Вариант 5
Для ответов на задания 1 и 12 используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания, а затем ответ к нему. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Ответами к заданиям 2-11, 13-20 являются цифра, последовательность цифр или слово (словосочетание). Ответы укажите сначала в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
Задание #1
Какие из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании духовной сферы общества?
Брак; религия; партия; налогообложение; культура.
Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.
Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.
Задание #2
Вопрос:
В дискуссии на уроке обществознания были высказаны различные точки зрения о глобальных проблемах человечества. Какая из них наиболее полно соответствует научным взглядам?
1) Глобальные проблемы возникли вместе с возникновением человека и человечества.
2) К причинам возникновения глобальных проблем относится различие природных условий на земном шаре.
3) Глобальные проблемы не затрагивают интересы передовых, экономически развитых стран.
4) К числу глобальных относится проблема международного терроризма
Задание #3
Верны ли следующие суждения об этапах развития общества?
А. В традиционном обществе функционируют рыночные отношения.
Б. Сословное деление характерно для индустриального общества.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Задание #4
Какое из предложенных определений раскрывает понятие «совесть»?
1) внутренний самоконтроль моральных качеств и исполнения морального долга
2) правило или образец поведения, который выбирает для себя каждый
3) гуманное отношение к людям, помощь всем нуждающимся
4) социальный регулятор прав и свобод личности
Задание #5
Верны ли следующие суждения о религии в Российской Федерации?
А. В РФ не существует государственной религии.
Б. В РФ религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Задание #6
Елена Сергеевна забыла дома очки и, расплачиваясь в магазине с помощью пластиковой карты, попросила кассира ввести PIN-код.
В чём состоит опасность данной ситуации для денежных накоплений Елены Сергеевны?
Как ей правильно поступить в данной ситуации?
Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.
Задание #7
Основным регулятором экономики в условиях рынка является
1) законодательная деятельность государства
2) соотношение спроса и предложения
3) международная конкуренция
4) заинтересованность производителей в экономическом развитии
Задание #8
В стране Z существует частная собственность и промышленное производство. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что экономика страны Z имеет рыночный характер?
1) государство принимает законы, регулирующие экономику
2) государство вводит новые налоги
3) государство защищает свободную конкуренцию и проводит антимонопольную политику
4) государство защищает национальные интересы на внешнем рынке
Задание #9
Верны ли следующие суждения о функциях денег?
А. Функция денег как меры стоимости проявляется в покупке товара в кредит.
Б. Функция накопления проявляется в использовании электронных денег при покупке товара.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Задание #10
В 1825 г. в России произошло выступление декабристов. Этот факт - пример
1) социальной стратификации
2) социального конфликта
3) межнациональных отношений
4) социальной иерархии
Задание #11
Верны ли следующие суждения о социальных нормах?
А. Социальные нормы регулируют поведение людей.
Б. Социальные нормы всегда исполняются людьми.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Задание #12
В стране Z и стране Y был проведён опрос общественного мнения. Гражданам, участвующим в опросе, был задан вопрос: «Какие факторы мешают развитию бизнеса в Вашей стране? »
Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в виде гистограммы.
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.
Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.
Задание #13
Понятию "форма государства" соответствует перечень
1) республика, абсолютная монархия, ограниченная монархия
2) демократия, авторитаризм, тоталитаризм
3) форма правления, политический режим, государственно-территориальное устройство
4) законодательная, исполнительная, судебная власть
Задание #14
Верны ли следующие суждения о гражданском обществе?
А. Гражданское общество возникло вместе с появлением государства.
Б. Гражданское общество создаётся в результате принятия государственного закона.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Задание #15
Установите соответствие между высшими органами государственной власти Российской Федерации и ветвями власти, которые они представляют: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
1) законодательная
2) судебная
3) исполнительная
__ Совет Федерации РФ
__ Конституционный Суд РФ
__ Федеральное Собрание РФ
__ Правительство РФ
__ Государственная Дума РФ
Задание #16
Найдите понятие, которое является обобщающим по отношению к остальным понятиям в списке.
