении - штрафная линия. Первый свободный шаг следует выполнять с той ноги, какой рукой будет выполняться бросок.

Техника броска в баскетболе без отскока от щита

Основной ошибкой в броске является отсутствие необходимой величины дуги в траектории полета мяча и неправильная работа кисти баскетболиста. При выполнении броска рука должна полностью выпрямляться, а кисть должна срабатывать так, чтобы мячу придавалось вращение против часовой стрелки. При бросках со средней дистанции высота мяча, находящегося в наивысшей точке над уровнем кольца, должна быть в пределах 1,5-2 метров. Эта величина может варьироваться в зависимости от положения игрока, роста и других факторов.

Выполнение баскетбольного броска условно можно разделить на три фазы:

  • подготовительная

  • основная

  • завершающая

В подготовительной фазе игрок визуально определяет цель, обеспечивает возможность безпрепятственного броска путем выполнения отклонов назад, в сторону, совершения прыжков. Основную фазу определяет непосредственная работа руки, придание мячу, нужной скорости, траектории и вращения. Стартом завершающей фазы является начало свободного полета мяча.

Штрафной бросок в баскетболе

Штрафной бросок в баскетболе выполняется с позиции, обозначенной как штрафная линия. Назначается в случае фола в момент выполнения броска, либо за умышленную грубость. При попадании мяча в корзину во время нарушения пробивается один мяч, в других случаях -  два. Исключением является только нарушение во время броска с трехочковой позиции: здесь игроку дается три попытки забить мяч. Каждый из забитых мячей при выполнении штрафного броска приравнивается к одному очку. Также штрафной бросок может быть назначен судьей в других случаях при явных нарушениях команды.

Техника выполнения штрафного броска в баскетболе существенно не отличается от выполнения других бросков. Ступни игрока не должны пересекать штрафную линию, в противном случае бросок не будет защитан. При выполнении штрафного броска взгляд баскетболиста направлен на ближнюю дугу кольца, ноги слегка согнуты. Основная фаза начинается с разгибания коленей и выпадом руки. Особое внимание следует уделять работе кисти. Она должна повторять движение, будто вы закладываете мяч в корзину.



Как научиться играть в баскетбол? Основы баскетбола

Баскетбол для начинающих игроков может показаться достаточно сложной игрой, не смотря на простую цель – забить мяч в корзину. Сложность игры заключается во множестве нюансов, таких как: правильное ведение мяча, блокировка игроков, техника броска, распределение на игровой площадке – все это является основами для успешной игры в баскетбол.

Основы баскетбола

Чтобы научиться играть в баскетбол нужно помнить о пяти основных составляющих:

Бросок мяча в корзину.  Выиграть в баскетбол достаточно просто – необходимо как можно больше забить мячей в корзину соперника и не допустить обратного. Необходимо тренировать технику броска с различных позиций, положений тела, с использованием отскока от щита и без, с остановкой и в движении.

Ведение. Перемещение игрока с мячом в пределах площадки возможно лишь с периодичным (не более 2х шагов) ударом мяча об пол. Запрещается ведение двумя руками, а также пронос. Величина отскока мяча от пола при ведении не должна превышать рост игрока. Начинающему баскетболисту необходимо тренироваться в ведении мяча обеими руками, обращая на него внимание лишь боковым зрением.

Передача. Одним из основных тактик игры в баскетбол является принцип «передал – открылся». Даже самый быстрый человек не может перемещаться по площадке со скоростью полета мяча. После передачи мяча своему партнеру необходимо сразу же занять соответствующее положение для приема или же обеспечить беспрепятственный бросок, проход к щиту. Игра в пас является основным принципом игры в баскетбол.

Подбор. Большинство тренеров на вопрос «Как выиграть в баскетбол?» отвечают: «Необходимо выиграть щит», тем самым подразумевая, что мяч должен оставаться во владении команды даже после совершения неудачного броска. Количество подборов мяча при отскоке от щита является весьма важным показателем в как в статистике каждого игрока, так и команды в целом.

Перемещение без мяча. В каждый момент игры с мячом находится всего один баскетболист. Действия остальных игроков команды направлены на успешное завершение атаки, а соперников на отбор, перехват и препятствие броску.

Как правильно играть в баскетбол?

Научиться хорошо играть в баскетбол помогут следующие советы:

  • Полноценно задействуйте всю команду. Безусловно, как и в других игровых видах спорта здесь присутствуют лидеры. Однако всегда стоит помнить фразу, вполне применимую к баскетболу: «Один в поле не воин!».

  • Играйте жестко, но по правилам. Несравненным преимуществом в борьбе будут обладать высокие люди с хорошими физическими данными. Низкорослые игроки могут выиграть за счет скорости, хорошей техники дриблинга и броска.

  • Никогда не спорьте с судьей. Навряд ли вам удастся отменить решение судьи, наиболее перспективным результатом будет пробитие технического броска за разговор.

  • Тренируйте все аспекты игры: точный бросок, дриблинг, высокий прыжок, старайтесь выполнять перехваты, блокшоты.

  • Думайте. Тактика в игре занимает далеко не последнее место.


VI. ОПИСАНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ ИГРЫ В НАПАДЕНИИ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ.

 


           

ТЕХНИКА НАПАДЕНИЯ. СТОЙКА В НАПАДЕНИИ.

Это исходное положение, из которого баскетболист наиболее быстро может действовать без мяча или с мячом. При рациональной стойке, обеспечивающей устойчивое равновесие и быстрый маневр, ноги ставятся  на ширине плеч, стопы – параллельно друг другу на одной линии или одна из них выдвинута на 15-20 см вперед. Тяжесть тела распределяется равномерно на обе ноги, на передние части стоп. Пятки приподняты от пола на 1-2 см. Колени полусогнуты, спина прямая, руки согнуты в локтях и слегка разведены в стороны. Когда игрок овладевает мячом, он подтягивает его к груди, ноги и туловище при этом сохраняют то же положение. 

