СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Очерк жизни и творчестваАлександра Ивановича Куприна. Тема любви в рассказе «Гранатовый браслет»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лекция № 31 по дисциплине ОДБ.02 "Литература" для студентов, обучающихся на базе основного общего образования по специальности "Сестринское дело"

Просмотр содержимого документа
«Очерк жизни и творчестваАлександра Ивановича Куприна. Тема любви в рассказе «Гранатовый браслет»»

Очерк жизни и творчества А.И. Куприна. Тема любви в рассказе «Гранатовый браслет»


ПЛАН:

1)     Биография писателя.

2)     История создания рассказа «Гранатовый браслет».

3)     Сюжет произведения.

4)     Композиция рассказа.

 

1.     Биография писателя.

Куприн Александр Иванович (1870 – 1938 гг.). Куприн  - ровесник И.А. Бунина.  Но творчество Куприна было известно советскому читателю более широко, чем творчество Бунина, по тому, что, в отличие от Бунина, Куприн за год до своей смерти, в 1937 г., вернулся из эмиграции на родину. Поэтому произведения Куприна издавались в Советском Союзе, а эмигранта Бунина не печатали до конца 50-х годов 20 века.

Особенности творчества. Этих писателей многое объединяет. Прежде всего, следование традициям классической русской литературы, приверженность реализму в изображении жизни, отношение к творчеству Л.Н. Толстого  и А.П. Чехова как к образцу. Куприна тоже интересуют отношения человека и природы, стихия живой жизни. Развивает тему «маленького человека», подчёркивая «необыкновенность каждого». Но если у Бунина главное – созерцательное, аналитическое начало, то для Куприна важны яркость, сила, цельность характера.

Куприн родился 8 сентября 1870 года в городке Наровчатове Пензенской губернии. Трагичная судьба: отец умер, когда мальчику исполнился год. Затем сиротский дом, военная гимназия, кадетский корпус, юнкерское училище.

4 года полковой жизни хватило, чтобы досконально изучить полковую жизнь и написать повесть «Поединок» (вышла в мае 1905 г.). До этого были напечатаны произведения, связанные с жизнью русской армии: «Ночлег» (1897), «Ночная смена» (1899), «Прапорщик армейский» (1897), «Поход» (1901).

В августе 1894 года Куприн выходит в отставку и отправляется в странствие по югу России. На киевских пристанях разгружает баржи с арбузами, в Киеве организует атлетическое общество, в 1896 году несколько месяцев работает на одном из заводов Донбасса, служит лесным объездчиком, управляющим имением, псаломщиком, занимается зубоврачебным делом, играет в провинциальной труппе, работает землемером, сближается с артистами цирка.

В 1898 году печатается произведение «Олеся» - одно из первых произведений, в котором Куприн предстаёт перед читателями художником любви. Этой же теме посвящены произведения «Суламифь» (1908) и «Гранатовый браслет» (1911).

Разнообразие сюжетов подсказывает Куприну его жизненный опыт. Он активно пробует себя во всех направлениях деятельности: поднимается на воздушном шаре, в 1910 году совершает полёт на одном из первых в России аэропланов, изучает водолазное дело и опускается на морское дно, рыбачит с балаклавскими рыбаками и т.д.

Герои произведений Куприна – люди самых различных классов и социальных групп, начиная от капиталистов и кончая босяками и нищими.   

Куприн с восторгом принял Февральскую революцию, но по отношению к Октябрьской революции он занял противоречивую позицию. Сомневался в её успехе и народности. Поэтому в 1919 году эмигрировал во Францию. За границей он тосковал по России, почти перестал писать и весной 1937 года вернулся в Москву.

Он уже был тяжело болен и умер 25 августа 1938 года.

 

2. История создания рассказа «Гранатовый браслет»

«Гранатовый браслет» имеет необычную творческую историю. Работа над произведением шла осенью 1910 года в  Одессе. В  это время Куприн часто бывал в  семье одесского врача Л.Я. Майзельса и  слушал Вторую сонату Бетховена в исполнении жены врача. Музыкальное произведение настолько захватило Александра Ивановича, что работа над рассказом началась с  того, что он записал эпиграф. «L. van Beethoven. 2 Son. (op. 2, № 2). Largo Appassionato». Соната Бетховена «Аппассионата», одно из самых напряжённых, томительных, страстных созданий человеческого гения в музыке, пробудила Куприна к литературному творчеству. Звуки сонаты соединились в его воображении с историей светлой любви, которой он был свидетелем. 15 октября 1910 года Куприн писал о сюжете рассказа своему другу, критику Ф.Д. Батюшкову: «Это — помнишь — печальная история маленького телеграфного чиновника П.П. Жолтикова, который был так безнадёжно, трогательно и самоотверженно влюблён в жену Любимова (Д.Н.— теперь губернатор в Вильно)».

