Части речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные.
Тема урока: Одушевленных и неодушевленные имена существительные.
Цель:
– формирование понятия одушевлённости и неодушевлённости как грамматического признака имени существительного, развитие умений различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные по вопросам, определять тематические группы неодушевлённых существительных.
Предметные УУД
– Научиться выделять среди имен существительных одушевленные и неодушевленные имена существительные
– Распознавать одушевлённые, неодушевлённые имена существительные
Метапредметные УУД
– Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления
Регулятивные УУД
– Формулировать новую учебную задачу.
– Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
– Оформлять свои мысли в устной форме.
– Умение работать в паре.
– Вступать в сотрудничество с одноклассниками.
– Участвовать в совместной деятельности.
– Формулировать доказательства и выводов.
– Оказывать взаимопомощь.
– Проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.
Личностные УУД
– Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
– Овладение учебными действиями и языковыми единицами.
Вид урока: изучение нового материала.
Оборудование: школьная доска, ИКТ, карточки для заданий, учебник, рабочая тетрадь, предметные картинки.
Сценарий урока
Организационный момент. (Слово учителя).
– Добрый день, друзья мои!
– Добрый день, – ответим мы
Как две ниточки связали: Доброты и теплоты.
– Проверим готовность к уроку, Ребята, все готовы покорять вершины, все готовы к сегодняшнему уроку?
Актуализация знаний.
Сегодня, друзья мои, мы отравимся в гости, к жильцам, которые живут в юрте. А что такое юрта, ребята? (это жилище кочевых народов). Кто из вас знает, как по-тувински переводиться слово «юрта»? Как думаете, как зовут хозяина нашей юрты? Я вам немножко подскажу, но для начала вы должны отгадать загадку.
Школа, дом, трава, земля.
Любой предмет обозначаю я.
Кто? Учитель, врач, сосед.
Что? Диван, велосипед.
Хозяина нашей юрты зовут – Имя существительное. Да, действительно, мы сегодня идем в гости к ней. Это новая для вас тема или вы уже что-то о ней знаете? (Мы знакомы с этой частью речи).
–А если тема вам знакома, вспомните, пожалуйста, все, что вы знаете об имени существительном и расскажите по плану. (Название, что обозначает, на какие вопросы отвечает).
– А теперь, давайте поработаем с текстом. В этом тексте найдите главные члены предложения и имена существительные. (Назовите главные члены предложения, и на какие вопросы они отвечают).
1.Мрачная туча закрыла небо. 2. В воздухе красиво кружатся разноцветные листья. 3. В болоте квакают неугомонные лягушки. 4. На солнце сверкают капли росы. 5. Неожиданно начался сильный дождь. 6. Деревья оделись в праздничный наряд. 7. Часто дует холодный ветер. (Какую пройденную тему мы повторили с помощью данного текста)
– Сейчас, ребята, поработаем в паре. Как вы думаете, каких правил мы должны придерживаться во время работы в парах (должны работать вместе, помогать друг другу, вежливо разговаривать). Перед вами карточка, одна карточка на двоих, внимательно читаем задание, и приступаем к её выполнению. (Распределите слова на 2 группы – учительница, горох, отец, парта, берег, девочка, лошадь, морковь, воробей, пенал).
– Если все выполнили задание, давайте проверим правильность его выполнения. Почему они записаны в двух столбиках? Обсудите этот вопрос в парах. В первом столбике существительные, которые отвечают на вопрос: кто?, а во втором - на вопрос: что?
– Ребята, почему существительные, записанные в 1 столбике, отвечают на вопрос: кто? (Эти существительные обозначают живой предмет)
– Почему существительные второго столбика отвечают на вопрос: что? (Они обозначают неживой предмет).
Исходя из этого задания, сформулируйте, тему нашего урока. Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока. (Одушевленные и неодушевленные имена существительные, Вот мы и познакомились с одним из жильцов нашей юрты с одушевленными и неодушевленными именами существительными). (Откройте тетради, пишем сегодняшнее число и тему нашего урока).