   ОШИБКИ.

1.      Тяжесть тела перенесена на одну ногу, а вторая недостаточно согнута в коленном суставе.
2.      Пятки касаются пола.
3.      Туловище чрезмерно наклонено вперед, а таз отведен назад.
4.      Носки ног чрезмерно разведены наружу.
5.      Голова и руки опущены.
6.      Излишняя напряженность.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ.

1.      Принять положение стойки без мяча стоя на месте.
2.      Ходьба обычная, варианты ходьбы, по сигналу (слуховому, зрительному) принять стойку баскетболиста. 
3.      Бег, варианты бега, по слуховому, зрительному сигналу принять стойку баскетболиста.
4.      Из различных исходных положений, после выполнения общеразвивающих упражнений принять стойку баскетболиста.

 ДЕРЖАНИЕ МЯЧА.

Прежде чем приступить к изучению стойки баскетболиста с мячом, необходимо научить учеников правильному держанию мяча. Его выполняют следующим образом. Кисти обеих рук и широко расставленными (как «веер») пальцами располагают сбоку, несколько сзади от центра мяча. Большие пальцы направлены вверх - внутрь, примерно под углом 60 градусов друг к другу, остальные вперед.

Мяч с ладонью не соприкасается и удерживается только фалангами пальцев. Если у игрока взять мяч, а кисти оставить в том же положении, то они как будто образуют воронку.

 ОШИБКИ.

1.      Кисти располагаются на задней поверхности мяча.
2.      Мяч касается ладоней.
3.      пальцы направлены вниз.

 УПРАЖНЕНИЯ   ДЛЯ   ОБУЧЕНИЯ

1.      Принять положение имитация держания мяча, образуя воронкообразное положение кистей;
2.      Наклониться к лежащему на полу мячу, положить на него кисти рук и поднять мяч на уровне груди;
3.      Подбросить мяч вверх и поймать его на уровне груди;
4.      В парах занимающиеся поочередно поднимают мяч и выполняют им движения в разных направлениях, а партнеры проверяют правильность держания, положение пальцев, ладоней;
5.      Занимающиеся перемещаются с мячом в руках и по сигналу стойки с мячом;
6.      Соревнование на правильность выполнения стоек с мячом и без мяча. Занимающиеся выстраиваются в две колонны, учитель – в центре площадки. По сигналу учителя колонны подбегают к нему, фиксируют стойку баскетболиста и учитель оценивает качество выполнения приема обоих учеников, после чего они возвращаются в конец колонны. Ученик, показавший лучшую технику стойки получает 1 очко. При равном качестве демонстрации приема оба ученика получают по одному очку. Побеждает команда, набравшая большее количество очков.

ПЕРЕДВИЖЕНИЕ   БЕЗ   МЯЧА.

1.      Ходьба – применяют главным образом для смены позиции в период коротких пауз, а также при изменении темпа в сочетании с бегом. Игрок передвигается, придерживаясь положения основной стойки, на полусогнутых ногах, что позволяет в любой момент резко начать ускорение.

2.      При беге баскетболиста соприкосновение ноги с площадкой осуществляется перекатом с пятки на носок или мягкой постановкой ноги на всю ступню. Только при коротких, прямолинейных рывках первые 4-5 ударных шагов делаются резкими и короткими, с постановкой ноги с носка. При изменении направления бега игрок мощно отталкивается выставленной вперед ногой в сторону, противоположную намеченному направлению, туловище же отклоняется внутрь описываемой при передвижении тела дуги.

ОШИБКИ.

1.      Бег с носка.
2.      Ноги в коленном суставе прямые.

УПРАЖНЕНИЯ   ДЛЯ   ОБУЧЕНИЯ

1.      Бег по периметру площадки с ускорениями на определенных участках площадки.
2.      Ускорение по сигналу.
3.      Бег по кругу. По сигналу, последующий догоняет впереди бегущего.
4.      Бег по кругу. По сигналу, последующий «змейкой» обегает впереди бегущих и продолжает бег во главе колонны.
5.      То же, но ученики в колонне перемещаются спиной вперед.
6.      Ученики бегут в колонне по одному с интервалом 1-1,5 м. По сигналу последний догоняет направляющего в колонне по кратчайшему пути и становится во главе колонны.

 ОСТАНОВКА   ДВУМЯ   ШАГАМИ.

Данная остановка чаще всего выполняется, если игрок владеет мячом. Игрок ведет мяч, с шагом правой (длинный шаг, с небольшим приседом и некоторым отклонением туловища назад, постановка ноги осуществляется перекатом с пятки на носок) берет мяч в руки, подтягивая его к груди. Второй шаг левой, более короткий, сопровождается небольшим разворотом туловища в сторону ноги стоящей сзади. После этого тяжесть тела распределяется на обе ноги, которые сильно сгибаются во всех суставах, остановка фиксируется.

ОСТАНОВКА ПРЫЖКОМ

Данную остановку можно выполнять как с мячом так и без мяча. После разбега игрок отталкивается ногой и делает невысокий стелющийся прыжок по ходу движения. Плечи в полете отводятся несколько назад. Приземление осуществляется либо одновременно на обе ноги, либо сначала на одну ногу с последующей постановкой другой. Туловище при этом разворачивается в пол оборота в сторону сзади стоящей ноги, на которую приходится большая часть тяжести тела. Чем быстрее передвигается игрок, тем сильнее сгибается при остановке ноги.

ОШИБКИ

1.      Стопа на одной линии по ходу движения, перенос массы тела на выставленную вперед ногу и как правило потеря равновесия.
2.      Шаги выполняются с постановкой стоп с носка и недостаточно сгибаются в коленных суставах.
3.      Чрезмерно высокий подскок – при остановке прыжком.

 УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКИ ОСТАНОВКИ ДВУМЯ ШАГАМИ.

