Для ответов на задания 1 и 12 используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания, а затем ответ к нему. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Ответами к заданиям 2-11, 13-20 являются цифра, последовательность цифр или слово (словосочетание). Ответы укажите сначала в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
Вариант 6
Задание #1
Какие из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании политической сферы общества?
Федерация; демократия; атеизм; традиция; безработица.
Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.
Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.
Задание #2
Что из перечисленного служит проявлением глобальной экологической проблемы?
1) снижение рождаемости в развитых странах
2) обострение продовольственной проблемы
3) угроза международного терроризма
4) уменьшение разнообразия видов животных и растений
Задание #3
Верны ли следующие суждения об обществе как системе?
А. Взаимосвязь основных сфер жизни общества выступает проявлением его системного характера.
Б. Общество как система сформировалось в современную эпоху.
верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны
Задание #4
Какие пары понятий характеризуют в первую очередь духовную сферу общества?
1) распределение и обмен
2) ценности и нормы
3) статусы и роли
4) потребности и мотивы
Задание #5
Верны ли следующие суждения об искусстве?
А. Искусство представляет духовную сферу общества.
Б. Основой произведения искусства является создание художественного образа.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Задание #6
Игорь Евгеньевич расплачивался в магазине пластиковой банковской картой и случайно оставил её у кассы.
Как следует правильно поступить Игорю Евгеньевичу?
Как следует правильно поступить человеку, который нашёл чужую пластиковую банковскую карту?
Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.
Задание #7
Недостатком рыночной экономики является(-ются)
1) сохранение дефицита товаров и услуг
2) отсутствие стимулов к производству
3) периодические кризисы перепроизводства
4) слабое внедрение технических достижений
Задание #8
Правительство выступило с инициативой о совершенствовании налоговой политики. Налоговая политика государства в условиях рынка направлена в первую очередь на
1) ограничение деятельности частных предприятий
2) поддержку социально незащищённых слоёв населения
3) развитие государственного сектора в экономике
4) сохранение устойчивых цен на товары и услуги
Задание #9
Верны ли следующие суждения о рыночной цене?
А. Цена рыночного равновесия совмещает интересы покупателя товара и его производителя.
Б. Цена рыночного равновесия регулируется государством.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Задание #10
Для обозначения перехода человека из одной социальной позиции в другую служит понятие
1) социальная адаптация
2) социальная мобильность
3) социальный статус
4) социальная роль
Задание #11
Верны ли следующие суждения о социальных нормах?
А. К социальным нормам относятся лишь те предписания, которые закреплены в законах.
Б. Поведение, не соответствующее принятым в обществе нормам, называется адаптивным поведением.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Задание #12
В стране Z на протяжении нескольких лет проводились опросы общественного мнения. Гражданам, участвующим в опросах, был задан вопрос: «Как часто Вы пользуетесь печатными СМИ как источником информации? » Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в виде гистограммы.
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие. Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.
Задание #13
Одной из форм территориально-государственного устройства является
1) монархия
2) демократия
3) федерация
4) парламентаризм
Задание #14
Верны ли следующие суждения о политической власти?
А. Высшим носителем политической власти является государство.
Б. Одним из ресурсов власти является информация.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Задание #15
Установите соответствие между признаком и формой правления, которой он соответствует: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
1) монархия
2) республика
__ бессрочная пожизненная власть главы государства
__ источником власти признан народ
__ наследование верховной власти
__ выборность высших органов власти
__ единоличный глава государства
Задание #16
Нормы права, в отличие от других видов социальных норм
1) являются обобщением исторического опыта
2) поддерживаются общественным мнением
3) соответствуют представлениям о добре и зле
4) обеспечиваются государственным принуждением
Задание #17
Высшая юридическая сила Конституции РФ выражается в первую очередь в том, что она
1) включает основные законы государства
2) определяет полномочия всех ветвей власти
3) не допускает законы и иные правовые акты, противоречащие ей
4) гарантирует права и свободы граждан
Задание #18
Верны ли следующие суждения о правах российских граждан?
А. Политическим правом гражданина России является право избирать и быть избранным.
Б. Личным правом гражданина России является право на определение своей национальной принадлежности.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Задание #19
При изучении на занятии в колледже темы «Бизнес и предпринимательство» преподаватель провёл с учащимися деловую игру «Как начать своё дело». Сравните два вида деятельности, упомянутые в условии задания, - учёбу и игру.
Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт различия.
1) черты сходства
2) черты различия
1. предполагает создание воображаемой обстановки
2. способствует расширению и обогащению личного опыта
3. имеет целью получение знаний
4. может осуществляться как индивидуально, так и коллективно
Задание #20
Заполните пропуск в таблице.
Прочитайте текст и выполните задания 21-24. Для записи ответов на задания используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания, а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Человечество вступило в новый этап своего существования, характеризуемый переходом от индустриального к информационному обществу, в котором знания и информация становятся ведущими движущими силами, определяющими динамику технического прогресса, ключевыми ресурсами человечества. Свободный доступ практически к любой информации в условиях всеобщей информатизации неизбежно влечёт за собой пересмотр ценностей, социальных и правовых норм.
Казалось бы, в «столкновении» человека и техники культурное, гуманистическое начало уступает свои позиции. Информация становится одним из основных производительных ресурсов, фундаментом развития экономики и общества в целом.
Вместе с тем в информационном обществе только творческая личность способна эффективно использовать информацию как мощный производственный ресурс, как средство для преобразования окружающего мира и самого себя по законам гармонии, красоты, целесообразности. В рамках информационного общества эффективность развития технологий и социальной сферы целиком и полностью зависит от человека, который это развитие и обеспечивает, используя возможности информационно-компьютерных технологий.
Культура же есть деятельность, в которой человек реализует свою сущность, условие его свободы. Развитие культуры подразумевает развитие способностей и морального совершенства человека.
(По А.Т. Ткаченко, С.Н. Сидоровой)
Задание #21
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Задание #22
В чём заключается, по мнению авторов текста, значение информации в современном мире? Какие факторы определяют динамику технического прогресса в современном мире? Что проявляется в развитии культуры?
Задание #23
Какое определение культуры дают авторы? Приведите две функции культуры, которые Вы считаете наиболее значимыми. Поясните, в чём заключается значение каждой из них.
Задание #24
Авторы придают особое значение роли творческой личности в современном мире. Используя текст и обществоведческие знания, подтвердите двумя аргументами (объяснениями) данное суждение.