СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Однокоренные и родственные слова

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Однокоренные и родственные слова»

Конспект логопедического занятия.

Ф.И.О. учителя-логопеда: Осипова Ирина Александрова.

Возрастная группа/класс: 4 класс. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза, обусловленная ЗПР.

Тип занятия: групповое.

Интеграция образовательных областей: «речевое развитие», «познавательное развитие».

Тема: Однокоренные и родственные слова.

Цель: актуализировать знания о корне и однокоренных словах.

Задачи:

1. познакомить детей с родственными и однокоренными словами;

2. формирование умения находить в тексте однокоренные слова, путем тренировочных упражнений;

3. развивать лексический запас и навык словообразования, использую грамматические лупы;

Планируемые результаты:

Предметные: научаться выделять корень в словах; выделять группы однокоренных слов; образовывать однокоренные слова; подбирать родственные слова, объяснять их лексическое значение.

Метапредметные:

Регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставить конкретные учебные задачи.

Познавательные: осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении; быть терпимым к другим мнениям.

Личностные: проявление познавательной инициативы при выполнении заданий на основе полученных знаний.

Оборудование: презентация, схема слова, картинки птиц, грамматические лупы, карточки для индивидуальной работы.

Использованные технологии: формирования лексико-грамматических средств языка; здоровьесберегающая.

Ход урока

1 Орг момент. Сядет первым тот, кто назовет части слова. (выставляются картинки схемы слова). Кто скажет какая часть слова самая главная?

2 Сообщение темы занятия. 2 слайд Догадались, о чем мы сегодня будем разговаривать. Сегодня мы поговорим о корне. И сейчас я вам расскажу одну историю .

Много-много лет тому назад встретилось людям маленькое, грустное, но очень юркое слово. Пожалели его люди, взяли себе и думают: “Что с ним делать?” А слово это и говорит: “Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево”.

Посадили люди слово, и стало оно расти. Сначала один росток пустило, потом второй, третий. Много ростков появилось от этого слова. Все они на него похожи, но и своё в каждом есть. Вот какое дерево выросло, посмотрите.

3 слайд

- Что общего во всех словах? (общий корень, близкое значение)

- Прочитать только корень.

- Вы поняли, что означает это слово?

- А попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части.

- Ясен ли смысл слов?

- Какой же мы сделаем вывод, что такое корень?

- Правильно, корень – это главная часть слова. В корне заключён смысл слова. От него “растут” другие слова.

4 слайд

3 Закрепление знаний детей о корне об однокоренных и родственных словах.

Игра «Собери группы слов»

Логопед выставляет на доске 12 слов и предлагает детям разделить их на группы (учитель, учит, ученик, воробей, воробьиное, воробушек, зимушка, зима, зимний). Что вы сейчас сделали, по какому принципу вы разделили слова? Сейчас в каждой группе какие слова?

Дети «это однокоренные, родственные».

Игра «4-й лишний» Слайд 5

4. Работа над лексическим значением слов. Устно. Картинки птиц.

Что может быть воробьиное? (гнездо, перо). Каких еще птиц вы знаете? (картинка птиц)

Кто такой воробушек? Назовите птенцов птиц вороны? У Орла? Молодцы.

Что, по-вашему, значит слово зимовать? ( переждать зиму в теплом месте, например птицы улетают в зимние края. Как зимует медведь – спит в берлоге, именно так он и зимует. Мы с вами ни куда не уезжаем не ложимся в спячку и когда пройдут морозы и закончится зима – мы сможем сказать, что мы тоже перезимовали, пережили морозы).

5. Закрепление изученного материала. Подбор однокоренных слов при помощи грамматических луп.

Задание. Образуйте новые слова – логопед показывает грамматическую лупу, дети образуют однокоренное, родственное слово и записываю его в тетрадь и на доске.

ДОМ, ЖУК, ТЕЛЕФОН, ВИШНЯ ( лупы: назови ласково, не вижу, мечтаю о, много чего, за-около-перед).



Динамическая пауза

Грач качался в гамаке, (наклоны в сторону)

Гуси-в волнах на реке (наклоны вперед-назад)

Мимо голуби летели (покачивание руками)

И на веточку присели(приседание)

Веточка качается(покачивание руками)

Неплохо получается.

+

Под музыку игра «пальчиковые классики».

6. Контроль знаний и умений. Индивидуальная работа по карточкам.

Карточка № 1.

Прочитайте текст, вставьте в предложение подходящие по смыслу слова. Укажите в этих слова корень.

На огонь летит маленький ………. Солнце, луна, звезды – небесные ………. В комнате стало ……… от огня. Вдалеке я увидел тусклый ……. Зимой солнце ………, но не греет. Скоро наступит ……… и станет совсем ……….

Слова для справок: свет, светло, светит, светлячок, светает, рассвет, светила.

Карточка № 2.

Прочитайте текст, вставьте в предложение подходящие по смыслу слова. Укажите в этих слова корень.

Сегодня у нас был урок ……………. На берегу реки стоял мужчина, ……………… пейзаж, и смотрел вдаль. Я повесил свой ………… на стену около дивана. Мой брат Саша очень любит …………. Это была …………… на тему «Осень».

Слова для справок: рисунок, рисовать, рисование, зарисовка, рисующий.

Карточка № 3.

Прочитайте текст, вставьте в предложение подходящие по смыслу слова. Укажите в этих слова корень.

Мама купила в магазине для плова ……….. Куда ни глянешь, всюду …...…… поля. Сегодня на поле приехал главный …………………. Дедушка аккуратно перебирал крупу, складывая ………… к ………….. Мама приготовила на обед вкусный ………… суп.

Слова для справок: рис, рисовод рисовый, рисинку, рисинка.

7. Посмотрите на картинку. Назовите однокоренные слова, запишите названные слова и пополните их своими. 6 слайд

8. Подведение итогов и оценка деятельности учащихся. Итог занятия.

«Чем занимались сегодня?», «О чем говорили сегодня на занятии?».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!