1.    Ходьба, один шаг короткий, 2-ой длинный.
2.    Бег, один шаг короткий, второй длинный.
3.    У игрока мяч – подбросить вперед – поймать от пола с шагом правой (длинный), 2-ой шаг левой стопорящий короткий.
4.    Тоже, но медленно бегом.
5.    Остановка двумя шагами после ловли мяча.
6.    Остановка двумя шагами после ведения по зрительному, слуховому сигналу.
7.    В парах. Один игрок ведет мяч – остановка – двумя шагами – повороты плечом вперед, назад – передача партнеру.
8.    Эстафеты.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ОСТАНОВКИ ПРЫЖКОМ.

1.    Ходьба. Остановка прыжком.
2.    Бег. Остановка прыжком.
3.    Бег. Остановка после слухового, зрительного сигнала.
4.    Остановка прыжком после ловли мяча.
5.    Остановка прыжком после ведения мяча.
6.    Эстафеты.

ПОВОРОТЫ НА МЕСТЕ

Повороты могут выполняться как с мячом, так и без мяча, для ухода от опекуна или укрывания мяча от выбивания или вырывания.

Игрок с мячом поворачивается в нужном направлении, переступая одной ногой вокруг другой, которую по правилам баскетбола нельзя отрывать от пола во избежание пробежки. Вся тяжесть тела переносится при повороте на опорную ногу, являющуюся как бы осью вращения и поэтому называемую осевой. Осевая нога во время поворота опирается на носок, который не смещается, а лишь разворачивается в сторону шага. Центр тяжести при этом не должен подниматься и опускаться. Руки могут принимать различные положения, которые определяются игровой ситуацией. Повороты выполняются как вперед, так и назад.

ОШИБКИ

1.    Отрыв или смещение осевой ноги.
2.    Вертикальные колебания высоты центра тяжести.
3.    Перенос массы тела на маховую ногу.
4.    Выпрямление осевой ноги.
5.    Туловище сильно наклонено вперед.
6.    Мяч не укрыт туловищем от защитника.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ПОВОРОТОВ НА МЕСТЕ

1.    Выполнение поворота стоя на месте без мяча.
2.    То же с мячом.
3.    То же в сочетании с ловлей мяча на месте.
4.    То же в сочетании с ведением мяча, остановками.
5.    То же с добавлением ловли и передачи мяча.
6.    То же с сопротивлением защитника.
7.    Эстафеты.

СОВЕТЫ ПО ТЕХНИКЕ ПЕРЕДВИЖЕНИЙ.

1.    Выполняй остановки и повороты быстро.
2.    Удерживай ноги на ширине плеч.
3.    Сохраняй низкую стойку и равновесие.
4.    Укрывай мяч от защитника телом.

ЛОВЛЯ МЯЧА

Ловля мяча – прием, с помощью которого игрок может уверенно овладеть мячом и предпринять с ним дальнейшие атакующие действия. Ловля мяча двумя руками – если мяч приближается к игроку на уровне груди или головы, следует вытянуть руки навстречу мячу, ненапряженными пальцами и кистями образуя как бы воронку, размером несколько большую, чем обхват мяча. В момент соприкосновения с мячом нужно обхватить его пальцами (не ладонями), сближая кисти, а руки согнуть в локтевых суставах, подтягивая к груди. Сгибание рук является амортизационными движениями, гасящими силу удара летящего мяча. После приема мяча туловище вновь подают слегка вперед: мяч укрываемый от соперника разведенными локтями, выносят в положение готовности к последующим действиям.

ЛОВЛЯ ОДНОЙ РУКОЙ

Для этого рука выносится навстречу летящему мячу с широко расставленными и слегка согнутыми пальцами. При соприкосновении пальцев с мячом производится уступающее движение руки за счет сгибания ее в локтевом суставе, что затормаживает скорость полета мяча и дает возможность легко поймать его. Затем мяч захватывается второй рукой и занимающийся принимает основную стойку баскетболиста.

 ЛОВЛЯ ВЫСОКОЛЕТЯЩИХ МЯЧЕЙ.

При ловле мяча, летящего высоко над головой, игрок должен выпрыгнуть с выносом рук вверх. Кисти рук разворачиваются навстречу мячу. В момент касания мяча пальцев, кисти поворачиваются вовнутрь и обхватывают мяч. Затем руки сгибаются в локтевых суставах и мяч притягивается к туловищу. После приземления занимающийся сохраняет основную стойку нападающего с мячом.

ОШИБКИ

1.    Отсутствует уступающее движение рук во время прикосновения к мячу.
2.    Кисти обращены ладонями друг к другу или широко расставлены в стороны и мяч проходит между кистей.
3.    Руки (рука) не вытягиваются навстречу мячу.
4.    Пальцы встречаются с мячом, когда руки (рука) значительно согнуты в локтевых суставах.
5.    Мяч принят ладонями (ладонью), а не кончиками пальцев.

ПЕРЕДАЧА МЯЧА ДВУМЯ РУКАМИ ОТ ГРУДИ, СТОЯ НА МЕСТЕ

Передача мяча – прием, с помощью которого игрок направляет мяч партнеру для продолжения атаки.

Передача мяча двумя руками от груди, стоя на месте – кист с расставленными пальцами свободно обхватывают мяч, удерживаемый на уровне пояса, локти опущены. Кругообразным движением рук вперед-вниз – на себя – вверх и одновременным плавным сгибанием ног в коленных суставах, мяч подтягивают к груди. Затем мяч посылают вперед резким выпрямлением рук почти до отказа, при этом ноги полностью разгибаются и масса тела переносится на выставленную вперед ногу. Мяч выпускается захлестывающим движением кистей, придавая ему обратное вращение. После передачи руки расслабленно опускают, игрок выпрямляется, а затем занимает положение на слегка согнутых ногах.

