СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Очерк жизни и творчества Н.А. Некрасова. Особенности жанра и композиции поэмы Н.А. Некрасова, «Кому на Руси жить хорошо?». Нравственная проблематика поэмы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лекция № 17 по дисциплине ОДБ.02 "Литература" для студентов первого курса, обучающихся на базе 9 классов

Просмотр содержимого документа
«Очерк жизни и творчества Н.А. Некрасова. Особенности жанра и композиции поэмы Н.А. Некрасова, «Кому на Руси жить хорошо?». Нравственная проблематика поэмы»

Очерк жизни и творчества Н.А. Некрасова. Особенности жанра и композиции поэмы Н.А. Некрасова, «Кому на Руси жить хорошо?». Нравственная проблематика поэмы

Николай Алексеевич Некрасов (1821 — 1878) – классик русской поэзии, писатель и публицист, революционер-демократ, редактор и издатель журнала «Современник» (1847-1866), редактор журнала «Отечественные записки» (1868).

Одним из самых главных и известных произведений писателя является поэма «Кому на Руси жить хорошо».

 

1.     Краткие сведения о биографии и творчестве поэта

Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября (10 декабря) 1821 года в городе Немирове Подольской губернии в зажиточной семье помещика. Детские годы писатель провел в Ярославской губернии, селе Грешнево, в родовом имении. Семья была многодетной – у будущего поэта было 13 сестер и братьев.

В возрасте 11 лет он поступил в гимназию, где учился до 5 класса. С учебой у юного Некрасова не складывалась. Именно в этот период Некрасов начинает писать свои первые стихотворения сатирического содержания и записывать их в тетрадь.

Отец поэта был жестоким и деспотичным. Он лишил Некрасова материальной помощи, когда тот не захотел поступать на военную службу. В 1838 году в биографии Некрасова произошел переезд в Петербург, где он поступил вольнослушателем в университет на филологический факультет. Чтобы не умереть от голода, испытывая большую нужду в деньгах, он дает уроки и пишет стихи на заказ.

В этот период он познакомился с критиком Белинским, который впоследствии окажет на писателя сильное идейное влияние. В 26 лет Некрасов вместе с писателем Панаевым выкупил журнал «Современник». Журнал быстро становился популярным и имел значительное влияние в обществе. В 1862 году вышел запрет правительства на его издание.

Накопив достаточно средств, Некрасов издает дебютный сборник своих стихов «Мечты и звуки»(1840), который потерпел неудачу. Василий Жуковский посоветовал большинство стихов этого сборника печатать без имени автора. После этого Николай Некрасов решает отойти от стихов и заняться прозой, пишет повести и рассказы. Писатель также занимается изданием некоторых альманахов, в одном из которых дебютировал Фёдор Достоевский.

Наиболее успешным альманахом получился «Петербургский Сборник»(1846).

В 1847 - 1866 был издателем и редактором журнала «Современник», в котором работали лучшие литераторы того времени. Журнал был очагом революционной демократии. Работая в «Современнике», Некрасов выпускает несколько сборников своих стихотворений. Произведения «Крестьянские дети», «Коробейники» приносят ему широкую известность.

На страницах журнала «Современник» были открыты такие таланты, как Иван Тургенев, Иван Гончаров, Александр Герцен, Дмитрий Григорович и другие. В нём печатались уже известные Александр Островский, Михаил Салтыков-Щедрин, Глеб Успенский. Благодаря Николаю Некрасову и его журналу русская литература узнала имена Фёдора Достоевского и Льва Толстого.

В 1840-х годах Некрасов сотрудничает с журналом «Отечественные записки», а в 1868 году, после закрытия журнала «Современник», берет его у издателя Краевского в аренду. С эти журналом были связаны последние десять лет жизни писателя. В это время Некрасов пишет эпическую поэму «Кому на Руси жить хорошо» (1866-1876), а также «Русские женщины» (1871-1872), «Дедушка»(1870) – поэмы о декабристах и их женах, еще некоторые сатирические произведения, вершиной которых была поэма «Современники»(1875).

В жизни поэта было несколько любовных связей: с хозяйкой литературного салона Авдотьей Панаевой, француженкой Селиной Лефрен, деревенской девушкой Фёклой Викторовой.

Одна из самых красивых женщин Петербурга и жена писателя Ивана Панаева – Авдотья Панаева – нравилась многим мужчинам, и молодому Некрасову пришлось приложить немало усилий, чтобы завоевать ее внимание. Наконец, они признаются в любви друг другу и начинают жить вместе. После ранней смерти их общего сына, Авдотья уходит от Некрасова. И он уезжает в Париж с французской актрисой театра Селиной Лефрен, с которой был знаком с 1863 года. Она остается в Париже, а Некрасов возвращается в Россию. Однако их роман продолжается на расстоянии. Позже он знакомится с простой и необразованной девушкой из деревни – Фёклой (Некрасов дает ей имя Зина), с которой впоследствии они обвенчались.

