Конспект логопедического занятия.
Ф.И.О. учителя-логопеда: Осипова Ирина Александрова.
Возрастная группа/класс: 4 класс. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза, обусловленная ЗПР.
Тип занятия: групповое.
Интеграция образовательных областей: «речевое развитие», «познавательное развитие».
Тема: Однокоренные и родственные слова.
Цель: актуализировать знания о корне и однокоренных словах.
Задачи:
1. познакомить детей с родственными и однокоренными словами;
2. формирование умения находить в тексте однокоренные слова, путем тренировочных упражнений;
3. развивать лексический запас и навык словообразования, использую грамматические лупы;
Планируемые результаты:
Предметные: научаться выделять корень в словах; выделять группы однокоренных слов; образовывать однокоренные слова; подбирать родственные слова, объяснять их лексическое значение.
Метапредметные:
Регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставить конкретные учебные задачи.
Познавательные: осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении; быть терпимым к другим мнениям.
Личностные: проявление познавательной инициативы при выполнении заданий на основе полученных знаний.
Оборудование: презентация, схема слова, картинки птиц, грамматические лупы, карточки для индивидуальной работы.
Использованные технологии: формирования лексико-грамматических средств языка; здоровьесберегающая.
Ход урока
1 Орг момент. Сядет первым тот, кто назовет части слова. (выставляются картинки схемы слова). Кто скажет какая часть слова самая главная?
2 Сообщение темы занятия. 2 слайд Догадались, о чем мы сегодня будем разговаривать. Сегодня мы поговорим о корне. И сейчас я вам расскажу одну историю .
Много-много лет тому назад встретилось людям маленькое, грустное, но очень юркое слово. Пожалели его люди, взяли себе и думают: “Что с ним делать?” А слово это и говорит: “Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево”.
Посадили люди слово, и стало оно расти. Сначала один росток пустило, потом второй, третий. Много ростков появилось от этого слова. Все они на него похожи, но и своё в каждом есть. Вот какое дерево выросло, посмотрите.
3 слайд
- Что общего во всех словах? (общий корень, близкое значение)
- Прочитать только корень.
- Вы поняли, что означает это слово?
- А попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части.
- Ясен ли смысл слов?
- Какой же мы сделаем вывод, что такое корень?
- Правильно, корень – это главная часть слова. В корне заключён смысл слова. От него “растут” другие слова.
4 слайд
3 Закрепление знаний детей о корне об однокоренных и родственных словах.
Игра «Собери группы слов»
Логопед выставляет на доске 12 слов и предлагает детям разделить их на группы (учитель, учит, ученик, воробей, воробьиное, воробушек, зимушка, зима, зимний). Что вы сейчас сделали, по какому принципу вы разделили слова? Сейчас в каждой группе какие слова?
Дети «это однокоренные, родственные».
Игра «4-й лишний» Слайд 5
4. Работа над лексическим значением слов. Устно. Картинки птиц.
Что может быть воробьиное? (гнездо, перо). Каких еще птиц вы знаете? (картинка птиц)
Кто такой воробушек? Назовите птенцов птиц вороны? У Орла? Молодцы.
Что, по-вашему, значит слово зимовать? ( переждать зиму в теплом месте, например птицы улетают в зимние края. Как зимует медведь – спит в берлоге, именно так он и зимует. Мы с вами ни куда не уезжаем не ложимся в спячку и когда пройдут морозы и закончится зима – мы сможем сказать, что мы тоже перезимовали, пережили морозы).
5. Закрепление изученного материала. Подбор однокоренных слов при помощи грамматических луп.
Задание. Образуйте новые слова – логопед показывает грамматическую лупу, дети образуют однокоренное, родственное слово и записываю его в тетрадь и на доске.
ДОМ, ЖУК, ТЕЛЕФОН, ВИШНЯ ( лупы: назови ласково, не вижу, мечтаю о, много чего, за-около-перед).
Динамическая пауза
Грач качался в гамаке, (наклоны в сторону)
Гуси-в волнах на реке (наклоны вперед-назад)
Мимо голуби летели (покачивание руками)
И на веточку присели(приседание)
Веточка качается(покачивание руками)
Неплохо получается.
+
Под музыку игра «пальчиковые классики».
6. Контроль знаний и умений. Индивидуальная работа по карточкам.
Карточка № 1.
Прочитайте текст, вставьте в предложение подходящие по смыслу слова. Укажите в этих слова корень.
На огонь летит маленький ………. Солнце, луна, звезды – небесные ………. В комнате стало ……… от огня. Вдалеке я увидел тусклый ……. Зимой солнце ………, но не греет. Скоро наступит ……… и станет совсем ……….
Слова для справок: свет, светло, светит, светлячок, светает, рассвет, светила.
Карточка № 2.
Прочитайте текст, вставьте в предложение подходящие по смыслу слова. Укажите в этих слова корень.
Сегодня у нас был урок ……………. На берегу реки стоял мужчина, ……………… пейзаж, и смотрел вдаль. Я повесил свой ………… на стену около дивана. Мой брат Саша очень любит …………. Это была …………… на тему «Осень».
Слова для справок: рисунок, рисовать, рисование, зарисовка, рисующий.
Карточка № 3.
Прочитайте текст, вставьте в предложение подходящие по смыслу слова. Укажите в этих слова корень.
Мама купила в магазине для плова ……….. Куда ни глянешь, всюду …...…… поля. Сегодня на поле приехал главный …………………. Дедушка аккуратно перебирал крупу, складывая ………… к ………….. Мама приготовила на обед вкусный ………… суп.
Слова для справок: рис, рисовод рисовый, рисинку, рисинка.
7. Посмотрите на картинку. Назовите однокоренные слова, запишите названные слова и пополните их своими. 6 слайд
8. Подведение итогов и оценка деятельности учащихся. Итог занятия.
«Чем занимались сегодня?», «О чем говорили сегодня на занятии?».