ПЕРЕДАЧА ОДНОЙ РУКОЙ

Передача одной рукой от плеча стоя на месте – руки я мячом отводят к правому плечу так, чтобы локти не поднимались и одновременно игрок слегка поворачивается в сторону замаха. Затем левая рука отводится от мяча, правая же сразу выпрямляется, туловище поворачивается вслед за ней, масса тела переносится на впереди стоящую ногу. Мяч выпускается движением руки и кисти. После вылета мяча правая рука на короткое мгновение как бы сопровождает его, затем игрок возвращается в исходное положение – стойку баскетболиста.

ОШИБКИ

1.    Несогласованность движения рук и ног.
2.    Широкое расставление локтей, чрезмерная амплитуда замаха.
3.    Отсутствие захлестывающего движения кистями.
4.    Туловище чрезмерно наклонено вперед.
5.    При передаче одной рукой: поднимают мяч высоко над плечом.
6.    При передаче в движение так же вертикальное колебание туловища или прыжки, вместо скользящих «мягких» шагов.
7. Передача и ловля мяча разучиваются одновременно.

ЛОВЛЯ МЯЧА

1.    Ловля мяча стоя на месте.
2.    Ловля мяча в движении бегом.
3.    Ловля высоко и низко летящего мяча.

ПЕРЕДАЧА МЯЧА СТОЯ НА МЕСТЕ

1.    Имитация передачи.
2.    Замах и передача без работы ног.
3.    Передача с работой ног.
4.    Передача на длинное и короткое расстояние.
5.    Передача в разных направлениях.
6.    Передача в сочетании с другими техническими приемами.
7.    Подвижные игры.

Передача в движении может выполняться после ведения мяча и после его ловли. Игрок ведет мяч, с шагом правой – это первый шаг (правая нога впереди на пятки, игрок находится в положении выпада) берет мяч в руки, выполняет кругообразное  движение руками с мячом и одновременно выполняет шаг левой (это второй шаг) и не ставя правую ногу на опору, игрок выпрямляет руки и захлестывающим движением посылает мяч в нужном направлении. После этого ставит правую ногу на опору, опускает руки и продолжает движение в нужном направлении или остается на месте. Передвигаться игрок должен перекатом с пятки на носок на согнутых в коленных суставах ногах.

ОШИБКИ

1.    При ловле мяча игроки останавливаются или подпрыгивают.
2.    Бегут в руках с мячом, т.е. больше 2-х шагов.
3.    Двигаются в сторону, а не на встречу мячу (упр. при встречном беге в колоннах).
4.    Передача очень высоко или низко, а не а грудь.
5.    Очень сильная передача.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧЕ В ДВИЖЕНИИ

1.    «Мертвый мяч». Занимающиеся разбиваются на пары. В 5-6 м от стены у занимающегося, на вытянутой  в сторону руке, находится мяч. Его партнер идет широкими шагами с расстояния 3-4 м и с шагом правой ноги берет мяч с руки, выполняет замах, шаг левой, выносит руки вперед и, не ставя на опору правую ногу, финальным, захлестывающим движением посылает мяч в стену, ставит правую ногу на опору.
2.    То же, но медленно бегом.
3.    Передача в движении после ловли.
4.    Передача в движении после ведения.
5.    Передачи в движении во встречных колоннах.
6.    Передачи в движении при параллельном передвижении игроков к противоположному щиту.
7.    Передачи в движении по кругу.
8.    Подвижные игры:

«Командные салки». Класс делится на 2 команды. Одна команда водящая, вторая – убегающая. Команда водящих передает друг другу мяч заданным способом, стараясь догнать игроков противоположной команды и осалить их мячом, не выпуская мяча из рук. Осалинный выходит из игры. Игра закончиться, когда первая команда всех осалит. Затем они меняются ролями.

Методические указания: игра универсальная, в ней закрепляется техника передвижения без мяча, остановки, повороты, передачи стоя на месте и в движении.

«Салки и мяч». Игроки бегают по площадке, спасаясь от преследования водящего и передают друг другу мяч. Задача состоит в том, чтобы в конечном итоге послать мяч игроку, которого настигает водящий, так как игрока с мячом салить нельзя. Однако водящий может осалить мяч в руках играющего. Последний, в этом случае, становится водящим. Водящему разрешается в ходе игры салить мяч на лету, перехватывая его. Если водящий сумел это сделать, его сменяет игрок, виновный в потере мяча.

«Чья команда сделает больше передач». Две команды. Игра начинается с подбрасывания мяча в центральном кругу. Команда, овладевшая мячом начинает выполнять передачи между своими игроками, перемещаясь в любом направлении по площадке. Вторая команда старается перехватить мяч, не давая игрокам получить точную передачу.

Учитель считает количество передач сделанных командой до тех пор, пока мячом не овладеет вторая команда. Затем он начинает считать выполненные передачи. Можно играть до определенного количества передач или времени. Бегать с мячом в руках нельзя.

 СОВЕТЫ ЛОВЯЩЕМУ МЯЧ

1.    Не отводить взгляда от летящего мяча до тех пор, пока он не коснется кончиков пальцев.
2.    Вытягивать руки навстречу летящему мячу, расслабляя при этом локти и кисти.
3.    При ловле низкого мяча направлять пальцы вниз, а ладони наружу, при ловле высокого мяча направлять пальцы вверх, а ладони наружу.
4.    При приближении мяча руки в локтевых суставах согнуть, а пальцы расставить в стороны, образуя ими полусферу.
5.    Не касаться мяча ладонями.
6.    Выходить навстречу летящему мячу.

 СОВЕТЫ ПЕРЕДАЮЩЕМУ МЯЧ

1.    Не допускать небрежности при выполнении передач.
2.    Выполнять передачи быстро.
3.    При выпуске мяча контролировать его кончиками пальцев.
4.    Передавать мяч в точку, где будет партнер, а не туда, где он находится в настоящее время.
5.    Смотреть в сторону от партнера, принимающего передачу,  а не  на него.
6.    Не стоять после передачи, выйти на свободное место.
7.    Ведение мяча – единственный прием, дающий возможность игроку продвигаться с мячом по площадке с большим диапазоном скоростей и в любом направлении.