У Некрасова было много романов, но главной в биографии Николая Некрасова женщиной оказалась не законная его жена, а Авдотья Яковлевна Панаева, которую он любил всю жизнь.

В 1875 году у поэта обнаружили рак кишечника. В мучительные годы перед смертью он пишет «Последние песни» – цикл стихотворений, который поэт посвятил своей супруге и последней любви Зинаиде Николаевне Некрасовой. Писатель умер 27 декабря 1877 года (8 января 1878) и был похоронен в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище.

 

2.      Поэма «Кому на Руси жить хорошо»

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» – это любимое произведение Некрасова, идею которого он вынашивал не один год, мечтая отразить в поэме все наблюдения о крестьянской жизни. Немалый срок – 14 лет – заняло и написание произведения, причем в процессе работы над ним поэт несколько раз изменял первоначальный замысел. Неудивительно, что композиция поэмы «Кому на Руси жить хорошо» считается сложной, а порою о ней отзываются как о рыхлой и не до конца сформированной.

История создания. Поэма была задумана как «народная книга», эпопея, изображающая целую эпоху в жизни народа. Некрасов начал работу над ней в начале 1860-х гг. после отмены крепостного права. «Это будет эпопея современной крестьянской жизни», - отмечал Некрасов

Окончание работы над первой частью произведения автор датирует 1865 г.

Пролог появляется в печати в январской книжке «Современника» за 1866 г. Издание первой части растянулось на несколько лет.

Главы поэмы печатались по мере написания, поэтому порядок частей в первом и последующих изданиях не совпадает.

В 1877 г. Некрасов умирает. Поэма остаётся неоконченной.

Жанр. Реалистическая лиро-эпическая поэма-эпопея. Жанр «Кому на Руси жить хорошо» определяется как поэма-эпопея, т.е., это произведение, описывающее жизнь целого народа во время какого-либо значительного исторического события. Чтобы изобразить народную жизнь во всей ее полноте, требуется соблюдение эпопейной композиции, в которую включается многогеройность, наличие нескольких сюжетных линий либо вставных эпизодов, а также некая недосказанность.

Особенности композиции. Чёткой структуры поэмы Некрасов не оставил, поэтому существует вариативность в расположении глав. Традиционной является следующая последовательность:


Сюжет поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова линеен, он построен на описании путешествия семи мужиков-временнобязанных в поисках счастливого человека.

Их встреча описывается в экспозиции поэмы: «На столбовой дороженьке / Сошлись семь мужиков».

Сразу заметно, что Некрасов старается стилизовать свое произведение под народное: он вводит в него фольклорные мотивы, использует речевые обороты, характерные для народной речи, устойчивые эпитеты, сравнения и метафоры.

В экспозиции и последующей завязке угадываются сказочные элементы: неопределенность места и времени действия («в какой земле – угадывай»), наличие сказочных персонажей и предметов – говорящая птичка, скатерть-самобранка.

 Значимым является и количество мужиков – их семеро, а семь в сказках всегда считалось особенным числом. Еще есть семь филинов, трое основных рассказчиков о счастье (поп, помещик и крестьянка) и двенадцать разбойников.

Сюжет «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов остался не реализованным до конца, но основную задачу — изобразить жизнь русского народа — автор в поэме все же решил. Более того, последняя часть, «Пир на весь мир», приводит читателя к ожидаемой кульминации. Счастливым человеком на Руси оказывается Гриша Добросклонов, желающий прежде всего не своего, а народного счастья. И жаль, что песен Гриши странники не слышат, ведь путешествие их уже могло бы закончиться.

Нравственные проблемы в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Около четырнадцати лет, с 1863 по 1876 г., продолжалась работа Н.А. Некрасова над поэмой «Кому на Руси жить хорошо». Несмотря на то, что, к сожалению, поэма так и не была закончена и до нас дошли лишь отдельные ее главы, уже позже расставленные текстологами в хронологическом порядке, некрасовское произведение по праву можно назвать «энциклопедией русской жизни». По широте охвата событий, детальности изображения характеров, поразительной художественной точности оно не уступает «Евгению Онегину» А.С. Пушкина.

Параллельно с изображением народной жизни в поэме поднимаются вопросы нравственности, затрагиваются этические проблемы русского крестьянства и всего русского общества того времени, поскольку именно народ всегда выступает носителем нравственных норм и общечеловеческой этики в целом.

Основная идея поэмы вытекает непосредственно из ее названия: кого на Руси можно считать действительно счастливым человеком?

Одной из основных категорий нравственности, лежащих в основе понятия народного счастья, по мнению автора. Является верность долгу перед Родиной, служение своему народу. По Некрасову, хорошо на Руси живется тем, кто борется за справедливость и «счастие родного уголка».