В опубликованных недавно мемуарах «На чужбине» писателя Льва Любимова, сына Д.Н. Любимова, мы можем прочесть: «В период между первым и вторым замужеством моя мать стала получать письма, автор которых, не называя себя и подчёркивая, что разница в социальном положении не позволяет ему рассчитывать на взаимность, изъяснялся ей в любви. Письма эти долго сохранялись в моей семье… Анонимный влюблённый, как потом выяснилось — Жёлтый (в рассказе Желтков), писал, что он служит на телеграфе...в одном письме он сообщал, что под видом полотёра проник в квартиру моей матери, и описывал обстановку. Тон посланий был то выспренний, то ворчливый.

Он то сердился на мою мать, то благодарил её, хоть она никак не реагировала на его изъяснения…

Вначале эти письма всех забавляли, но потом… моя мать даже перестала их читать, и лишь моя бабка долго смеялась, открывая по утрам очередное послание влюблённого телеграфиста. И вот произошла развязка: анонимный корреспондент прислал моей матери гранатовый браслет. Мой дядя и отец отправились к Жёлтому. Всё это происходило не в черноморском городе, как у Куприна, а в Петербурге. Но Жёлтый, как и Желтков, жил действительно на шестом этаже… ютился в убогой мансарде. Его застали за составлением очередного послания. Как и  купринский Шеин, отец больше молчал во время объяснения,глядя «с недоумением и жадным, серьёзным любопытством в лицо этого странного человека». Отец рассказал мне, что он почувствовал в  Жёлтом какую-то тайну, пламя подлинной беззаветной страсти.

Дядя же, опять-таки как купринский Николай Николаевич, горячился, был без нужды резким. Жёлтый принял браслет и угрюмо пообещал не писать больше моей матери. Этим всё и кончилось. Во всяком случае, о дальнейшей судьбе его нам ничего не известно».

 

3.Сюжет. Мелкий чиновник, одинокий и  робкий мечтатель, влюбляется в  молодую светскую даму, представительницу так называемого высшего сословия. Восемь летпродолжается безответная и  безнадёжная любовь. Письма влюблённого служат предметом насмешек и  издевательств членов семейного клана князей Шеиных и Булат-Тугановских. Не воспринимает их всерьёз и княгиня Вера Николаевна, адресат этих любовных откровений. Присланный неизвестным влюблённым подарок — гранатовый браслет — вызывает бурю негодования у брата княгини, товарища прокурора Булат-Тугановского. Он готов растоптать, уничтожить «плебея», осмелившегося оказывать знаки внимания потомственной дворянке. И только старый генерал Аносов, с которым любит откровенничать княгиня, догадывается об истинных мотивах столь рискованных поступков неизвестного влюблённого: «Может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины».

В рассказе практически ничего не сказано о самом Желткове. Читатель узнаёт о нём благодаря мелким деталям. Но даже эти незначительные подробности, используемые автором в своём повествовании, свидетельствуют о многом. Мы понимаем, что внутренний мир этого неординарного человека был очень богат. Этот человек не был похож на других, он не погряз в убогой и унылой повседневности, его душа стремилась к прекрасному и возвышенному. Любовь «маленького человека» заканчивается трагически. Не выдержав столкновения с миром жестокости и равнодушия, с озлобленностью очерствевших душ, герой повести погибает.

 

4.     Композиция рассказа.

Начинается рассказ эпиграфом, который представляет собой название сонаты Бетховена, а заканчивается описанием игры пианистки Женни Рейтер, которая играет эту сонату. Это — композиция обрамления, или кольцевая.

Значительное место в композиции рассказа занимает экспозиция — пейзаж в начале произведения, представление гостей. Куприн детально никого не описывает, никому не даёт оценку, он только отдельными штрихами характеризует каждого из гостей. Здесь есть «толстый безобразно огромный» Спешников, муж Анны «с  гнилыми зубами на лице черепа», «преждевременно состарившийся, худой Пономарёв». Из всех гостей выделяется генерал Аносов — друг отца Веры и Анны.

Особенностью композиционного решения рассказа являются вставные новеллы. Это истории любви, которые рассказывает Аносов. Куприну понадобились эти истории, чтобы показать, что для любви настоящей нужно не меньше сил, чем для подвига. И именно генерал почувствовал подлинность любви Желткова. Долгая экспозиция оправдана тем, что, показывая высшее общество, писатель позже скажет нам, что трагедия произошла не потому, что Желтков к этому обществу не принадлежал, и не потому, что он растратил казённые деньги, а потому, что Вера попросила его «закончить эту историю». Завязка наступает в момент получения Верой подарка от Желткова — гранатового браслета.

С этого момента и начинают развиваться события



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!