Ведение осуществляется последовательными мягкими толчками мяча одной рукой вниз – вперед  несколько в сторону от ступней. Основные движения выполняют локтевой и лучезапястный суставы. Ноги необходимо сгибать, чтобы сохранить положение равновесия и быстро изменить направление движения. Туловище слегка подают вперед, плечо и рука, свободная от мяча, должны не подпускать соперника к мячу. Для ведения характера синхронность ритма чередования шагов и движений руки, контактирующей с мячом.

 ОШИБКИ

1.    Хлопок по мячу.
2.    Туловище сильно наклонено вперед, голова опущена вниз.
3.    Мяч ударяется перед собой.
4.    Ноги недостаточно согнуты.
5.    Ведение со зрительным контролем.

Ведение с изменением скорости и высоты отскока. Чем выше отскок и меньше его угол (в рациональных пределах), тем выше скорость передвижения. При отскоке низком и близком к вертикальному, ведение замедляется и может вообще выполняться на месте.

Ведение с изменением направления – игрок ведет мяч правой рукой – кисть накладывает на боковую поверхность мяча и, выпрямляя руку, посылает его влево. Туловище при этом наклоняется в сторону полета мяча, тяжесть тела переносится на левую ногу. Игрок продолжает двигаться в новом направлении, ведя мяч левой рукой.

ОШИБКИ

1.      Ведение правой рукой влево и наоборот.
2.      При переводе мяча с руки на руку отсутствует низкий отскок.
3.      Туловище в момент перевода не укрывает мяч.

 УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ВЕДЕНИЯ МЯЧА ПО ПРЯМОЙ

1.      Ведение мяча на месте.
2.      Ведение мяча в ходьбе.
3.      Ведение мяча медленным бегом.
4.      Ведение мяча на максимальной скорости.
5.      Ведение по прямой – остановка заданным способом – передача.
6.      Ведение по прямой – остановка – поворот – передача.
7.      Ускорение – ловля мяча – ведение – остановка – поворот – передача.
8.      Ведение с изменением высоты отскока.
9.      Ведение с изменением скорости.
10.  Ведение с изменением высоты отскока и скорости.
11.  9 и 10 упражнения в условиях сопротивления.

 УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ВЕДЕНИЯ С ИЗМЕНЕНИЕМ НАПРАВЛЕНИЯ

1.      Ведение на месте правой – перевод на левую, ведение левой – перевод на правую.
2.      Ведение шагом, правой рукой в правую сторону – перевод на левую руку – ведение левой рукой в левую сторону и т.д.
3.      Ведение с изменением направления бегом.
4.      Ведение с изменением направления, меняя направление перед препятствием (стойки, набивные мячи).
5.      Ведение с изменением направления в условиях сопротивления.
6.      Подвижные игры.      

СОВЕТЫ ДРИБЛЕРУ (ВЕДУЩЕМУ МЯЧ)

1.      Держать голову поднятой и вести мяч без зрительного контроля.
2.      Не бить по мячу ладонью.
3.      Изменить длину шага и направление движения.
4.      Не ударять мячом о пол, если не хочешь продвинуться.
5.      Контролировать мяч пальцами.
6.      Снижать высоту отскока мяча при подходе к сопернику.
7.      Увеличивать высоту отскока мяча для ускорения ведения.
8.      Быть готовым сделать передачу или бросок по корзине.

Бросок мяча в корзину – технический прием являющийся завершающейся стадией атаки.

Бросок двумя руками от груди стоя на месте – игрок в стойке баскетболиста, мяч на уровне груди (стопы могут располагаться на одной линии или одна нога выдвинута немного вперед) удерживается пальцами, локти у туловища, ноги в коленных суставах слегка согнуты, туловище прямое, взгляд направлен на корзину. Одновременно с круговым движением мяча (как в одновременной передаче) и еще большим сгибанием ног в коленных суставах мяч подносится к груди. Не останавливая движения мяч выносится вдоль туловища вверх-вперед в направлении  кольца и захлестывающим движением кистей, придавая мячу обратное движение выпускается с кончиков пальцев, одновременно выпрямляются ноги. Вес тела переносится на впереди стоящую ногу, тело и руки должны сопровождать полет мяча. После выпуска мяча игрок возвращается в исходное положение.

 ОШИБКИ

  • Руки выпрямляются вертикально вверх.

  • Бросок выполняется без работы ног, траектории обратного вращения.

  • Отсутствует захлестывающее движение кистями. 

  • Отсутствие расслабления после броска.

  • Отсутствие согласованности роботы рук и ног.

Бросок одной рукой от плеча стоя на месте. В исходном положении ноги располагаются на ширине плеч. Нога, одноименная бросающей руке, выдвинута вперед на 10-15 см., носок и колено ее развернуты точно в направлении корзины, вес тела равномерно распределен на обе ноги, мяч располагается на уровне груди. Одновременно ноги слегка сгибаются, центр тяжести смещается на передние части стоп, мяч кратчайшим путем выносится над правым плечом, левая рука поддерживает мяч сбоку. Мяч должен полностью лечь на все фаланги пальцев. Локоть бросающей руки направлен вперед, кисть с мячом максимально сгибается назад. Линия плеча приблизительно параллельна полу. Одновременно с разгибанием ноги «бросающей» руки (правой) левая отводится в сторону. Мяч перемещается вперед-вверх под углом 65-70 градусов. Отрыв мяча от пальцев происходит, когда плечо, предплечье и кисть образуют почти прямую линию. После отрыва мяча от пальцев кисть сгибается до отказа (захлест кисти). Затем рука расслабленно опускается вниз и игрок принимает исходное положение.

ОШИБКИ

  1. Потеря равновесия.

  2. Несогласованность в работе рук и ног.