Крестьяне-герои поэмы, ищущие «счастливого», не находят его ни среди помещиков, ни среди священников, ни среди самих крестьян. В поэме изображен единственный счастливый человек – Гриша Добросклонов, посвятивший свою жизнь борьбе за народное счастье. Эти автор выражает свою мысль о том, что нельзя быть истинным гражданином своей страны, ничего не предпринимая для улучшения положения народа, составляющего силу и гордость Отечества.

Типы крестьян в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».  Поэму Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» поистине можно назвать энциклопедией русской крестьянской жизни, а самого автора - поэтом крестьянской демократии, чьи произведения были посвящены проблемам жизни простого люда. 

Весь народ, представленный в поэме, можно разделить на две большие категории. К первой относятся те крестьяне, которые протестует против своего положения, пытаются что-либо сделать и изменить в своей тяжелой жизни. Это своего рода «бунтари». Ко второй группе относятся те, кто рабски предан своим господам, выполняют все их приказания, терпят все издевательства и гордятся таким положением. Они теряют всякое человеческое достоинство. 
    Поэма построена на сопоставлении жизни и мировосприятия различных крестьян. Проводя семерых крестьян практически через всю Русь, Некрасов показывает нам, как по-разному ведут себя люди, как они действуют или, наоборот, бездействуют, протестуют против существующих порядков или смиряются со своей участью. Автор показывает нам несколько основных типов крестьян, принадлежащих к какой-либо группе. 

Некрасов создает образ Савелия, истинно русского богатыря, обладающего необычной силой, как физической, так и моральной. «Осьмнадцать лет» терпел он издевательства управляющего Фогеля, а потом кончилось его терпение — закопали немца заживо в колодце. Автор наделил Савелия чертами героев народного эпоса, с его образом Некрасов связывает центральную проблемы поэмы — поиск пути к счастью народному. Счастье Савелия заключается в его вольнолюбии, в том, что он воплощает в себе всю сложность и важность борьбы против угнетателей. Он не смиряется со своим положением раба. 
    К «борцам-активистам» относится также Яким Нагой - яркий представитель трудового народа, яростно выступающий против несправедливости по отношению к труженикам.

Некрасов рисует Якима не темным крестьянином. Он видит в нем, прежде всего, человека, который осознает свое человеческое достоинство (вспомним, как Нагой защищает народную честь, произнося пламенную речь в защиту народа). Важное место в раскрытии образа занимает история с картинками, которая доказывает, что и для крестьянина «хлеб духовный - выше хлеба насущного». 

Важную роль в поэме играет образ Ермилы Гирина – «народного заступника», который бьется за правду и добро; он честен и неподкупен и, встав на сторону народа во время восстания, попадает в острог. 

В прекрасном женском образе Матрены Тимофеевны Некрасов показал всю тяжесть «долюшки женской». Эта тема прослеживается во всем творчестве Некрасова, но нигде образ русской женщины не был описан с такой нежностью, любовью и участием. 

Наряду с образами крестьян-борцов поэт рисует и тех, кто вызывает осуждение, - крестьян, которых испортила крепостническая система, их близость к помещикам и отдаленность от земли, от тяжелого крестьянского труда. Эти крестьяне являются лакеями в прямом и переносном смысле этого слова. Их образы рисуются сатирически, автор обличает подхалимство, прихлебательство, рабскую покорность и преданность барину. 
    Таков «примерный холоп» Яков, который безоговорочно подчиняется барину, но, осознав низость своего положения, прибегает к беспощадной мести - самоубийству на глазах своего хозяина; Ипат, который с удовольствием рассказывает о своих унижениях; шпион Егорка Шутов; староста Глеб, который из-за скупости предает восемь тысяч крестьян, лишая их законной свободы, а также множество других, вызывающих презрение и негодование. 
    Наряду с «народными заступниками» в поэме стоит и образ разночинца Гриши Добросклонова. Автор подчеркивает непосредственную близость героя к народу; он предстает как поэт-мечтатель, сочиняющий свои песни о горькой доле народа, о всех его тяготах, но в то же время эти песни предназначены для самого народа. Последние строчки поэмы показывают то, что Некрасов действительно нашел счастливого человека, счастье которого заключается в борьбе за лучшую жизнь народа. 

На протяжении поэмы перед нами предстают различные типы крестьян, и автор реалистически показывает нам расслоение и в среде крестьян. Но главное то, что через всю поэму проходит мысль, что спасение народа, его счастливое будущее находится в его собственных руках.

Почему же странники не находят среди простого народа счастливого человека? Возможно по тому, что русский крестьянин, по убеждению автора, не готов стать счастливым, т.е. духовно свободным, не готов самостоятельно мыслить, брать на себя ответственность за свою собственную судьбу.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!