1) правоохранительные органы
2) судебная система
3) министерство внутренних дел
4) органы полиции
Задание #17
Молодой человек перепрыгнул через турникет метро, но был остановлен работником метрополитена. Безбилетный проезд является правонарушением
1) дисциплинарным
2) административным
3) гражданским
4) уголовным
Задание #18
Верны ли следующие суждения о правах родителей?
А. Из двух родителей мать имеет преимущественные права и обязанности в отношении своих детей.
Б. Действие родительских прав прекращается по достижении детьми возраста восемнадцати лет, а также при вступлении несовершеннолетних детей в брак.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Задание #19
Потребности людей многообразны.
Выберите и запишите в начале порядковые номера черт сходства материальных и духовных потребностей, а далее - порядковые номера черт различия.
1) Черты сходства
2) Черты различия
1. выступают мотивом деятельности
2. изменяются со временем
3. обеспечивают физическое существование человека
4. удовлетворяются в процессе приобщения к сфере культуры
Задание #20
Заполните пропуск в таблице
Прочитайте текст и выполните задания 21-24. Для записи ответов на задания используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания, а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
К особенностям образования в современном мире относится, во-первых, приоритетность образования. Образование призвано не только передавать знания, умения и навыки, но и формировать у молодёжи целостную картину окружающего её материального и духовного мира, способствовать осознанию принадлежности каждого человека к единому человеческому сообществу, транслировать из поколения в поколение культурные ценности в их общечеловеческом понимании. Образование является одним из основных средств утверждения более глубокой и гармоничной формы развития человечества, которая позволит бороться с нищетой, отчуждением, неграмотностью, угнетением и войнами.
Во-вторых, это фундаментализация образования, предусматривающая акцент на те знания и умения, которые составляют основу миропонимания, общей культуры молодого поколения и необходимы для восприятия научной картины мира.
В-третьих, это повышение качества образования, которое предусматривает освоение обязательного для всех базового содержания общего образования.
В-четвёртых, это демократизация образования, означающая его доступность для всех членов общества, независимо от пола, социального положения, национальной, расовой, религиозной принадлежности учащихся. В новых реалиях общественной жизни, в условиях высокой мобильности населения мира человек попадает в новую социальную среду, в которой должен принимать важные для себя и для общества решения. Важно, чтобы эти решения принимались на основе социальной ответственности.
В-пятых, это непрерывность образования, которая должна позволить современному человеку приобретать новые знания на протяжении всей своей жизни. Непрерывное образование выступает важным средством сохранения, развития и взаимообогащения национальных культур и общечеловеческих ценностей, фактором и условием международного сотрудничества в сфере образования и решения глобальных задач современности в условиях быстро меняющегося мира. Сегодня научное знание стремительно меняет мир. Поэтому такие человеческие качества, как широта и гибкость мышления, умение ориентироваться в информационном пространстве, приобретают первостепенное значение наряду с глубокими профессиональными знаниями.
К этому перечню можно добавить и такое общее чрезвычайно важное направление, как информатизация образования. Информационные технологии изменяют саму природу мышления, а следовательно, и сущность процесса образования.
(По АЛ. Лобжанидзе, В.Б. Салаховой)
Задание #21
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Задание #22
В чём, по мнению авторов текста, состоит фундаментализация образования? В чём суть непрерывного образования? С чем авторы связывают повышение качества образования?
Задание #23
Какое образование авторы называют демократическим? Приведите две особенности основного общего образования, в которых раскрывается его демократический характер. В каждом случае поясните указанную вами особенность.
Задание #24
Авторы считают, что в современном мире широта и гибкость мышления, умение ориентироваться в информационном пространстве не менее важны, чем глубокие профессиональные знания. Используя текст и обществоведческие знания, подтвердите аргументами (объяснениями) необходимость широты и гибкости мышления и значимость глубоких профессиональных знаний.