  3. Неполное разгибание руки в локтевом суставе.

  4. Отсутствие захлеста руки.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ С МЕСТА

1.      Имитация захлеста кистями (кистью) с фиксацией финального положения.
2.      Имитация замаха (кругообразного), выноса мяча, захлест кистями, фиксация финального положения.
3.      Имитация броска с работой ног.
4.      Бросок партнеру или в стену без работы ног.
5.      Целостное выполнение броска в стену или партнеру.
6.      Броски мяча в корзину с близкого расстояния сначала под углом 45 градусов к щиту (с отскоком), затем прямо перед корзиной.
7.      Броски мяча с линии штрафного, соблюдая все правила его выполнения.
8.  Подвижные игры.

Бросок одной рукой сверху в движении выполняют после ведения и ловли мяча. Игрок ведет мяч с шагом правой (1-ый шаг, длинный) берет мяч в руки, второй шаг левой ногой короткий, стопорящий, перекатом с пятки на носок, и одновременно выполняется отталкивание левой, мах правой и вынос мяча над правым плечом так, чтобы он лежал на правой руке, а левая поддерживала сбоку. В наивысшей точке прыжка рука выпрямляется до конца в локтевом суставе, бросок заканчивается захлестывающим движением кисти. После выпуска мяча игрок приземляется на обе ноги. Описание техники броска в движении дана для игроков бросающих с правой стороны.

ОШИБКИ

1.  Мяч ловится под разноименную бросающей руке ногу.
2.  Вынос руки с мячом для броска при выполнении шага.
3.  Выпуск мяча с руки, согнутой в локтевом суставе.
4.  Резкое, сильное движение руки с мячом.
5.  Отсутствие маха правой ногой, а просто сгибание ее в коленном суставе.
6.  Сгибание пальцев, а не захлестывающие движения кистью

 УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКА ОДНОЙ РУКОЙ СВЕРХУ В ДВИЖЕНИИ

1.  Исходное положение – прямая рука поднята вверх, мяч лежит на широко расставленных пальцах, которые смотрят назад – за счет тыльного сгибания кисти мяч отделяется от руки вверх, слегка вращаясь.
2.  Мяч на уровне груди – вынос мяча над правым плечом – в верхней точке – выпуск мяча с захлестывающим движением кисти.
3.  Исходное положение – левая нога впереди на пятке, ноги в коленных суставах согнуты, мяч на уровне груди. Одновременно отталкивается левой, мах правой и вынос мяча над правым плечом, выпуск мяча над собой в верхней точке, приземление на 2 ноги.
4.  Правая нога впереди на пятке и с шагом левой тоже, что и в 3 упражнении.
5.  Занимающиеся разбиваются на пары. У одного, на вытянутой в сторону руке, находится мяч. Его партнер идет широким шагом с расстояния 2-3 м. и под шаг правой берет мяч с руки партнера, делает шаг левой, отталкивается, мах правой – вынос мяча – бросок над собой.
6.  То же, медленно бегом.
7.  То же, но партнер с мячом располагается на боковой линии 3-х секундной зоны и бросок в кольцо с отражением от щита.
8.  Бросок в движении, после ловли мяча.
9.  Бросок в движении, после ведения мяча.
10.  Эстафеты, комплексные упражнения.

Методические указания: упражнения даны для занимающихся бросающих правой рукой

 Бросок в прыжке выполняется с места, после ведения и ловли мяча. Стойка баскетболиста с мячом, стопы ног располагаются параллельно друг другу. Мяч на уровне груди. Игрок выполняет сгибание ног в коленном суставе, отталкивается перекатом с пятки на носки вертикально вверх и одновременно выносит мяч вдоль средней линии туловища, выполняя вращательное движение кистью вместе с мячам влево так, чтобы мяч полностью лег на все фаланги пальцев правой кисти, а левая кисть поддерживала мяч сбоку. Линия плеча, приблизительно параллельна полу. В верхней точке полета, когда игрок как бы зависает в безопорном положении, бросающая правая рука разгибается в локтевом и лучезапястном суставах, происходит выпуск мяча за счет захлестывающего движения кистью.

После выпуска мяча игрок приземляется на обе ноги, принимая стойку баскетболиста для выполнения дальнейших действий.

ОШИБКИ

1.  Мяч выносится в исходное положение для броска до прыжка.
2.  При «подседании» наблюдается размахивание мячом.
3.  Локоть бросающей руки низко опущен и отведен в сторону.
4.  Мяч лежит на всей ладони.
5.  Мяч в верхнем положении выносится далеко вперед или назад.
6.  Не выпрямляется полностью рука при броске.

 УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ  БРОСКА В ПРЫЖКЕ

1.  Исходное положение – стойка баскетболиста – мяч на уровне груди. Вынос мяча – в исходное положение – для броска вдоль средней линии туловища.
2.  Исходное положение – сидя на полу. Вынос мяча вдоль средней линии туловища.
3.  Вынос мяча для броска одновременно с отталкиванием.
4.  Из исходного положения стоя на гимнастической скамейке – отталкивание, вынос мяча и приземление на пол.
5.  То же, но исходное положение перед гимнастической скамейкой.  
6.  Бросок в прыжке выполняют полностью около стенки или в парах.
7.  Бросок с расстояния 1,5-2 м.
8.  Бросок после ловли мяча. Одновременно с ловлей мяча игрок выполняет напрыгивание на пятки (с одновременной постановкой пяток на пол или с разновременной, т.е. сначала ставит ногу на пятку, а затем подставляет другую то же на пятку).
9.  Бросок в прыжке после ведения мяча.
10.  Подвижные игры и эстафеты.

СОВЕТЫ СНАЙПЕРУ

13.  Выполняй броски быстро.
2.  В исходном положении перед броском удерживай мяч перед грудью, близко к туловищу.
3.  Если бросаешь одной рукой, выведи локоть бросающей руки вперед.
4.  Выпускай мяч через указательный палец.
5.  Постоянно удерживай взгляд на цели.
6.  Полностью сосредоточься на броске.
7.  Следи за легкостью и непринужденностью броска.