Открытие новых знаний.
– Ребята, давайте познакомимся с понятием одушевленные и неодушевленные имена существительные. (Открываем учебник стр.12, читаем про себя правило). РАБОТА С ПРАВИЛОЙ.
– Сейчас, каждый будет работать индивидуально. (Открываем рабочую тетрадь, 9 страницу, выполняем 14 задание). Давайте, прочитаем по очереди, какие неодушевленные имена существительные вы составили. (Вывод)
Физкультминутка. (Видео)
Закрепление изученного материала.
- Чтоб закрепить, изученный материал мы напишем с вами «Картинный диктант». Внимательно посмотрите на картины, и напишите название этих предметов, разделите слова на 2 группы: одушевлённые и неодушевленные имена существительные. Теперь достаем карандаши, меняемся тетрадями и проверим, друг друга, не забудьте обязательно поставить оценку своему другу.
Исходя из этого задания, какой вывод мы сможем сделать!!!
Рефлексия
– Ребята, давайте поиграем в одну игру. Мальчик по имени Артыш потерял свои воздушные шары, давайте попытаемся ему помочь. Шары уже взлетают на воздух, мы должны поймать их и ответить правильно на вопросы. Они закреплены в шарике. Поднимаем руки и выбираем себе воздушный шарик.
Отлично, друзья мои! Вы очень хорошо поработали сегодня на уроке, теперь давайте ответьте на вопросы:
Сегодня на уроке я узнал…
Мне было интересно…
Мне было трудно…
Сегодня я повторил
Теперь, ребята, все вы, наверное, заметили, что в ваших партах лежат кружочки, это смайлики, с помощью них оцените свою работу на сегодняшнем уроке.
Дифференцированное домашнее задание
У кого в смайликах нарисована звезда, выполняете упр. 18 с.13
У кого нарисован квадрат, выполняете, 2 задание.
Самоанализ открытого урока по русскому языку в 3 «а» классе.
Учитель: Иргит Шончалай Васильевна.
Тема: «Одушевленные и неодушевленные имена существительные».
Цель и задачи урока: формирование понятия одушевлённости и неодушевлённости как грамматического признака имени существительного, развитие умений различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные по вопросам, определять тематические группы неодушевлённых существительных.
Формы работы учащихся: фронтальная, работа в парах, индивидуальная.
Вид урока: изучение нового материала.
Оборудование: школьная доска, ИКТ, карточки для заданий, учебник, рабочая тетрадь, предметные картинки.
Использованные технологии: игровая, ИКТ, здоровосберегающая.
При разработке данного урока мною учитывались возрастные особенности детей младших классов. Организационный момент включал в себя эмоциональный настрой, был использован прием взаимодействие культур, в актуализации знаний была проведена работа с текстом, с помощью него мы повторили: что такое имя существительное и главных членов предложения.
Далее дети самостоятельно определили тему. На протяжении всего урока я использовала разнообразные формы, методы, приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебе. Использовала компьютерную презентацию, что позволило не только эффективно и полезно использовать время на уроке, но и прививать интерес к предмету. Применяла в работе технологию диалога, тем самым обучая учащихся ставить и адресовывать вопрос, создавала проблемную ситуацию. Также на уроке были реализованы следующие принципы: принцип наглядности, доступности, принцип связи обучения с жизнью, принцип ориентированной функции знаний (ученики осознавали необходимость приобретённого знания), принцип целостности содержания образования (на уроке прослеживалась связь с темами предыдущих уроков). Важным моментом на уроке было соблюдение здоровьесберегающего режима: смена видов деятельности, тем самым предупреждалась перегрузка школьников. Пришла к выводу, что метод подачи нового материала был выбран верно. Психологическая атмосфера на уроке была хорошая. Результаты урока считаю положительными. Все цели реализовать удалось.