Обманные движения (финты). Финт это ловкое движение, незаконченной технический прием, задачей которого является отвлечение внимания противника от истинных намерений нападающего. Финты могут быть с мячом и без мяча. Финты без мяча выполняются руками, туловищем, ногами, головой, взглядом, мимикой как на месте, так и в движении. Финты без мяча применяются для освобождения от защитника. Существуют финты на передачу, на бросок, на ведение.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ОБМАННЫМ ДЕЙСТВИЯМ ПЕРЕД ПЕРЕДАЧЕЙ, ЛОВЛЕЙ ИЛИ БРОСКОМ.

1.  Передача без зрительного контроля – мяч передается вправо, игрок смотрит влево.
2.  Движение на передачу вправо (влево), не выпуская мяч, резко изменить направление и передать его.
3.  Движение на передачу вправо (влево), изменить способ передачи после ложного движения.
4.  Передачи в парах на расстоянии 5-7 м, между  ними защитник. Задача защитника перехватить мяч. Перед передачей, чтобы вывести из равновесия защитника, выполнить обманное движение на передачу вправо или влево.

 


XI.УЧЕБНЫЕ ДВУСТОРОННИЕ ИГРЫ С ОГРАНИЧЕНИЯМИ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМИ ПРАВИЛАМИ.

 


 

К игре с соблюдением всех правил баскетбола следует подходить постепенно, начиная с уменьшенного времен и, ограниченного состава игроков в команде и упрощенных правил. Ученики должны последовательно знакомиться со всеми составными, частями игры. Судейство игр с ограничениями или дополнительными правилами проводится под руководством учителя или его помощника, из числа наиболее подготовленных учеников. Постепенное обучение игровым  действиям помогает новичкам успешно преодолевать трудности применения техники в процессе игры. Для устранения игры "толпой", индивидуализма в действиях и ограниченного применения технических приемов, предполагаются различные варианты учебных игр.                           /

В рекомендуемых вариантах особого внимания заслуживают игры, позволяющие охватить большое количество занимающихся.

I-й  в а р и н т. -Во всю длину площадки чертятся две параллельные линии, ,которые, делят площадку на три равных коридора. В составе команды пять игроков: правый и левый защитники, центровой, левый и правый крайние. Правый крайний и правый защитник играют только в'пределах правого коридора. Левый крайний и левый защитник играют в пределах левого коридора. В ходе игры они могут меняться местами, не выходя за пределы своего коридора.

В центральный коридор можно забегать при бросках мяча в корзину или при ведении мяча по направлению к щиту.Центровому разрешается играть во всех коридорах. Эта роль обычно поручается хорошо подготовленному ученику.

2-й   в а р и а н т.    То же, что и в первом варианте, но игрокам разрешается меняться местами: правому крайнему с левым крайним и левому защитнику с правым защитником. Центровой играет во всех коридорах.

 3-й  в а р и а н т.   Игра проводится с соблюдением всех правил, включая атаку корзины после того, как мяч побывает у всех игроков нападающей команды.

4~й  в а р и а н т.   Игра проводится с соблюдением всех правил, включая дополнительное правило, направленное на целесообразное выполнение ведения мяча (разрешается вести мяч, если нет возможности передать его ближайшим партнерам).

5-й  в а р и. а н т.  («Зонный баскетбол»"модификация игры «Передай дальше» из опыта польских тренеров). Игра способствует изучению простых тактических действий: выбор места на площадке для получения мяча, целесообразное расположение и взаимодействие игроков, перехват мяча во время передачи, держание игрока без мяча и. с мячом.

 В каждой команде девять игроков: :пятеро выполняют нападающие функции в передовой зоне, остальные четыре - защитные функции в тыловой зоне (они противодействуют пяти нападающим противоположной команды).

По условиям игры пятерка нападающих располагается в пяти кругах диаметром 1,5м.каждый. Нападающим разрешается одной ногой выходить из круга, чтобы увеличить зону для ловли мяча от партнеров. Нападающий, получив мяч, может воспользоваться поворотами и шагом в любую сторону за пределы круга (не смещая осевую ногу). Особенно важно сделать шаг с мячом при передачах. Это помогает игроку освободиться от опекающего его защитника и выполнить свободную передачу партнеру. Четыре защитника противоположной команды ведут борьбу с пятью нападающими. Защитники свободно бегают по площадке, но не имеют права забегать в круг. Защитник пытается перехватить мяч при передачах между нападающими. Если нападающему удалось овладеть мячом, защитник мешает ему выполнить точную передачу. В этих условиях (неплотного единоборства) защитник может выбить мяч из рук, если нападающий не успел сделать поворота или шага назад.

Основные правила:

1. Команды после приветствия становятся на свои места: пятерка нападающих в пяти кругах, четыре защитника около центрального круга.
2. Судья подбрасывает мяч между двумя защитниками, которые в прыжке стремятся отбить его своим партнерам-защитникам. Игрок, овладевший мячом, пытается точно передать мяч в круг своему партнеру-нападающему.
3. Нападающие стараются точно передавать мяч друг другу. Как только мяч окажется в кругу, ближайшем к корзине, нападающий может воспользоваться благоприятным случаем, чтобы забросить мяч в корзину с близкого расстояния.
4. Мяч, заброшенный в корзину, вводится в игру баскетболистом противоположной команды. Игроки-защитники вводят в игру мяч передачей из-за лицевой линии. Они могут воспользоваться ведением или передачей мяча своим нападающим, расположенным в пяти кругах на противоположной половине площадки. Игра продолжается, если при неточном броске мяч отскочил в круг к нападающему..
5. Если при неточном броске мяч отскочил к защитникам, они передают его своим нападающим на противоположную половину площадки.
6. Через определенный промежуток времени в командах изменяется расстановка игроков. Побеждает команда, которая ^установленное время набрала наибольшее количество очков.            ^

6-й в а р и а н т ("Школьный баскетбол"). В игре участвуют 20 занимающихся: 10 мальчиков и 10 девочек. В каждой команде играют 5мальчикови 5 девочек. Мальчики из обеих команд играют на одной половине площадки, а девочки на другой. В процессе игры не разрешается переход средней. линии площадки. Первую половину игры мальчики одной команды, все время защищают свою корзину и овладев мячом, передают его девочкам своей команды, которые атакуют противоположную корзину. .После 2-5 минут игры, команды меняются ролями: тот, кто защищался, переходит к атакующим действиям. Побеждает команда, которая за время игры набрала наибольшее количество очков..

7-й в а р и а н т. Класс делится на две равные команды. По 5 мальчиков из каждой команды играют в поле, остальные располагаются пятерками за лицевой и боковыми линиями передовой зоны. Все пятерки, выстраиваются в шеренги годна пятерка - за правой боковой линией, вторая - за левой боковой и третья - за лицевой. Игра проводится по правилам со следующими дополнениями:?/;

а) игроки, действуя в поле, обязаны направить мяч одному из игроков, стоящему за линиями поля;
б) игроки за линиями поля могут сразу передать мяч игроку в поле или друг другу, и затем партнерам, играющим в поле;
в) игроки в поле должны повторно передавать мяч за линию игрокам различных пятерок;
г) игрокам в поле разрешается вести мяч только перед завершающим броском в корзину;
д) через определенное время на площадку выходят очередные пятерки, а на их место за линией становятся играющие.

 8-й  в а р и а н т. "Поточный баскетбол".Проводится в группах с большим количеством занимающихся. Группа разделяется на команды по 4-5 игроков. Две команды играют на площадке.. Остальные, ожидая своей очереди, располагаются шеренгами за лицевыми линиями поля.

Игра проводится с соблюдением правил баскетбола с вариантами поточной смены команд:
 а) Нападающая команда, забросившая мяч в корзину, продолжает нападать в обратном направлении против очередной команды, выбегающей из-за лицевой линии.
б) Команда, перехватившая мяч, атакует противоположную корзину, которую выбегает защищать очередная команда.
в) Команда, не сумевшая защитить свою корзину или потерявшая мяч (вследствие ошибки или наказания), возвращается за лицевую линию и дожидается своей очереди.

2. а) Если в течение определенного времени нападающая команда не забросит мяч в корзину, она заменяется другой. Замена состоится в том случае, если мяч будет заброшен.
    б) Команда, овладевшая мячом, атакует противоположную корзину, а очередная команда выбегает, чтобы защитить свою корзину.

1.      Независимо от результата обе команды после истечения определенного времени уходят за лицевую линию.
2.      Группа делится на две равные команды. В каждой команде ученики комплектуются пятерками: первая пятерка, вторая и т.д. В начале играют первые пятерки, через короткий промежуток времени их сменяют вторые, затем третьи и т.д. Счет игры ведется общий для обеих команд.

9-й  в а р и а н т.  В каждой команде играют по восемь учеников. Овладев мячом, команда переходит в нападение в составе пятерых игроков, остальные трое отдыхают на середине поля и наблюдают за игрой. Вместе с ними находятся три игрока из команды, которая защищается. После заброшенного мяча (либо перехвата), в нападение переходят двое из состава защищавшейся команды совместно с тремя партнерами, отдыхавшими на середине поля. Таким образом, в атаках участвуют пять игроков, а остальные трое отдыхают. Игроки отдыхают поочередно, кроме капитанов команд.

^      10-й  в а р и а н т.  Игра с соблюдением всех правил. Нападающей команде, при овладении мячом от щита, прибавляется 2 очка к общему счету игры.

        11-й  в а р и а н т.  Игра с соблюдением всех правил. За бросок со средней дистанции команде начисляется: за попадание мяча в верхнюю часть корзины - 2 очка, за точное попадание в корзину - 4 очка.

            12-й  в а р и а н т.  Игра с соблюдением всех правил. Команда, забросившая мяч после быстрого прорыва, вновь владеет мячом. Мяч вводится в игру из-за боковой линии. Разрешается атаковать корзину после того, как мяч
обойдет всех игроков нападающей команды,

13-й в а р и а н т.  Игра с соблюдением всех правил. Команда, забросившая мяч, вновь атакует. Мяч вводится в игру из-за боковой линии и перед атакой должен обойти всех игроков.

14-й в а р и а н т. Игра с соблюдением всех правил. Для хорошо подготовленных игроков устанавливается определенный предел бросков:
а) игрок заменяется, либо продолжает играть, но ему после определенного числа личных попаданий (6-8 очков)  не разрешается атаковать корзину;
б) игроку разрешается атаковать корзину после удачных бросков партнера (одного и более, по договоренности).

15-й в а р и а н т.  Игра с соблюдением всех правил, ,включая обязательное применение определенного технического приема или тактического действия. За успешное выполнение команде начисляется определенное количество очков.

16-й  в а р и а н т.  Игра с соблюдением всех правил, включая дополнительное правило, разрешающее ведение мяча только дальней рукой от противника. Ведение мяча ближайшей рукой к противнику считается ошибкой, и мяч передается противоположной команде для выбрасывания из-за боковой  линии. 

17-й  в а р и а н тИгра с соблюдением всех правил, включая дополнительное правило, направленное на выбор целесообразной передачи.  Если противник оказывает противодействие передаче правой рукой, игроку надо обязательно передавать мяч левой рукой, либо с левой стороны, придерживая мяч обеими руками (двумя руками от левого плеча или двумя руками снизу со стороны левой ноги).

18-й  в а р и а н т.  Игра с соблюдением всех правил, включая обязательное ведение мяча без зрительного контроля.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!